Налогообложение нерезидентов и иностранцев в 2022 году
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Налогообложение нерезидентов и иностранцев в 2022 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
При исчислении НДФЛ следует в первую очередь уделять внимание вопросу не гражданства, а резидентства. Налоговое резидентство определяется принадлежностью физического лица к налоговой системе государства. Понятия валютного, миграционного, любого другого и налогового резидента отличаются.
Каков порядок определения времени пребывания в РФ?
Чтобы определить статус работника (резидент или нерезидент), необходимо:
1) отсчитать от даты получения дохода 12 месяцев, так как налоговый статус физического лица – получателя дохода определяется налоговым агентом, от которого физическое лицо получает соответствующий доход, на каждую дату его выплаты;
Обратите внимание :
Отсчитанные 12 месяцев являются расчетным периодом. Он может совпадать с календарным годом или приходиться на разные годы, то есть начинаться в одном и заканчиваться в другом календарном году. Главное, чтобы 12 месяцев шли последовательно друг за другом. Например, расчетным периодом может быть период с 05.06.2017 по 04.06.2018.
2) посчитать количество дней, когда физическое лицо находилось на территории РФ в течение предыдущих 12 месяцев. Время нахождения на территории РФ рассчитывается в календарных днях. Необязательно, чтобы эти дни непрерывно следовали друг за другом (п. 2 ст. 207 НК РФ).
При определении налогового статуса имеют значение фактические дни нахождения физического лица в РФ, то есть учитываются все дни, когда оно находилось на территории РФ. Таким образом, в расчет времени нахождения лица на территории РФ включаются:
-
дни приезда лица в РФ и дни его отъезда из РФ (письма Минфина РФ от 15.02.2017 № 03-04-05/8334, ФНС РФ от 24.04.2015 № ОА-3-17/1702@);
-
время, когда человек находился за границей для краткосрочного лечения или обучения. Под краткосрочным понимается лечение (обучение) за границей менее шести месяцев. Ограничения по возрасту, видам учебных заведений, лечебных учреждений, заболеваний, перечню зарубежных стран отсутствуют.
Как рассчитывается НДФЛ с выплат сотрудникам-нерезидентам?
Согласно п. 1 ст. 210 НК РФ при определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, которые получены им как в денежной, так и в натуральной форме или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со ст. 212 НК РФ. Для доходов, в отношении которых предусмотрены иные налоговые ставки (кроме установленной п. 1 ст. 224 НК РФ), налоговая база определяется как денежное выражение таких доходов, подлежащих налогообложению (п. 4 ст. 210 НК РФ). При этом сумма налога применительно к доходам, в отношении которых применяются иные налоговые ставки, исчисляется налоговым агентом отдельно по каждой сумме указанного дохода, начисленного налогоплательщику (п. 3 ст. 226 НК РФ).
Это значит, что НДФЛ нужно рассчитать отдельно по каждой выплате, а не нарастающим итогом. Сумма налога рассчитывается путем умножения налоговой базы на налоговую ставку (п. 4 ст. 210 НК РФ).
Налог рассчитывается на дату фактического получения дохода, определяемую исходя из ст. 223 НК РФ (п. 3 ст. 226 НК РФ). Например, датой фактического получения дохода в виде зарплаты является последний день месяца, за который она начислена (п. 2 ст. 223 НК РФ).
Налоговое резидентство
Для того, чтобы определить, где (в каком государстве) и какие налоги вы должны платить, используется понятие «налоговое резидентство».
Основной критерий определения статуса резидентства в большинстве государств – это срок пребывания на территории страны в течение налогового периода. Например, не менее 183 дней в течение года.
Также могут использоваться следующие критерии:
- недвижимость на территории государства (в т.ч. постоянное жилище);
- наличие на территории страны центра жизненных интересов (социальные и экономические связи между вами и государством, в т.ч. работа, семья, постоянный источника дохода и т.д.);
- гражданство (например, все граждане США и владельцы грин-карт признаются налоговыми резидентами США).
Ставки НДФЛ у нерезидентов
Доходы физических лиц, не являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации, могут облагаться по ставкам 0, 13, 15, 30 %, в зависимости от источника и вида дохода, а также и статуса налогоплательщика-нерезидента (ст.ст. 207, 224 НК РФ).
Физические лица — нерезиденты РФ, выполняющие работы на территории иностранного государства и получающие вознаграждение за выполнение трудовых обязанностей от источников в иностранном государстве, не признаются налогоплательщиками по НДФЛ согласно пункту 1 статьи 207 НК РФ. Например, по ставке 0 % исчисляется НДФЛ с доходов сотрудников обособленных подразделений, территориально находящихся за пределами РФ. Согласно пункту 3 статьи 224 НК РФ доходы от российских источников, полученные физлицами, не являющимися налоговыми резидентами РФ, облагаются по ставке 30 %.
Предусмотрены исключения из этого правила:
1. НДФЛ в размере 13 % удерживается с доходов нерезидентов от осуществления трудовой деятельности:
- в качестве высококвалифицированного специалиста в соответствии с Федеральным законом от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»;
- участниками Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, а также членами их семей, совместно переселившимися на постоянное место жительства в РФ;
- гражданами или лицами без гражданства, признанными беженцами или получившими временное убежище на территории РФ в соответствии с Федеральным законом от 19.02.1993 № 4528-1 «О беженцах»;
- иностранными гражданами стран-участников Договора о ЕАЭС (Беларуси, Казахстана, Армении, Киргизии);
- работающими по найму на основании патента в соответствии со статьей 227.1 НК РФ.
2. НДФЛ в размере 15 % удерживается с доходов нерезидентов в виде дивидендов от долевого участия в деятельности российских организаций.
Статус резидента РФ обеспечивает применение ставок НДФЛ:
- 13 % — в отношении доходов в виде зарплаты;
- 35 % — для доходов от выигрышей и призов.
Как работодатель и налоговая узнают, что сотрудник — нерезидент
Работодатель должен узнать от работника. Всё держится на честном слове. В законе нигде не написано, что сотрудник должен сообщать об изменении налогового статуса своему начальнику. Если условный Марат и раньше вёл соцсети для ООО «Дружище» на удалёнке, а потом переехал в Казахстан, работодатель может только догадываться о его местонахождении.
Возможно, обязанность сообщить о смене адреса есть в трудовом договоре. Тогда Марат должен написать заявление и прислать копию загранпаспорта с отметкой погранслужбы. Но даже на это стороны, бывает, закрывают глаза и делают вид, что ничего не изменилось.
Налоговая должна узнать от работодателя. К концу года компания сдаст в ФНС отчёт по форме 6-НДФЛ, и в ней будет указан налоговый статус сотрудника. Если там не написано, что работник — нерезидент, инспекция об этом не узнает.
Какой-то обязанности сообщать в налоговую о переезде в законе нет. Как нет и общих реестров с погранслужбой, откуда инспектор мог бы узнать, где Марат и когда он уехал. Поэтому никакого контроля за налоговым статусом, по сути, не существует.
Если работник не сообщил о переезде, то и что-то менять в налогах не нужно. А мы будем говорить о ситуации, когда работник поступил порядочно, предупредил компанию и прислал скан паспорта со штампом о выезде.
Источник прибыли может быть всегда российским? Последние новости от Минфина для нерезидентов РФ.
Сравнительно недавно (июль 2022 года), Министерство Финансов РФ представило поправки к Налоговому кодексу РФ на ближайшие три года. Самый важный пункт новых правил, который, несомненно, заинтересует многих россиян-иммигрантов – признать выплаты от российского работодателя или заказчика российскими доходами, независимо от Трудового соглашения и места работы.
Если говорить простыми словами, то все удаленные работники в статусе резидента или нерезидента РФ будут платить налог у источника в России при заключении соглашения с российскими заказчиками/работодателями. Местом происхождения прибыли будет признаваться не место работы по договору сторон, а местонахождение работодателя.
Проект пока не внесен в Государственную Думу, но уже заставил забеспокоиться многих российских удаленщиков. Даже если данные поправки будут приняты и вступят в законную силу, остается другой вариант жить и работать за рубежом без налогов в России – найти там же работодателя. Платить с таких доходов НДФЛ в РФ не придется, что и радует.
НДФЛ по доходам нерезидента РФ, полученным по договору найма.
Согласно с пунктом 2 статьи 223 Налогового Кодекса Российской Федерации вознаграждение за выполнение трудовых обязанностей считается полученным работником, в том числе физлицом нерезидентом, в последний день отчетного месяца, а при прекращении трудового договора — в последний рабочий день. На эту дату налоговый агент рассчитывает число дней пребывания нерезидента в РФ. Расчет налога в случае нарушения правила 183 дней осуществляется отдельно по каждой выплате без использования стандартного налогового вычета по ставке 30%.
Если время нахождения физлица на территории РФ в 183 дня подтверждено, то работник считается резидентом. НДФЛ исчисляется нарастающим итогом с начала года (налогового периода) по налоговой ставке 13% учитывая удержанный налог в прошедшие месяцы по ставке 30%.
После завершения налогового периода перерасчет и возврат НДФЛ производит ФНС когда будут поданы декларация 3-НДФЛ и документы, которые подтверждают статус налогового резидента, в налоговую инспекцию по месту постановки на учет плательщика.
1. Налоговый НЕрезидент — физическое лицо, которое находится в РФ менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев. То есть если человек прожил в России меньше 183 дней за год — автоматически стал налоговым нерезидентом.
2. Выезд на лечение и обучение (и для выполнения работ на морских месторождениях углеводородного сырья до полугода) не учитывается при подсчете 183 дней.
3. Главное отличие налогового резидента от нерезидента — в размере налогов. Первый платит 13% с доходов в РФ, а второй — 30%.
4. О получении статуса налогового нерезидента уведомлять ФНС не нужно. Также ФНС не отслеживает, какие из уехавших граждан стали налоговыми нерезидентами. Но о смене статуса стоит рассказать своему начальству.
5. Если человек скроет от ФНС факт, что он стал налоговым нерезидентом — заплатит невзысканный налог, пеню за каждый день просрочки, а также штраф за непредоставление информации.
6. В 2022 году человек может работать по найму или договору ГПХ на российского работодателя, но при этом избежать налога в 30%, если нерезидент. Для этого заказчику из РФ в графе место получения дохода нужно указывать источник «заграница». В этом случае доход будет считаться как от иностранной компании. Если место получения дохода «Россия», то налог для нерезидента составит 30%.
7. Если человек часть года проработал в России со ставкой налога 13%, а потом уволился, переехал и стал налоговым нерезидентом — должен дополнительно доплатить 17% за каждый месяц работы в РФ.
8. Из страны можно уехать в статусе ИП на УСН или самозанятого и продолжать платить налоги в России по соответствующим ставкам.
9. Для налоговых нерезидентов не существует налоговых льгот. Если налоговый нерезидент обманет государство, получит льготы и его вычислят — заплатит штраф или лишится свободы на срок до 2 лет.
10. Налоговый нерезидент может продать движимое или недвижимое имущество без уплаты 30%-ного налога, если владеет первым в течение 3-х лет, а вторым — в течение 5.
11. Чтобы легализоваться в новой стране, нужно узнать ее налоговое законодательство. Кроме того, нужно уточнить о наличии системы по избежанию двойного налогообложения.
Как посчитать 183 дня
Человек является налоговым резидентом, если он пребывает в России больше 183 дней в течение 12 следующих подряд месяцев. Число дней пребывания определяется суммированием (прямым подсчетом) всех календарных дней, в которых он находился в РФ в течение этого периода (письмо Минфина России от 8 октября 2012 г. № 03-04-05/6-1155). При их подсчете учитываются дни (календарные даты) въезда и выезда, поскольку в эти дни человек фактически находится на территории России (письмо ФНС России от 31 марта 2009 г. № 3-5-04/345@).
Эти 183 дня не должны течь непрерывно (письмо ФНС России от 30 августа 2012 г. № ОА-3-13/3157@). Они могут прерываться на периоды отпусков, командировок и др.
При подсчете 183 дней пребывания на территории России в их количество не включается время нахождения за границей, кроме краткосрочных (менее шести месяцев) выездов для лечения и обучения – они включаются. Обязательное условие: сразу после окончания обучения или лечения работник должен вернуться в РФ (письмо Минфина России от 26 сентября 2012 г. № 03-04-05/6-1128). Но если по договору с иностранным образовательным учреждением обучение длится более шести месяцев, не учитывается при подсчете дней нахождения человека в России весь период его обучения – нахождения за пределами РФ в целях этого обучения (письмо Минфина России от 8 октября 2012 г. № 03-04-05/6-1155). Все дни, когда человек лечился за рубежом или проходил обучение, должны быть подтверждены документально: договорами с медицинскими (образовательными) организациями или справками от них с указанием времени лечения (обучения), а также копиями паспортов физлица с отметками пограничного контроля.
Никаких ограничений по возрасту человека, видам учебных заведений и изучаемых дисциплин, лечебных учреждений и видам заболеваний, странам, в которых граждане России могут обучаться или лечиться, не установлено (письмо ФНС России от 23 сентября 2008 г. № 3-5-03/529@).
Важным условием для того, чтобы периоды краткосрочного (менее шести месяцев) лечения или обучения были засчитаны в период нахождения человека на территории России, является цель поездки. Если он выезжал за рубеж с иной целью, но, находясь в иностранном государстве, прошел лечение (или обучение), эти дни включить в период, подтверждающий резидентство, не получится (письмо Минфина России от 26 сентября 2012 г. № 03-04-05/6-1128).
При подсчете дней фактического пребывания человека в Российской Федерации за период следующих подряд 12 месяцев в него входит время до заключения трудового договора (письмо Минфина России от 27 ноября 2008 г. № 03-04-06-01/323). Но только в случае, если законность нахождения подтверждена документально. Если таких документов нет, подсчет 183 дней нахождения на территории РФ следует вести с первого дня работы иностранца в компании.
Изменения по НДФЛ в 2020 году для физических лиц
В 2020 году в налоговом законодательстве произойдут некоторые изменения касательно обложения физических лиц НДФЛ. В частности, это такие изменения:
- Материальная помощь студентам не будет облагаться НДФЛ. На данный момент не облагаются НДФЛ стипендии студентов, аспирантов, ординаторов и ассистентов – стажеров. С 1 января в этот список льгот по НДФЛ войдет и материальная помощь, оказываемая организациями студентам (курсантам), аспирантам, ординаторам, ассистентам-стажерам, адъюнктам (Федеральный закон от 29.09.2019 № 327-ФЗ).
- Расширится список льгот для пострадавших от чрезвычайных ситуаций. С 1 января, согласно Федеральному закону от 29.09.2019 № 327-ФЗ, от НДФЛ будут освобождены все доходы, полученными пострадавшими, в том числе прощение долгов и доходы в натуральной форме. Также от НДФЛ освобождаются граждане, предоставляющие пострадавшим жилые помещения. Если для пострадавших арендуется жилое помещение, то налогом не облагаются платежи в пределах сумм, полученных пострадавшими на эти цели из бюджета.
-
Снизится минимальный срок владения жильем в целях освобождения от НДФЛ. С 1 января 2020 года минимальным сроков владения недвижимым имуществом для целей освобождения от НДФЛ будет составлять 3 года.
Освобождение от НДФЛ распространяется на продажу единственного жилья, совместная собственность супругов, также на земельный участок, на котором располагается продаваемое жилое помещение (Федеральный закон от 26.07.2019 № 210-ФЗ).
- Освободятся от НДФЛ безнадежные долги работников организаций и ИП. При этом задолженность (частично или полностью) должна быть признана безнадежной к взысканию, физлицо не должно состоять в трудовых отношениях с кредитором и не должно быть от него зависимым. Льгота начнет действовать с 1 января 2020 года (Федеральный закон от 26.07.2019 № 210-ФЗ).
- Будет введена возможность оплатить НДФЛ единым налоговым платежом. Так, согласно Федеральному закону от 29.09.2019 № 325-ФЗ, с 1 января 2020 года средства единого налогового платежа можно будет направлять в счет уплаты НДФЛ. Это действует в тех случаях, если налоговый агент (работодатель, арендатор и т.д.) не удержал НДФЛ, и налогоплательщик должен уплатить налог по налоговому уведомлению, полученного из ФНС.
Правильное определение статуса налогоплательщика важно при применении положений международных соглашений.
Поскольку определение налогового статуса иностранного гражданина зависит от количества дней его пребывания в РФ, при подсчете количества календарных дней необходимо учитывать, что течение срока фактического нахождения на территории РФ начинается на следующий день после календарной даты, являющейся днем прибытия на территорию РФ (ст. 6.1 НК РФ). Календарная дата дня отъезда за пределы территории РФ включается в количество дней фактического нахождения на территории Российской Федерации.
Вопрос относительно того, какими документами подтверждается фактическое нахождение в течение 183 дней в году, НК РФ непосредственно не урегулирован. В качестве доказательства нахождения иностранного гражданина на территории РФ могут использоваться любые документы, удостоверяющие фактическое количество дней пребывания в РФ.
Даты отъезда и даты прибытия физических лиц на территорию РФ устанавливаются по отметкам пропускного контроля в документе, удостоверяющем личность гражданина.
При этом вопрос относительно того, по какой ставке необходимо удерживать налог на доходы физических лиц до истечения 183 дней в году, на законодательном уровне не урегулирован. Строго говоря, на начало налогового периода все без исключения физические лица (как граждане РФ, так и иностранцы) не должны признаваться налоговыми резидентами со всеми вытекающими из этого последствиями, так как период их пребывания на территории РФ с начала календарного года не достиг 183 дня. В то же время подавляющее большинство физических лиц, находящихся в РФ и получающих доходы от источников в РФ до окончания налогового периода будут все же признаваться налоговыми резидентами РФ, что, соответственно, повлечет необходимость произвести перерасчет налоговых обязательств с начала года.
Например, иностранный гражданин работает в российской организации по трудовому договору с начала года и получает заработную плату. Поскольку в начале календарного года совокупный срок пребывания лица на территории РФ еще не достиг 183 дней, иностранный гражданин не будет рассматриваться как налоговый резидент РФ. Доход, полученный физическим лицом, не являющимся налоговым резидентом РФ, подлежит налогообложению по ставке 30%. Указанная ставка налога на доходы физических лиц установлена п. 3 ст. 224 НК РФ для налогообложения физических лиц, не являющихся резидентами РФ. При работе иностранного лица более 183 дней в календарном году, он приобретает право на налогообложение заработка по ставкам, применяемым к резидентам РФ (13%). В последнем случае организации следует произвести пересчет налога на доходы физических лиц за весь период работы в российской организации.
Во избежание необходимости производить какие-либо корректировки, касающиеся подсчета суммы налога, на практике адаптирован подход, позволяющий признавать как можно большее количество физических лиц налоговыми резидентами РФ, если отсутствуют основания предполагать, что период их нахождения на территории РФ в текущем календарном году не превысит 183 дня
Налоговые агенты исчисляют и удерживают налог из доходов таких иностранных работников по ставке 13%. Если хотя бы одно из указанных условий не соблюдается, налог по доходам иностранных работников исчисляется и удерживается налоговыми агентами по ставке 30% до момента уточнения налогового статуса иностранного работника.
Пример 52. Иностранный гражданин прибыл на территорию РФ
10 декабря 2006 г. и приступил к выполнению трудовых обязанностей 12 декабря 2006 г. При этом срок действия трудового договора иностранного гражданина составляет десять месяцев (с 12.12.2006 г. по 12.10.2007 г.). Иностранный гражданин имеет регистрацию по месту жительства.
В данном случае в 2007 г. налоговый агент обязан удерживать из дохода такого иностранного работника налог по ставке 13%.
Пример 53. Иностранный гражданин прибыл на территорию РФ 20 января 2006 г. и приступил к выполнению трудовых обязанностей 22 января 2006 г. Срок действия трудового договора данного работника с российской организацией составляет один год (с 22 января 2006 г. по 22 января 2007 г.).
Организация обязана удерживать из дохода данного иностранного работника НДФЛ по ставке 30% до истечения 183-дневного срока его пребывания на территории РФ, поскольку по состоянию на 1 января текущего года иностранец не состоял в трудовых отношениях с организацией. По истечении 183 дней пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации производится уточнение его налогового статуса, то есть он признается резидентом РФ, в результате чего производится перерасчет его налоговых обязательств с начала налогового периода. Суммы налога, излишне удержанные налоговым агентом (в период применения ставки 30%), должны быть зачтены в счет сумм НДФЛ, подлежащих уплате в будущем либо возвращены налогоплательщику налоговым агентом.
Пример 54. Иностранный гражданин прибыл на территорию РФ 05.01.2003 г. и приступил к выполнению трудовых обязанностей 13.01.2003 г. Срок действия трудового договора данного работника с российской организацией составляет один год (с 13.01.2003 г. по 13.01. 2004 г.). Организация удерживала из дохода данного иностранного работника НДФЛ по ставке 30% до истечения 183-дневного срока пребывания иностранного работника на территории РФ. С 08.07.2003 г. иностранный гражданин приобрел статус налогового резидента РФ.
Организации нужно произвести перерасчет суммы НДФЛ, исходя из ставки 13%, с начала налогового периода и возвратить гражданину излишне удержанные суммы налога в соответствии со ст. 231 НК РФ.
Иностранный работник может самостоятельно уточнить свой налоговый статус и обратиться в налоговые органы с заявлением о возврате излишне уплаченной суммы налога (ст. 78 НК РФ).
Пример 55. Иностранный гражданин прибыл на территорию РФ 25 декабря 2002 г. и приступил к выполнению трудовых обязанностей 27 декабря 2002 г. При этом срок действия трудового договора иностранного гражданина составляет одиннадцать месяцев (с 27 декабря 2002 г. по 27 ноября 2003 г.). Организация удерживала из дохода такого иностранного работника НДФЛ по ставке 13%. Однако 27 марта 2003 г. иностранный гражданин расторг трудовой договор с организацией и завершил пребывание на территории РФ.
В этом случае организация обязана уточнить налоговый статус иностранного гражданина. Иностранный гражданин будет признан нерезидентом РФ. Организация должна произвести перерасчет суммы НДФЛ, исходя из ставки 30%, с начала налогового периода и удержать сумму налога.
Учитывая, что положения налогового законодательства РФ связывают различия в налогообложении доходов физических лиц с наличием или отсутствием у них статуса налогового резидента РФ, для правильного исчислении и уплаты НДФЛ важно определить налоговый статус иностранного работника и применить к нему соответствующий режим налогообложения. В связи с этим рассмотрим в качестве примера ситуацию, при которой признание лица резидентом или нерезидентом непосредственно влияет на порядок налогообложения его доходов.
Например, сотрудники представительств иностранных организаций, образованных на территории РФ, зачастую направляются в командировки для работы на территории иностранного государства на длительное время. Совокупная продолжительность их пребывания за пределами территории РФ может привести к признанию их нерезидентами РФ для целей налогообложения в соответствии со ст. 11 НК РФ, если срок их фактического нахождения на территории РФ будет менее 183 календарных дней в году.
НДФЛ-2021: иностранцы продают недвижимость
Для налогообложения доходов нерезидентов, полученных от продажи имущества, срок владения им не имел значения до конца 2021 года, и НДФЛ в любом случае взимался. Но с января 2021 года в п. 17.1 ст. 217 НК РФ внесены правки, согласно которым доход, полученный от продажи недвижимости после 01.01.2019, освобождается от налогообложения НДФЛ при соблюдении минимального предельного срока владения.
Напомним минимальный срок владения имуществом:
- для приобретенного до 2021 года — более 3 лет;
- для приобретенного начиная с 2021 года (закон РФ «О внесении изменений…» от 29.11.2014 № 382-ФЗ) — более 5 лет, при этом для некоторых ситуаций получения имущества сохраняется 3-летний срок.
Минфин России в письме от 26.12.2018 № БС-3-11/10138 разъясняет тонкости процесса продажи квартиры нерезидентом. Если срок владения продаваемого имущества менее 5 лет, то нерезидент уплачивает налог с суммы дохода по ставке 30%. При этом имущественные вычеты применить он не вправе.
В настоящее время интересующий нас Законопроект пока не внесен в Госдуму на рассмотрение. Таким образом до его подписания может пройти много или очень много времени. Как известно, в экстренном порядке там рассматриваются более неотложные вопросы и с этим следует считаться. Например:
В первую очередь, разумеется, забота о будущем России. Например, о недопустимости подзатыльников детям со стороны родителей или запрете называть детей экзотическими именами.
Не менее глобальными являются вопросы текущего управления государством. Например — вопрос увеличения количества помощников у депутатов Государственной Думы.
Конечно, пенсионное обеспечение почти на самом первом месте должно быть. Например — о единовременной выплате пенсионерам в 2016г. 5,0 тысяч рублей (потом перенесли по уважительной причине —денег пока нет).
Ключевые проблемы, касающиеся здоровья нации — ограничение количества сигарет в пачке или химическая, а не физическая (ни в коем случае) кастрация педофилов.
Основные общегражданские вопросы — новый порядок получения водительских удостоверений.
Другие не менее актуальные и масштабные законопроекты.
Например, «Пакет Яровой». Терроризмом начали заниматься с 31 декабря 1999 г. и будем продолжать в обозримом будущем, так как в данном направлении очень много дорогостоящей работы, что, разумеется, имеет принципиальное значение для ограниченного круга задействованных лиц.
Но может быть, что после не просто общественного, а всенародного обсуждения, интересующий нас Законопроект, в конце концов, все же станет Законом. Если это, в конце концов, произойдет в той редакции, которая будет соответствовать официально озвученным целям (см. выше), то это будет замечательно. А если будет соответствовать фактическими и неявным целям обсуждаемого законопроекта, то голь на выдумки хитра.
То есть — опять ничего страшного.
Но, тем не менее, как свидетельствуют заслуживающие доверия источники, у людей начались у кого паника, у кого — озлобление. При этом, иначе, как ужесточением валютного законодательства поправки никем не воспринимаются. Однако, рассматривая реальные последствия законопроекта, следует трезво различать две ситуации.
Первая — это когда гражданин РФ постоянно проживает в иностранном государстве и является как налоговым, так и валютным резидентом РФ.
Но не является налоговым резидентом того иностранного государства, в котором постоянно проживает. Например, это лица, которые не получают официальных доходов в иностранном государстве, а пользуются лишь средствами, поступающими на их счет из каких-то внешних легальных источников. В том числе — из России.
Именно для таких лиц требования валютного законодательства (с поправками или без) о представлении в налоговый орган Уведомлений об имеющихся зарубежных счетах и Отчетов о движении по ним денежных средств имеют значение и могут сопровождаться последствиями с реальной ответственностью. Потому что властям иностранного государства, незачем будет упрямиться в представлении информации, так как налогоплательщиками такие лица не являются. Конечно, как это будет происходить при автоматическом обмене информацией, — надо изучать.
Вторая — граждане РФ постоянно проживают в иностранном государстве и являются налоговыми резидентами иностранного государства, в котором постоянно проживают. Такие лица никак не понимают — зачем им давать информацию о своих счетах, если они давно живут, допустим, в Испании, являются налоговыми резидентами Испании и платят положенные налоги. И беспокоятся.
Можно, конечно, беспокоиться на данную тему, чтобы быть в курсе, но реальные негативные последствия таким лицам при нарушении Закона о валютном контроле (с поправками или без) не грозят не только в период их нахождения за границей, но даже если они приезжают в Россию и превышают при этом трехмесячный срок своего пребывания. Если, конечно, для возникновения негативных последствий не возникнет каких-либо особых причин уголовного или политического характера.
А в обычном порядке можно быть почти уверенным, — никакой иностранный банк, даже того государства, у которого имеется договор с Россией о двустороннем обмене информацией, не станет представлять сведений о налоговых резидентах своей страны стране их гражданства.
Еще более указанное относится к лицам, которые получили паспорт этой страны. По этим же причинам можно также почти не сомневаться, что какие-либо претензии со стороны России по валютным основаниям не будут активно поддерживаться иностранным государством в качестве нарушений, которые подлежат преследованию на его территории с оказанием надлежащей помощи. Поэтому такие лица, если, опять же, не найдется уголовной или политической подоплеки, будут находиться в относительной безопасности, даже если вернутся в Россию на ПМЖ.
Но!
Если только они сами не представят властям соответствующую информацию. Такой вариант является достаточно возможным, так как многие думают, что им такие обязательства, действительно, нужно выполнять. Потому что, если они не знают в силу российской привычности к бесправию, какой реальной поддержки (пусть неявной или косвенной) можно ожидать от властей иностранных государств в защите от бесцеремонного изъятия их собственности , зато знают:
- По внешним признакам происходит планомерное ужесточение контроля над финансовыми операциями граждан РФ, что, среди прочего, может усложнить их расчеты с негражданами РФ. А это по естественным причинам — чрезвычайно важно.
- РФР
- Что штрафы могут бухнуть от 75% до 100% от суммы валютной операции. А потом — доказывай в судебном порядке — законная она или нет?
- При задержках в гостевых заездах в Россию более чем на 3 месяца потребуют отчеты по счетам, минимум, за три года (срок давности по налоговой ответственности).
А если понадобится при определенных обстоятельствах (как показывает опыт) — то любую налоговую и финансовую отчетность за любое время пребывания в иностранном государстве, имея ввиду не только налоговую ответственность, но также и совокупную ответственность по валютному, административному и уголовному законодательству.
Поэтому массовая волна сдачи российских паспортов может стать более чем вероятным следствием предлагаемых поправок в Закон о валютном контроле в предлагаемой редакции. Такая перпектива является особенно пугающей, потому что некорректные положения Закона о валютном контроле и рассматриваемого Законопроекта касаются интересов не
Такой сценарий, если произойдет, может стать последним гвоздем в оценке заслуг российской власти также и в рассматриваемом вопросе. Может сложиться впечатление, что автор пытается доказать, что закон хороший, а законопроект плохой. На самом деле — Закон плохой, а поправки — еще хуже.
Это еще один вид обязательных налоговых платежей, которые по своей сути не имеют никаких различий как применительно к резидентам, так и к нерезидентам. Если у субъекта есть на территории РФ зарегистрированное имущество – квартира, отдельные комнаты, гараж, любая постройка – то за владение этими объектами придется отчислять законодательно установленный налог. Важно то, чтобы субъект на законных основаниях обладал правом собственности на конкретный объект – в противном случае правила налогового вычета не применяются.
В эту же категории относится и земельный налог, который обязателен для уплаты каждым лицом, владеющим земельным участком. При этом согласно закону существуют различные режимы – владение на праве собственности, бессрочное пользование и пожизненное владение. Во всех этих случаях различаются условия пользования земельным участком.
Транспортный налог уплачивают субъекты, которые в официальном порядке зарегистрировали на себя любое транспортное средство. Как и в целом для любых имущественных налогов, ставка и условия уплаты транспортного налога для резидентов и нерезидентов абсолютно идентичны.
Важно! Ставки по любым имущественным налогам устанавливаются на региональном и местном уровнях. В рамках конкретного субъекта Российской Федерации такие ставки варьируются в зависимости от конкретного типа имущества, от его стоимости и иных важных условий.
Федеральная налоговая служба ведет достаточно конкретную и полноценную налоговую политику, в том числе не забывая об информировании резидентов и нерезидентов по поводу условий и особенностей налогообложения. На официальном сайте этой службы можно достаточно легко найти все интересующие сведения.
(№ 6) Утрата налогового резиденства РФ при удаленной работе по трудовому договору & НДФЛ
Основным последствием утраты налогового резиденства РФ для физического лица будет повышение ставки НДФЛ с 13% / 15% до 30% на доходы полученные от источников в РФ и невозможность применять определенные налоговые вычеты (например при продаже недвижимости или автомобиля которым владеешь менее 3 лет / 5 лет).
Общая ситуация, с утратой статуса налогового резидента РФ, выглядит так скажем не очень, для физических лиц которые релоцировались, но продолжают состоять в трудовых отношениях с работодателями в России и получают от них доход (зарплату).
Как мы обсудили, буквально в предыдущем посте, налоговые агенты (работодатели) определяют налоговый статус удаленного работника, подсчитывая суммарно, 183 дня его присутствия / отсутствия в РФ в течение 12 месяцев следующих подряд, которые могут начаться, например в 2022 году, если работник уехал в сентябре 2022 года и продолжаться в 2023 году, если он не вернулся, при этом итоговый налоговый статус работника, будет определяться работодателем на 31 декабря 2022 года (статус будет еще не утрачен) и потом на 31 декабря 2023 года в данном примере (статус будет уже точно утрачен).
Пример:
Юра работает на компанию в России. В сентябре 2022 года, Юра срочно уехал из России в Турцию, но продолжил удаленно работать на работодателя в России. Возвращаться из Турции в Россию в 2023 году Юра точно не планирует.
Работодатель Юры (его налоговый агент), продолжает ему выплачивать зарплату и удерживать НДФЛ в размере 13% (как с налогового резидента РФ), при этом работодатель определил налоговый статус Юры на 31 декабря 2022 г. и конечно он не изменился, так как с сентября прошло меньше чем 183 дня.
Работодатель продолжил выплачивать Юре зарплату и с апреля 2023 года (прошло 183 дня) стал удерживать с него НДФЛ в размере 30% уже как с налогового нерезидента РФ, после чего еще раз уточнит его ИТОГОВЫЙ налоговый статус 31 декабря 2023 года и будет обязан удержать с Юры еще дополнительно 17% за первый квартал 2023 года (когда удерживал НДФЛ всего 13%).
Отмечу, если работодатель не знал, о том что Юра удаленно работает за пределами РФ и продолжал удерживать стандартный НДФЛ 13%, то Юра будет обязан самостоятельно исчислить 183 дня за налоговый период и самостоятельно доплатить + НДФЛ 17% подав декларацию 3-НДФЛ до 30 апреля года следующего за отчетным.
Но есть и позитивные моменты, утраты физическим лицом, статуса налогового резиденства РФ:
-
налоговые нерезиденты освобождаются от уплаты НДФЛ с доходов от иностранных источников (налоговые резиденты РФ платят НДФЛ 13% с мировых доходов);
-
налоговые нерезиденты РФ не обязаны отчитываться по КИК и уведомлять ФНС об участии в иностранных компаниях.
Хочу обратить Ваше внимание, что уведомление ФНС, об утрате налогового резиденства РФ не предусмотрено, но можно это сделать по желанию, в произвольной форме. |