9. Основание, порядок реорганизации коммерческих организаций

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «9. Основание, порядок реорганизации коммерческих организаций». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Разумеется, в налоговом органе, но в каком именно? Если юридическое лицо, возникшее в результате реорганизации, будет территориально относиться к тому же отделению ФНС, то вопросов не возникнет. Но если адрес хотя бы у одной из новых организаций будет изменен, нужно руководствоваться Постановлением Правительства РФ № 110 от 26 февраля 2004 г., которое обозначает места регистрации при изменении местоположения реорганизуемых фирм.

Что такое реорганизация

Фактически, это преобразование предприятия в новое, которое становится правопреемником, то есть принимает все права и обязанности старой компании. В ходе процедуры меняется организационно-правовая форма организации или создается новая компания.

Иногда реорганизацию путают с ликвидацией. Сходства действительно есть: после завершения реорганизации юридическое лицо исключают из Государственного Реестра, как при ликвидации. Но если компания ликвидируется, то она полностью прекращает работу. А при реорганизации на базе старой компании появляется новая или организация меняет профиль.

Реорганизация бывает добровольной и принудительной. В первом случае решение о проведении процедуры принимает руководство. Во втором – надзорные органы, например суд. Часто требования о реорганизации предъявляют крупным компаниям, которые нарушают закон о конкуренции.

Порядок действий при реорганизации

Реорганизация начинается с принятия на общем собрании участников (акционеров) решения о ее проведении.

Далее в течение трех рабочих дней со дня принятия упомянутого решения необходимо уведомить:

  • налоговый орган по месту нахождения организации. Получив информацию о реорганизации, налоговые органы имеют право назначить выездную налоговую проверку, причем независимо от того, когда была проведена предыдущая выездная проверка. Проверка коснется периода не более чем 3 календарных года, предшествующие году реорганизации. Доплачивать в бюджет налоги по результатам проверки будут преемники, созданные в результате реорганизации. Исключение составляют выделившиеся организации — к ним долги предшественника по налогам не переходят;

  • внебюджетные фонды. Уведомление можно подать в произвольной форме. К уведомлению можно приложить копию решения о реорганизации, чтобы у фондов не возникало каких-либо вопросов;

  • кредиторов. О реорганизации уведомляются все кредиторы. При реорганизации учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о реорганизации юридического лица, обязаны письменно уведомить об этом кредиторов реорганизуемого юридического лица, а те, в свою очередь, вправе потребовать прекращения или досрочного исполнения обязательства, должником по которому является это юридическое лицо, и возмещения убытков.

Документы о реорганизации

В зависимости от выбранной формы реорганизации юридического лица, перечень документов может отличаться.

Ниже приводим общий перечень документов, а также некоторые отдельные документы для конкретных случаев.

  1. Заявление о регистрации нового юрлица, образованного вследствие реорганизации (форма Р12001).
  2. Учредительные документы всех, участвующих в реорганизации компаний.
  3. Сведения об уведомлении кредиторов о реорганизации, подтверждение публикации в Вестнике.
  4. Акт приема-передачи документов, активов в «конечное» юридическое лицо.
  5. Договора о присоединении, слиянии (в зависимости от выбранной формы реорганизации).
  6. Заявление о прекращении регистрации компании, прекратившей свою деятельность (форма 16003).
  7. Квитанция об оплате государственной пошлины (не платится при направлении документов в электронном виде).

Процесс реорганизации проходит в несколько этапов:

Этап Действия
Уведомление Налоговой инспекции Необходимо в 3-х дневный срок сообщить в налоговые органы о решении реорганизовать компанию. Территориальным подразделением этой службы в реестр вносится соответствующая запись
Информирование кредиторов и СМИ В пятидневный срок с момента уведомления налоговых органов должны установить и проинформировать всех кредиторов. Два раза в течение месяца информация публикуется в средствах массовой информации
Инвентаризация имущества Составляется отчётный документ об оценке имущества юридического лица. Инвентаризация осуществляется как в отношении имущества организации, так и в отношении имущества, находящегося на хранении или являющегося предметом аренды
Создание документов Создаётся передаточный акт (при слиянии, присоединении, преобразовании) или разделительный баланс (при разделении и выделении)
Снятие с учёта Необходимо сняться с контроля в налоговой инспекции и в различных фондах
Закрытие счетов Закрываются все счета и ликвидируются печати организации
Регистрация новой организации При создании нового юридического лица оно должно пройти процедуру регистрации. Компания считается реорганизованной с момента, когда зарегистрировано новое юридическое лицо
Оформление новой документации Изготавливается или заменяется печать нового юридического лица, переоформляются счета в банках, учётные данные в государственных органах, кадровые документы и пр.
Читайте также:  Кто выступает сторонами договора дарения и какие к ним предъявляются требования?

Деятельность юридического лица может быть прекращена в результате его реорганизации (слияния, присоединения, разделения, выделения, преобразования).

Реорганизация — это прекращение юридического лица с правопреемством (переход прав и обязанностей от одного лица к другому), кроме случаев выделения, когда юридическое лицо не прекращает своей деятельности.

В отличие от ликвидации юридического лица его реорганизация предполагает в дальнейшем существование хозяйственных прав и обязанностей, сохранение имущества, имущественных комплексов либо в сокращенном (уменьшенном), либо в укрупненном объеме. Реорганизация всегда связана с правопреемством, переходом имущественных и иных прав (обязанностей) от одного прекращаемого (видоизменяемого) субъекта права к другому, вновь образуемому юридическому лицу. В случае реорганизации право собственности на принадлежащее ему имущество переходит к другим юридическим лицам — правопреемникам реорганизованного юридического лица (п. 2 ст. 218 ГК РФ).

Реорганизация юридического лица может быть осуществлена добровольно или принудительно.

Добровольная реорганизация осуществляется по решению либо учредителей (участников) юридического лица, либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами. Общества, участвующие в слиянии, заключают договор о слиянии, в котором определяются порядок и условия слияния, а также порядок конвертации акций каждого акционерного общества в акции нового общества. Утверждение устава и выборы совета директоров (наблюдательного совета) вновь возникшего общества проводятся на совместном общем собрании акционеров обществ, участвующих в слиянии.

Принудительная реорганизация осуществляется по решению уполномоченных государственных органов или по решению суда.

Порядок принудительной реорганизации

Гражданский Кодекс РФ выделяет три схемы принудительной реорганизации. Это реорганизация по решению суда; по решению уполномоченного государственного органа или по решению внешнего управляющего. При этом внешний управляющий должен быть назначен судом по иску уполномоченного государственного органа, если учредители юридического лица, либо уполномоченные ими лица, либо лица, уполномоченные на реорганизацию в Учредительных документах, не приняли решения о реорганизации в установленный срок.

Перечисляя способы и порядок реорганизации, ГК РФ не указывает когда осуществляется та или иная схема, как и не называет орган и лицо, которое вправе обращаться в суд с иском о принудительной реорганизации. Следовательно, эти и некоторые другие вопросы принудительной реорганизации отнесены к компетенции федерального законодательства. Например, при нарушении норм антимонопольного законодательства РФ принудительная реорганизация осуществляется по решению суда. Судебный порядок принудительной реорганизации предусмотрен для жилищного накопительного кооператива, для реорганизации которого необходимо требование федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление государственной регистрации юридических лиц, или федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере финансовых рынков. А вот при принудительной реорганизации кредитных организаций приоритет отдается требованию Банка России.

Более детально урегулирован в Гражданском Кодексе и в Федеральных Законах порядок проведения принудительной реорганизации по решению внешнего управляющего, назначенного судом. Именно с момента назначения внешнего управляющего к нему переходят полномочия по управлению организацией. Следовательно, внешний управляющий выступает от имени юридического лица в суде, составляет разделительный баланс и передает его на рассмотрение суда вместе с Учредительными документами, которые были сформированы в результате реорганизации. Если суд утвердит вышеуказанные документы, то это станет основанием для государственной регистрации юридических лиц возникающих в результате принудительной реорганизации. Примерно такие же положения можно найти в специальных законах. В общем и целом Федеральные Законы, регулирующие принудительную реорганизацию юридических лиц, практически не содержат других правил и условий, оставляя все основные вопросы на решение внешнего управляющего.

Процедура реорганизации

Любая реорганизация юр лица или предприятия требует поэтапного выполнения определенных действий:

  • принятие решения о реорганизации высшим органом управления каждой из реорганизуемых компаний (например, общим собранием участников в обществе с ограниченной ответственностью при выделении);
  • после принятие решения о реорганизации необходимо в течение 3-х рабочих дней сообщить об этом в регистрирующий орган;
  • в Единый государственный реестр юридических лиц вносится запись о начале реорганизации и выдается соответствующее свидетельство;
  • в течение 5-ти рабочих дней после уведомления о реорганизации регистрирующего органа необходимо оповестить всех известных кредиторов;
  • сразу после внесения записи в Единый государственный реестр юридических лиц необходимо опубликовать сведения о реорганизации в СМИ;
  • в течение месяца после предыдущей публикации необходимо повторно опубликовать сведения о реорганизации в СМИ;
  • в течение 30-ти дней после второй публикации или в течение 3-х месяцев после внесения записи в Единый государственный реестр юридических лиц необходимо представить документы, которые связаны с завершением реорганизации;
  • в течение 6-ти рабочих дней можно получить документы о регистрации лично или через представителя по нотариально заверенной доверенности;
  • в общей сложности процедура реорганизации занимает около 2-х месяцев.
Читайте также:  Как получить алименты с безработного: основание, порядок действий

Реорганизация: определение и для чего она нужна

Предусмотрены три основные организационно-правовые формы регистрации частных предприятий: ООО (расшифровывается как «общество с ограниченной ответственностью»), ЗАО и ОАО (акционерное общество закрытого/открытого типа). Однако зарегистрированное предприятие может со временем претерпеть значительные изменения. Уменьшаются или увеличиваются объемы производства, меняется специфика деятельности и структура управления. Это приводит к необходимости нововведений в плане организации.

Если предприятие нерентабельно, нужно что-то менять. Если первоначальные цели, поставленные руководством компании, уже достигнуты, пора переходить на новый уровень, что сопряжено с расширением рынка сбыта и полномочий, совершенствованием отношений с партнерами. Бывает, что ОПФ уже не соответствует формату, установленному законами. В каждой из этих ситуаций может помочь такая «политическая» мера, как реорганизация.

Реорганизация – это завершение деятельности предприятия, которое сопровождается переходом его обязательств и прав другой компании. Эта мера приводит к образованию одного/нескольких новообразованных предприятий, которые «наследуют» имущественные и иные права, а также обязательства реорганизованного лица.

Зачастую реорганизацию осуществляют вместо ликвидации. Это обусловлено экономической нецелесообразностью процедуры банкротства и возможностью сохранения основных активов.

Существует несколько типов реорганизации. Они различаются по структуре и объему передаваемых прав.

Понятие и причины реорганизации

Реорганизация – преобразование юридического лица, в результате которого происходит возникновение одного либо нескольких предприятий, или ликвидация одного либо нескольких предприятий.

Прибегнуть к такому шагу, как реорганизация и ликвидация унитарных предприятий, могут юридические лица разных организационно-правовых форм: ООО, ЗАО, ОАО и др.

Создание новых юридических лиц происходит согласно принципу правопреемства.

Этот принцип подразумевает полную ответственность вновь образованных предприятий перед контрагентами и кредиторами первоначального юридического лица, а также соблюдение всех обязательств по налоговым отчислениям.

Причины реорганизации предприятия, как правило, заключаются в следующем:

  • нерентабельность бизнеса;
  • совершенствование партнерских отношений со своими контрагентами;
  • оптимизация налоговых отчислений.

Решение о реорганизации юридического лица принимается его учредительным органом на общем собрании участников.

Законодательство требует обязательного уведомления регистрирующего органа в течение трех рабочих дней с момента принятия решения о реорганизации.

Законом также предусмотрено информирование кредиторов о принятом решении путем его публикации в печатных СМИ.

Ликвидация юридического лица

Процедура ликвидации представляет собой полное прекращение какой-либо деятельности предприятия без возможности передачи и продажи компании другим лицам.

Процедура ликвидации юридического лица представляет собой полное прекращение какой-либо деятельности предприятия без возможности передачи и продажи компании другим лицам. Ликвидируемая фирма удаляется из единого государственного реестра, всех внебюджетных и бюджетных фондов, а также из налоговой базы данных.

Решение о ликвидации юридического лица принимают члены ликвидационной комиссии, в состав которой могут входить учредители закрываемого предприятия, либо лица, предоставленные судебным органом.

Инициатива о закрытии кампании может исходить как от самих учредителей фирмы, так и от посторонних лиц, которые имеют на то обоснованные причины.

Порядок ликвидации, а также сроки проведения процедуры устанавливаются либо руководителями ликвидационной комиссии, либо судебным органом.

Исходя из оснований для принятия решения о безвозвратном упразднении предприятия, принято разделять ликвидацию юридического лица на 2 основные формы:

  • принудительную ликвидацию предприятия;
  • добровольное упразднение компании.

Корпорация (от позднелат. Сorрoratio объединение) обозначает союз, группу лиц, объединенную общностью профессиональных или сословных интересов».

В течение длительного периода времени термин «корпорация» по сути служил синонимом юридического лица, к существенным признакам которого относились: имущественная обособленность, самостоятельная ответственность по своим долгам, возможность для корпорации вступать в правоотношения со своими участниками, а также выступать в качестве истца и ответчика в суде. Впоследствии в результате определения германскими цивилистами понятия «учреждение» термин «корпорация» приобрел современное значение.

По мнению Н.С. Суворова, впервые различие между корпорациями и институтами (учреждениями) провел Гейзе, свой вклад в развитие теории корпорации внес Ф.К. Савиньи. Во второй половине XIX в. О. фон Гирке предложил концепцию «о союзных лицах (личностях)», среди которых он выделял государство, корпорации и институты (учреждения). По мнению этого ученого, корпорация есть реальное собирательное или составное лицо. Между ним и составляющими его индивидуальными лицами завязывается лично-правовой союз, который отсутствует вне корпорации. Союзная личность в понимании О. фон Гирке — это «признанная юридическим порядком способность человеческого союза как единого целого, отличного от суммы связанных индивидов, быть субъектом прав и обязанностей[1].. О союзе, как и об индивиде, можно сказать, что они существуют настолько, насколько признаются объективным правом…» Заслугой немецких юристов стало освещение вопросов членства и управления корпорацией. Они полагали, что существующая внутри корпорации устойчивая правовая связь (членство) между самой корпорацией и ее членами предопределяет особенности управления корпорациями. Доктрина российского дореволюционного законодательства так-же предполагала разделение юридических лиц на соединение лиц (корпорации) и на учреждения (институты). Анализируя источники, С.Д. Могилевский заключает, что в российской доктрине XIX в. термин «корпорация», подобно германским концепциям, использовался как родовое понятие для группы юридических лиц, внутри которой выделялись два вида корпораций: публичные и частные. Н.С. Суворов, основываясь на учении Гирке, более века назад выявил следующие черты корпорации — это юридическое лицо, имеющее своим субстратом союз физических лиц, за волю которого принимается соединенная воля всех членов корпорации.

Читайте также:  Принуждение к увольнению: что делать и куда жаловаться

Помимо органов администрации есть члены общества, из которых каждый имеет право и возможность проявить свои корпоративные права, по крайней мере в избрании администраторов, в выслушивании их отчетов и в обсуждении на общих собраниях более важных дел, касающихся общества. За истекший период мало что изменилось в понимании сущности корпорации. Переходя к современному периоду, следует заметить, что в зарубежных правопорядках отсутствует единообразное понимание корпорации. Такая ситуация объясняется двумя обстоятельствами. Во-первых, в большинстве стран это понятие не является законодательно закрепленным, а присутствует только на доктринальном уровне. Да и на доктринальном уровне такой классификации не придается сколько-нибудь существенного значения. Во-вторых, термин «корпорация» имеет различную трактовку в континентальной и англосаксонской системах права. Применительно к странам континентального права Е.А. Суханов пишет: «Перечень признаваемых законом корпораций в основных западноевропейских правопорядках ограничен весьма небольшим набором из восьми традиционных организационно-правовых форм: три вида неправосубъектных объединений лиц простое, полное и коммандитное товарищества и пять видов корпораций, являющихся юридическими лицами, объединение капиталов в форме акционерного общества, акционерной коммандиты либо общества с ограниченной ответственностью, а также кооператив и некоммерческое объединение (союз)… Классический европейский «стандарт» из восьми корпоративных форм не является принципиально жестким, а допускает различные варианты с учетом национальных особенностей и современных тенденций экономического развития».

Учреждение — это универсальный способ создания любых юридических лиц, как унитарных организаций, таки корпораций. Статья 50.1 ГК РФ указывает, что юридическое лицо может быть создано на основании решения учредителя (учредителей) об учреждении юридического лица.

Участвовать в создании юридического лица способом его учреждения и приобретать специальный правовой статус учредителя могут любые лица — субъекты гражданского права. Такой подход в полной мере соответствует конституционному принципу свободы экономической деятельности. Статья 34 Конституции РФ, в частности устанавливает, что каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности.

В настоящей работе были рассмотрены правовые вопросы создания, реорганизации и ликвидации корпораций. Итак, первое, что было рассмотрено в данной работе — создание корпораций. Создание корпорации представляет собой волевой акт, совершаемый физическими лицами, обладающими гражданской правоспособностью и дееспособностью, учредителями. Отличие и особенности учредительных документов. Отдельные положения законов, законодательных актов не проработаны достаточно четко и всё ещё не идеальны для применения.

Что можно сказать о реорганизации корпораций? Безусловно, с её помощью сохраняется стабильность гражданского оборота, обеспечивается правопреемство по всему комплексу прав и обязанностей в отношении третьих лиц, отпадает необходимость уплаты дополнительных налогов; сокращаются временные издержки, и производительный капитал страдает наименее сильно. В итоге использование механизма реорганизации достигается значительный технический, организационный и финансовый эффект.

Но если рассматривать данный процесс с правовой точки зрения, то выявляется ряд упущений. Один из примеров предусмотрено пять форм реорганизации: слияние, присоединение, разделение, выделение и преобразование; Данный перечень является исчерпывающим. Суть каждой формы реорганизации выясняется как из ГК РФ, так и из специальных законов. Реорганизация экономически и юридически оправданы как способы оптимизации бизнеса, а по своему характеру соответствуют пониманию российское законодательства.

В области ликвидации корпораций в законодательстве имеется ряд упущений. Поскольку любая корпорация не имеет должной защиты законом и может стать «жертвой» ликвидации по формальным основаниям, например вследствие конкурентной борьбы. Но так же можно сделать вывод о том, что сложившаяся судебная практика позволяет предпринимателям рассчитывать на объективный и взвешенный подход к рассмотрению дела, если иск о ликвидации все же будет предъявлен. Как можно было убедиться, наличие оснований для предъявления иска о ликвидации фирмы вовсе не равнозначно наличию оснований для его удовлетворения. При рассмотрении дела суды оценивают не только факт нарушения, но и характер этих нарушений, а также последствия удовлетворения иска.


Похожие записи:


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *