Какие минимальные расчетные показатели утверждены на 2023 год

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Какие минимальные расчетные показатели утверждены на 2023 год». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Размеры государственных социальных пособий зависят от группы и причины инвалидности, а также от величины прожиточного минимума (ПМ), устанавливаемого законом о республиканском бюджете на соответствующий финансовый год.

Адресная социальная помощь

На адресную социальную помощь имеют право граждане Республики Казахстан, кандасы, беженцы, иностранцы и лица без гражданства, постоянно проживающие в Республике Казахстан, со среднедушевым доходом, не превышающим черты бедности для конкретной области.

Если доход на каждого члена семьи ниже этого показателя, разница и составляет размер АСП.

Так что размер назначенной суммы АСП для каждой конкретной семьи определяется индивидуально – в зависимости от совокупного дохода и размера черты бедности.

С 2020 года, подчеркнули в Минтруда и соцзащиты, действует новый механизм оказания помощи, направленный на обеспечение её прозрачности, справедливости и мотивации к труду.

Меры государственной поддержки реализуются в комплексе и включают:

  • поддержку многодетных матерей, в том числе денежную выплату, предоставляемую в безусловном виде;
  • оказание АСП, предоставляемой в денежном выражении на каждого члена семьи;
  • предоставление гарантированного социального пакета для детей из числа получателей АСП, предоставляемого в натуральном виде.

Возможна ли отмена этой нормы?

Дальнейшее откладывание срока введения ОПВР отрицательно скажется на уровне пенсионного обеспечения будущих пенсионеров. В особенности от этого могут пострадать казахстанцы, которые будут выходить на пенсию в 40-х годах текущего столетия. Размер их выплат по актуарным расчетам будет на 30 процентов ниже по сравнению с теми, кто выйдет на пенсию в 50-60-х годах.

Поэтому, на сегодняшний день, вопрос отмены или отсрочки введения данной нормы не рассматривается.

Напомним, что с 1 января 2023 года действующая накопительная система будет дополнена новой условно-накопительной компонентой, формируемой за счет взносов работодателей в размере 5 процентов от доходов работников. В предлагаемой условно-накопительной системе (УНС) будет реализован как накопительный (через накопление на условных счетах), так и распределительный механизмы пенсионного обеспечения.

Участниками новой пенсионной системы будут являться работники, в пользу которых работодатели будут перечислять обязательные 5-процентные пенсионные взносы, исчисленные от доходов работников и перечисленные за счет собственных средств работодателя на персонифицированные условно-накопительные счета в ЕНПФ.

Для каждого участника системы открывается условный пенсионный счет, на котором фиксируется сумма перечисляемых работодателями взносов и формируются условные пенсионные накопления.

Поступающие от работодателей пенсионные взносы не будут капитализироваться и не станут собственностью отдельных лиц, а будут расходоваться на выплату текущих пенсий за счет ОПВР.

При достижении работником пенсионного возраста и наличии не менее пяти лет стажа участия размер пенсии из условно-накопительного компонента определяется исходя из накоплений, сформированных на условном пенсионном счету, и ожидаемой продолжительности жизни.

То есть, пенсия будет эквивалентна сумме пенсионных накоплений, сформированных за весь период трудовой деятельности граждан, распределенных во времени в зависимости от ожидаемой продолжительности жизни.

Право на пенсионные выплаты за счет ОПВР будут иметь лица, достигшие пенсионного возраста, при стаже участия не менее 5 лет (60 месяцев), в размере не более 2-х прожиточных минимумов.

Пенсионные выплаты за счет ОПВР будут выплачиваться пожизненно, при этом ежегодно размеры пенсий будут индексироваться.

Необходимо отметить, что в отличие от накопительной пенсионной системы, пенсии за счет ОПВР в условно-накопительной компоненте не наследуются (поскольку не являются собственностью работника) и на них не распространяется гарантия по сохранности пенсионных накоплений.

Кроме того, предусматривается открытие условного пенсионного счета в ЕНПФ в автоматическом режиме для вкладчиков ОПВР при поступлении первого платежа, т.е. счет будет открываться автоматически при поступлении первого ОПВР.

— 3-х уровневая пенсия в Казахстане

В Казахстане пенсия складывается из 3-х уровней:

1. уровеньбазовый. Базовая пенсия — эта часть выплачивается из государственного бюджета. Базовая пенсия зависит от трудового стажа.

2. уровень — обязательный. Пенсии из солидарной системы и ЕНПФ (Единого накопительного пенсионного фонда) за счет обязательных пенсионных взносов, обязательных профессиональных пенсионных взносов.

— 1) Солидарная пенсия выплачивается из республиканского бюджета при наличии трудового стажа не менее 6 месяцев, выработанного по состоянию на 1 января 1998 года. Именно с этого периода начался переход к накопительной пенсионной системе, предусматривающей перечисление обязательных пенсионных взносов в ЕНПФ всеми работающими.

— 2) выплаты из ЕНПФ за счёт пенсионных накоплений работников.

3. уровень — добровольный. Это выплаты за счёт добровольных пенсионных взносов.

Правила предоставления государственной базовой пенсионной выплаты и пенсионных выплат по возрасту… Документы для оформления пенсии по возрасту в РК

Приказом министра труда и социальной защиты населения РК от 6 мая 2020 года внесены изменения в Правила предоставления государственной базовой пенсионной выплаты за счет бюджетных средств, а также назначения и осуществления пенсионных выплат по возрасту, государственных социальных пособий по инвалидности, по случаю потери кормильца, государственных специальных пособий.

Так, лица, имеющие право на получение базовой пенсии и пенсионных выплат по возрасту, государственных социальных пособий и государственного специального пособия представляют по месту жительства заявление и для идентификации — документ, удостоверяющий личность через:
1) Государственную корпорацию — для назначения пенсий и пособий.

При этом по выбору заявителя по принципу «одного заявления» заявление могут подать на оказании государственных услуг:
— лица, по достижении пенсионного возраста, за назначением пенсионных выплат из единого накопительного пенсионного фонда, базовой пенсии и пенсионных выплат по возрасту;
— лица, в установленном порядке признанные инвалидами, за назначением государственного социального пособия по инвалидности, специального государственного пособия по инвалидности, пособия воспитывающему ребенка-инвалида, пособия по уходу за инвалидом первой группы с детства.

2) подразделение МСЭ — при первичном установлении инвалидности по выбору услугополучателя подается заявление по принципу «одного заявления» за назначением государственного социального пособия по инвалидности, специального государственного пособия по инвалидности, пособия воспитывающему ребенка-инвалида, пособия по уходу за инвалидом первой группы с детства.

3) через портал — для назначения базовой пенсии, государственных социальных пособий по инвалидности и по случаю потери кормильца.

4) через проактивную услугу — предоставление заявления при назначении государственных социальных пособий по инвалидности и по случаю потери кормильца через проактивую услугу не требуется. Порядок оказания проактивных услуг по назначению государственных социальных пособий по инвалидности и по случаю потери кормильца предусмотрен главой 4 настоящих Правил.

В случае обращения за назначением пенсий и государственных социальных пособий лиц, имеющих статус оралмана, для идентификации представляется удостоверение оралмана.

Для назначения пенсий и пособий недееспособным, ограниченно дееспособным или нуждающимся в опеке или попечительстве лицам заявление и необходимые документы, подаются их законными представителями.

Заявление для назначения пенсий и пособий третьими лицами подается по доверенности.

При представлении документов, составленных на иностранном языке, нотариус свидетельствует верность перевода документа на казахский или русский язык.

Для назначения пенсионных выплат по возрасту заявителем представляются Дополнительно:

1) при наличии справка о суммах дохода, выплаченных физическому лицу и осуществленных с дохода обязательных пенсионных взносов, а для индивидуальных предпринимателей, лиц, занимающихся частной практикой, а также физических лиц, получающих доходы по договорам гражданско-правового характера, предметом которых является выполнение работ (оказание услуг), — документ о доходах, выданный органом государственных доходов.

В случае ликвидации организации (предприятия) представляется архивная справка с указанием сведений о доходе или электронная копия архивного документа, удостоверенная электронной цифровой подписью уполномоченного работника государственного архива или ведомственного архива.

В случае невозможности представления архивного документа о среднемесячном доходе, размер среднемесячного дохода устанавливается соответственно доходу, с которого осуществлялись обязательные пенсионные взносы в накопительные пенсионные фонды или единый накопительный пенсионный фонд.

Лицами, работавшими в российских организациях комплекса «Байконур», представляется справка работодателя о доходах, выплаченных в валюте Российской Федерации (при наличии).

Сведения об официальном курсе национальной валюты Республики Казахстан к иностранным валютам, установленном Национальным банком на день обращения за назначением пенсионных выплат по возрасту, отделение Государственной корпорации получает из официального интернет-ресурса Нацбанка.

2) К документам, подтверждающим трудовой стаж, относятся: трудовая книжка; справки архивных учреждений, электронные копии архивных документов, удостоверенные электронной цифровой подписью уполномоченного работника государственного архива или ведомственного архива, или с места работы при отсутствии или негодности трудовой книжки, отсутствии соответствующих записей в трудовой книжке, наличии исправлений, неточностей, разночтений.

При наличии также представляются:
— документ об образовании;
— военный билет или справка управления (отдела) по делам обороны;
— свидетельства о рождении детей (выписка из актовой записи о рождении, или справка о регистрации акта гражданского состояния, выданные органами записи актов гражданского состояния);
— справка о реабилитации, выданная органами прокуратуры в соответствии со статьей 10 закона «О реабилитации жертв массовых политических репрессий»;
— справка военного комиссариата об участии в боевых действиях;
— решение суда, подтверждающее факт осуществления и период ухода за инвалидом первой группы, одиноким инвалидом второй группы и пенсионером по возрасту, нуждающихся в посторонней помощи, престарелым, достигшим восьмидесятилетнего возраста, ребенком-инвалидом в возрасте до шестнадцати лет;
— документ, подтверждающий проживание за границей супруги (супруга) работника учреждений, находившихся на территории Советского Союза, учреждений РК, международной организации;
— документ, подтверждающий проживание супруги (супруга) военнослужащего, сотрудника специального государственного органа в местностях, где отсутствовала возможность трудоустройства по специальности;
— документ, подтверждающий трудовую деятельность в стране выбытия этнических казахов, прибывших в РК в целях постоянного проживания на исторической родине.

Читайте также:  СОГЛАСИЕ НА ОБРАБОТКУ ПЕРСОНАЛЬНЫХ ДАННЫХ

Для подтверждения ухода неработающей матери за малолетними детьми представляется один из следующих документов (в зависимости от их наличия):
— документ, удостоверяющий личность детей;
— свидетельство о браке (справка о регистрации актов гражданского состояния) либо свидетельство о расторжении брака или выписка из актовой записи о заключении брака (при изменении фамилии) детей;
— аттестат об окончании среднего учебного заведения детей;
— диплом об окончании средне-специального или высшего учебного заведения либо справка учебного заведения, подтверждающая обучение детей;
— свидетельство о смерти детей (либо актовая запись о смерти или справка о регистрации акта гражданского состояния, выданные органами записи актов гражданского состояния);
— документ, подтверждающий прохождение воинской службы на детей.

3) свидетельство о браке (справка о регистрации актов гражданского состояния) либо свидетельство о расторжении брака или выписка из актовой записи о заключении брака (при изменении фамилии).

В случае назначения пенсионных выплат по возрасту женщинам, родившим (усыновившим, удочерившим) 5 и более детей и воспитавшим их до восьмилетнего возраста, дополнительно представляются: свидетельства о рождении детей (или актовая запись о рождении, или справка о регистрации акта гражданского состояния, выданные органами записи актов гражданского состояния) и документы, подтверждающие факт воспитания детей до восьми лет.

К документам, подтверждающим факт воспитания детей до восьми лет (в зависимости от их наличия), относятся:
— документы, удостоверяющие личность детей;
— свидетельство о браке (справка о регистрации актов гражданского состояния) либо свидетельство о расторжении брака или выписка из актовой записи о заключении брака (при изменении фамилии) детей;
— документ об обучении в учебном заведении детей;
— свидетельство о смерти детей (выписка из актовой записи о смерти, или справка о регистрации акта гражданского состояния, выданная органом записи актов гражданского состояния);
— военный билет;
— решение суда об установлении факта воспитания, усыновления (удочерения) ребенка (детей).

Пенсионная реформа в Казахстане

Сейчас в РК все еще происходит реформирование ПС ввиду большого количества пенсионеров. Началось оно в 1998 г. Но радикально пенсионную систему стали реформировать в 2018-2019 гг. Здесь также присутствует:

  1. повышение выплат;
  2. возможность досрочного изъятия накоплений;
  3. передача их части в частное управление;
  4. снижение комиссий, взимаемых ЕНПФ;
  5. отложенный аннуитет;
  6. реализация международного Соглашения о пенсионном обеспечении в странах ЕАЭС.

Запланированы и другие изменения:

  • отмена базовой части и ввод минимальной гарантированных выплат с 2028 г.;
  • появление дополнительных обязательных отчислений с 2023 г.;
  • увеличение взносов с 2029 г. с 1 до 5%;
  • направление накоплений сверх достаточного минимума на улучшение жилищного положения;
  • увеличение размера минимальных платежей из ЕНПФ.

Социальная пенсия в Казахстане

В РК нет понятия социальная пенсия. Существуют только:

  1. государственное социальное пособие:
  • по инвалидности,
  • по случаю потери кормильца,
  1. госпособие родителям, опекунам, воспитывающим детей-инвалидов,
  2. специальное госпособие:
  • лицам, осуществляющим уход за инвалидом 1 гр.,
  • работающим на вредном производстве.

Месячное пособие по случаю утраты кормильца и инвалидности начисляется в кратном показателе к ПМ. Размер пособия по инвалидности в 2022 г.:

  • получает инвалид 1 группы — 1,92 ПМ (69 155 тг);
  • 2 гр. — 1,53 ПМ (55 108 тг);
  • 3 гр. — 1,04 ПМ (37 459 тг).

Виды пенсионных выплат

Основные виды пенсионных отчислений представлены в таблице.

Вид пенсии Описание
Базовая Ее получают все казахстанские пенсионеры, вне зависимости от трудового стажа и отчислений. Размер базовой пенсии сегодня составляет 19,4 тыс. тенге/30 календарных суток.
Солидарная пенсия в Казахстане Выплачивается тем казахам и представителям других национальностей, стаж которых до 98 года составлял 6 месяцев.
Накопительная Это новый вид пенсии, получать который казахстанцы стали с 2014 года. Выплаты накоплений происходят как единожды, так и каждый год или месяц. В первом случае максимальная сумма не должна превышать 12 МРП.

Как изменятся размеры МРП, МЗП, базовые пенсии и ВПМ в 2021 году?

С 1.01.2020 изменен расчет базовой пенсии, если до 1.07.2018 основная часть обеспечения исчислялась 15 274 тенге (54% от прожиточного минимума) и была для всех одинакова, то теперь учитывается выслуга лет до 1998 года. И в зависимости от количества полученного стажа базисные выплаты в Казахстане могут быть увеличены до 100 % от минимальной суммы для проживания гражданина.

С 1.07.2020 будет изменен подсчет общей пенсии. Теперь будет учитываться время участия человека в пенсионном обеспечении. В учет будет браться и выслуга лет, которая была получена до 1.01.1998 года, и время поступлений пенсионных взносов в пенсионную систему после 1998 года.

В соответствии с Законом РК от 30 ноября 2018 года «О республиканском бюджете на 2019-2021 годы» базовая пенсия в 2020 году увеличилась на 5% и составила около 27 732 тенге. Пенсионные выплаты возросли на 7% и составили около 59 511 тенге. Также, по Закону о республиканском бюджете минимальный размер базовой пенсионной выплаты и пенсии составят 16 037 тенге и 36 108 тенге соответственно.

Чтобы провести примерный расчет трудового жалованья можно воспользоваться онлайн калькулятором либо же рассчитать его самостоятельно.

Для этого нужно знать некоторые переменные, такие как:

  • КТС – коэффициент рабочего стажа. Как уже упоминалось выше для мужчин минимальная выслуга лет составляет 25 лет, для женщин – 20 лет. Эти показатели нужно перевести в месяцы: 25 лет – это 300 месяцев, 20 лет – 240 месяцев. Чтобы посчитать КТС нужен стаж, который установлен на этот год (в месяцах) поделить на необходимое количество месяцев. КТС не может быть больше 1;
  • следующим шагом является определение ПЗ– процента от заработной платы. Если на 1998 год стаж работы составляет ровно нужное количество либо меньше необходимого, то такой ПЗ равен 0,06. За каждый «переработанный» год, то есть год стажа сверх положенного минимума, следует добавить 0,01 к 0,06. Но этот показатель не может превышать 0,75;
  • далее нужно определить среднемесячный доход за любые 3 год – КСМД. КСМД – это среднемесячный доход за любые 3 года умноженный на процент от заработной платы;
  • получившийся результат должен быть в рамках от 31 245 до 104 374 тг. 104 374 тг – это максимальный показатель, поэтому среднемесячный доход, выходящий за рамки этого показателя не может быть использован, следует взять граничный максимальный показатель;
  • и последний шаг – расчет обеспечения. Пенсия = КТС умноженное на КСМД + основная пенсия в размере 16 037 тенге.

Ниже приведено несколько примеров расчета для более понятного объяснения:

  • Некая женщина по имени К. имеет выслугу лет в размере 120 месяцев, когда минимальный стаж равен 240 месяцам. Из этого следует, что ее КТС равен 120/240 = 0,5. Так как К. не имеет 20 лет отработки до 1998 года, значит ее ПЗ равен 0,6. Учитывая среднемесячный доход К. считаем ее КСМД= 60 000*0,6= 36 000 тг. По формуле считаем трудовую пенсию КТС*КСМД= 0,5* 36 000= 18 000 тг. Прибавляем к ней основную на 2020 год= 18 000+16 034= 34 034 тг.
  • Мужчина Л. имеет 28 года отработки на 1998 год, средний уровень его заработной платы за 3 года составляет 115 000 тг. Выслуга лет мужчины превышает норму, равную 25 лет, поэтому его КТС составляет 336/300=1,12. Но так как КТС не может быть больше 1, то оставляем 1.

За каждый «переработанный» год к ПЗ равному к 0,6 прибавляется 0,01. Значит ПЗ= 0,6+(0,01*3)=0,63.
Так как показатель среднемесячный зарплаты в 115 000 тг, превышает максимально допустимый показатель, равный 104 374 тенге, поэтому берется граничное значение. Из этого получается, что КСМД= 104 374*0,63= 65 755 тг. Трудовая пенсия составляет КТС*КМСД=1*65 755 тг. Размер полной же равен 65 755+ 16 034 тенге=81 789 тг.

В следующем году в Казахстане повысят размер пенсионных выплат.

“Установить, что средства, направленные на пенсионные выплаты по возрасту и пенсионные выплаты за выслугу лет, предусмотрены с учётом повышения их размеров с 1 января 2021 года на семь процентов”, – сказано в документе.

Закон утвердил:

  • минимальный размер пенсии – 43 272 тенге;
  • минимальная базовая пенсионная выплата – 18 524 тенге;
  • минимальный размер заработной платы – 42 500 тенге;
  • месячный расчётный показатель – 2 917 тенге;
  • величина прожиточного минимума для исчисления социальных выплат – 34 302 тенге;
  • месячный размер денежной компенсации на оплату аренды и комуслуг военнослужащим и сотрудникам специальных государственных и правоохранительных органов, а также государственной фельдъегерской службы – 3 739 тенге (эта статья не касается солдат срочной службы).

Основными донорами республиканского бюджета по-прежнему останутся четыре региона. Атырауская и Мангистауская области, а также города Нур-Султан и Алматы пополнят главную казну страны на 451 млрд тенге:

  • Атырауская область – 213 млрд тенге;
  • Алматы – 190 млрд тенге;
  • Нур-Султан – 34 млрд тенге;
  • Мангистауская область – 13 млрд тенге.

Из областных бюджетов в республиканскую казну должны поступить 200 млрд тенге.

В свою очередь республиканский бюджет выделит регионам 2,1 трлн тенге:

  • Акмолинской области – 144 млрд тенге;
  • Актюбинской – 110 млрд тенге;
  • Алматинской – 190 млрд тенге;
  • Восточно-Казахстанской – 217 млрд тенге;
  • Жамбылской – 193 млрд тенге;
  • Западно-Казахстанской – 75 млрд тенге;
  • Карагандинской – 134 млрд тенге;
  • Кызылординской – 176 млрд тенге;
  • Костанайской – 135 млрд тенге;
  • Павлодарской – 54 млрд тенге;
  • Северо-Казахстанской – 141 млрд тенге;
  • Туркестанской – 391 млрд тенге;
  • Шымкенту – 138 млрд тенге.
Читайте также:  Статья 128 ГК РФ. Объекты гражданских прав

В законе ут��ерждён резерв Правительства Казахстана на 2021 год в 343 млрд тенге. Лимит правительственного долга – 18,1 трлн тенге.

Доходы бюджета на 2021 годы составят 11,2 трлн тенге:

  • по налоговым поступлениям – 6,6 трлн;
  • по неналоговым поступлениям – 286 млрд тенге;
  • поступлениям от продажи основного капитала – 3,5 млрд тенге;
  • поступлениям трансфертов – 4,3 трлн тенге.

Расходы бюджета – 13,7 трлн тенге. Поэтому дефицит бюджета составит минус 2,6 трлн тенге. Это 3,4% валового внутреннего продукта (ВВП) страны.

Сумма трансферта из Нацфонда составит 2,7 трлн тенге, плюс целевой трансферт в размере 1 трлн тенге пойдёт на цели, определённые Президентом Казахстана.

Закон вводится в действие с 1 января 2021 года.

— работающие граждане, в пределах имеющейся суммы пенсионных накоплений, превышающей «порог достаточности» в соответствующем возрасте (сумма пенсионных накоплений, достаточная для обеспечения пенсионных выплат на уровне не ниже минимальной пенсии после достижения пенсионного возраста, с учетом будущего трудового периода и систематической уплаты пенсионных взносов);

— лица, заключившие договоры пенсионного аннуитета со страховыми компаниями, обеспечивающие им пожизненные аннуитетные выплаты в размере не ниже минимального размера пенсии – в пределах оставшейся в ЕНПФ суммы пенсионных накоплений;

— состоявшиеся пенсионеры (включая пенсионеров из числа силовых структур) – в пределах не более 50% оставшейся суммы пенсионных накоплений в ЕНПФ. При условии, что совокупный размер их пенсии (включая пенсию по возрасту или выслуге лет, базовую пенсию и выплаты из пенсионных накоплений) обеспечивает замещение утраченного дохода на уровне, соответствующем международным стандартам (не менее 40%).

Под «порогом достаточности» рассматривается минимальная необходимая сумма пенсионных накоплений для вкладчика определенного возраста, которая, с учетом будущих регулярных 10% пенсионных взносов в ЕНПФ от его дохода (не ниже минимальной заработной платы), позволит обеспечить пенсионными выплатами не ниже размера минимальной пенсии.

«Порог достаточности» устанавливается одинаковым для женщин и мужчин и рассчитывается для каждого возраста. При этом он будет пересчитываться для новых получателей, исходя из складывающихся параметров (доходность, инфляция, размер минимальной выплаты и т.д.);

Законопроектом также предусматривается, что вышеуказанные категории граждан могут воспользоваться частью пенсионных накоплений с целью улучшения жилищных условий или для оплаты лечения для себя, супругов или близких родственников (дедушки/бабушки, родителей, детей, внуков, братьев/сестер). Для целевого использования также можно будет объединять денежные средства указанных членов семьи.

При соответствии установленным требованиям ограничений по количеству изъятий не предусмотрено, т.е. допускается, что граждане могут повторно использовать часть пенсионных накоплений на одну и ту же либо на другую цель.

Порядок улучшения жилищных условий за счет выплат пенсионных накоплений утверждается Министерством индустрии и инфраструктурного развития РК.

Правила направления граждан на получение медпомощи за счет выплат пенсионных накоплений будут определяться Министерством здравоохранения РК.

Правила передачи пенсионных активов в доверительное управление будут определены Агентством РК по регулированию и развитию финансового рынка.

  1. Пенсия в Казахстане: статистика начисления
  2. Что такое базовая пенсия?
  3. Что такое солидарная пенсия?
  4. Что такое накопительная пенсия?
  5. Минимальная пенсия в Казахстане
  6. Пенсия по инвалидности: начисление, размер пенсии инвалидам
  7. График выхода на пенсию в Казахстане: пенсионный возраст

Чем старше мы становимся, тем все больше мы начинаем думать о пенсии. И, наверное, многие из нас мечтают о беззаботной жизни по наступлению пенсионного возраста, когда не нужно работать, можно жить в свое удовольствие, а денег хватает и на хорошую жизнь, и внукам на мороженное, и на путешествия.

Сегодня речь пойдет о пенсиях, о пенсиях в Казахстане.

Согласно данным Комитета по статистике Министерства национальной экономики Республики Казахстан на 2018 насчитывалось 2 192 549 человек, получающих пенсии. В 2008 году получателей пенсий было 1 640 498 человек. То есть, за 10 лет количество пенсионеров увеличилось более чем на пол миллиона (на 552 051 человек). Это говорит о том, что с каждым годом, получающих пенсии в Казахстане становится все больше и больше.

Численность получателей пенсий за последние 10 лет

2009

2010

2011

2012

2013

2014

2015

2016

2017

2018

1662877

1695301

1732412

1759321

1863615

1918516

1980847

2061660

2147942

2192549

Претендовать на пенсионные выплаты имеют право граждане республики, иностранцы и лица без гражданства, постоянно проживающие на территории РК.

Как начисляют пенсию в Казахстане?

Пенсия в Казахстане в 2021 году: размер, особенности начисления

Рассмотрим на нескольких примерах как в 2021 году необходимо производить расчет заработной платы работнику в «стандартных» случаях.

Пример (доход 100 000 тенге)

Выполним расчет заработной платы работника за 2021 год

Доход работника Никифоровой И. И. в январе 2021 года составил 100 000 тенге.

Работник имеет право на вычет по ОПВ, вычет по ВОСМС и вычет в размере 1 МЗП – 42 500 тенге.

Расчет ОПВ

Min предела по доходам работника нет. Max предел — 50 МЗП (2 125 000 тенге).

100 000 * 10% = 10 000 тенге

Расчет ВОСМС

Min предела по доходам работника нет. Max предел — 10 МЗП (425 000 тенге).

100 000 * 2% = 2 000 тенге.

Расчет ИПН

Min предела по доходам работника нет. Max предела по доходам работника нет.

100 000 — 10 000 (ОПВ) – 2 000 (ВОСМС) – 42 500 = 45 500 тенге;

45 500 * 10% = 4 550 тенге.

Расчет СО

Min предел — 1 МЗП (42 500 тенге). Max предел — 7 МЗП (297 500 тенге).

100 000 – 10 000 (ОПВ) = 90 000;

90 000 * 3,5% = 3 150 тенге.

Расчет СН

Min предел — 1 МЗП (42 500 тенге). Max предела по доходам работника нет.

100 000 – 10 000 (ОПВ) – 2 000 (ВОСМС) = 88 000 тенге;

88 000 * 9,5% = 8 360 тенге;

8 360 – 3 150 (СО) = 5 210 тенге

Расчет ООСМС

Min предела по доходам работника нет. Max предел — 10 МЗП (425 000 тенге).

100 000 * 2% = 2 000 тенге.

Показатель

2020 год

2021 год

ОПВ

100 000 * 10%

10 000 тенге

100 000 * 10%

10 000 тенге

ИПН

(100 000 – 10 000 – 42 500) * 10%

4 750 тенге

(100 000 – 10 000 – 2 00 – 42 500) * 10%

4 550 тенге

СО

(100 000 – 10 000) * 3,5%

3 150 тенге

(100 000 – 10 000) * 3,5%

3 150 тенге

СН

100 000 – 10 000 – 1 000 = 89 000 * 9,5% = 8 455 – 3 150 (СО)

5 305 тенге

100 000 – 10 000 – 2 000 = 88 000 * 9,5% = 8 360 – 3 150 (СО)

5 210 тенге

ООСМС

100 000 * 2%

2 000 тенге

100 000 * 2%

2 000 тенге

ВОСМС

100 000 * 1%

1 000 тенге

100 000 * 2%

2 000 тенге

За счет работодателя

10 455 тенге

10 360 тенге

За счет работника

15 750 тенге

16 550 тенге

Сумма «на руки»

84 250 тенге

83 450 тенге

Кому и на какую сумму эти выплаты увеличатся, редакции сообщила руководитель отдела пенсионного и социального обеспечения №1 департамента Комитета труда, социальной защиты и миграции по городу Шымкенту Людмила Викторовна Ефремова.

Пенсии по возрасту, назначенные до января 2021-го, подлежат повышению на 7 процентов от получаемого размера пенсии. Например, размер пенсии до повышения – 67900 тенге, с 1 января 2021 года – 72653 тенге. Минимальный размер пенсии увеличится с 40441 тенге до 43272 тенге. Для граждан, которые первично обратятся за назначением пенсии в 2021 году максимальный доход (заработная плата) для исчисления размера не может превышать 46-кратного месячного расчетного показателя – 134182 тенге. К примеру, фактический доход составил более 200000 тенге, то для исчисления пенсии будет принят доход – 134182 тенге.

С 1 января 2021 года устанавливаются
Месячный расчетный показатель (МРТ) – 2917 тенге,
Прожиточный минимум (ПМ) – 34302 тенге.
Минимальный размер базовой пенсионной выплаты составит 18524 тенге.
Минимальная пенсия (для назначаемых в 2018 году) – 43272 тенге.
Минимальная зарплата – 42500 тенге.
Назначенные до 1 января 2021 года ежемесячные выплаты гражданам Республики Казахстан после завершения периода капитализации платежей по возмещению вреда, причиненного жизни и здоровью работников юридическими лицами, ликвидированными вследствие банкротства (регрессные выплаты) с 1 января 2021 года повышаются на 5 % от получаемого размера.

Новое соглашение ЕАЭС

Поскольку действующие соглашения (за исключением Белоруссии) лишали граждан права на пенсию в случае работы после 2002 года в другом государстве, это было серьезной проблемой. И только в декабре 2019 года стало ясно, что проблема будет решена.

В Санкт-Петербурге было подписано соглашение между странами-членами Евразийского экономического союза, куда кроме России входят Белоруссия, Казахстан, Киргизия и Армения. Это соглашение в течение 2020 года ратифицировали парламенты всех стран-участниц, и с января 2021 года оно вступило в силу.

Если говорить кратко, новое соглашение распространяет принцип пропорциональности на все страны ЕАЭС. По сути, теперь в любом государстве из этих пяти можно оформить пенсию, заработанную в любом другом государстве ЕАЭС, причем если стаж был в двух или более государствах, каждое будет платить свою долю пенсии.

Особенности расчета стажа и суммы

По «пенсионному» Соглашению между странами СНГ и российскому законодательству пенсионные права, сформированные до 2002 года, можно было учесть и для расчета суммы пенсии – но только по официальному курсу Центробанка РФ. По факту пенсии выходили низкими – в большинстве стран СНГ в 90-е годы был период экономического кризиса, а деньги быстро обесценивались.

Читайте также:  Как получить дубликаты учредительных документов: процедура запроса

Новое Соглашение частично решает этот вопрос. Так, пенсию будет начислять та страна, в которой получен стаж, причем по своим собственным правилам. То есть, если гражданин Белоруссии заработал пенсию и в России, и в Белоруссии, то получать ее он будет от обоих государств. Правда, фиксированную выплату (базовую часть, и т.д.) ему будет платить только та страна, где он живет.

Данный пенсионный калькулятор является упрощенным, и результат может незначительно отличаться от вашей реальной суммы пенсии, т.к. не учтены индивидуальные дополнительные факторы расчёта пенсии — отпуск по уходу за ребёнком, краевые коэффициенты и т.д. Но для большинства граждан РФ вычисления будут совпадать с реальными. Для более точного результата обратитесь к вашему инспектору в Пенсионный Фонд.

Особенностью подсчёта пенсий на данный момент является тот факт, что согласно пенсионному законодательству на 2022 год, расчёт производится за отработанный стаж только до 2002 года, а вот после 2002 г. учитываются лишь отчисления и накопления в Пенсионный фонд. Узнать сумму накоплений можно на официальном сайте гос.услуг. Но данные значения достаточно условны, и являются лишь значениями по умолчанию, вы всегда можете обратиться к вашему инспектору и произвести расчёт пенсий индивидуально, выбрав те периоды, которые будут для вас более выгодными.

Как рассчитать размер будущей пенсии в Казахстане?

Чтобы провести примерный расчет трудового жалованья можно воспользоваться онлайн калькулятором либо же рассчитать его самостоятельно.

Для этого нужно знать некоторые переменные, такие как:

  • КТС – коэффициент рабочего стажа. Как уже упоминалось выше для мужчин минимальная выслуга лет составляет 25 лет, для женщин – 20 лет. Эти показатели нужно перевести в месяцы: 25 лет – это 300 месяцев, 20 лет – 240 месяцев. Чтобы посчитать КТС нужен стаж, который установлен на этот год (в месяцах) поделить на необходимое количество месяцев. КТС не может быть больше 1;
  • следующим шагом является определение ПЗ– процента от заработной платы. Если на 1998 год стаж работы составляет ровно нужное количество либо меньше необходимого, то такой ПЗ равен 0,06. За каждый «переработанный» год, то есть год стажа сверх положенного минимума, следует добавить 0,01 к 0,06. Но этот показатель не может превышать 0,75;
  • далее нужно определить среднемесячный доход за любые 3 год – КСМД. КСМД – это среднемесячный доход за любые 3 года умноженный на процент от заработной платы;
  • получившийся результат должен быть в рамках от 31 245 до 104 374 тг. 104 374 тг – это максимальный показатель, поэтому среднемесячный доход, выходящий за рамки этого показателя не может быть использован, следует взять граничный максимальный показатель;
  • и последний шаг – расчет обеспечения. Пенсия = КТС умноженное на КСМД + основная пенсия в размере 16 037 тенге.

Ниже приведено несколько примеров расчета для более понятного объяснения:

  • Некая женщина по имени К. имеет выслугу лет в размере 120 месяцев, когда минимальный стаж равен 240 месяцам. Из этого следует, что ее КТС равен 120/240 = 0,5. Так как К. не имеет 20 лет отработки до 1998 года, значит ее ПЗ равен 0,6. Учитывая среднемесячный доход К. считаем ее КСМД= 60 000*0,6= 36 000 тг. По формуле считаем трудовую пенсию КТС*КСМД= 0,5* 36 000= 18 000 тг. Прибавляем к ней основную на 2022 год= 18 000+16 034= 34 034 тг.
  • Мужчина Л. имеет 28 года отработки на 1998 год, средний уровень его заработной платы за 3 года составляет 115 000 тг. Выслуга лет мужчины превышает норму, равную 25 лет, поэтому его КТС составляет 336/300=1,12. Но так как КТС не может быть больше 1, то оставляем 1.

За каждый «переработанный» год к ПЗ равному к 0,6 прибавляется 0,01. Значит ПЗ= 0,6+(0,01*3)=0,63.
Так как показатель среднемесячный зарплаты в 115 000 тг, превышает максимально допустимый показатель, равный 104 374 тенге, поэтому берется граничное значение. Из этого получается, что КСМД= 104 374*0,63= 65 755 тг. Трудовая пенсия составляет КТС*КМСД=1*65 755 тг. Размер полной же равен 65 755+ 16 034 тенге=81 789 тг.

Право отложенного выхода на пенсию

В концепции модернизации пенсионной системы до 2030 года также предполагается предоставить казахстанцам право «отложенного выхода на пенсию». Сегодня трудовой стаж рассчитывается до момента достижения человеком пенсионного возраста (для мужчин — 63 года, для женщин — 60 лет). При переходе на новую систему предлагается, чтобы этот стаж не ограничивался возрастом выхода на пенсию.

«Если человек не обратился за пенсией и продолжает работать после достижения пенсионного возраста, скажем, проработал еще два года, то размер его минимальной гарантированной пенсии должен увеличиться на четыре процента — по два процента за каждый год сверх того, что он проработал, достигнув пенсионного возраста», — рассказала Виктория Шегай.

Пенсионный возраст в Казахстане

В связи с нововведениями возраст выхода на заслуженный отдых был изменен. В 2021 году выход женщин повышен на полгода и составит 59 лет, а мужчины 63 года. Для женщин возраст выхода на пенсию будет увеличиваться с каждым годом на 6 месяцев и к 2027 году достигнет 63 года, для мужчин он останется неизменным.

Существуют некоторые льготы, которые позволяют иметь более ранние трудовые отчисления:

  • если человек работал с 1949 по 1963 в экологически опасной зоне. Чтобы выйти раньше на покой мужчинам необходимо на 1997 год иметь выслугу лет равную 25 годам и возраст 50 лет, женщинам 20 лет и возраст 45 лет;
  • воспитание более 4 детей до 8 лет и возрастной порог для женщин, который составляет 53 года;
  • льготы пенсионерам и ветеранам войны.

Размеры пенсий и пособий с 1 января 2021 года

Пример. Гражданин Петров П.П. до 1 января 2021 года является получателем: пенсии по возрасту в сумме 35 925 тенге, базовой выплаты в сумме 20 931 тенге (общий стаж П.Петрова — 20 лет). Итого к выплате – 56 856 тенге.

С 1 января 2021 года с учетом повышения сумма выплат составит: пенсия по возрасту в сумме 38 440 тенге, базовая выплата в сумме 21 977 тенге (общий стаж 20 лет, 74 % от размера ПМ — прожиточного минимума). Итого к выплате – 60 417 тенге.

После реформы на начисление пенсии к влияющим факторам добавился ИПК — Индивидуальный пенсионный коэффициент. Рассчитать его достаточно просто, введя в форму на сайте зарплату до вычета НДФЛ. По другому ИПК называют пенсионными баллами. Они влияют на страховые пособия по старости, которые вычисляются путем умножения баллов на цену одного балла в конкретном году и суммированием этих значений.

Условия получения пособия по старости:

  • Наличие пенсионного возраста: с 55 лет женщины и с 60 — мужчины.
  • Определенное количество лет стажа уплаты страховых взносов. С 2024 года эта цифра достигнет 15 лет.
  • Минимальное количество пенсионных баллов: 30.

Важно: число баллов за год ограничено. В 2021 году — это 10, а в 2021 — 10 для граждан, у которых нет пенсионных накоплений. Иначе фигурируют другие цифры: до 6,25% в 2021 году.

Стоит помнить: государство регулярно индексирует страховую пенсию, в то время как накопительная находится в НПФ или УК, в зависимости от желания гражданина, и не подлежит индексации. Проверенные фонды инвестируют эти средства в финансово выгодные проекты, увеличивая доход клиента. Если программы окажутся провальными, то клиенту остается надеяться на сумму, которую уже внес ранее.

ИПК могут начислять не только по трудовому стажу, но и в некоторых ситуациях, описанных в законе.

1,8 балла начисляется за один год ухода за следующей категорией граждан:

  • инвалид I группы;
  • ребенок-инвалид;
  • старики старше 80 лет;
  • ребенок до 1,5 лет (обоим родителям).

1,8 также начисляется за один год службы в армии по призыву. Если родитель берет годичный отпуск для ухода за вторым ребенком, то ему начислят 3,6 балла, а за третьего и четвертого — уже 5,4.

Пенсионный Фонд стимулирует людей выходить на пенсию как можно позже, предлагая увеличение фиксированных выплат и страхового денежного пособия на 36% и 45% баллов соответственно, если гражданин обращается через 5 лет после получения права на обеспечение в старости. Через 10 лет фиксированная выплата вырастет в 2,11, а страховая — в 2,32.

Военная пенсия имеет также свою формулу расчета:

  • 50% х (размер оклада воинской должности и звания + надбавка за выслугу лет) + понижающий коэффициент х 3% (при службе более 20 лет за каждый год, не более 85%) + 2% (каждый год в случае не индексации денежного довольствия).

Различают три вида военной пенсии:

  • по выслуге лет;
  • по инвалидности;
  • по потере кормильца — получают родственники, если он пропал без вести или умер.

Важно: если 20 лет выслуги не набирается, пенсию начисляют по смешанному стажу.

Порядка 10 миллионов граждан — работающие пенсионеры, и в 2021 году Правительство может оставить эту категорию без пенсий. К ним относятся лица, получающие заработную плату и делающие отчисления в фонд, а также самозанятые. Пенсионные выплаты с начала 2021 года увеличены на 3,7%. Начисление баллов за трудовой стаж возможно в размере не более 3 и в сумме это 244,47 рублей.


Похожие записи:


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *