Разрешено ли движение по левой полосе, когда запрещено по ПДД и какой штраф?

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Разрешено ли движение по левой полосе, когда запрещено по ПДД и какой штраф?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


За нарушение знака «направление движения» наступает административная ответственность. Ее квалификация может зависеть от объективных факторов произошедшего. О каждом из них будет рассказано далее. Кроме этого следует отличать указанное правонарушение от похожих, но подлежащих другой квалификации и наказанию. Например, заезд или езда по разделительной линии наказывается штрафом 500 рублей, также, как и неправильное использование сигнала поворота в ситуациях, когда это необходимо.

Новое определение «Обочина»

«Обочина» — элемент дороги, примыкающий непосредственно к проезжей части на одном уровне с ней, отличающийся типом покрытия или выделенный с помощью разметки 1.2, используемый для движения, остановки и стоянки в соответствии с Правилами.

«Обочина» — элемент дороги, примыкающий непосредственно к проезжей части, отличающийся типом покрытия или выделенный с помощью разметки 1.2, используемый для движения, остановки и стоянки в соответствии с Правилами.

А вот в определении «обочина» изменения куда более серьезные, т.к. начиная с 1 марта 2023 года обочинами будут считаться в том числе участки дороги, которые примыкают к проезжей части на другом уровне. И это может привести к тому, что будет гораздо сложнее понять, что именно примыкает к проезжей части (газон или обочина) и можно ли там остановиться.

Как выглядит камера на выделенную полосу?

Дорожные фото- и видеокамеры обладают функционалом по распознаванию нарушений, совершаемых при пересечении, выезде и движении по выделенной полосе. За соблюдение ПДД следят:

  • комплексы «Автоураган» и «Автодория» – в зависимости от поколения могут одновременно осуществлять контроль за несколькими полосами (до 4-х штук), отмечают выезд на выделенку и превышение скоростного режима;
  • камеры с видеофиксацией «Автоураган-МС» – гибридная система, которую монтируют на автомобили полиции, при движении в транспортном потоке способны отследить многие нарушения ПДД;
  • «Астра-Лаб» – комплексы, замечающие нарушение разметки и скоростного режима, способны контролировать несколько полос попутного направления;
  • комплексы «Паркнет» и «Паркрайт» – отслеживают случаи неправильного движения по полосам, а также нарушение правил парковки (обычной, в платных зонах, на тротуарах).

Какие штрафы предусмотрены за пересечение сплошной

Штраф за пересечение сплошной линии разметки в 2023 году зависит от обстоятельств нарушения. Так, наказание за выезд на встречную полосу через сплошную назначается по одной статье КоАП РФ, а поворот или разворот – по другой. Если пересекать сплошную линию на обочине для остановки, то это не будет считаться нарушением, а если при маневрировании, то будет.

Для удобства читателей мы свели возможные варианты этих обстоятельств в таблицу.

Нарушение

Статья КоАП РФ и наказание

Выезд на встречную полосу через сплошную для объезда препятствия (внимание: пробка или остановившееся по правилам ТС не являются препятствиями!)

ч. 3 ст. 12.15, штраф от 1 000 до 1 500 руб

Движение по встречной полосе при пересечении сплошной, а также попытка завершить обгон через сплошную (кроме случаев, предусмотренных ч. 3 ст. 12.15)

ч. 4 ст. 12.15, лишение прав от 4 до 6 мес либо штраф 5 000 руб

Повторное нарушение, предусмотренное ч. 4 ст. 12.15

ч. 5 ст. 12.15, лишение прав на 1 год либо штраф 5 000 руб за выезд на встречную полосу с камеры

Поворот налево или разворот через две сплошные

ч. 2 ст. 12.16, штраф от 1 000 до 1 500 руб

Остановка или стоянка при пересечении жёлтой сплошной

ч. 4 и 5 ст. 12.16, штраф 1 500 руб, в Москве и Санкт-Петербурге – 3 000 руб

Прочие нарушения, связанные с пересечением сплошной линии

ч. 1 ст. 12.16, штраф 500 руб

Читайте также:  Республика Коми анонсировала сроки весенней охоты

Чем регламентируется рядность движения

На помощь автомобилистам призваны знаки и дорожная разметка. Ориентируясь на них, водитель выбирает правильный способ передвижения. Все информационные знаки и таблички условно можно разделить на такие группы:

  • указатели поворотов. Устанавливают перед поворотами на трассах, а также перед перекрёстками;
  • знаки, ограничивающие скорость движения транспортных средств по определённому ряду или всей ширине дороги;
  • информационная табличка, указывающая направление проезда на участке дороги. Широко применяется при организации одностороннего движения;
  • направление транспортного движения по рядам. Устанавливают в том случае, если на участке дороги неравномерное число полос для следования в разные стороны;
  • знаки, сообщающие о начале и завершении дорожной полосы;
  • информационные таблички, ограничивающие передвижение некоторых видов ТС в определённое время на конкретном участке дороги.

Стоит помнить о тех случаях, когда информация на табличках противоречит разметке. В таких случаях следует действовать по указаниям знака. Даже в том случае, когда на дороге расположены временные знаки, необходимо придерживаться их.
При отсутствии специальных знаков необходимо ориентироваться на указания дорожной разметки.

Ниже приведены размеры актуальных штрафов за нарушение движения по полосам, актуальных в 2021 году.

Если водитель будет двигаться не по полосе, а по разделительной линии между полосами, ему грозит штраф 500 рублей.

Следующее нарушение — это перестроение между полосами без включения соответствующих сигналов. У части водителей включение поворотных сигналов выработано до автоматизма, другие могут периодически забывать о них, но законодательство чётко предусматривает, что в случае нарушения штраф составляет сумму в 500 рублей.

Также на практике часто вместе с этим нарушением водители совершают другие, например, обгон, где он запрещён. Штраф, естественно, становится ещё больше.

Поворот на перекрёстке из полосы, не предназначенной для этого, облагается штрафом в 1500 рублей.

Выезд на встречную также относится к нарушению полос движения. Штраф в этом случае будет намного серьёзнее:

  • проезд по встречной, совершаемый для объезда определённого препятствия- штраф до 1500 рублей
  • в случае обгона по встречной полосе — штраф до 5000 рублей либо лишение прав сроком максимум на полгода

Движение по трамвайным рельсам также приравнивается к движению по встречной полосе.

Штраф за движение по левой полосе за городом

Нарушение любой из частей п. 9.4, содержащего требования к расположению ТС на проезжей части, включая передвижение по левой полосе при свободной правой, в ситуациях, когда это запрещено, квалифицируется положениями ст. 12.15 КоАП РФ.

За подобное нарушение водителя ожидает штраф в размере 1 500 рублей. Нюансы назначения такого наказания связаны с тем, что сотрудникам ГИБДД сложно доказать умышленный характер нарушения. Водителю легко оправдаться, заявив, что выезд на левую полосу не связан с выполнением маневра.

Поэтому на практике штраф можно получить только при вопиющем нарушении, вызвавшем серьезные сложности для пропускной способности автодороги. Однако не стоит рассчитывать, что подобные действия будут проходить постоянно. Тем более что это создает серьезные помехи для других водителей.

Наказание за езду по выделенной автобусной полосе в Москве, Петербурге и регионах

Движение по автобусной полосе для обычных автомобилистов допускается только в особенных случаях. Если такого исключения нет, а водитель оказывается на описываемом участке дороги, его ожидают взыскания.

Штраф за езду по автобусной полосе назначается в соответствии с главой 12 КоАП «Административные нарушения в области правил дорожного движения». Передвижение по данному участку при условии отсутствия оснований к такому действию рассматривается статьей 12.17 указанного документа. В ней речь идет об определении меры наказания тем участникам ДД, которые не предоставили преимущество маршрутному ТС или авто, на котором включен звуковой или световой спецсигнал.

  • Часть 1.1. Рассматривает нарушение, которое заключается в движении (или остановке) авто по полосе, предназначенной для маршрутных транспортных средств. Мера наказания, которая будет применяться к нарушителю, заключается в выплате штрафа величиной 1500 рублей.

  • Часть 1.2. Рассматривает то же нарушение ПДД, но совершенное в определенных регионах, к которым относятся Москва и СПб. В такой ситуации величина взыскания будет выше, штраф составит 3 тыс. рублей.

Читайте также:  Понятие недействительной сделки

Стоит отметить, что параллельно с описанной мерой наказания при определенной ситуации может использоваться и другая статья КоАП.

Если автомобилист совершил выезд на выделенную полосу, которая определяет движение в обратном направлении, наказание назначается исходя из статьи 12.15 КоАП (если при нарушении не была пересечена сплошная линия). Штраф составит от 1 до 1,5 тыс. рублей.

Взыскание в указанном размере будет иметь место только в том случае, если была необходимость объехать препятствие. Если же ее не было, то наказание определяется частью 4 этой же статьи и заключается в наложении штрафа размером 5 тыс. рублей или лишении права управлять транспортным средством на протяжении от 4 до 6 месяцев. Зафиксировать факт нарушения может и инспектор ГИБДД, и камера.

Другие штрафы, с которыми может столкнуться водитель, выезжая на автобусную полосу:

  • непредставление преимущества в движении общественному транспорту – 500 руб. (ст. 12.17 ч. 1 КоАП РФ);

  • помеха движению транспорта при остановки у края полосы (нарушение правил остановки) – 2000 руб. (ст. 12.19 ч. 4), в Петербурге и Москве – 3000 руб. (ст. 12.19 ч. 6).

Наиболее распространенный случай ДТП с участием маршрутного транспорта — столкновение с попутными автомобилями во время отъезда автобуса (троллейбуса) с остановки. Пункт 18.3 предписывает водителю МТС перестраиваться в дорожный ряд лишь в том случае, когда он убедится в предоставлении права преимущественного проезда. Однако в таком случае почти всегда виновным признается водитель автомобиля, так как он не предоставил преимущественное право проезда маршрутному ТС. Штраф за подобное деяние — 500 руб.

Нередко пренебрегают правилами и сами водители маршрутного транспорта. Например, водители автобуса, не находящиеся в рейсе, могут использовать выделенную полосу для объезда заторов. Общественный транспорт, не находящийся на маршруте, не обладает преимущественными правами при движении по выделенке. В подобной ситуации нарушитель должен быть оштрафован в соответствии со ст. 12.17 КоАП РФ на 1,5 тыс. руб. (3 тыс. руб. — в Москве и Санкт-Петербурге).

Когда автомобилист увидел знак 5.6, то через 150–300 метров вне города (50–100 метров внутри населенного пункта) односторонняя дорога закончится, поэтому нужно подготовиться к выезду с нее.

Важно! 5.6 может не монтироваться при общей протяженности односторонней дороги менее 100 метров, либо при расположении в конце ее действия Т-образного перекрестка, либо с круговым движением.

Правила выезда простые:

  • когда нужно продолжать движение в прямом направлении, следует ехать по той полосе, по которой была езда по односторонней автодороге – главное, не оказаться на встречке;
  • при необходимости ехать направо, следует подать соответствующий сигнал поворота, занять крайний правый ряд (аб. 2 п. 8.6. ПДД), пропустить пешеходов, пересекающих проезжую часть, наконец, повернуть так, чтобы тоже оказаться на крайней правой полосе;
  • если требуется ехать налево, следует занять крайний левый ряд (с учетом того, что дорога станет двухсторонней только после перекрестка, либо сразу после установки 5.6, либо через 150–300 (50–100 метров) после 1.21), включить левый поворотник, пропустить машины, движущиеся прямо или направо, и, наконец, повернуть так, чтобы не оказаться на встречке (непосредственно после левого поворота можно заехать в любую попутную полосу движения – необязательно на крайнюю правую).

Остановка и паркование автотранспортных средств на автодорогах, предназначенных для езды только в 1 сторону, осуществляется согласно общим правилам, указанным в Разделе 12 ПДД:

  • ТС нужно ставить на обочине, а когда обочины нет, допускается ставить по краю проезжей части;
  • остановка, стоянка для легковых автомобилей менее 3500 кг разрешены как справа, так и слева (только в населенных пунктах);
  • грузовые машины массой более 3500 кг могут останавливаться слева исключительно для целей загрузки, разгрузки;
  • когда между остановившимся ТС и противоположным краем проезжей части меньше 3 метров, остановка, стоянка запрещены;
  • также нельзя останавливаться, стоять ближе 15 метров от мест остановки маршрутных ТС и ближе 5 метров перед пешеходными переходами;
  • кроме этого, указанные действия запрещены, когда стоят соответствующие знаки 3.27, 3.28, 3.29, 3.30.
Читайте также:  Убытки от уступки права требования долга: учет и налогообложение (Бурсулая Т.)

Автошколадома ПДД онлайн

Мы запустили бесплатное дистанционное обучение на Youtube. Подпишитесь на наш канал и смотрите видео-лекции.

Чтобы упорядочить транспортный поток проезжую часть разбивают на полосы движения

с помощью

продольных линий дорожной разметки.

Но одной разметки мало, надо ещё и водителей обязать соблюдать рядность. Правила не забыли об этом и дали строгое предписание:

Правила. Раздел 9. Пункт 9.7.
Если проезжая часть разделена на полосы линиями разметки, движение транспортных средств должно осуществляться строго по обозначенным полосам.
Задача 1

В каких случаях на дорогах, проезжая часть которых разделена линиями разметки, Вы обязаны двигаться строго по полосам?

1.

Только при интенсивном движении.

2.

Только если полосы движения обозначены сплошными линиями разметки.

3.

Во всех случаях.

Комментарий к задаче

Правила обязывают водителей двигаться строго по полосам всегда и везде. Иначе зачем же делить проезжую часть на полосы движения.

Итак, все обязаны двигаться строго по полосам и, казалось бы, надлежащий порядок на дороге достигнут.

Но нет, Правила справедливо сочли, что этого недостаточно. Правила потребовали, чтобы и внутри полосы водитель располагал своё транспортное средство не абы как, а так, чтобы обеспечить безопасную дистанцию и безопасные боковые интервалы.

Если остановил инспектор ГИБДД

Сразу после объезда препятствия водителя может остановить сотрудник полиции. Дальнейшее развитие событий во многом зависит от действий человека, управляющего транспортным средством.

Водителям рекомендуется придерживаться следующей схемы поведения:

  • Попросить инспектора ГИБДД предъявить удостоверение.
  • В доступной и спокойной форме объяснить уполномоченному лицу, что противоправное действие носило вынужденный характер. Обратить его внимание на тот факт, что в месте нахождения препятствия отсутствуют знаки. Кроме того, водитель вправе поинтересоваться, почему неподвижный объект не был устранен или не были установлены соответствующие символы.
  • Внимательно изучить составленный протокол и схему дорожно-транспортного происшествия. Инспектор ГИБДД обязан отразить в документах факт наличия на проезжей части препятствия. В графе «Объяснения лица» водитель может описать свое видение сложившейся ситуации.
  • Зафиксировать участок дороги с находящимся на нем препятствием. Это можно сделать с помощью любого устройства, поддерживающего режим фото и видео. Кроме того, рекомендуется зафиксировать способы преодоления препятствия другими водителями.
  • В течение 10 дней нужно обжаловать полученное постановление об административном правонарушении.

При грамотном подходе существует большая вероятность того, что водитель избежит наказания или на него будет возложен штраф в минимальном размере.

Перекресток со светофором. Поворот направо на перекрестке

Кто может ехать под знак движение запрещено. Запрещающие знаки

Стоя на светофоре в первом ряду и собираясь повернуть направо, всегда обращайте внимание на автомобиль, стоящий слева от вас также в первом ряду. Бывают случаи, когда водитель левой машины при включении зеленого сигнала светофора буквально срывается с места и, подрезая вас, уходит направо, успевая проскочить перед пешеходами

Это нарушение и разбираться в причинах такого поступка нет смысла, просто нужно быть внимательнее. Поворачивая направо, требуется уступить дорогу велосипедистам, которые движутся прямо (если таковые имеются) и пешеходам, переходящим проезжую часть (п. 13.1 ПДД).

В статье Поворот направо. Опасные ситуации эти самые «нюансы» расписаны более подробно. Если светофор на перекрестке оборудован дополнительной секцией для поворота направо, то в зависимости от комбинации сигналов этого светофора, будет изменяться приоритет по отношению к встречным автомобилям. Эту особенность нужно учитывать, тем более, если есть привычка поворачивать не в крайний правый ряд, как этого требует пункт 8.6 ПДД, а далее правого ряда. Подробнее об этой ситуации — в статье Поворот направо и пункт 8.6 ПДД.


Похожие записи:


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *