Налоговая азбука: сколько и за что платят работники и предприниматели во Франции
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Налоговая азбука: сколько и за что платят работники и предприниматели во Франции». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Доходы физических лиц, и граждан и нерезидентов, подлежат обложению подоходным налогом (Impôt sur le revenu, IRPP) по прогрессивной шкале, причем максимальная ставка достигает планки в 45 % для тех, кто заработает в 2019 году 156 244 евро и более. Применение ставок происходит по следующей схеме.
Для обычных граждан Франции применяется прогрессивная шкала ставок налога на доходы, состоит она из 5 позиций:
Доход, EUR | Ставка, % |
До 9,964 | |
9,964 — 27,519 | 14 |
27,519 — 73,779 | 30 |
73,779 — 156,224 | 41 |
Выше 156,224 | 45 |
Налогообложение физических лиц
Диапазон, евро в год | Процент | Подоходный налог во Франции (формула и годовая сумма в евро) |
---|---|---|
до 9 964 | необлагаемый минимум | |
от 9 964,01 до 27 519 | 14 | (27519–9964) * 14 % = 2457,70 |
от 27519,01 до 73 779 | 30 | (73779–27519)*30 %+2457,70 = 16 335,70 |
от 73 779,01 до 156 244 | 41 | (156244–73779)*41 %+16335,70 = 50146,35 |
свыше 156 244,01 | 45 | Сумма превышения * 45 % + 50 146,35 |
Ответственность за неуплату и уклонение от налогов
Общая сумма налоговых сборов на одного плательщика может достигать 75 % его годовых доходов, поэтому вопрос экономии и оптимизации обязательств стоит довольно остро. Для того чтобы его решение не выходило за рамки, дозволенные законом, французские власти организовали целую систему контроля.
В целях выявления недобросовестности или ошибок при уплате налогов могут анализировать данные, полученные от банков, таможни, полиции и нотариусов. Кроме того, налажена система применения косвенных методов определения реальных доходов по суммам зафиксированных расходов за отчетный период.
При обнаружении нарушений или неточностей могут применить:
- штраф: 0,75 % от суммы недоплаты обязательств за каждый месяц существования долга и 10–40 % от задекларированной суммы, если плательщик просрочил подачу декларации;
- арест собственности и средств на банковских счетах;
- лишение водительских прав на срок до 3 лет;
- тюремное заключение до 5 лет и штраф до 250 000 евро, когда обнаружены факты особо крупного сокрытия.
Какая ставка налога на прибыль во Франции?
Разница между ценой, по которой объект был куплен, и ценой, по которому он позже был продан, облагается налогом на прирост капитала (l’impôt sur les plus-values immobilières). Для резидентов ЕС ставка налога составляет 19%, для российских налоговых резидентов — 33,33%. Если нерезидент Франции является резидентом не сотрудничающего государства, например, Брунея или Гватемалы, ставка составляет 75%.
Первая продажа недвижимости резидентами может быть освобождена от уплаты налога на прирост капитала. Недвижимость нерезидентов рассматривается как вторичное место проживания и, соответственно, с них взимается налог на прирост капитала.
Если недвижимость продается по истечении пяти лет после покупки, то налог понижается за каждый год владения свыше этого срока. При продаже по истечении более 22 лет недвижимость автоматически освобождается от данного налога. Для определения налогооблагаемой базы из цены продажи вычитается цена приобретения и расходы.
При продаже жилья во Франции бывшими резидентами прирост капитала (на сумму не более 150 тыс. евро) также освобождается от уплаты налога. Для этого налогоплательщик должен пробыть резидентом страны в течение двух лет до выезда, а жильё продано в течение пяти лет.
При продаже недвижимости, в случае если доход превышает 50 тыс. евро, взимается дополнительный налог, ставка которого варьируется от 2 до 6%.
Налог на наследство во Франции
Пошлина на наследование имущества входит в число самых старых налогов Французской республики, он был принят конце XVIII века. Эта пошлина действует на субъектов, получающих в наследство имущество, которое сейчас находится на территории Франции. Лицо может выступать как резидентом, так и нет. У данного налога есть исключение: имущество, которое передается во владение благотворительных фондов, муниципальных организаций или государства. Также у этой пошлины присутствует необлагаемый минимум, а именно:
Для родителей и детей он составляет €275 000, для братьев и сестер – €100 000. Для оставшихся родственников необлагаемый минимум составляет десять тысяч евро. При выдаче наследства супругам имущество передается без каких-либо налоговых обложений. Размер пошлины на наследование находится в диапазоне от 5% в том случае, если наследники – прямые потомки и до 60% при полном отсутствии какого-либо родства с умершим.
Количество налогов во Французской республике – более двух сотен. Из самых необычных можно отметить налог на богатство, который получил скандальную известность. Он распространялся на тех людей, стоимость имущества которых больше, чем 1,3 миллиарда евро. Налог, взимаемый при покупке земли отменили еще в 2006-м, но в налоговом законодательстве Франции остались достаточно странные пошлины, такие как налог на продление вида на жительство или победу в лотерее. Также в стране есть пошлина на профессиональное образование, которая взимается в размере 0,5% от текущей заработной платы. Налогом не облагаются госорганы и учебные учреждения.
Также во французском законодательстве присутствует сбор за телевидение. Он не действует в том случае, если в доме отсутствует телевизор.
История данных (%) по годам
Данные
Период
Дата
45 | 2020 | 20.02.2020 |
45 | 2019 | 27.06.2019 |
45 | 2018 | 13.02.2018 |
50.2 | 2016 | 11.08.2017 |
50.2 | 2015 | 31.12.2015 |
50.3 | 2014 | 31.12.2014 |
50.3 | 2013 | 31.12.2013 |
50.3 | 2012 | 31.12.2012 |
Ставка подоходного налога во Франции по президентам
Имя | Период | Нач. | Кон. | Макс. | Мин. | Изм.% нач/кон. |
---|---|---|---|---|---|---|
Эммануэль Макрон | 14.05.2017 – | 50.2000 | 50.2000 | 50.2000 | 50.2000 | 0.00% |
Франсуа Олланд | 15.05.2012 – 14.05.2017 | 50.3000 | 50.2000 | 50.3000 | 50.2000 | -0.20% |
Николя Саркози | 16.05.2007 – 15.05.2012 | 45.4000 | 46.6000 | 46.6000 | 45.4000 | 2.64% |
Жак Ширак | 17.05.1995 – 16.05.2007 | 59.1000 | 45.4000 | 59.6000 | 45.4000 | -23.18% |
Все субъекты, которые интересуются тем, какой налог во Франции им придется уплачивать со своих доходов, зачастую оказываются неприятно удивлены полученным ответом, потому что ставки очень и очень значительные, в особенности для тех категорий населения, которые имеют чрезвычайно высокие доходы. Подоходный налог во Франции несколько лет назад претерпел значительные изменения, и повышения ставок вызвали большой общественный резонанс. Многие категории населения поддержали политику правительства в отношении сверхбогатых граждан, но при этом был ряд видных деятелей, которые предпочли демонстративно отказаться от французского гражданства, дабы избежать чрезмерных отчислений.
Для того чтобы узнать, сколько процентов налог во Франции должно уплатить то или иное физлицо, необходимо сначала определить, к какой группе плательщиков данный человек относится. От этого будет зависеть размер ставок, применяемых к поступлениям.
Подоходный налог во Франции установлен по прогрессивной шкале, которая традиционно считается более социально справедливой, позволяет избежать так называемой «уравниловки» в налогообложении разных слоев населения. Диапазон величин составляет от 0 до 56%.
Если сравнивать французский подоходный налог с аналогичным по крупнейшим западноевропейским странам, а также США, то можно сделать вывод, что именно здесь установлены самые высокие ставки.
Чтобы рассчитать, какой налог во Франции подлежит уплате с поступлений гражданина, необходимо также обратить внимание на семейное положение. Дело в том, что подоходный платеж рассчитывается по-разному для одиноких граждан и для членов их семей. Важны и другие нюансы:
- гражданин может быть разведен, но иметь несовершеннолетнего ребенка;
- при налогообложении семей учитывается также количество малолетних детей и другие обстоятельства.
Особенности французской системы налогообложения
Основой системы налогового регулирования в стране считается Налоговый кодекс (), однако ежегодно налоговое законодательство Франции уточняется или дополняется исходя из складывающей ситуации и нужд государственного бюджета.
Столь частые корректировки, хоть и создают проблемы рядовым налогоплательщикам, все же позволяют соблюсти главный принцип: вся расходная часть госбюджета строится только на основе доходной и не может ее превышать. Такой подход позволяет оперативно реагировать на изменяющиеся экономические условия.
Налоговая система во Франции имеет еще одну особенность. Прямые налоги приносят в казну только треть всех поступлений. Большая часть сборов поступает в казну за счет сбора косвенных фискальных платежей и акцизов, а также поступлений в фонды соцстрахования на разные случаи: пенсионное обеспечение, поддержка на период болезни или безработицы и прочие. Доходная часть бюджета страны на 90 % состоит из налоговых поступлений.
Ответственность за неуплату и уклонение от налогов
Общая сумма налоговых сборов на одного плательщика может достигать 75 % его годовых доходов, поэтому вопрос экономии и оптимизации обязательств стоит довольно остро. Для того чтобы его решение не выходило за рамки, дозволенные законом, французские власти организовали целую систему контроля.
В целях выявления недобросовестности или ошибок при уплате налогов могут анализировать данные, полученные от банков, таможни, полиции и нотариусов. Кроме того, налажена система применения косвенных методов определения реальных доходов по суммам зафиксированных расходов за отчетный период.
При обнаружении нарушений или неточностей могут применить:
- штраф: 0,75 % от суммы недоплаты обязательств за каждый месяц существования долга и 10–40 % от задекларированной суммы, если плательщик просрочил подачу декларации;
- арест собственности и средств на банковских счетах;
- лишение водительских прав на срок до 3 лет;
- тюремное заключение до 5 лет и штраф до 250 000 евро, когда обнаружены факты особо крупного сокрытия.
Общими для предприятия и простых граждан можно считать косвенные налоги на потребление: НДС и акцизы. И, хотя обязанность по их перечислению в бюджет и отчетности лежит на субъектах предпринимательства, фактическим плательщиков этих сборов в составе конечной стоимости является все же потребитель.
Кроме того, на равных условиях организациями и физлицами уплачиваются:
- налог на операции с недвижимостью – при продаже собственности в бюджет перечисляется 2-8 % от стоимости;
- сбор за транзакции с ценными бумагами на сумму 300 000 евро – 16 % от выручки;
- налог при продаже движимого имущества – 7,5 % при продаже движимого предмета или ювелирных украшений;
- взносы с продажи предметов искусства – 4,5 %, если сделка заключена на сумму 20 000 евро и более;
- налог на недвижимость и земельные участки – местный налог, установленный для всех типов недвижимого имущества и приравненных к ним объектов. Базой обложения является кадастровая стоимость, а ставки утверждаются на местном уровне.
Для начинающих и мелких предприятий льготы выражаются, в основном, в снижении стандартных ставок и временном освобождении от уплаты налоговых обязательств. Кроме того, есть возможность получить компенсацию 6% первоначальной ставки по кредиту, взятого на развитие бизнеса. Для этого достаточно платить работникам зарплату в размере 2,5 МРОТ, установленного во Франции.
Вычеты для физических лиц устанавливаются для каждого вида сбора отдельно. Поддержку в виде снижения налоговой базы и освобождения от уплаты чаще получают семьи с детьми, инвалиды и пенсионеры, получающие минимальное или близкое к нему по размеру пособие. Поскольку эти категории могут применяться одновременно, правительство установило ограничение: общая сумма снижения налогового обязательства за год не должна превышать 10 000 евро на одного получателя доходов. В то же время, если по итогам года возврат составил меньше 8 евро, то он плательщику не перечисляется.