Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
На текущий момент, к сожалению, само понятие «доступная среда» чаще всего ассоциируется только с пандусами. Адаптировать пространство одной лишь установкой пандуса — это решение, что называется, «для галочки»: не несет пользы, а зачастую еще и представляет опасность – при непрофессиональной установке, не соблюдении требований и стандартов.
Наименование государственной программы Ростовской области |
– |
государственная программа Ростовской области «Доступная среда» (далее также – государственная программа) |
Ответственный исполнитель государственной программы |
– |
министерство труда и социального развития Ростовской области |
Соисполнители государственной программы |
– |
отсутствуют |
Участники государственной программы |
– |
министерство здравоохранения Ростовской области; министерство по физической культуре и спорту Ростовской области; министерство общего и профессионального образования Ростовской области; министерство транспорта Ростовской области; министерство культуры Ростовской области; управление государственной службы занятости населения Ростовской области; Правительство Ростовской области (управление информационной политики Правительства Ростовской области); министерство региональной политики и массовых коммуникаций Ростовской области |
Подпрограммы государственной программы |
– |
1 «Адаптация приоритетных объектов социальной, транспортной и инженерной инфраструктуры для беспрепятственного доступа и получения услуг инвалидами и другими маломобильными группами населения». 2 «Совершенствование системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов» |
Программно-целевые инструменты государственной программы |
– |
отсутствуют |
Цель государственной программы |
– |
создание правовых, экономических и институциональных условий, способствующих интеграции инвалидов в общество и повышению уровня их жизни |
Задачи государственной программы |
– |
формирование условий для беспрепятственного доступа к объектам и услугам в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения; совершенствование механизма предоставления услуг в сфере реабилитации с целью интеграции инвалидов в общество |
Целевые показатели государственной программы |
– |
доля инвалидов, положительно оценивающих уровень доступности приоритетных объектов социальной инфраструктуры и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности, в общей численности опрошенных инвалидов Ростовской области; доля доступных для инвалидов и других маломобильных групп населения приоритетных объектов социальной, транспортной, инженерной инфраструктуры в общем количестве приоритетных объектов социальной инфраструктуры; доля инвалидов, обеспеченных техническими средствами реабилитации, от общего числа обратившихся инвалидов; доля инвалидов, в отношении которых осуществлялись мероприятия по реабилитации и (или) абилитации, в общей численности инвалидов, имеющих такие рекомендации в индивидуальной программе реабилитации или абилитации (взрослые); доля инвалидов, в отношении которых осуществлялись мероприятия по реабилитации и (или) абилитации, в общей численности инвалидов, имеющих такие рекомендации в индивидуальной программе реабилитации или абилитации (дети) |
Этапы и сроки реализации государственной программы |
– |
реализация государственной программы запланирована на 2019 – 2030 годы в 2 этапа: 2019 – 2021 годы; 2022 – 2030 годы |
Ресурсное обеспечение государственной программы |
– |
общий объем финансирования государственно�� программы составляет 1 318 358,4 тыс. рублей, в том числе: в 2019 году – 175 333,2 тыс. рублей; в 2020 году – 192 044,9 тыс. рублей; в 2021 году – 145 741,2 тыс. рублей; в 2022 году – 184 188,1 тыс. рублей; в 2023 году – 118 076,4 тыс. рублей; в 2024 году – 189 172,8 тыс. рублей; в 2025 году – 52 300,3 тыс. рублей; в 2026 году – 52 300,3 тыс. рублей; в 2027 году – 52 300,3 тыс. рублей; в 2028 году – 52 300,3 тыс. рублей; в 2029 году – 52 300,3 тыс. рублей; в 2030 году – 52 300,3 тыс. рублей; средства областного бюджета: всего – 1 313 636,7 тыс. рублей, в том числе: в 2019 году – 174 261,1 тыс. рублей; в 2020 году – 189 649,2 тыс. рублей; в 2021 году – 145 741,2 тыс. рублей; в 2022 году – 182 934,2 тыс. рублей; в 2023 году – 118 076,4 тыс. рублей; в 2024 году – 189 172,8 тыс. рублей; в 2025 году – 52 300,3 тыс. рублей; в 2026 году – 52 300,3 тыс. рублей; в 2027 году – 52 300,3 тыс. рублей; в 2028 году – 52 300,3 тыс. рублей; в 2029 году – 52 300,3 тыс. рублей; в 2030 году – 52 300,3 тыс. рублей; из них безвозмездные поступления в областной бюджет – 87 406,2 тыс. рублей, в том числе: в 2019 году – 13 753,9 тыс. рублей; в 2020 году – 13 961,4 тыс. рублей; в 2021 году – 680,9 тыс. рублей; в 2024 году – 59 010,0 тыс. рублей; в том числе средства федерального бюджета – 87 406,2 тыс. рублей, в том числе: в 2019 году – 13 753,9 тыс. рублей; в 2020 году – 13 961,4 тыс. рублей; в 2021 году – 680,9 тыс. рублей; в 2024 году – 59 010,0 тыс. рублей; средства местных бюджетов: всего – 4 721,7 тыс. рублей, в том числе: в 2019 году – 1 072,1 тыс. рублей; в 2020 году – 2 395,7 тыс. рублей; в 2022 году – 1 253,9 тыс. рублей |
Ожидаемые результаты реализации государственной программы |
– |
увеличение количества инвалидов, положительно оценивающих уровень доступности приоритетных объектов социальной инфраструктуры и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности; увеличение количества доступных для инвалидов и других маломобильных групп населения приоритетных объектов социальной, транспортной, инженерной инфраструктуры; увеличение количества инвалидов, обеспеченных техническими средствами реабилитации; увеличение количества инвалидов и детей-инвалидов, в отношении которых осуществлялись мероприятия по реабилитации и (или) абилитации, в общей численности инвалидов и детей-инвалидов, имеющих такие рекомендации в индивидуальной программе реабилитации или абилитации |
Условия адаптации зданий и территорий
Важно понимать, что доступная среда представляет собой целый комплекс мероприятий, посредством которого устраняются все барьеры и опасные для инвалидов участки. Даже если адаптация начинается с пандуса – им она не заканчивается.
Конвенция о правах инвалидов утверждает 2 основных принципа для создания доступной среды. Это универсальный дизайн и разумные приспособления. Необходимо учитывать потребности всех людей, включая инвалидов, уже на стадии проектирования новых объектов или при капремонте, делая пространство универсальным. В дополнение к уже построенным зданиям требуются специальные адаптационные устройства, чтобы все люди, независимо от своих физических возможностей, могли воспользоваться услугами или получить доступ к объекту.
Организация доступной среды в социальных учреждениях имеет свои особенности. Меры адаптации должны соответствовать требованиям, установленным федеральными органами исполнительной власти.
Специалисты «Без Преград» реализовали уже более сотни проектов по адаптации в самых разных сферах. Накопленный опыт и знания законодательства в области доступной среды – наша прочная база для решения любой задачи по адаптации зданий и территорий.
Внесены изменения в подпрограмму о совершенствовании критериев качества МСЭ: дополнена возможностью проведения независимой оценки качества услуг, оказываемых федеральными учреждениями МСЭ. Также изменился порядок субсидирования региональных бюджетов в рамках данной программы и формула расчетов выделяемых субсидий.
Работа по социальной адаптации инвалидов продолжается. Нельзя сказать, что она близка к завершению. Сделать еще предстоит очень много. И не только правительству и ведомствам. От самих граждан как здоровых, так и ограниченных в возможностях тоже многое зависит.
В феврале 2018 г. произошло продление программы «Доступная среда» до 2025 г.
В июне 2019 г. была введена юридическая (административная) ответственность за невыполнении должностными лицами своих обязанностей по выдаче предписаний об устранении правонарушений в сфере соцзащиты инвалидов. В частности, изменены главы 23 и 28 КоАП РФ, определяющие процедуры рассмотрения и пресечения правонарушений в области обеспечения доступа инвалидов к социальным объектам и услугам.
Наши эксперты отслеживают все изменения в законодательстве, чтобы сообщать вам достоверную информацию.
Подписывайтесь на наши обновления!
Реализация государственной программы «Доступная среда» рассчитана вплоть до 2020 года включительно. Это значит, что большая часть программы уже отработана. Что удалось сделать за несколько лет реализации задач? На данный момент среди мероприятий государственной программы «Доступная среда» можно выделить:
- Создание архитектурных построек с учетом особенностей инвалидов. В настоящее время большинство сооружений соответствуют Закону № 181. Если же застройщик выполняет задание, не соответствующим нормам, то ему грозит солидный штраф.
- Обеспечение улицы баннерами и указателями, которые наглядно показывают, в какой стороне находится тот или иной объект.
- Строение нового социального и иного жилья, которое бы учитывало потребности инвалидов.
- Проведение социально-культурных мероприятий, которые бы стимулировали активность людей с ограниченными возможностями и способствовали их интеграции в общество.
- Создание дополнительных рабочих мест, которые предназначены для людей с ограниченными возможностями.
- Внедрение светофоров со звуковыми сигналами.
- Звуковое оповещение об остановках на общественном транспорте.
- На всех телеканалах есть скрытые субтитры.
- Увеличилось количество реабилитационных центров.
Этапы реализации программы
С момента разработки госпрограмма «Доступная среда» уже прошла три полноценных этапа. Каждый из них был направлен на реализацию конкретных задач. С учетом продления срока действия документа можно выделить следующие контрольные точки:
- 2011-2012 гг. Был направлен в первую очередь на упорядочивание НПА, регулирующих деятельность ответственных исполнителей. Уполномоченными структурами активно создавалась правовая база для реализации мероприятий и привлечения средств на строительство конкретных объектов.
- 2013-2015 гг. В указанное время осуществлялись строительство и реконструкция учреждений для реабилитации инвалидов, покупка высокотехнологичного оборудования.
- 2016-2018 гг. На данном этапе осуществлялась основная работа, позволяющая достичь поставленных целей, в том числе корректировка взаимодействия органов власти.
- Текущий период (19-20 годы). Осуществляется мониторинг достигнутых результатов, проводится выработка дальнейших действий, направленных на улучшение положения граждан с ограниченными возможностями здоровья.
- 2021-2025 гг. Период, на который госпрограмма пролонгируется, будет включать новые направления, связанные с повышением реабилитации инвалидов, обучением специалистов инновационным технологиям и внедрением информационных систем.
Что делают для детей с инвалидностью?
Для детей в России, которые имеют ограниченные способности, предусмотрены определенные государственные и региональные программы по улучшению качества их жизни.
На сегодняшний день, на территории РФ насчитывается около полутора миллионов детей, имеющих инвалидность.
До девяноста процентов из них получает образование, что требует предоставления им комфортных условий для беспрепятственного их обучения.
Особенно важно предоставить все необходимые условия для граждан с инвалидностью именно в детском возрасте, так как ребенок не должен ощущать значительного различия в общении со здоровыми детьми.
Однако организация совместного обучения никаких положительных показателей не принесла.
Поддержка для детей, по большей мере, осуществляется на региональном уровне:
- В отдельных регионах готовят специализированных кадров для работы с такими детьми из логопедии, сурдопедагогики, олигофренопедагогики и других направлений;
- Некоторые области предоставляют городской бюджет для приобретения спец. оборудования для школ, восстанавливают здания для облегчения жизни детей;
- Тамбовская область реализует программу образования без барьеров, в которую входит почти тридцать школ.
Особенности исполнения в регионах
В каждом регионе особенности исполнения программы «Доступная среда» различаются. У регионов также существует балльная система, по которой оценивают успехи реализации мероприятий. Самый высокий балл (8,4) присвоен Москве. На втором и третьем месте находятся Краснодарский край и Республика Татарстан. Самые низкие баллы (около 5) присуждены Нижегородской, Московской и Хабаровской области – там реализация доступной среды для инвалидов оставляет желать лучшего.
В большинстве регионов доступность объектов составляет как минимум 50%. На сайте «Жить вместе» можно найти карту доступности социальных объектов. В регионах делается все для того, чтобы осуществить государственную программу Российской Федерации «Доступная среда». В год устанавливается большое количество пандусов, создаются группы поддержки для родителей детей-инвалидов, усиливаются другие меры помощи для людей с ограниченными возможностями. Это приводит к тому, что ключевые социальные объекты становятся доступными для посещения, а инвалиды получают возможность вести более-менее нормальную жизнь: ходить на работу, ездить в общественном транспорте, посещать объекты культурного значения и т. д.
Какие законы определяют положение «Доступной среды»? Распоряжение Правительства от 2008 года позволило установить сроки программы. Первоначально исполнить ее планировалось за 4 года — с 2011 по 2015 гг. Но недавно она была продлена до 2020 года. Постановлением Правительства РФ, государственную программу «Доступная среда» должно исполнить Министерство труда и социальной защиты РФ. В программе очень много участников. К ним относятся следующие организации и учреждения:
- Министерство связи и массовых коммуникаций.
- Пенсионный фонд.
- Министерство финансов.
- Министерство культуры.
- Министерство образования и другие.
Для выполнения задач программы было выделено около 411 миллионов рублей, которые были потрачены на улучшение транспортной инфраструктуры, закупку необходимых средств реабилитации в медицинские учреждения, увеличение числа реабилитационных центров и другие действия. Помимо главной цели, государственная программа РФ «Доступная среда» была укреплена дополнительными программами, которые имеют схожие задачи.
Например, для инвалидов было упрощено получение государственных услуг. Для этого все государственные учреждения обязали сделать пандусы, а качество обслуживания улучшить. Для того чтобы абилитация инвалидов проходила более успешно, одной только законодательной базы недостаточно. Нужна обширная техническая база, которая бы включала все необходимые средства реабилитации. А их людям с множественными нарушениями нужно немало. Поэтому было принято решение об увеличении производства ТСР на территории страны. Какие еще подпрограммы освещены в программе «Доступная среда»?
Федеральный закон №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» является основополагающим документом, где строго прописаны нормы и правила комплексного подхода к созданию доступной среды, что должно быть сделано на объектах социальной, инженерной, транспортной инфраструктуры для людей с ограниченными возможностями здоровья.
Статья 15.1. Государственный контроль (надзор) за обеспечением доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемых услуг (изложение ФЗ-116). Согласно закону контрольные функции возложены:
- Правительством Российской Федерации – на органы власти, осуществляющие федеральный контроль и надзор.
- Правительствами регионов – на органы власти, осуществляющие региональный контроль и надзор. В частности, на федеральном уровне:
- на Ространснадзор – функции контроля и надзора за обеспечением доступности перевозок (в т.ч. объектов и транспортных средств) на воздушном, железнодорожном, внутреннем водном, автомобильном транспорте
- на Роскомнадзор – контроль доступности объектов и услуг в сфере связи и информации
- на Росздравнадзор – контроль обеспечения особых потребностей инвалидов по качеству и безопасности медицинской деятельности и в сфере лекарственного обеспечения
- на Роструд – контроль доступности объектов и услуг в сфере труда и социальной защиты
Государственная программа «Доступная среда» на 2011-2025 годы
Государственная программа «Доступная среда» берет свое начало в 2011 году, после присоединения России к конвенции ООН «О правах инвалидов». Для создания собственной программы было переработано немало нормативных документов, регламентов на международном уровне. За время существования программы было сделано достаточно много, включая разработку законов, которые регламентируют порядок реализации программы.
При реализации программы за основу берутся следующие нормативные акты:
- СП 59.13330.2020. Это свод правил, на основе которых выполняется оснащение помещений и прилегающей к организации территории.
- Федеральный закон №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ». Главный закон, содержащий нормы и требования к социальным объектам. Он предусматривает вид и порядок действий, которые нужно осуществить в рамках реализации программы.
- Федеральный закон №384 «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений». Содержит перечень правил, необходимых для создания безопасной городской среды для инвалидов.
- Федеральные законы Российской Федерации в области безбарьерной среды предусматривают обеспечение доступности предпочтительных объектов и услуг для активной жизненной позиции людей с ОВЗ.
Этапы и сроки реализации программы «Доступная среда»
Правительством предусмотрено, что за 1-2 года достаточно сложную с адаптацией инвалидов ситуацию не изменить. Поэтому на реализацию программы было выделено изначально семь лет. Планировалось, что доступная среда будет создаваться с 2011 по 2018 года. Но в 2018 году стало понятно, что программу нужно продлевать, и она получила еще 7 лет. Завершить внедрение программы планируется к 2025 году.
Пока предусмотрено 5 этапов адаптации городской и частной среды:
- Первый этап. Длился с 2011 по 2012 годы. В этот период создавались законы, прорабатывалась программа, выявлялись наиболее значимые объекты.
- Второй этап. Прошел в 2013-2015 годах. На этом этапе формировала инфраструктура и объекты для инвалидов за счет средства федерального бюджета. Основной акцент был сделан на организации по реабилитации инвалидов – их оснастили современным оборудованием, дали все необходимые технические средства.
- Третий этап. Пришелся на 2016-2018 года. В этот период решались основные задачи правительства по адаптации объектов.
- Четвертый этап. Начался после продления программы – в 2019 году и завершился в 2020 году. Был необходим для оценки работы программы, анализа выполненных задач.
- Пятый этап. С 2021 по 2025 года. Завершающий этап выделен под увеличение числа регионов, участвующих в программе и объектов.
- разработка и внедрение нормативно-правовых документов с учетом принципов формирования доступной среды для инвалидов и иных маломобильных групп населения;
- разработка механизма стимулирования государственных и негосударственных структур по активизации деятельности в части обеспечения условий доступности объектов социальной инфраструктуры для инвалидов и маломобильных граждан;
- внедрение принципа «универсального дизайна» в техническом регулировании в области разработки и внедрения оборудования, программ услуг, а также объектов транспортной и социальной инфраструктур;
- повышение объема телевизионных и радиопередач, спортивных, рекреационных и туристических объектов, доступных для инвалидов;
- повышение количества детей-инвалидов, включенных в систему обязательного начального и среднего образования;
- увеличение количества детей-инвалидов, участвующих в играх, проведении досуга и отдыха, в спортивных мероприятиях, включая мероприятия в рамках школьной системы;
- внедрение новых технологий производства, новых моделей технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалидам (вспомогательных/ассистивных средств и услуг);
- оснащение современной техникой, в том числе реабилитационной ряда федеральных образовательных и санаторно-курортных учреждений для проведения реабилитационных мероприятий инвалидов.
Успех мероприятия — грамотное и последовательное воплощение в жизнь поставленных целей. Таким образом удается постепенно охватить все сферы деятельности, гарантируя инвалидам комфортные и полноценные условия для развития.
Таблица № 2 «Стадии воплощения в жизнь социальной политики доступной среды»
Стадии программы | Особенности реализации |
2011-2012 | Создание безбарьерной среды для инвалидов требует формирования достаточной нормативно-правовой базы. Поэтому на первом этапе подписывались и принимались законы в разных сферах жизни, на основании которых стало возможным перейти к практической части проекта |
2013-2015 | Учитывая масштабы запланированных мероприятий, не обойтись без достаточной финансовой поддержки. Поэтому второй шаг — поиск источников инвестирования финансовых средств, а также распределение федерального бюджета таким образом, дабы часть средств была освоена в рамках «Доступной среды» |
2016-2018 | Организация взаимодействия государственных органов и локальных подразделений, а также между различными ведомственными учреждениями гарантирует одновременное влияние на все сферы жизнедеятельности. Этот период можно назвать реабилитационным, поскольку во многих областях стартовали пробные проекты |
2022-2022 | Анализ полученных промежуточных результатов, поиск недостатков проекта, формирование эффективного подхода к дальнейшей процедуре реализации проекта в других административных образованиях государства. Инвестирование финансов в локальные бюджеты |
2022-2025 | Планируется завершить до этого времени строительство центров реабилитации, закупку необходимого оборудования. На этой стадии предстоит осуществление подготовки патронажных сестер, профилирующего персонала, разработка методов эффективного сотрудничества со всеми группами инвалидов |
В этом году планируется завершение третьего этапа проекта. Как сообщают органы государственной власти, выполнение программы идет согласно целевым требованиям.