Правила ОСАГО в 2023 году — изменения в страховании
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Правила ОСАГО в 2023 году — изменения в страховании». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Часто у тех водителей, которые оформляют электронный полис ОСАГО, возникает вопрос: зачем было оформлять виртуальное свидетельство, если его всё равно нужно распечатать? Возможность оформления страхового свидетельства с помощью Интернета была создана для комфорта приобретения страховки и для разгрузки страховых компаний.
Поэтому, не стоит воспринимать электронное свидетельство ОСАГО как виртуальную документацию. Виртуальным остается только процесс его получения, сам же документ должен быть реальным. Водителю обязательно следует возить с собой бумажную копию, чтобы не столкнуться с возможными проблемами от сотрудников ГИБДД. Это установлено правилами дорожного движения. Каждый водитель обязан иметь с собой и предоставлять на проверку страховой полис ОСАГО в физическом варианте.
Факт ДТП в обязательном порядке фиксируется, и такое требование точно сохранится в 2023-ом году. Но в сентябре 2019-го закон об ОСАГО был несколько скорректирован. Согласно поправкам, участники ДТП имеют право оформлять европротокол дорожно-транспортного происшествия. Он составляется без участия работников ДПС, причем дистанционно в онлайн-режиме с помощью приложения через Госуслуги. Результаты рассмотрения также предоставляются в электронном виде дистанционно.
Но также есть законопроект, по условиям которого пострадавшие в ДТП автовладельцы будут должны оповещать страховщиков о дате, времени и месте проведения независимой экспертизы машины, попавшей в аварию и получившей повреждения. Такое нововведение, которое утверждено пока не было, призвано уменьшить случаи злоупотребления собственников ТС при осуществлении фальсифицированных проверок для получения выплат от страховых компаний.
Фиксируют ли камеры автофиксации вождение без ОСАГО?
Пока ещё нет. Если быть точнее, то фиксируют, но очень редко, в редких экспериментальных местах, а штрафы с таких камер водителям до сих пор (актуально на январь 2023 года) не приходят.
Вот только уже в скором времени всё может измениться. Да, вот уже почти 5 лет Российский союз автостраховщиков кормит нас обещаниями о том, что вот-вот технически будет реализована система, способная по камерам штрафовать водителей, передвигающихся без полиса на автомобиль. Вот только воз и ныне там!
Тем временем, РСА снова пообещали, что уже в первые месяцы 2023 года камеры заработают на проверку наличия на машину действующей страховки, и автовладельцам начнут приходить штрафы за езду без ОСАГО. И в этот раз есть одно уточнение – штраф с камеры будет приходить владельцу машины не чаще чем раз в сутки.
Насколько в этот раз данные слова соответствуют действительности, покажет время. Но прибавим к этому повышение штрафа хотя бы до 3 000 рублей, и на работу/с работы, например, без страховки уже не поездить!
Правила получения диагностической карты
Оформить страховку в профильной компании невозможно без подтверждения прохождения технического осмотра транспортного средства. Существенным изменением в порядке проведения технического осмотра является подорожание услуг сервисных центров. Если на сегодня по различным регионам стоимость проверки технического состояния авто составляет порядка 450-1200 рублей, то с 2023 года автовладельцы перед оформлением страховки могут выложить гораздо больше средств.
Проходить технический осмотр станет сложнее. В некоторых сервисах уже введен обязательный режим видео фиксации процесса. Сведения по проверке закачиваются в общую базу РСА.
Отсутствие прохождения технического осмотра теперь будет не только основанием в отказе в оформлении страхового полиса, но и станет поводом для начисления штрафа при проезде в зоне работы дорожных камер.
С 2023 года меняется формат диагностической карты. Теперь цифр в номере станет меньше, — 15 вместо прежних 21. Есть и приятные новости: возить подтверждение технического осмотра на бумаге не обязательно. При оформлении страховки понадобится только номер. Предъявлять документ сотрудникам дорожной инспекции также не обязательно, поскольку будет достаточно действующей страховки.
Закон допускает заключение водителями договоров ОСАГО в онлайн режиме – через сайты страховых компаний в интернете.
В этом случае порядок оформления должен быть такой:
- Выберите сайт страховой компании.
- Зарегистрируйтесь на нём, откройте личный кабинет.
- Отсканируйте все необходимые документы.
- Заполните форму электронного заявления.
- Приложите к заявке отсканированные документы.
- Нажмите кнопку и отправьте все материалы на рассмотрение. После одобрения заявки оператором компании в личном кабинете появится страховой договор, который будет признан подписанным, когда вы проставите в указанных местах галочки, согласившись тем самым с условиями договора.
- Оплатите через интернет указанную на сайте стоимость договора.
- Получите электронный вариант полиса с реквизитами, печатью и подписями.
- Распечатайте полис ОСАГО и возите всегда с собой.
Все данные о застрахованном водителе также будут внесены в единую базу АИС РСА.
Договор ОСАГО можно заключить и по почте. Для этого готовый пакет документов нужно отправить по почте на адрес страховой организации. Этот вариант оформления договора немного сложнее, поскольку владельцу авто придётся оформлять у нотариуса доверенность и копию паспорта уполномоченного физлица.
Какие проблемы могут возникнуть при оформлении Е-ОСАГО?
Решив застраховаться через инет, будьте готовы к сложностям, которыми может сопровождаться данный процесс.
К самым распространенным проблемам в оформлении электронной версии ОСАГО относятся:
- Отсутствие подтверждающей информации от системы АИС. Почему получается эта проблема и как ее устранить? Возможно, все дело в том, что нужная информация не была внесена вообще, была введена с ошибкой или же в программе возник сбой. А без этого подтверждения вы просто не сумеете заполнить заявление и воспользоваться услугой автострахования;
-
Тщательная проверка. Чтобы купить страховку ОСАГО через интернет, вам не нужно предоставлять в офис никаких документов. Однако это не значит, что страховая фирма не выполнит всестороннюю проверку данных клиента через собственную базу.
Обязательной проверке подлежат данные об авто (дата получения документов, год выпуска, водительские права, прохождение техосмотра и т. д.) и сведения о водителе (водительский и безаварийный стаж).
Иногда проверка может прекратиться (причем на любой из стадий) по причине отсутствия какой-либо информации. При этом сам владелец машины даже не догадывается о том, что его вовремя пройденный техосмотр не отобразился в программе и стал главным препятствием для выдачи электронного ОСАГО;
- Технические ошибки. Решив страховать машину в сети, будьте очень внимательны – все неточности, допущенные во время заполнения заявления, станут поводом для отказа в получении страховки (как электронной, так и бумажной). В ответ на запрос компании система АИС выдаст справку о том, что водителя с такими данными просто не существует;
- Невозможность оформления Е-ОСАГО по доверенности. Сегодня онлайн оформлением страхового полиса может заниматься только хозяин машины;
- Страхование нового автомобиля. Информация в систему АИС поступает только после того, как транспортное средство пройдет регистрацию в ГИБДД. Во всех остальных случаях она просто отсутствует. Это значит, что покупку полиса для новой машины можно совершить только при личном встрече со страховым агентом;
- Высокая вероятность попасть в цепкие руки посредников. Если вы планируете купить ОСАГО дешево, то помощь других людей в заполнении документов вам будет совершенно ни к чему. Но это еще не все! В обязанности посредника войдет и оплата услуг страхования от вашего имени. При этом сам автомобилист не получает никакой гарантии того, что его персональными и банковскими данными не завладеют мошенники;
- Региональная привязка. Согласно действующему законодательству, вы не сможете заказать электронный полис в той или иной компании, если в регионе вашего проживания нет ее официального представительства. Проверить доступность подобных услуг можно еще на начальной стадии оформления документации (при заполнении бланка);
- Технические проблемы на интернет-сайтах СК. Пользователи довольно часто сталкиваются не только с банальным зависанием портала, но и с длительной проверкой данных в РСА, полной остановки работы ресурса и другими неприятными моментами.
Зависимость от запчастей
Средняя выплата по ОСАГО также регулярно увеличивается. По итогам 9 месяцев 2022 года она составила 74 тыс. руб. Это на 7% больше показателей прошлого года. При этом в РСА обращают внимание, что динамика средней выплаты по страховке зависит от роста цен на автозапчасти.
Рост стоимости запчастей, по словам Евгения Уфимцева, отражается в справочниках запчастей, которые регулярно обновляются. Соответственно, растут и выплаты по ОСАГО. При этом средняя стоимость ОСАГО за 9 месяцев этого года выросла всего на несколько сотен рублей и составила 6 472 руб.
Отметим, что в этом году средняя стоимость запчастей на некоторые марки автомобилей превысила планку в 50%. Автоэксперты ожидают, что они станут дешевле после того, как наладится параллельный импорт запчастей ряда иностранных производителей.
Что влияет на стоимость ОСАГО?
- Мощность автомобиля. Стоимость полиса ОСАГО увеличивается пропорционально количеству лошадиных сил в двигателе. Мощность учитывает коэффициент КМ. Например, для авто с двигателем до 50 л. с. он составляет 0,6, от 51 до 70 — 1,0. Самый высокий КМ установлен для машин мощностью свыше 150 л. с. — 1,6.
- Территория использования автомобиля. Коэффициент территории КТ учитывает вероятность попадания автомобиля в ДТП в конкретной местности. В густонаселенных мегаполисах аварии случаются ежедневно, а в небольших поселках риск стать виновником дорожно-транспортного происшествия значительно ниже. Для расчета стоимости обязательного страхования компании используют специальные таблицы территориальных коэффициентов. Например, для водителей из Мурманска КТ = 1,99. Самая дешевая страховка ОСАГО при прочих равных условиях будет для жителей Чукотки, Магаданской области и ряда других регионов с территориальным коэффициентом 0,64.
- Возраст и стаж водителя. Чем опытнее автовладелец, тем дешевле страховка. Коэффициент КВС учитывает возраст и стаж водителя и рассчитывается по специальной таблице. Самое высокое значение поправки к базовому тарифу — 1,93. Покупка ОСАГО для водителей старше 50 лет со стажем вождения свыше 14 лет будет рассчитана с коэффициентом 0,93.
- Аварии в прошлом. Аккуратность каждого водителя, допущенного к управлению, имеет большое значение для расчета стоимости ОСАГО. Коэффициент бонус-малус (КБМ) может увеличить цену вдвое или существенно ее снизить. Минимальное значение поправки — 0,5, максимальное — 2,45. Коэффициент КБМ водителя ежегодно устанавливается в автоматизированной информационной системе РСА.
- Число водителей, допущенных к управлению. Коэффициент КО равен 1, если в договоре перечислены конкретные имена и фамилии. Если вы решили застраховать автомобиль без ограничений по числу водителей, то в расчете будут использовать поправку 1,94. Для юридических лиц КО составляет 1,97.
Когда нельзя оформить Е-ОСАГО
Вы не получите электронный полис в следующих случаях:
- Если приобрели новый автомобиль, сведений о котором нет в базе РСА. Вы вправе получить Е-ОСАГО только через год после оформления полиса в общем порядке.
- Владелец ТС — начинающий водитель и приобретает электронный полис впервые.
- Марка автомобиля отсутствует в перечне базы РСА.
- После покупки вы ещё не поставили на учет подержанный автомобиль, поэтому информации о том, что являетесь новым владельцем ТС, в базе РСА нет.
- Машина не прошла техосмотр, нет диагностической карты, сведения о которой вносятся в базу данных ЕАИСТО.
- Водитель сменил паспорт, водительское удостоверение, регистрационные знаки, свидетельство о регистрации ТС, прописку, а новые сведения не внесены в базу РСА.
Особенности получения автостраховки
Правила оформления этого документа гласят, что собственник авто обязан заключить договор автостраховки в выбранной им СК.
Сам процесс получения полиса является унифицированной процедурой. Это гарантирует автовладельцу, что независимо от выбранной СК, комплектация предоставляемых бумаг будет аналогична, при этом и сумма, которую необходимо внести за страховку, будет почти одинаковой.
Профессиональные юристы советуют самостоятельно производить расчет цены автостраховки перед ее приобретением. Это позволит водителю защититься от ошибочных просчетов суммы страховки со стороны СК. Кроме того, достаточно часто страховщики обязывают автовладельцев дополнительно заключать договор страхования здоровья и жизни, приписывая его стоимость к ОСАГО. Подобный вариант, естественно, не стоит считать лишней тратой денег, но это значительно повысит стоимость всего страхования.
Особенности добровольной диагностики технического состояния. Как часто надо проходить ТО автомобилей? Можно ли получить полис без техосмотра?
Оценка технического состояния транспортного средства — стандартная плановая процедура для всех видов автотранспорта. Если авто соответствует норме, его владельцу предоставляется специальный документ – диагностическая карта.
Раньше её наряду со свидетельством о регистрации и ПТС было необходимо предоставлять страховой компании при оформлении ОСАГО, но в декабре 2021 года был подписан указ об отмене техосмотра для физических лиц (кроме некоторых случаев).
Если авто транспортируется из-за границы и еще не зарегистрировано, то на срок до 20 дней оформляется транзитный страховой полис.
Заявление о прямом возмещении убытков по ОСАГО
Было отмечено, что в перечень документов на получение ПВУ обязательно входит заявление от пострадавшей стороны. Шаблон такого документа может предоставить непосредственно сама СК. Несмотря на это, заявление можно составить и в свободной форме – важно лишь, чтобы оно содержало необходимую информацию.
В заявлении о прямом возмещении убытков по ОСАГО нужно обязательно указать следующие сведения:
- название страховой компании;
- персональная информация о заявителе (контактная информация, адрес проживания, ФИО и т. д.);
- адрес регистрации пострадавшей стороны;
- номера полисов ОСАГО;
- информация о доверенном лице, если заявление подаёт представитель пострадавшего (например, компетентный юрист);
- сведения о виновной стороне;
- данные по ТС обоих участников ДТП;
- информация о понесённых в результате аварии расходах;
- подпись заявителя и дата передачи документа в страховую компанию.
Как обратиться к страховщику за прямым возмещением убытков?
Чтобы ваша страховая выплатила вам деньги по заявлению о прямом возмещении убытков, вы должны выполнить ряд действий. Во-первых, нужно соблюсти все требования ПДД относительно организации места аварии (остановиться, поставить машину на ручник, выставить аварийные знаки, включить сигнализацию и прочее).
Во-вторых, нужно правильно оформить ДТП, то есть заполнить извещение, сделать подробные фото или видео с места аварии в течение часа с момента, как все случилось, — такая обязанность установлена «Правилами представления информации о дорожно-транспортном происшествии страховщику».
Потом все это на электронном носителе в пятидневный срок с момента происшествия вы предоставите в страховую. Требования к изображениям: должны быть четко видны номерные знаки, места повреждения автомобилей, расположение машин относительно друг друга и объектов дорожной инфраструктуры, а при наличии свидетелей случившегося — также номерные знаки их автомобилей.
Помимо заявления и флешки с фото или видео, нужно будет предоставить заполненный и подписанный обоими участниками ДТП экземпляр бланка извещения (обычно выдается страховщиком при заключении договора ОСАГО). А также заявление о том, что информация на электронном носителе является некорректированной.