Кто уполномоченный по правам ребенка в РФ в 2024 году его функции
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Кто уполномоченный по правам ребенка в РФ в 2024 году его функции». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Федеральный омбудсмен по правам ребенка назначается и освобождается лично Президентом РФ. Лицо, назначенное на данную должность, обладает неприкосновенностью на протяжении всего периода деятельности. То есть не может быть обыскан или арестован, находиться под следствием или обвиняться в совершении преступления.
Другие уполномоченные по правам ребенка в РФ
Каждый регион станы вводит на своей территории аналогичную должность, с таким же перечнем задач и полномочий, действующих в определенном субъекте. Порядок функционирования региональных Уполномоченных по правам ребенка может быть различным в зависимости от законодательства субъекта.
Важно! В настоящее время нормативными актами РФ закреплена возможность объединять должности регионального Уполномоченного по правам человека и по правам ребенка.
Региональный омбудсмен назначается руководителем субъекта РФ и финансируется из соответствующего бюджета. Однако он находится в прямом подчинении Уполномоченного по правам ребенка при Президенте и является его представителем на своей территории.
Все жалобы, адресованные федеральному омбудсмену, направленные ему письмом или на сайт, автоматически перенаправляются в соответствующий регион для решения вопроса на месте. Для чего специалисты запрашивают информацию во все заинтересованные ведомства и формируют ответ.
Важно! Жалоба обязательно должна содержать данные заявителя и обратный адрес. Анонимные письма остаются без рассмотрения.
Основные и особые права ребёнка в РФ
У каждого ребёнка, который рождён в РФ, есть свои права. Они закреплены на законодательном уровне, защищаются государством. В обязанности омбудсмена входит контроль над соблюдением и защитой прав детей.
У любого ребёнка есть те же права, что и у взрослого человека. Например, права на жизнь и право на жилище. Но, в силу возраста правообладателя, не все они могут быть реализованы в полную силу. Поэтому в отдельную законодательную линию выделены те, которые присущи только несовершеннолетним.
Основными законодательными актами при определении интересов детей выступают Конституция РФ и Декларация по правам ребёнка, принятая на международном уровне. В этих документах закреплены следующие нормы:
- Право иметь семью. У каждого российского дитя должна быть своя семья. Он должен в ней воспитываться до тех пор, пока она не стане ему «мала», то есть, в ней не будут ущемляться его права и не будет противоречия его интересам. Законодательно утверждён возраст, когда это может произойти – 18 лет. Предусмотрена эмансипация – «досрочное» совершеннолетие.
- Право на общение. Вне зависимости от того, состоят родители ребёнка в законном браке или нет, он имеет право на полноценное общение с ними обоими, а также с бабушками и дедушками с обеих сторон. Ни один родитель не имеет права выдвигать запрет относительно общения потомка со вторым родителем. Вынести законодательно обоснованный запрет может только орган правосудия при наличии определённых обстоятельств. Например, общение с отцом наносит психологическую травму из-за аморального поведения.
- Право на защиту. В объект попадают здоровье несовершеннолетнего, его жизнь. Также возможна защита от пагубного влияния родственников, знакомых, окружающей его среды, образа жизни родителей.
- Право на наличие своего мнения и его выражение. Когда родители или уполномоченные органы решают судьбу несовершеннолетнего, они должны учитывать его мнение. После того, как малышу исполнится 10 лет, он может влиять на решения этих органов относительно его дальнейшей жизни. Например, родители разводятся и не могут договориться между собой о том, с кем из них будет жить их дитя. Если ребёнку исполнилось 10 лет, суд спросит его мнения и учтёт его.
- Право иметь фамилию, имя и отчество. Если родители его неизвестны, то дать ФИО ребёнку могут органы опеки, медработники, сотрудники учреждения.
Варианты решений по жалобам
У омбудсмена есть право принять жалобу к рассмотрению или отказать в этом. Если он отказывается рассматривать обращение от граждан, то в обязанности входит письменное обоснование отказа и его обоснование нормативными актами.
Относительно принятия жалоб к рассмотрению, у УППР есть следующие возможности:
- рассмотрение жалобы в качестве высшей инстанции. Например, заявитель ранее уже обращался в уполномоченные органы, его заявление рассматривали, но результат его не удовлетворял. Существует срок давности – год с момента, когда были нарушены права дитя или уполномоченные органы узнали об этом;
- перенаправить жалобу в те институты, которые специализируются на решении проблем, выступающих в роли предмета заявления;
- уполномоченный лично изучает обращение, принимает решение перенаправить его на рассмотрение в компетентные органы, контролирует исход дела.
Если омбудсмен не принимает жалобу к рассмотрению, он оповещает об этом заявителя в 10-дневный срок с момента регистрации входящего документа. Если принимает, то тот орган, чья работа будет проверяться, оповещается об этом.
Права института уполномоченного по правам ребенка
Представитель организации по защите прав ребенка или непосредственно сам омбудсмен имеет следующие права:
- Рассматривать жалобы и обращения граждан, поступающих в институт;
- Принимать жалобы на органы власти и различные организации;
- Предоставлять бесплатную помощь юристов детям и их родителям;
- Защищать права детей в судебной инстанции;
- Проводить проверку и изучение ситуаций, в которых были нарушены права детей;
- Доносить до правоохранительных органов информацию о совершении преступных деяний по отношению к детям;
- Оказывать всякое содействие власти и организациям в устранении нарушений/ последствий нарушения прав несовершеннолетних;
- Проводить воспитательные беседы, которые помогут решить трудные проблемы, в которых задействованы дети;
- Рекомендовать власти способы по улучшению деятельности, связанной с защитой детских прав и законных интересов (например, разработка какого-нибудь проекта);
- Собирать, изучать, анализировать и доводить до общественности информацию, связанную с вопросом защиты детей;
- Инициировать решение вопросов, связанных с ситуацией грубого нарушения прав детей;
- Не разглашать информацию о нарушении прав детей без согласия на то обратившегося лица;
- Запрашивать в различных организациях данные, которые помогут доказать факт нарушения прав несовершеннолетних и разрешить ситуацию.
Как и в какие сроки выносится решение по жалобам
Омбудсмен располагает правом принять акт о начале производства или отказать в этом. По закону, относительно принятия жалоб уполномоченный по правам детей наделен следующими возможностями:
- Может рассмотреть обращение, если заявитель ранее обращался в уполномоченные и компетентные по вопросам детей структуры, но результатом проведенной работы остался недоволен. Срок обращения в данной ситуации — не позднее года с момента нарушения прав несовершеннолетнего или с даты, когда он или ответственные за опеку и попечительство лица узнали об этом;
- Ответственное лицо может перенаправить заявителя в те институты, которые занимаются его проблемой в первую очередь;
- Предусмотрены случаи, когда уполномоченный по правам детей самостоятельно перенаправляет жалобу заявителя в компетентные инстанции, способные ему помочь в решении проблемы.
В случае, когда омбудсмен отказывается принять обращение к рассмотрению, заявителю сообщается об этом в 10-дневный срок. Если обращение и жалоба принята, орган, работа которого подлежит обжалованию, уведомляется об этом.
О трудностях во время пандемии
— Сложно было после вступления в должность почти сразу столкнуться с пандемией?
— Я в январе вступила, а началось в марте. Сложность в том, что я не могла по тяжёлым случаям выехать в семью или в учреждения. Когда у нас началась история с дистантом, я понимала, что организацию процесса необходимо держать на контроле. Всё прошло в итоге удачно, но путь к этому у каждого образовательного учреждения был свой. Были и такие дни, когда система МЭШ (Московская электронная школа. — RT) не выдерживала и зависала. Мы, конечно, благодарны производителям коммерческих образовательных платформ, которые предоставили доступ бесплатно на период пандемии. Но с платформами была неразбериха, всплывал нежелательный контент. И учителя, и дети немного терялись. И мы сформировали предложения к московской системе образования, касающиеся организации дистанционного обучения, которые включали в себя также разработку единой платформы на российском ПО. Я как вижу? Когда ребёнок ходит в школу физически, то прикладывает на входе карточку и понимает: в этой школе направо пойдёшь — кабинет физики, налево — кабинет химии, там спортзал, там столовка, там директор сидит. По этому же принципу должен быть организован и дистант: один пароль и понятный дизайн.
— Как вы относитесь к обсуждениям того, что грядёт разделение: дистанционное обучение — для бедных, а элитные школы дистанционно учиться никогда не будут?
— Никогда так не будет. В нашей стране обучение всегда будет оффлайн — даже президент уже об этом говорил.
Дистанционное обучение, конечно, имеет право на существование. Некоторым оно необходимо. У меня сын — профессиональный спортсмен. Вот если бы в его школьные годы было дистанционное образование, он бы смог нормально учиться, а не урывками. Есть дети, которые очень рано профессионально определились. Это юные спортсмены, музыканты. Им достаточно общеобразовательного курса на дистанте, который никак не повлияет ни на спортивный график, ни на гастрольный.
Стало также ясно, что дистант совершенно не подходит детям с ограниченными возможностями здоровья. Например, с расстройствами аутичного спектра, которые работают только глаза в глаза с дефектологами, логопедами, психологами. Эти дети оказались наедине с родителями. Их в школе не только социализируют, но и вводят в систему работы. Сейчас мы думаем о том, как решить эту проблему.
— Остальное всё работает?
— Остальное работает. Многие родители просто не понимали, как правильно жить по режиму. Обычно как? Подъём, ребёнка покормили — и в школу. Вот он и режим. На удалёнке это не работает. Подъём нужен независимо от того, что урок начинается в девять. Необходимо вставать в семь тридцать, зарядка, завтрак, уроки… С одной стороны, пандемия — это плохо, с другой — она выявила роль школы и учителя в каждодневной жизни семьи. Заставила родителей больше уважать учителей, их труд. Вынужденный карантин не только высветил проблемы, но и очеловечил нас. Мы поняли, что у нас есть тыл — наша семья, о чём мы в суете стали забывать.
— В связи с нынешней волной COVID-19 не все родители успели сделать обязательные прививки детям и теперь боятся санкций. Что посоветуете?
— В законе нет никаких санкций. С другой стороны, есть социальная ответственность всех людей в условиях пандемии. Исходя из этих постулатов и нужно действовать.
— Сегодня обсуждают регламентацию родительских чатов (только в определённых мессенджерах и только с участием школьных психологов). Насколько это актуальная мера и будет ли она способствовать оздоровлению общения в школах?
— Родительские чаты — это дело родителей. Модерировать их должны сами родители, возможно, родительский комитет. Что касается участия в них представителей образовательной организации — это вопрос корпоративной политики и этики организации. Регламенты, на мой взгляд, простые и понятные: взаимодействие участников должно происходить в рамках закона.
— А куда ребёнок мог бы пойти в трудной ситуации в семье? В какие-то приюты?
— У нас есть такие приюты. В Алтуфьеве, например. Большой и очень хороший приют.
Также по теме
Жившую с рождения в московской клинике девочку забрали из медцентра
Девочку, которая с рождения жила в перинатальном центре в Москве, забрали из медучреждения. Об этом сообщила детский омбудсмен столицы…
— И как дети туда попадают?
— Каждого ребёнка окружают важные взрослые. И это не только его родители. Большую часть своего времени ребёнок проводит в образовательном учреждении
И, как правило, о сложной жизненной ситуации, в которую попал ребёнок, мы узнаём через важного взрослого из сферы образования. Это может быть не только классный руководитель, но и школьный психолог, социальный педагог или педагог допобразования
— Работа классного руководителя включает в себя какой-то контроль за семейной ситуацией?
— Она включает в себя многое, но единого регламента взаимодействия всех классных руководителей с органами опеки и попечительства, КДН (Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав. — RT), другими социальными институтами не существует. Обычно учителя просто берут на себя ответственность и занимаются ребёнком так, как им подсказывает их опыт.
— А может, и хорошо, что регламента нет, что всё решается по-человечески?
— Одно дело, когда это твоя обязанность, а другое дело — твоё желание. Один пример приведу. Первое сентября, дети приходят в первый раз в дошкольное учреждение. Детям по четыре года — мальчик и девочка. Это первый их день в детском саду. Сад работает до семи. В восемь вечера мне звонит ответственная за детей и говорит: «Ольга Владимировна, двоих детей не забрали. Мама не берёт трубку. Что делать?» Регламент есть: вызвать полицию, отдать ей детей и отвезти в приют! Четырёхлетних детей. В первый день, как они пошли в сад. Мы забрали малышей домой и стали искать маму. Она нашлась в полчетвёртого утра. Не пьяная, но видно, что пьющая. А дети, кстати, даже не заволновались, когда их привезли в чужой дом, — просто поели и спать легли. Значит, часто бывают в такой ситуации. Нужен регламент, который бы позволил школе сообщать социальной системе города о том, что ребёнок в беде.
— А почему не было регламентов до этого? Руки не доходили?
— У нас много социальных институтов, которые работают с детьми. Но они занимаются каждый своим делом. Должна быть точка сборки. Вот может ребёнок пройти мимо медучреждения? Думаете, нет? А очень часто такое бывает. Например, у вас есть семейный доктор, поэтому вы не ставите ребёнка ни на какой учёт в поликлинике. Всё, он прошёл мимо государственных медиков. А мимо образования не проходит ни один ребёнок. Даже если вы находитесь на семейном образовании, вы обязаны прийти в школу и написать заявление. Поэтому роль образования невероятно важна. В законе написано, что вы обязаны ребёнка отдать в школу. Там не написано, что вы обязаны его прививать, прикреплять обязательно к государственной поликлинике, — это право. А образование — это обязанность. Поэтому такая система сейчас создаётся на базе Московской электронной школы. Появилось специальное приложение «Классный помощник». Оно проходит апробацию в пилотных школах.
В каких случаях омбудсмен не будет заниматься рассмотрением обращения
Очень часто граждане допускают в заявлении ошибки, которые приводят к отказу в рассмотрении обращения. Вот некоторые из них:
- Адрес указан с сокращениями. Этого делать нельзя, так как в заявлении нужно полностью прописывать все слова (не «кв.», а «квартира»).
- В жалобе нет сведений о заявителе. Это значит, что обращение анонимное. Такое заявление примут только в том случае, если в нем содержится информация о будущем преступлении. Тогда рассмотрением жалобы будут заниматься другие органы.
- В жалобе содержатся угрозы.
- Заявитель указал неверные контактные данные.
- Почерк заявителя невозможно разобрать. Необходимо писать четко и разборчиво.
Сотрудничество с государственными и общественными организациями
Социальный омбудсмен Российской Федерации по правам ребенка выполняет важную задачу по защите прав детей. Омбудсмен не может справиться с этой задачей самостоятельно, поэтому сотрудничает с различными государственными и общественными организациями. Такое сотрудничество позволяет более эффективно реализовывать свои полномочия и осуществлять контроль за соблюдением законодательства в сфере прав детей.
Основанием для сотрудничества является федеральный закон «О детях и детском омбудсмене в Российской Федерации», в котором четко определены полномочия омбудсмена и его функции. Каждый регион России имеет своего регионального омбудсмена по правам ребенка, который также выполняет важную миссию по защите прав детей в своем регионе.
Сотрудничество омбудсмена с государственными организациями осуществляется на различных уровнях. На федеральном уровне омбудсмен взаимодействует с федеральными органами исполнительной власти, такими как Министерство образования, Министерство здравоохранения и другие. Важной частью работы омбудсмена является анализ нормативных актов и региональных программ в области защиты прав детей, а также подготовка предложений по улучшению законодательства.
Омбудсмен также активно сотрудничает с общественными организациями, такими как Российский союз землячеств, Общероссийский народный фронт и другими. Общественные организации играют важную роль в защите прав детей, поэтому сотрудничество с ними является приоритетным направлением деятельности омбудсмена.
Каким образом защищаются права ребенка в России?
В России существует несколько способов защиты прав детей. Один из них – это система опеки и попечительства. Опека и попечительство предоставляется детям, лишенным своих родителей или оставшимся без подходящей заботы. В этом случае, опекун назначается судом и получает полномочия по заботе о ребенке до его совершеннолетия.
Кроме того, в России существуют специализированные государственные органы, такие как Росстандарт и Роспотребнадзор, которые контролируют качество и безопасность товаров и услуг, предлагаемых на рынке. Кроме того, детская омбудсмен России обладает правом проводить проверки в учреждениях, где содержатся дети, и защищать их права.
Законодательство России принимает многочисленные акты в области защиты прав детей, включая Федеральный закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», «О борьбе с насилием в семье», «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».
Нацеленность на защиту прав ребенка также проявляется в выделении бюджетных средств на дополнительные программы образования, культуры и спорта для детей, на реализацию гуманитарных проектов, услуги консультирования и т.д.
В целом, Россия проявляет серьезное отношение к вопросам защиты прав ребенка, и многие шаги были предприняты для улучшения их качества жизни и обеспечения отличных возможностей для их развития.
На должность уполномоченного по правам ребенка могут быть назначены представители различных профессиональных сфер, но выбор кандидатов основан на ряде жестких критериев:
- Опыт в работе с детьми – наличие опыта работы с детьми в качестве учителей, педагогов, воспитателей является одним из важнейших критериев отбора. Таким образом, уполномоченный по правам ребенка должен понимать особенности детской психологии, уметь общаться с ними и находить подход к каждому ребенку.
- Квалификация – уполномоченный по правам ребенка должен иметь высшее юридическое образование, познания в области психологии и социологии, а также быть знакомым с нормативно-правовыми актами в области защиты прав детей.
- Этические принципы – уполномоченный по правам ребенка должен быть лишен предвзятости и не иметь склонности к коррупции. Он должен соответствовать высоким нравственным принципам и осуществлять свою деятельность в интересах детей в соответствии с Конвенцией ООН о правах ребенка.
- Коммуникабельность – уполномоченный по правам ребенка должен уметь строить доверительные отношения с ребенком и его родителями, представителями местных властей, организациями гражданского общества.
- Ограничения – уполномоченный по правам ребенка не может быть депутатом, членом политической партии или занимать другую должность в органах государственной власти.
Выбор кандидата на должность уполномоченного по правам ребенка осуществляется с учетом данных критериев. Важно, чтобы уполномоченный по правам ребенка обладал всеми необходимыми навыками и знаниями, чтобы заботиться о правах детей в наиболее эффективной манере.
Международный Израильский центр «Галилео»
Израильская медицина кажется довольно качественной. Это уже давно, не просто какой-то миф. Это настоящий бренд. Поэтому некоторые нехорошие люди могут пытаться прикрываться этим брендом. Предлагая не самый хороший бизнес.
Как раз такой организацией можно считать центр под названием Галилео. Если изучить отзывы о том, что делают в этом международном центре. То возникает несколько вопросов.
В частности, этот центр занимается реабилитационными мероприятиями для детей. В частности, они предлагают курсы реабилитации. Как индивидуальной, так и групповой.
Дело в том, что жалоб на специалистов этого центра набралось какое-то запредельное количество. Судя по всему, там оказывают далеко не всегда услуги от специалистов. Иногда с родителями и детьми работают какие-то откровенные дилетанты.
Правда, и тут не все так просто. И не совсем понятно. По причине того, что в отзывах есть еще какие-то рассказы о проблемах с оплатой и договорами. Так что негатив одними специалистами не ограничивается. Возникает масса дополнительных вопросов.
Люди продолжают верить в то, чего уже давно нет или опровергнуто
Вообще, паранауки, как отдельная отрасль, практически не состоялись. По причине того, что их ложность, оказалась слишком очевидной.
Грубо говоря, телекинез или пирокинез, это как раз явление для паранаучных исследований. Но что тут исследовать? Не совсем понятно.
История помнит те времена, когда могла открыться какая-нибудь школа по изучению паранаук и всего такого прочего. В таких школах люди могли заниматься какими-нибудь бесполезными делами. В основном, фантазированием и обсуждением того. Что не существует.
Сюда же можно поставить уфологов. Хотя, у уфологов куда больше пространства для маневра. Так как они могут устраивать полноценные экспедиции и поиски разного рода паранормальных явлений. НЛО и всего такого прочего
Уфологам куда проще. По причине того, что инопланетян условных можно искать по всей земле. Можно искать какие-нибудь круги на полях. Можно ходить по местам упавших метеоритов. И т.д. и т.п.
То в случае с пирокинезом и телекинезом. Все достаточно просто. Можно до бесконечности пытаться сжечь какой-нибудь предмет взглядом. Или передвинуть его с места на место. Но, на практике, если вы будете чем-то заниматься пару лет подряд. То вам это все равно надоест. Потому что ничего сделать не удаётся. И вы просто бьетесь лбом в кирпичную стену.
Потому что люди не умеют двигать предметы силой мысли. Или жечь предметы силой мысли. Да, паранаучное сообщество эксплуатирует некоторые необъяснимые явления. То есть, иногда опирается на то. То объяснить достаточно сложно.
Например, самовозгорание. Случаев самовозгорания зафиксировано не так уж и много. Очень часто, такие случаи не имеют реального подтверждения. Очень часто, такие случаи можно описать на чистом научном языке. Например, какие-нибудь материалы, при их сочетании. Или очень легком трении. Могут самостоятельно воспламеняться. Для людей, которые освоили только реакцию горения это может показаться чудом. Но у этого чуда может быть вполне реальное объяснение.
Как юристы привлекают себе клиентов?
Все оказывается банально просто и понятно. Открывается офис. Подбирается персонал. Далее запускается реклама в интернете. После того, как человек попадает на рекламный сайт, он оставляет свои данные. Естественно эти данные попадают к юристам.
После чего человеку перезванивают и выясняют обстоятельства (кратко). Обстоятельствами могут быть, проблемы по защите прав потребителей, обманутые вкладчики в КПК, МФО, Брокерами и так далее по финансовым вопросам, так же может быть связано с жильем, землей, наследством.
Естественно после кратного выяснения всех обстоятельств, человека приглашают придти в офис, где все «на бесплатной основе» все детально выяснять и естественно помогут. Только с момента как человек переступает порог офиса, все меняется. Его начинают обрабатывать, убеждать и склонять к подписанию договора. Естественно после подписания, нужно платить. И сумма может быть просто огромной.