В России сменили правила перерасчета за домовые нужды. Вырастет ли платеж
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «В России сменили правила перерасчета за домовые нужды. Вырастет ли платеж». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Если общедомовой прибор учета уже установлен, но плата за ОДН начисляется по нормативам, собрание собственников тоже потребуется, подчеркивает Ирина Булгакова. «Надо провести общее собрание, где нужно определить, какой способ из начислений перерасчета за ОДН выбрать. Например, можно весь год расходы на ОДН считать по среднему показателю, а в конце года корректировать. Делать корректировку можно чаще: через определенные периоды, можно и каждый месяц по факту считать», — пояснила она.
Нормативы накопления твердых коммунальных отходов
N п/п |
Наименование категории объектов |
Расчетная единица, в отношении которой установлен норматив |
Нормативы накопления твердых коммунальных отходов |
|||
в месяц |
в год |
|||||
кг |
куб. м |
кг |
куб. м |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
ОБЪЕКТЫ ОБЩЕСТВЕННОГО НАЗНАЧЕНИЯ |
||||||
1. |
Административные здания, учреждения, конторы: |
|||||
1.1. |
банки, финансовые учреждения |
1 сотрудник |
22,648 |
0,103 |
271,776 |
1,236 |
1.2. |
отделения связи |
1 сотрудник |
18,780 |
0,092 |
225,360 |
1,104 |
1.3. |
административные, офисные учреждения |
1 сотрудник |
14,091 |
0,078 |
169,092 |
0,936 |
2. |
Предприятия торговли: |
|||||
2.1. |
продовольственный магазин |
1 кв. метр общей площади |
9,636 |
0,048 |
115,632 |
0,576 |
2.2. |
промтоварный магазин |
1 кв. метр общей площади |
5,522 |
0,026 |
66,264 |
0,312 |
2.3. |
павильон |
1 кв. метр общей площади |
4,566 |
0,033 |
54,792 |
0,396 |
2.4. |
палатка, киоск |
1 кв. метр общей площади |
8,448 |
0,055 |
101,376 |
0,660 |
2.5. |
супермаркет (универмаг) |
1 кв. метр общей площади |
6,984 |
0,044 |
83,808 |
0,528 |
2.6. |
рынки продовольственные |
1 кв. метр общей площади |
8,403 |
0,047 |
100,836 |
0,564 |
2.7. |
рынки промтоварные |
1 кв. метр общей площади |
6,010 |
0,027 |
72,120 |
0,324 |
2.8. |
торгово-развлекательные комплексы, торговые центры |
1 кв. метр общей площади |
2,517 |
0,017 |
30,204 |
0,204 |
3. |
Предприятия транспортной инфраструктуры: |
|||||
3.1. |
автомастерские, шиномонтажная мастерская, станция технического обслуживания |
1 машино-место |
21,241 |
0,126 |
254,892 |
1,512 |
3.2. |
автостоянки и парковки |
1 машино-место |
0,700 |
0,003 |
8,400 |
0,036 |
3.3. |
гаражи, парковки закрытого типа |
1 машино-место |
4,863 |
0,023 |
58,356 |
0,276 |
3.4. |
железнодорожные и автовокзалы, аэропорты |
1 пассажир |
3,746 |
0,018 |
44,952 |
0,216 |
4. |
Дошкольные и учебные заведения: |
|||||
4.1. |
дошкольное образовательное учреждение |
1 ребенок |
7,219 |
0,036 |
86,628 |
0,432 |
4.2. |
общеобразовательное учреждение |
1 учащийся |
4,410 |
0,022 |
52,920 |
0,264 |
4.3. |
учреждение начального и среднего профессионального образования, высшего профессионального и послевузовского образования или иное учреждение, осуществляющее образовательный процесс |
1 учащийся |
4,274 |
0,030 |
51,288 |
0,360 |
4.4. |
детские дома, интернаты |
1 место |
11,325 |
0,072 |
135,900 |
0,864 |
4.5. |
учреждение дополнительного образования |
1 учащийся |
1,468 |
0,008 |
17,616 |
0,096 |
5. |
Культурно-развлекательные, спортивные учреждения: |
|||||
5.1. |
клубы, кинотеатры, концертные залы, театры, цирки |
1 место |
3,756 |
0,023 |
45,072 |
0,276 |
5.2. |
библиотеки, архивы |
1 место |
3,846 |
0,032 |
46,152 |
0,384 |
5.3. |
выставочные залы, музеи |
1 кв. метр общей площади |
0,752 |
0,004 |
9,024 |
0,048 |
5.4. |
спортивные арены, стадионы |
1 место |
4,323 |
0,023 |
51,876 |
0,276 |
5.5. |
спортивные клубы, центры, комплексы |
1 место |
2,407 |
0,016 |
28,884 |
0,192 |
5.6. |
пансионаты, дома отдыха, туристические базы |
1 место |
31,573 |
0,175 |
378,876 |
2,100 |
6. |
Предприятия общественного питания: |
|||||
6.1. |
кафе, рестораны, бары, закусочные, столовые |
1 место |
18,475 |
0,091 |
221,700 |
1,092 |
7. |
Предприятия службы быта: |
|||||
7.1. |
мастерские по ремонту бытовой и компьютерной техники |
1 кв. метр общей площади |
6,878 |
0,039 |
82,536 |
0,468 |
7.2. |
мастерские по ремонту обуви, ключей, часов и пр. |
1 кв. метр общей площади |
1,057 |
0,005 |
12,684 |
0,060 |
7.3. |
ремонт и пошив одежды |
1 кв. метр общей площади |
4,220 |
0,022 |
50,640 |
0,264 |
7.4. |
химчистки и прачечные |
1 кв. метр общей площади |
1,004 |
0,006 |
12,048 |
0,072 |
7.5. |
парикмахерские, косметические салоны, салоны красоты |
1 место |
23,626 |
0,113 |
283,512 |
1,356 |
7.6. |
гостиницы |
1 место |
22,702 |
0,208 |
272,424 |
2,496 |
7.7. |
общежития |
1 место |
11,996 |
0,060 |
143,952 |
0,720 |
7.8. |
бани, сауны |
1 место |
14,980 |
0,094 |
179,760 |
1,128 |
8. |
Предприятия в сфере похоронных услуг: |
|||||
8.1. |
кладбища |
1 место |
1,810 |
0,036 |
21,720 |
0,432 |
8.2. |
крематории |
1 кв. метр общей площади |
0,137 |
0,001 |
1,644 |
0,012 |
8.3. |
организация, оказывающая ритуальные услуги |
1 кв. метр общей площади |
6,633 |
0,032 |
79,596 |
0,384 |
9. |
Садоводческие кооперативы, садово-огородные товарищества |
1 участник (член) |
11,921 |
0,100 |
143,052 |
1,200 |
10. |
Предприятия иных отраслей промышленности |
1 сотрудник |
25,545 |
0,129 |
306,540 |
1,548 |
ДОМОВЛАДЕНИЯ |
||||||
(в ред. Постановления РЭК Свердловской области от 28.06.2018 N 93-ПК) |
||||||
1. |
Многоквартирные дома |
1 проживающий |
33,586 |
0,169 |
403,032 |
2,028 |
2. |
Индивидуальные жилые дома |
1 проживающий |
30,246 |
0,190 |
362,952 |
2,280 |
Как изменения скажутся на платежах
Если все люди вовремя передают показания приборов учета, рационально используют ресурсы, то для них выгоднее платить по факту, а не по нормативам, говорит руководитель комиссии по ЖКХ общественного совета при Минстрое. «Поэтому в тех домах, где все хорошо, общедомовые нужды будут дешевле. Но в домах, где есть проблемы (например, протечки в подвале, стоят старые лампы), плата по факту может быть выше», — сказала эксперт.
«Кроме того, необходимо выявлять тех, кто не подает показания вовремя, и фиксировать нерациональное использование, поскольку это все может повлиять на общие показания. Это все задача управляющих компаний и собственников», — добавила Ирина Булгакова.
В Минстрое подчеркивают, что вступивший в силу документ напрямую не повлечет повышения стоимости жилищно-коммунальных услуг. «Он направлен на справедливый расчет. Размер платы за ЖКУ может как уменьшиться при более низком уровне реального потребления, чем по нормативным показателям, так и увеличиться при высоком уровне потребления», — заключили там.
Кто должен менять счетчик электроэнергии на лестничной площадке в 2022 году
В большинстве домов электрические счетчики, учитывающие расход энергии отдельной квартиры, установлены в специально оборудованных щитках на лестничных площадках. Любой прибор не вечен, поэтому счетчик может со временем выйти из строя и потребуется его замена.
Каждому собственнику квартиры, имеющему счетчик на площадке, нужно знать, что замену проводит управляющая организация. В штате каждой жилищной организации должен быть специалист, который имеет право проводить проверку электрооборудования и его монтаж. Обнаружив неисправность прибора учета или сорванную пломбу, необходимо поставить в известность свою управляющую компанию. Она произведет проверку, замену и опломбирование нового прибора.
Однако, это не общедомовой прибор учета, а индивидуальный, и расходы на его замену несет собственник жилого помещения. Поэтому в приватизированной квартире платит за замену потребитель, а в муниципальной – муниципалитет.
Что означает ОДН по электроэнергии
Затраты по электроэнергии на общедомовые нужды (ОДНЭ) состоят из нескольких факторов. Это освещение придомовой территории, лестничных площадок, обслуживание лифтового хозяйства и прочее. Всё это в общей сумме для МКД составляет немалые затраты.
Какие нормативы потребления электроэнергии на ОДН применяются для расчётов с энергопоставляющей компанией? От того, как построена система начислений платежей, зависит справедливое перераспределение расходов за электричество между владельцами квартир.
Ранее управляющие компании (УК) многоквартирных домов рассчитывались по ОДН средствами, аккумулированными путём вычитания сумм из коммунальных платежей хозяев жилья. Проконтролировать правильность начислений ОДН каждому собственнику практически было невозможно. Этим пользовались недобросовестные администраторы управляющей организации, совершая махинации с денежными средствами.
С 1 января 2023 года вступают в силу изменения в закон об электроэнергетике, внесенные Федеральным законом от 11.06.2022 № 174-ФЗ.
Уточняется понятие «оперативно-диспетчерское управление в электроэнергетике», а также появляются понятия «цифровая информационная модель электроэнергетической системы» и «перспективная расчетная модель электроэнергетической системы»; расширяются функции системного оператора.
При этом Правительство РФ Постановлением от 09.12.2022 № 2274 установило особенности оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике, технологического присоединения к электрическим сетям и регулирования отношений в сфере электроэнергетики на розничных рынках в пределах технологически изолированных территориальных электроэнергетических систем. Эти особенности будут применяться до конца 2023 года.
В теплоснабжении начнут действоватьобновленные правила заполнения акта о расследовании причин аварийной ситуации при теплоснабжении и правила заполнения сводного ежемесячного отчета об аварийных ситуациях при теплоснабжении. Они утверждены Приказом Ростехнадзора от 20.09.2022 № 319.
В отношении водоснабжения и водоотведения обновились правила ведения раздельного учета затрат по видам деятельности организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и водоотведение (Приказ Минстроя России от 29.07.2022 № 623/пр), а также установлены особенности использования средств, начисленных в 2023 году в виде платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности в сфере водоотведения (Постановление Правительства РФ от 03.10.2022 № 1746).
Что выгоднее: со счётчиком или без него
Практика показывает, что значительную экономию затрат на электроэнергию приносит установка электросчётчиков. В расчётах без счётчика заложен большой запас сверхнормативного потребления электричества.
Если в квартире нет счётчика, то хозяину жилья МКД нужно обратиться в энергоснабжающую компанию, о чём заключают соответствующий договор. Собственник квартиры может сам приобрести электросчётчик или воспользоваться услугами поставщика электроэнергии.
Приобретённая модель прибора учёта должна быть сертифицирована заводом-изготовителем, что подтверждается сопроводительной документацией – паспортом на изделие. После обращения в управляющую компанию с заявлением об установке прибора учёта расхода электрического тока принимается решение о вызове электрика.
Перед установкой гасится задолженность по оплате за электричество. Новый счётчик имеет нулевые показания. Если какие-то данные есть на табло, то это отмечается в специальном документе.
Чего ждать жителям, не сделавшим свой выбор?
Теперь жители многоквартирных домов с выбранной и реализованной формой управления, оборудованных общедомовыми приборами учета, могут выбрать один из возможных вариантов расчета за электрическую энергию, потребляемую на общедомовые нужны:
- Вариант № 1. Рассчитываться за фактические объемы ОДН ежемесячно.
- Вариант № 2. Рассчитываться за ОДН, определяемый исходя из статистики среднемесячного потребления, с последующим перерасчетом по итогам года.
- Вариант № 3. Рассчитываться за ОДН исходя из утвержденных нормативов потребления с последующим перерасчетом по итогам года.
Тарифы на общедомовые нужды в многоквартирном доме с 1 января 2020 года
- ХВС. Обслуживание клумб и газонов, поддержание чистоты в подъездах и служебных помещениях, прочистка канализации и другие хознужды.
- ГВС. Мероприятия, связанные с подготовкой жилых домов к отопительному сезону, то есть проверка систем отопления путем выброса горячей воды, ремонт батарей.
- Рост тарифов на ОДН будет строго регламентирован.
- Теперь не предусмотрена отдельная строка для нужд дома в счет-квитанциях.
- Сумма затрат на общедомовые нужды будет отражаться в общем счете.
- В итоге коммунальные услуги вырастут в среднем на 3%.
- При расчете ОДН для каждой квартиры будет иметь значение ее площадь.
- Граждане должны вовремя оплачивать счета за коммунальные услуги, в том числе ОДН.
- Реформа приведет к более понятной схеме расчетов коммунальных платежей.
Как произвести расчет ОДН по электроэнергии по установленному нормативу
- V д — потребление электроэнергии согласно показаниям счетчика;
- Vu неж — количество потраченной электроэнергии в нежилых помещениях;
- Vv жил.н — потребление квартирой, не оснащенной индивидуальными счетчиками;
- Vw жил.п — потребление квартирой, оснащенной индивидуальными счетчиками;
- V кр — количество энергии, использованной исполнителем коммунальных услуг для производства отопления и горячего водоснабжения (в домах, не оснащенных централизованным предоставлением соответствующих ресурсов);
- Si — площадь квартиры;
- S об — общая площадь всех помещений в МКД (жилых и нежилых).
- от 0,57 до 2,99 кВт/ч в зависимости от этажности (от 1-2 этажей до 16 и более) за осветительные приборы;
- от 0,25 до 0,57 кВт/ч за насосы и аппаратное управление насосами холодного водоснабжения в зависимости от этажности;
- от 1,19 до 1,58 кВт/ч в домах, оснащенных лифтами, в зависимости от их грузоподъемности и этажности дома;
- от 0,04 до 0,28 кВт/ч в зависимости от этажности и так далее.
Расчет ОДН по электроэнергии в многоквартирном доме
В большинстве домов электрические счетчики, учитывающие расход энергии отдельной квартиры, установлены в специально оборудованных щитках на лестничных площадках. Любой прибор не вечен, поэтому счетчик может со временем выйти из строя и потребуется его замена.
- V об — показания общего счетчика;
- Vu неж — количество потраченной электроэнергии в нежилых помещениях;
- Vv жил.н — потребление квартирой, не оснащенной индивидуальными счетчиками;
- Vw жил.п — потребление квартирой, оснащенной индивидуальными счетчиками;
- V кр — количество энергии, использованной исполнителем коммунальных услуг для производства отопления и горячего водоснабжения (в домах, не оснащенных централизованным предоставлением соответствующих ресурсов);
- Si — площадь квартиры;
- S об — суммарная площадь всех квартир дома.
Нормативы потребления коммунальных услуг
2. Утвердить с 01.11.2021 нормативы потребления коммунальных услуг по холодному и горячему водоснабжению в жилых помещениях многоквартирных домов и жилых домах и на общедомовые нужды на территории Санкт-Петербурга согласно приложению 2 к настоящему распоряжению.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2021 N 306 «Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг», постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2021 N 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 13.09.2021 N 1346 «О Комитете по тарифам Санкт-Петербурга» и на основании протокола заседания правления Комитета по тарифам Санкт-Петербурга от 19.10.2021 N 131:
Нормативы на горячее и холодное водоснабжение в Свердловской области являются средними по стране
Итогом партийного проекта «Управдом» стала карта, где регионы разделены по трём градациям: в зелёной зоне — регионы, которые приняли минимальные нормативы, в жёлтой – субъекты в промежутке между минимальными и максимальными нормативами, в красной — с максимальными нормативами по ОДН.
— Общедомовые нормативы по электроснабжению были утверждены постановлением Региональной энергетической комиссии ещё в 2021 году. Для многоквартирных домов с лифтом они составляют 5 кВт·ч/кв. м общей площади помещений, для домов без лифта – 3 кВт·ч/кв. м. В конце прошлого года было принято постановление правительства РФ, согласно которому РЭК Свердловской области должна утвердить новые нормативы до 1 июня 2021 года. Свердловское отделение партии выйдет с предложением по установлению нормативов аналоговым методом: новые нормативы будут зависеть от показателей фактического потребления энергетических ресурсов, – пояснил региональный координатор партпроекта Дмитрий Серебряков.
Информация по нормативам потребления коммунальной услуги по отоплению с 1 января 2021 года
Региональная энергетическая комиссия Свердловской области (РЭК Свердловской области) в рамках предоставленных полномочий по установлению на территории Свердловской области нормативов потребления коммунальных услуг провела работу с администрациями муниципальных образований Свердловской области в 2021-2021 годах по сбору информации для определения нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению методом аналогов и расчетным методом и утвердила нормативы потребления коммунальной услуги по отоплению на территории Свердловской области постановлением РЭК Свердловской области от 31.07.2021 № 84-ПК.
Действующий норматив потребления коммунальной услуги по отоплению для всех категорий многоквартирных и жилых домов (частных домов) составляет 0,02875 Гкал на 1 кв. метр общей площади жилого помещения в месяц.
Нормативы потребления электроэнергии для жилых помещений и на общедомовое потребление
В соответствии с пп б) п. 59 и п.60 указанных Правил, в случае непредоставления показаний индивидуальных приборов учета в течение 6 месяцев подряд, начиная с 7 месяца, определение объемов потребленной электрической энергии также производится с использованием нормативов потребления электроэнергии.
В соответствии с п. 42 «Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 №354, при отсутствии индивидуального или общего (квартирного) прибора учета холодной, горячей воды, электрической энергии и газа, размер платы за коммунальную услугу определяется как произведение установленного норматива потребления коммунальных услуг (в данном случае на электроснабжение), количества проживающих человек в жилом помещении и тарифа на соответствующий коммунальный ресурс. В данном случае тарифа на электроэнергию.
Для уменьшения платежей за ОДН, если это именно электроэнергия, рекомендуется следующее:
- Поскольку с января 2021 года размер норматива на электричество возрос на 7,3%, целесообразно принять положительное решение об установке общего домового электросчётчика, приобретение и установка которого окупят себя уже через несколько месяцев;
- Подавать показания необходимо своевременно (до двадцать шестого числа каждого месяца), иначе при расчётах оплаты будут учитывать среднее годовое потребление с последующим переходом к региональным нормативам;
- Фиксировать показания приборов учёта желательно в присутствии ответственного жильца, который был выбран по решению общего собрания (хотя следить за показаниями это работа управляющей компании, контроль никогда не бывает лишним в вопросах, связанных с денежными средствами);
- При наличии подозрений относительно несанкционированного подключения к сети со стороны предпринимателей, которые арендуют помещения в доме, необходимо подать запрос на проведение проверки ситуации управляющей компанией;
- Экономить на потреблении ресурса также позволяет замена электропроводки – потеря ресурса, таким образом, значительно ниже или вовсе отсутствует.
Жёсткие нормативы, утверждённые отдельно в каждом регионе, позволят любому потребителю с лёгкостью проверить, правильно ли ему начислили плату за общедомовые услуги.
Каждый человек, получающий квитанцию за ЖКХ, должен чётко понимать, почему и, главное, за что именно он платит конкретную сумму. Такая прозрачность в коммунальной сфере и была одной из целей проведения реформы Жилищного кодекса.
Кроме того, принятые меры стимулируют жильцов на установку приборов учёта в квартиры. А это закладывает фундамент для экономии семейного бюджета. Каждый видит, как он расходует предоставленные ресурсы, и ищет способы максимально их сэкономить.
Адекватное использование ресурсов выгодно как самим жильцам, так и всему государству в целом. Коммунальные службы теперь заинтересованы устранять все технические неполадки в кратчайшие сроки. А управляющие компании жёстко мотивированы на энергосбережение и пресечение воровства.