Кому обязательно надо пройти аудит за 2021 год

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Кому обязательно надо пройти аудит за 2021 год». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Содержание

Аудиторские услуги – то есть аудит и сопутствующие ему услуги – общественно значимым организациям могут оказывать лишь те аудиторские фирмы, сведения о которых внесены в Реестр аудиторских организаций, оказывающих аудиторские услуги общественно значимым организациям.

Делистинг депозитарных расписок

В закон с поправками об отмене обязательного аудита (законопроект № 19912-8) также включили положения о делистинге депозитарных расписок российских компаний с иностранных площадок с последующей конвертацией в российские акции. Такие поправки были разработаны после обвала расписок крупнейших российских компаний, в том числе на Лондонской фондовой бирже.

Изменения содержатся в ст. 6 законопроекта № 19912-8.

В частности, указано, что не допускаются размещение и организация обращения за пределами РФ акций российских эмитентов посредством размещения в соответствии с иностранным правом ценных бумаг иностранных эмитентов, удостоверяющих права в отношении акций российских эмитентов.

Теперь российские компании обязаны в течение пяти рабочих дней со дня вступления поправок предпринять необходимые и достаточные действия, направленные на расторжение договоров с банками-депозитариями. Кроме того, они обязаны не позднее пяти рабочих дней после совершения таких действий представить в Банк России информацию об этом и приложить подтверждающие документы.

Помимо этого, установлено, что заключение любых сделок, принятие любых решений российских эмитентов, а также совершение от их имени любых иных действий относится к компетенции единоличного исполнительного органа. Такие сделки, решения и действия российского эмитента не требуют получения согласия совета директоров или общего собрания акционеров независимо от содержащихся в уставе требований о получении подобных согласий и не могут быть оспорены по основаниям, установленным ст. 174 ГК РФ.

Со дня вступления в силу поправок в отношении акций российских компаний, организация обращения которых за пределами РФ прекращается:

  • запрещается зачисление акций российских компаний на счета депо депозитарных программ, открытые до дня вступления в силу поправок;
  • акции российских компаний, учтенные на счетах депо депозитарных программ, не предоставляют права голоса, не учитываются при подсчете голосов, по ним не выплачиваются дивиденды.

Невыплаченные дивиденды могут истребовать лица, являвшиеся держателями ценных бумаг иностранных депозитариев по состоянию на день вступления в силу поправок и получившие акции российских компаний при погашении принадлежащих им ценных бумаг иностранных депозитариев в порядке, установленном Законом № 208-ФЗ для невостребованных дивидендов.

На получение акций в результате их списания со счета депо депозитарных программ не распространяются положения по поводу:

  • получения предварительного или последующего согласия Банка России на приобретение акций банка;

  • получения согласия на сделки с акциями банка антимонопольным органом (о направлении уведомления в антимонопольный орган);

  • приобретения 30 и более процентов обыкновенных акций публичного акционерного общества.

Новая обязанность – руководитель аудиторской группы

Изменения в аудите с 2023 года коснулись самого порядка предоставления аудиторских услуг.

Услугу аудиторской проверки можно предоставлять только с назначением руководителя аудиторской группы.

И это абсолютно новая категория для такой деятельности. Ранее такая обязанность отсутствовала.

Интересно то, что не важно – проводите вы обязательный аудит или просто предоставляете сопутствующие услуги. Руководитель группы должен быть в любом случае. При этом не важно, аудитор и руководитель группы – это один и тот же субъект или это разные лица. Руководитель группы – это не руководитель аудиторской компании.

Например, аудиторское заключение должен по новому регламенту подписать как руководитель самой фирмы, так и руководитель самой группы. В ином случае такой заключение не будет иметь с 1 января 2023 года юридической силы. Поэтому данный момент стоит учесть.

Также введены и определенные критерии, которым теперь должно соответствовать заключение. С 2023 года проверяющие субъекты обязаны в итоговом документе обязательно указать те обстоятельства, которые могут оказать влияние или оказали такое воздействие на достоверность сформированной финансовой отчетности.

Также раскрываются обстоятельства и события, которые могут повлечь неспособность объекта контроля и дальше продолжать свою деятельность.

Другие специфические нюансы:

  • руководителем аудита фирмы, которая не является общественно значимой, может быть сотрудник, работающий как в штате по основному месту работы, так и по совместительству;
  • руководителем аудита, который проводится в отношении общественно значимой организации, может быть только сотрудник, зачисленный в штат фирмы по основному месту работы.

И это также накладывает дополнительные обязательства к аудиторским фирмам. Нет в штате высококвалифицированного сотрудника, нет возможности осуществлять обязательный аудит. Тогда нужно менять условия труда, предлагать интересное сотрудничество, повышая зарплату. Задача – переманить сотрудника к себе на основное место работы.

Интересный момент и в отношении руководителей групп, которые проводят аудит для компаний финансового рынка. Такой руководитель не просто должен соответствовать требованиям, он ежегодно должен повышать свою квалификацию. И это косвенно затрагивает вопрос ценообразования.

Аудиторская компания с 2023 года должна:

  • предложить сотрудникам выгодные условия оплаты труда, которые будут конкурентными на рынке (дополнительные расходы для бизнеса);
  • обеспечить аудиторам ежегодное повышение квалификации (издержки на дополнительное обучение).

Если у бизнеса растут расходы, он повышает цены на предоставляемые услуги, кто, в первую очередь, ощутит такое повышение? Конечно, заказчики аудита.

Проверки аудиторских компаний

Аудиторские фирмы также подлежат проверке. Их деятельность контролирует как саморегулируемая организация аудиторов, в которой они состоят, так и Федеральное казначейство.

Так вот теперь результаты проверки, проведенные Федеральным казначейством, могут быть засчитаны как плановые результаты проверки, которую должна осуществить СРО аудиторов.

Установлен четкий регламент взаимодействия между Федеральным казначейством и СРО аудиторов:

  • казначейство и СРО подписывают соглашение о том, чтобы одна из сторон признала результаты полученной проверки и не проводила плановую ревизию;
  • такие алгоритмы взаимозачеты не распространяются на внеплановые проверки, проводимые со стороны СРО;
  • СРО аудиторов может признать только те результаты проверки, которые касаются компанию, проводящих также и обязательный аудит;
  • результаты ревизии могут быть взаимозачтены только в том случае, если проверяют один и тот же отчетный период. Если ревизия со стороны ФК и СРО аудиторов охватывает разные временные периоды, то взаимозачет не возможен.

Интересный момент и по деятельности самой СРО. Те трактовки, которые представлены в Законе, свидетельствуют об одном – останется только одна саморегулирующая организация аудиторов.

И это подтверждается той нормой, что статус СРОК может получить та компания, члены которой в совокупности охватывают более 50% аудиторских услуг. Как минимум, остается 49% охват. Следовательно, создать еще одну организацию подобного рода не получится.

Изменения в аудите на 2022 и 2023 годы — выводы

Новый Закон об аудиторской деятельности, основы которого в большинстве вступят в силу в 2023 году, вводят достаточно много новых категорий. Плюс в том, что у компаний есть еще время на ознакомление с новыми правилами и требованиями.

С одной стороны, новые изменения в аудите ограничивают деятельность частных аудиторов. Они накладывают вето на использование услуг таких специалистов. Теперь невозможно использовать их труд как в сфере обязательного аудита, так и сопутствующих услуг (актуально для общественно значимых организаций).

С другой стороны, устанавливается ряд критериев, которые обязуют аудиторские организации работать с привлечением штатных специалистов. В ином случае невозможно будет предлагать услугу обязательного аудита. И это создает оптимальные условия для работы. Ведь аудиторские фирмы будут заинтересованы в том, чтобы именно они стали основными работодателями для профессиональных аудиторов.

Спорным моментом остается соблюдение коммерческой тайны. Несмотря на то, что фирмы обязаны соблюдать коммерческую тайну о деятельности аудируемого субъекта, устанавливается и прямая обязанность аудиторских фирм взаимодействовать не только с Федеральным казначейством, но и с Центробанком.

Кто подпадает под обязательный аудит

Компаниям, чьи показатели критериев обязательного аудита позволяют им отказаться от его проведения, стоит задаться вопросом, целесообразно ли поддаваться соблазну отсутствия «обязаловки» и отказываться от аудита?

Обязательность и целесообразность — разные вещи. И то, что обязательный аудит для малого бизнеса больше не требуется по законодательству, не означает его бесполезность с точки зрения безопасности и выгоды.

Сегодня многие наши клиенты, для которых аудит перестал быть обязательным, не спешат от него отказываться. Ведь для дальновидного предпринимателя аудит — это не траты, а инвестиции.

«Бумажка для проверяющих» — это далеко не единственное предназначение аудита. Основная польза аудита — убедиться, что:

  • существенные ошибки в вашем учете отсутствуют;
  • новости о поправках в нормативные правовые акты учтены, важные документы и имущество в наличии, по проведению инвентаризации и ее результатам нет вопросов;
  • размер чистой прибыли рассчитан верно, дивиденды начислены и выплачены в полном объеме;
  • принимаются правильные решения, которые идут на пользу компании и учредителям, ведь всегда можно оперативно посоветоваться с аудиторами, налоговыми консультантами и юристами, сопровождающими проверку. Они всегда помогут сориентироваться в применении новых ФСБУ, изменениях в НК РФ, вопросах валюты и др.

Если обязанность предоставить аудиторское заключение есть, а само аудиторское заключение не было предоставлено или было предоставлено позже нормативных сроков, то виновные будут привлечены к административной ответственности. Штрафы:

  • для организаций — от 3000 до 5000 руб.;
  • для должностных лиц — от 300 до 500 руб.

­Если проверка контролирующих органов выявит, что аудит не был проведен (хотя для соответствующего юридического лица он был обязательным), то составляется протокол об административном правонарушении (ст. 15.11 КоАП РФ). В этой ситуации ответственность руководителя компании будет уже ощутимее:

  • если в первый раз обнаружили, что аудита не было — от 5000 до 10 000 руб.;
  • если повторно — от 10 000 до 20 000 руб. либо дисквалификация от 1 года до 2 лет.

Если заключение не будет представлено во время подготовки к общему собранию тем лицам, которые имеют на это право (п. 3 ст. 52 Федерального закона № 208-ФЗ «Об акционерных обществах»), то ответственность наступит по ч. 2 ст. 15.23.1 КоАП РФ:

  • от 2000 до 4000 руб. для граждан;
  • от 20 000 до 30 000 тысяч руб. или 1 год дисквалификации — для должностных лиц;
  • от 500 000 до 700 000 руб. — для юридических лиц.

Подробно на эту тему с реальными кейсами мы писали ранее в статье.

Аудиторское заключение о бухотчетности: сроки представления изменятся

  • Если ваша организация обязана проводить аудит, вы должны выбрать аудиторскую фирму и заключить с ней договор на проведение обязательной проверки.
  • С января 2021 года пороги доходов и величины активов в целях проведения обязательного аудита сильно увеличили, поэтому многие представители малого и среднего бизнеса автоматически от него освободились.

Написать комментарий

      Обязательное проведение аудиторской проверки нужно, чтобы получить заключение о состоянии финансовой и бухгалтерской отчетности, подтверждения ее достоверности. Такое определение следует из ст. 1 Закона № 307-ФЗ.

      Общие правила проведения аудитов в России:

      • аудиторской деятельность могут заниматься организации и частные эксперты, состоящие в СРО (аудиторы обязаны иметь квалификационный аттестат);
      • организация должна ежегодно проводить независимый обязательный аудит, если это предусмотрено статьей 5 Закона № 307-ФЗ;
      • любое предприятие может заказать инициативный (добровольный) аудит, чтобы получить заключение о состоянии дел по финансовой, экономической и хозяйственной деятельности;
      • заключение аудиторов является официальным документом, который можно использовать в текущей деятельности, для подготовки годовых отчетов, при обращении в государственные органы, для других целей.

      Если требование о проведении обязательного аудита прямо следует из закона, за его нарушение грозит административный штраф на организацию или должностное лицо. Проверять эти моменты и возбуждать административные дела вправе ФНС.

      Обязательно должны провести независимый аудит следующие виды юридических лиц:

      • акционерные общества любой формы;
      • компания, чьи ценные бумаги выпущены в оборот и допущены к организованным торгам (организация-эмитент);
      • банки, профессиональные участники рынка ценных бумаг, бюро кредитных историй, НПФ, страховые компании, ряд других организаций в кредитной и финансовой сфере;
      • предприятие, чья выручка за прошлый год превысила 400 млн. руб.;
      • организация, сумма активов которых на конец предшествующего года превысила 60 млн. руб. (сумма определяется по бухгалтерскому балансу);
      • предприятие, раскрывающее годовую сводную бухгалтерскую или финансовую отчетность;
      • ряд других юридических лиц (застройщики, госкорпорации, НКО и т.д.).

      Если вы не можете определить, нужно ли проводить обязательный аудит, обратитесь к нашим экспертам. Мы проанализируем документы и сведения о вашей организации, поможем избежать нарушений закона и штрафов.

      Компании, чьи ценные бумаги допущены до организованных торгов, должны ежегодно заказать и провести независимую обязательную аудиторскую проверку. Заключение по итогам аудита необходимо представить организатору торгов, наряду с другими документами. Требования к компаниям-эмитентах и допуску из ценных бумаг на рынок регламентированы Законом № 39-ФЗ и Положением Банка России № 534-П. При отсутствии заключения или непредставлении его с заявкой компанию не допустят до торгов, привлекут к ответственности.

      Обязательный аудит позволяет соблюсти требования закона и избежать штрафных санкций. Но такая проверка проводится только по минимально необходимому перечню показателей, документов и отчетности. Чтобы получить максимум преимуществ для своего бизнеса, руководители и собственники организаций заказывают услуги комплексного аудита.

      Комплексное сопровождение предусматривает постоянную работу аудиторов, юристов, консультантов и других экспертов. Аудит осуществляется в ходе текущей деятельности компании, что позволяет:

      • своевременно выявить и устранить нарушения, ошибки и недочеты при ведении налогового и бухгалтерского учета, подготовки отчетности, ведения документации;
      • оценивать текущие риски в финансовой и хозяйственной деятельности, перспективы принятия определенных решений;
      • получать консультационную поддержку по всем направлениям, определенным договором;
      • работать в штатном режиме без отвлечения своих специалистов и служб, так как аудит будет фактически интегрирован в текущую деятельность.
      Читайте также:  Какие социальные выплаты будут проиндексированы в 2023 году

      Комплексный аудит не заменяет обязательную аудиторскую проверку. Но на момент ее проведения аудиторы уже будут иметь всю необходимую информацию о финансах, бухгалтерии, отчетности и других важных моментах для подготовки заключения. Это упростит и ускорит проведение всех мероприятий, что дает дополнительные преимущества для заказчика.

      Критерии проведения обязательного аудита определены международными стандартами, Законами № 307-ФЗ и № 402-ФЗ, Приказом Минфина № 2н, приказами ФНС. Сведения о нормативной базе, применявшейся в ходе аудита, будут указаны в заключении.

      Аудиторская проверка проводится по следующим стадиям:

      1. подготовительный (предварительный) этап — получение общей информации о компании, согласование сроков, стоимости и направлений работы, заключение договора и утверждение плана аудита;
      2. проведение аудита — включает анализ документов и сведений, правильности ведения учета и достоверности отчетности, другие мероприятия по плану (программе) аудита;
      3. оформление заключения по итогам обязательного аудита — для этого применяются стандарты аудиторской деятельности, нормы Закона № 307-ФЗ;
      4. передача заключения заказчику — организация получит документ, подтверждающий достоверность ее бухгалтерской и финансовой отчетности.

      Для каждого юридического лица план (программа) аудита утверждается индивидуально. Это зависит от организационно-правовой формы предприятия, сферы и видов деятельности, схемы налогообложения, особенностей бухгалтерского и налогового учета, других показателей. Все эти моменты определяются на начальном этапе работы.

      Если организация должна провести обязательный аудит в силу закона, ей нужно представить заключение и финансовую отчетность в контролирующие органы (ФНС, Банк России).

      За нарушение этого требования наступает ответственность:

      • по ст. 15.11 КоАП РФ за отсутствие обязательного аудиторского заключения — штраф на должностное лицо составит от 5 до 10 тыс. руб., а при повторном нарушении от 10 до 20 тыс. руб. с возможной дисквалификацией;
      • по ст. 15.15.6 КоАП РФ за нарушение сроков представления или непредставление заключения обязательного аудита — штраф на должностное лицо составит от 15 до 30 тыс. руб., а при повторном нарушении от 30 до 50 тыс. руб.;
      • по ст. 15.23.1 КоАП РФ за непредставление или нарушение сроков представления документов для общего собрания акционерного общества — штраф составит от 20 до 30 тыс. руб. с возможностью дисквалификации (должностные лица) или от 500 до 700 тыс. руб. (на юридическое лицо).

      Таким образом, непроведение обязательного аудита или непредставление заключения по его итогам всегда влечет наказание для руководителя организации. Проверяется этот факт достаточно просто. Чтобы избежать ответственности и выполнить требование закона, вовремя проходите аудит. Также аудиторы могут оказать множество дополнительных услуг, от восстановления учета до подготовки к проверкам ФНС.

      Аудит 2021: отмена обязательного аудита для субъектов малого предпринимательства

      1. Организация имеет организационно-правовую форму акционерного общества (ст. 88 закона «Об акционерных обществах»).
      2. Кредитная организация (ст. 42 закона «О банках и банковской деятельности»).
      3. Страховая организация (ст. 29 закона «Об организации страхового дела в Российской Федерации»).
      4. Общество взаимного страхования (ст. 22 закона «О взаимном страховании»).
      5. Клиринговая организация (ст. 5 закона «О клиринге, клиринговой деятельности и центральном контрагенте»).
      6. Организатор торговли (ст. 5 закона «Об организованных торгах»).
      7. Негосударственный пенсионный фонд (за исключением государственных внебюджетных фондов / ст. 22 закона «О негосударственных пенсионных фондах»).
      8. Акционерный инвестиционный фонд (ст. 50 закона «Об инвестиционных фондах»).
      9. Управляющие компании акционерных инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов (ст. 50 закона «Об инвестиционных фондах»).
      10. Управляющие компании негосударственных пенсионных фондов (за исключением государственных внебюджетных фондов / ст. 22 закона «О негосударственных пенсионных фондах»).
      • Аудит
      • Налоговый консалтинг
      • Судебные споры
      • Юридический консалтинг
      • Включение в реестр МСП

      191002, Санкт-Петербург, ул. Рубинштейна, д. 15-17, оф. 103

      • Обязательное проведение аудиторской проверки нужно, чтобы получить заключение о состоянии финансовой и бухгалтерской отчетности, подтверждения ее достоверности. Такое определение следует из ст. 1 Закона № 307-ФЗ. Общие правила проведения аудитов в России:

        • аудиторской деятельность могут заниматься организации и частные эксперты, состоящие в СРО (аудиторы обязаны иметь квалификационный аттестат);
        • организация должна ежегодно проводить независимый обязательный аудит, если это предусмотрено статьей 5 Закона № 307-ФЗ;
        • любое предприятие может заказать инициативный (добровольный) аудит, чтобы получить заключение о состоянии дел по финансовой, экономической и хозяйственной деятельности;
        • заключение аудиторов является официальным документом, который можно использовать в текущей деятельности, для подготовки годовых отчетов, при обращении в государственные органы, для других целей.

        Если требование о проведении обязательного аудита прямо следует из закона, за его нарушение грозит административный штраф на организацию или должностное лицо. Проверять эти моменты и возбуждать административные дела вправе ФНС.

        Обязательно должны провести независимый аудит следующие виды юридических лиц:

        • акционерные общества любой формы;
        • компания, чьи ценные бумаги выпущены в оборот и допущены к организованным торгам (организация-эмитент);
        • банки, профессиональные участники рынка ценных бумаг, бюро кредитных историй, НПФ, страховые компании, ряд других организаций в кредитной и финансовой сфере;
        • предприятие, чья выручка за прошлый год превысила 400 млн. руб.;
        • организация, сумма активов которых на конец предшествующего года превысила 60 млн. руб. (сумма определяется по бухгалтерскому балансу);
        • предприятие, раскрывающее годовую сводную бухгалтерскую или финансовую отчетность;
        • ряд других юридических лиц (застройщики, госкорпорации, НКО и т.д.).

        Если вы не можете определить, нужно ли проводить обязательный аудит, обратитесь к нашим экспертам. Мы проанализируем документы и сведения о вашей организации, поможем избежать нарушений закона и штрафов.

        Обязательный аудит — критерии 2021

        Аудит / 10:35 23 июня 2020
        Малые предприятия освободят от обязательного аудита

        Аудит / 10:38 17 декабря 2020
        МСП не получат послаблений в части аудита

        13:19 23 октября 2014
        Без дохода нет взносов?

        ЕСХН / 10:57 24 ноября 2014
        Ряд депутатов попросили Совет Федерации отклонить законопроект о торговом сборе

        Согласно Федеральному закону № 307-ФЗ от 30.12.2008г. обязательный аудит проводят следующие компании:

        • Акционерные общества — АО (ОАО, ЗАО, ПАО);
        • Кредитные организации;
        • Страховые компании;
        • Фонды НПФ (Негосударственные пенсионные фонды);
        • Компании с объемом выручки за предыдущий год свыше 400 млн. рублей;
        • Сумма активов по бухгалтерскому балансу (валюта баланса) за предыдущий год более 60 млн. рублей;
        • Компании, ценные бумаги которых допущены к организованным торгам.
        • Государственные корпорации (№ 7-ФЗ от 12.01.1996г., ст.7.1, п.2 и ст.7.2, п.8);
        • Микрофинансовые организации (№ 151-ФЗ от 02.07.2010г., ст.15, п.4);
        • Операторы лотереи (№ 138-ФЗ от 11.11.2003г., ст.23)
        • Организаторы азартных игр (№ 244-ФЗ от 29.12.2006г., ст.6, п.12);
        • Управляющие компании и специализированные депозитарии (№ 117-ФЗ от 20.08.2014г., ст.29, п.1-2);
        • Кредитные кооперативы с численностью свыше 2000 человек (№ 190-ФЗ от 18.07.2009г., ст.31, п.1);
        • Жилищные накопительные кооперативы (№ 215-ФЗ от 30.12.2004г., ст.54, п.1);
        • Организации-застройщики многоквартирных домов, привлекающие денежные средства участников долевого строительства (№214-ФЗ от 30.12.2004г., ст.3, п.5);
        • Туроператоры, осуществляющие продажу туров в сфере выездного туризма, если сумма от продажи таких туров за предыдущий год составила более 400 млн.рублей. (№ 132-ФЗ от 24.11.1996г., ст.17.7);
        • Другие прочие организации в случаях, установленных Федеральным законодательством.

        Данная форма предприятий является сегодня весьма популярной среди бизнесменов. Ее плюсы в простоте оформления, а также в том, что с ней намного легче осуществлять отчетность. Многие современные российские фирмы основаны как раз на данной правовой форме.

        В числе предприятий разделенных по форме деятельности, правовой вид ООО не содержится, но бывают исключения, и тогда ООО обязано проводить ОА. Есть два типа ООО предприятий, которым нужно каждый год проходить проверку своей финансовой деятельности. В случае когда компания имеет некоторые условия определенные для проведения ОА, она не может отказаться от проведения такой процедуры. Данные условия относятся к предыдущему периоду отчетности, который включает следующие параметры (хотя бы один из них):

        • размер выручки за прошедший год составил более 400 млн. руб.;
        • сумма активов баланса предприятия на 31.12 года, предшествующего отчетному, насчитывала более 60 млн. руб.

        Если предприятие выполняет одно из этих условий, то в таком ООО проверка ОА является обязательной, причем она должна учитывать привлечение аудиторских компаний или частного лица, имеющего право на реализацию таких проверок. Нужно помнить и о том, что есть случаи, когда необходима проверка ООО в обязательном порядке. Это случай принудительной проверки, которая должна быть проведена по настоянию судебной инстанции, прокурора, структур дознания и других правовых органов. Такая проверка также может осуществляться без выполнения вышеобозначенных условий предприятием.

        К примеру, для малых предприятий Федеральный Закон № 307 прямо ничего не говорит. Однако в соответствии с ФЗ № 161 и №7 говорит о том, что аудит-контроль проводится для муниципальных и унитарных предприятий в обязательном порядке. Аудит будет проводится также, как и в случае любого акционерного общества.

        В случае если доход ООО в прошедшем отчетном периоде составлял больше 400 млн руб. или же размер активов превышал отметку 60 млн руб., то ООО должен будет провести аудит.

        Правила

        При невыполнении аудита предприятие и его учредитель будут получать штрафы. Проверяются все финансовые документы, а аудит выполняют третьи лица за определенную плату. Правила проведения аудита предполагают:

        • соблюдение при его выполнении международных норм и стандартов;
        • полноту проверки имущественных и финансовых параметров предприятия;
        • правильное заполнение документов верной информацией.

        Руководство компании должно провести инвентаризацию еще до проверки, чтобы обеспечить аудитора достоверной информацией.

        Малый бизнес освободили от обязательного аудита с 2021 года

        Поправки, изменяющие критерии, вступили в силу с 1 января 2021 года, т.е. могут относиться к отчетности за 2020 год.

        Но для их применения установлен «переходный период»: по договорам на проведение обязательного аудита отчетности за 2020 год и (или) более ранние периоды должна применяться старая редакция Закона об аудиторской деятельности, если аудиторы уже приступили к исполнению договора, т.е. начали проверку или провели этап проверки до 2021 года. В этом случае считается, что бухгалтерская отчетность СМП за 2020 год и (или) ранние периоды подлежит обязательному аудиту, если компания соответствует «старым» критериям, т.е. организации необходимо продолжить проверку и получить аудиторское заключение.

        Мы уже рассказывали о том, какие последствия и выгоды может принести малому бизнесу отмена обязательного аудита.

        И сейчас хотим напомнить: аудит — это не затраты, а инвестиции в безопасный бизнес!

        Если Ваша организация теперь НЕ подлежит обязательному аудиту, не спешите отказываться от услуг аудиторов, ведь до этого Вы проводили аудит не только для «галочки», а получали УВЕРЕННОСТЬ, что:

        • в бухгалтерском и налоговом учете нет существенных ошибок;
        • бухгалтерия следит за изменениями законодательства, есть все необходимые документы, имущество в сохранности, инвентаризация проведена;
        • суммы чистой прибыли для выплаты дивидендов определены правильно;
        • можете обратиться за консультацией к аудиторам, налоговым консультантам и юристам, сопровождающим проверку, сориентироваться в применении новых ФСБУ, изменениях в НК РФ и др.

        Почему же сейчас лишать себя этого? Тем более, что стоимость аудиторской проверки по сравнению с возможными налоговыми доначислениями, потерей имущества из-за хищений или нерационального бизнес-процесса закупок или продаж незначительна. Что выйдет компании дешевле: аудит стоимостью 300-400 тыс. руб. или выездная налоговая проверка с доначислениями от 32 млн. руб.?

        Средства, запланированные на проведение обязательного аудита, компания может потратить с наибольшей пользой, проведя инициативный аудит по индивидуальному техническому заданию, например, на системный комплексный или налоговый аудит со страховкой от налоговых претензий.

        Как видим, отказ от «обязаловки» — это новые возможности для действительно полезного аудита.

        Обязательный аудит — это ежегодная аудиторская проверка бухгалтерской и финансовой отчетности компании с целью выражения мнения о ее достоверности. Процедура регламентируется государством и может проводиться только аудиторскими организациями или индивидуальными аудиторами, имеющими соответствующий квалификационный аттестат и являющимися членами саморегулируемых организаций аудиторов, что изложено в части 2 статьи 1, в статьях 3, 4 Федерального закона от 30 декабря 2008 года №307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» (далее — 307-ФЗ). Особняком стоят государственные корпорации и предприятия, негосударственные пенсионные фонды, компании, в которых доля государственной собственности составляет не менее 25%, кредитные и страховые организации — для них обязательный аудит проводится только аудиторской компанией.

        Основным нормативным документом, регулирующим проведение обязательного аудита в РФ, является 307-ФЗ. На аудиторскую деятельность также распространяются федеральные правила (стандарты), утвержденные приказами Минфина и постановлениями Правительства РФ, документы, одобренные Советом по аудиторской деятельности.

        Цель обязательного аудита закреплена Федеральным правилом (стандартом) аудиторской деятельности №1 и заключается в выражении мнения о достоверности финансовой и бухгалтерской отчетности аудируемого лица во всех существенных отношениях и о соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству РФ.

        На заметку

        С 1 января 2017 года цель обязательного аудита также определяется МСА 200.

        Согласно пункту 2 статьи 5 307-ФЗ, обязательная аудиторская проверка проводится ежегодно. Но если аудит охватывает весь объем финансовой отчетности за год и требует большого количества времени, специалисты рекомендуют организовывать проверку поэтапно на протяжении всего года. Такое распределение объема позволяет получить более точные данные о ведении отчетности и при этом практически не отвлекать сотрудников организации от их основной деятельности.

        Обязательный аудит — сложная и трудоемкая процедура, состоящая из нескольких этапов:

        • Подготовка к аудиту, или этап планирования. Целью этого этапа является организация эффективной и экономически оправданной проверки. В ходе планирования разрабатывается стратегия и тактика, обычно обсуждаемая с клиентом, график проведения, общий план и программа аудита, организуется взаимодействие с подразделениями внутри фирмы, формируется аудиторская группа, направляются письма-запросы. На этом этапе аудитор должен получить представление о финансово-хозяйственной деятельности проверяемой компании и информацию о внешних и внутренних факторах, влияющих на нее.
        • Проведение аудита — сбор и анализ данных. Проверяются все первичные документы, регистры бухгалтерского учета, уставные документы, достоверность расчетов, учетная политика компании. Вся собранная бухгалтерская информация и достоверность ее обработки оценивается с точки зрения соответствия требованиям законодательства. Формируются рекомендации по устранению недочетов, оказавших влияние на конечный результат финансовой и бухгалтерской деятельности и отраженных в отчетности. Эти рекомендации и информация о выявленных недочетах и ошибках, обоснованные документально, предоставляются руководству аудируемой компании.
        • Формирование аудиторского заключения. На основании всей собранной и проанализированной информации формируется аудиторское мнение о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности организации и составляется аудиторское заключение, являющееся главным итогом проверки. Аудиторское заключение может быть двух типов:
        • Немодифицированное. Выдается в том случае, если бухгалтерская отчетность достоверно отражает финансовое положение компании и ее хозяйственной деятельности во всех существенных отношениях.
        • Модифицированное. Аудитор модифицирует заключение в тех случаях, когда приходит к выводу, что отчетность содержит существенные искажения или у него отсутствует возможность получения доказательств, что бухгалтерская отчетность не содержит искажений. Заключение может быть выражено аудитором в трех формах: мнение с оговоркой, отрицательное мнение, отказ от выражения мнения.
        • Подача компанией аудиторского заключения в Росстат. С 1 января 2014 года компании, подлежащие обязательному аудиту, обязаны предоставить аудиторское заключение в территориальные органы статистики. Оно должно быть предоставлено вместе с годовой бухгалтерской отчетностью, подлежащей обязательному аудиту, в срок не позднее десяти рабочих дней со дня, следующего за датой составления аудиторского заключения, но не позднее 31 декабря года, следующего за отчетным (пункт 2 статьи 18 Федерального закона от 6 декабря 2011 года №402-ФЗ «О бухгалтерском учете»).

        На заметку

        На практике заключения с отрицательным мнением или с отказом от его выражения аудиторами выдаются чрезвычайно редко. По последним опубликованным на сайте данным Минфина России, в 2018 году среди аудиторских заключений 80,8% содержали положительное мнение, 18% — мнение с оговоркой. Отрицательное мнение составило всего 0,8 %, а отказ от его выражения — 0,4%[1].

        В соответствии с требованиями новых стандартов аудитор обязан сообщить собственнику о предполагаемой модификации заключения и вызвавших ее обстоятельствах. Таким образом, узнав о выявленных нарушениях, собственник сможет предоставить аудитору дополнительную информацию, объясняющую причины этой модификации.

        Впервые МСА были определены приказами Минфина РФ «О введении в действие международных стандартов аудита на территории Российской Федерации»:

        • от 24 октября 2016 года №192н (было введено 48 стандартов);
        • от 9 ноября 2016 года №207н (утверждено еще 18 стандартов).

        Но в 2019 году оба эти приказа были признаны недействительными — им на смену пришел новый приказ от 9 января 2019 года №2н с аналогичным названием. Им установлено 48 стандартов, которыми должны руководствоваться аудиторы в ходе проведения обязательной проверки[2]. Кроме МСА, принят также Международный стандарт контроля качества (МСКК) в аудиторских организациях.

        Как уже говорилось, стандарты МСА вступили в силу на территории России со дня их официального опубликования и применялись с 1 января 2017 года. Однако если договор на проведение аудита был заключен до этой даты, то компания имела право проводить аудит и составлять аудиторское заключение в соответствии с теми правилами (стандартами), которые применялись до вступления в силу МСА.

        Тогда новшества коснулись и формы аудиторского заключения. По всем новым договорам, заключенным на проведение обязательного аудита в соответствии с МСА, составляется новое, более информативное заключение. Эта форма содержит не только оценку финансовой отчетности организации, но и должна обращать внимание на самые важные моменты в деятельности аудируемой компании: что привлекло внимание аудитора, в чем аудитор видит наибольшие риски для бизнеса и так далее. Такое заключение будет содержать информацию, актуальную не только для бухгалтерии и руководителей фирмы, но и для всех заинтересованных лиц — акционеров, совета директоров, внешних пользователей, принимающих решения о стратегии развития бизнеса организации.

        Современные требования МСА также предполагают увеличение объема данных, необходимых для анализа деятельности аудируемого предприятия, и рост публичности результатов аудита.

        Важно!

        29 июля 2018 года был принят Федеральный закон №231-ФЗ «О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации». С 1 января 2019 года этот закон вступил в силу, и, согласно ему, пункт 4 статьи 82 Налогового кодекса был дополнен абзацем о том, что в целях налогового контроля налоговые органы могут истребовать у аудиторов все документы, полученные ими при проведении аудиторских проверок и оказании прочих услуг, связанных с аудиторской деятельностью.

        Перечисленные новшества, по оценкам специалистов, увеличили трудоемкость проведения аудита на 30–40%, поскольку возросло количество аудиторских процедур, появилась необходимость заполнения новых форм, таблиц и других документов. Повысили они и стоимость услуг по проведению обязательного аудита. Тем не менее применение новых стандартов сделало аудиторское заключение более прозрачным и информативным, а значит, позволило инвесторам и контрагентам компаний принимать более продуманные бизнес-решения.

        Российское законодательство обязывает компанию ежегодно проводить обязательный аудит и сдавать аудиторское заключение в органы статистики одновременно со сдачей бухгалтерской отчетности или в четко определенные законодательством сроки. Такое требование закреплено частью 2 статьи 18 №402-ФЗ.

        При этом административная ответственность предусмотрена не за непроведение обязательного аудита, а именно за непредоставление информации:

        • За непредоставление аудиторского заключения в территориальные органы Росстата в установленный срок налагается штраф в размере от 300 до 500 рублей для должностных лиц и от 3000 до 5000 рублей для юридических лиц (статья 19.7 КоАП РФ). Дополнительно штраф может быть наложен за представление бухгалтерской отечности в неполном составе (письмо Росстата от 16 февраля 2016 года №13-13-2/28-СМИ).
        • За неопубликование аудиторского заключения на странице официального сайта АО в интернете в установленные сроки согласно требованию Центробанка. Штраф за это составляет от 30 000 до 50 000 рублей, либо возможна дисквалификация на срок от одного года до двух лет для должностных лиц и штраф от 700 000 до одного млн рублей для юридических лиц (часть 2 статьи 15.19 КоАП РФ).
        • За невнесение сведений о результатах проведения обязательного аудита или их несвоевременное внесение в Единый федеральный реестр о фактах деятельности юридических лиц — штраф в размере от 5000 до 50 000 рублей (пункты 6–8 статьи 14.25 КоАП РФ).
        • За отсутствие аудиторского заключения в течение установленных сроков хранения (от пяти лет), выявленное в ходе выездной налоговой проверки, — штраф в размере от 5000 до 10 000 рублей (часть 1 статьи 15.11 КоАП).

        Подавать аудиторское заключение в налоговые органы не требуется, поскольку оно не входит в состав бухгалтерской отчетности.

        Для небольших АО обязательный аудит будет отменён

          SCHNEIDER GROUP – 500 экспертов, офисы в восьми странах, ваш универсальный партнер.

          SCHNEIDER GROUP помогает своим международным клиентам выйти на рынок, предлагает консультирование и услуги бэк-офиса, необходимые им для создания и развития своего бизнеса в Армении, Беларуси, Казахстане, Польше, России, Украине и Узбекистане.

          К числу предлагаемых нами услуг относятся: разработка стратегий выхода на рынок, услуги в области бухгалтерского учета и отчетности, консультации по налоговым вопросам, импорт, услуги по внедрению ERP-систем (1C, SAP und Microsoft Dynamics NAV), правовая поддержка в разрешении споров, а также консультации по широкому спектру юридических вопросов, в том числе в областях комплаенса, миграционного, трудового, договорного и корпоративного права.

          SCHNEIDER GROUP – ваш универсальный партнер в русскоговорящих странах и Польше.

          В первую очередь необходимо учесть, что заключение договора должно производиться с учетом всех норм и правил. Любой пункт или положение не должны иметь двойного или неправильного трактования.

          Дополнительного внимания потребует пункт об оказании услуг и его стоимости, а также время проверки и его соответствие нормам, позволяющем в дальнейшем сдать в контролирующий орган всю отчетность.

          Также требуется удостовериться, что клиент получает на руки заключение, составленное по всем правилам и нормам, которые соответствуют не только стандартным, но и международным в форме МС.

          В обязательном порядке в договор вносятся пункты о взаимодействии с руководством во время проведения любых этапов. Это позволит предоставить дополнительные данные, которые могут быть первоначально неправильно понятыми.

          Обязательная структура прописана законодательством. Она включает в себя:

          • наименование;
          • адресат в виде участника ООО, акционера или иного лица;
          • данные предприятия с включением в них госномера регистрации;
          • информация по аудитору;
          • информация по отчетности с указанием периода;
          • сведения, которые были подвергнуты рассмотрению;
          • мнение эксперта о полученных результатах и их достоверности;
          • список обстоятельств, которые могли повлиять на достоверность.

          В зависимости от того, модифицированный или немодифицированный вариант акта выдает эксперт по результатам проверки, в документе могут быть прописаны недостатки, неточности или иные отклонения.

          Для модифицированного варианта характерно отсутствие искажений. В остальных случаях оговорка возможна при незначительном влиянии на отчетность. Мнение отрицательного характера будет свидетельствовать о нарушениях, а отказ от его выражения свидетельствует о недостаточности данных и сомнениях.

          Бухгалтерское приложение газеты «Экономика и Жизнь» — рассчитано на практикующих бухгалтеров, аудиторов, работников налоговых органов. Представляет актуальные комментарии специалистов, оперативные ответы на вопросы читателей, а также законы, постановления, инструкции, письма и разъяснения министерств и ведомств.

          Периодичность выхода: еженедельно, 50 номеров в год. Объем:12 полос.

          Да, но с учетом поправок. Согласно новой редакции подпункта 3 части 1 статьи 5 Закона «Об аудиторской деятельности» обязательный аудит должны проводить фонды, у которых поступление имущества, в том числе денежных средств, за предшествующий год превышает 3 млн руб.

          Да, нужно. Казалось бы, из перечня организаций, обязанных проводить аудит, исключили акционерные общества. Однако в тексте присутствует формулировка, что аудит нужно проводить в случаях, предусмотренных федеральными законами. В связи с этим АО по-прежнему будут должны проводить обязательный аудит (п. 3 ст. 88 Закона от 26.12.1995 № 208-ФЗ).

          • Бизнес

            • Банки

            • ИП

            • система Платон

          • Бухгалтерский учет и отчетность

            • ККТ

            • Бухгалтерская отчетность

            • КБК

          • Кадры

            • Выплаты персоналу

            • Больничный лист

            • Декретный отпуск

            • Отпуск

          • Налоги

            • УСН

            • ЕНВД

            • ПСН

            • НДС

            • Страховые взносы ФСС

            • НДФЛ

            • Страховые взносы ПФР

            • 6-НДФЛ

            • Проверки

          • Право

            • Штрафы

          Все рубрики

          Аудит / 10:35 23 июня 2020
          Малые предприятия освободят от обязательного аудита

          Аудит / 10:38 17 декабря 2020
          МСП не получат послаблений в части аудита

          13:19 23 октября 2014
          Без дохода нет взносов?

          ЕСХН / 10:57 24 ноября 2014
          Ряд депутатов попросили Совет Федерации отклонить законопроект о торговом сборе

          Аудит / 11:30 22 января 2021
          Минфин конкретизировал перечни аудируемых лиц

          Аудит / 10:02 21 января 2019
          Кто должен провести обязательный аудит бухотчетности за 2018 год

          Аудит / 11:26 16 января 2019
          Кого освободят от обязательного аудита

          УСН / 13:14 18 марта 2015, ЕНВД / 13:14 18 марта 2015
          Комиссия правительства по законопроектной деятельности одобрила законопроект о специальных налоговых режимах

          ЗАО подлежит обязательному аудиту, если его сфера деятельности относится к кредитованию. В этот список входят следующие организации:

          • страховые компании;
          • общества взаимного страхования;
          • внебюджетные государственные фонды по социальным выплатам;
          • товарные или фондовые биржи;
          • инвестиционные фонды;
          • другие виды акционерных обществ, деятельность которых направлена на получение добровольных отчислений для юридических лиц.

          Обязательно ли проводить аудит ЗАО, которые не входят в вышеуказанный список? Если финансовый оборот акционерного общества за год, предшествующий отчетному периоду, составляет больше 50 000 000 р., такая проверка необходима. К этой же категории относятся ЗАО с объемом активов бухгалтерского баланса, составляющим более 20 000 000 р.

          Согласно положениям Федерального Закона «О бухучете», аудит ЗАО и других экономических субъектов, подлежащих аудиторской проверке, не осуществляется на основании упрощенной бухгалтерской отчетности, так как это может негативно повлиять на результаты его проведения.

          Список документов, в которых следует отображать годовую бухгалтерскую отчетность:

          • бухгалтерский баланс;
          • финансовый отчет о результатах проведенной деятельности;
          • отчет, отображающий изменения уставного капитала;
          • финансовый отчет, в котором подробно отражено движение денежных средств на счетах акционерного общества;
          • пояснения (наличие/отсутствие этого документа напрямую зависит от специфики деятельности организации).

          Обязательный аудит в 2021 году

          Закон дополняется новыми статьями об оказании аудиторских услуг общественно значимым организациям. Это достаточно широкий перечень, включающий ПАО, кредитные, страховые организации, структуры с госдолей от 25%, тех, кто обязан формировать консолидированную отчетность и так далее. Оказывать им услуги аудита смогут только организации из реестра ЦБ.

          Руководитель аудита ОЗО должен будет иметь новый аттестат, быть в штате соответствующей аудиторской фирмы, иметь опыт участия в аудите ОЗО от трех лет, непосредственно предшествующих году, отчетность за который проверяется.

          Вводятся дополнительные требования к руководителю аудита некоторых типов ОЗО, а также ряд условий, при которых аудитор теряет право на руководство аудитом ОЗО.

          • СРО смогут устанавливать требования к аудиторским процедурам, дополнительные к установленным стандартами аудиторской деятельности, если это обусловлено особенностями проведения аудита или оказания сопутствующих услуг.
          • Плановые проверки СРО будут проводить не реже раза в 5 лет и не чаще раза в год.
          • Периодичность контрольно-надзорных мероприятий со стороны ЦБ в отношении тех, кто аудирует ОЗО, определит ЦБ с использованием риск-ориентированного подхода, при этом по закону плановые проверки со стороны ЦБ грозят не чаще раза в год.
          • Вместе с тем, ЦБ сможет проводить и внеплановые проверки при обнаружении признаков нарушений на основании отчетности аудиторской организации, различных жалоб и сведений из СМИ и иных источников.
          • ЦБ проникнет также и в сферу проведения квалификационных экзаменов, в частности, будет устанавливать порядок их проведения по согласованию с уполномоченным органом

          Вносится еще и огромное количество других поправок.

          • 26 / Июн / 2018
          • аудит

          Данная форма предприятий является сегодня весьма популярной среди бизнесменов. Ее плюсы в простоте оформления, а также в том, что с ней намного легче осуществлять отчетность. Многие современные российские фирмы основаны как раз на данной правовой форме.

          В числе предприятий разделенных по форме деятельности, правовой вид ООО не содержится, но бывают исключения, и тогда ООО обязано проводить ОА. Есть два типа ООО предприятий, которым нужно каждый год проходить проверку своей финансовой деятельности. В случае когда компания имеет некоторые условия определенные для проведения ОА, она не может отказаться от проведения такой процедуры. Данные условия относятся к предыдущему периоду отчетности, который включает следующие параметры (хотя бы один из них):

          • размер выручки за прошедший год составил более 400 млн. руб.;
          • сумма активов баланса предприятия на 31.12 года, предшествующего отчетному, насчитывала более 60 млн. руб.

          Если предприятие выполняет одно из этих условий, то в таком ООО проверка ОА является обязательной, причем она должна учитывать привлечение аудиторских компаний или частного лица, имеющего право на реализацию таких проверок. Нужно помнить и о том, что есть случаи, когда необходима проверка ООО в обязательном порядке. Это случай принудительной проверки, которая должна быть проведена по настоянию судебной инстанции, прокурора, структур дознания и других правовых органов. Такая проверка также может осуществляться без выполнения вышеобозначенных условий предприятием.

          К примеру, для малых предприятий Федеральный Закон № 307 прямо ничего не говорит. Однако в соответствии с ФЗ № 161 и №7 говорит о том, что аудит-контроль проводится для муниципальных и унитарных предприятий в обязательном порядке. Аудит будет проводится также, как и в случае любого акционерного общества.

          Проверка оформления первичных документов

          При проведении аудита для достижения цели «достоверность» необходимо уделить особое внимание правильному заполнению первичных документов, наличию и подлинности подписей (выполняется по возможности) получателей денег на расходных кассовых ордерах. Документы на выдачу денег должны быть подписаны руководителем и главным бухгалтером предприятия или лицами, на это уполномоченными.

          Документы должны быть четко и правильно оформлены: без исправлений, с наличием расписок получателей, погашенные штампом «Оплачено» с указанием даты. Проверяется законность и обоснованность произведенных из кассы выплат денежных средств. В соответствии с Порядком ведения кассовых операций выдача денег из кассы, не подтвержденная распиской получателя в расходном кассовом ордере, в оправдание расхода наличных денег по кассе не принимается. Эта сумма считается недостачей и подлежит взысканию с кассира. Кроме того, выявляются факты подписи расходных кассовых документов только одним руководителем или главным бухгалтером. Большое значение имеет корректность записей в бухгалтерском учете, в особенности факты исправления ошибок, связанных с неправомерным отражением хозяйственной операции на счетах бухгалтерского учета, приводящих к занижению или завышению выручки от реализации.

          Наличные деньги, не подтвержденные приходными кассовыми ордерами, считаются излишками кассы и зачисляются в доход предприятия. Они могут также свидетельствовать о фактах неполного зачисления наличной выручки от контрагентов.

          Кассир в соответствии с действующим законодательством несет полную материальную ответственность за сохранность всех принятых им ценностей и за ущерб, причиненный организации. Договор о полной материальной ответственности должен быть заключен после издания руководителем приказа (решения, постановления) о назначении кассира на работу. Однако на малых предприятиях обязанности кассира может выполнять главный бухгалтер или другой штатный работник по письменному заключению руководителя и при обязательном условии заключения с ним договора о полной материальной ответственности.

          Необходимо обратить внимание на правильность ведения кассовой книги и порядок составления отчетов кассира. Кассовая книга должна быть типовой формы, прошита, опечатана с указанием количеств листов. При ручном варианте оформления кассовой книги нумерация листов в каждой книге может начинаться заново.

          Обязательный аудит стал «ОБЯЗАТЕЛЬНЫМ» для всех акционерных обществ, включая ЗАО

          В прошлом году был внесен ряд поправок в законодательство об аудиторской деятельности, в частности уточнены и расширены случаи проведения обязательного аудита. Согласно новой редакции п. 1 ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 30.12.2008 N 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» проведение аудита обязательно в отношении годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности всех акционерных обществ, вне зависимости от типа (ОАО, ЗАО, публичные, непубличные), вида осуществляемой деятельности и финансовых показателей. Указанные изменения, были внесенные Федеральным законом от 01 декабря 2014 N 403-ФЗ и вступили в силу со 02 декабря 2014 года.

          Норма, обязывающая все акционерные общества ежегодно проводить аудиторскую проверку, присутствует и в новой редакции ГК РФ, действующей с 01 сентября 2014 года (ФЗ от 05.05.2014 N 99-ФЗ (далее — Закон N 99-ФЗ)). И если для обществ с ограниченной ответственностью обязанность проведение аудита должна быть предусмотрена законом, то акционерным обществам выбора не оставили (п. 5 ст. 67.1 ГК РФ).

          Для чего делают обязательный аудит

          Всем известно, что каждый год, как только наступает январь, бухгалтеры всех организаций начинают готовиться к самому главному событию в жизни компании – сдаче годовой отчетности. Это не так уж просто: ведь нужно подвести баланс, подготовить документы и проследить, чтобы они были правильно оформлены. Именно на этот период в основном и приходится проведение такой процедуры, как обязательный аудит. Такую проверку необходимо сделать для того, чтобы подтвердить правильность информации, представленной в отчетах, перед тем как подавать ее в государственные инстанции.

          (495) 917-27-78
          (495) 621-59-77
          Москва, метро Китай-город, ул. Солянка, д.9, стр.1

          При помощи обязательного аудита проверяют, прежде всего, финансовый учет и бухгалтерские документы, чтобы убедиться в том, что указанные в них данные соответствуют действительности. Успешное проведение обязательного аудита – показатель эффективности деятельности предприятия. Это доказывает инвесторам, партнерам, кредиторам, а также государственным органам, что в компании хорошо налажена финансовая система и работа тщательно контролируется. Компании, которые подлежат проведению обязательного аудита по закону, прекрасно знают, что такую процедуру должны проводить профессионалы, поэтому уже задумались о выборе организации для проведения обязательного аудита в 2014 году.

          Малый бизнес освободили от обязательного аудита с 2021 года

          Поправки, изменяющие критерии, вступили в силу с 1 января 2021 года, т.е. могут относиться к отчетности за 2020 год.

          Но для их применения установлен «переходный период»: по договорам на проведение обязательного аудита отчетности за 2020 год и (или) более ранние периоды должна применяться старая редакция Закона об аудиторской деятельности, если аудиторы уже приступили к исполнению договора, т.е. начали проверку или провели этап проверки до 2021 года. В этом случае считается, что бухгалтерская отчетность СМП за 2020 год и (или) ранние периоды подлежит обязательному аудиту, если компания соответствует «старым» критериям, т.е. организации необходимо продолжить проверку и получить аудиторское заключение.

          Мы уже рассказывали о том, какие последствия и выгоды может принести малому бизнесу отмена обязательного аудита.

          И сейчас хотим напомнить: аудит — это не затраты, а инвестиции в безопасный бизнес!

          Если Ваша организация теперь НЕ подлежит обязательному аудиту, не спешите отказываться от услуг аудиторов, ведь до этого Вы проводили аудит не только для «галочки», а получали УВЕРЕННОСТЬ, что:

          • в бухгалтерском и налоговом учете нет существенных ошибок;
          • бухгалтерия следит за изменениями законодательства, есть все необходимые документы, имущество в сохранности, инвентаризация проведена;
          • суммы чистой прибыли для выплаты дивидендов определены правильно;
          • можете обратиться за консультацией к аудиторам, налоговым консультантам и юристам, сопровождающим проверку, сориентироваться в применении новых ФСБУ, изменениях в НК РФ и др.

          Почему же сейчас лишать себя этого? Тем более, что стоимость аудиторской проверки по сравнению с возможными налоговыми доначислениями, потерей имущества из-за хищений или нерационального бизнес-процесса закупок или продаж незначительна. Что выйдет компании дешевле: аудит стоимостью 300-400 тыс. руб. или выездная налоговая проверка с доначислениями от 32 млн. руб.?

          Средства, запланированные на проведение обязательного аудита, компания может потратить с наибольшей пользой, проведя инициативный аудит по индивидуальному техническому заданию, например, на системный комплексный или налоговый аудит со страховкой от налоговых претензий.

          Как видим, отказ от «обязаловки» — это новые возможности для действительно полезного аудита.

          АО или ООО, что выбрать?

          25 мая 2020 24 2667

          Когда эмитенты должны опубликовать текст отчета за I квартал 2020 года

          12 мая 2020 15 536

          Для небольших АО обязательный аудит будет отменён

          21 октября 2020 17 3651

          Новые сервисы для акционеров. Инновационные продукты для удобства людей.

          25 мая 2020 23 538

          К 1 июня списываются налоги за II квартал для малого бизнеса

          18 мая 2020 15 426

          В Концепции декларируется укрепление обеспечивающего основу взаимоотношений аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов и аудируемых лиц института аудиторской тайны, имея при этом в виду общественную значимость услуг, оказываемых этими субъектами.

          Как вы понимаете, об аудиторской тайне можно просто забыть.

          Кроме того, уточнят перечень случаев, в которых неучастие аудитора в осуществлении аудиторской деятельности в течение 3 последовательных календарных лет не влечет аннулирование его квалификационного аттестата аудитора.

          И наконец, провозглашается пересмотр программ повышения квалификации аудиторов в области оказания аудиторских услуг кредитным и не кредитным финансовым организациям, ориентация таких аудиторов в первую очередь на развитие компетенций и навыков, необходимых для оказания аудиторских услуг в финансовой сфере.

          Произойдет передел рынка аудиторских услуг.

          Многие, особенно мелкие, аудиторские фирмы просто исчезнут, а оставшиеся будут более тесно сотрудничать с государством.

          При проведении аудиторской проверки в соответствии с международными стандартами предприятию будет сложнее получить безусловно положительное заключение по итогам проверки.

          В случае вовлечения главных бухгалтеров в качестве членов саморегулируемой организации аудиторов, скорее всего, для них установят ответственность за сокрытие сведений по применению предприятием схем налоговой оптимизации.

          Для тех, кто думает работать, государство дает время для исправления «ошибок» при ведении бизнеса, а для остальных, как говорится — кто не спрятался, я не виноват.

            SCHNEIDER GROUP – 500 экспертов, офисы в восьми странах, ваш универсальный партнер.

            SCHNEIDER GROUP помогает своим международным клиентам выйти на рынок, предлагает консультирование и услуги бэк-офиса, необходимые им для создания и развития своего бизнеса в Армении, Беларуси, Казахстане, Польше, России, Украине и Узбекистане.

            К числу предлагаемых нами услуг относятся: разработка стратегий выхода на рынок, услуги в области бухгалтерского учета и отчетности, консультации по налоговым вопросам, импорт, услуги по внедрению ERP-систем (1C, SAP und Microsoft Dynamics NAV), правовая поддержка в разрешении споров, а также консультации по широкому спектру юридических вопросов, в том числе в областях комплаенса, миграционного, трудового, договорного и корпоративного права.

            Депутаты одобрили ко II чтению отмену обязательного аудита малого бизнеса

            Игнорирование законодательства влечет за собой наложение штрафных санкций. Оштрафовать могут как саму организацию, так и ее руководителя. Надзорные органы могут выписать оба штрафа.

            В случае обязательного аудита нарушением считается:

            • Непредставление информации в органы статистики. В налоговую инспекцию представлять заключение не нужно. Штраф на руководителя составит от 300 до 500 рублей. Компания заплатит 3 000 – 5 000 рублей;
            • Отсутствие или не своевременное внесение сведений в государственный реестр о деятельности организаций. На предприятие могут быть наложены санкции в размере от 5 000 до 50 000 рублей;
            • Нарушение сроков хранения результатов аудита. Выездная налоговая проверка может запросить документы по аудиту за прошедшие 5 лет. Именно такой срок установлен для хранения аудиторских заключений по закону. Если документов нет, организацию оштрафуют на 5 000 – 10 000 рублей.

            Все ООО, подпадающие под законодательные требования, должны проходить обязательную проверку, иначе придется платить большие штрафы. Также важно отслеживать сроки сдачи аудиторских заключений в органы статистики, их нарушение также повлечет за собой наложение штрафных санкций.

            В первую очередь необходимо учесть, что заключение договора должно производиться с учетом всех норм и правил. Любой пункт или положение не должны иметь двойного или неправильного трактования.

            Дополнительного внимания потребует пункт об оказании услуг и его стоимости, а также время проверки и его соответствие нормам, позволяющем в дальнейшем сдать в контролирующий орган всю отчетность.

            Также требуется удостовериться, что клиент получает на руки заключение, составленное по всем правилам и нормам, которые соответствуют не только стандартным, но и международным в форме МС.

            В обязательном порядке в договор вносятся пункты о взаимодействии с руководством во время проведения любых этапов. Это позволит предоставить дополнительные данные, которые могут быть первоначально неправильно понятыми.

            Обязательная структура прописана законодательством. Она включает в себя:

            • наименование;
            • адресат в виде участника ООО, акционера или иного лица;
            • данные предприятия с включением в них госномера регистрации;
            • информация по аудитору;
            • информация по отчетности с указанием периода;
            • сведения, которые были подвергнуты рассмотрению;
            • мнение эксперта о полученных результатах и их достоверности;
            • список обстоятельств, которые могли повлиять на достоверность.

            В зависимости от того, модифицированный или немодифицированный вариант акта выдает эксперт по результатам проверки, в документе могут быть прописаны недостатки, неточности или иные отклонения.

            Для модифицированного варианта характерно отсутствие искажений. В остальных случаях оговорка возможна при незначительном влиянии на отчетность. Мнение отрицательного характера будет свидетельствовать о нарушениях, а отказ от его выражения свидетельствует о недостаточности данных и сомнениях.

            Отсутствие аудиторского заключения.
            Данное нарушение ведёт к наложению на должностных лиц штрафа в размере 5 000 — 10 000 рублей, при повторном нарушении — до 20 000 руб. или дисквалификация сроком до двух лет.

            Непредоставление аудиторского заключения.
            Должностных лиц ждёт штраф в размере от 300 до 500 рублей, юридических — от 3000 до 5000 рублей.

            Если организация обязана проводить аудит, то она должна представить аудиторское заключение:

            • либо вместе с бухгалтерской отчетностью
            • либо отдельно, но не позднее 10 рабочих дней со дня, следующего за датой аудиторского заключения, и не позднее 31 декабря года, следующего за отчетным.

            Раскрытие аудиторского заключения акционерных обществ.
            В случае нарушение правил публикации заключения по аудиту ПАО и АО ждёт штраф:

            • на должностных лиц: от 30 000 до 50 000 рублей (или дисквалификация сроком до двух лет);
            • на общество в целом: от 700 000 до 1 000 000 рублей.

            Если ваша компания не попадает под условия проведения обязательного аудита, вы можете провести инициативный аудит для того, чтобы:

            • Убедиться в достоверности отчётности.
              Мы выявим слабые места в ведении бухгалтерского учёта, составлении финансовой отчётности, документообороте, внутреннем контроле и поможем устранить недостатки. Это повысит доверие к информации, которую компания представляет собственникам, инвесторам, банкам и своим партнёрам по бизнесу.
            • Убедиться в профессионализме сотрудников.
              Мы проверим, насколько точно сотрудники финансового и бухгалтерского отделов учитывают последние изменения в законодательстве. Также вы снизите риски в случаях ухода из компании главного бухгалтера или материально-ответственных лиц.
            • Выявить налоговые риски.
              Вы получите рекомендации по устранению/снижению рисков и помощь в корректировке налоговых деклараций и уточнении налоговых обязательств до проведения проверок контролирующих органов.

            В 2020 году значительно возросли обычные аудиторские риски, а также появились новые. При аудиторской проверке необходимо учитывать влияние COVID-19. При этом вероятность и масштабность влияния коронавируса на бухотчетность проверяемого лица зависят от двух основных факторов:

            • работает ли организация в пострадавшей от коронавируса сфере;
            • насколько рыночная волатильность оказывает влияние на ее финансовое состояние и результаты деятельности.

            В связи с этим аудиторам рекомендовано обратить особое внимание на:

            • как оценивает руководство проверяемой организации ее способность продолжать непрерывную деятельность в условиях коронавируса;
            • обесценение нефинансовых активов;
            • простои в использовании ОС;
            • оценочные значения, включая оценку справедливой стоимости, и раскрытие информации о них в бухотчетности;
            • учет госпомощи.


            Похожие записи:


          Добавить комментарий

          Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *