Нужны ли права на скутер в России 2022 году и как их получить?
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Нужны ли права на скутер в России 2022 году и как их получить?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Теперь нужно разобраться с какой категорией в/у можно находиться за рулем скутера. В 2014 году были приняты новые поправки в закон «О безопасности дорожного движения». Согласно им, появилась новая категория для скутеров. Ей была присвоена литера «М». Помимо скутеров в этой категории относятся мопеды с такими же характеристиками.
Категория прав на скутер
Разрешается также управлять скутером с любой другой открытой категорией в водительском удостоверении для дорог общего пользования.
Запрещается водить скутер при отметке ML, так как она указывает на наличие ограничений, которые не позволяют управлять этим транспортным средством.
Запрет касается также тех граждан, у которых в наличии имеется водительское удостоверение на управление трактором.
На каких ТС можно ездить без прав
В ПДД прямо не оговаривается, что при определённых условиях допустимо ездить на скутере без прав. Согласно п. 1.2 ПДД мопед – механическое ТС с максимальной скоростью до 50 км/час и двигателем внутреннего сгорания объёмом до 50 куб. см либо с электродвигателем мощностью от 0,25 кВт и до 4 кВт. На его управление нужны права категории М. Более мощный мопед следует относить к категории А1 или даже А, и для него права тем более требуются (ч. 1 ст. 25 196-ФЗ).
Из этого следует, что есть скутеры, на которые не нужны водительские права. Для ТС с двигателем внутреннего сгорания права нужны всегда. А вот если на скутер установлен электродвигатель мощностью менее 0,25 кВт, такое ТС не подпадает под определение мопеда и, соответственно, механического ТС, и на нём можно ездить без прав. Кроме того, не требуются права при езде на скутере при прохождении курса обучения навыкам практического вождения в мотошколе.
Строгие запреты для водителя мопеда
На основании правил, запрещается водителям, которые управляют велосипедами или мопедами, нарушать несколько основных норм. Речь идет в первую очередь об управлении: недопустимо отпускать хотя бы одну руку, обязательно держаться обеими. Важно, что при перевозе груза он не должен выступать более чем на полметра и каким-либо образом мешать управлению, — это важные правила безопасности.
Кроме того, с точки зрения запретов, отмечается невозможность разворачиваться и поворачиваться на трамвайных путях или дорогах, если есть более одной полосы для движения, но могут быть предусмотренные исключения.
Наконец, водители мопеда обязательно должны двигаться в застегнутом шлеме и не мешать пешеходам переходить дорогу в отведенных для этого местах, а также перемещаться по жилым зонам.
Основной особенностью водителя скутера является то, что он может слезть со своего транспортного средства и везти его руками. В такой ситуации человек приравнивается к пешеходу, что дает ему право пересекать по пешеходному переходу проезжую часть. Возможность сменить свой статус участника дорожного движения может быть полезной непосредственно для обеспечения удобного перемещения в городских условиях.
Отдельно нужно учитывать, что в рамках велосипедных зон или же пешеходных дорожек движение на мопедах и скутерах запрещено. Стоит четко осознавать, что в случае спешивания водитель становится пешеходом, но стоит ему опять сесть на мопед, как он подчиняется иным правилам — для транспортных средств.
Шлем необходим для каждого водителя, это основа безопасности, иначе даже легкая авария или случайное падение могут обернуться трагедией. Именно поэтому в правилах четко прописано, что шлем должен быть застегнут и зафиксирован на голове.
Езда на скутере без прав лицом, не имеющим при себе водительского удостоверения
Если автомобилист забыл ВУ дома, то случай задержания нельзя назвать критичным. Возможно, водитель мопеда даже сможет избежать наказания. В зависимости от обстоятельств событий инспектор может ограничиться предупреждением.
Чтобы избежать наказания, собственник транспортного средства должен быстро отреагировать на действия инспектора и попытаться убедить его в наличии водительского удостоверения. Для этого можно попросить знакомых, друзей или иных третьих лиц привезти документы на место остановки инспектором. Если ВУ не будет предоставлено, сотрудник ГИБДД выпишет водителю штраф в размере 500 рублей согласно части третьей статьи 12.3.
Требования ПДД по управлению ТС
Избежать неприятностей при управлении мопедом можно с помощью следования установленным нормам и требованиям. Стоит заметить, что требования, предъявляемые водителям скутеров и мопедов, аналогичны друг другу.
Владельцам обоих из перечисленных транспортных средств необходимо соблюдать правила, зафиксированные в следующих положениях законодательства:
- Часть вторая статьи 26 Федерального закона под номером 196. Устанавливает возрастное ограничение для водителей мопедов – 16 лет.
- Положение 24.7 ПДД. Регламентирует нормы положения мопедов и скутеров на ПЧ. Тихоходные двухколесные ТС должны двигаться только с правого края, не создавая помех более мощным транспортным средствам. Допускается езда в зонах, отведенных для передвижения велотранспорта, или обочине, если при этом не создаются помехи велосипедистам или пешеходам.
- Пункт 22.2(1) Правил дорожного движения. Перевозка пассажиров разрешена только водителям со стажем вождения более двух лет. При этом владельцы скутеров должны обладать категорией «А» или «А1», а собственники мопедов — «М» и выше.
- Пункт 24.8 Правил дорожного движения. Перевозка пассажиров разрешена только при условии, что конструкция ТС предусмотрена для этих целей. Также запрещено перевозить детей до 7 лет без оборудования для обеспечения дополнительной безопасности.
- Пункт 20.4 Правил дорожного движения. Мопеды не могут буксировать другие транспортные средства, так как это действие отличается повышенной опасностью.
Кроме указанные специальных пунктов водители мопедов обязаны следовать всем правилам дорожного движения. Игнорирование норм ПДД — причина большинства аварий на дорогах с участием мопедов и скутеров.
Нужны ли права на мопед 50 кубов?
Казалось бы, транспортные средства с рабочим объемом ДВС менее 50 см³ отличаются малой мощностью, поэтому в их регистрации, а тем более в получение на них права управления, нет необходимости. Однако на практике оказалось, что даже при таких скромных показателях водители успешно создают аварийные ситуации, причинами которых часто бывает элементарное незнание ПДД.
Получение прав на скутер и мопед всегда сопровождается сдачей экзамена по теоретической части, которая включает не только правила дорожного движения, но и оказание первой доврачебной помощи. Поэтому законодатели и включили скутеры и мопеды с объемом двигателя до 50 кубов в перечень ТС, для управления которыми нужно иметь при себе водительское удостоверение определенной категории. В данном случае это права на скутер или мопед категории «М».
Со скольки лет в России можно ездить на мопеде? В нашей стране езда на мопеде узаконена для граждан с 16 лет. При этом нужно понимать, что если водителю уже исполнилось 14 лет, то любые проблемы с законом ложатся на его плечи. До достижения 14-летнего возраста все претензии правосудия будут направлены на родителей водителя.
Много где можно увидеть информацию о том, что учиться на категорию «М» можно с 14 лет, а сами права на мопед получить с 16. Это не совсем так, поскольку в законе прописано, что осуществление обучающей езды по дорогам общего пользования допустимо только для лиц от 16 лет. Поэтому автошколы изначально набирают учеников, достигших этого возраста. Существуют специальные детские автошколы, которые работают с детьми от 6–8 лет и проводят практику на закрытых автодромах, но получить права на мопед все равно можно будет не раньше 16 лет.
Важно знать, что с 16 лет можно управлять лишь теми транспортными средствами, которые относятся к категориям «М» и «А1». Мотоциклы объемом двигателя от 125 кубических сантиметров требуют категории «А», которая выдается с 18 лет.
Закон о получении водительского удостоверения на скутер
Процесс получения прав в РФ регламентирует ФЗ №196 от 10 декабря 1995 года «О безопасности дорожного движения». Категории удостоверений закреплены в статье 25 вышеуказанного нормативно-правового акта. 5 ноября 2013 года классический перечень был дополнен категорией М. Ее наличие необходимо для управления мопедами и скутерами с объемом двигателя до 50 кубических сантиметров. Непосредственно удостоверения начали предоставляться с 5 ноября 2014 года. С этой даты водители мопедов и скутеров могли поступить на обучение в автошколу и получить водительское удостоверение.
Определенные коррективы затронули ПДД РФ. В частности, в пункте 1.2 закрепили определение мопеда. Им именуют двух или трехколесное механическое транспортное средство, максимальная скорость которого не может быть больше 50 км\ч, а рабочий объем двигателя внутреннего сгорания не превышает 50 кубических сантиметров. По определению сюда же подходит маломощный скутер. Чтобы управлять такими ТС, необходима категория прав М.
Если установлен электродвигатель, его максимальная мощность в режиме длительной нагрузки должна составлять 0,25 — 4 кВт. К мопедам приравниваются квадроциклы, обладающие аналогичными техническими характеристиками. Водитель такого транспортного средства обязан иметь при себе водительское удостоверение категории М (пункт 2.1 ПДД РФ).
Поскольку скутер – это нечто среднее между мопедом и мотоциклом, сходимость в наличии прав также присутствует. Их категория зависит от мощности двигателя. Если вышеуказанные характеристики для мопеда превышены, может потребоваться удостоверение А1. В 2020 году такие права необходимы на мотоциклы и скутеры с рабочим объемом двигателя внутреннего сгорания, не превышающим 125 кубических сантиметров, и максимальной мощностью до 11 кВт. Если показатели выше, потребуется удостоверение категории А.
Первое, чего не стоит делать — это следовать советам «доброжелателей» на тематических форумах, которые дают напутствия вроде «получи паспорт в 14 лет, купи себе мопед и гоняй по дворам». Паспорт не спасет от наказания в случае задержания инспекторами ГИБДД, не научит правильно вести себя в экстренных ситуациях.
Не нужно сажать за руль несовершеннолетнего, устраиваясь за его спиной с мыслью «я все контролирую» и выезжая на дороги общего пользования. Одно неверное движение подростка — учитель и ученик оказываются участниками ДТП. По статистике водители двухколесного транспорта в происшествиях страдают больше всех.
Установка на обычный велосипед бензинового двигателя автоматически превращает велотранспорт в механическое транспортное средство, т.е. мопед, для управления которым требуются права. 16 лет — минимальный возраст, с которого разрешается ездить на мопеде.
Какая категория прав предусматривается для управления мопедом
С 5 ноября 2013 года в категории водительских удостоверений были введены дополнительные категории водительских прав. Так для мопеда была введена категория – «М».
Категории «М» распространяется на двухколесные транспортные средствах с рабочим объемом двигателя внутреннего сгорания не более 50 куб. см. или максимальной мощностью электродвигателя не более 4 кВт и максимальной конструктивной скоростью более 25 км/ч.
Это одна из немногих категорий, которые теперь есть в водительских удостоверениях. С полным списком категорий можно ознакомиться из статьи «Категории водительских прав».
Какой штраф за управление мопедом или скутером без прав в 2021?
Если водитель не согласен с описанием дорожной ситуации в протоколе, сотрудникам ДПС придется доказывать его вину. Для этого используются показания свидетелей. Все возможные детали на месте происшествия, способные пролить свет на ситуацию, фиксируются и предоставляются затем в виде фото- или видеоматериалов.
Составляется описание места происшествия. В крупных городах на многих дорогах установлены камеры видеонаблюдения – записи с них могут быть использованы для доказательства вины водителя.
Как только водитель скутера выезжает на дорогу, он становится участником движения и обязан соблюдать правила. К сожалению, не все относятся к этому серьезно, считая скутер легким для управления, безопасным транспортным средством.
Изменения в правилах и требования наличия водительского удостоверения призваны приучить участников движения, управляющих малолитражным транспортом, быть внимательнее на дорогах и полнее осознавать свою ответственность.
До 2013 года управлять мопедами или скутерами до 50 см 3 можно было без водительского удостоверения. На данный момент для передвижения по дорогам общего пользования права нужны практически для любого транспорта.
На частной территории или по полям можно ездить без прав на легких мотоциклах и квадроциклах. На на специальных трассах без прав можно ездить на мотокроссовых мопедах, так как они относятся не к транспортным средствам, а к спортивному снаряжению.
Однако на автомобильную дорогу в таком случае выезжать запрещено.
Как уже неоднократно упоминалось, управление мопедами имеет ряд особенностей.
Вот главные из них:
- Передвигаться по дорогам общего пользования на мопедах, объемом двигателя до 50 кубов, могут лица старше 16 лет.
- На мопедах можно ездить не только по автодорогам, но и по велодорожке или обочине.
- Перевозить пассажиров на мопеде могут только водители с открытыми категориями A или A
- Если конструкция мопеда не предусматривает отдельного места для пассажира, то перевозить других людей запрещено совсем.
- Также водителям мопедов запрещена буксировка любых других ТС.
Предназначение водительского удостоверения
Чаще всего такие маломощные мопеды не признаются всерьез. Считается, что 49 кубиков – очень мало и на таком транспорте разогнаться просто невозможно. В связи с этим данные мопеды для детей и водительское удостоверение здесь просто не нужно.
Данные утверждения нельзя считать правдой, поскольку несмотря на малый объем, такое транспортное средство из-за своей малой массы может спокойно разгоняться до 60 км/ч и даже больше. Учитывая, что для водителя не предусмотрено никакой защиты, даже минимальная авария может повлечь серьезные последствия. Аварий с участием мопедов было большое количество и если для автомобиля никаких серьезных последствий не наступит, то для водителя мопеда это может стать смертельным.
ВАЖНО !!! Даже если не учитывать малую мощность и другие аргументы в пользу несерьезности мопеда, водитель должен знать правила дорожного движения, что было большой редкостью. Поскольку до 2014 года за руль мог сесть любой человек, достигший возраста 14 лет, аварийность скутеров была крайне высокой.
Получение водительского удостоверения
В связи с изменениями законодательства, в 14 лет в России получить водительское удостоверение не получится. Обучиться на мопед в 16 лет теперь может каждый. Для этого достаточно подходить по состоянию здоровья и пройти предложенные испытания. Права выдаются только после сдачи обязательных экзаменов.
Как и с категорией Б, всеми вопросами занимаются органы ГИБДД. Сдать экзамен можно в любом отделении, независимо от места проживания и регистрации. Экзамен проводится в определенное время, узнать о котором можно предварительно позвонив, либо обратившись на официальный сайт.
ВАЖНО !!! Сначала следует пройти медицинское обследование. Оно практически не отличается от той, которая обязательна для категории Б. Пройти комиссию можно как в государственном учреждении, так и в частной клинике. Единственное, нужно учитывать, что выдаваемое заключение обязательно должно соответствовать единому государственному образцу – выдаваться на унифицированном бланке.
Любые другие справки не имеют силы и предоставить их в ГИБДД не получится. Стоимость комиссии может варьироваться от 1 до 2 тысяч рублей.
Общий порядок не отличается от других экзаменов в ГИБД, но стоит рассмотреть отдельно саму процедуру обучения, а также особенности получения прав.
Подведем итоги. По законам РФ управление ТС запрещено детям до 16 лет, не имеющим водительского удостоверения и не прошедшим обучения в автошколе. К сожалению, сами дети не всегда готовы преодолевать данные этапы, ведь взять скутер у друга или машину у родителей можно прямо сейчас. Однако не стоит забывать, что подобное безответственное поведение может привести к серьезным последствиям. Прежде всего, финансовые потери понесет лицо, позволившее сесть за руль подростку без ВУ, сам подросток и его семья. Также, при возникновении ДТП, может быть нанесен серьезный вред здоровью ребенка и другим участникам дорожного движения, а это чревато отправкой в колонию для несовершеннолетних и значительными по объему выплатами пострадавшим.
Источник