Что такое ликвидация юрлица. Объясняем простыми словами
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Что такое ликвидация юрлица. Объясняем простыми словами». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Принятие решения о добровольной ликвидации ООО относится к компетенции общего собрания участников, но предложить ликвидацию может совет директоров, единоличный исполнительный орган (директор) или участник общества. Решение о ликвидации ООО должно быть принято всеми участниками единогласно. Если же участник в обществе один, то такое решение, естественно, находится в его компетенции.
В этой статье рассматриваем процесс добровольного завершения бизнеса, но проходит преимущественно по ст. 61 ГК РФ, в этом разделе Гражданского Кодекса предусмотрены различные обстоятельства. Однако есть еще несколько вариантов, как поступить со своим делом, если вы попали в сложную ситуацию. Обычно альтернативой становится реорганизация, и вот какие разновидности бывают:
Тип |
Описание |
Соответствующая статья в ФЗ №14 |
Слияние |
Все права двух или более сообществ передаются одному, специально для этого созданному |
52 |
Присоединение |
Ряд организаций (или одна) прекращают работу, передавая свои полномочия другому ООО |
53 |
Разделение |
Обратная ситуация со слиянием. Теперь единственное общество разделяется по обязанностям на 2 и более других |
54 |
Выделение |
Только часть прав передается другому сообществу, но остальные остаются у начального, оно не ликвидируется |
55 |
Преобразование |
Это изменение статуса компании, проще говоря, меняется форма деятельности, например, становится фермерское хозяйство или ИП |
56 |
Если вы приняли решение о реорганизации, то обязательно на бумаге (под подпись каждого) оповестить сотрудников о планах, а также уведомить центр занятости населения. Срок данного действия — не менее, чем за 30 суток до процесса реструктуризации. Затем подчиненным требуется заплатить компенсацию, величиной в один оклад. Более того, после этого сохраняется средняя заработная плата в течение не более двух месячных заработков.
Далее в этой статье мы будем говорить о процессе ликвидации, а не реорганизации ООО пошагово.
Порядок создания и упразднения
Реорганизация может проводиться по личной инициативе или принудительно. Принудительное упразднение реализуется по решению суда или уполномоченных государственных органов. Порядок создания реорганизации начинается с собрания, на котором принимается решение о реорганизации, утверждает передаточный акт, определяется разделительный баланс, при необходимости устанавливается порядок передачи прав.
Реорганизация предприятия включает в себя пять различных способов, кратко их можно описать так:
- объединение двух, трех, четырех юридических лиц в одно. Все организации, которые входят с состав новой, считаются прекратившими существование, а новая становится правопреемником всех вошедших в ее число компаний;
- одна или несколько компаний включаются в состав другой организации, которая становится правопреемником и владельцем активов присоединенных организаций. Присоединенные организации прекращают существование;
- из одного юридического лица выделяется два или более. Правопреемником могут стать все организации, а может только одна — это оговаривается в договоре о реорганизации. Причем разделенная компания перестает существовать;
- единственный вид реорганизации, при котором не происходит прекращения существования организации. Из одного юридического лица выделяется еще одно или более, причем каждое из них продолжает существовать;
- вместо одного юридического лица появляется другое, старое прекращает свое существование, а новое становится его правопреемником. Количественных изменений не происходит.
Что предусматривает гражданское право?
После того как все кредиторы предъявляют свои требования, составляют ликвидационный баланс компании. Баланс утверждается ликвидационной комиссией и учредителями организации, иногда — сотрудниками органа, принявшего постановление об аннуляции. При наличии необходимых средств проводится расчет со всеми кредиторами в установленном законом порядке. Если средств для погашения всех задолженностей не хватает, проводится процедура банкротства организации. После этого можно обращаться в органы по регистрации для удаления юридического лица из ЕГРЮЛ и снятия его с учета в налоговой службе.
Если после удовлетворения всех требований у компании еще остались средства, они распределяются между учредителями в порядке, установленном уставом организации. Имущество также распределяется между учредителями.
После этого ликвидацию фирмы считают законченной. Юридическое лицо прекращает свое существование и больше не может осуществлять какую-либо деятельность. Если учредители хотят продолжать коммерческую или некоммерческую деятельность, им необходимо зарегистрировать новое юридическое лицо.
Прекращение деятельности индивидуального предпринимателя
Порядок государственной регистрации прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя представлен в ст. 22.3 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ.
Причины прекращения деятельности индивидуальными предпринимателями:
- убыточность деятельности или невысокая прибыльность;
- расширение бизнеса, необходимость иной формы деятельности, например общества с ограниченной ответственностью (ООО);
- прекращение действия документов на право осуществления коммерческой деятельности физическим лицом;
- смерть физического лица или его переезд за пределы Российской Федерации с потерей гражданства и др.
Государственная регистрация юридического лица
До 2001 г. действовало Временное положение о регистрации юридических лиц; они регистрировались в местных администрациях, и отказать в регистрации можно было в связи с нарушениями, допущенными при создании (это так называемые основания для отказа в регистрации «по существу»: если порядок создания или учредительные документы не соответствовали требованиям закона). Затем был принят Федеральный закон от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (такое название он получил только с 2004 г., когда в предмет его регулирования включили государственную регистрацию индивидуальных предпринимателей). Уполномоченным органом исполнительной власти, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, стало с 2002 г. Министерство РФ по налогам и сборам (с 2004 г. это Федеральная налоговая служба России и ее территориальные органы).
Закон реализовал концепцию упрощенного порядка регистрации, т. е. нормативно-явочный порядок регистрации фактически менялся на заявительный. Достаточно было прийти в регистрирующий орган, подать необходимые для регистрации учредительные документы создаваемого юридического лица и подписать заявление о том, что в представляемых документах все соответствует действующему законодательству. После этого в срок до пяти дней заявителю выдавали свидетельство о государственной регистрации и свидетельство о постановке на налоговый учет. Было предусмотрено только два, сугубо формальных, основания для отказа в регистрации: не все документы представлены и не в тот орган обратились.
Упрощение порядка регистрации, работавшее на развитие предпринимательства в России, привело к утрате контроля со стороны государства за созданием юридических лиц, а также к снижению достоверности и надежности представляемых документов.
Появлялись компании-однодневки, юридические лица регистрировались по подложным документам учредителей и т. п. В связи с этим в Федеральный закон «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» постепенно начали вноситься изменения, которые значительно расширили перечень оснований для отказа в государственной регистрации, полномочия органов государственной регистрации по проверке документов, а также по исключению из реестра фактически не действующих компаний, ввели негативные последствия представления для регистрации недостоверных сведений.
Наряду с этим вносились изменения, работавшие на дальнейшее упрощение процедур регистрации, связанные, например, с идеей «единого окна» для регистрации и постановки на учет в различных государственных фондах, с введением разных способов подачи документов, включающих подачу в портал государственных услуг и в многофункциональные центры оказания государственных и муниципальных услуг, со снижением срока регистрации. Порядок регистрации приобретал все большую актуальность и порождал многочисленные судебные иски, что привело к введению досудебного порядка урегулирования споров о государственной регистрации.
Кроме того, в ходе реформы ГК РФ были внесены изменения и в ст. 51, посвященную государственной регистрации, появились правила об ответственности за недостоверность представленных на регистрацию сведений. Правила об административной ответственности за недостоверность сведений появились и в Кодексе РФ об административных правонарушениях.
Особенности реорганизации юридических лиц
Важные нюансы:
- К правопреемнику переходят все права, обязанности и долги (полностью или частично, в зависимости от вида процедуры).
- Реорганизовать юрлицо можно только в организационно-правовую форму, разрешенную законом. Например, нельзя реорганизовать ООО в товарищество, а коммерческую структуру в некоммерческую.
- Если реорганизация принудительная, а компания не соблюдает законные требования и сроки, то управление делами передадут арбитражному управляющему.
Принципы создания предприятия
Создание предприятия базируется на определенных принципах, регулируемых нормативными актами, гражданским законодательством, законами об отдельных организационно-правовых формах юридических лиц, которые могут функционировать в российской экономике, а также в зависимости от формы собственности на имущество (на праве собственности, праве хозяйственного владения, праве оперативного управления и др.). Необходимость создания предприятия обосновывается экономической целесообразностью, материальными условиями, нужными для учреждения предприятия, а также возможностью выполнения важнейшей общественной функции — производство товаров (выполнение работ и оказание услуг) в соответствии с потребностями рынка, заказами государства и конкретных потребителей.
Предприятие – это самостоятельная хозяйственная единица, осуществляющая свою деятельность на территории данного государства и подчиняющаяся законам данного государства2.
Административная и
Основными характерными чертами предприятия являются производственно-техни еское единство, выражающееся в общности процессов производства; организационное единство – наличие единого руководства, плана; экономическое единство, проявляющееся в общности материальных, финансовых ресурсов, а также экономических результатов работы.
Гражданский Кодекс РФ рассматривает предприятие как единый имущественный комплекс, включающий все виды имущества, предназначенные для
В качестве предприятия может выступать и имущественный комплекс, принадлежащий индивидуальному
Предприятие может быть создано путем учреждения нового или реорганизации существующего юридического лица (путем слияния, присоединения, разделения, выделения, преобразования).
Перед тем, как предпринимать конкретные шаги по созданию нового предприятия, оно должно быть уже создано мысленно, то есть, спрогнозировано и
Создание любого предприятия начинается с определения5:
- своей хозяйственной ниши в экономическом пространстве,
изучения состояния рынка,
предложения и спроса на реализуемые товары и услуги в интересующей его отрасли и регионе,
определяются общие условия инвестирования средств,
изучения уровня развития науки и техники в соответствующей отрасли производства.
Определяющим является спрос на продукцию: если продукция предприятия не будет пользоваться спросом, ему грозит разорение. Такая продукция остается нереализованной, а затраты на ее изготовление неоплаченными.
По мнению профессора Школы бизнеса Нью-йоркского университета, одного из самых читаемых авторов в США и в мире, Питера Друкера, создание нового предприятия требует:6
- концентрации внимания на рынке;
финансового предвидения, особенно в планировании и регулировании наличных денег;
создания высшего управленческого звена задолго до того, как новое предприятие почувствует в этом реальную потребность, и задолго до появления у него реальной возможности позволить себе иметь это подразделение;
умения определять участки наиболее эффективного применения своих сил и способностей;
Перед началом собственного дела следует выполнить так называемую маркетинговую разведку, т.е. найти свою рыночную нишу. При этом надо обратить внимание на ряд условий:
- политические факторы – стабильность политической системы, защита собственности, инвестиций;
социально-экономическ е – состояние покупательной способности отдельных слоев общества, на удовлетворение нужд которых будет работать создаваемое предприятие, возможная конкуренция, движение инфляционных процессов, состояние финансово-кредитной системы;
правовые – наличие и состояние законодательной базы предпринимательства;
Создание юридического лица
Юридические лица создаются по воле их учредителей (одного или нескольких), однако государство в интересах всех участников имущественного оборота контролирует законность их создания.
Способы создания юридических лиц:
- Явочно-нормативный способ – учредители являются в регистрирующий орган, который не вправе отказать им в регистрации юридического лица при отсутствии каких-либо нарушений.
- Разрешительный способ – учредители должны получить предварительное разрешение от органов публичной власти на создание соответствующего юридического лица
Порядок учреждения и регистрации предприятия: завершение процедуры
Если вы сделаете все правильно, то уже через пять рабочих дней получите свидетельство о внесении в ЕГРЮЛ сведений о вновь созданной компании. С этого момента ваша фирма официально существует. Вы можете приступать к работе. Но необходимо еще сделать несколько последних, но очень важных шагов. А именно:
1. Получить в ИФНС выписки о госрегистрации и вторые экземпляры уставной документации.
2. Заказать изготовление печати.
3. Получить в Госкомстате информационное письмо на присвоение кодов на виды деятельности.
4. Открыть расчетный счет и уведомить об этом налоговую инспекцию.
5. Поставить свою фирму на учет в Пенсионный фонд, Фонд Медицинского страхования и Фонд Социального страхования.
Порядок создания, реорганизации и ликвидации предприятий.
определение состава учредителей
разработка учредительных документов
заключение учредительного договора
открытие временного счета в банке
формирование уставного капитала
1 => 2 – преобразование вида юридического лица – вновь возникшее юр. лицо – передаточный акт – переход прав и обязанностей.
1, 2 => 3 – слияние нескольких юр. лиц – вновь возникшее юр. лицо – передаточный акт – права и обязанности переходят к третьему.
1 => 2+1 – присоединении к сущ. юр. лицу – передаточный акт – права и обязанности от 1 ко 2.
1 => 2, 3, 4, 5 – разделение на несколько юр. лиц – вновь возникшие юр. лица – разделительный баланс – права и обязанности делятся между новыми.
1 => 2, 3, 4, 5 – выделение из 1 юр. лица нескольких юр. лиц – раздел. баланс – права и обязанности между всеми.
Передаточный акт и разд. баланс должны содержать положение о правопреемственности по всем обязательствам реорганизуемого юр. лица. Эти документы утверждаются учредителями и представляются для гос. регистрации вновь возникших юр. лиц.
Понятие реорганизации и ее необходимость для юридических лиц
Деятельность при реорганизации и ликвидации компании имеет схожие черты. Однако следует понимать, что первый вариант не упраздняет юридическое лицо совсем, оставляя возможность правопреемства, в том числе, когда компания имеет финансовые трудности.
В цепочке банкротство, ликвидация и реорганизация, последний вариант считается самым щадящим и предпочтительным.
Реорганизация – это процесс передачи прав и обязанностей одному или нескольким юридическим лицам. При этом одна компания может создаваться, а другая упраздняться, но правопреемство сохраняется.
Этот фактор отличает реорганизацию и ликвидацию учреждений. Определяется несколько форм осуществления рассматриваемого процесса:
- Слияние.
Первая форма предусматривает существование нескольких (от двух и более) юридических лиц, которые находятся в затруднительном положении.
Слияние позволяет им создать новое предприятия, которому будут переданы все права и обязанности участников процесса.
В данном случае происходит реорганизация и ликвидация юридического лица, поскольку ранее существующие компании упраздняются, но при этом они сливаются в одну новую организацию, передавая ей все активы, полномочия, обязательства.
- Присоединение.
Вторая форма предполагает немного иной принцип. Здесь также участвует несколько компаний, но только у одной из двух, например, определяется сложное финансовое положение.
Ввиду этого юридическое лицо осуществляет реорганизацию в форме присоединения к другому предприятию той же организационно-правовой формы.
Таким образом, все права, обязательства, полномочия и активы перейдут к уже существующему обществу по праву правопреемства. Присоединяемая компания прекратит свое существование, став частью иного предприятия.
- Разделение.
Третья форма также предполагает реорганизацию и ликвидацию предприятия. Смысл в том, чтобы из одного юридического лица сформировать два и более других.
Это также может стать решением многих финансовых вопросов. Полномочия и обязательства будут распределены между новыми компаниями, разделяемая организация просто перестанет существовать.
- Выделение.
Четвертая форма реорганизации, предполагающая выход соучредителей из компании без ее упразднения. За счет выделения происходит образование новых юридических лиц, но старое при этом не упраздняется, но снижается его финансовая нагрузка.
Смысл в том, чтобы уменьшить число участников и активов предприятия. Это позволит упростить его деятельность и стабилизироваться на рынке.
- Преобразование.
Данная форма отличается от предыдущих тем, что не предполагает упразднения компании или создание нового юридического лица.
В рамках преобразование существующее предприятие меняет организационно-правовую форму, при этом все активы, права и обязательства остаются внутри него.
Решение о проведение реорганизации в одной из представленных форм остается за учредителями участвующих в этой компаний.
После того, как было решено реорганизовать юридическое лицо, в том числе если данные мероприятия являются частью процедуры банкротства, владельцы компаний должны:
- Направить уведомление в налоговую службу.
Инспекция имеет право назначить проверку выездного характера, чтобы проверить все финансовые отчеты за последние три года, предшествующие принятию решения о реорганизации.
Важно понимать, что выявленные долги не переходят к организациям, которые образуются в ходе процедуры, они распределяются в порядке правопреемства.
- Уведомить кредиторов и внебюджетные фонды.
Особенно это важно при наличии задолженностей на момент осуществления реорганизации. Кредиторы могут потребовать возврата средств еще до завершения рассматриваемого процесса, особенно когда речь идет о возможном банкротстве.
- Публикация в журнале «Вестник».
Деятельность юридического лица может быть прекращена в результате его реорганизации (слияния, присоединения, разделения, выделения, преобразования).
Реорганизация — это прекращение юридического лица с правопреемством (переход прав и обязанностей от одного лица к другому), кроме случаев выделения, когда юридическое лицо не прекращает своей деятельности.
В отличие от ликвидации юридического лица его реорганизация предполагает в дальнейшем существование хозяйственных прав и обязанностей, сохранение имущества, имущественных комплексов либо в сокращенном (уменьшенном), либо в укрупненном объеме. Реорганизация всегда связана с правопреемством, переходом имущественных и иных прав (обязанностей) от одного прекращаемого (видоизменяемого) субъекта права к другому, вновь образуемому юридическому лицу. В случае реорганизации право собственности на принадлежащее ему имущество переходит к другим юридическим лицам — правопреемникам реорганизованного юридического лица (п. 2 ст. 218 ГК РФ).
Реорганизация юридического лица может быть осуществлена добровольно или принудительно.
Добровольная реорганизация осуществляется по решению либо учредителей (участников) юридического лица, либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами. Общества, участвующие в слиянии, заключают договор о слиянии, в котором определяются порядок и условия слияния, а также порядок конвертации акций каждого акционерного общества в акции нового общества. Утверждение устава и выборы совета директоров (наблюдательного совета) вновь возникшего общества проводятся на совместном общем собрании акционеров обществ, участвующих в слиянии.
Принудительная реорганизация осуществляется по решению уполномоченных государственных органов или по решению суда.