Что такое государственный жилищный фонд
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Что такое государственный жилищный фонд». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Под жилищным фондом понимается совокупность всех жилых помещений, находящихся на территории Российской Федерации (п. 1 ст. 19 ЖК РФ). Это легальное определение включает в понятие жилищного фонда все жилые помещения независимо от отнесения их к той или иной форме собственности. В зависимости от классификационных оснований жилищные фонды дифференцируются на различные виды.
Частный жилищный фонд, как указывалось выше, состоит из совокупности жилых помещений, находящихся в собственности граждан и в собственности юридических лиц.
В свою очередь, в состав жилищного фонда, находящегося в собственности граждан, входят:
а) индивидуальные жилые дома;
б) приватизированные и построенные дома;
в) приобретенные по различным правовым основаниям (по договорам купли-продажи, мены, дарения, по наследованию и по иным правовым основаниям, предусмотренным законодательством) квартиры и дома;
г) квартиры в домах жилищных и жилищно-строительных кооперативов с полностью выплаченным паевым взносом;
д) квартиры в домах товариществ индивидуальных владельцев квартир.
Источники пополнения жилищного фонда граждан:
- строительство новых жилых домов на праве собственности за счет собственных средств, а также с привлечением государственного кредита, безвозмездных субсидий и иных средств. С каждым годом все более увеличивается строительство жилых домов (дач, коттеджей) на землях сельского поселения;
- приватизация гражданами квартир, находящихся в домах государственного и муниципального жилищных фондов;
- строительство и приобретение домов на основании гражданско-правовых сделок;
- приобретение домов и квартир в порядке наследования;
- приобретение жилья путем участия в жилищных и жилищно-строительных кооперативах и др.
Жилищный фонд, находящийся в собственности юридических лиц (созданных в качестве частных собственников), включает:
- жилые дома и другие жилые помещения, приобретенные по всем основаниям, предусмотренным гражданским законодательством;
- право собственности на жилые помещения у юридических лиц возникает в результате их долевого участия в жилищном строительстве либо использования других форм вложения своих средств в это строительство;
- оформив предварительно (надлежащим образом) свое право (право собственности, долгосрочной аренды или наследования) на соответствующий земельный участок, юридические лица могут строить жилье самостоятельно.
Чаще всего юридические лица приобретают жилые помещения в собственность для предоставления их своим работникам, нуждающимся в получении жилья или в улучшении жилищных условий. Особенностью права собственности юридических лиц на жилые помещения является то, что оно ограниченно, так как собственники — частные юридические лица могут только сдавать жилые помещения в пользование гражданам на основании договора найма.
Государственный жилищный фонд законодатель определяет как совокупность жилых помещений, принадлежащих на праве собственности Российской Федерации (жилищный фонд Российской Федерации), и жилых помещений, принадлежащих на праве собственности субъектам Российской Федерации (жилищный фонд субъектов Российской Федерации). Государственная собственность на жилищный фонд подразделяется на федеральную собственность и собственность отдельных субъектов Российской Федерации.
В свою очередь, государственный жилищный фонд подразделяется на: 1) ведомственный жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении государственных федеральных предприятий; 2) ведомственный жилищный фонд, находящийся в оперативном управлении государственных федеральных учреждений.
Находящийся в федеральной собственности Российской Федерации ведомственный жилищный фонд по объему составляет около 60% всего жилищного фонда страны. Этот фонд постоянно пополняется за счет: 1) централизованных капитальных вложений; 2) нецентрализованных средств названных предприятий, организаций, ведомств.
Дома ведомственного жилищного фонда предназначены для обеспечения жилищных потребностей: 1) работников предприятий, учреждений, ведомств; 2) работников медицинских, культурно-просветительных и некоторых других учреждений, непосредственно обслуживающих трудовой коллектив того или иного предприятия, учреждения, ведомства. В домах ведомственного жилищного фонда пользуются жилыми помещениями граждане, оставившие работу на данном предприятии, в учреждении, организации в связи с уходом на пенсию.
Жилищный фонд субъектов Российской Федерации включает:
- жилые помещения, находящиеся в собственности субъектов Российской Федерации;
- жилые помещения, находящиеся в хозяйственном ведении предприятий, созданных субъектами Российской Федерации;
- жилые помещения, находящиеся в оперативном управлении учреждений, созданных субъектами Российской Федерации.
Главное назначение жилищного фонда субъектов Российской Федерации — обеспечение жилыми помещениями граждан, проживающих на территории республик, краев, областей, Еврейской автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга, а также работников тех государственных предприятий и учреждений, которые находятся в управлении и подчинении органов власти субъектов Российской Федерации.
Муниципальный жилищный фонд представляет собой совокупность жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальным образованиям. Этот фонд включает жилые дома и иные жилые помещения, принадлежащие на праве собственности району, городу, поселку городского типа и другим муниципальным образованиям. Эти жилые помещения закрепляются за муниципальными предприятиями и учреждениями на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.
Согласно Федеральному закону от 28 августа 1995 г. N 154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» с 1 января 2006 г. в собственности муниципальных образований находится жилищный фонд лишь социального использования. Жилые помещения этого фонда используются для обеспечения жильем малоимущих граждан, проживающих в муниципальном поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Но вернемся к теме ведомственного жилья советского образца. Проживание в домах бывших высокопоставленных партийных деятелей, безусловно, престижно, и стоимость таких квартир заоблачна. Но, как ни парадоксально, их бывает нелегко продать.
Заведующий кафедрой теории и практики оценочной деятельности Высшей школы приватизации и предпринимательства Василий Светлаков поведал, как сложно продаются квартиры в знаменитом «Доме на набережной». Местоположение, вид из окон, район — самые выигрышные и престижные. Но современный россиянин — натура противоречивая. Он одержим тягой к высокому статусу и богатству, но уже научился оперировать понятиями «аура» и «биополе», а также прочими эзотерическими терминами. Потенциальные покупатели квартир испытывают негативные ощущения от пребывания в доме, с которым связано столько мрачных историй.
Впрочем, многие профессионалы рынка недвижимости смотрят на проблему проще и прагматичнее. Например, Р. Куман полагает, что «жить рядом с известными людьми всегда было престижно, и цены на такие квартиры несколько выше аналогичных по площади. А их ликвидность от соседства с творческой интеллигенцией только повышается».
Статус выше — стены толще
Ведомственный дом, где прошло мое детство, был средней руки: высокие потолки, толстые кирпичные стены, просторные двух–трехкомнатные квартиры общей площадью 65–80 кв. м — вот, собственно, и все основные достоинства жилья. Немало было и минусов. По большей части квартиры предназначались для коммунального проживания. Не пленял изяществом и внешний облик дома, чем-то напоминавший постройки гоголевского Собакевича: прочные, громоздкие, не обремененные архитектурными излишествами. Ни о какой охране речи не шло. Примерно такая же обстановка царила и в домах, построенных после войны для работников крупных промышленных предприятий, служб авиации и средней творческой интеллигенции.
Действительно престижные ведомственные дома — совсем другое дело. Таких строений не найти в восточной и юго-восточной частях Москвы, они не стоят на первой линии шумной улицы или в окружении панельных домов. Большие, отделанные ракушечником или мрамором вестибюли и холлы находились под неусыпным контролем консьержек и охранников. На этаже располагалось не более двух–трех квартир, а всего их в ведомственных домах центра Москвы насчитывалось от 20 до 60, лишь иногда — более 150 квартир. Средний размер двухкомнатной квартиры составлял 75 кв. м, трехкомнатной — 105 кв. м, четырехкомнатной — 130 кв. м. В трех–четырехкомнатных квартирах, как правило, имелось два санузла, что в те времена было редкостью. Чем выше статус жильцов, тем, соответственно, больше площади, выше потолки и толще стены. Кстати, высота потолков измерялась тогда не от стяжки до стяжки, как это принято сейчас, а от потолка до паркета.
Но и в этих зданиях современный ценитель роскоши усмотрит недостатки. Прежде всего, это отсутствие подземных гаражей. Единственное место, где они имеются, — это в Кунцеве, в доме на Звенигородской улице. Впрочем, тогдашним чиновникам личный автотранспорт попросту был не нужен: его заменял служебный.
Жилищный фонд: понятие, классификация и характеристика
Часть 2.
Характеристика
отдельных видов
жилищного фонда.
2.1.Частный
жилищный фонд
Частный жилищный фонд — это совокупность жилых домов (жилых помещений), находящихся в собственности граждан, а также в собственности юридических лиц, созданных в качестве собственников.
В состав жилищного фонда, находящегося в собственности граждан, входят: индивидуальные жилые дома; приватизированные, построенные и приобретенные квартиры и дома; квартиры в домах жилищных и жилищно-строительных кооперативов с полностью выплаченным паевым взносом; в домах товариществ индивидуальных владельцев квартир; квартиры и дома, приобретенные в собственность гражданами на иных основаниях, предусмотренных законодательством (ст. 7 Закона об основах федеральной жилищной политики). В состав частного жилищного фонда входит также жилищный фонд, находящийся в собственности юридических лиц, созданных в качестве частных собственников, построенный или приобретенный за счет их средств, в том числе квартиры в жилищных, жилищно-строительных кооперативах с не полностью выплаченным паевым взносом.
В настоящее время согласно законодательству собственниками жилых домов (жилых помещений) могут быть коммерческие и некоммерческие организации (кроме государственных и муниципальных предприятий, а также учреждений, финансируемых собственником), общественные и религиозные организации (объединения), благотворительные и иные фонды (см. ст. 213 ГК РФ). В их числе хозяйственные общества, товарищества, коллективные предприятия и т. д., которые приобретают в свою собственность жилые помещения и другое имущество по основаниям, указанным в Законе об основах федеральной жилищной политики.
1. Жилые дома (жилые помещения), находящиеся в собственности граждан (индивидуальный жилищный фонд). Дома, принадлежащие гражданам на праве собственности, по своей экономической природе представляют собой предметы личного, индивидуального потребления длительного пользования. Они предназначены для проживания граждан.
В городах гражданам обычно принадлежат небольшие жилые дома, предназначенные для удовлетворения их жилищных потребностей.
Большая часть жилых домов граждан
находится в сельской местности. В настоящее время одним из главных источников пополнения жилищного фонда граждан является строительство новых жилых домов на праве собственности за счет собственных средств с привлечением государственного кредита, безвозмездных субсидий и других средств.
Важным источником пополнения частного индивидуального жилищного фонда является также приватизация гражданами квартир, находящихся в домах государственного и муниципального жилищных фондов.
В состав жилищного фонда, принадлежащего гражданам, входят также жилые дома, построенные или приобретенные на основании гражданско-правовых сделок — договоров купли-продажи, мены, дарения и др.
Раньше в законодательстве существовали серьезные ограничения по количеству жилых домов, которые могли принадлежать гражданам, по их размерам. Предусматривалось, что в собственности гражданина или у совместно проживающих супругов и их несовершеннолетних детей может быть только один жилой дом или его часть.
Гражданин — собственник жилого помещения имеет право в порядке, установленном законодательством, владеть, Пользоваться и распоряжаться им, в том числе сдавать внаем, в аренду, отдавать в залог, в целом и по частям, продавать, видоизменять, перестраивать или сносить, совершать иные действия, если при этом не нарушаются действующие нормы, жилищные и иные права и свободы других граждан, а также общественные интересы.
Закон устанавливает и ограничения принудительного изъятия недвижимости в жилищной сфере.
2. Жилищный фонд, находящийся в собственности юридических лиц.
Как сказано
выше, составной частью частного жилищного
фонда являются жилые дома (жилые
помещения в других строениях), находящиеся в собственности юридических лиц, созданных в качестве частных собственников (частные юридические лица).
Юридические лица вправе приобретать жилые дома, другие жилые помещения по всем основаниям, предусмотренным гражданским законодательством (по договорам купли-продажи, мены, дарения и т. д.
); довольно часто право собственности на жилые помещения у частных юридических лиц возникает путем их долевого участия в жилищном строительстве либо других форм вложения своих средств в это строительство или приобретения жилья.
Наконец, юридические лица могут строить жилье и самостоятельно, оформив надлежащим образом предварительно свое право на соответствующий земельный участок (право собственности, право долгосрочной аренды либо право наследования).
Особенностью
права собственности частных
юридических лиц на жилые помещения является то, что если гражданин-собственник жилого помещения может использовать его для личного проживания членов его семьи либо сдавать жилое помещение для проживания других лиц на основании договора, то частные юридические лица могут иметь жилье в собственности только для сдачи его в пользование гражданам на основании договора найма.
Чаще всего юридические лица приобретают жилые помещения в собственность для предоставления их своим работникам, нуждающимся в улучшении жилищных условий (в получении жилья).
2.2. Государственный
жилищный фонд.
Государственный жилищный фонд — это совокупность жилых домов и других жилых помещений, находящихся в государственной собственности.
В нашей стране, где в течение нескольких десятилетий развитию государственной собственности придавалось приоритетное значение, где в конституциях было записано, что государственной собственностью является «основной жилищный фонд в городах и промышленных пунктах, удельный вес государственного жилищного фонда в структуре основных производственных фондов пока остается довольно высоким. Определенные коррективы в это состояние вносят, во-первых, повышение роли и значения частного (в особенности индивидуального) жилищного фонда, а во-вторых, осуществляемый в стране процесс приватизации государственного жилищного фонда.
§5.1. Жилищный фонд: понятие и виды. Жилищное право
Жилищное право
§5.1. Жилищный фонд: понятие и виды
Жилищный фонд — это совокупность всех жилых помещений, находящихся на территории России, независимо от форм собственности, включая жилые и специализированные дома (общежития, гостиницы-приюты, дома маневренного фонда, жилые помещения из фондов жилья для временного поселения вынужденных переселенцев и лиц, признанных беженцами, специальные дома для одиноких престарелых, дома-интернаты для инвалидов, ветеранов и другие), квартиры, служебные жилые помещения, иные жилые помещения в других строениях, пригодные для проживания. Жилищные фонды различают по порядку формирования, целевому назначению, правилам использования и другим элементам.
- Согласно части 2 статьи 19 ЖК РФ, в зависимости от формы собственности жилищный фонд подразделяется на:
- 1) частный — совокупность жилых помещений, находящихся в собственности граждан и юридических лиц;
- 2) государственный — совокупность жилых помещений, принадлежащих на праве собственности Российской Федерации (жилищный фонд Российской Федерации) и ее субъектам (жилищный фонд субъектов Российской Федерации);
- 3) муниципальный — совокупность жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальным образованиям.
- В зависимости от целей использования жилищный фонд подразделяется на:
- 1) жилищный фонд социального использования — совокупность предоставляемых гражданам по договорам социального найма жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов;
- 2) специализированный жилищный фонд — совокупность предназначенных для проживания отдельных категорий граждан и предоставляемых по правилам раздела IV ЖК РФ жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов;
- 3) индивидуальный жилищный фонд — совокупность жилых помещений частного жилищного фонда, которые используются гражданами — собственниками таких помещений для своего проживания, проживания членов своей семьи или иных граждан на условиях безвозмездного пользования, а также юридическими лицами — собственниками таких помещений для проживания граждан на указанных условиях пользования;
- 4) жилищный фонд коммерческого использования — совокупность жилых помещений, которые используются их собственниками для проживания граждан на условиях возмездного пользования, предоставлены гражданам по иным договорам, предоставлены собственниками таких помещений лицам во владение или в пользование.
- В соответствии со статьей 20 ЖК РФ государственный контроль над использованием и сохранностью жилищного фонда независимо от его формы собственности, над соответствием жилых помещений и коммунальных услуг установленным требованиям проводят уполномоченные федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с федеральным законом и иными нормативными правовыми актами.
Согласно части 4 статьи 19 ЖК РФ, жилищный фонд подлежит государственному учету в порядке, установленном Правительством России*(94). Основная задача государственного учета жилищного фонда — получение информации о местоположении, количественном и качественном составе, техническом состоянии, уровне благоустройства, стоимости объектов жилищного фонда и изменении этих показателей.
Государственный учет наряду с иными формами его учета должен предусматривать проведение технического учета жилищного фонда, в том числе его техническую инвентаризацию и техническую паспортизацию (с оформлением технических паспортов жилых помещений — документов, содержащих техническую и иную информацию о жилых помещениях, связанную с обеспечением соответствия жилых помещений установленным требованиям).
Учету в бюро технической инвентаризации подлежат построенные и принятые в эксплуатацию жилые здания (помещения), а также жилые здания (помещения), включаемые в жилищный фонд.
О муниципальных помещениях
Также имеется фонд жилых помещений, которые были переданы муниципальными и государственными предприятиями администрации города и числятся на ее балансе.
В этом случае все подобные помещения теряют статус ведомственных и могут в последующем предоставляться гражданам без каких-либо условий, так как переходят в разряд муниципальных. Такие квартиры передаются в пользование по договору социального найма и могут быть переведены в разряд частной собственности.
В последние годы некоторые большие города принимают собственные положения, которые призваны регламентировать такой процесс, как приватизация ведомственного жилья и непосредственно сам ее порядок.
Для примера, в городе Москве, в соответствии с постановлением правительства, получить ведомственное жилье в собственность имеют право сотрудники, которые проживают там и притом проработали на предприятии значительный период времени. Сколько же необходимо трудиться, чтобы стать обладателем такого рода недвижимости? Ответ прост — более десяти лет.
Порядок приватизации ведомственного жилья
Рассмотрим подробнее, как именно передается ведомственное жилье в собственность. Для начала необходимо получить согласие предприятия.
Решение о возможности приватизации служебной квартиры сотрудником предприятия принадлежит целиком и полностью непосредственно самому предприятию, то есть номинальному собственнику. Для начала нанимателю следует составить заявление о желании приватизировать квартиру. Администрация организации обязана рассмотреть данное заявление в срок не более двух месяцев.
По истечении этого срока сотрудник получает официальный ответ с решением по вопросу приватизации. Если предприятие приняло отрицательное решение, то это означает автоматическое завершение процедуры.
Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 14 мая 2013 г. N 5-КГ13-18 Суд отменил принятые по делу судебные акты и принял новое решение о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации, поскольку служебные жилые помещения, которые были закреплены за государственными предприятиями на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, а впоследствии были переданы в муниципальную собственность, могут быть приобретены гражданами в собственность в порядке приватизации
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Горшкова В.В.,
судей Пчелинцевой Л.М. и Гетман Е.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании 14 мая 2013 г. дело по иску Негробова В.И., Негробовой Е.В., Негробова А.В. к Департаменту жилищной политикии жилищного фонда г. Москвы и территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации
по кассационной жалобе Негробова В.И. на решение Мещанского районного суда г. Москвы от 6 сентября 2011 г. и определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 10 мая 2012 г.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Пчелинцевой Л.М., объяснения Негробова В.И. и его представителя Боголюбского С.С., поддержавших доводы кассационной жалобы, объяснения представителя Департамента жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы Эльдарова А.М., полагавшего судебные постановления не подлежащими отмене,
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
Негробов В.И., Негробова Е.В., Негробов А.В. обратились в суд с иском к Департаменту жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы и территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации.
В обоснование иска указали, что Негробову В.И. в связи с его работой в жилищно-эксплуатационной комендатуре № … жилищно-коммунального отдела квартирно-эксплуатационного управления г. Москвы (далее — комендатура № … ЖКО КЭУ г. Москвы), находящейся в ведении Министерства обороны Российской Федерации, на основании служебного ордера, выданного Ленинским исполкомом г. Москвы 16 апреля 1992 г. на состав семьи из четырех человек (Негробов В.И., его жена Негробова Л.H., сын Негробов А.В. и дочь Негробова Е.В.), была предоставлена трехкомнатная квартира, находящаяся по адресу: г. …. В настоящее время деятельность комендатуры прекращена. В соответствии с постановлением Правительства Москвы от 19 июля 2005 г. № 536-ПП дом, в котором находится занимаемое истцами жилое помещение, был передан от Министерства обороны Российской Федерации в собственность г. Москвы. Истцы не могут реализовать свое право на приватизацию жилого помещения в связи с тем, что Департамент жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы в ответ на их обращение по вопросу приватизации сообщил, что занимаемая истцами квартира является служебной и приватизации не подлежит, решения об исключении ее из числа служебных жилых помещений органом исполнительной власти не принималось.
Дело рассматривалось судами неоднократно.
Решением Мещанского районного суда г. Москвы от 6 сентября 2011 г. в удовлетворении иска отказано.
Определением судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 10 мая 2012 г. решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Негробов В.И. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с кассационной жалобой, в которой ставит вопрос о передаче жалобы с делом для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации для отмены вынесенных судебных постановлений, как незаконных.
По результатам изучения доводов кассационной жалобы Негробова В.И. судьей Верховного Суда Российской Федерации Пчелинцевой Л.М. 29 декабря 2012 г. дело было истребовано в Верховный Суд Российской Федерации, и ее же определением от 4 апреля 2013 г. кассационная жалоба с делом передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации.
Проверив материалы дела, обсудив обоснованность доводов кассационной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации находит жалобу подлежащей удовлетворению, поскольку имеются основания для отмены вынесенных судебных постановлений в кассационном порядке.
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов (ст. 387 ГПК РФ).
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации приходит к выводу, что в настоящем деле такого характера существенные нарушения норм материального права были допущены судами первой и второй инстанций, которые выразились в следующем.
Как установлено судом и следует из материалов дела, 1 февраля 1983 г. Негробов В.И. был принят на работу в комендатуру № … жилищно-коммунального отдела квартирно-эксплуатационного управления г. Москвы … дежурным по ЦТП. Указанная комендатура находилась в ведении Министерства обороны Российской Федерации.
16 апреля 1992 г. Ленинским исполкомом г. Москвы Негробову В.И. на состав семьи из четырех человек (он, его жена Негробова Л.Н., сын Негробов А.В. и дочь Негробова Е.В.) был выдан служебный ордер на право занятия трехкомнатной квартиры, расположенной по адресу: г. …, общей площадью 68,6 кв.м., жилой площадью 46,2 кв.м.
На основании служебного ордера истцы были зарегистрированы в квартире, в отношении которой возник спор.
В 1995 году Негробов В.И. уволился из комендатуры № … ЖКО КЭУ г. Москвы.
На момент рассмотрения дела в суде истцы продолжали проживать в спорной квартире.
На учете нуждающихся в улучшении жилищных условий семья истца не состоит, свое право на однократную бесплатную приватизацию занимаемого жилого помещения Негробов В.И., Негробова Е.В., Негробов А.В. не реализовали.
В соответствии с постановлением Правительства Москвы от 19 июля 2005 г. № 536-ПП «О приеме ведомственного жилищного фонда и объектов инженерного и коммунального назначения Министерства обороны РФ в собственность города Москвы в 2005-2006 годах» и распоряжением Федерального агентства по управлению федеральным имуществом от 6 июня 2006 г. № 1763-р жилой многоквартирный дом, расположенный по адресу: г. …, в котором находится спорное жилое помещение, с 1 июля 2007 г. передан от Министерства обороны Российской Федерации в собственность г. Москвы. В деле имеется акт приема-передачи указанного жилого многоквартирного дома от 1 апреля 2007 г. (л.д. 72-74).
В связи с передачей в государственную собственность г. Москвы объектов жилого фонда, относящихся к федеральной собственности и находящихся в оперативном управлении Государственного учреждения комендатуры № … ЖКО КЭУ г. Москвы, приказом начальника квартирно-эксплуатационного управления г. Москвы от 19 ноября 2007 г. № 431, находящееся в ведении Министерства обороны Российской Федерации Государственное учреждение комендатура № … ЖКО КЭУ г. Москвы было расформировано (л.д. 137).
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд с учетом положений постановления Правительства Москвы от 5 августа 2008 г. № 711-ПП (в редакции постановления Правительства Москвы от 26 апреля 2011 г. № 158-ПП) «О порядке использования жилых помещений, находящихся в собственности города Москвы, ранее предоставленных гражданам по договорам субаренды или в качестве служебных жилых помещений» исходил из того, что право собственности г. Москвы на спорное жилое помещение на момент рассмотрения дела в суде зарегистрировано не было, решение об исключении занимаемой истцами квартиры из числа служебных жилых помещений органом исполнительной власти не издавалось, то есть правовой режим спорной квартиры изменен не был. На учете нуждающихся в улучшении жилищных условий семья Негробова В.И. не состоит, поэтому права на предоставление занимаемого жилого помещения по договору социального найма и, соответственно, на его приватизацию не имеет.
С данными выводами согласился суд второй инстанции.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации считает, что выводы суда первой и второй инстанций основаны на неправильном применении норм материального права к отношениям сторон.
Статьей 2 Закона Российской Федерации от 4 июля 1991 г. № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных отношений) предусмотрено право граждан, занимающих жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных указанным Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.
Согласно ст. 4 названного Закона не подлежат приватизации служебные жилые помещения.
Исходя из положений ст. 7 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации», Верховный Суд Российской Федерации в Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за первый квартал 2006 года, утвержденном постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 7 и 14 июня 2006 г. (вопрос 21), разъяснил следующее.
Факт принятия решения о передаче служебных жилых помещений, которые находились в государственной собственности и были закреплены за государственными предприятиями или учреждениями на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, в муниципальную собственность предполагает изменение статуса жилого помещения.
Следовательно, при передаче в муниципальную собственность такие жилые помещения утрачивают статус служебных и к ним применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма, поэтому граждане, которые занимают указанные жилые помещения, вправе приобрести их в собственность в соответствии с положениями ст. 2 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации».
Таким образом, служебные жилые помещения, которые находились в государственной собственности и были закреплены за государственными предприятиями или учреждениями на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, а впоследствии были переданы в муниципальную собственность, могут быть приобретены гражданами в собственность в порядке приватизации.
Приведенные выше разъяснения Верховного Суда Российской Федерации судом при разрешении спора применительно к правоотношениям сторон учтены не были, как не было учтено и то обстоятельство, что отсутствие решения органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом, об исключении жилого помещения из специализированного жилищного фонда не может препятствовать осуществлению гражданами прав нанимателя жилого помещения по договору социального найма, так как их реализация не может быть поставлена в зависимость от оформления уполномоченными органами этого документа.
По настоящему делу юридически значимые обстоятельства судом были установлены. В частности, то, что занимаемое истцами жилое помещение, ранее находившееся в федеральной собственности и предоставленное им в качестве служебного, впоследствии было передано в собственность г. Москвы.
Следовательно, спорное жилое помещение после передачи в собственность г. Москвы утратило статус служебного, поэтому к нему применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма.
Истцы же, проживавшие в спорном жилом помещении на момент передачи его из федеральной собственности в собственность г. Москвы, приобрели право пользования им на условиях договора социального найма и в соответствии с положениями ст. 2 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» имеют право приобрести его в собственность, в связи с чем их иск следует признать обоснованным и подлежащим удовлетворению.
Таким образом, доводы суда о том, что семья Негробова В.И. на учете нуждающихся в жилом помещении не состоит, а потому не имеет права занимать спорное жилое помещение на условиях договора социального найма, являются несостоятельными. Постановление Правительства Москвы от 5 августа 2008 г. № 711-ПП (в редакции постановления Правительства Москвы от 26 апреля 2011 г. № 158-ПП) «О порядке использования жилых помещений, находящихся в собственности города Москвы, ранее предоставленных гражданам по договорам субаренды или в качестве служебных жилых помещений», на которое ссылались суды первой и второй инстанций в обоснование своих выводов, к возникшим между сторонами отношениям не может применяться, так как изначально спорная квартира собственностью г. Москвы не являлась. Негробов В.И., работая в комендатуре № … ЖКО КЭУ г. Москвы, находящейся в ведении Министерства обороны Российской Федерации, в трудовых отношениях с органом государственной власти г. Москвы, иным государственным органом г. Москвы или организацией (предприятием), финансируемой за счет бюджета г. Москвы, не состоял.
В связи с изложенным вынесенные по настоящему делу судебные постановления судов первой и второй инстанций Судебная коллегия признает незаконными. Они приняты с существенными нарушениями норм материального права, повлиявшими на исход дела, без их устранения невозможны восстановление и защита нарушенных прав и законных интересов истцов, что является в силу ст. 387 ГПК РФ основанием для их отмены.
Принимая во внимание, что обстоятельства, имеющие значение для дела, судом первой инстанции установлены, Судебная коллегия находит возможным, отменяя судебные постановления, принять новое решение, не передавая дело для нового рассмотрения, и удовлетворить иск Негробова В.И., Негробова Е.В., Негробова А.В., поскольку судебными инстанциями допущена ошибка в применении и толковании норм материального права.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь ст.ст. 387, 388, 390 ГПК РФ, определила:
решение Мещанского районного суда г. Москвы от 6 сентября 2011 г. и определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 10 мая 2012 г. отменить.
Принять по делу новое решение, которым исковые требования Негробова В.И., Негробовой Е.В., Негробова А.В. удовлетворить.
Признать за Негробовым В.И., Негробовой Е.В., Негробовым А.В. право общей долевой собственности в порядке приватизации на квартиру, расположенную по адресу: г. …, по 1/3 доли за каждым.
Председательствующий | Горшков В.В. |
В 1991 году на территории Российской Федерации было введено понятие «приватизация». Приватизация жилой площади, в соответствии с Законом «О приватизации жилищного фонда РФ» последней редакции 2022 года, представляет собой бесплатную передачу в право собственности граждан, занимаемого ими жилья.
Согласно установленным нормам, граждане имеют право приватизировать лишь те жилые помещения, которые относятся к государственному жилищному фонду, предоставленные в пользование на основании оговора социального найма.
Более того, лица, осуществляющие приватизацию обязаны включать несовершеннолетних граждан, которые соответствуют следующим критериям:
- проживают на приватизируемой жилой площади;
- имеют право пользования квартирой;
- проживают отдельно, но имеют право на пользование помещением.
Главной задачей приватизации является создание комфортных условий для свободного выбора способа удовлетворения жилищных потребностей гражданами РФ. Кроме того, процедура позволяет оптимизировать использование жилых помещений за счет личной заинтересованности жильцов.
Получая право собственности на жилую площадь, граждане получают следующие возможности:
- разумно вкладывать свои денежные средства;
- осуществлять накопление недвижимого имущества;
- стать активным участником оборота на рынке недвижимого имущества;
- свободно владеть и распоряжаться своим имуществом.
Порядок предоставления жилья из манёвренного фонда
Порядок вселения граждан в помещения МЖФ регламентирован на правительственном уровне. Переселение из аварийного жилья в маневренный фонд осуществляется на основании предварительно составленных актов. Муниципальные власти вносят аварийное строение в реестр предназначенного к сносу жилья.
При плановом сносе морально устаревших зданий или домов частного сектора, на месте которых в дальнейшем будет возведён новый микрорайон, к плану застройки прикрепляется согласование с градостроительным комитетом администрации области, города, края и генеральный план населённого пункта.
Вопрос о выселении граждан в здания МЖФ рассматривают региональные власти на слушаниях в административной комиссии. Оформляется протокол слушаний, выписка из него удостоверяется властями города, что и будет служить основанием для уведомления жильцов о переселении.
Если здание находится в собственности жильцов, процедуру выселения в жильё маневренного фонда организовывает управляющая компания. Для этого председатель УК, ТСЖ обращается в муниципалитет с запросом на предоставление жилья из резерва МЖФ. После согласования с властями граждан расселяют в предоставленные для временного пользования квартиры.
Частный жилищный фонд — это совокупность жилых домов (жилых помещений), находящихся в собственности граждан, а также в собственности юридических лиц, созданных в качестве собственников.
В состав жилищного фонда, находящегося в собственности граждан, входят: индивидуальные жилые дома; приватизированные, построенные и приобретенные квартиры и дома; квартиры в домах жилищных и жилищно-строительных кооперативов с полностью выплаченным паевым взносом; в домах товариществ индивидуальных владельцев квартир; квартиры и дома, приобретенные в собственность гражданами на иных основаниях, предусмотренных законодательством. 6
В состав частного жилищного фонда входит также жилищный фонд, находящийся в собственности юридических лиц, созданных в качестве частных собственников, построенный или приобретенный за счет их средств, в том числе квартиры в жилищных, жилищно-строительных кооперативах с не полностью выплаченным паевым взносом.
В настоящее время согласно законодательству собственниками жилых домов (жилых помещений) могут быть коммерческие и некоммерческие организации (кроме государственных и муниципальных предприятий, а также учреждений, финансируемых собственником), общественные и религиозные организации (объединения), благотворительные и иные фонды (см. ст. 213 ГК РФ)7. В их числе хозяйственные общества, товарищества, коллективные предприятия, «которые приобретают в свою собственность жилые помещения и другое имущество по основаниям, указанным в Законе об основах федеральной жилищной политики».
Дома, принадлежащие гражданам на праве собственности, по своей экономической природе представляют собой предметы личного, индивидуального потребления длительного пользования. Они предназначены для проживания граждан. В городах гражданам обычно принадлежат небольшие жилые дома, предназначенные для удовлетворения их жилищных потребностей. Большая часть жилых домов граждан находится в сельской местности. В настоящее время одним из главных источников пополнения жилищного фонда граждан является строительство новых жилых домов на праве собственности за счет собственных средств с привлечением государственного кредита, безвозмездных субсидий и других средств. Важным источником пополнения частного индивидуального жилищного фонда является также приватизация гражданами квартир, находящихся в домах государственного и муниципального жилищных фондов.
В состав жилищного фонда, принадлежащего гражданам, входят также жилые дома, построенные или приобретенные на основании гражданско-правовых сделок — договоров купли-продажи, мены, дарения и др.
Раньше в законодательстве существовали серьезные ограничения по количеству жилых домов, которые могли принадлежать гражданам, по их размерам. Предусматривалось, что в собственности гражданина или у совместно проживающих супругов и их несовершеннолетних детей может быть только один жилой дом или его часть. Были установлены предельные размеры жилого дома, который может находиться в личной собственности граждан, количество этажей (в один или в два этажа) и количество комнат (от одной до пяти). Законом об основах федеральной жилищной политики установлен принципиально новый подход, а именно: частная собственность на недвижимость и ее часть в жилищной сфере не ограничивается по количеству, размерам и стоимости (ст. 6 Закона). Этот принцип закреплен также в ст. 213 ГК РФ. «В собственности граждан… — говорится в ст. 213 ГК РФ,- может находиться любое имущество, за исключением отдельных видов имущества, которое в соответствии с законом не может принадлежать гражданам… Количество и стоимость имущества, находящегося в собственности граждан… не ограничиваются, за исключением случаев, когда такие ограничения установлены законом…».8
Гражданин — собственник жилого помещения имеет право в порядке, установленном законодательством, владеть, Пользоваться и распоряжаться им, в том числе сдавать внаем, в аренду, отдавать в залог, в целом и по частям, продавать, видоизменять, перестраивать или сносить, совершать иные действия, если при этом не нарушаются действующие нормы, жилищные и иные права и свободы других граждан, а также общественные интересы.
Закон устанавливает и ограничения принудительного изъятия недвижимости в жилищной сфере. Принудительное лишение собственника принадлежащего ему жилого помещения (равно как и иного имущества). Не может производиться иначе как по решению суда, а принудительное отчуждение такого имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения (см. ч. 3 ст. 35 Конституции РФ)9.
Статья 9. Изменение отношений собственности
При переходе государственных или муниципальных предприятий, учреждений в иную форму собственности либо при их ликвидации жилищный фонд, находящийся в полном хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), должен быть передан в полное хозяйственное ведение или оперативное управление правопреемников этих предприятий, учреждений (если они определены), иных юридических лиц либо в ведение органов местного самоуправления в установленном порядке с сохранением всех жилищных прав граждан, в том числе права на приватизацию жилья.
При ликвидации общественных объединений и отсутствии их правопреемников жилищный фонд, находившийся в их собственности, передается в муниципальную собственность района, города или входящих в них административно-территориальных образований с сохранением всех жилищных прав граждан и предоставлением права последующей приватизации жилых помещений.
Граждане, имеющие в собственности жилые строения, расположенные на садовых и дачных земельных участках и отвечающие требованиям нормативов, предъявляемым к жилым помещениям, вправе переоформлять их в качестве жилых домов с приусадебными участками на праве частной собственности в порядке, установленном законодательством.
Статья 15.5. Ответственность граждан за оплату жилья и коммунальных услуг
В случае если оплата жилья по договору социального найма жилого помещения не осуществляется в течение шести месяцев, наниматель и проживающие с ним члены семьи подлежат выселению в судебном порядке с предоставлением им жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим требованиям, в пределах норм площади общежития.
Размер пеней при задержке гражданином оплаты жилья и коммунальных услуг не должен превышать одну трехсотую действующей на момент оплаты ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от не выплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно.
Федеральным законом от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ статья 15.6 настоящего Закона будет изложена в новой редакции, вступающей в силу с 1 января 2005 г.
Комментарий к Статье 19 ЖК РФ
1. В ч. 1 ст. 19 содержится универсальное юридическое определение понятия «жилищный фонд». При этом не имеют значения формы собственности на жилые помещения и цели использования таких помещений. Иными словами, жилищный фонд образуют все без исключения изолированные помещения, являющиеся недвижимым имуществом, пригодные для постоянного проживания граждан и отвечающие установленным санитарным и техническим правилам и нормам, о которых говорилось выше. Таким образом, в этой части Кодекс воспринял положения ст. 1 Основ о том, что жилищный фонд — это совокупность всех жилых помещений независимо от форм собственности, отказавшись при этом от закрепления конкретного перечня объектов, образующих жилищный фонд (в ст. 16 Кодекса определены только общие виды таких объектов).
2. Установлена новая классификация видов жилищного фонда, при этом введено дополнительное основание классификации. Напомним, что в прежнем жилищном законодательстве виды жилищного фонда определялись по одному основанию — принадлежности к тем или иным формам собственности. Кодекс сохранил данное основание, но одновременно ввел новое — цели использования жилищного фонда (ч. 3 ст. 19 Кодекса).
В зависимости от формы собственности ЖК 1983 г. различал государственный, общественный, индивидуальный жилищный фонд, фонд жилищно-строительных кооперативов. В жилищный фонд включались также жилые дома, принадлежащие государственно-колхозным и иным государственно-кооперативным объединениям, предприятиям и организациям (ст. 5). Основы в соответствии с действовавшим в момент их принятия законодательством о собственности выделяли частный, государственный, муниципальный и общественный жилищный фонд (ст. 7).
Кодекс, основываясь на ст. ст. 212 — 215 ГК РФ, в зависимости от формы собственности закрепляет три вида жилищного фонда: 1) частный (находящийся в собственности граждан и юридических лиц); 2) государственный (принадлежащий на праве собственности: Российской Федерации — жилищный фонд Российской Федерации, субъектам Российской Федерации — жилищный фонд субъектов Российской Федерации); 3) муниципальный (находящийся в собственности муниципальных образований).
3. В зависимости от целей использования Кодекс впервые установил четыре вида жилищного фонда.
Жилые помещения из жилищного фонда социального использования могут быть предоставлены гражданам для проживания на условиях, определяемых статьями раздела III Кодекса и договорами социального найма жилых помещений. При этом по договорам социального найма предоставляются жилые помещения только государственного и муниципального жилищных фондов (см. ст. 49 Кодекса и комментарий к ней).
Жилые помещения специализированного жилищного фонда могут предоставляться по правилам раздела IV Кодекса только для проживания отдельных категорий граждан на условиях, установленных договорами найма соответствующих специализированных жилых помещений. В качестве специализированных жилых помещений (общежитий, служебных и др.) должны использоваться исключительно жилые помещения государственного и муниципального жилищных фондов (см. ст. 92 Кодекса и комментарий к ней).
Жилые помещения частного жилищного фонда предназначены для использования гражданами — собственниками таких помещений для своего проживания, проживания членов своей семьи и (или) проживания иных граждан на условиях безвозмездного пользования, а также юридическими лицами — собственниками таких помещений для проживания граждан на указанных условиях пользования. Использование указанных жилых помещений осуществляется по правилам, установленным в статьях раздела II Кодекса.
Жилые помещения фонда коммерческого использования предназначены для извлечения прибыли. Они могут использоваться собственниками таких помещений для проживания граждан на условиях возмездного пользования, предоставляться гражданам по иным договорам, а также предоставляться собственниками таких помещений гражданам и юридическим лицам во владение и (или) в пользование. Владение и пользование жилыми помещениями жилищного фонда коммерческого использования на условиях жилищного найма осуществляется по правилам главы 35 ГК РФ. К жилым помещениям, переданным их собственниками в аренду, доверительное управление или предоставленным на иных условиях, применяются нормы гражданского законодательства, регулирующие соответствующие отношения .
———————————
См., например: Тихомиров М.Ю. Договоры о передаче гражданами жилых помещений во временное пользование: образцы документов с комментариями. М.: Изд. Тихомирова М.Ю., 2010.
Следует обратить внимание на то, что жилые помещения фонда коммерческого использования могут находиться в составе частного, государственного или муниципального жилищного фонда.
4 — 5. Основной задачей государственного учета жилищного фонда в Российской Федерации является получение информации о местоположении, количественном и качественном составе, техническом состоянии, уровне благоустройства, стоимости объектов фонда и изменении этих показателей.
Государственному учету подлежат независимо от формы собственности жилые дома, специализированные дома (общежития, гостиницы-приюты, дома маневренного фонда, специальные дома для одиноких престарелых, дома интернаты для инвалидов, ветеранов и другие), квартиры, служебные жилые помещения, иные жилые помещения в других строениях, пригодные для проживания.
Включение жилых строений и жилых помещений в жилищный фонд и исключение из жилищного фонда производится в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
Государственный учет жилищного фонда осуществляется по правилам, установленным в Положении о государственном учете жилищного фонда в Российской Федерации, которое утверждено Постановлением Правительства РФ от 13.10.1997 N 1301 .
———————————
СЗ РФ. 1997. N 42. Ст. 4787; 2009. N 19. Ст. 2345.
Государственный учет жилищного фонда в Российской Федерации включает в себя технический учет, официальный статистический учет и бухгалтерский учет.
Основу государственного учета жилищного фонда составляет технический учет, осуществляемый в порядке, установленном нормативными правовыми актами в сфере государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства.
Технический учет жилищного фонда возлагается на специализированные государственные и муниципальные организации технической инвентаризации — унитарные предприятия, службы, управления, центры, бюро (БТИ). БТИ осуществляют технический учет жилищного фонда в городских и сельских поселениях независимо от его принадлежности, заполняют и представляют формы федерального государственного статистического наблюдения за жилищным фондом в территориальные органы государственной статистики.
Официальный статистический учет жилищного фонда осуществляется Государственным комитетом Российской Федерации по статистике и его территориальными органами на основе обобщения форм федерального государственного статистического наблюдения за жилищным фондом, представленных БТИ, с периодичностью и в сроки, определяемые в ежегодных федеральных программах статистических работ.
Формы федерального государственного статистического наблюдения за жилищным фондом, методология, порядок и сроки их заполнения и представления разрабатываются и утверждаются Государственным комитетом Российской Федерации по статистике по согласованию с Государственным комитетом Российской Федерации по жилищной и строительной политике.
Показатели технического учета жилищного фонда должны соответствовать показателям официального статистического учета.
Бухгалтерский учет жилищного фонда производится в соответствии с ФЗ от 21.11.1996 N 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» и иными нормативными правовыми актами.
———————————
СЗ РФ. 1996. N 48. Ст. 5369; 1998. N 30. Ст. 3619; 2002. N 13. Ст. 1179; 2003. N 1. Ст. ст. 2, 6; N 2. Ст. 160; N 22. Ст. 2066; N 27 (ч. I). Ст. 2700; 2006. N 6. Ст. 636; N 45. Ст. 4635; РГ. 2009. 27 ноября.
Статья 7. Виды жилищного фонда
Частный жилищный фонд:
1) фонд, находящийся в собственности граждан: индивидуальные жилые дома, приватизированные, построенные и приобретенные квартиры и дома, квартиры в домах жилищных и жилищно-строительных кооперативов с полностью выплаченным паевым взносом, в домах товариществ индивидуальных владельцев квартир, квартиры и дома, приобретенные в собственность гражданами на иных основаниях, предусмотренных законодательством;
2) фонд, находящийся в собственности юридических лиц (созданных в качестве частных собственников), построенный или приобретенный за счет их средств, в том числе за счет средств жилищных, жилищно-строительных кооперативов с не полностью выплаченным паевым взносом.
Государственный жилищный фонд:
1) ведомственный фонд, состоящий в государственной собственности Российской Федерации и находящийся в полном хозяйственном ведении государственных предприятий или оперативном управлении государственных учреждений, относящихся к федеральной государственной собственности;
2) фонд, находящийся в собственности субъектов Российской Федерации, а также ведомственный фонд, находящийся в полном хозяйственном ведении государственных предприятий или оперативном управлении государственных учреждений относящихся к соответствующему виду собственности.
Муниципальный жилищный фонд:
фонд, находящийся в собственности муниципальных образований, а также ведомственный фонд, находящийся в полном хозяйственном ведении муниципальных предприятий или оперативном управлении муниципальных учреждений.
Общественный жилищный фонд:
фонд, состоящий в собственности общественных объединений.
Ведомственный фонд. Жилищный фонд, находящийся в федеральной собственности
Жилищный Кодекс РФ приводит классификацию жилищного фонда в зависимости от формы собственности, в которой находится помещение.
Все количество жилых строений и квартир можно распределить на три группы:
- Частный фонд, т.е. принадлежащий гражданам РФ и других стран, а также юридическим лицам, включая общественные, религиозные или благотворительные организации. Независимо от того на сколько лиц оформлена собственность (индивидуальная или коллективная), она считается частной, т.е. отделенной от государственной собственности.
- Государственный фонд, принадлежащее федерации или субъектам РФ так называемое ведомственное жилье, которое находится в ведении и хозяйственном управлении соответствующих органов исполнительной власти. В качестве примера можно привести жилье специализированного фонда, в котором проживают военные в закрытых городках. Оно не подлежит приватизации. Основное управляющее лицо – Федеральное агентство, созданное для управления федеральным имуществом.
- Муниципальный фонд во многом аналогичен государственной категории, но его собственником являются муниципальные образования, а управление осуществляют учреждения или предприятия муниципального подчинения. Например, дома для временного отселения, существующие на балансе органов ЖКХ муниципального значения.
Принадлежность закрепляется в юридических документах на право собственности и фактически подтверждается правами пользования и распоряжения, принадлежащими владельцу. Таким образом только собственник имеет право:
- передать объект другому лицу во временное пользование (аренда или найм);
- сделать его объектом залога;
- продать, подарить, завещать или другим способом передать право собственности.
Законодательно не ограничены права лиц иметь в своей собственности любое количество жилых помещений, не существует ограничений и по стоимости жилья.
Для всех объектов жилищного фонда существует единая цель использования – проживание людей на постоянной или временной основе. Существует внутренняя классификация целей и характера использования жилых помещений, приведенная в ЖК РФ. В соответствии со статьей 19 все жилые объекты делятся на четыре основные группы:
- Жилье социального назначения, которое распределяется между гражданами в соответствии со специальным порядком и очередностью путем заключения договоров на социальный наем жилья. До недавнего времени такое жилье составляло основную долю в общем количестве жилищного фонда. В результате массовой приватизации социальное жилье переходит в другую категорию.
- Помещения индивидуального жилищного фонда находятся в частной (личной или коллективной) собственности и используются владельцами для проживания, включая членов семей и других лиц с разрешения собственника.
- Жилищный фонд специализированного назначения находится в собственности федеральных или муниципальных органов и предоставляется в качестве временного жилого помещения. Такой фонд чаще называют ведомственным и квартиры или комнаты в нем выдаются гражданам на период работы, службы или выполнения каких-либо функций.
- Коммерческий жилой фонд специализированного назначения предназначается для передачи пользователем на платной основе и служит источником доходов для собственников (аренда, субаренда).
По организационной структуре жилые помещения можно разделить на:
- жилые здания с отдельными квартирами;
- общежития, в которых объектом жилья служит комната или место в комнате;
- здания казарменного типа;
- дачные строения;
- жилые индивидуальные дома, принадлежащие одному владельцу в целом или частично.
Жилые помещения не теряют своего назначения при использовании их для предпринимательской деятельности, например, адвокатской, лечебной, педагогической и так далее.
29 октября 2014 года Правительством РФ было принято постановление № 1115 «Об осуществлении мониторинга использования жилищного фонда и обеспечения его сохранности», которым предусматривается регулярное ежегодное проведение мониторинга вопросов по использованию и обеспечению сохранности жилищного фонда.
Мониторинг использования жилищного фонда необходим для получения объективной и своевременной информации об общем состоянии жилых строений, систематизации данных и дальнейшего использования в ходе принятия решений на уровне муниципальных, территориальных или федеральных властей.
Для подготовки мониторинга разработан порядок представления информации, сроки и форма ее передачи, а также итоговые показатели, которые необходимо получить в ходе мониторинга.
Порядок мониторинга предусматривает получение следующих видов информации:
- сведения из электронных паспортов жилых домов, как многоквартирных, так и индивидуальных, обобщаемые на уровне органов самоуправления на местах;
- данные от органов жилищного надзора, полученные ими в течение своей деятельности.
Перечисленные сведения формируются до 1 февраля ежегодно, а затем в месячный период региональные органы обобщают их и передают на федеральный уровень для проведения анализа, выявления проблемных территорий и направлений, и отражения полученной информации для подготовки государственных программ.