Что грозит за отсутствие спецоценки условий труда: таблица штрафов
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Что грозит за отсутствие спецоценки условий труда: таблица штрафов». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Власти скорректировали порядок проведения экспертизы условий труда. Изменения начнут действовать с 1 марта 2022 года. По-новому надо будет считать сроки действия СОУТ. Но и это еще не все. Рассмотрели, что нового в спецоценке условий труда. Понятие «спецоценка условий труда» введено в оборот с 2014 года. Эта экспертная процедура заменила устаревшую аттестацию рабочих мест. По результатам СОУТ конкретному рабочему месту присваивается класс или подкласс трудовых условий. На основании экспертного заключения: Устанавливают размеры страхового обеспечения , уплачиваемого работодателем в пользу наемных работников . Чем более лучшие условия труда обеспечит работодатель, тем меньше ему придется доплачивать в бюджет. Применяют дополнительные гарантии и компенсации к персоналу , занятому на «особых» условиях (опасность, вредность). В частности, денежные надбавки, дополнительное время отдыха и сокращенный рабочий день.
За что наказывают и как
По ФЗ № 426-ФЗ от 28.12.2013, проведение спецоценки является обязанностью работодателя, то есть проблемы организации и оплаты процесса учреждение решает самостоятельно. Ответственность за отсутствие СОУТ или нарушения в ее проведении лежит на работодателе.
Процедура СОУТ введена вместо аттестации с 2014 года. Финальный этап проведения процедуры на предприятиях, которые были образованы до вступления закона в силу, завершился 31.12.2018. Работодателям предоставлен длительный переходный период и организации разных форм собственности должны были закончить в этот срок проведение СОУТ, а по ее результатам обозначить в трудовых соглашениях с сотрудниками классы условий их работы. Статья 15 ФЗ № 426-ФЗ предусматривает необходимость довести до сведения сотрудников итоги спецоценки в срок не больше 30 календарных дней с даты утверждения отчета по СОУТ.
Для новых рабочих мест и для организаций, которые созданы после вступления закона в силу, спецоценку необходимо провести не позже 12 месяцев с даты их ввода в действие (п. 1 ч. 2 ст. 17 ФЗ № 426-ФЗ). Аналогичный период установлен для перемещенного в новое помещение рабочего места (Письмо Минтруда РФ от 23.01.2017 № 15-1/ООГ-169).
В том же 426-ФЗ говорится, чем грозит отсутствие спецоценки рабочих мест, — штрафом. Окончание переходного этапа значит, что с 01.01.2019 работодатель, который не организовал в течение предусмотренного длительного периода СОУТ на всех рабочих местах, считается нарушившим законодательство и подвергается административному взысканию в виде денежных сумм или предупреждения по ст. 5.27.1 КоАП РФ. Штраф за отсутствие аттестации рабочих мест 2020 года достигает 80 000 рублей. Сумма зависит от того, кто стал нарушителем, и в какой по счету раз.
Можно ли избежать наказания
С 2020 года Роструд вправе применять наказания к учреждениям по результатам плановой и внеплановой проверки. Если закон нарушен, то решения, как избежать штрафа за отсутствие СОУТ, нет. Чтобы точно пройти проверку, имеет смысл внедрить в организации внутренний контроль.
Минтруд запланировал внедрение механизма профилактики нарушений требований к СОУТ (426-ФЗ). Он разъяснил смысл процесса:
- Роструд обнаруживает нарушение, используя способ проверки наличия сведений о спецоценке в Федеральной информационной системе по учету результатов СОУТ (Приказ Минтруда РФ от 21.04.2017 № 377н);
- направляет в адрес работодателя предостережение о недопущении нарушений законодательства по ОТ;
- в предостережении определяется срок для устранения нарушений.
Как избежать наказания за непроведение
Не обязательна спецоценка только для предприятий — ИП, без работников и с работниками, нанятыми по аутсорсингу, и для новых рабочих мест (напомним, что на их оценку дается 12 месяцев). Кроме того, в отношении рабочих мест, где не выявлены вредные или опасные условия, подается только декларация в трудинспекцию. Соблюдая эти условия, можно наказаний избежать. Кроме того, не рекомендуется игнорировать предупреждения контролирующих органов, направленные в превентивном порядке.
Иных специальных положений для различных групп предприятий не предусмотрено. Так, отпадает вопрос, будут ли штрафовать микропредприятия за отсутствие СОУТ: да, будут, так как никаких льгот для этой категории работодателей не установлено.
Как организовать спецоценку условий труда на рабочих местах: инструкция
Проведение спецоценки условий труда занимает около месяца
- Создаётся комиссия, в составе которой должны находится представитель работодателя, специалист по охране труда. Главным условием остаётся то, что в комиссии должно быть нечётное число членов. Состав и порядок деятельности комиссии проводится приказом руководителя организации.
- Далее установленная приказом Комиссия должна определить перечень рабочих мест для проведения СОУТ. На этом этапе необходимо определить, какие рабочие места по характеристикам сходятся. Такая процедура позволит снизить расходы на проведение процедуры.
- Составить договор с организацией, которая проводит СОУТ и согласуйте график проведения процедуры.
- Подготовьте для представителей организации, которая проводит СОУТ, техническую документацию, документы на оборудование и сырье, должностные инструкции.
Ответственность на любой вкус!
В случае нарушения регламента проведения и работы с результатами спецоценки условий труда, закон предусматривает ряд санкций. В отношении должностных лиц применяется четыре вида ответственности: дисциплинарная, гражданско-правовая, административная, уголовная.
Если положением о кадровом подразделении или должностной инструкцией на кадровика возложена определенная обязанность, касающаяся спецоценки, а сотрудник ее не исполняет или исполняет с нарушениями, то он может быть подвергнут дисциплинарной ответственности. Например, если за кадровиком была закреплена обязанность найти организацию, занимающуюся проведением спецоценки условий труда, а он этого не сделал, то руководитель может наложить дисциплинарное взыскание.
Гражданско-правовая ответственность наступает, если кадровик не выполнил свои обязанности в части проведения спецоценки и применения результатов спецоценки, и это повлекло причинение ущерба, в том числе другим работникам. Тогда возможно возложение на кадровика гражданско-правовой ответственности в виде возмещения убытков: сначала заплатит работодатель, а потом он вправе подать в суд и взыскать с нерадивого кадровика уплаченную сумму.
Уголовная ответственность наступает, когда работодатель не провел спецоценку рабочего места, и это повлекло тяжкие последствия. Например, работник трудился во вредных или опасных условиях, а поскольку спецоценка не производилась, обеспечения необходимыми средствами индивидуальной защиты не было предусмотрено. В результате произошел несчастный случай со смертельным исходом или причинением тяжкого вреда здоровью.
Что касается административной ответственности, то особое внимание следует обратить на ч. 3 ст. 5.27 КоАП. Этим документом руководствуется ГИТ, если в организации ненадлежащим образом оформлен трудовой договор.
В частности, если в трудовом договоре или допсоглашении не указано, в каких условиях будет трудиться работник, за это налагается штраф. Для должностных лиц (руководителя организации или кадровика) он составит от 10 до 20 тысяч рублей, а для юрлиц — от 50 до 100 тысяч рублей.
В случае повторного нарушения применяется и ч. 5 ст. 5.27 КоАП: для граждан предполагается штраф в размере 5 тысяч рублей, для должностных лиц — дисквалификация на срок от года до трех, для юридических лиц — штраф 100-200 тысяч рублей.
Начала действовать новая статья КоАП — 5.27.1. В ней речь идет о нарушении нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и нормативных актах. Например, по закону работника обязаны ознакомить с результатами спецоценки в течение 30 дней. В этот период не включается время нахождения на больничном, в отпуске, в командировке. За нарушение накладывается штраф от 5 до 10 тысяч на руководителя, инженера по охране труда или кадрового работника, если будет установлена его вина. Штрафы за непроведение у работников медосмотра составляют от 15 до 25 тысяч. Необеспечение работников средствами индивидуальной защиты карается штрафом от 20 до 30 тысяч рублей. И конечно, значительно ужесточается ответственность за совершение повторных правонарушений.
Также ст. 13.12 КоАП предусмотрены штрафы за нарушение установленного порядка, касающегося персональных данных. Допустим, в обязанности кадровика входит обеспечение их надлежащего хранения, а он этого не выполнил. Штраф составит от 500 до 1 000 рублей.
И конечно, значительно ужесточается ответственность за совершение повторных правонарушений.
Уголовная ответственность работодателя
Работодатель может быть привлечен к ней в случае причинения тяжкого вреда человеку и в случае смерти работников. Ранее, за причинение тяжкого вреда человеку, в соответствии с частью 1 статьи 143 УК РФ, для должностных лиц назначался административный штраф до 200 тыс. рублей или в размере заработной платы за период до 18 месяцев, или обязательные работы на срок до 480 часов, либо исправительные или принудительные работы сроком до 1 года; либо лишение свободы сроком до 1 года. В соответствии с изменениями размер штрафа повышается до 400 тыс. рублей, срок для обязательных работ устанавливается от 180 до 240 часов, срок исправительных работ увеличен до 2-х лет, сроки принудительных работ и лишения свободы остаются без изменений.
Для того же деяния, повлекшего смерть человека по неосторожности, что и ранее, предусматривается наказание в виде принудительных работ до 4-х лет с правом лишения занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3-х лет.
Впервые в данную статью вводится часть 3, в которой предусмотрены виды наказания за правонарушения, повлекшие смерть 2-х и более лиц. В таком случае для должностного лица предусматриваются принудительные работы на срок до 5 лет или лишение свободы с тем же сроком с правом лишения занимать должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3-х лет.
Новшества по исполнению СОУТ
Действие закона о проведении СОУТ вступило в силу с 2014г., но полноценно электронная система Минтруда, куда вносят показатели проверки, заработала в 2015г. Те, кто прошли проверку раньше, могли неправильно отразиться в электронной базе или не отразиться в ней вовсе.
По информации от трудовой инспекции штрафы за отсутствие специальной оценки условий труда в 2020 году грозят только тем организациям, проверка которых запланирована этим годом, или тем организациям, где зафиксированы несчастные случаи. Остальным, для которых итоги по СОУТ с 1 января 2020 г не зафиксированы в системе, будет направлено предупреждение о необходимости за полгода оценить трудовые условия работников. А вот автоматическая проверка начнется с января 2020года. Под санкции попадут организации, информации о проверке которых нет в программе Минтруда. Тогда уже и штрафы будет начислять и рассылать сама система.
Штрафы за непроведение СОУТ
Ранее за непроведение АРМ работодателю выписывалось предупреждение либо минимальный штраф. Новое законодательство ставит первоочередную задачу устранение нарушений за счет больших штрафных санкций как для владельцев предприятий, так и для лиц, занимающихся проведением экспертизы. По закону провести СОУТ входит в непосредственную обязанность работодателя. Организация и оплата данной процедуры фирма берет на себя. Если спецоценка проведена неправильно, отвечать за такое также будет работодатель.
Существуют различные варианты наказаний за непроведение СОУТ для работодателей за нарушения в области СОУТ вплоть до уголовной ответственности. Рассмотрим эти варианты подробнее. Трудовая инспекция проводит контроль и наложение штрафных санкций на предприятие. Есть некоторые специальности, при которых если ранее проводилась АРМ, то проведение СОУТ можно отложить на пятилетний период. Многие работодатели превратно трактуют ст. 27 ТК РФ и считают, что если проведена АРМ, то можно получить оторочку СОУТ, упуская факт, что норма распространяется далеко не на все специальности.
Какие штрафы предусмотрены за непроведение специальной оценки условий труда
Примечательно то, что с изменением порядка оценки условий труда, изменяется ряд нормативных положений. К примеру, кардинальные изменения вносятся в статью 5.27 КоАП РФ. И теперь для работодателей, которые бездействуют, будет ужесточаться и дифференцироваться система штрафов и санкций. Дифференцируются, значит, подразделяются на виды. То есть, отдельный штраф за несоблюдение требований охраны труда, за непроведение СОУТ, за непроведение медосмотров, необеспечение средствами индивидуальной защиты (СИЗ, – ред.) и т.д. Подобное разделение было сделано впервые. Ранее существовал единый вид правонарушения и размер выплат, вне зависимости от того, что совершил работодатель – нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.
Специальная оценка условий труда (СОУТ)
Срок действия СОУТ — 1 раз в 5 лет. Можно проводить чаще, но, если пропустить этот срок, возможно наступление административной ответственности, о которой мы написали выше. Но не всегда спецоценку проводят по плану. Иногда возникают обстоятельства, при которых СОУТ должна быть проведена во внеочередном порядке.
Итак, если ввели новые рабочие места, или изменили технологическое оборудование СОУТ проводят в течение 12 месяцев. Если же заменили применяемое сырье, или о проведении внеплановой СОУТ получено предписание инспектора ГИТ, спецоценка должна быть проведена в течение 6 месяцев. Еще одним основанием является несчастный случай на рабочем месте, произошедший из-за воздействия ВОПФ.
- Если причиной НС является единственно грубая неосторожность пострадавшего, или виновные действия третьих лиц, то проводить СОУТ вне плана не потребуется.
- Не нужно проводить вне очереди спецоценку, если в организации произошли реорганизационные процессы.
- Изменение персональных данных индивидуального предпринимателя, или реквизитов юридического лица также не являются основанием для внеочередной оценки. Все это указано во второй части статьи 17 Закона о спецоценке.
СОУТ — Специальная оценка условий труда пришла на замену Аттестации рабочих мест в 2014 году. Основной целью СОУТ является выявление опасных и (или) вредных факторов на рабочих местах. Аккредитованными экспертами проводятся инструментальные замеры на рабочих местах и отнесение к классам условий труда (1 класс, 2 класс, 3 класс, 4 класс). Каждому классу полагаются свои гарантии и компенсации. К таким компенсациям относится повышение оклада, дополнительный отпуск, сокращенная рабочая неделя.
Требование об обязательном проведение СОУТ изложено в статье 212 Трудового кодекса РФ.
Работодатель обязан обеспечить:
проведение СОУТ в соответствии с законодательством о специальной оценке условий труда.
Основным законодательным актом по организации и проведении СОУТ является Федеральный закон «О специальной оценке условий труда» от 28.12.2013 N 426-ФЗ (далее — 426-ФЗ). Который был обновлен в 2020 году. Проведение СОУТ с невыполнением указаний данного ФЗ, приведет к штрафным санкциям со стороны Инспекции труда. Данный документ по большей части описывает действие Работодателя.
Второстепенным законодательным актом является Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 24 января 2014 г. N 33н «Об утверждении Методики проведения специальной оценки условий труда (далее — Приказ 33н). Разработан он для Экспертов и аккредитованных лабораторий проводящий СОУТ в организациях заказчика.
Пункт 3, статьи 3, 426-ФЗ допускает не проводить СОУТ на рабочих местах:
СОУТ не проводится в отношении условий труда надомников, дистанционных работников и работников, вступивших в трудовые отношения с работодателями — физическими лицами, не являющимися ИП, или с работодателями — религиозных организаций
Пункт 2, статьи 8, 426-ФЗ указывает что СОУТ проводится Работодателем совместно с Аккредитованной организацией по гражданско-правовому договору. Перед заключением договора с такой организацией, обязательно запросите следующие подтверждающие документы:
- наличие в организации не менее пяти экспертов, работающих по трудовому договору и имеющих сертификат эксперта на право выполнения работ по специальной оценке условий труда (пункт 2, статья 19, 426-ФЗ);
- наличие в качестве структурного подразделения испытательной лаборатории (центра), которая аккредитована национальным органом по аккредитации (пункт 3, статья 19, 426-ФЗ);
- аккредитация в области проведения исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса (пункт 3, статья 19, 426-ФЗ).
пункт 4, статьи 8, 426-ФЗ, указывает что СОУТ требуется проводить на каждом рабочем месте не реже 1 раза в 5 лет. Срок исчисляется с даты внесения отчета СОУТ в информационную систему ФГИС аккредитованной организацией проводящий СОУТ. В среднем, это 10 дней после даты утверждения отчета.
согласно пункту 1, статьи 17, 426-ФЗ, основанием для проведения внеплановой оценки может быть только:
Требуется провести в течение 12 месяцев после появления:
- ввод в эксплуатацию нового рабочего места;
- изменение техпроцесса или оборудования способное оказать влияние на вредные или опасные факторы;
Требуется провести в течение 6 месяцев после появления:
- НС по вине работника или профзаболевание;
- изменение используемых материалов, сырья, применяемых СИЗ способное оказать влияние на вредные или опасные факторы;
- мотивированное предложение профсоюза или работников, при замечании к проведенной СОУТ;
- предписание инспектора ГИТ при выявленных нарушениях.
За неисполнение Обязанностей по обеспечению безопасных условий и охраны труда штрафы установлены в статье 5.27.1 КоАП РФ.
Нарушение | КоАП РФ | Наказание |
Нарушение требований охраны труда | Часть 1 статьи 5.27.1 КоАП РФ | Предупреждение или штраф для руководителя и ИП — от 2 000 до 5 000 рублей; для организации — от 50 000 до 80 000 рублей |
Нарушение порядка проведения специальной оценки условий труда или ее непроведение | Часть 2 статьи 5.27.1 КоАП РФ | Предупреждение или штраф для руководителя и ИП �� от 5 000 до 10 000 рублей; для организации — от 60 000 до 80 000 рублей |
Допуск к работе без обучения и проверки знаний по охране труда, а также обязательных медосмотров | Часть 3 статьи 5.27.1 КоАП РФ | Штраф для руководителя и ИП — от 15 000 до 25 000 рублей; для организации — от 110 000 до 130 000 рублей |
Необеспечение работников СИЗ | Часть 4 статьи 5.27.1 КоАП РФ | Штраф для руководителя и ИП — от 20 000 до 30 000 рублей; для организации — от 130 000 до 150 000 рублей |
Повторное нарушение | Часть 5 статьи 5.27.1 КоАП РФ | Штраф для руководителя — от 30 000 до 40 000 рублей или дисквалификация от года до трех лет. Штраф для ИП от 30 000 до 40 000 рублей или приостановление деятельности на 90 суток. Штраф для компании — от 100 000 до 200 000 рублей или приостановление деятельности на 90 суток. |
Провести СОУТ при образовании новой организации нужно в течение года с момента ее регистрации. Например, если компания зарегистрирована в январе, к следующему январю спецоценка уже должна быть проведена. После этого выполнять такую операцию нужно каждые пять лет. Впрочем, работодатели, у которых на предприятии есть только рабочие места с оптимальными или допустимыми условиями труда, могут оформить особую декларацию о соответствии и подать ее в Государственную инспекцию труда: в этом случае действие декларации будет продлеваться автоматически каждые пять лет. Однако если в компании произойдет несчастный случай, будет выявлено профессиональное заболевание либо нарушение трудового законодательства, декларация перестанет действовать, и руководству придется организовывать спецоценку во внеочередном порядке. Компаниям, имеющим рабочие места с вредными или опасными условиями проводить СОУТ нужно каждые пять лет.
Сроки и периодичность проведения СОУТ
Последний этап проведения спецоценки завершился к 1 января 2019 года (ч. 6 ст. Закона о СОУТ). Подразумевается, что к этой дате все работодатели провели указанные выше мероприятия и своевременно сдали декларацию.
Когда следует назначить следующую процедуру СОУТ? В общем случае это нужно сделать не позднее, чем через 5 лет после утверждения отчета по итогам предыдущей спецоценки. По завершении очередной спецоценки необходимо снова заполнить декларацию.
Но если в течение пятилетнего периода не было несчастных случаев и профзаболеваний, срок действия декларации автоматически продлевается еще на 5 лет. На этот же срок откладывается и очередная СОУТ. Документально подтверждать подобную отсрочку не нужно (письмо Минтруда от 30.08.19 № 15-1/ООГ-1968).
ВАЖНО. При появлении нового рабочего места необходимо организовать внеплановую спецоценку. Сделать это нужно в течение 12-ти месяцев со дня, когда оно введено эксплуатацию.
Непроведение спецоценки условий труда
Результаты специальной оценки условий труда влияют на размер дополнительных взносов в ПФР, которые работодатели начисляют на выплаты сотрудникам, поименованным в Списках № 1 и № 2. В частности, эти допвзносы наниматели рассчитывают на основе присвоенного в результате спецоценки класса условий труда. Всего классов четыре. И чем класс вреднее, тем выше будет тариф взносов. Конкретные ставки установлены в пункте 2.1 статьи 33.2 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ. Так, для опасного класса установлена ставка — 8%. Для вредного класса тариф отличается в зависимости от подкласса, максимальный — 7%, минимальный — 2%. Если условия признаны оптимальными или допустимыми, то платить дополнительные взносы в ПФР не нужно, так как для такого случая установлен нулевой тариф взносов.
Рекомендуем прочесть: Подача декларации на возврат подоходного налога в 2020 году
То есть оформлять декларацию по спецоценке нужно всем фирмам и предпринимателям, которые провели специальную оценку условий труда и при этом не выявили вредных и (или) опасных факторов. При этом заполнять декларацию следует строго по форме, установленной приказом Минтруда России от 07.02.2014 № 80н. Отчетность, поданная на другом бланке, не будет принята.
Оценка профессиональных рисков в 2021 году
- трудинспекторы, причем практика показывает, что они интересуются и теми работодателями, которые провели спецоценку, но не вовремя;
- специалисты Пенсионного фонда РФ. ПФР запрашивал соответствующую документацию по СОУТ в бумажном и электронном виде, сдать ее необходимо было до 01.06.2021. Цель — устранить расхождения данных, содержащихся в ГИС СОУТ с фактически предоставленными данными по спецоценке, содержащимися в отчете.
- СОУТ является основным видом ее деятельности.
- Получена соответствующая аккредитация.
- В штате числится не менее 5-ти экспертов, имеющих сертификат на выполнение работ по спецоценке. Как минимум, один эксперт является врачом по общей гигиене (или по гигиене труда), либо врачом по санитарно-гигиеническим лабораторным исследованиям.
- Есть испытательная лаборатория, аккредитованная на измерение вредных и опасных факторов производственной среды и трудового процесса.
Это комплекс мероприятий, цель которого — установить наличие вредных факторов на каждом рабочем месте и присвоить ему класс риска. Об этом сказано в статье 1 Федерального закона от 28.12.13 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» (далее — Закон о СОУТ).
До начала 2021 года руководству предприятий и прочих юридических лиц следовало провести специальную оценку условий труда (СОУТ), которая в 2021 году пришла на смену процедуре аттестации рабочих мест. 31 декабря 2021 года сертификаты,полученные по итогам последней, прекратили свое действие. Соответственно не своевременно проведенная СОУТ или вовсе ее отсутствие чревато довольно серьезными проблемами. В роли санкций выступают штрафы. Причем суммы таковых весьма значительны.
Важное за январь: новые правила по охране труда и изменения в спецоценке
В новом году Роструд пересмотрит привычные подходы к проведению мероприятий по надзору. В частности, инспекторы смогут проверять не только юридическое лицо, но и весь объект целиком. Например, при проверке ТЦ внимание будет уделено всем: организациям и ИП, арендующим площади, охранным и сервисным компаниям, а также собственнику здания.
Конечно, ограничения на проверки, введенные с началом эпидемии коронавируса, будут действовать и в 2021 году, однако не стоит забывать про внеплановые визиты надзорных органов в случае угрозы жизни, невыплаты заработной платы или иных нарушений трудового законодательства.
Государство прямо заинтересовано в том, чтобы работники боролись за свои трудовые права и не замалчивали факты нарушений, поэтому с 1 января 2021 года начинает работать портал «Онлайн Инспекция». Теперь в случае нарушения условий труда, задержки зарплаты или незаконного увольнения работник сможет напрямую пожаловаться на компанию или обсудить проблему со специальным чат-ботом.
Первое, о чем нужно помнить предпринимателям – введение электронных трудовых книжек с 1 января. То есть, до 31 декабря текущего года нужно не только уведомить работников о подобном изменении, но и предложить им выбор между традиционным (бумажным) форматом или электронным.
-
Если работник выбирает электронную книжку, необходимо выдать ему бумажный экземпляр на руки, а в дальнейшем все сведения заносить только в цифровой документ.
-
Если выбор сделан в пользу бумажной книжки, то работодателю предстоит вести документы и в том, и в другом формате.
Поменяются правила отчетности по страховым взносам и НДФЛ. Если в компании более 10 работников, все документы должны подаваться в электронном виде. Причем, не имеет значения, когда численность выросла выше установленной планки – в начале, середине или конце отчетного периода. Как только штат разрастается до 10 человек и более, налоговая и различные страховые фонды начинают требовать документы только в электронном виде.
Все организации и индивидуальные предприниматели, у которых трудятся работники, обязаны проводить специальную оценку условий труда.
Причем, спецоценка условий труда проводится на рабочих местах всех сотрудников, кроме:
- дистанционных работников,
- надомных работников,
- работников, которые трудятся у работодателей – физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями.
С какими организациями можно заключать договор
Для проведения спецоценки можно привлекать не все организации, а только те, которые соответствуют определенным требованиям и зарегистрированы в специальном реестре.
К ним предъявляются следующие требования:
- Проведение спецоценки условий труда должно быть отражено в уставе как один из основных видов деятельности.
- В штате организации должно быть пять и более сертифицированных экспертов, причем как минимум один с высшим образованием по специальностям «Общая гигиена», «Гигиена труда», «Санитарно-гигиенические лабораторные исследования».
- В структуре организации должна быть аккредитованная испытательная лаборатория.
Если организация отвечает указанным требованиям, то она вносится в реестр и может предоставлять услуги по проведению спецоценки условий труда.
Кроме того организация и эксперты должны отвечать условиям независимости в отношении Вашей организации. Эти требования отражены в статье 22 федерального закона № 426-ФЗ.
В федеральном законе № 426-ФЗ были установлены переходные положения. На их основании спецоценка могла проводиться поэтапно и должна быть завершена до 31.12.2018.
Специальная оценка условий труда на рабочем месте
Работодатель обязан обеспечить каждому работнику безопасные для жизни и здоровья условия труда. Специальную оценку условий труда обязаны поводить все без исключения организации, предприятия и ИП, имеющие работников, за исключением вакантных рабочих мест, а также надомных и дистанционных работников. Освобождены от проведения СОУТ и работники религиозных организаций.
Экспертиза рабочих мест проводится независимой организацией, которая должна входить в специальный реестр Минтруда России. Процедура СОУТ заключается в выявлении наличия или подтверждения отсутствия вредных или опасных производственных факторов. В случае предполагаемой вредности, проводится комплекс мероприятий (замеров, исследований) для определения степени вредоносности. В результате рабочему месту присваивают класс опасности. В зависимости от этого класса определяются мероприятия и компенсации работникам, дополнительные выплаты, обязательность спецодежды и т.д.
Штраф за отсутствие специальной оценки условий труда
Специальная проверка условий труда с 1 января 2014 года заменила аттестацию рабочих мест. Основным изменением стало введение СОУТ (Специальной оценки условий труда) для всех рабочих мест.
До 31 декабря 2018 года все организации и ИП должны провести спецоценку условий труда в отношении рабочих мест:
• ранее не аттестованных;
• аттестованных до 2014 года по старым правилам.
Штрафы за непроведение специальной оценки условий труда в 2018 году: нормы законодательства Штраф за отсутствие СОУТ в 2018 составляет от 5 000 до 80 000 руб. Для должностных лиц и индивидуальных предпринимателей сумма составит, в зависимости от тяжести нарушения, от 5000 до 10000 р.
Непроведение специальной оценки условий труда юридическим лицом влечет за собой штраф ощутимо больший:
для ИП – от 2 до 5 тыс. руб.;
организаций – от 50 до 80 тыс. руб.
Важно знать, что такие суммы штрафов взимаются лишь при первом нарушении. Если повторная проверка выявит нарушение снова, штрафы увеличатся. Возможно и приостановление деятельности компании.
Отметим, что трудовая инспекция может привлечь к ответственности даже без проведения проверки. Информацию о нарушении инспекция получит от Фонда социального страхования, который передаст сведения из отчета 4-ФСС за I квартал 2019 года.
Для того, чтобы избежать наказания и успеть оформить итоги спецоценки до конца года, Вы можете воспользоваться услугами нашей компании. Стоимость и сроки зависят от количества рабочих мест.
Получите точную стоимость для Вашей организации, направив нашим экспертам запрос и штатное расписание прямо сейчас!
Аттестат аккредитации РОСС RU.0001.21АЮ36 выдан 06.10.2015г.
Платных парковок станет больше
Профильные рекомендации для муниципалитетов по организации парковок разработали в Минтрансе в конце 2022 года. В новом сезоне местные власти различных регионов уже планируют воспользоваться предложенными в документе методами.
Как говорится в документе, для автомобилистов, которым нужно парковать свои машины на долгое время, начиная от одного дня, рекомендуется строить внеуличные автостоянки и гаражи, одновременно сокращая количество парковочных мест на внутриквартальных территориях и улично-дорожной сети.
В Минтрансе также указали: если спрос на парковку на определенных улицах превышает 85% от фактического количества стояночных мест, там стоит организовать платную стоянку, за исключением территорий, где есть социально-значимые объекты. Это могут быть, например, медицинские учреждения или школы.