Проверки ККТ стали внеплановыми: как избежать миллионных штрафов от ФНС
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Проверки ККТ стали внеплановыми: как избежать миллионных штрафов от ФНС». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Подобная формулировка в нормативных актах КоАП РФ не встречается, поэтому сам факт отсутствия ККТ не является основанием для привлечения к ответственности. Правонарушением считается непосредственно ведение торговой деятельности без ее использования, а также несоответствие установленного оборудования требованиям, определенным положениями ФЗ №54. В последнем случае размер взыскания для юридических лиц составляет 30 тысяч рублей.
Куда подается претензия на продавца
Если продавец не дал чек потребителю, или если компания, осуществляющая продажи, работает без кассового аппарата, это нарушение законодательства об использовании ККТ.
Отсутствие документов о покупке товара также определенным образом влияет на возможность покупателя беспроблемно возвращать товары. Потребитель этой возможности не лишается, однако на практике, если нет кассового документа, гораздо сложнее защищать интересы потребителей.
Если вам выдали кассовый чек в магазине или если вам отказались выдать товарный чек по требованию, вы можете подать соответствующую жалобу. На нарушения, допущенные продавцом, можно пожаловаться в органы, контролирующие его деятельность. Речь идет о Налоговой инспекции и Роспотребнадзоре.
Данные организации обязаны принять жалобу от потребителя, и после ее рассмотрения принять соответствующие меры. Для обращений, поступающих от граждан в учреждения и государственные органы, установлен месячный срок рассмотрения.
Налоговая служба, получив такую жалобу, осуществляет проверку применения предприятием ККТ, выдачи чеков или других документов о продаже товаров. В итоге нарушителю могут вынести предупреждение и наложить штраф. Если нарушения будут повторяться, продавцу может грозить приостановление торговли сроком на несколько месяцев.
Претензии со стороны контролирующих органов могут обуславливаться различными обстоятельствами. Помимо уже упомянутого технического несоответствия оборудования, рассматриваются также следующие правонарушения:
- Несоблюдение регламента первичной и повторной регистрации, включая ограничения по срокам. Влечет за собой предупреждение либо взыскание на сумму до 3 000 (для организаций — до 10 000 рублей).
- Непредставление или несвоевременное предоставление информации и документации, запрашиваемой представителями налоговой службы. Предусматривает аналогичные санкции.
- Продажа без чека — ответственность за неприменение ККТ в виде штрафа для ИП и должностных лиц доходит до двух, для юридических субъектов — до десяти тысяч руб. за каждый выявленный случай.
Стоит отметить, что сам по себе факт наказания не является основанием для освобождения виновника от обязательства по исправлению нарушений. В соответствии с законом срок давности для привлечения равен одному году — отправной датой для отсчета периода определяется день фактического совершения проступка, а при рассмотрении дел, связанных с длящимися правонарушениями — момент выявления контролирующими органами.
Проекты запланированных изменений
Корректировки регламентирующих актов были предложены Министерством финансов еще в 2020, и предполагают перенос бывших норм ФЗ №54 и КоАП в структуру Налогового кодекса. Среди нововведений особого внимания заслуживает внедрение системы оперативного контроля — проверки ИФНС фактов фиксации взаиморасчетов, а также добросовестного отражения объемов выручки, реализуемой в двух формах:
- Общий мониторинг — обработка данных о работе с кассами, поступающих из различных источников, оценка полученной информации и принятие решений.
- Выездные оперативные мероприятия, осуществляемые по месту фактической деятельности предпринимателя или организации, и допускающие как привлечение представителей ФСБ, так и проведение контрольных закупок, целью которых выступает выявление правонарушений.
В перспективе также вероятно изменение структуры, величины и порядка назначения штрафных санкций. Впрочем, на сегодня вопрос о том, какой штраф назначается за неприменение кассового аппарата — если ИП не пробил или не выдал чек ККТ — регламентируется ранее принятыми положениями.
Что делать при отказе?
Что же делать, когда вам не предоставили документ о продаже и куда жаловаться, если в магазине не выдали кассовый чек? Нередки случаи когда недобросовестные предприниматели или продавцы отказываются выдавать чек, преследуя такие цели, как уклонение от уплаты налогов, возможность снять ответственность за проданный товар или предоставленную услугу и т.д.
Если продавец отказывается выдать чек или любой другой документ его заменяющий, вначале необходимо обратиться к управляющему или вышестоящему руководству. В противном случае рекомендуется поступать следующим образом:
- Необходимо зафиксировать факт нарушения с помощью фото и видео материалов, показаний свидетелей, составления жалобы в книге жалоб и предложений. Такую запись желательно сфотографировать на случай уничтожения или замены документа сотрудниками.
- Далее следует обратиться с претензией в Роспотребнадзор или налоговую инспекцию. Документ можно подать как в электронном виде на официальном сайте, так и отравить заказным письмом. Максимальный срок рассмотрения заявки — до одного месяца с момента получения. Претензия пишется в произвольной форме.
Обязательные пункты:
- ФИО заявителя и его паспортные данные;
- суть претензии;
- требования заявителя;
- наименование и реквизиты организации;
- ФИО продавца, совершившего нарушение;
- подпись и дата.
Так куда же обращаться, если в магазине не выдали чек? В случае отсутствия принятия мер по урегулированию конфликта, необходимо обращаться в суд с копией раннего обращения в Роспотребнадзор за не отданный чек, а также предоставить всем сопутствующие документы и доказательные материалы.
Если жалоба на данную организацию поступает впервые и других нарушений отмечено не было, проверяющие органы ограничиваются предупреждением с последующей проверкой. В случае повторной жалобы, по факту нарушения проводится проверка, в результате которой налагается административный штраф от 10000 рублей. Дальнейшие нарушения грозят более серьезными штрафами, вплоть до конфискации кассового аппарата и прекращения торговой деятельности данной организации.
Что делать, если решение не устраивает
Есть несколько способов обжаловать решение, вынесенное по обращению:
- ведомственная апелляция. Внутри системы ФНС принята система обжалования принятых решений в порядке оспаривания. В соответствии с ч. 9 ст. 101 НК РФ, решение по обращению вступает в силу через месяц после того, как оно было вручено заявителю. В течение этого срока необходимо подать апелляцию;
- заявление в прокуратуру с просьбой проверить законность действий инспекции. Прокуратура является государственным органом, в полномочия которого входит проверка соблюдения любых законов, в том числе фискального законодательства, в том числе самими сотрудниками ФНС;
- обращение в суд. Если оспариваемое решение напрямую затрагивает права гражданина, например если ему насчитали штрафы или пени, он вправе обжаловать его в судебном порядке.
Штраф за непробитие чека ККМ для ИП и ООО
Термин «онлайн-касса» используется законодателем с 2016 г., когда понятие было включено в обновленную редакцию ФЗ №54. Отличительная особенность нового оборудования — функция автоматической выгрузки фискальных данных, поступающих в ФНС через платформы ОФД. Старые версии кассовых аппаратов не регистрируются с февраля 2017, поэтому использование подобной техники считается нарушением, квалифицируемым как неприменение ККТ.
Положения, закрепленные в рамках ч. 2 ст. 14.5 административного кодекса, определяют ответственность за невыдачу кассового чека покупателю — штрафы для ИП и ООО, обязанных выдавать бумажные или электронные документы, подтверждающие оплату, составляют 2 и 10 тысяч соответственно.
Если же оборудование отсутствует в принципе, но предприниматель или предприятие продолжает вести торговлю, размер взыскания определяется кратно сумме неучтенных сделок, выявленных проверяющими.
Можно ли работать без онлайн-кассы?
Существует ряд исключений, в отношении которых не применяется обязательное требование об установке нового оборудования, оснащенного опцией выгрузки фискальных данных в режиме реального времени. В первую очередь это касается предпринимателей и организаций, работающих в отдаленной местности, где инфраструктура не обеспечивает условия, необходимые для стабильного Сетевого подключения. Перечень подобных территорий уточняется в региональных и муниципальных ведомствах, а также в ФНС по месту регистрации.
Вторая категория — ИП без наемных работников, занимающиеся специфическими видами торговли или оказания услуг. Перечень «особых» сфер деятельности включает в себя:
- предоставление в аренду собственного жилища;
- реализацию своей сезонной сельхозпродукции;
- ремонт и чистка обуви;
- продажу печатных изданий через киоски;
- торговлю мороженым (лотки), рыбой, разливным квасом и молоком;
- сбыт товаров народного промысла.
Кроме того, установка специальной ККТ не требуется субъектам, продающим ценные бумаги, а также проездные билеты и талоны — при условии, что торговля ведется в салоне транспортного средства. Исчерпывающий список подобных исключений приводится в приложении ко второй статье ФЗ №54.
Еще один вариант, позволяющий обойтись без онлайн-кассы — регистрация в качестве самозанятого, либо применение отдельного налогового режима, при котором ИП платит сборы с профессионального дохода. В данном случае речь также идет о субъектах, фактически работающих на себя, при этом отказываться от статуса индивидуального предпринимателя совершенно необязательно — главное, чтобы совпали следующие условия:
- Принятие регионом регистрации соответствующего закона.
- Отсутствие нанятых сотрудников с действующим трудовым договором.
- Получение дохода не от использования собственного имущества.
- Величина годового оборота, не превышающая 2,4 миллиона рублей.
Если все совпадает — достаточно дождаться истечения патента, или сразу подать заявление на смену формата налогообложения на НПД, позволяющий вести торговую деятельность без кассового оборудования. Для выдачи электронных чеков, предоставления отчетности в ФНС и уплаты обязательных сборов используется бесплатное приложение «Мой налог», заметно упрощающее выполнение всех необходимых операций.
Направление претензии, результат и возможные дальнейшие действия
Претензия может быть направлена лично либо по почте (оптимальный вариант – заказным письмом с уведомлением о вручении).
Если претензия направляется лично, целесообразно составить два экземпляра, лишь один из которых передается адресату. На втором экземпляре ответственное за прием входящей корреспонденции лицо должно поставить соответствующую отметку о принятии (дата, ФИО уполномоченного сотрудника, печать – при наличии).
Второй экземпляр остается у заявителя и может быть впоследствии использован в качестве одного из доказательств в суде.
Практика показывает, что в превалирующем большинстве подобных ситуаций хозсубъект выполняет все предъявленные покупателем требования.
Однако в том случае, если направленная претензия отклоняется либо игнорируется, покупателю целесообразно обратиться в суд с соответствующим исковым заявлением.
При этом весомым преимуществом (помимо свидетельских показаний и аналогичных материалов) могут стать копии жалоб, ранее направленных в налоговую инспекцию и/или Роспотребнадзор.
Чек коррекции ОФД выбивают в следующих случаях:
|
Чек на возврат выбивается:
|
Будет ли наложен штраф при выдаче чека коррекции в ОФД
Все действия по оформлению чеков возврата или коррекции проводят только при условии, что не была использована онлайн-касса. Соблюдение этого правила предотвратит возможный штраф со стороны налоговых служб за неприменение при расчётных операциях ККТ.
Согласно законодательству, за уклонение от правил контроля ОФД и неиспользование касс предусмотрен штраф. Для ИП он составит 25–50% от неучтённой суммы, но не менее 10 000 рублей. Для юридических лиц ставка возрастает до 75–100% выручки при минимальной планке в 30 000 рублей.
Если сумма неучтённых расходов, по данным ОФД, превысила 1 миллион рублей или это нарушение было зарегистрировано второй раз в течение года, то налоговые службы могут остановить деятельность индивидуального предпринимателя либо юридического лица на 90 суток.
Одновременно законодательство предусматривает снятие административного нарушения при условии, что плательщик в добровольном порядке уведомил органы ФНС о неиспользовании при ведении расходных операций онлайн-кассы. Для этого должны выполняться следующие условия:
1
ИП или юридическое лицо, нарушившее порядок применения ККТ, добровольно в письменной форме известил об этом нарушении в ФНС либо направил в налоговый орган чек коррекции;
2
в момент заявления о нарушении и направления в налоговую чека коррекции — сам налоговый орган не располагал (не знал) о факте совершения лицом административного правонарушения;
3
данное нарушение было совершено впервые либо с момента уплаты штрафных санкций прошло более 1 года;
4
в налоговые службы предоставлен достаточный объём данных, подтверждающих факт правонарушения и его исправления.
Относительно последнего пункта необходимо предоставить акт, подтверждающий нарушение и пояснения о проведении операции. Их нужно отправить в течение трёх дней после оформления чека коррекции ОФД. Если же за это время ФНС узнала о правонарушении (например, была совершена контрольная закупка или клиент самостоятельно обратился в налоговые органы), то избавиться от штрафных санкций не получится.
Как избежать ответственности за невыбитый кассовый чек
Есть общие, а есть специальные нормы, которые позволят избежать ответственности за неприменение ККМ. Общие это:
- прекращение административного производства,
- малозначительность административного правонарушения
- замена административного штрафа предупреждением для субъектов малого предпринимательства, если правонарушение совершено впервые (ст. 4.1.1. КоАП РФ)
- освобождение от административной ответственности
Специальные нормы: штраф не назначается, если:
- лицо добровольно сообщило в налоговый орган о нарушении
- на момент сообщения налоговый орган не знал о совершенном правонарушении
- представленные заявителем сведения и документы достаточны для установления события административного правонарушения
Нужно и исправить нарушение – пробить чеки коррекции. Срок давности привлечения к административной ответственности и назначения штрафа за непробитый чек – 1 год.
Если покупателю не дали чек – это является нарушением действующего законодательства, регламентирующего использование контрольно-кассовой техники. Недобросовестный продавец не только избегает уплаты налогов, но и нарушает права потребителя. Гражданину без чека будет намного сложнее отстоять свои права, например, вернуть, обменять, отремонтировать покупку.
Если покупателю не выдали в магазине кассовый чек, он может написать жалобу в контролирующие органы: Федеральная налоговая служба России, Роспотребнадзор, отделы по защите прав потребителей.
Жалоба составляется в письменном виде, подаётся лично, почтой. Иногда можно обратиться и в электронном виде, используя форму претензии на официальном портале выбранного ведомства.
Указанные выше государственные структуры после регистрации жалобы обязаны провести проверку, при подтверждении факта, принять меры, направленные на устранение правонарушение, наказать виновных. О результатах обработки жалобы заявитель должен быть уведомлен в 30-дневный срок с момента регистрации обращении, способом, указанным в заявлении (например, на ответ будет направлен на электронную, обычную почту).
Куда сообщить если не выдали кассовый чек
Внимание Обязан ли продавец выдавать чек? При любых расчетах – наличными или с помощью банковских карт, — продавец должен передавать покупателю чек. Это правило закреплено в Федеральном законе в Федеральном законе от №54-ФЗ, который также указывает, что техника учета транзакций обязана применяться всеми, без исключения.
В той или иной форме передача денежных средств за продукт или услугу должна фиксироваться продавцом. Тем не менее, индивидуальные предприниматели могут отказываться от использования ККТ (контрольно-кассовой техники), при условии, если они используют единый налог и оказывают определенные услуги. ИП и ООО, являющиеся плательщиками ЕНВД или ПСН, могут не выдавать кассовые чеки, однако они должны выписывать квитанции или товарные чеки вместо кассовых для подтверждения факта покупки услуги или товара.
Зачем нужна справка об отсутствии кассового аппарата
В ст. 2 закона «О применении контрольно-кассовой техники…» от 22.05.2003 № 54-ФЗ четко определены случаи, когда допускается отсутствие контрольно-кассовой техники (далее — ККТ) при произведении расчетов хозсубъектами (более подробно об этом читайте в наших статьях ККТ для ИП — регистрация и применение и Составляем заявление на регистрацию ККТ — образец заполнения).
Вместе с тем закон не запрещает хосубъектам, имеющим полное право не применять в своей деятельности ККТ, данную технику использовать. В противном случае в качестве подтверждения факта осуществления расчетов хозсубъект должен выдавать документ, оформленный на бланке строгой отчетности (см. положение…, утв. постановлением Правительства РФ от 06.05.2008 № 359).
Обратите внимание! В некоторых случаях покупателю или потребителю услуг, получившему оформленный на бланке строгой отчетности документ в подтверждение факта осуществления расчетов, необходимо документальное подтверждение причины невозможности получить именно кассовый чек. В этой ситуации продавец/поставщик услуг может представить по запросу справку об отсутствии кассового аппарата.
Как составить справку об отсутствии кассового аппарата:
Обратите внимание! Унифицированного образца такой справки не существует, поэтому она может быть составлена в произвольной форме с указанием всех значимых атрибутов.
Структура такой справки может быть следующей:
- Наименование документа («справка об отсутствии кассового аппарата»).
- Реквизиты документа (номер и дата выдачи).
- Сведения об отсутствии кассового аппарата у конкретного хозяйствующего субъекта со ссылкой на соответствующую норму закона. Если же ККТ отсутствует вопреки требованиям закона, то такая справка все равно может быть выдана. В ней следует указать период и причины отсутствия ККТ.
- Подпись уполномоченного лица с расшифровкой должности и Ф. И. О.
- Печать хозсубъекта (при наличии).
Такая справка может быть изготовлена на фирменном бланке организации/ИП, однако это требование не является обязательным.
Обратите внимание! Если справка оформляется не на фирменном бланке хозсубъекта, то в ее тексте следует отразить сведения о таком хозсубъекте, позволяющие его однозначно определить (например, ИНН, ОГРН и адрес).
Уплата НДФЛ позже срока = пени + штраф.
Действующая редакция ст. 123 НК РФ устанавливает для налоговых агентов ответственность за неправомерное неудержание и неперечисление (неполное удержание и (или) перечисление) в установленный НК РФ срок сумм налога, подлежащего удержанию и перечислению налоговым агентом: штраф в размере 20 % от суммы, подлежащей удержанию или перечислению.
На практике данная норма наиболее широко применяется в отношении налоговых агентов по НДФЛ в случае перечисления сумм налога позже установленных сроков. Получается, что если налоговый агент перечислил сумму НДФЛ позже установленного срока, но сделал это сам независимо от требований налогового органа, а также уплатил пени, то ему ответственности все равно не избежать: при выездной налоговой проверке ему будет начислен штраф за несвоевременную уплату налога. При этом штраф за несвоевременный НДФЛ будет начислен независимо от того, на какое время был задержан платеж и по какой причине.
Еще в Письме Минфина России от 04.04.2017 № 03-02-08/19755 было сказано, что НК РФ не предусмотрено освобождение налогового агента от ответственности в зависимости от срока неправомерного неисполнения им установленной обязанности по удержанию и перечислению суммы налога в бюджетную систему РФ. Что же касается причины, по которой НДФЛ не был уплачен в установленный срок, финансисты отмечают, что отсутствие вины лица в совершении налогового правонарушения согласно пп. 2 п. 1 ст. 109 НК РФ является обстоятельством, исключающим привлечение этого лица к ответственности за совершение налогового правонарушения. При применении налоговой санкции судом или налоговым органом, рассматривающим дело, учитываются обстоятельства, исключающие вину лица в совершении налогового правонарушения, или обстоятельства, смягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения (ст. 111 и 112 НК РФ).
Но на практике ни отсутствие умысла в совершении налогового правонарушения, ни совершение налогового правонарушения впервые, ни тяжелое финансовое положение налогового агента, ни какие-либо другие причины не принимались налоговыми органами в качестве обстоятельств, исключающих или смягчающих вину в данном случае. Это связано с принципиальным подходом контролирующих органов к рассматриваемому вопросу: источником перечисления налоговым агентом сумм НДФЛ в бюджетную систему РФ являются суммы денежных средств, удерживаемые у налогоплательщиков (Письмо Минфина России от 15.10.2012 № 03-02-07/1-253).
В Письме от 15.03.2018 № 03-04-05/16172 представители Минфина прямо указали, что налоговый агент перечисляет не свои денежные средства, а денежные средства, удержанные непосредственно из доходов налогоплательщика при их фактической выплате. Соответственно, не перечислив в установленный срок НДФЛ, налоговый агент незаконно пользуется денежными средствами налогоплательщиков, что недопустимо.
При этом на практике налоговики пытались применить ст. 123 НК РФ и в случае своевременной уплаты НДФЛ в бюджет, но с ошибками в платежном поручении, например при уплате НДФЛ обособленным подразделением организации. Хотя согласно правовой позиции ВАС налоговый агент признается исполнившим свои обязательства перед бюджетной системой РФ в случае исчисления, удержания и перечисления налога на соответствующий счет Федерального казначейства (Постановление Президиума ВАС РФ от 23.07.2013 № 784/13 по делу № А06-9384/2011). Также Президиум ВАС пришел к выводу о том, что неправильное указание в платежных документах кода ОКАТО не ведет к образованию недоимки и не может рассматриваться как основание для начисления сумм пеней, поскольку налог в бюджетную систему РФ налоговым агентом перечислен в установленный срок. Аналогичная позиция отражена в Определении ВС РФ от 10.03.2015 № 305-КГ15-157 по делу № А40-19592/14. Соответственно, указание реквизитов организации вместо указания реквизитов ее обособленного подразделения не является основанием для признания обязанности по уплате налога в бюджетную систему РФ неисполненной.
В Письме ФНС России от 24.11.2017 № ГД-4-11/23852 однозначно сказано, что НК РФ не предусматривает ответственности за ненадлежащее исполнение налоговым агентом своих обязанностей, в частности за нарушение порядка перечисления удержанного НДФЛ. Следовательно, если налоговым агентом НДФЛ был удержан и перечислен своевременно и в полном объеме, у налогового органа не имеется оснований для привлечения его к налоговой ответственности в соответствии со ст. 123 НК РФ. Данная позиция нашла свое отражение еще в Постановлении ВАС РФ от 24.03.2009 № 14519/08.
При этом налоговики напоминают, что нарушение порядка перечисления налога приводит к трудностям идентификации налоговым органом платежей, а также сложностям для самого налогового агента при уточнении оснований, типа и принадлежности платежа. С этим трудно не согласиться.
Что, если, вы приобрели товар или услугу там, где используется касса, но чек нам все равно не выдали? Куда вам обращаться в таком случае, ведь ситуация действительно ущемляет ваши права?
Вы можете пожаловаться в орган исполнительной власти – Роспотребнадзор. Именно он занимается защитой интересов и прав потребителей и осуществляет эти функции на федеральном уровне и с помощью территориальных органов в каждом отдельном регионе.
Для подачи жалобы в Роспотребнадзор, необходимо помнить, что она должна быть обоснована. Если вам не выдали чек, хотя были обязаны, вы вправе попросить данный орган провести проверку продавца для выявления нарушения ваших прав.
Следует отметить, что Роспотребнадзор не занимается помощью в случае, если вам необходимо вернуть свои деньги. Подобные вопросы сначала следует решать непосредственно с продавцом.
Подать жалобу можно при помощи:
- личного обращения (или через представителя)
- почты (заказное письмо)
- интернета (сервисы Госуслуг и официального сайта Роспотребнадзора).
Вашу жалобу рассмотрят в течение месяца, при этом она должна быть составлена грамотно и содержать следующую информацию:
- кому вы жалуетесь
- кто вы (полные данные и контакты для связи)
- кто нарушитель (местонахождение, телефоны, название магазина)
- какие нормы закона он нарушил, по вашему мнению (информацию можно взять из Закона «О Защите прав потребителей»).
Также, очень желательно к жалобе приложить любые доказательства нарушения (копию переписки с продавцом, например), а также завершить ее собственной подписью и датой составления.
В течение 30 дней Роспотребнадзор рассмотрит вашу жалобу и примет решение о проверке указанных вами нарушений. При выявлении систематических отказов выдавать чек продавцу будет грозить предупреждение или штраф при проведении внеплановой проверки со стороны Налоговой.