Статья 12.14. Нарушение правил маневрирования
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Статья 12.14. Нарушение правил маневрирования». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
В юриспруденции действует принцип квалификации по последствиям, и ответственность за нарушение правил маневрирования всецело подчиняется этому принципу. Это означает, что вид ответственности определяется по тяжести последствий, наступивших в результате нарушения.
Уголовная ответственность
Ст.264 УК РФ предусматривает уголовную ответственность за нарушение водителем любого пункта Правил дорожного движения, если это нарушение повлекло за собой тяжкие последствия.
Виды наказаний, предусмотренные статьей 264 УК, также дифференцируются по признакам тяжести последствий и особых условий совершения преступления. Так:
- часть 1 ст.264 УК предусматривает ответственность за нарушения ПДД, повлекшие за собой причинение тяжкого вреда здоровью человека и устанавливает наказание либо в виде лишения свободы, либо в виде принудительных работ, либо в виде ареста с лишением или без лишения водительских прав;
- диспозиция части 2 ст. 264 УК РФ повторяет диспозицию части 1, но выделяет отдельным составом совершение преступления водителем в состоянии опьянения либо водителем, покинувшим место ДТП. Наказание по ч.2 может быть назначено либо в виде лишения свободы, либо в виде принудительных работ с обязательным лишением водительских прав;
- часть 3 ст.264 УК предусматривает ответственность за нарушения ПДД, повлекшие за собой гибель человека, и устанавливает наказание либо в виде принудительных работ, либо в виде лишения свободы с обязательным лишением водительских прав;
- диспозиция части 4 ст. 264 УК РФ повторяет диспозицию части 3, но выделяет отдельным составом совершение преступления водителем в состоянии опьянения, либо водителем, покинувшим место ДТП. Наказание по ч.4 назначается в виде лишения свободы с обязательным лишением водительских прав;
- часть 5 ст.264 УК предусматривает ответственность за нарушение ПДД, повлекшее за собой гибель двух и более человек и устанавливает наказание в виде лишения свободы с обязательным лишением водительских прав;
- диспозиция части 6 ст. 264 УК РФ повторяет диспозицию части 5, но выделяет отдельным составом совершение преступления водителем в состоянии опьянения либо водителем, покинувшим место ДТП. Мерой наказания может быть только лишение свободы с обязательным лишением водительских прав.
Одновременное привлечение к административной и к уголовной ответственности не допускается. В рамках уголовного дела может быть решен вопрос о гражданской ответственности виновного лица в причинении ущерба.
Разъяснения Верховного Суда РФ
В п. 14 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25.06.2019 N 20 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях, предусмотренных главой 12 КоАП РФ» содержатся следующие разъяснения:
Понятие «преимущественное право движения»
При квалификации действий водителя по части 2 статьи 12.13 или части 3 статьи 12.14 КоАП РФ необходимо учитывать, что преимущественным признается право на первоочередное движение транспортного средства в намеченном направлении по отношению к другим участникам дорожного движения, которые не должны начинать, возобновлять или продолжать движение, осуществлять какой-либо маневр, если это может вынудить участников движения, имеющих по отношению к ним преимущество, изменить направление движения или скорость (пункт 1.2 ПДД РФ).
Случаи, в которых не возникает преимущественное право движения
Водитель транспортного средства, движущегося в нарушение ПДД РФ по траектории, движение по которой не допускается (например, по обочине, во встречном направлении по дороге с односторонним движением), либо въехавшего на перекресток на запрещающий сигнал светофора, жест регулировщика, не имеет преимущественного права движения, и у других водителей (например, выезжающих с прилегающей территории или осуществляющих поворот) отсутствует обязанность уступить ему дорогу.
Непредоставление преимущества в движении отдельным категориям транспортных средств
Следует также иметь в виду, что непредоставление преимущества в движении маршрутному транспортному средству (раздел 18 ПДД РФ), транспортному средству с одновременно включенными проблесковым маячком синего цвета и специальным звуковым сигналом образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 12.17 КоАП РФ.
Административная ответственность по части 2 статьи 12.17 КоАП РФ наступает за непредоставление преимущества в движении транспортному средству, имеющему нанесенные на наружные поверхности специальные цветографические схемы, надписи и обозначения, с одновременно включенными проблесковым маячком синего цвета и специальным звуковым сигналом (пункты 3.2, 3.3, 3.5 ПДД РФ).
При этом необходимо учитывать, что в силу пункта 3.1 ПДД РФ использование водителем транспортного средства проблескового маячка синего цвета и специального звукового сигнала допускается только при выполнении неотложного служебного задания.
Разъяснения, содержащиеся в утратившем силу пункте 7.1 Постановления ВС РФ от 24.10.2006г. № 18
В п. 7.1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.10.2006 N 18 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» содержались следующие разъяснения:
Разворот и движение задним ходом
По части 2 статьи 12.14 КоАП РФ необходимо квалифицировать действия водителя по развороту или движению задним ходом в местах, где такие маневры запрещены, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 статьи 12.11 КоАП РФ.
Непосредственно такой запрет установлен на пешеходных переходах; в тоннелях; на мостах, путепроводах, эстакадах и под ними; на железнодорожных переездах; в местах с видимостью дороги хотя бы в одном направлении менее ста метров; в местах остановок маршрутных транспортных средств, а также для движения задним ходом на перекрестках (пункты 8.11, 8.12 ПДД).
Действия водителя по развороту на автомагистрали или движению задним ходом по ней образуют состав административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 12.11 КоАП РФ. По этой же норме подлежат квалификации действия водителя по въезду в технологические разрывы разделительной полосы на автомагистрали (пункт 16.1 ПДД).
- лицо подлежит административной ответственности за нарушение правил маневрирования только в случае, если установлена его вина / ст. 1.5 КОАП РФ;
- при применении мер административного принуждения не допускаются решения и действия (бездействие), унижающие человеческое достоинство / ст. 1.6 КОАП РФ;
- лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании закона, действовавшего во время совершения административного правонарушения / ст. 1.7 КОАП РФ;
- закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу / ст. 1.7 КОАП РФ;
- закон, устанавливающий или отягчающий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом ухудшающий положение лица, обратной силы не имеет / ст. 1.7 КОАП РФ;
- юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению / ст. 2.1 КОАП РФ.
Статья 12.14. Нарушение правил маневрирования. С комментарием.
Статья 12.14. Нарушение правил маневрирования
1. Невыполнение требования Правил дорожного движения подать сигнал перед началом движения, перестроением, поворотом, разворотом или остановкой –
влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере пятисот рублей.
1.1. Невыполнение требования Правил дорожного движения, за исключением установленных случаев, перед поворотом направо, налево или разворотом заблаговременно занять соответствующее крайнее положение на проезжей части, предназначенной для движения в данном направлении, –
влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере пятисот рублей.
2. Разворот или движение задним ходом в местах, где такие маневры запрещены, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 статьи 12.11 и частью 2 статьи 12.16 настоящего Кодекса, –
влечет наложение административного штрафа в размере пятисот рублей.
3. Невыполнение требования Правил дорожного движения уступить дорогу транспортному средству, пользующемуся преимущественным правом движения, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 12.13 и статьей 12.17 настоящего Кодекса, –
влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере пятисот рублей.
Часть 1 ст. 12.14 КоАП РФ посвящена такому распространенному в настоящее время нарушению, как невыполнение требований ПДД подать сигнал перед началом движения, перестроением, поворотом, разворотом или остановкой. Сигналы подаются либо указателями поворотов, либо рукой, если указатели неисправны или отсутствуют. Сигнал должен подаваться заблаговременно и прекращаться немедленно после завершения маневра.
Если вас останавливает инспектор ГИБДД и вменяет административное правонарушение по ч. 1 ст. 12.14 КоАП РФ 2014 с комментариями, а вы не согласны с этим, так как вовремя включали и выключали поворотики, действуйте следующим образом. При составлении протокола в отношении вас напишите свою версию произошедшего в разделе объяснений, потребуйте внести данные о свидетелях. Сотруднику ГИБДД будет чрезвычайно сложно доказать, что вы не включили поворотник перед маневром. На участке дороги, где вы ехали, может быть установлена видеокамера. Ее запись также может стать доказательством вашей правоты.
Что такое нарушение правил маневрирования? / Народный вопрос.РФ
0 нравится [ 0 ] не нравится [ 0 ]
Что такое нарушение правил маневрирования?
Правила дорожного движения, утвержденных Постановлением Совета Министров — Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. N 1090 (далее — Правила дорожного движения) устанавливают, в том числе, правила маневрирования.
Перед началом движения, перестроением, поворотом (разворотом) и остановкой водитель обязан подавать сигналы световыми указателями поворота соответствующего направления, а если они отсутствуют или неисправны — рукой. При выполнении маневра не должны создаваться опасность для движения, а также помехи другим участникам дорожного движения.
Сигналу левого поворота (разворота) соответствует вытянутая в сторону левая рука либо правая, вытянутая в сторону и согнутая в локте под прямым углом вверх. Сигналу правого поворота соответствует вытянутая в сторону правая рука либо левая, вытянутая в сторону и согнутая в локте под прямым углом вверх. Сигнал торможения подается поднятой вверх левой или правой рукой.
Подача сигнала указателями поворота или рукой должна производиться заблаговременно до начала выполнения маневра и прекращаться немедленно после его завершения (подача сигнала рукой может быть закончена непосредственно перед выполнением маневра). При этом сигнал не должен вводить в заблуждение других участников движения.
Подача сигнала не дает водителю преимущества и не освобождает его от принятия мер предосторожности.
При выезде на дорогу с прилегающей территории водитель должен уступить дорогу транспортным средствам и пешеходам, движущимся по ней, а при съезде с дороги — пешеходам и велосипедистам, путь движения которых он пересекает.
При перестроении водитель должен уступить дорогу транспортным средствам, движущимся попутно без изменения направления движения. При одновременном перестроении транспортных средств, движущихся попутно, водитель должен уступить дорогу транспортному средству, находящемуся справа.
Перед поворотом направо, налево или разворотом водитель обязан заблаговременно занять соответствующее крайнее положение на проезжей части, предназначенной для движения в данном направлении, кроме случаев, когда совершается поворот при въезде на перекресток, где организовано круговое движение.
При наличии слева трамвайных путей попутного направления, расположенных на одном уровне с проезжей частью, поворот налево и разворот должны выполняться с них, если знаками «Направления движения по полосам» или «Направления движения по полосе» либо разметкой не предписан иной порядок движения. При этом не должно создаваться помех трамваю.
Поворот должен осуществляться таким образом, чтобы при выезде с пересечения проезжих частей транспортное средство не оказалось на стороне встречного движения.
При повороте направо транспортное средство должно двигаться по возможности ближе к правому краю проезжей части.
Если транспортное средство из-за своих габаритов или по другим причинам не может выполнить поворот с соблюдением требований п. 8.5 ПДД, допускается отступать от них при условии обеспечения безопасности движения и если это не создаст помех другим транспортным средствам.
При повороте налево или развороте вне перекрестка водитель безрельсового транспортного средства обязан уступить дорогу встречным транспортным средствам и трамваю попутного направления.
Если при развороте вне перекрестка ширина проезжей части недостаточна для выполнения маневра из крайнего левого положения, его допускается производить от правого края проезжей части (с правой обочины). При этом водитель должен уступить дорогу попутным и встречным транспортным средствам.
- В случаях, когда траектории движения транспортных средств пересекаются, а очередность проезда не оговорена Правилами, дорогу должен уступить водитель, к которому транспортное средство приближается справа.
- При наличии полосы торможения водитель, намеревающийся повернуть, должен своевременно перестроиться на эту полосу и снижать скорость только на ней.
- При наличии в месте въезда на дорогу полосы разгона водитель должен двигаться по ней и перестраиваться на соседнюю полосу, уступая дорогу транспортным средствам, движущимся по этой дороге.
- Разворот согласно ПДД запрещается:
- – на пешеходных переходах;
- – в тоннелях;
- – на мостах, путепроводах, эстакадах и под ними;
- – на железнодорожных переездах;
- – в местах с видимостью дороги хотя бы в одном направлении менее 100 м;
- – в местах остановок маршрутных транспортных средств.
Статья 12.14. КоАП РФ. Нарушение правил маневрирования
Ст 12.14 КоАП РФ с комментариями и изменениями 2018-2019 года
1. Невыполнение требования Правил дорожного движения подать сигнал перед началом движения, перестроением, поворотом, разворотом или остановкой –
влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере пятисот рублей.
1.1. Невыполнение требования Правил дорожного движения, за исключением установленных случаев, перед поворотом направо, налево или разворотом заблаговременно занять соответствующее крайнее положение на проезжей части, предназначенной для движения в данном направлении, –
влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере пятисот рублей.
2. Разворот или движение задним ходом в местах, где такие маневры запрещены, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 статьи 12.11 и частью 2 статьи 12.16 настоящего Кодекса, –
влечет наложение административного штрафа в размере пятисот рублей.
3. Невыполнение требования Правил дорожного движения уступить дорогу транспортному средству, пользующемуся преимущественным правом движения, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 12.13 и статьей 12.17 настоящего Кодекса, –
влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере пятисот рублей.
Что грозит за нарушение правил расположения транспортного средства на проезжей части?
Правила дорожного движения определяют требования к автомобилям и людям, которые находятся на дороге. Это касается и расположения автомобилей, ведь оно влияет на общую обстановку и безопасность. Поэтому каждый водитель должен знать, к чему приведет нарушение правил расположения транспортного средства на проезжей части.
- Подробнее про нарушение
- Как правильно располагать ТС?
- Основной элемент дороги
- Дорожное полотно без обозначений
- Многополосная проезжая часть
- Трехполосное дорожное полотно
- Трехполосная дорога с прерывистой сплошной
- Двухполосная проезжая часть
- Движение по выделенным полосам
- Смена полосы движения
- Трамвайные пути
- Дорога с реверсивным движением
- Дистанция и интервал
- Другие ситуации
- Ответственность за нарушение
- Комментарии и пояснения
- Примеры из практики
- Вывод
Избежать ответственности возможно с помощью наличия смягчающих обстоятельств. При остановке за неиспользование сигналов поворота водитель для снижения меры ответственности может:
- признать свою вину;
- указать на отсутствие штрафов за последние полгода (при наличии положительной истории вождения).
Если уполномоченный сотрудник не воспринимает данные обстоятельства в качестве смягчающих, водитель получает штраф с возможностью уплаты со скидкой. Данное положение закона регламентируется статьей 32.2 Кодекса об административных нарушениях.
При наличии неисправного поворотника автомобилист избежит ответственности только в случае правильного использования жестов, предназначенных для обозначения маневров.
Водитель должен знать следующее:
- вытянутая левая рука в левую или правую сторону — автомобилист будет поворачивать в указанном направлении;
- согнутся в локте рука (угол 90 градусов) — водитель будет поворачивать в направление, противоположное выставленной руке (если сигнал показан правой рукой, согнутой в локте, водитель повернет налево);
- рука, вытянутая вверх — водитель собирается совершить остановку.
Стоит заметить, что движение вперед не сопровождается жестами. Если водитель ошибочно применит какой-либо из сигналов, он спровоцирует аварийную ситуацию. За подобную невнимательность инспектор ГИБДД также привлечет собственника ТС к ответственности.
Что грозит за нарушение правил маневрирования
Соблюдение правил маневрирования является одним из важнейших условий безопасности дорожного движения. К маневрам относятся движение задним ходом, перестроение, поворот или остановка (п. 8.1 ПДД, утв. Постановлением Правительства РФ от 23.10.1993 N 1090).
Правила маневрирования
Водитель, который намерен совершить маневр, обязан соблюдать в том числе следующие правила:
1) подать световой сигнал, а при отсутствии сигнала рукой сообщить о начале маневра. При этом не должны создаваться опасность для движения, а также помехи другим участникам дорожного движения.
Подача сигнала производится заблаговременно до начала выполнения маневра и прекращается немедленно после его завершения (п. п. 8.1, 8.2 ПДД);
2) при выезде на дорогу с прилегающей территории уступить дорогу транспортным средствам и пешеходам, движущимся по ней, а при съезде с дороги – пешеходам и велосипедистам, путь движения которых он пересекает (п. 8.3 ПДД);
3) при перестроении уступить дорогу тем транспортным средствам, которые едут без маневра (п. 8.4 ПДД);
4) перед поворотом направо, налево или разворотом заблаговременно занять соответствующее крайнее положение на проезжей части, предназначенной для движения в данном направлении, кроме случаев, когда совершается поворот при въезде на перекресток, где организовано круговое движение (п. 8.5 ПДД);
5) запрещается выезжать на полосу встречного движения при совершении маневра (п. 8.6 ПДД);
[3]
6) запрещается разворачиваться в тоннелях, на пешеходных переходах, на железнодорожных проездах, на мостах, эстакадах, путепроводах и под ними, на дорогах с плохой видимостью и на остановках общественного транспорта (п. 8.11 ПДД);
7) движение автомобиля задним ходом разрешается при условии, что этот маневр будет безопасен и не создаст помех другим участникам движения. При необходимости водитель должен прибегнуть к помощи других лиц (п. 8.12 ПДД).
Примечание. Указанный перечень правил маневрирования не является исчерпывающим.
Ответственность за невыполнение правил маневрирования
За нарушение правил маневрирования предусмотрена следующая административная ответственность (ст. 12.14 КоАП РФ).
Разбор спорных ситуаций
Некоторые водители могут запутаться в знаках. Например, на перекрестке, где установлено круговое движение – многие водители с небольшим опытом путаются на таких перекрестках. Стоит запомнить, что перестроиться при движении по кругу можно в любое время, а вот выезжать необходимо исключительно с крайнего правого ряда, если нет особенных знаков для установки режима движения. В результате замешательства водителя правила оказываются нарушены.
Не редкость спорная ситуация, когда требования полос на дорогах и знаков различаются. Согласно ПДД, в таких случаях надо поступать согласно требованиям знаков. Как быть, если знак предусматривает движение по двум полосам, а ширина проезжей части позволяет двигаться по трем?
Правила не запрещают в таких случаях проезжать дорогу, расположившись в три ряда, но перед тем, как проезжать перекресток, следует перестроить транспорт так, чтобы полосы было две.
Нарушением такое движение не является, но сотрудник ДПС может попробовать составить протокол о нарушении движений по полосам.
В суде, однако, можно попробовать отстоять свою невиновность, особенно если при составлении протокола вы обозначили свое несогласие.
Если разделительные полосы в то время, когда ваш автомобиль двигался по дорогам, были покрыты снегом или грязью, оказались малоразличимыми, при рассмотрении дела в суде с уверенностью можно заявлять, что погодные условия не позволили вам двигаться в соответствии с правилами.
Статья 12.1 КоАП РФ. Управление транспортным средством, не зарегистрированным в установленном порядке, транспортным средством, не прошедшим государственного технического осмотра или технического осмотра
- Управление транспортным средством, не зарегистрированным в установленном порядке, — влечет наложение административного штрафа в размере от трехсот до восьмисот рублей.
- Управление легковым такси, автобусом или грузовым автомобилем, предназначенным и оборудованным для перевозок людей, с числом мест для сидения более чем восемь (кроме места для водителя), специализированным транспортным средством, предназначенным и оборудованным для перевозок опасных грузов, которые не прошли государственный технический осмотр или технический осмотр, — влечет наложение административного штрафа в размере от пятисот до восьмисот рублей.
Примечания:
1. Под транспортным средством в настоящей статье следует понимать автомототранспортное средство с рабочим объемом двигателя более 50 кубических сантиметров и максимальной конструктивной скоростью более 50 километров в час, а также прицепы к нему, подлежащие государственной регистрации, а в других статьях настоящей главы также трактора, другие самоходные дорожно-строительные и иные машины, трамваи, троллейбусы.
2. Утратил силу с 1 января 2012 года.
Итак, в Российской Федерации в соответствии с действующим законодательством разрешается проходить обучение на право вождения автомобиля и/или мотоцикла с 16-ти лет. А фактическое получение законного разрешения на право вождения транспортным средством будет зависеть от запрашиваемой категории, а именно:
- категории «М» и «А1» – то есть мопеды и мотоциклы до 125 кб/с. – допускается получение прав в возрасте 16-ти лет, но перевозить пассажиров возможно только при стаже не менее 2-х лет;
- категории «А», «В», «С», «В1», «С1» – мотоциклы, автомобили, в том числе грузовые – только с 18-ти лет;
- категории «D», «D1», «Tm» и «Tb» – пассажирские автомобили с количеством посадочных мест более 8 – только с 21 года;
- категории «BE», «CE», «DE» – автомобили с прицепами – для получения прав требуется стаж вождения не менее 1 года по основной категории;
- категории «C1E» и «D1Е» – вес ТС от 3,5 до 7,5 тонн – аналогичные требования.
Соответственно, несоблюдение данного возрастного ограничения и создаёт один из видов нарушений действующих правил дорожного движения. В целом законодательная система в части обеспечения безопасности дорожного движения насчитывает огромное количество нормативно-правовых актов, что создаёт ещё большее количество их возможных форм.
Какие виды административных наказаний могут применяться к водителям за нарушения Правил?
1. | ? | Предупреждение, штраф, лишение права управления транспортными средствами, административный арест. |
2. | ? | Только предупреждение или штраф. |
3. | ? | Предупреждение, штраф, лишение права управления транспортными средствами, конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения, административный арест, обязательные работы. |
Последний и единственный раз поправки в пункт 8.1 ПДД были внесены Постановлением правительства №316 10 мая 2010 года. Было изменено второе предложение первого абзаца:
До изменения | После изменения |
8.1. Перед началом движения, перестроением, поворотом (разворотом) и остановкой водитель обязан подавать сигналы световыми указателями поворота соответствующего направления, а, если они отсутствуют или неисправны, рукой. При этом манёвр должен быть безопасен и не создавать помех другим участникам движения . | 8.1. Перед началом движения, перестроением, поворотом (разворотом) и остановкой водитель обязан подавать сигналы световыми указателями поворота соответствующего направления, а, если они отсутствуют или неисправны, рукой. При выполнении манёвра не должны создаваться опасность для движения, а также помехи другим участникам дорожного движения . |