Ставки и сроки уплаты налога на имущество организаций по регионам на 2020 год
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Ставки и сроки уплаты налога на имущество организаций по регионам на 2020 год». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Налоговая база в большинстве случаев определяется, как среднегодовая стоимость недвижимости. Определяют показатель по окончании отчетного периода, который, как правило, равен календарному году. Но местные власти вправе установить другой период (например, квартал).
Правила исчисления налога на недвижимость
Формула расчета несложна: просуммировать стоимость имущества на 1-е число каждого месяца и на последний день года. Полученную величину разделить на количество месяцев в году, увеличенное на 1 (12+1=13). Результат умножить на ставку налога.
Пример расчета налога на недвижимость за 2018 год (значения условные).
Дата оценки | Остаточная стоимость (тыс. руб.) |
на 01.01 | 150 |
на 01.02 | 145 |
на 01.03 | 140 |
на 01.04 | 135 |
на 01.05 | 130 |
на 01.06 | 125 |
на 01.07 | 120 |
на 01.08 | 115 |
на 01.09 | 110 |
на 01.10 | 105 |
на 01.11 | 100 |
на 01.12 | 95 |
на 31.12 | 90 |
Всего | 1560 |
Среднегодовая стоимость | 120 |
Налог на имущество (ставка 2,2%) | 2,64 |
Сведения про остаточную стоимость содержат регистры бухгалтерского учета. Имущество акционерного общества и прочих организаций учитывается соответственно ПБО 6/01 «Учет основных средств» и учетной политики предприятия.
Если расчет производят на основании кадастровой стоимости объекта, то сведения берут из Единого государственного реестра недвижимости. Плательщику потребуется стоимость по состоянию на 1 января отчетного года. Реестр объектов формируют органы исполнительной власти РФ по состоянию на 1-е число отчетного периода. Окончательный перечень обнародуется на официальном сайте субъекта РФ.
Налоговая база исчисляется отдельно для каждого объекта. Если недвижимость расположена на разных территориях, то определяют долю налога для каждого региона. Плательщику придется подавать несколько деклараций в разные региональные налоговые инспекции.
Единый налог на вмененный доход — ЕНВД
Данная система налогообложения применяется для отдельных видов деятельности: бытовые услуги, автотранспортные услуги, розничная торговля, общественное питание и т.п.
Налоговой базой для исчисления суммы единого налога признается величина вмененного дохода, рассчитываемая как произведение базовой доходности, исчисленной за налоговый период, и величины физического показателя, характеризующего данный вид деятельности.
Уплата организациями единого налога предусматривает их освобождение от обязанности по уплате налога на прибыль организаций (в отношении прибыли, полученной от предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом), налога на имущество организаций (в отношении имущества, используемого для ведения предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом, за исключением объектов недвижимого имущества, налоговая база по которым определяется как их кадастровая стоимость в соответствии с настоящим Кодексом).
Организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся налогоплательщиками единого налога, не признаются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость.
Налоги при разных режимах налогообложения
Согласно главе 6 Налогового Кодекса РФ всего существует 5 режимов налогообложения:
- ОСНО — общий режим налогообложения;
- УСН — упрощенная система налогообложения;
- ЕНВД — единый налог на вмененный доход;
- ЕСХН — единый сельскохозяйственный налог;
- Патент — патентная система налогообложения (доступна только индивидуальным предпринимателям).
Для общей системы налогообложения, помимо общих налогов, к уплате положены следующие платежи: НДС в размере 0%, 10%, 20%; налог на прибыль в размере 20%.
При упрощенной системы налогообложения не начисляются НДС, налог на прибыль и налог на доходы физ.лиц (для ИП). Вместо этого по УСН существует налог на доход. По этой системе предусмотрено два варианта определения объекта налогообложения:
- УСН (доходы). Налог в размере не более 6% начисляется на доходы организации. Точная ставка зависит от региона.
- УСН (доходы — расходы). Налог в размере от 5% до 15% начисляется на доходы, уменьшенные на величину расходов.
Единый налог на вмененный доход и сельскохозяйственный налог также, как УСН, освобождает фирму от уплаты множества налогов. Налоговой базой здесь является не прибыль, а размер дохода. Ставка налога определяется региональными властями.
Налог на имущество организаций
Порядок исчисления и уплаты налога определен гл. 30 НК РФ.
Налог на имущество организаций с 1 января 2004 г. вводится законами субъектов РФ и с момента введения действия обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта. Устанавливая налог, законодательные органы субъектов определяют налоговую ставку в пределах, установленных НК РФ, порядок и сроки уплаты налога. Законами субъектов могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиками.
Плательщиками налога признаются:
- – российские организации;
- – иностранные организации, осуществляющие деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства или имеющие в собственности недвижимое имущество на территории, континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне РФ.
Внесем ясность в определения
Налог государство определяет как платеж, который вносится в бюджет в виде определенной денежной суммы как физическими, так и юридическими лицами. Особенности этого вида платежа:
- безвозмездность – деньги платятся, не предполагая получения за них чего-либо взамен;
- обязательность – у граждан нет выбора, совершать данный платеж или нет;
- принудительность – сумма будет изъята в обязательном порядке, причем за несвоевременность предусмотрены санкции;
- принадлежность определенному бюджету – изымаемые средства предназначаются на обеспечение нужд государства на уровне федеральной единицы, региона или местных властей;
- вычисляемость – величина каждого платежа зависит от базы, которая берется за основу, и установленной процентной ставки.
Элементами налога являются:
- законодательно определенная основа – база;
- процентная ставка;
- объект налогообложения;
- период;
- порядок и сроки взимания.
Сбор – это взнос, который производится в качестве оплаты за произведенные действия государственным органом, то есть оказание той или иной государственной услуги, значимой с юридической точки зрения. Теоретически, сбор является добровольным взносом, но так как оплачиваемые услуги в подавляющем большинстве случаев являются необходимыми для дальнейшей предпринимательской деятельности, причем это закреплено в законодательстве, платить за них так или иначе приходится. Сумма сбора устанавливается фиксированно. Плательщик сбора собирается вступить в правовые отношения с государством, желая получить:
- определенное право;
- лицензию на ту или иную деятельность;
- действие в правовом поле (например, регистрацию).
Элементами сбора считаются только плательщики и элементы обложения (в каждом конкретном случае свои).
Транспортный налог в региональный бюджет
К налогоплательщикам данного обязательства законодатели отнесли всех собственников автотранспортных средств. То есть юридические и физические лица, владеющие транспортом, должны платить деньги в бюджет.
Объектом обложения являются не только автомобили, но и воздушные, водные и иные виды самоходного транспорта. Отметим, что размер транспортного регионального налога в Российской Федерации зависит от мощности транспортного средства. Также на размер платежа влияет год выпуска авто, его стоимость и период времени в собственности.
Однако это только общие правила, закрепленные в главе 28 НК РФ. Депутаты регионов вправе утвердить льготы, освобождения и послабления для налогоплательщиков. Например, в Самарской области для пенсионеров предусмотрено снижение налоговой ставки до 50 %, а в Волгоградской области пожилые владельцы транспортных средств платят только 20 % от действующих ставок. Примечательно, что такая льгота для Москвы полностью отменена.
Налоговый период равен календарному году. Но если чиновники субъекта установили отчетные периоды, то транспортные региональные налоги обязательны к уплате в виде авансовых платежей. Например, один раз в квартал.
Региональные и местные налоги
Эти виды налогов не полностью регулируются НК РФ. Им определяются только основные принципы, на которых базируется их взимание (вид налоговой базы, период, сроки, диапазон ставок). Точные значения ставок, критерии для формирования налоговой базы, а также льготы устанавливаются конкретными регионами РФ или муниципалитетами. Соответственно, в разных регионах отдельные условия по этим налогам могут отличаться.
Среди действующих в России федеральных, региональных и местных налогов и сборов можно выделить торговый сбор. Его особенность в том, что кодекс устанавливает для этого обязательного платежа «территориальное» ограничение. На текущий момент вводить на своей территории данный сбор могут только три города — субъекта РФ: Москва, Санкт-Петербург и Севастополь (а на практике он введен только в Москве).
Региональные налоги, к которым относятся транспортный налог, налоги на игорный бизнес и имущество организаций, могут регулироваться как НК РФ, так и законами, которые издаются властями регионов страны, в отличие от федеральных налогов. Законы субъектов определяют значение ставок, а также наличие тех или иных льгот, уточняют сроки оплат и представления деклараций.
Так, например, гл. 28 НК РФ, устанавливая ставки по транспортному налогу в п. 1 ст. 361 НК РФ, в п. 2 ст. 362 НК РФ указывает, что их значение может меняться субъектами в большую или меньшую сторону в 10 раз. А в законе города Москвы «О транспортном налоге» от 09.07.2008 № 33 уже закреплены окончательные требования по исчислению налога, в частности ставки, используемые для расчета транспортного налога.
Оплата по такому виду налогов поступает в бюджеты субъектов РФ.
ВАЖНО! Несмотря на то, что налог на прибыль относится к группе федеральных налогов, платежи по нему поступают в 2 бюджета: федеральный и региональный (3 и 17% соответственно).
Местные налоги и сборы
Обязательны к уплате на территориях городов, районов и прочих муниципальных образований. Общая часть описывается НК РФ, отдельные элементы налогообложения — решениями городских дум, советов районных депутатов и прочими нормативными актами представительных органов муниципалитетов. Местным депутатам, как и региональным, разрешено определять налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов. Все местные налоги и сборы полностью поступают в бюджет муниципалитета и платятся только теми, кто имеет определенное имущество или занимается определенным видом деятельности. Всего в стране есть три вида местных налогов и сборов:
Федеральные, региональные и местные налоги и сборы составляют так называемую ОСНО — общую систему налогообложения. Кроме нее НК РФ предусматривает специальные налоговые режимы, применение которых освобождает от обязанности платить некоторые налоги. Переход на них доступен для малого бизнеса, соответствующего ряду ограничений, и компаний или ИП из отдельных отраслей. Поступления от таких налогов делятся между бюджетами различных уровней. Вот перечень спецрежимов:
Кроме этих налогов и сборов, есть ещё обязательные страховые взносы на пенсионное страхование, социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и обязательное медицинское страхование, о которых я уже писал в прошлом выпуске рубрики.
Вы прослушали краткий пересказ статей 12-18 НК РФ. Респектуйте в комментариях, если чувствуете, что сэкономили кучу времени 😄 А в следующих выпусках ликбеза я расскажу как устроены налоги и сборы в целом и самые распространённые из них в частности.
Налог на имущество организаций
Общие принципы исчисления и уплаты налога определены гл. 30 НК РФ «Налог на имущество организаций». Налог на имущество организаций является прямым региональным налогом, обязателен к уплате и взимается на территории соответствующего субъекта РФ на основании регионального закона о налоге.
Устанавливая налог, законодательные (представительные) органы субъектов РФ вправе:
- — устанавливать льготу в отношении движимого имущества, принятого с 1 января 2013 г. на учет в качестве основных средств;
- — устанавливать ставку налога, которая не может превышать 2,2%, вплоть до нулевой ставки;
- — устанавливать дифференцированные ставки в зависимости от категории налогоплательщиков (в том числе по отраслевому признаку, статусу организаций), по видам имущества;
- — определять сроки уплаты налога. При этом уплата авансовых платежей для отдельных категорий налогоплательщиков в течение налогового периода может не устанавливаться;
- — не устанавливать отчетные периоды по налогу.
Налоги и бюджетная система
Региональные и местные налоги РФ, наряду с федеральными, формируют национальную бюджетную систему России, которая выстроена по единым принципам. Это означает, что процедура сбора соответствующих платежей унифицирована, механизмы распределения денежных средств строго регламентированы. Рассматриваемые налоги в региональный бюджет направляются в полном объеме. В свою очередь, субъект РФ может получать также определенную долю от федеральных сборов, что предусмотрена Бюджетным кодексом. Аналогичная закономерность установлена также и в отношении местных налогов. Иные меры бюджетной поддержки регионов РФ — субсидии, субвенции и прочие меры. Таким образом, даже если региону не хватает собственных налогов, федеральный центр будет готов помочь.
Федеральные, региональные и местные налоги и сборы в рф
- К
федеральным налогам и сборам относятся: -
1)налог
на добавленную стоимость; - 2)акцизы;
-
3)налог
на доходы физических лиц; -
4)налог
на прибыль организаций; -
5)налог
на добычу полезных ископаемых; -
6)водный
налог; -
7)сборы
за пользование объектами животного
мира и за пользование объектами водных
биологических ресурсов; -
8)государственная
пошлина. - К
региональным налогам относятся: -
1)налог
на имущество организаций; -
2)налог
на игорный бизнес; -
3)транспортный
налог. - К
местным налогам и сборам относятся: -
1)земельный
налог; -
2)налог
на имущество физических лиц; -
3)торговый
сбор. - ОБЩИЕ
УСЛОВИЯ УСТАНОВЛЕНИЯ НАЛОГОВ И СБОРОВ
В РФ - Налог
считается установленнымтолько
в том случае, когда точно определены
налогоплательщики и элементы
налогообложения, а именно: - 1) объект
налогообложения; - 2) налоговая
база; - 3) налоговый
период; - 4) налоговая
ставка; - 5) порядок
исчисления налога; - 6) порядок
и сроки уплаты налога. - В
необходимых случаях при установлении
налога в акте законодательства о налогах
и сборах могут также предусматриваться
налоговые льготы и основания для их
использования налогоплательщиком.
Согласно
положениям ст. 17 НК РФ при установлении
сборов определяются их плательщики и
элементы обложения применительно к
конкретным сборам.
Установление
налогаозначает принятие
законодательного акта с целью присвоения
наименования налога, отнесение его к
числу федеральных, региональных либо
местных и определение налогоплательщика
и основных элементов налогообложения.
Федеральные
налогиустанавливаются исключительно
положениями НК РФ, нижестоящие органы
представительной власти не могут
изменить ни один элемент федерального
налога.
Значение региональных налогов
Значение региональных налогов в бюджетах субъектов РФ колоссальное. Все потому что современные реалии возлагают на них функцию рычага, регулирующего бесперебойное формирование и пополнение регионального бюджета.
Основная роль региональных налогов сводится к тому, что они призваны материально обеспечить и подпитать регионы. Эти материальные ресурсы подлежат перераспределению и направлению на благо и развитие региона, решения первостепенных зада и реализацию социально значимых программ, которые не финансируются за счет федерального бюджета, либо финансируются в значительно меньшем объеме, чем это необходимо.
Региональное правительство благодаря таким налогам, а также льготам и санкциям, дополняющие систему налогообложения в рамках региона оказывает воздействие на юридических лиц и их экономическое поведение, тем самым максимально уравнивая условия для всех участников общественного воспроизводства.
№/№ |
Налоговый уровень |
Налоговый перечень |
1. |
Федеральные налоги |
налог на добавленную стоимость; |
2. |
Региональные налоги |
имущественная пошлина организаций; |
3. |
Местные налоги |
земельная пошлина; |