Для тех, кто хочет работать дефектологом: обучение и трудоустройство

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Для тех, кто хочет работать дефектологом: обучение и трудоустройство». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Дефектология – наука, изучающая процессы развития и обучения у детей, которые имеют свои особенности (болезни, незначительные отклонения). Эта отрасль позволяет исправить патологические нарушения. У дефектологии есть несколько отраслей, которые отличаются по сфере деятельности.

С кем и где работают дефектологи?

Эта профессия включает в себя несколько направлений:

  • Сурдопедагоги работают со слабослышащими, глухими и глухонемыми детьми. Они помогают развить остаточный слух, используют дактильный и жестовый язык при обучении устной речи. Также эти специалисты работают с пациентами на этапе восстановления после кохлеарной имплантации (установки медицинского прибора, который помогает компенсировать потерю слуха).
  • Тифлопедагоги помогают слабовидящим детям научиться пользоваться остаточным зрением, а слепым — опираться на другие органы чувств. Специалисты обучают пациентов чтению по Брайлю, определению форм и цветов объектов и пр. Главные задачи тифлопедагога — привить ребенку навыки самообслуживания и научить его основам безопасной жизни в социуме (в частности, перемещению по городу).
  • Олигофренопедагоги работают с детьми с задержками в психическом развитии, умственной отсталостью, расстройствами аутистического спектра, ДЦП и пр. Также они помогают детям, у которых нет отклонений в развитии интеллекта, но есть трудности в освоении школьной программы или другие проблемы — слабая память, моторная неловкость, неспособность удерживать внимание и пр.
  • Логопеды специализируются на работе с детьми, у которых есть сложности с речевым развитием. Это может быть как неспособность выговаривать некоторые звуки, так и тяжелая форма заикания и даже полное отсутствие речи. Часто логопеды работают вместе со специалистами других направлений дефектологии. Дело в том, что нарушения речи встречаются у многих детей с расстройствами аутистического спектра, нарушениями слуха, задержками в развитии интеллекта и пр.

    Проблемы, с которыми работает специалист данного профиля

    Логопед коррекционного профиля решает проблемы вторичных нарушений речи у детей, нуждающихся в специализированной помощи. Дети с УО, глубокой ЗПР, аутизмом и ДЦП имеют и задержку в речевом развитии. Осложнение работы может заключаться:

    • В нежелании со стороны малыша идти на контакт со взрослым (особенно это ярко наблюдается у аутистов).
    • В ограничении физических возможностей детей (при нарушении моторной системы наблюдаются осложнения координирования мышц речевого аппарата).
    • В непонимании или в полном отказе от помощи со стороны родителей особого ребенка (протест против комплексной врачебно-педагогической помощи). Часто коррекционные специалисты сталкиваются с тем, что взрослые не могут принять тот факт, что малыш «не такой, как все». В этом случае важно уметь успокоить родителей, объяснить и доказать им необходимость работы в условиях именно специализированного учреждения или группы. Чем раньше будет оказана помощь, тем больше шансов компенсировать недостатки в развитии и социализировать ребенка.

    Сложнее всего педагогу работать с детьми, имеющими тяжелые формы нарушения.

    Заработная плата специалиста

    Зарплата педагога в среднем несколько выше, чем у воспитателя коррекционной группы, но при этом рабочий график у них разный. Разница в финансовом плане зависит от нескольких факторов, благодаря чему можно отметить следующее:

    • В государственных учреждениях заработная плата работников несколько ниже, так как они относятся к бюджетным организациям. Частные ДОУ и школы, имеющие аккредитацию, выплачивают сотрудникам ежемесячный оклад в большем размере, однако, требования и условия могут отличаться (работа в выходные, в помещении с установленными камерами и т. д.).
    • Зарплата зависит от ставки педагога, количества групп детей, с которыми он проводит занятия.

    Какими качествами должен обладать дефектолог

    Чтобы реализоваться в профессии, специалисту необходимы:

    • Грамотная и правильная речь.
    • Хорошая память.
    • Развитые организаторские способности.
    • Хорошая интуиция. Это качество требуется для подбора методики корректировки, которая наилучшим образом подойдет для пациента, ведь каждый ребенок уникален.
    • Наблюдательность и внимательность. Это поможет специалисту установить эмоциональный контакт с ребенком, выявить специфику и закономерности его поведения, особенности развития.
    • Коммуникабельность. Дефектолог должен находить подход к каждому из своих пациентов, уметь вывести маленького пациента на беседу, «разговорить» его.
    • Эмоциональная устойчивость и терпение. Крепкая нервная система — одно из ключевых требований, которые предъявляются к специалисту-дефектологу. Необходимо понимать, что процесс корректировки психофизических отклонений пациентов занимает достаточно много времени и сил.
    • Отзывчивость. Для работы дефектологом необходимо иметь искреннее желание помогать людям, проявлять неравнодушие к чужим бедам.
    • Тактичность. Специалист должен быть максимально вежлив в процессе общения с детьми и их родителями. Следует строго избегать нелестных высказываний, грубых фраз и т.д.
    Читайте также:  РВП в 2022 году: инструкция по получению статуса

    Дефектолог должен уметь выявлять конкретные психофизические отклонения своих маленьких пациентов, находить способы коррекции, проводить комплексные занятия по компенсации дефектов развития. Специалист должен уметь преодолевать возрастной барьер между собой и ребенком. Дефектологу необходимо уметь входить в доверие и становиться для пациента настоящим другом.

    Как получить профессию

    В настоящее время работать дефектологом, не имея высшего образования, невозможно. Именно поэтому абитуриент, который принял решение связать свою будущую жизнь с дефектологией, должен подавать документы в такое учебное заведение, где есть специальность 44.03.03.

    Для того чтобы попасть на факультет дефектологии, необходимо сдать экзамены в форме ЕГЭ по русскому языку, биологии, математике.

    Также можно переквалифицироваться в дефектолога тем людям, которые обладают профильным образованием в сфере психологии или педагогики. В таком случае продолжительность обучения составит всего несколько месяцев. Переподготовку можно пройти дистанционно, получив сертификат установленного государственного образца.

    Длительность курсов составляет от 500 до 1000 часов, предполагается стажировка, плановые зачеты. На протяжении всего курса переподготовки студенты имеют доступ к специальным обучающим материалам.

    Как добиться предоставления тьютора?

    Тьютор – помощник как для ребенка, так и для учителя. Именно тьютор является важнейшим проводником ребенка с ОВЗ в мир инклюзивной школы. Он несет на себе основную нагрузку, связанную с проблемными вопросами адаптации детей в обычных классах.

    Правовой основой деятельности тьюторов является профстандарт «Специалист в области воспитания».

    Существует три пути предоставления тьютора.

    1. По решению ПМПК или МСЭ

    Решения ПМПК и ИПРА являются обязывающими документами для образовательного учреждения, в которых определяется нуждаемость в тьюторском сопровождении (в случае отказа ПМПК рекомендуем обратиться в конфликтную комиссию).

    2. По заключению школьного консилиума

    Учитель может обратиться к директору или администрации школы и попросить решить вопрос с предоставлением ребенку тьютера. Даже если ПМПК решила, что ученику не нужен тьютор, но учитель видит в этом необходимость, школа может предоставить сопровождающего по своей инициативе.

    Требуйте ввести тьютора в штатное расписание, которое формируется директором образовательного учреждения, либо обязанности тьютора может выполнять педагог с соответствующей квалификацией за дополнительную плату.

    3. Привлечение тьютора со стороны (оплачиваемый сотрудник, волонтер)

    Осуществляется на основе заключения трехстороннего договора (школа-родитель-тьютор), который может быть волонтерским или договором возмездного оказания услуг.

    К непосредственным обязанностям тьютора относятся:

    • Выявление индивидуальных особенностей, интересов, способностей, проблем, затруднений обучающихся в процессе образования
    • Разработка индивидуальных образовательных маршрутов
    • Адаптация образовательного процесса
    • Проектирование открытой образовательной среды
    • Разработка и подбор методических средств
    • Рефлексия образовательного процесса его участниками

    Преимущества профессии дефектолога

    Не сложно догадаться, что основным преимуществом профессии дефектолога можно смело назвать возможность помогать проблемным детям, для которых этот специалист является едва ли не единственным шансом на полноценную и насыщенную положительными событиями жизнь.

    Если же говорить о более «земных» преимуществах, то в первую очередь необходимо отметить востребованность дефектологов, которые с легкостью могут устроиться на работу по своей специальности как в медицинские учреждения и психологические центры, так и в дошкольные и школьные образовательные организации. При этом дефектолог может совмещать работу штатного сотрудника с оказанием профессиональных услуг частным образом. Естественно, что это позволяет специалисту получать вполне приличный совокупный доход.

    Принимая во внимание тот факт, что профессию дефектолога очень редко получают, а тем более ведут профессиональную деятельность, «случайные» люди, можно также утверждать, что работа доставляет специалисту удовольствие. Тем более, что результат своей работы он видит воочию.

    Диагностика и лечение

    Работа специалиста начинается с консультации.

    От родителей требуется рассказать, как проходила беременность, были ли осложнения во время родов. Важно знать заболевания ребенка, особенно по части неврологии. Также родители описывают поведение малыша дома, в саду, в гостях, на улице. Рассказывают об особенностях поведения, имеющихся отклонениях.

    На втором этапе специалист приступает к диагностике пациента.

    Оцениваются интеллектуальные способности, речь, способность к восприятию новой информации. Психолог смотрит, как ребенок реагирует на раздражители, как справляется с эмоциями. Общение происходит с родителями и без них, что позволяет увидеть или исключить одну из причин задержки развития — страх.

    Читайте также:  Исполнительный сбор

    Затем составляется индивидуальная программа коррекции.

    Она включает работу с дефектологом и обучение в домашних условиях. По необходимости, ребенка направляют на дополнительное обследование и консультацию с врачами.

    Психолог-дефектолог не имеет медицинского образования, поэтому не может назначать медикаменты и физиотерапевтическое лечение. Специалист занимается компенсированием недостатков. Занятия проводятся в игровой форме в непринужденной обстановке, чтобы заинтересовать ребенка.

    Есть несколько педагогических методик, позволяющих развивать способности детей. К ним относится песочная терапия, томатис-терапия, упражнения с карточками, пазлами, конструкторами.

    Дефектология (специальная или коррекционная педагогика) – это наука, которая изучает закономерности развития, воспитания и обучения детей с физическими и психическими нарушениями.

    В зависимости от специфики нарушений, которые подлежат коррекции, дефектология подразделяется на:

    • Логопедию. Специалисты данного профиля занимаются коррекцией речевых нарушений у детей.
    • Сурдопедагогику – отрасль, которая сосредоточена на оказании помощи детям с нарушениями слуха.
    • Тифлопедагогику. Специалисты этого профиля оказывают помощь детям с патологиями зрения.
    • Олигофренопедагогику. К сфере деятельности специалистов этого профиля относится оказание помощи детям, которые страдают снижением интеллекта.
    • Ортопедагогику. Дефектолог-ортопедагог оказывает помощь детям с патологиями опорно-двигательной системы и нарушениями осанки, а также пациентам с ДЦП.

    При этом деление на узкую специализацию в дефектологии условно, так как в процессе практической деятельности дефектолог может сталкиваться с сочетанными дефектами, при которых у детей наблюдается несколько разных нарушений одновременно (при ДЦП, задержке психоречевого развития и т.д.). Исключением является логопед – этот узкий специалист обучает правильному произношению и написанию различных единиц речи детей, которые не имеют серьезной сопутствующей патологии.

    Для оказания помощи детям с сочетанными дефектами дефектолог должен иметь базовые знания в смежных областях либо тесно сотрудничать с другими узкими специалистами (психологом, неврологом, нейропсихологом).

    К задачам дефектолога относятся:

    • проведение гибкого и всестороннего исследования особенностей развития ребенка;
    • оказание помощи детям в развитии внимания, мышления и других основных психических процессов;
    • развитие навыков общения и разговорной деятельности, формирование четкого произношения;
    • проведение интенсивных занятий, которые устраняют проблемы сенсорики;
    • консультирование родителей и их обучение приемам и навыкам воспитания ребенка с особенностями развития;
    • оказание помощи ребенку в социализации, понимании и принятии себя.

    Для выполнения этих задач дефектолог должен обладать:

    • способностью быстро устанавливать контакт с ребенком и создавать дружескую атмосферу в процессе занятий;
    • умением работать с детьми по любой программе, которая позволяет корректировать и компенсировать недостатки развития;
    • умением учить детей читать и писать при помощи нетрадиционных методов;
    • умением работать с лицами разного возраста по индивидуальной программе (дефектолог также работает со взрослыми, помогая улучшать их социальную адаптацию и качество жизни).

    Стоит ли учиться на логопеда

    Если выпускник устроился в государственное учреждение, его ожидают такие плюсы работы логопедом:

    • отдельный кабинет;
    • непродолжительный рабочий день;
    • отпуск – 3 месяца в году;
    • возможность вести практику и в пенсионном возрасте;
    • зарплата около 30000 тысяч рублей;
    • радость благодарных пациентов.

    Однако стоит понимать, что специфика работы предполагает и определенные минусы:

    • работа с «особенными людьми» требует устойчивой психики и терпения (человек, попавший в эту профессию случайно, обычно быстро перепрофилируется );
    • много бумажной работы по заполнению бланков;
    • не всегда ощутимый результат лечения.

    Если человек чувствует потребность помогать другим, имеет большой запас терпения и планирует посвятить свою жизнь обучению пациентов и отслеживанию новых методик лечения дефектов речи, то профессия «логопед» идеально ему подойдет. Ведь такие всемирно известные ученые, как Кащенко , Бехтерев также начинали как простые врачи-дефектологи.

    Возможно Вас заинтересуют.

    Кто такой логопед? В чем состоит его работа? Какая у него зарплата? Какие экзамены нужно сдавать, чтобы учиться на него? На эти и многие другие вопросы попытаемся развернуто ответить ниже. Ведь многих людей, задумывающихся о работе в сфере педагогики, беспокоит и вопрос о возможном устройстве на работу логопедом. Эта профессия весьма востребована, а дошкольные учреждения есть практически в каждом городе и селе.

    Кто такой дефектолог?

    Дефектология изучает особенности развития психики и физиологии детей с различными отклонениями в умственном или физическом развитии.

    По сути педагог-дефектолог имеет дело с высшими психическими функциями ребенка, развивая и стимулируя их.

    Его область деятельности — это подготовка психики и мозга к формированию речи. В процессе обучения в вузе будущие специалисты изучают не только педагогику, но и основы медицины, психологии и нейрофизиологии.

    Направление работы дефектолога:

    1. Работа над улучшением памяти и произвольного внимания.
    2. Развитие восприятия и воображения.
    3. Формирование правильной активной речи, расширение словаря.
    4. Работа над особенностями эмоционально-волевой сферы.
    5. Создание условий для адаптации ребенка в социуме, планирование особых подходов к обучению.
    Читайте также:  Условия программы «Молодая семья» в 2023 году

    Бизнес: • Банки • Богатство и благосостояние • Коррупция • (Преступность) • Маркетинг • Менеджмент • Инвестиции • Ценные бумаги: • Управление • Открытые акционерные общества • Проекты • Документы • Ценные бумаги — контроль • Ценные бумаги — оценки • Облигации • Долги • Валюта • Недвижимость • (Аренда) • Профессии • Работа • Торговля • Услуги • Финансы • Страхование • Бюджет • Финансовые услуги • Кредиты • Компании • Государственные предприятия • Экономика • Макроэкономика • Микроэкономика • Налоги • Аудит
    Промышленность: • Металлургия • Нефть • Сельское хозяйство • Энергетика
    Строительство • Архитектура • Интерьер • Полы и перекрытия • Процесс строительства • Строительные материалы • Теплоизоляция • Экстерьер • Организация и управление производством

    Кто такой дефектолог?

    Дефектологов часто путают с логопедами, но первые занимаются с детьми, которые страдают от задержки речевого развития или заболеваний ЦНС, а вторые корректируют речь абсолютно здоровых ребят. Условно дефектологов можно разделить на тех, кто занимается научной деятельностью, и тех, кто является практикующим коррекционным педагогом. Выделяют несколько направлений дефектологии, которые и определяют поле деятельности педагога:

    • логопед, изучающий проблемы с речевым развитием, исправляющих их;
    • сурдопедагог и тифлопедагог, работающие с людьми, у которых наблюдаются проблемы со слухом или зрением соответственно;
    • амблиолог, занимающийся с пациентами, страдающими от нарушений зрения, слепыми детьми;
    • олигофренопедагог и ортопедагог, работающие с детьми, страдающими от задержки умственного развития и опорно-двигательного аппарата соответственно.

    Дефектологи, работающие с любым из вышеперечисленных направлений, занимаются не только коррекцией поведения, но и социальной адаптацией пациентов, их обучением, реабилитацией.

    Какое образование нужно дефектологу

    Получить образование дефектолога возможно в педагогических вузах (код специальности 44.03.03). В процессе обучения студент изучает основы педагогики, способы оказания психологической и медицинской помощи и пр. Поэтому можно утверждать, что дефектолог обладает педагогическим образованием с медицинским уклоном.

    Профессия дефектолога подразделяется на несколько узких специальностей, таких как:

    сурдопедагог (работает с детьми, имеющими недостатки слуха);

    тифлопедагог (работает с детьми с нарушениями зрения);

    сурдотифлопедагог (работает со слепоглухонемыми детьми);

    олигофренопедагог (работает с умственно отсталыми детьми);

    логопед-дефектолог (работает с детьми, имеющими нарушения и дефекты речи) и пр.

    Современность и образование

    Требования нашей повседневности таковы, что приходится все больше времени взаимодействовать с машинами. Это имеет ряд положительных аспектов, но не обошлось и без минусов: все шире поле для работы дефектологов-логопедов. Многие детишки, прекрасно обращаясь с техникой, с трудом осваивают навыки речи, страдают логопатией и косноязычием. Это приводит к социальным проблемам и сложностям взаимодействия, как следствие, внутренним психологическим проблемам. Ребенок становится замкнутым, необщительным, неуверенным в собственных силах, боящимся расширять кругозор. Такое чадо редко позволяет себе любопытство и освоение нового, но часто ощущает себя несчастным.

    Так складывается, что многие современные дети учатся жить, проводя время перед экранами телевизоров, и потом стараются копировать поведение и манеру речи актеров, героев сериала. Родители же, слишком занятые работой, просто не имеют возможности контролировать этот процесс.

    В чем заключается работа?

    Врач логопед-дефектолог поможет, если у ребенка выявлены языковые несовершенства. Обратиться к такому профессионалу можно через специализированное учреждение. Иногда логопеды состоят в штате массовых образовательных учреждений, но это скорее исключение, нежели правило. Логопед-дефектолог поможет, если обратиться за помощью в центр коррекции, развивающий кружок, а также в частную практику.

    Перед началом работы с логопедом ребенка нужно показать комиссии психологов и врачей. Здесь поставят диагноз, оценят, в чем причины отклонений. Логопед, имея на руках заключение, определяет особенности случая и инструментарий, который поможет в конкретном варианте.

    Многие привыкли думать, что профессия «логопед-дефектолог» – это специализация, направленная на коррекцию произношения ребенком звуков. На самом деле это представление очень упрощенное. Основная задача логопеда – усовершенствовать речь пациента, сформировать способность говорить связно, накопить словарную базу, наработать фонематический слух, освоить грамматику и начать правильно произносить слова. Логопед обучает искусству словоизменения. Правильные и регулярные занятия помогают исключить письменные нарушения, улучшить память и активизировать мышление, стимулировать мелкую моторику и восприятие пространства.


    Похожие записи:


    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *