Тюменской области
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Тюменской области». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
В трудовом праве чётко регламентируется перечень прав и обязанностей тех, кто официально считается безработным. По определению, это трудоспособный гражданин, не имеющий заработка, находящийся на учёте в центре занятости населения, активно занимающийся поиском работы и готовый приступить к ней.
Права и обязанности безработного.
Законодательство в РФ в сфере занятости представляет собой сложную систему, так как общественные отношения в этой сфере сложны и многообразны.
Защита граждан от безработицы и основные гарантии в данной сфере закреплены в Конституции РФ и в законе “О занятости населения в Российской Федерации”.
Безработные граждане имеют право на выбор подходящего места работы путем прямого обращения к работодателю, путем посредничества органов службы занятости и других организаций по содействию в трудоустройстве. Подходящей работой считается работа соответствующая профессиональной подготовке работника, состоянию здоровья. Гражданам, впервые ищущим работу и не имеющим профессии, государством гарантируется получение бесплатного профессионального образования на конкурсной основе.
Право на трудоустройство может быть реализовано различным образом и включает в себя следующие правомочия:
• право на содействие в поиске подходящей работы;
• право на выбор места работы, в том числе возможность трудоустройства в другой местности, а также право на профессиональную деятельность за пределами территории Российской Федерации;
• право на бесплатные профессиональную ориентацию, профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации по направлению органов службы занятости;
• право участвовать в общественных оплачиваемых работах;
• право на получение содействия в организации собственного дела.
Правомочия, обеспечивающие социальную поддержку и материальную помощь безработному в период поиска работы, также закреплены в Законе о занятости и предусматривают возможность для безработного получать следующие социальные гарантии и компенсации:
• пособие по безработице;
• стипендия на период обучения по направлению службы занятости;
• материальная помощь безработным и членам их семей;
• организация отдыха и лечения детей безработных граждан;
• возмещение затрат в связи с добровольным переездом в другую местность для трудоустройства по предложению органов службы занятости;
• оплата стоимости проезда (до места обучения и обратно) и расходов, связанных с проживанием граждан, направленных службой занятости на профессиональную подготовку, повышение квалификации или переподготовку в другую местность
Каждый безработный гражданин имеет кроме прав, еще и обязанности.
Исходя из закона “О занятости населения в РФ“ можно выделить следующие обязанности безработных граждан:
-
Гражданин должен сообщить определенные достоверные сведения о себе и своей семье. Исходя из этих сведений принимается решение о признании гражданина безработным и ему назначаются социальные пособия по безработице. Если же безработный получал пособия обманным путем, то выплата пособий прекращается и гражданин снимается с учета в качестве безработного;
-
Безработный должен не реже двух раз в месяц проходить перерегистрацию в органах службы занятости и заранее сообщать об отсутствии по месту регистрации более одного месяца;
-
Безработный должен явиться в органы службы занятости ля получения направления на работу или переговоры с работодателем не позднее трех дней со дня направления центром занятости;
-
Безработный должен либо согласиться выполнять предложную работу, либо посещать занятия для прохождения бучения по направлению органов службы занятости;
-
Безработный должен проинформировать службу занятости о трудоустройстве;[2]
Служба занятости является основным учреждением, которое определяет права и обязанности безработного, определяет их правовой статус, выплату пособий. Неработающему человеку нужно выполнять все обязательства, касающиеся этих центров. Следует посещать его в установленные сроки, представлять отчёт о результатах собеседования. Кроме этого необходимо активно искать работу, не ожидая предложений и направлений.
Безработные, зарегистрированные в службах занятости, имеют определённые преимущества. Они могут проходить бесплатное обучение, получать информацию о новых местах работы. Кроме этого неработающему населению положены определённые выплаты. Вакансии службы занятости позволяют человеку как ждать предложение по старой профессии, так и освоить новую. Их список периодически пополняется, поэтому все желающие рано или поздно найдут подходящее место.
Особенности понятий подходящая и неподходящая работа
Так как с приобретением и сохранением правового статуса безработного тесно связаны такие понятия, как «подходящая работа» и «неподходящая работа», то следует уделить им особое внимание.
На основании ст.4 Закона «О занятости» в качестве подходящей выступает такая работа (сюда же относится и временная работа), которая отвечает профессиональной пригодности сотрудника, учитывая уровень его профессиональной подготовки, условия последнего места работы, состояние здоровья, транспортную доступность рабочего места.
В качестве транспортной доступности выступает максимальная удаленность работы, которая подходит, от места жительства безработного, определяемая необходимым органом местного самоуправления, учитывая развитие сети общественного транспорта в данной локальности.
К примеру, на основании постановления Администрации г. Волжского Волгоградской области определены ряд требований к транспортной доступности рабочего места для ряда граждан, которые зарегистрированы в Центре занятости населения для того, чтобы найти подходящую работу, или для ряда безработных.
В состав статуса безработного входят права и обязанности, ответственность за некорректное исполнение или неисполнение обязанностей, а также ряд социальных гарантий и компенсаций, предусмотренных законодательством для того, чтобы предоставить безработному гражданину возможности на реализацию предоставленных прав.
В Законе «О занятости» закреплена обширная область прав граждан, которые признаны в установленном порядке как безработные. Данные права допустимо разделить на две группы. Речь идет о правомочиях, которые направлены на осуществление прав свободного распоряжения своими способностями к труду, обозначения рода деятельности и профессии, и о правомочиях, которые гарантируют социальную поддержку и помощь материального характера безработным во время поиска работы.
Гражданин, признанный в установленном порядке безработным, имеет право на выбор подходящей работы самостоятельно или с помощью бесплатного посредничества органов занятости населения, в том числе за пределами Российской Федерации.
Гражданин, являющийся безработным, имеет право на консультацию, профориентацию, содействие для переезда и переселения в другую местность для трудоустройства, психологическую поддержку, профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование, получение информации в органах службы занятости.
Безработный имеет право на обжалование действий органов службы занятости и их должностных лиц.
К сожалению, перечисленные права безработных остаются не более, чем декларативными. Например, центр занятости населения никогда не пойдёт на то, чтобы предоставить сведения о наличии подходящих вакансий за пределами Российской Федерации. В подавляющем большинстве центров занятости населения отсутствуют психологи и не просто отсутствуют, а вообще не предусмотрены штатным расписанием. Максимум, что сделает инспектор по занятости для содействия безработному в поисках работы – скажет «посмотрите в коридоре, там висят списки с вакансиями». Профориентация вообще практически игнорируется должностными лицами органов занятости населения. Хорошо, если проведут школьников старших классов на профориентацию.
Возврат пособия по безработице. В каких случаях производится
Возврат пособия по безработице предусмотрен в случае его незаконного получения (обманным путем), а именно:
- предоставление заведомо ложных или недостоверных сведений, что порождает для центров занятости населения тотально проверять каждого претендующего на статус безработного и получение пособия по безработице относительно достоверности представленных им сведений об отсутствии работы, стажа в трудовой книжке, заработной платы по последнему месту работы и т.д.;
- наличие оплачиваемого места работы в период получения пособия по безработице, что порождает для центров занятости населения обязанность тотально проверять каждого безработного на появление у него оплачиваемого места работы в период получения пособия по безработице и наличии статуса безработного;
- случаи получения пособия по безработице в результате технической или арифметической ошибки.
Обязанности и ответственность
Аналогично правам, обязанности формируются исходя из аксиомы активного поиска работы вместо желания длительного бездействия.
К обязанностям относятся:
- Перерегистрация, проводимая каждые две недели. Процедура включает:
- предоставление своеобразного отчёта гражданином о предпринятых попытках поиска в виде сдачи направлений с указаниями мотивации отказа;
- анализ сотрудником биржи причин сложности трудоустройства и предложений обучения или переобучения;
- предложения новых направлений на образовавшиеся вакансии;
- приобщение к общественным работам;
- начисление пособия за истекший период с момента предыдущей перерегистрации.
- Обязательность явки на перерегистрацию в предварительно назначенное время:
- в трезвом виде;
- в случае болезни оправдательным документом для неявки служит листок нетрудоспособности.
- Посещение работодателей по направлениям, выданным центром занятости в течение 3-х рабочих дней с момента выдачи. Отказ со стороны безработного от 2-х подходящих мест работы приостанавливает выплату пособия.
- Предоставление достоверных сведений. Если гражданин имеет скрытый доход, зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя, является учредителем коммерческой фирмы, то он лишается права на получение пособия. Сокрытие информации считается мошенничеством с вытекающими правовыми последствиями.
Безработный – трудоспособный гражданин, не имеющий работы и заработка, который зарегистрирован в комитете по труду, занятости и социальной защите горисполкома, управлении (отделе) по труду, занятости и соц.защите городского, районного исполкома в целях поиска подходящей работы, ищет работу и готов приступить к ней.
Регистрация граждан в качестве безработных осуществляется по их месту жительства органами по труду, занятости и социальной защите при личном обращении. При регистрации безработный гражданин в день обращения представляет в комитет по труду, занятости и социальной защите горисполкома, управление (отдел) по труду, занятости и социальной защите городского, райисполкомов документы. Порядок регистрации граждан безработными и снятия с учета безработных определяется Положением о порядке регистрации граждан безработными и снятия их с учета.
Безработными не могут быть зарегистрированы занятые граждане, а также граждане: ♦ не достигшие 16-летнего возраста; ♦ которым в соответствии с законодат-м назначены пенсия по возрасту, за выслугу лет или профессиональная пенсия;♦ отбывающие наказание по приговору суда в виде исправительных работ, ареста, ограничения свободы, лишения свободы или пожизненного заключения; ♦ проходящие лечение в лечебно-трудовых профилакториях МВД РБ; ♦ представившие документы, содержащие заведомо ложные сведения об отсутствии работы и заработка, а также другие недостоверные данные, для регистрации их безработными; ♦ обучавшиеся за счет средств респуб-го и (или) местного бюджетов и отказавшиеся от распределения на работу, от трудоустройства по распределению либо не полностью отработавшие срок работы по распределению в течение установленного законодат-м об образовании срока.
Одна из основных задач органов по труду, занятости и социальной защите – подыскать безработному подходящую работу. Подходящей считается работа (кроме оплачиваемых общественных работ), которая соответствует профпригодности безработного, с учетом уровня его профессиональной подготовки, состояния здоровья, стажа и опыта работы по прежней профессии (специальности), должности, транспортной доступности нового места работы.
Подходящей не может считаться работа, если: – она предоставляется за пределами максимальной удаленности от места жительства безработного; – отказ от нее обоснован уважительными личными причинами либо семейными обстоятельствами; – условия труда на рабочем месте не соответствуют требованиям по охране труда; – предлагаемый заработок на 10 и более % ниже среднего заработка, исчисленного за два последних календарных месяца по последнему месту работы (службы) гражданина. По истечении шести месяцев со дня регистрации в качестве безработного в случае невозможности предоставления безработному работы по профессии (специальности) подходящей может считаться работа, требующая изменения профессии (специальности) с учетом способностей безработного, состояния его здоровья, опыта работы по прежней профессии (специальности), должности и доступных для него средств обучения. В определенных случаях требования к подходящей работе понижаются.
Правовой статус безработного, кроме определения, включает в себя также его права и обязанности. К правам безработных можно отнести право на:
♦ бесплатную профориентацию, психологическую поддержку, профподготовку, переподготовку и повышение квалификации; ♦ получение пособия по безработице, стипендии в период обучения по направлению органов по труду, занятости и социальной защите, оказание материальной помощи безработным и членам их семей, находящимся на их иждивении; ♦ компенсацию в соответствии с законодательством материальных затрат в связи с направлением на работу (обучение) в другую местность;♦ бесплатный медосмотр при приеме на работу и направлении на обучение;♦ возможность участия в оплачиваемых общественных работах;♦ содействие в организации предпринимательской деятельности.
Присвоение статуса и точка зрения действующего законодательства
В соответствии с действующими правилами, далеко не каждый гражданин может претендовать на получение данного вида выплат. Оформить их может следующая категория граждан:
- трудоспособная часть населения, состояние здоровья которой позволяет заниматься профессиональной деятельностью;
- граждане, у которых не имеется никаких постоянных либо временных заработков. Физические лица также не должны получать так называемые «серые зарплаты»;
- люди, заинтересованные поисками нового места работы и готовые взять на себя обязанности, которые будут возложены на них в момент присвоения статуса безработного лица.
Такие строгие правила устанавливаются для того, чтобы гражданин, не желающий работать, не смог регулярно получать деньги от государства и тунеядствовать.
Трудоспособность и значение данного понятия с юридической точки зрения
С точки зрения действующих нормативно-правовых норм, трудоспособность физического лица представляет собой его возможность полноценно заниматься профессиональной деятельностью, без ущерба собственному здоровью. На наличие трудоспособности также может влиять и возраст. Например, если человеку еще не исполнилось 16 лет, он не сможет быть признан безработным гражданином, так как данный возраст отведен государством для прохождения соответствующего обучения.
Что касается иных категорий граждан, которым не может быть присвоен статус безработного лица, сюда можно отнести:
- пенсионеров, которые уже получают регулярный доход в виде ежемесячных выплат от государства;
- граждан, которые также вышли на пенсию, но не по причине достижения определенного возраста, а на основании достижения необходимого трудового стажа;
- физических лиц, которые рано ушли на пенсию, по причине длительной трудовой деятельности в опасных либо вредных условиях.
Кто может являться безработным?
Многие считают, что статус безработного автоматически возникает у лиц, которые на данный момент времени не имеют официального места трудоустройства. Однако такое мнение является ошибочным. Дело в том, что присвоение данного статуса осуществляется в установленном порядке и только уполномоченной инстанцией. Такими инстанциями являются центры занятости, отделения которых имеются во всех регионах нашей страны.
Присвоение статуса безработного проводится исключительно по инициативе самого заинтересованного клиента. Для этого ему необходимо обратиться в местное отделение службы занятости. На первом же приеме посетитель составляет письменное заявление, в котором указываются намерения относительно официальной постановки на учет в данной инстанции. Помимо этого, в прямые обязанности посетителя будет входить и предоставление необходимых документов, точный перечень которых устанавливается на законодательном уровне. К основным бумагам можно отнести следующие:
- Паспорт физического лица – для подтверждения личности гражданина.
- Трудовую книжку посетителя. В данном документе присутствует вся важная информация относительно профессиональной деятельности гражданина за всю его жизнь. Более того, в книжке всегда можно найти сведения относительно последнего места официального трудоустройства физического лица, включая непосредственные причины увольнения и т.д.
- Документы об образовании гражданина. Одной из задач центра занятости является оказание активного содействия в поисках подходящего места трудоустройства. Для того чтобы можно было быстрее найти такую работу, центр занятости должен обладать всей важной информацией относительно образования соискателя, имеющихся у него профессиональных навыков и т.д.
- Справку, в которой присутствует информация относительно среднего размера заработка гражданина по последнему месту его трудоустройства. Данная информация обязательно потребуется специалистам для установления точного размера причитающегося клиенту пособия по безработице.
- Различные дополнительные документы, которые могут содержать в себе ценную информацию относительно здоровья гражданина, имеющейся у него группы инвалидности, а также иные важные сведения.
Следует отметить, что одного обращения в органы занятости иногда будет недостаточно. В частности, современными положениями был разработан перечень особых категорий граждан, которые ни при каких обстоятельствах не могут быть признаны безработными лицами. Сюда можно отнести:
- лиц, текущий возраст которых не достиг минимальной отметки в 16 лет. Дело в том, что право заниматься профессиональной деятельностью у граждан нашего государства появляется именно в этом возрасте. Следовательно, до момента его достижения физическое лицо просто не может быть признано безработным;
- граждан, которым были назначены предусмотренные государством пенсионные выплаты. Как известно, установление таких начислений может быть связано с самыми различными обстоятельствами. Наиболее распространенным из них, безусловно, является достижение физическим лицом установленного в стране возраста. Однако пенсия также может быть назначена и по причине получения инвалидности, потери единственного кормильца, а также по иным основаниям. Их полный перечень устанавливается на законодательном уровне;
- лиц, которые ранее пребывали на официальном учете в центре занятости, однако, по каким-либо основаниям, их статус безработного был аннулирован. К таким основаниям можно отнести, например, невыполнение возложенных на них обязательств, игнорирование действующих правил пребывания на учете и т.д.
На что безработный имеет право?
Безработные, получившие соответствующий статус, получают возможность на:
- консультативную поддержку;
- предоставление направления на выбранную работу;
- всестороннюю помощь в трудоустройстве в т. ч. на переквалификацию профобучение;
- психологическую поддержку;
- помощь в переезде в иной субъект РФ;
- выплаты (пособие).
Чтобы получать соответствующие преференции заинтересованное лицо должно выполнять ряд условий.
К таковым относятся:
- регулярное посещение ЦЗН в установленное время или по вызову;
- обязательная явка к работодателю по направлениям, выданным центром занятости;
- сообщение о поиске места занятости поступлении на курсы, регистрации в качестве ИП;
- изучение всех возможных вариантов трудоустройства.
Имеют ли право безработные на субсидию?
Безработные вправе получить субсидию от государства в связи с затруднительным характером оплаты коммунальных платежей. Эта льгота может быть предоставлена лишь на 6 месяцев, при чем при условии, что не будет задолженности по предыдущим выплатам. Для оформления такой субсидии нужно предоставить документы и декларацию о доходах.
В некоторых региона действует субсидия для желающих открыть свое дело. Однако получить такую субсидию не так просто. Нужно пройти тестирование, курс лекций о предпринимательской деятельности, и наконец, составить бизнес-план. Только если комиссия его утвердит, то безработный сможет получить субсидию для открытия ИП.
Таким образом, правовой статус безработного определяется отсутствием работы у трудоспособных граждан, готовых работать. Дает он не только определенные права, но и ряд обязанностей, ответственность за которые несет неработающий гражданин и проверяет центр занятости.
Центр занятости населения права и обязанности безработных
Центр занятости населения является основным органом, который наделяет граждан правовым статусом безработного, определяет их права и обязанности, порядок выплат пособий. Регистрация в центре занятости дает неработающему населению множество преимуществ, в частности получение информации о подходящих вакансиях, возможность прохождения курсов, получение социальных компенсаций и пособий.
При всем этом необходимо осуществлять надлежащее выполнение всех обязательств, предполагаемых законодательством при регистрации в центре занятости. Посещать его нужно в установленные сроки, предъявлять информацию о результате прохождения собеседований по направлению. Основной обязанностью также является не только ожидание получения данных о вакансии и направления на нее, но и самостоятельный поиск работы.
Важным аспектом регистрации в центре занятости является получение пособий в течении года. Определение размера данной социальной компенсации происходит на основании средней зарплаты, получаемой 3 последних месяца. Эта гарантия выполняется, если гражданин отработал более 26 календарных недель.
В случае, если срок работы меньше, либо гражданин вообще не работал ранее, пособие рассчитывается на основе суммы прожиточного минимума.