Разъяснение МНС о налоге на профессиональный доход

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Разъяснение МНС о налоге на профессиональный доход». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Согласно проекту об изменениях, с 2023 года индивидуальные предприниматели и нотариусы, которые находятся на общей системе налогообложения, будут уплачивать подоходный налог в размере 20 % вместо 16 %.

• Основные изменения по УСН, вводимые с 1 января 2023 г. Законом Республики Беларусь от 31 декабря 2021 г. № 141-З.

• Комментарий к постановлению Совмина от 01.07.2022 № 433 «О порядке использования приложения «Налог на профессиональный доход»».

• Постановления Совмина приведены в соответствие с налоговым законодательством. Комментарий к постановлению Совмина от 24.05.2022 № 324.

• НК-2023: основные изменения по УСН с 2023 года.

Налог на недвижимость и землю

Примерно на 10% ожидается рост налога на первую квартиру.

При этом формула расчета останется прежней: площадь квартиры в квадратных метрах * расчетная стоимость * 0,1%.

Учитывайте, что расчетная стоимость меняется в зависимости от города.

Кроме того, на 20% вырастет земельный налог. На столько же увеличится налог и для владельцев коммерческой недвижимости.

Кстати, для уплаты земельного налога для организаций вводится система префайлинга — налоговая сама будет делать предварительный расчет проекта налоговой декларации за прошлый год. При этом плательщик при необходимости сможет внести корректировки. Затем организации должны будут вносить авансовые платежи равными долями по четырем срокам.

Согласно проекту, долгосрочная сдача жилых помещений в аренду с 2023 года будет подразумевать налогообложение по общей системе. При краткосрочной сдаче жилой недвижимости в аренду по-прежнему планируют начислять единый налог.

Однако, возможно, ужесточат штрафные санкции в отношении физических лиц и ИП, которые сдают жилье в аренду и уклоняются от уплаты налогов. При однократном нарушении взыщут сумму, равную базовой ставке налога.

Если нарушение будет выявлено повторно, то к базовой ставке планируют применять коэффициент пять.

Например, в Минске ставка налога при краткосрочной сдаче в аренду жилых помещений с января следующего года составит 620 рублей в месяц – это предполагаемая сумма штрафа за первое нарушение. Второй раз обяжут уплатить уже 3100 рублей.

Профессиональный или подоходный налог – что лучше?

Профессиональный налог выглядит выгоднее, чем подоходный: 16% против 10%. К тому же, в 10% уже включены взносы в фонд социальной защиты населения в размере 6%. Это значит, что пенсионеры, которые будут плательщиками НПД, фактически заплатят не 10%, а всего 4% — ведь они освобождены от уплаты страховых взносов. Остальные ИП по итогам года заплатят в ФСЗН не 35% от минимальной зарплаты, а 29%.

Министерство по налогам и сборам сейчас разрабатывает приложение, с помощью которого самозанятые граждане и индивидуальные предприниматели смогут рассчитать и заплатить свои налоги. Анонсируется, что программа сможет учитывать как безналичные платежи, так и наличные оплаты и будет полностью готова к 1 января 2023 года.

Как начисляется и когда нужно оплачивать

Каждый квартал нужно подавать в налоговый орган декларацию, у плательщика есть 20 дней следующего месяца для составления данного документа. Оплата вносится до 22 числа текущего месяца.

Ставка экологического налога регулируется несколькими приложениями к НК. Она разнится, исходя из того, к какому объекту применяется. В Приложении №6 находятся суммарные данные по налогообложению объектов, в пересчете за 1000 кг.

Налогообложение выбросов, загрязняющих атмосферу:

Класс опасности Размер
1 класс
2 класс 870,78 руб.
3 класс 287,87 руб.
4 класс 143,04 руб.

Экологический налог: ставки, субъекты, объекты налогообложения

До 1 января максимальная ставка подоходного налога для одной комнаты в Минске составляла 32,5 рубля, но с Нового года выросла до 34,3 рубля. Все благодаря освеженному Налоговому кодексу. Это значит, что за каждую комнату, сдаваемую в центре Минска, арендодатель ежемесячно будет платить 34,3 рубля в казну. Ставки налога для более удаленных от центра квартир будут ниже, их вскоре установит городской совет депутатов.

Изменились ставки подоходного налога и для других городов Беларуси, а также прочих объектов недвижимости: гаражей, машино-мест, нежилых помещений.

ИП Амельченя Евгений Иванович

222924, Минская обл, Стародорожский р-н, д. Языль, ул. Речная, 20

Дата регистрации в Торговом реестре/Реестре бытовых услуг: Не подлежит занесению в реестр

Номер в Торговом реестре/Реестре бытовых услуг: Не подлежит занесению в реестр, Республика Беларусь

УНП: 191274971

Регистрационный орган: Стародорожский райисполком

Дата регистрации компании: 07.09.2012

Режим работы:

День Время работы
Понедельник 08:30 — 19:00 (перерыв:12:30 — 13:00)
Вторник 08:30 — 19:00 (перерыв:12:30 — 13:00)
Среда 08:30 — 19:00 (перерыв:12:30 — 13:00)
Четверг 08:30 — 19:00 (перерыв:12:30 — 13:00)
Пятница 08:30 — 19:00 (перерыв:12:30 — 13:00)
Суббота 09:00 — 18:00
Воскресенье 09:00 — 18:00

Налоговое законодательство: что изменилось в 2021 году?

  • выбросы в атмосферу загрязняющих веществ;
  • сброс стоковой воды;
  • хранение и захоронение производственных отходов;
  • ввоз в страну озонирующих веществ (включая те, что содержаться в продукции).

Налоговый вычет предусмотрен, если в результате хозяйственной деятельности появляются отходы, допустим, в виде устаревшей офисной мебели, исписанной бумаги, оставшихся лоскутков материи и пр. Если организация занимается импортом товаров, помещенных в упаковку из пластмассы, картона либо бумаги, то она производит налоговые отчисления на тару.

Налогоплательщик должен ежеквартально подавать декларацию в соответствующие органы. У него есть 20 дней после окончания отчетного периода на составление документа. Выплаты должны совершаться до 22 числа данного месяца.

Согласно положениям НК, ставки налогового вычета 2019 для разных субъектов хозяйствования различаются по видам объектов, куда происходит сброс отходов и сточных вод (недра земли, водоток и пр.). К налоговому тарифу за сброс стоковой воды могут применяться коэффициенты, которые способны повышать или понижать налог.

  • в снижении ставки;
  • в изменении начисленного размера;
  • в абсолютном высвобождении.

Допустим, владелец фермерского хозяйства имеет квоту сроком на 3 года, благодаря которой он освобождается от платы. Или величина экологического налога в 2019 может быть уменьшена, если ИП грамотно решает проблему использования своих отходов, т.е. внедряет разного рода мероприятия по охране природы. Суммы экологического налога включаются в затраты по выпуску и продаже товаров, услуг или работ.

Собственники компаний, деятельность которых направлена на улучшение условий хранения и обеззараживания отходов, имеют право на получение компенсации при уплате экологического налога. Чтобы получить льготу, бухгалтерии необходимо своевременно оформлять мероприятия, относительно обеззараживания отходов. При несвоевременном оформлении бумаг они могут быть проведены в следующем месяце, тогда величина налога уменьшается в наступившем квартале.

Потребительские кредиты
Калькулятор кредитов на недвижимость
Калькулятор Депозитов
Кредиты на автомобиль
Денежные переводы
Рекламные акции
Платежные системы

Изменятся правила по единому налогу

Предприниматели и самозанятые, использующие единый налог, с января, возможно, будут платить больше – ставки в зависимости от региона и вида деятельности предположительно вырастут в 1,5-3 раза.

Не планируют менять ставки единого налога для таких видов деятельности, как:

  • реализация продукции цветоводства, декоративных растений, их семян и рассады;
  • реализация котят, щенков и иных домашних животных;
  • реализация хлебобулочных и кондитерских изделий, готовой кулинарной продукции;
  • услуги переводчиков;
  • кошение травы, уборка листьев, скошенной травы и мусора;
  • распиловка и колка дров, услуги грузчика;
  • разовая реализация иностранными гражданами и лицами без гражданства, временно пребывающими в Беларуси, произведений живописи, графики, скульптуры, предметов народного творчества, продукции растениеводства и пчеловодства.

Совет Министров предлагает расширить и перечень видов деятельности, при осуществлении которых с 2023 года единый налог не уплачивается. Это значит, что предприниматели и физические лица, получающие доход в выбранных сферах, возможно, будут использовать общую систему налогообложения, уплачивая подоходный налог.

К таким видам деятельности предлагают отнести:

  • техобслуживание и ремонт автомобилей, мотоциклов, мотороллеров и мопедов; услуги по восстановлению резиновых шин и покрышек, услуги по диагностированию и буксировке транспортных средств, оказания техпомощи в пути;
  • услуги парикмахерских и салонов красоты; по нанесению татуировки, нательной живописи, перманентного макияжа, пирсинга (самозанятые могут уплачивать единый налог);
  • деятельность грузового речного транспорта, деятельность грузового автомобильного транспорта;
  • общее строительство зданий, специальные строительные работы;
  • медицинскую, в том числе стоматологическую, практику, прочую деятельность по охране здоровья;
  • деятельность по чистке и уборке, помощь в выращивании сельхозкультур и разведении животных, предоставление социальных услуг без обеспечения проживания;
  • сдачу в аренду (субаренду), наем жилых помещений, садовых домиков, дач, машино-мест (кроме предоставления мест для краткосрочного проживания).

Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь

Итак, с юридическими основаниями разобрались, перейдем теперь к самому главному вопросу: кто должен отчитываться по экологическим платежам?

Формальный ответ на этот вопрос мы найдем в Порядке расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду, который утвержден упомянутым выше приказом Ростехнадзора № 204. Так, согласно этому документу, расчет платы заполняется организациями, осуществляющими на территории РФ следующие виды вредного воздействия на окружающую среду: выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления.

Как видим, законодательство выделяет три категории воздействия, которые влекут обязанность представления отчетности — выбросы, сбросы и размещение. Давайте разберемся, что это означает на практике, в повседневной жизни.

В заключение нашего краткого обзора скажем несколько слов об ответственности за нарушение правил внесения платежей и представления отчетности по ним. Как и в случае с налогами, ответственность в данном случае установлена как за неуплату (несвоевременную уплату), так и за непредставление (несвоевременное представление) отчетности.

Но, в отличие от налоговых штрафов, суммы тут куда значительнее. Так, за непредставление или несвоевременное представление отчетности в органы Росприроднадзора, штраф налагается по статье 8.1 КоАП РФ (постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 12.04.10 по делу № А32-51737/2009-51/972-299АЖ) и составляет для юридических лиц от 20 до 100 тысяч рублей!

[1]

Штраф за невнесение экологических платежей также весьма внушительный — от 50 до 100 тысяч рублей (ст. 8.41 КоАП РФ).

Существуют товары, которые необходимо утилизировать после того, как они утратили свои потребительские свойства и превратились в отходы. Обеспечить утилизацию обязаны производители и импортеры таких товаров. Эта норма закреплена в пункте 1 статьи 24.2 Федерального закона от 24.06.98 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее — Закон об отходах производства).

Читайте также:  Право собственности на квартиру

В теории производители и импортеры вправе выбрать один из двух вариантов. Первый вариант — провести утилизацию своими силами. Для этого нужно создать собственные объекты по сбору, обработке и утилизации отходов, либо привлечь специализированную организацию или предпринимателя. Допустимо также вступить в ассоциацию производителей и импортеров, и поручить утилизацию ей.

Второй вариант — не делать ничего вышеперечисленного, а вместо этого заплатить экологический сбор. Таким образом, экосбор по сути является платой за отказ заниматься утилизацией.

Однако на сегодняшний день реализовать первый вариант практически невозможно. Дело в том, что процесс самостоятельной утилизации должен регулироваться определенными нормативными правовыми актами, которые до сих пор не приняты. Поэтому де-факто у производителей и импортеров остается только один вариант — платить экологический сбор.

Добавим, что нельзя путать экологический сбор с платой за негативное воздействие на окружающую среду. Несмотря на то, что названия схожи по смыслу, это два разных вида платежей, и для каждого установлен свой порядок уплаты.

Плательщиками экологического сбора являются производители и импортеры товаров, подлежащих обязательной утилизации после утраты потребительских свойств. Перечень таких товаров (включая упаковку) утвержден постановлением Правительства РФ от 24.09.15 № 1886-р. Товары в перечне поделены на группы (список групп см. ниже). Если та или иная продукция в перечне не упомянута, то ее производители и импортеры экосбор не платят.

Статьи журнала «Налоговый вестник»

Изменения в главе 11 НК направлены на решение вопросов, которые возникали у плательщиков исходя из практики применения положений указанной главы. А также — на упрощение администрирования контроля трансфертного ценообразования.

В результате внесены следующие изменения:

  • Сокращено количество сделок, подпадающих под контроль налоговых органов. Это относится к сделкам, заключенным организациями — резидентами Беларуси с владельцами международных систем платежных расчетов с использованием банковских платежных карточек VISA, MasterCard, American Express, зарегистрированными в оффшорных зонах
  • Упрощен порядок подбора источников информации, содержащих сведения, обосновывающие применение рыночных цен. В частности, плательщику предоставлено право самостоятельно подобрать информационный источник с учетом выбранного им метода определения рыночных цен, не придерживаясь иерархии, которая существовала до 1 января 2021 года
  • Информирование налоговых органов об анализируемых сделках путем внесения сведений в электронный счет-фактуру (ЭСЧФ) осуществляют только плательщики налога на прибыль. До 2021 года сведения в ЭСЧФ подавали и компании, применяющие УСН
  • Предоставлена возможность при определении организаций, которые ведут сопоставимую деятельность, использовать национальные классификаторы видов деятельности иностранного государства
  • Предоставлено право при отсутствии сведений из бухгалтерской и (или) финансовой отчетности белорусских организаций использовать для определения рыночных показателей рентабельности сведения организаций государств — членов ЕАЭС, а при их отсутствии — иных иностранных организаций
  • Предоставлено право по разовым сделкам, по которым невозможно установить рыночную стоимость, используя предусмотренные НК Беларуси методы, определять рыночную цену по результатам независимой оценки. При этом под разовой сделкой понимается сделка, которая отличается от основной деятельности организации и осуществляется один раз в налоговом периоде
  • Увеличено количество сделок, по которым не составляется документация, подтверждающая экономическую обоснованность примененной цены. К таким сделкам относятся сделки по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, если прибыль, полученная от такой реализации, освобождена от налога на прибыль, а также в случае, если цена сделки (сумма цен сделок) с одним контрагентом в календарном году составляет не более 200 000 бел. руб. и которые не могут быть сгруппированы по признаку однородности сделок
  • Изменен порядок определения диапазона рыночных цен и диапазона рыночных показателей рентабельности. С 1 января 2021 года определение указанных диапазонов осуществляется исходя из квартилей (от фр. quartile — «четверть»)
  • С точки зрения усиления контроля применения трансфертного ценообразования в сделках со взаимозависимыми лицами предусматривается заключение соглашения между Минфином и МНС. В соответствии с ним Минфин будет ежеквартально предоставлять в электронной форме в МНС сведения о владельцах акций акционерных обществ не позднее 60 дней, следующих за истекшим кварталом.

Проверки налоговых органов в части трансфертного ценообразования не являются распространенным явлением. Однако для компаний с иностранным капиталом данные нормы являются важными. Причина в том, что в ряде случаев они составляют экономические обоснования цен для иностранных участников в рамках группы компаний.

1. Отдельные позиции продовольственных товаров, отдельные позиции товаров для детей при их реализации на территории Республики Беларусь при их ввозе на территорию Республики Беларусь облагаются НДС по ставке в размере 20% вместо ранее применявшейся ставки НДС в размере 10%.

2. При реализации на территории Беларуси лекарственных средств, медицинских изделий (в том числе протезно-ортопедических изделий) при их ввозе на территорию Республики Беларусь установлена ставка НДС в размере 10%.

3. Отменено освобождение от НДС в отношении ввоза и реализации лекарств и медизделий (подп. 1.1 ст. 118, подп. 1.5 ст. 119 НК-2021).

Установлен переходный период сроком до 1 февраля 2021 года, за который нужно пересмотреть цены в розничной сети на остатки продовольственных товаров, товаров для детей, лекарственных средств и медицинских изделий с учетом включения в них НДС по новым правилам. При этом в отношении товаров, реализованных в период до приведения цен в соответствие с новыми правилами, но не позднее 1 февраля 2021 года, НДС будет исчисляться по нормам НК в редакции, действовавшей в 2020 году.

Доходы от оказания услуг в сфере образования являются одним из объектов налогообложения. Ранее исключений из данного объекта не было предусмотрено.
НК 2021 внесено исключение, согласно которому услугами в сфере образования не признаются конференции, форумы, саммиты, симпозиумы, конгрессы, если в ходе их проведения не осуществляется обучение (п. 1.12.7 ст. 189 НК-2021, п. 107 ст. 1 Закона N 72-З).

Ранее на практике эта норма была постоянной проблемой для плательщиков, поскольку к стоимости конференций, форумов и т.д. добавлялся НДС. Более того, во многих случаях проводимые заграничными партнерами мероприятия не могут быть однозначно квалифицированы, поскольку включают в себя большое количество мероприятий, среди которых может присутствовать и обучение.

1. Предоставлено право применения УСН организациям и индивидуальным предпринимателям, предоставл��ющим в безвозмездное пользование недвижимое имущество, не находящееся у них на праве собственности (общей собственности), хозяйственного ведения, оперативного управления.

2. Доходы, получаемые ИП от коммерческих организаций, в которых они сами либо их близкие родственники являются учредителями, собственниками этих организаций, облагать не подоходным налогом, а налогом при упрощенной системе налогообложения по ставке 16%.

Причем круг лиц, доходы от которых будут облагаться у получивших их индивидуальных предпринимателей налогом при упрощенной системе налогообложения по ставке 16%, расширен за счет таких лиц, как учредители и собственники некоммерческих организаций, а также руководители этих организаций.
Проиндексированы стоимостные критерии валовой выручки для применения УСН:

Нажмите, чтобы увеличить изображение

  • Косметическая продукция — тара, упаковка или элемент продукции
  • Ставка НДС при возврате товара в 2010г. и при отгрузке в 2009г.
  • Определение плательщика экологического налога по договорам аренды

Заказать консультациюПодробнее о консультационных услугах

Консультации Клиентов
Консультации Клиентов ИП
Справочная информацияВиды деятельностиЛицензируемая деятельностьКлассификатор ОСКоэффициенты переоценки ОСНормы расхода топливаСправочник СИЗКлассификатор отходовВиды строительных работ
Справочная информация МСФОУчетная политикаКоэффициенты гиперинфляции
Аудиторская деятельностьКритерии обязательного аудитаКритерии аудита по МСФОПлан проведения аудитаПлан аудита при ликвидации

Уплата эконалога осуществляется в течение 10 календарных дней, следующих за последним днем предельного срока представления налоговой декларации (ст.250 НКУ). Срок уплаты налога не переносится в том случае, если он приходится на выходной или праздничный день.

Уплата эконалога импортерами топлива осуществляется до или в день представления таможенной декларации. Контроль за уплатой экологического налога налоговыми агентами, осуществляющими ввоз топлива на таможенную территорию Украины, осуществляется таможенными органами.

Уплата эконалога за образование радиоактивных отходов по решению налогоплательщика может производится ежемесячно в размере одной третьей части планового объема за квартал с перерасчетом по результатам базового налогового (отчетного) периода.

Налоговая декларация экологического налога

Плату за негативное влияние на окружающую среду российские фирмы и ИП вносят уже давно — с 2002 года. Данное обязательство регулируется положениями закона «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 № 7-ФЗ, а также ст. 23 закона № 89-ФЗ. Администратор у обоих платежей один и тот же — Росприроднадзор.

Несмотря на отнесение обоих платежей к общей юридической отрасли — экологическому праву, экологический сбор и плата за загрязнение окружающей среды (называемая также налогом за негативное воздействие на окружающую среду) — совершенно разные обязательства.

Подробнее см. в этом материале.

Эту обязанность исполняют фирмы и ИП, производственная деятельность которых сопровождается:

  • образованием отходов, требующих консервации на специальных объектах (полигонах, свалках);
  • химическими выбросами в атмосферу;
  • загрязнением водоемов сточными водами.

Подробнее о сравнении экологических платежей читайте в статье «Порядок исчисления и уплаты экологического налога».

Экологический сбор платят лица, которые выпускают или импортируют изделия (их упаковку), требующие утилизации по факту завершения их эксплуатации. Но, обратите внимание, если товары и упаковка товаров импортируются не в целях последующей реализации потребителям, а для собственных нужд, то импортеры не уплачивают экологический сбор и не представляют отчетность. Это подтверждают чиновники — см. «Росприроднадзор уточнил, как производителям и импортерам платить экологический сбор».

Перечень конкретных товаров (и различных видов упаковки для них), которые должны быть утилизированы по факту утери эксплуатационных характеристик, утвержден распоряжением Правительства РФ от 30.12.2020 № 3721-р. Здесь также установлены нормативы для различных типов утилизируемых товаров, за которые нужно уплачивать экологический сбор, чтобы определять объем этих товаров (так же, как и упаковочных материалов для них).

Например, для аккумуляторов (код 27.20 по классификатору ОК 034-2014) в 2021 году норматив по экологическому сбору равен 22% (на 2020 год — 20%). Это значит, что юрлицо (или ИП), утилизирующее отработанные аккумуляторы, должно заплатить сбор 22% (20%) от их общего объема.

Срок уплаты экологического налога:

  1. За год – до 25 марта отчетного периода (ранее был до 1 марта);
  2. Авансовый платеж – до 25 числа каждого месяца, который следует за отчетным кварталом.

Налоговые декларации также нужно сдавать не позднее 25 марта отчетного года. Указанная в них информация перепроверяется сотрудниками налоговых органов с данными, которые получают фискалы из Росприроднадзора.

Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь

Если ставка земельного налога считается по кадастровой стоимости, то она измеряется в процентах от этой стоимости. Если от площади земельного участка – то действуют фиксированные величины в белорусских рублях.

Наиболее полная и подробная таблица ставок земельного налога находится здесь.

ВАЖНО! Местные Советы депутатов могут по своему усмотрению увеличивать ставки земельного налога, но не более, чем в 2 раза.

Земельный налог для юридических лиц исчисляется немного сложнее, чем для физических. Суть та же: оплата раз в год, сумма зависит от налоговой базы и ставки земельного налога.

Но есть нюансы:

  • Если кадастровая стоимость земельного участка за гектар менее установленного порога, то налоговой базой земельного налога признается площадь земельного участка. Пороги зависят от назначения, по которому используется земля. Посмотреть их можно здесь;
  • Площадь земельного участка устанавливается в качестве налоговой базы для с/х земель и земель, используемых в с/х целях, а также для земель для добычи торфа.
Читайте также:  Образец заявления о возобновлении исполнительного производства по алиментам

Кадастровую стоимость участка можно узнать бесплатно здесь.

Экологический налог – это плата для юридических лиц и ИП за захоронение отходов производства на специально оборудованных объектах.

Соответственно, экологический налог в РБ платят только ИП и организации.

Экологический налог регулируется Главой 21 НК РБ, а также прочими правовыми актами.

От оплаты экологического налога освобождены бюджетные организации, кроме тех, кто приобрел право собственности на отходы производства. Проще говоря, если бюджетная организация хочет заработать на переработке отходов, то экологический налог нужно будет оплатить.

На что распространяется экологический налог (объекты эко-налога):

  • выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух;
  • сброс сточных вод в окружающую среду;
  • хранение отходов производства;
  • захоронение отходов производства.

Новый год – новая жизнь. Именно так принято у многих отзываться о планах на будущие 365 дней. Но в данной статье будут рассмотрены не обозримые планы, а конкретно белорусское законодательство. В частности, чиновники планируют проиндексировать стандартные налоговые сборы, повысить некоторые сборы и акцизы, в результате чего увеличится цена спиртного и сигарет. Кроме того, стоит ожидать повышения налогов за сдачу квартиры в аренду, увеличится единый налог для индивидуальных предпринимателей и физических лиц. Более подробно ознакомиться с изменениями можно в соответствующем проекте закона, представленном на обсуждение в Минфине. Далее мы более подробно рассмотрим все последние нововведения, которые стоит ожидать с2021-го года.

Официально повысилась базовая величина и теперь она составляет 29 руб. – повышение произошло на 2 руб. Данное решение указано в постановлении Совета министров. Базовая величина влияет на суммы некоторых штрафных взысканий, налогов и сборов, размер стипендии, уплат по безработице и прочих выплат. Минимальная выплата по безработице официально повысится до 29 руб., а максимальная – до 87 руб.

Налоговые сборы на прибыль мобильных операторов с 1-го числа 2021 года повысились на 12% и сейчас составляют 30%, в сравнении с прошлыми 18%. В то же время, МТС и А1 заблаговременно анонсировали, что увеличившаяся налоговая нагрузка не повлияет на клиентов.

Налоговое законодательство: что изменилось в 2021 году?

  • расчет производится на основании ставок, указанных в приложениях 6–8 к Налоговому кодексу Республики Беларусь
  • сумма экологического налога равна произведению налоговой базы и ставки налога
  • уплата налога должна быть произведена позднее 22-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом (кварталом)

— 1. Новая редакция Налогового кодекса (далее — НК) дополнена новым критерием для признания расходов экономически необоснованными — имущество не передано в аренду (финансовую аренду (лизинг)) и продолжает использоваться арендодателем (лизингодателем) (п. 4.1 ст. 169).

Примером такой ситуации на практике может служить заключенный между организациями и/или ИП договор аренды, по которому договор и все отношения между субъектами существуют только на бумаге, фактически имущество в пользование не передается. Такого рода сделки часто совершаются между взаимозависимыми компаниями для увеличения размера расходов для налога на прибыль.

2. НК-2021 дополнен нормой (пп. 2.9. ст. 170), в соответствии с которой в состав расходов для налога на прибыль включаются расходы на оплату труда. В них включены:

  • Любые начисления физическим лицам, работающим в организациях по трудовым договорам, в денежной и (или) натуральной форме
  • Вознаграждения по итогам работы за год и выплаты, которые носят характер вознаграждений по итогам работы за год
  • Премии, доплаты, надбавки, связанные с режимом работы или условиями труда, предусмотренные законодательством и (или) трудовым договором, соглашением, коллективным договором, на основании законодательства.

Ранее такие расходы учитывались плательщиками в составе нормируемых затрат, то есть включались в состав нормируемых расходов в размере не более 1% выручки от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав и сумм доходов. Новая норма позволяет все расходы на оплату труда, в том числе годовые премии, бонусы и др., включать в состав расходов на оплату труда для налога на прибыль.

1. Внесено дополнение, согласно которому физические лица, получающие доходы в виде дивидендов, облагаемые подоходным налогом по ставке в размере 6%, имеют право на получение налоговых вычетов, установленных статьями 209−211 Налогового кодекса (п. 3 ст. 199 НК).

2. НК-2021 дополнен нормой (п. 5 ст. 216), согласно которой в случае установления контролирующим органом факта неправомерного неудержания и неперечисления в бюджет подоходного налога налоговым агентом уплата подоходного налога осуществляется им за счет собственных средств.

Такой налог не подлежит дальнейшему удержанию у физического лица в порядке, установленном п. 5 ст. 216 НК (ч. 1 п. 5 ст. 216).

Неправомерное неудержание — заработная плата исчислена, но налог с суммы дохода не удержан и не перечислен в бюджет.

Неправомерное неперечисление — с начисленной заработной платы налог исчислен, но по сроку выплаты заработной платы не перечислен в бюджет.

Такие факты могут быть установлены как в ходе налоговой проверки на основе данных бухгалтерского учета, так и на основании собранных правоохранительными органами доказательств. В большинстве случаев информация попадает в контролирующие органы от самих работников, в том числе и анонимно.

Вышеуказанная норма направлена в первую очередь на предотвращение фактов выплаты заработной платы в конвертах и является своеобразной мерой воздействия на недобросовестных плательщиков, которые не платят подоходный налог.

Кроме того, распространенной практикой, особенно для неплатежеспособных предприятий, является неуплата подоходного налога (при предоставлении в банк документов на выплату заработной платы подоходный налог уплачивается не в полном объеме, а чисто номинально).

Изменения в главе 11 НК направлены на решение вопросов, которые возникали у плательщиков исходя из практики применения положений указанной главы. А также — на упрощение администрирования контроля трансфертного ценообразования.

В результате внесены следующие изменения:

  • Сокращено количество сделок, подпадающих под контроль налоговых органов. Это относится к сделкам, заключенным организациями — резидентами Беларуси с владельцами международных систем платежных расчетов с использованием банковских платежных карточек VISA, MasterCard, American Express, зарегистрированными в оффшорных зонах
  • Упрощен порядок подбора источников информации, содержащих сведения, обосновывающие применение рыночных цен. В частности, плательщику предоставлено право самостоятельно подобрать информационный источник с учетом выбранного им метода определения рыночных цен, не придерживаясь иерархии, которая существовала до 1 января 2021 года
  • Информирование налоговых органов об анализируемых сделках путем внесения сведений в электронный счет-фактуру (ЭСЧФ) осуществляют только плательщики налога на прибыль. До 2021 года сведения в ЭСЧФ подавали и компании, применяющие УСН
  • Предоставлена возможность при определении организаций, которые ведут сопоставимую деятельность, использовать национальные классификаторы видов деятельности иностранного государства
  • Предоставлено право при отсутствии сведений из бухгалтерской и (или) финансовой отчетности белорусских организаций использовать для определения рыночных показателей рентабельности сведения организаций государств — членов ЕАЭС, а при их отсутствии — иных иностранных организаций
  • Предоставлено право по разовым сделкам, по которым невозможно установить рыночную стоимость, используя предусмотренные НК Беларуси методы, определять рыночную цену по результатам независимой оценки. При этом под разовой сделкой понимается сделка, которая отличается от основной деятельности организации и осуществляется один раз в налоговом периоде
  • Увеличено количество сделок, по которым не составляется документация, подтверждающая экономическую обоснованность примененной цены. К таким сделкам относятся сделки по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, если прибыль, полученная от такой реализации, освобождена от налога на прибыль, а также в случае, если цена сделки (сумма цен сделок) с одним контрагентом в календарном году составляет не более 200 000 бел. руб. и которые не могут быть сгруппированы по признаку однородности сделок
  • Изменен порядок определения диапазона рыночных цен и диапазона рыночных показателей рентабельности. С 1 января 2021 года определение указанных диапазонов осуществляется исходя из квартилей (от фр. quartile — «четверть»)
  • С точки зрения усиления контроля применения трансфертного ценообразования в сделках со взаимозависимыми лицами предусматривается заключение соглашения между Минфином и МНС. В соответствии с ним Минфин будет ежеквартально предоставлять в электронной форме в МНС сведения о владельцах акций акционерных обществ не позднее 60 дней, следующих за истекшим кварталом.

Проверки налоговых органов в части трансфертного ценообразования не являются распространенным явлением. Однако для компаний с иностранным капиталом данные нормы являются важными. Причина в том, что в ряде случаев они составляют экономические обоснования цен для иностранных участников в рамках группы компаний.

1. Отдельные позиции продовольственных товаров, отдельные позиции товаров для детей при их реализации на территории Республики Беларусь при их ввозе на территорию Республики Беларусь облагаются НДС по ставке в размере 20% вместо ранее применявшейся ставки НДС в размере 10%.

2. При реализации на территории Беларуси лекарственных средств, медицинских изделий (в том числе протезно-ортопедических изделий) при их ввозе на территорию Республики Беларусь установлена ставка НДС в размере 10%.

Что там с самозанятыми и налогом 10%

Применение упрощёнки для ИП, оказывающих услуги, запретили ещё с 2022 года, однако деятельность в области компьютерного программирования (подкласс 62010 ОКЭД) тогда на год внесли в список исключений. И вот пролонгированная для айтишников возможность платить налог по ставке 6% доживает последние недели. Что же дальше?На самом деле — непонятно.

Год назад Минфин продвигал новую форму работы для самозанятых — с уплатой налога на профессиональный доход. В Налоговый кодекс была добавлена новая, 40-я, глава — «Налог на профессиональный доход» — которая вступает в силу с 1 января 2023 года.

Согласно ей, профессиональный доход облагается ставкой 10%; доход свыше 60 000 BYN в год, полученный от белорусских организаций и (или) белорусских ИП, облагается по ставке 20%. Если же доход получен от физлиц и иностранных юрлиц, вне зависимости от его размера применяется ставка 10%. Сбор ФСЗН уже включён в эту ставку.

Последняя, 10-процентная, опция в теории идеально подходила для айтишников-ИП, работающих на иностранных заказчиков.

Но какие виды деятельности подпадают под налог на профессиональный доход? Перечень должен определить Совмин. Пока такого перечня нет.

Поэтому и уверенности, что разработчики ПО смогут воспользоваться режимом самозанятости с уплатой налога на профдоход, нет.

Более того, в среде юристов и налоговых консультантов поговаривают, что налог на профессиональный доход могут разрешить только для тех, кто работает с физлицами. Представить айтишников, разрабатывающих ПО для физлиц, довольно сложно.

Статьи журнала «Налоговый вестник»

6.1. Сохраняется порядок исчисления и уплаты налога с оборота.

6.2. Дополняется перечень лиц, на которых не распространяется налог с оборота, с учетом введения уплаты НДС в обязательном порядке для отдельной категории плательщиков. Следующие лица не вправе применять налог с оборота:

  • стационарные торговые точки по розничной реализации алкогольной продукции, включая пиво;
  • рынки и торговые комплексы.

6.3. Снижается налоговая ставка для лиц, осуществляющих риэлтерскую деятельность, с 25 до 13%.

Для остальной категории налогоплательщиков сохраняются налоговые ставки, действовавшие в 2020 году.

7.1. Сохраняется порядок исчисления и уплаты налога на имущество юридических и физических лиц, а также базовая налоговая ставка для юридических лиц в размере 2%.

Читайте также:  Приобретение гражданства РФ в упрощенном порядке

Продолжается поэтапное доведение пониженной налоговой ставки для юридических лиц до базовой, путем увеличения пониженной налоговой ставки, установленной в отношении объектов, предусмотренных в части четвертой статьи 415 Налогового кодекса, с 0,2 до 0,4%.

Пониженная налоговая ставка для юридических лиц была введена с 1 января 2020 года в отношении объектов, по которым ранее были предоставлены налоговые льготы.

Для физических лиц проиндексированы налоговые ставки, действовавшие в 2020 году, в 1,15 раза.

Это обусловлено тем, что для физических лиц сохраняется размер кадастровой стоимости объектов налогообложения (налоговая база), определенный органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимое имущество в 2018 году.

При этом в 2021 году для физических лиц сумма налога, исчисленная на основании кадастровой стоимости, определенной в 2018 году, не может превышать сумму налога, начисленного за 2020 год, более чем на 30%.

7.2. Отменяется налоговая льгота, в части санаторно-курортных объектов, расположенных в туристских зонах.

При этом Жокаргы Кенесу Республики Каракалпакстан и Кенгашам народных депутатов областей предоставлено право устанавливать пониженную налоговую ставку либо освобождение от уплаты налога на имущество в отношении земельных участков, занятых отдельными санаторно-курортными объектами, расположенными в туристских зонах.

7.3. Включается в объект налогообложения по налогу на имущество физических лиц машино-место, неразрывно связанное с многоквартирным домом (облагается налогом по налоговой ставке в размере 0,23% к налоговой базе).

Эта норма носит уточняющий характер, в связи с тем, что на практике на машино-место, которое расположено в подземных этажах многоквартирных домов оформляется кадастровый документ, с определением по нему кадастровой стоимости.

Например, кадастровая стоимость машино-места определена в размере 12 млн сумов. К ней применяется налоговая ставка в размере 0,23% — сумма годового налога на имущество физических лиц за 1 машино-место составит 27,6 тыс. сумов.

Сейчас гаражи, принадлежащие физическим лицам, облагаются земельным налогом и налогом на имущество.

Эта норма не будет распространяться:

  • на физических лиц, которые решили во дворе своего жилого дома благоустроить место под свои машины;
  • на физических лиц, которые пользуются услугами юридических лиц по хранению автотранспортных средств (платные автостоянки). В этом случае, плательщиком налога является юридическое лицо.

Общая ставка налога на прибыль равна 18%. Но есть ряд исключений, когда ставка уменьшается.

Перечень ситуаций, способствующих уменьшению оплачиваемого налога на прибыль:

  1. Производство высокотехнологических товаров – 12%.
  2. Дивиденды – 12%.
  3. Производство лазерной и оптической техники – 10%.

Налог на доходы оплачивается раз в году предприятиями и организациями, которые в ходе ведения своей деятельности получают прибыль. Декларация подаётся в налоговую инспекцию до 22.01, а оплата должна произойти до 22.03 каждого года.

Налог на недвижимость оплачивается всеми гражданами Белорусской Республики, которые имеют личное недвижимое имущество, то есть недвижимость и жилье в этой стране. Он выплачивается как физическими лицами, так и юридическими.

Объекты, подлежащие налогообложению:

  1. Квартиры.
  2. Комнаты в собственности.
  3. Гаражи.
  4. Места для парковки машин.

Даже если человек является не полным собственником одного из вышеуказанных объектов, а владеет лишь долей, то он также обязан оплачивать данный вид налога.

Что изменится в налогообложении в 2021 году

Во вторник, 22 декабря, министр иностранных дел Владимир Макей рассказал, каких ответных…

  • 22.12.2020
  • 1 минута на чтение

Во вторник, 22 декабря, Макей заявил, что Ватикан попросил Лукашенко позволить Тадеушу…

  • 22.12.2020
  • 1 минута на чтение

23 декабря, ведущий эксперт Фонда национальной энергобезопасности, преподаватель Финансового университета при правительстве…

  • 23.12.2020
  • 1 минута на чтение

В среду, 22 декабря, заместитель председателя Постоянной комиссии по международным делам Палаты…

  • 23.12.2020
  • 1 минута на чтение

В воскресение, 20 декабря, штаб народного лидера Светланы Тихановской обнародовала на странице…

  • 21.12.2020
  • 1 минута на чтение

В Беларуси 21 декабря официально закрыли все наземные границы. Официальная причина —…

  • 21.12.2020
  • 1 минута на чтение

— Индексация ставок налога на параметры инфляции. И, соответственно, вычеты тоже индексируются. Это ежегодная работа. Ставки основных налогов не будут увеличены, — рассказывал ранее FINANCE.TUT.BY Дмитрий Кийко, который сейчас занимает позицию первого заместителя министра финансов.

К примеру, доходы от дарения хотят увеличить с нынешних 7003 рубля до 7521 рубля. По закону каждый гражданин имеет право получить определенную сумму в подарок и не платить с нее подоходный налог. С суммы превышения нужно будет заплатить налог по ставке 13%, а также подать налоговую декларацию по итогам 2021 года. Это может быть актуально, к примеру, тем, кто потерял работу и получил матпомощь от какого-либо фонда взаимопомощи, или тем, кому знакомые помогли оплатить штраф по той же статье 23.34, сбросив деньги на карточку.

Законопроектом предлагается установить:

  • Стоимость путевок в санаторно-курортные или оздоровительные организации для детей до 18 лет, которые оплачивает организация или индивидуальный предприниматель, — в размере 954 рублей на каждого ребенка от каждого источника в течение года (ранее — 888 рубля).
  • Доходы, полученные в результате дарения, — в размере 7521 рубля от всех источников в сумме в течение года (ранее — 7003 рублей).
  • Доходы, полученные от основного нанимателя и не являющиеся оплатой труда (путевки, призы, подарки и так далее), в том числе пенсионерами, ранее работавшими у этого нанимателя, — в размере 2272 рублей от каждого источника в течение года (ранее — 2115 рубля).
  • Доходы, полученные от иных организаций и не являющиеся оплатой труда (призы, подарки и так далее), — в размере 150 рублей от каждого источника в течение года (ранее — 140 рублей).
  • Доходы в виде оплаты страховых услуг (добровольного страхования жизни, пенсии, медицинских расходов), получаемые от нанимателя по основному месту работы, в том числе для пенсионеров, ранее работавших у этого нанимателя, — в размере 3890 рублей от каждого источника в течение года (ранее — 3622 рублей).
  • Безвозмездная (спонсорская) помощь, а также пожертвования, полученные инвалидами, детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, на благотворительный счет в банке — в размере 15 030 рублей в сумме от всех источников в течение года (ранее — 13 994 рублей).
  • Доходы, получаемые членами профсоюза от профсоюза — в размере 454 рублей от каждой профсоюзной организации в течение года (ранее — 423 рублей).

Уточним сразу, что налоговый вычет — это сумма, которая не облагается подоходным налогом. В первоначальной версии законопроекта, которая была размещена на сайте Минфина, суммы эти вычетов были ниже, чем в нынешнем.

Чиновники предлагают установить в 2021 году следующие размеры налоговых вычетов:

  • Стандартный налоговый вычет при определенном уровне дохода — 126 рублей в месяц, если доход в общей сумме не превышает 761 рублей в месяц (ранее — 117 и 709 рублей соответственно).
  • Стандартный налоговый вычет на ребенка до 18 лет и/или на каждого иждивенца (дети старше 18 лет, получающие среднее, первое высшее, первое среднее специальное или первое профессионально-техническое образование на дневной форме обучения; инвалиды I или II группы старше 18 лет; несовершеннолетние, над которыми установлена опека или попечительство; физлица, чьи супруга или супруг находятся в отпуске по уходу за ребенком), — 37 рубля в месяц на ребенка до 18 лет и/или каждого иждивенца (ранее — 34 рубля).

В нынешнем законопроекте пересмотрели предлагаемые налоги в бОльшую сторону по сравнению с прежней версией. К примеру, ставку подоходного налога с физлиц за сдачу в аренду одного жилого помещения в областных центрах хотят поднять до 32,2 рубля (ранее — до 32 рублей), а в таких городах, как Барановичи, Бобруйск, Борисов, Жлобин, Жодино, Лида, Мозырь, Молодечно, Новополоцк, Орша, Пинск, Полоцк, Речица, Светлогорск, Слуцк, Солигорск, — до 21,1 рубля (ранее предлагали повысить до 21 рубля).

К примеру, в Новополоцке сейчас налог составляет 20 рублей, а в Полоцке и Орше — 15 рублей.

При этом в проекте закона для Минска и областных центров мы не нашли деления ставок этого подоходного налога по экономико-планировочным зонам. К примеру, сейчас в столице 5 экономико-планировочных зон, для каждой — своя ставка налога за сдачу в аренду одного жилого помещения — от 18,5 до 32,5 рубля. В проекте закона указана ставка налога за сдачу в аренду жилья в 34,3 рубля, а гаража — 11,1 рубля (в областных центрах — 8,9 рубля).

С 2021 года в Беларуси значительно вырастут налоги

Чиновники рассматривают возможность поднять ставки акцизов на алкоголь и сигареты. Причем в нынешнем варианте законопроекта предусмотрено повышение ставок акцизов на сигареты в два этапа — с 1 января и 1 июля (ранее — в один этап, с 1 января).

В Беларуси продают сигареты трех ценовых категорий, для каждой из которых установлена отдельная ставка акциза. Так, для первой ценовой категории с 1 января этого года ставку подняли до 24,9 рубля за 1000 сигарет (было — 20,71 рубля), второй категории — до 62,77 рубля (было — 52,21 рубля), для третьей — до 71,97 рубля (было — 59,86 рубля).

Акциз на плодовые крепленые марочные вина (улучшенного качества и специальной технологи) предлагается повысить на 5,5% к действующим ставкам акциза на 1 января этого года. В прежнем варианте законопроекта предлагалось поднять на 4,8%.

Натуральные вина (в том числе игристые, шампанские, газированные и шипучие), на алкоголь с объемной долей этилового спирта 7% и более — тоже на 5,5%.

Чиновники хотят увеличить подоходный налог для ремесленников. Размер сбора предлагают поднять с одной базовой величины до двух в год — с 27 до 54 рублей. Ранее были планы повысить до 4 базовых — 108 рублей.

В нынешнем законопроекте пересмотрели предлагаемые налоги в бОльшую сторону по сравнению с прежней версией. К примеру, ставку подоходного налога с физлиц за сдачу в аренду одного жилого помещения в областных центрах хотят поднять до 32,2 рубля (ранее — до 32 рублей), а в таких городах, как Барановичи, Бобруйск, Борисов, Жлобин, Жодино, Лида, Мозырь, Молодечно, Новополоцк, Орша, Пинск, Полоцк, Речица, Светлогорск, Слуцк, Солигорск, — до 21,1 рубля (ранее предлагали повысить до 21 рубля).
К примеру, в Новополоцке сейчас налог составляет 20 рублей, а в Полоцке и Орше — 15 рублей.
При этом в проекте закона для Минска и областных центров мы не нашли деления ставок этого подоходного налога по экономико-планировочным зонам. К примеру, сейчас в столице 5 экономико-планировочных зон, для каждой — своя ставка налога за сдачу в аренду одного жилого помещения — от 18,5 до 32,5 рубля. В проекте закона указана ставка налога за сдачу в аренду жилья в 34,3 рубля, а гаража — 11,1 рубля (в областных центрах — 8,9 рубля).


Похожие записи:


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *