Таможенное декларирование: сущность, формы, сроки
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Таможенное декларирование: сущность, формы, сроки». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Под алкогольными напитками понимаются алкогольные напитки с концентрацией спирта более 0,5 об.%, с кодом ТН ВЭД 220300 — 220600 и 2208, не включая этиловый спирт и квас. Норма ввоза алкогольных напитков, ввозимых в сопровождаемом и (или) несопровождаемом багаже составляет 3 л. Если ввозится больше, то нужно заплатить 10 евро за каждый литр превышения. Более 5 литров алкоголя ввозить нельзя. Перевозчиком можно ввезти не более 5 литров алкогольных напитков. Пошлина составляет 10 евро за 1 литр.
Нормы ввоза для физических лиц в 2022 году
Внимание! Согласно Решению ЕЭК №107 до 01.04.2023 норма беспошлинного ввоза товаров, доставляемых физлицами любым транспортом, кроме авиационного, составляет 1000 евро, а по весу 31 кг. Если ввозится больше, то нужно заплатить таможенную пошлину в размере 30% от стоимости, превышающей норму, но не менее 4 евро за 1 килограмм веса.
Норма беспошлинного ввоза товаров, доставляемых экспресс-перевозчиками или в международных почтовых отправлениях (МПО) также составляет 1000 евро, а по весу 31 кг. Если стоимость или вес товара будет больше, то за превышение нужно заплатить таможенную пошлину в размере 15% от стоимости превышающей норму, но не менее 2 евро за 1 килограмм веса.
Таблица 1. Ограничение на ввозимые товары физлицами
Ограничение на ввозимые товары физическими лицами | ||
Товары для личного пользования их способ ввоза | Ограничения по весу | Ограничения по стоимости |
Воздушным транспортом |
не более 50 кг | не более 10000 евро |
для Республики Армения: | ||
Любым видом транспорта, включая пеший, кроме авиационного |
не более 25 кг | не более 500 евро |
до 1 апреля 2023 г. |
||
Любым видом транспорта, включая пеший, кроме авиационного |
вес не более 31 кг | не более 1000 евро |
с 1 апреля 2023 г. |
||
Любым видом транспорта, включая пеший, кроме авиационного |
не более 25 кг | не более 500 евро |
Какие виды таможенного декларирования товаров различают
Основные виды таможенного декларирования, используемые в настоящее время, следующие.
По характеру проводимой процедуры
-
Неполное таможенное декларирование предполагает предоставление частичной информации и допустимо к использованию как в отношении товаров импортного, так и экспортного изготовления. Этот вид декларирования применяют в ситуациях, когда отсутствует возможность заявления полного объема необходимых сведений по объективным причинам, которые не зависят от субъекта, подающего декларацию. Для дополнения данных в полном объеме после неполного декларирования предоставляется от 45 дней (продукция импортного производства) до восьми месяцев (для экспортных товаров).
-
Полное таможенное декларирование юрлицами, декларирующими товары, перемещение которых связано с ВЭД.
-
Временный вид декларирования применим к экспортируемым отечественным товарам в ситуациях, когда отсутствует полный объем данных для начисления таможенных выплат.
-
Предварительное таможенное декларирование товаров предназначено для оформления товаров иностранного производства до момента их ввоза либо в случаях, когда продукция не завершила процедуру транзита.
По видам декларирования и способу оформления декларации
-
Таможенное декларирование грузов применяется при транспортировке товаров в ходе коммерческих сделок.
-
Транзитное таможенное декларирование применяется для товаров, помещаемых под процедуру транзита. Транзитные таможенные декларации могут включать транспортировочную и коммерческую документацию.
-
Пассажирское декларирование применяется физлицами в отношении товаров, перемещаемых с целью использования для собственных нужд. Заполнение пассажирской декларации может осуществляться при условии достижения возраста 16 лет и используется при выполнении перемещений товаров физическими лицами для последующего личного использования.
-
Таможенное декларирование товаров и транспортных средств проводится при пересечении границ транспортом, осуществляющим международные транспортировки. Такая декларация может включать стандартные формы документации и используется при международных перевозках.
Специфика погранконтроля
Оформление на таможне различных грузоперевозок — это перечень манипуляций, связанных с размещением транспорта и груза под особый режим проверки, соответствующий положениям ТК. Сама процедура признана одной из наиболее важных в отношении продукции, транспортируемой через госграницу. Она состоит в предоставлении полноценных и точных сведений об изделиях, которые вносятся в декларацию. Все данные должны в полной мере охарактеризовывать товар, назначение, количество, вес, а также множество других его признаков.
Решаемые задачи:
- представление данных об объектах, транспортном средстве, которые требуются для выполнения таможней поставленных целей;
- признание легитимности манипуляций, выполняемых декларантом;
- контролирование информации и проверка соответствия реальному состоянию;
- ведения таможенной (внешнеторговой) статистики и др.
Алгоритм предполагает подачу для рассмотрения заявления с перечислением всех сведений о содержимом коробов, транспортном средстве и выбранном режиме оформления. По необходимости могут быть запрошены иные дополнительные данные, однако их предоставление необходимо только при условии обоснованности запроса.
Что нужно декларировать на таможне
Согласно нормативным актам, размещение товаров под тамож.оформление применимо ко всем изделиям, пересекающим госграницу Таможенного Союза. При этом понятие включает в себя Белоруссию, Казахстан, РФ, а также иные участники, в отношении которых юрисдикция ТС остается актуальной. К товарам Таможенного Союза относятся предметы выпущенные, перемещаемые, а также изготовленные в пределах описанных погранграниц ТС.
Если груз не соответствует перечисленным признакам, то его относят к категории «Иностранных». В их отношении действует особый правовой статус, то есть он размещается под контроль Таможней на весь период пребывания в проверочной зоне. При этом кодекс полностью регламентирует порядок, права и обязанности субъектов, временные рамки для осуществления всех обязательных действий.
Размещение груза для декларирования осуществляется согласно статье 179 ТК ТС. Не требуют обязательного рассмотрения:
- трранспорт, применяемый для логистического сообщения;
- изделия частных лиц для индивидуального пользования;
- припасы.
Порядок таможенного оформления для физических лиц
Процедура таможенного оформления обязательна для всех физических лиц, следующих через границу с багажом. Она включает проверку документов, устный опрос, наблюдение, осмотр багажа, транспортного средства, учет товара. Декларирование в письменном виде требуется в следующих случаях (ст. 260 ТК ЕАЭС):
- Перемещение наличности в размере свыше 10 тыс. долларов;
- Ввоз запрещенных товаров и ограниченного использования;
- Доставка товара перевозчиком и пр.
Граждане вправе ввозить только товары для личного пользования. Если груз коммерческий, то придется оформить его через ИП или юридическое лицо, которые уплатят таможенную пошлину, сборы, НДС, другие платежи.
В случае выявления факта ввоза товара для продажи или использования в ином качестве в целях извлечения прибыли такой груз задерживается, помещается на склад временного хранения, нарушитель привлекается к административной ответственности. Чтобы забрать впоследствии груз, все равно придется оформить его на предпринимателя или организацию. Вот каким образом сотрудник ФТС установит назначение груза:
- На основании заявления грузовладельца;
- Из свойств и характеристик груза;
- Из количества ввозимого товара одной категории;
- Из частоты поездок за границу и перемещения идентичных грузов.
Существуют следующие ограничения для беспошлинного ввоза товаров физлицами:
- На самолете: не более 50 кг в весовом выражении и не более 10 тыс. евро в стоимостном;
- По железной дороге, на автотранспорте и пешком: не более 25 кг груза стоимостью, не превышающей 500 евро.
- По почте: не более 200 евро стоимость международного почтового отправления, вес брутто, не превышающий 31 кг.
Размер таможенных сборов за оформление товаров урегулирован Постановлением Правительства РФ от 26.03.2020 № 342. Ставка зависит от заявленной таможенной стоимости груза и составляет:
- 775 рублей – для товаров стоимостью до 200 тыс. рублей;
- 1550 рублей – для грузов стоимостью от 200 тыс. рублей 1 коп. до 450 тыс. рублей;
- 3100 рублей – для продукции, цена которой находится в диапазоне от 450 тыс. рублей 1 коп. до 1 млн. 200 тыс. рублей;
- 8530 рублей – для грузов до 2 млн. 700 тыс. рублей;
- 12 тыс. рублей – для товаров стоимостью до 4 млн. 200 тыс. рублей;
- 15 тыс. 500 рублей – для продукции заявленной стоимостью до 5 млн. 500 тыс. рублей;
- 20 тыс. рублей – для грузов до 7 млн. рублей;
- 23 тыс. рублей – для изделий стоимостью до 8 млн. рублей;
- 25 тыс. рублей – для продукции ценой до 9 млн. рублей;
- 27 тыс. рублей – для товаров до 10 млн. рублей.
За все, что оценивается свыше 10 млн. рублей 1 коп., нужно заплатить таможенные сборы в сумме 30 тыс. рублей.
Если невозможно определить таможенную стоимость товара или она не заявлена в декларации, тогда расчет выполняется исходя из количества груза:
- 6 тыс. рублей – за перемещение 50 или менее 50 единиц продукции;
- 12 тыс. рублей – до 100 единиц;
- 20 тыс. рублей – свыше 100 товаров.
Процедуры таможенного декларирования
Весь список процедур закреплен на законодательном уровне. Они основываются на пунктах Таможенного кодекса ЕАЭС, вынесенных решениях законодательных органов, федеральных законах РФ и приказах Федеральной ТС.
Декларант может выбрать одну из 17 таможенных процедур:
-
Выпуск для внутреннего потребления.
-
Экспорт.
-
Таможенный транзит.
-
Временный ввоз (допуск).
-
Временный вывоз.
-
Переработка на таможенной территории.
-
Переработка вне таможенной территории.
-
Переработка для внутреннего потребления.
-
Таможенный склад.
-
Свободный склад.
-
Реэкспорт.
-
Реимпорт.
-
Уничтожение.
-
Отказ в пользу государства.
-
Специальная таможенная процедура.
-
Беспошлинная торговля.
-
Свободная таможенная зона.
Особенности таможенного декларирования
-
Чтобы пресекать нарушения при декларировании грузов, осуществляется таможенный контроль таможенными органами.
-
Таможенный контроль позволяет выявлять факты подачи недостоверной информации и пресекать попытки провоза нелегальных товаров.
-
Существует список запрещенных и санкционных продуктов.
-
Товары, попадающие под акцизы, оформляются в специальном акцизном органе.
-
Груз, представляющий историческую или культурную ценность, оформляется на надлежащих пунктах таможни.
-
В случае выявлений нарушений норм декларирования к виновному могут быть применены административная или уголовная ответственность.
Таможенные услуги декларирования
Компания «СБ Карго» предоставляет следующий перечень услуг:
-
ответственное хранение партии товара в границах СВХ. Случаются ситуации, когда груз прибыл на пункт таможни, но процесс декларирования затягивается из-за некорректного заполнения или отсутствия некоторых документов. Задержки также могут быть вызваны техническими неисправностями со стороны органов таможни;
-
таможенный транзит. Наши специалисты связываются с импортером после прибытия груза на таможенный пункт и согласовывают декларирование;
-
подтверждение таможенного декларирования – если стоимость груза больше 200 евро, компания «СБ Карго» связывается с продавцом и согласует все нюансы подачи декларации. При необходимости информирует о предоставлении дополнительных документов;
-
перевод документов. В штате имеется команда переводчиков, которые оперативно подготовят все нужные бумаги;
-
подготовка деклараций на экспорт. Применимо для стран, в отношении которых действуют требования по заполнению индивидуальной экспортной декларации;
-
подготовка деклараций на список товаров. Подходит для случаев, когда клиент перевозит несколько товарных позиций одновременно. Специалисты классифицируют каждую единицу по ТН ВЭД (товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности);
-
внесение поправок после начала процедуры декларирования. Все сведения корректируются согласно документам, которые предоставляет заявитель. Это возможно сделать как во время процедуры декларирования, так и по ее окончанию.
Особенности декларирования в письменной форме товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации физическими лицами в сопровождаемом багаже
Декларирование товаров, ввозимых физическими лицами на таможенную территорию Российской Федерации в сопровождаемом багаже, осуществляется в письменной форме на бланках пассажирской таможенной декларации, о которой говорилось выше.
При таможенном оформлении товаров, перемещаемых физическими лицами в сопровождаемом багаже, декларант обязан: произвести декларирование товаров в соответствии с таможенным законодательством, предъявить документы (в частности, удостоверяющий личность, подтверждающие факт приобретения и стоимость декларируемых товаров, иные подтверждающие заявленные в декларации сведения или предусмотренные правилами декларирования), уплатить причитающиеся таможенные пошлины, налоги, выполнять иные установленные обязанности.
Декларирование иностранной валюты и иных валютных ценностей, перемещаемых физическими лицами
Правила декларирования иностранной валюты и иных валютных ценностей, перемещаемых физическими лицами, имеют некоторые специфические особенности.
Согласно части 2 п. 2 ст. 12 ТК РФ порядок перемещения через таможенную границу Российской Федерации иностранной валюты и иных валютных ценностей регулируется законодательством РФ о валютном регулировании и валютном контроле и ТК РФ. Ввоз в РФ инвалюты и валюты РФ, а также дорожных чеков, внешних и (или) внутренних ценных бумаг в документарной форме осуществляется резидентами и нерезидентами без ограничений, при этом если сумма единовременно ввозимых таких ценностей превышает в эквиваленте 10000 долларов США, то они подлежат декларированию таможенному органу путем подачи письменной таможенной декларации на всю сумму ввозимой наличной иностранной валюты и (или) валюты РФ, а также дорожных чеков, внешних и (или) внутренних ценных бумаг в документарной форме.
По общему правилу, установленному п. 4 ст. 15 Федерального закона от 10 декабря 2003 г. N 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле», при единовременном вывозе из Российской Федерации физическими лицами (резидентами и нерезидентами) иностранной валюты, валюты Российской Федерации, дорожных чеков, внешних и (или) внутренних ценных бумаг в документарной форме такие ценности подлежат декларированию таможенному органу путем подачи письменной таможенной декларации. Одновременно с этим предусмотрены и специальные правила, состоящие в следующем:
1) вывоз из Российской Федерации ранее ввезенных или переведенных в Российскую Федерацию иностранной валюты, валюты РФ, дорожных чеков, внешних и (или) внутренних ценных бумаг в документарной форме осуществляется физическими лицами (резидентами и нерезидентами) в пределах, указанных в таможенной декларации или ином документе, подтверждающем их ввоз или перевод в Российскую Федерацию.
В данном случае предусматривается декларирование таких ценностей в устной форме. Документы, подтверждающие ввоз, пересылку указанной валюты, других ценностей в Российскую Федерацию, представляются уполномоченному должностному лицу таможенного органа по его требованию (п. 12 Положения о порядке таможенного оформления товаров для личного пользования). В графе «Для служебных отметок» пассажирской таможенной декларации, оформленной при ввозе указанных ценностей в Российскую Федерацию, делается соответствующая запись о вывозе валютных ценностей (п. 14 Инструкции о порядке заполнения пассажирской таможенной декларации, утвержденной Приказом ГТК России от 19 мая 2004 года N 590);
2) физические лица (резиденты и нерезиденты) вправе единовременно вывозить из РФ наличную иностранную валюту и (или) валюту РФ в сумме, равной в эквиваленте 10000 долларов США или не превышающей этой суммы. При этом такая вывозимая валюта:
а) не подлежит декларированию таможенному органу, если ее сумма при единовременном вывозе из Российской Федерации равна в эквиваленте 3000 долларов США или не превышает этой суммы;
б) подлежит декларированию таможенному органу, если ее сумма при единовременном вывозе из Российской Федерации превышает в эквиваленте 3000 долларов США (но не более суммы, равной в эквиваленте 10000 долларов США). Декларирование осуществляется путем подачи письменной таможенной декларации на всю сумму вывозимой наличной иностранной валюты и (или) валюты РФ;
в) не может единовременно вывозиться из Российской Федерации свыше указанного предела (равной в эквиваленте 10000 долларов США), за исключением случаев, когда такая валюта была ранее ввезена (переведена) в Российскую Федерацию в установленном порядке и имеется соответствующее документарное подтверждение такого ввоза. Стоит обратить внимание, что такой способ доставки валюты, как пересылка, в законе не указан. Поэтому пересылка иностранной валюты и (или) валюты РФ в Российскую Федерацию не является основанием для ее последующего вывоза с территории Российской Федерации при вывозе указанной валюты сверх установленных норм;
3) дорожные чеки подлежат обязательному декларированию в случае, если при единовременном вывозе из РФ физическими лицами (резидентами и нерезидентами) их сумма превышает в эквиваленте 10000 долларов США.
Для целей декларирования таможенному органу внешних и (или) внутренних ценных бумаг в документарной форме принимается:
1) для эмиссионных ценных бумаг — номинальная стоимость ценных бумаг;
2) для иных ценных бумаг, удостоверяющих право на получение валюты РФ или иностранной валюты, — соответствующая сумма в валюте РФ или иностранной валюте, право на получение которой удостоверяет указанная ценная бумага.
Порядок декларирования
В обязательном порядке декларируются (ст. 260 ТК ЕАЭС):
- Деньги в сумме более 10 тыс. долларов США.
- Товары, которые подпадают под ограничения и запреты.
- Груз, доставляемый перевозчиком или без сопровождения.
- Запчасти для авто.
- Транспортные средства для личного использования или ввезенные временно.
- Товары, которые пересылаются международными почтовыми отправлениями.
- Предметы в сопровождаемом багаже, за которые платятся или нет налоги и пошлины за перемещение через границу.
Физлица могут не декларировать товары:
- которые транспортируются транзитом через государства ЕАС в сопровождаемом багаже или самолетом;
- если стоимость и вес груза укладывается в лимиты, установленные законом.
Упрощенный порядок декларирования товаров применяется при перемещении через границу:
- изделий, предназначенных для ликвидации последствий катастрофы, аварии, стихийного бедствия;
- живых существ (птицы, животные);
- радиоактивных материалов;
- сообщений для СМИ;
- продукции, имеющей ограниченный срок годности;
- товаров, которые будут использоваться законодательной, исполнительной или судебной властью.
Упрощенное декларирование предполагает предъявление на таможне сопроводительных документов, в которых указывается информация о перевозимом товаре:
- происхождение;
- стоимость;
- количество;
- отправитель;
- перевозчик;
- получатель.
Процесс электронного декларирования заключается в проведении удаленной процедуры таможенного оформления товаров, в ходе которой декларант и инспектор могут находиться на любом расстоянии друг от друга и вести диалог по сети Интернет.
Электронное декларирование позволяет формализовать и ускорить большинство процедур таможенного оформления и контроля, а также значительно экономит время. При этом декларант с одного рабочего места может одновременно декларировать товары на разных таможенных постах. Процесс электронного декларирования имеет строго формализованную структуру и осуществляется с использованием комплекса программных и технических средств, самостоятельная реализация которого — достаточно длительный и дорогостоящий процесс.
Избежать неоправданно высоких затрат позволяет организация работы через лицензированного информационного оператора, в основе которой лежит принцип предоставления пользователю всех возможностей технологии электронного декларирования при условии оплаты участником ВЭД каждой успешно переданной и оформленной ГТД.
Для оказания услуг по передаче электронных деклараций через Интернет оператор должен провести аттестацию своих абонентских пунктов на соответствие требованиям информационной безопасности, иметь лицензии на оказание услуг связи, а также, для предоставления шифрованного канала связи и работы с ЭЦП, лицензии ФСБ России на предоставление услуг в области шифрования информации и осуществление технического обслуживания шифровальных (криптографических) средств.
Общая схема работы при электронном декларировании через информационного оператора
Электронное декларирование через информационного оператора Декларант оформляет ГТД и весь необходимый пакет документов на своем рабочем месте, заверяет своей электронной цифровой подписью (ЭЦП) и отправляет информационному оператору. Пакет документов проходит через сервер информационного оператора и далее по защищенному каналу в АПС «Электронное предоставление сведений» ГНИВЦ ФТС России, где проверяются права доступа участника ВЭД к системе электронного декларирования и достоверность его ЭЦП. По ведомственной транспортной системе таможенных органов документы поступают непосредственно в систему АИСТ РТ-21 (АИС «АИСТ-М»), на конкретный таможенный пост на котором и будет происходить таможенное оформление товаров. Все сообщения таможенного инспектора, занимающегося оформлением товаров, идут обратно по таможенным каналам и через сервер информационного оператора поступают участнику ВЭД. Таких циклов обмена сообщениями между инспектором и декларантом может быть несколько, в конечном итоге процедура электронного оформления товаров завершается.
Система электронного декларирования за счет использования принципов обмена информацией между декларантами и таможенными инспекторами исключительно в электронном виде позволяет получить следующую выгоду:
· ускорить процедуру таможенного оформления товаров и транспортных средств,
· увеличить товарооборот; · снизить трудоемкость работы должностных лиц таможенных органов;
· ускорить поступление таможенных платежей в государственный бюджет;
· уменьшить влияние субъективных факторов на процедуру таможенного оформления и таможенного контроля;
Основные характеристики системы электронного декларирования:
· возможность адаптации к изменениям бизнес-процессов в связи с изменениями нормативно-правовой базы;
· корпоративность, позволяющая охватывать деятельность всех подразделений таможенного органа, участвующих в процессе оформления;
· распределенность обработки данных в подсистеме таможенного органа и подсистемах декларантов;
· возможность обслуживания более 1000 рабочих мест;
· минимальное количество требований к техническим параметрам и программному обеспечению рабочих мест конечных пользователей.