работа в такси без лицензии на своем автомобиле чем грозит
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «работа в такси без лицензии на своем автомобиле чем грозит». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Отдельного федерального закона про такси нет, но основные требования к организации таких перевозок установил закон от 21.04.2011 N 69-ФЗ. Чтобы контролировать деятельность такси, региональные власти обязали вести реестры перевозчиков и единиц транспорта, которые получили право на это направление деятельности.
Штраф за установку «шашек» такси
Незаконная установка отличительных знаков такси (фонаря на крыше автомобиля и наклеек в виде шашек) является нарушением, речь о котором идет в статье 12.4 КоАП:
2. Установка на транспортном средстве без соответствующего разрешения устройств для подачи специальных световых или звуковых сигналов (за исключением охранной сигнализации) или незаконная установка на транспортном средстве опознавательного фонаря легкового такси или опознавательного знака «Инвалид», —
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере пяти тысяч рублей с конфискацией предмета административного правонарушения; на должностных лиц, ответственных за эксплуатацию транспортных средств, — двадцати тысяч рублей с конфискацией предмета административного правонарушения; на юридических лиц — пятисот тысяч рублей с конфискацией предмета административного правонарушения.
3. Незаконное нанесение на наружные поверхности транспортного средства специальных цветографических схем автомобилей оперативных служб или цветографической схемы легкового такси —
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере пяти тысяч рублей; на должностных лиц, ответственных за эксплуатацию транспортных средств, — двадцати тысяч рублей; на юридических лиц — пятисот тысяч рублей.
Размеры штрафов в данном случае:
- за незаконную установку фонаря — 5 000 рублей с конфискацией.
- за незаконное использование наклеек такси — 5 000 рублей.
Таблица штрафов для таксистов
№ | Нарушение | Штраф |
1 | Отсутствие лицензии при себе | 5 000 |
1.1 | Отсутствие лицензии в принципе | 50 000 |
2 | Отсутствие путевого листа | 500 |
3 | Незаконная установка фонаря такси | 5 000 |
4 | Незаконное нанесение шашек | 5 000 |
5 | Управление автомобилем с незаконным фонарем | 5 000 |
6 | Управление автомобилем с незаконными шашками | 5 000 |
7 | Отсутствие фонаря или шашек на такси | 3 000 |
8 | Невыдача чека | 1 000 |
9 | Неразмещение обязательной информации | 1 000 |
Как получить разрешение на перевозку пассажиров и багажа
Напомним, что получить разрешение на такси может только зарегистрированный индивидуальный предприниматель или организация. Обращаться за разрешением надо в уполномоченный государственный орган (это может быть Министерство транспорта по региону или Департамент дорожного хозяйства и транспорта).
Разрешение на такси действует только на территории того региона, где оно выдано, кроме ситуаций, когда пункт назначения по заказу пассажира находится за пределами этого субъекта РФ.
Заявление и другие необходимые документы можно подать через региональный портал государственных и муниципальных услуг, поэтому надо заранее получить пароль для доступа к сайту госуслуг.
Разрешение на деятельность такси выдаётся сроком на пять лет, в отличие от лицензии на пассажирские перевозки, которая бессрочна. Что касается платы за выдачу, то это зависит от региона. В Москве разрешения выдают бесплатно, в Питере за символическую плату в 320 рублей.
К транспорту закон от 21.04.2011 N 69-ФЗ особых требований не предъявляет, достаточно, чтобы автомобиль имел на крыше опознавательный фонарь оранжевого цвета; цветографическую схему (шахматку); таксометр. Что касается цвета самого автомобиля, то это также зависит от региона. Например, в Москве действует еще и специальный городской закон о такси, который обязывает иметь кузов только желтого цвета.
Заявитель (ИП или ООО), желающий получить разрешение на перевозку, должен обеспечивать техническое обслуживание и ремонт своих машин, контролировать их состояние перед выездом на линию, а также прохождение водителями медосмотра перед рейсом. Водителем такси может быть только лицо, имеющее общий стаж вождения не менее трёх лет.
В пакет документов, кроме самого заявления, входят:
- копия паспорта заявителя (предпринимателя или директора ООО) или его представителя;
- копии свидетельств о регистрации автомобилей, которые будут использоваться для перевозки пассажиров;
- копия договора лизинга или аренды, если транспорт не находится в собственности заявителя.
Ответы на другие вопросы по получению разрешения на такси можно получить на самих региональных сайтах уполномоченных госорганов. Вот здесь, например, есть вся необходимая информация по г. Москве.
Кому нужна лицензия и какой штраф за её отсутствие
Для перевозки пассажиров в легковом транспорте нужно разрешение, что подтверждает готовность автомобиля для транспортировки не только багажа, но и людей. Выдается эта лицензия водителям, которые решили получить дополнительный заработок, оказывая услуги такси. Также лицензия обязательно должна быть у индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
Разрешение на такси необходимо только в случае, когда водители планируют выполнять коммерческую деятельность. То есть, за определенную плату на регулярной основе перевозить людей, а также их багажи. Если выполнять рассматриваемые услуги не имея лицензии, можно понести административную ответственность. А точнее, заплатить штраф. Его размер зависит от того, кто является нарушителем:
Обычный гражданин | От 2 до 2,5 тыс. руб. |
Должностное лицо | От 4 до 5 тыс. руб. |
Юридические лица | От 40 до 50 тыс. руб. |
По общему правилу, штраф должен быть уплачен в полном размере не позднее 60 дней со дня вступления постановления в законную силу (п. 1 ст. 32.2 КоАП РФ).
По нарушениям, указанным в главе 12 КоАП РФ, штраф можно оплатить в размере половины суммы. В нашем случае, это штрафы, полученные за отсутствие при проверке документов (п. 2.1 ст. 12.3 КоАП), за незаконное нанесение на машину опознавательных признаков такси (п. 2 и п. 3 ст. 12.4 КоАП, п.7 ст. 12.5 КоАП РФ). Условием уплаты штрафа в размере половины суммы является его оплата не позднее 20 дней со дня вынесения постановления о его наложении (п. 1.3 ст. 32.2 КоАП РФ). Течение срока начинается на следующий день после дня вынесения постановления и заканчивается в последний день установленного срока. Если последний день срока выпадает на выходной, то он переносится на первый рабочий день после выходных (ст. 4.8 КоАП РФ).
Что касается штрафов за отсутствие разрешения на занятие таксомоторной деятельность, а также лицензируемой деятельностью по перевозкам пассажиров автобусами и маршрутными такси, то они оплачиваются только в полном размере.
***
Таким образом, для использования автомобиля в качестве такси необходимо получить специальное разрешение, которое оформляется в отношении конкретной машины. Если водитель на постоянной основе занимается перевозкой людей на легковом такси, то ему следует всегда иметь этот документ при себе.
Оснований для применения в отношении водителя такси или таксомоторного предприятия штрафных санкций законом предусмотрено немало, и применяться они могут одновременно. Размеры штрафов за езду без лицензии для такси в 2022 году пока остались прежними. Они зависят от состава и субъекта правонарушения.
В каких случаях аннулируется лицензия
Если автомобиль или организация перевозок не соответствует требованиям, которые предъявляются к такси и перевозкам, инспектор выдает предписание об устранении нарушений. Соответствие требований контролирует ГИБДД, в Москве этим также занимается МАДИ.
Нарушения нужно устранить в установленный срок (не более месяца) и передать подтверждающие документы в ведомство, которое выдало предписание. Если нарушения не исправлены, действие лицензии приостанавливается на месяц. В дальнейшем разрешение могут аннулировать на основании решения суда.
Например, в Москве МАДИ выявила, что у двух водителей таксопарка стаж вождения менее 3-х лет. Суд аннулировал лицензию для тех автомобилей, которыми управляли эти водители.
Также разрешение аннулируется судом:
Если лицензия была аннулирована, восстановить ее не получится — только получать заново.
Возможна ли работа в Яндекс.Такси без лицензии
Если водитель-частник пожелает поработать через агрегатор Яндекс.Такси на своем автомобиле, ему понадобится разрешение. При отсутствии документа ему не смогут предложить варианты работы, связанные с перевозкой пассажиров.
В то же время, агрегатор допускает подключение водителей, не имеющих разрешения. Как подключиться к Яндекс.Такси без лицензии? Это можно сделать при помощи онлайн-сервиса агрегатора. При этом с водителем заключается трудовой договор, и уже сам агрегатор, как работодатель, обеспечивает получение лицензии на автомобиль нового сотрудника.
Кроме того, водитель-частник может сотрудничать с «Яндекс.Такси», используя не личный автомобиль, а арендованную у сервиса лицензированную машину. То есть, в этом случае обязанность по оформлению разрешения также лежит на агрегаторе. Но за аренду приходится платить довольно высокую ежедневную плату, которая будет взиматься независимо от суммы выручки таксиста. Также стоит учитывать, что если подключение к Яндекс.Такси без лицензии бесплатно на первом этапе, в дальнейшем водителю придется отдавать посреднику немалую часть своего дохода.
Полные тексты нормативных документов в актуальной редакции вы всегда сможете посмотреть в КонсультантПлюс.
Как работать в такси на своей машине без лицензии через интернет
Водители, которые профессионально занимаются такси-перевозками не один год, методично нарабатывают себе постоянную клиентуру. Сама услуга постепенно трансформируется: от осуществления обычной разовой поездки до длительного обслуживания (например, в течение дня) и по сниженной стоимости (в пересчете на километр, конечно).
Это в чистом виде является выстраиванием собственного бизнеса, начинать который следует с самых первых дней работы в качестве наемного водителя (в том числе, при работе на проценте от заказа).
Это самый лучший формат работы, потому что он:
- Позволяет в итоге получить максимальную независимость от любых внешних факторов, как то: воля администрации виртуального агрегатора; политика частных автопарков в области выстраивания трудовых отношений с частными водителями;
- Позволяет оставлять у себя весь объем выручки без отчисления кому-либо каких-либо комиссионных.
Кроме того, когда вы начинаете взаимодействовать, а хуже того – зависеть от каких-либо контрагентов, то вы по факту проходите самый неприятный, негласный формат регистрации. При изменении политики государства в области условий для частных перевозчиков (например, в случае очередного «завинчивания гаек»), что компания-агрегатор, что таксопарк, с которыми вы сотрудничаете, в обязательном порядке должным образом предоставит властям всю имеющуюся у них информацию о вас, как о перевозчике (в том числе, и финансового характера).
И только если вы работаете самостоятельно, не взаимодействуя ни с какими партнерскими сервисами, только в этом случае вам гарантирована устойчивость вашего частного предприятия. Разумеется, жить на одних только клиентах, наработанных за долгое время, не перспективно. Деятельность нуждается в расширении, поэтому правильнее всего будет создать собственный Интернет-ресурс, посвященный такси-перевозкам и продвигать его в ТОП выдачи известных поисковиков.
Со временем к вам могут присоединиться другие такие же нелегальные таксисты, и у вас, таким образом, образуется собственный агрегатор (не такой глобальный, конечно, как Uber, но зато вы сами можете устанавливать здесь свои правила, а главное – цены).
Когда лицензия на такси может быть отозвана или аннулирована
Разрешение на работу в такси могут приостановить, если нарушены требования, перечисленные выше, касающиеся оснащения авто или требований к юридическим лицам или ИП. При выявлении нарушений выписывается предписание с требованием их устранить в определенный срок. Если нарушения юридическое лицо или ИП не устранит в отведенный срок, лицензию приостановят на месяц.
Аннулирование лицензии грозит:
• когда за месяц не выполнены требования предписания;
• когда повторно не соблюдены требования к машинам такси;
• когда не соблюдены требования к водителям (нет должного водительского опыта);
• когда таксист создал ДТП и причинением пассажирам или третьим лицам среднего или тяжкого вреда здоровью либо смерти.
Есть у меня один знакомый, Владимир из Москвы. Он уже 5 лет после работы таксует самостоятельно, без лицензии и разрешения . Говорит, что очень нравится ездить поздно вечером. Машин мало, много интересных собеседников, неплохой дополнительный доход.
Несколько раз он советовался со мной по поводу наказания за такую деятельность. И вот, неделю назад, он получил свой первый штраф на несколько тысяч рублей. Давайте разбираться, за что вас могут наказать.
Пример 1: Алексей работает в такси на своей машине. Еще в самом начале он сделал себе лицензию, но сегодня оставил её дома и не заметил этого. Когда его остановили сотрудники ГИБДД, на Алексея составили протокол и выписали ему штраф 5000 рублей из-за того, что у него не было с собой лицензии.
Нашего героя Сергея оштрафовали по полной программе. По закону предусмотрено, что сумма наказание за нелегальную перевозку составляет 5000 рублей. Но также указано, что в разных регионах эти цифры могут отличаться друг от друга.
В Москве сумма наказания составляет 10000 рублей.
Если на автомобиль не установлены опознавательные знаки, то придется заплатить еще штраф в размере 3000 рублей.
Кроме того, в некоторых случаях сотрудники ГИБДД могут снять номера и отправить автомобиль на стоянку.
Если водителя поймают за то, что он не выдал чек – ему придется заплатить 1000 рублей.
Если водитель незаконно установил себе на автомобиль опознавательный фонарь или нанес цветографическую расцветку, то его штраф будет составлять 5000 рублей.
По сравнению с предыдущей редакцией закона, размер наказания вырос в несколько раз.
Лучший способ избежать штрафа за такси без лицензии, наказания за другие нарушения – соблюсти требования закона, предоставлять легальные услуги. Рекомендуется регулярно проверять техническую исправность авто, следить за сроком действия разрешения, не нарушать правила дорожного движения.
Предлагаем доступную помощь таксистам Москвы. У нас стоит заказать:
- оформление разрешения
- подготовку сопроводительных бумаг
- регистрацию ИП
- оклейку транспортного средства согласно нормам ГОСТ
- брендирование авто (нанесение корпоративного логотипа)
- подключение к популярным сервисам (Яндекс, Гетт, СитиМобил)
- заключение договора для предрейсового медицинского, технического осмотра
- автострахование
Пройдя лицензирование с нами, Вам не придется тратить часы на очереди, подготовку документации. Процедура выполняется быстро, официально, без очередей. Уточните стоимость лицензирования, оклейки, других услуг у консультантов.
Штрафы за нелегальное такси по закону
Что касается законов, то прямое отношение к деятельности такси имеют такие статьи:
- Федеральный закон № 69-Ф3 (Статья 3 — административные санкции за нарушения в работе);
- Статья 9 состоит из 24 пунктов – именно она и является законом о деятельности такси;
- 10 статья указанного закона (сроки и порядок вступления закона в силу);
- Дополнительная статья 36.1 в ФЗ № 259-Ф3 (области административных обязательств);
- Федеральный закон № 2940-Ф3 (защита прав ИП и ЮЛ).
Ответственность в виде штрафа за такси без имеющейся лицензии предусматривает в 2021 году следующее:
- По закону штраф за перевозку пассажиров без необходимого на это разрешения на сегодняшний день имеет размер в 5 000 – 10 000 руб;
- Если же автомобиль не был подготовлен к деятельности и не имел опознавательных знаков, то водителя оштрафуют на сумму в 3 000 руб;
- При этом сотрудники ГИБДД в некоторых обстоятельствах могут лишить транспортное средство номеров и отправить его на штрафстоянку;
- Если владелец не выдал пассажиру чек, то это наказывается штрафом, составляющим тысячу рублей;
- Если владелец авто использует опознавательные для такси атрибуты нелегально, то должен будет заплатить взыскание до 5 000 руб.
Почему трудно работать перевозчику без лицензии и какими последствиями это грозит
Вообще, любая государственная администрация (в любой стране мира) с неодобрением относится, если ей не платят налоги с какой-то деятельности, которая потенциально способна приносить прибыль. А для того, чтобы стать налогоплательщиком сначала требуется пройти регистрацию. В разных отраслях данный административный барьер выглядит по-разному: в сфере такси-перевозок – это лицензирование. Причем, это не только некий набор бюрократических процедур, но и довольно серьезные траты, которые соискателю данного документа нужно буквально «выложить авансом». В связи с этим становится очевидным, почему российские самозанятые водители не торопятся проходить процедуру легализации в любом ее формате:
- Стоимость получения лицензии для многих является чересчур высокой.
- Административный процесс сильно растянут и требует уделения ему большого количества времени.
Практика показывает, что вероятность того, что отсутствие лицензии приведет к существенным, регулярным материальным потерям при работе, не так велика. Ну, а получать этот документ просто ради него самого представляется неоправданной тратой усилий.
Коммерческая перевозка пассажиров регулируется в России законом 69-ФЗ. И согласно статье 9 данного закона за осуществление деятельности без лицензии на перевозчика предполагается наложение следующих штрафов:
- За сам факт осуществления коммерческих перевозок без лицензии – от 5 тыс. рублей в регионах РФ и от 10 тыс. рублей в Москве.
- Применение опознавательных знаков такси без соответствующего разрешения – от 5 тыс. рублей.
- Отсутствие ККМ и невыдача чека клиенту – 1 тыс. рублей.
- Неподобающий внешний вид авто (то есть, если не выполнена соответствующая оклейка машины) или же повторное нарушение правил перевозки пассажиров – конфискация транспортного средства на штрафстоянку и лишение прав на срок до полугода.
Но главная проблема для желающих таксовать частников даже не в возможных штрафах (в конце концов, не факт, что поймают). В современных условиях отсутствие подключения к сервисам агрегаторов означает практически полное отсутствие каких бы то ни было заказов – работа становится несистемной и перестанет отбивать затраты. И вот здесь-то и ожидают жаждущих подработки частников основные барьеры для вхождения в отрасль. Их-то, может, отечественные карательные органы и не поймают, а вот работу сервиса-агрегатора вполне могут заблокировать, если последний будет сотрудничать, с кем ни попадя и, таким образом, поощрять снижение собираемости налогов в стране (ведь всем очевидно, что пока частник формально нигде не числится, то и налогов с него никаких не взыщешь).
Законы, регулирующие работу такси
Прямого закона, регламентирующего организацию работы, а также правила и порядок предоставления услуг такси, до настоящего времени не издано. Неофициальное название «закон о такси» получил Федеральный Закон (ФЗ) № 69 в редакции 2014 года, который внес изменения в отдельные положения нормативных актов и, в том числе, предусмотрел несколько статей, связанных с этим видом деятельности:
- 3-я определяет наказание за нарушение работы такси, в их число входят штрафы за перевозку людей без лицензии (КаАП РФ);
- 7-я устанавливает ответственность за нарушения порядка перевозки людей и багажа (ФЗ №259 от 8.11.2007 года);
- 8-я защитила права юридических и физических лиц, занимающихся предоставлением услуг перевозки при проведении контрольных и надзорных проверок уполномоченными государственными или муниципальными органами (ФЗ №294 от 26.12.2008 года);
- 9-я прямо определила порядок предоставления услуг такси, от условий получения лицензии и состояния автотранспорта, до организации работы, а также контроля ее результатов.
Именно 9-я статья послужила причиной «народного» названия ФЗ № 69, как «закон о такси», но в нормативно-правовых документах отсылка к первоисточнику носит официальное наименование.