Прибалтийские пенсии: как живут старики в Литве

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Прибалтийские пенсии: как живут старики в Литве». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Изучая особенности пенсионной системы и размер пособий в Литве, крайне важно обратить внимание на типичные расходы людей пенсионного возраста. Одну из лидирующих позиций среди них, занимают медицинские услуги и различные медикаменты.

Для социально незащищенных категорий населения, включая пенсионеров, инвалидов и других граждан, предусмотрена возможность приобретения лекарственных средств по льготным ценам.

Подобная возможность позволяет существенно сэкономить, так как средняя стоимость лекарственных препаратов здесь значительно выше, нежели на территории Российской Федерации. Это компенсируется наличием редких медикаментов западного производства, что позволяет приобрести препараты всем нуждающимся.

При этом для приобретения большинства лекарственных средств, потребуется наличие рецепта от врача, получить который можно лишь при обращении в клинику. Медицина в Литве подразделяется на бесплатную и платную. Первую группу составляют государственные учреждения, а вторую — частные клиники.

Смотрите видео: Здравоохранение в странах Балтии.

Затраты на медицину и лекарства

Для пенсионера в любой стране, в том числе и в Литве, значительную часть затрат составляют расходы на лекарственные препараты и лечение. Для граждан пенсионного возраста действует система льгот, позволяющая приобретать лекарства и получать медицинские услуги по более низким ценам.

Наличие льгот является существенным подспорьем для литовского пенсионера, так как стоимость лекарственных средств существенно выше, чем в России. При этом граждане обладают возможностью приобретения лекарств, которые отсутствуют у нас в стране и производятся в странах запада.

Что касается медицинского обслуживания, то к услугам литовских пенсионеров имеются государственные и частные медицинские центры. Все учреждения оснащены современным медицинским оборудованием, прием ведут высококвалифицированные специалисты. Уровень медицины в Литве соответствует европейским показателям.

Кабмин Литвы одобрил проект бюджета на 2020 год

Согласно представленному плану, большая часть расходов республики коснется сектора социального обеспечения — на это планируется потратить более шести миллиардов евро

ВИЛЬНЮС, 16 окт – Sputnik. Правительство Литвы рассмотрело и одобрило проект государственного бюджета на 2020 год, сообщает пресс-служба кабмина.

В среду Министерство финансов представило возможный бюджет на следующий год. По словам ведомства, он будет реалистичным, сбалансированным, направленным на более эффективное использование средств и сокращение бедности.

Премьер-министр Литвы Саулюс Сквернялис подтвердил, что проект бюджета на 2020 год социально ориентирован. По его словам, большая часть расходов – 761 миллион евро – направлена на социальное обеспечение. Среди них пенсии и детские выплаты.

Как заявил премьер, правительство приняло к сведению предложения президента Гитанаса Науседы и по многим позициям их интересы совпали.

Бюджет подготовлен с учетом сценария экономического развития, опубликованного в начале сентября. Предполагается, что в 2020 году ВВП увеличится на 2,4 процента, средняя годовая инфляция достигнет 2,3 процента, среднемесячная заработная плата (до налогообложения) вырастет на 7,4 процента, а уровень безработицы составит 5,9 процента.

Министр финансов Вилюс Шапока подчеркнул, что проект бюджета сосредоточен на сокращении бедности, что, как им кажется, должны ощутить большинство граждан благодаря повышению пенсий, «детских денег» и минимальной заработной платы.

В следующем году предусматривается профицит сектора государственного управления в размере 0,2 процента ВВП. Кроме того, литовские власти рассчитывают накопить в госрезерве около 1,7 миллиарда евро.

Доходы бюджета в следующем году должны вырасти на девять процентов, до 11,545 миллиарда евро. Бюджеты самоуправлений – на 11,9 процента, до 3,299 миллиарда евро. При этом расходы государства также увеличатся – на восемь процентов, до 12,646 миллиарда евро.

Как и было сказано, большая часть бюджета пойдет на социальное обеспечение – 6,19 миллиарда евро. Дополнительно 327 миллионов евро будут предоставлены на пенсии государственного социального страхования (Sodra).

На пособия на детей будет выделено 149 миллионов евро, а пособия по безработице и за неполный рабочий день выросли на 72,9 миллиона евро.

Увеличатся выплаты по болезни, материнству, материнству-отцовству и отцовству – 56,9 миллиона евро.

Минимальная месячная зарплата на бумаге вырастет на 52 евро (с 555 до 607 евро), а ММЗ на руки – на 41 евро. Средняя пенсия по старости для пожилых людей увеличится на 29 евро (с 345 до 374 евро), а средняя пенсия с требуемой отработкой – на 30,7 евро (с 364,5 до 395,2 евро).

Расходы Литвы на здравоохранение составят 2,303 миллиарда евро, на экономику – 2,411 миллиарда евро, на образование – 1,568 миллиарда евро, на оборону – 1,107 миллиарда евро. Траты на общие государственные услуги должны составить 1,477 миллиарда евро, на поддержание общественного порядка и охрану общества – 908 миллионов евро. На культуру и религию всего выделят 375 миллионов евро.

Кроме того, в следующем году правительство хочет умеренно повысить акцизы на этиловый спирт, бензин, газойли, в том числе на тот, который используется в сельскохозяйственной отрасли, и табачные изделия. Также разработан закон о налоге на недвижимость, в котором предлагается расширить налоговую базу некоммерческой недвижимости для физических лиц.

Проект бюджета предполагает достижение финансовой автономности муниципалитетов. Их бюджеты вырастут на 350 миллионов евро. При этом муниципалитеты смогут занимать до десяти процентов своего дохода.

После одобрения кабмином проект бюджета будет рассмотрен Сеймом. Бюджет утверждает парламент не позднее чем за 14 дней до начала нового года.

Пенсия в литве в рублях 2021 году какая

Для комфортной жизни на пенсии россияне хотели бы получать 45,6 тыс. рублей (510 евро) в месяц. Такие данные содержатся в свежем опросе НПФ Сбербанка. Самые большие запросы у жителей Москвы — 65,1 тыс. ежемесячно, а самые скромные — в Рязани (38,5 тыс.).

Тем временем, в 2021 году среднегодовой размер страховой пенсии по старости будет увеличен на 6,3% и составит 17,4 тыс. руб. (194 евро). По данным Росстата, в апреле 2020 года в номинальном выражении средняя пенсия была на уровне 14980 руб. (167 евро), что составляет 29,3% от средней начисленной зарплаты по стране против 32,6% годом ранее.

В своем заключении на текущий проект бюджета Счетная палата отметила, что «коэффициент замещения, характеризующий отношение уровня среднегодового размера пенсии к уровню заработной платы в стране, составит в 2021 году 32,9%, в 2022 году — 32,5%, в 2023 году — 32,1%».

Международная организация труда рекомендует поддерживать коэффициент замещения хотя бы на уровне 40% от утраченного заработка. Тем не менее, как говорится в отчете, «меры по совершенствованию пенсионной системы, позволяющие приблизить обеспечение коэффициента замещения страховой пенсией по старости до 40% утраченного заработка, правительством не предусматриваются», сказано в отчете.

Учитывая, что зарплаты в стране тоже низкие, пенсии выходят совсем мизерными и не дотягивают даже до уровня беднейших стран Евросоюза. Между тем, заявленная цель пенсионной реформы и повышения пенсионного возраста состояла именно в повышении пенсий.

Читайте также:  Налог на имущество организации

Для сравнения, в Латвии в третьем квартале 2020 года средний размер пенсий по старости составил 363 евро (32,4 тыс. руб.).

В Польше средняя пенсия по стране находится на уровне 2482 злотых (48,9 тыс. руб. или 547 евро).

В Литве средняя пенсия по стране — 376 евро, а при наличии необходимого стажа работы — 400 евро, а минимальная месячная зарплата — 642 евро (57346 руб.). В России МРОТ с 1 января 2021 повышен до 12792 руб. (143 евро).

Если говорить о странах Южной Европы, которые считаются в ЕС «отстающими», то и там с пенсиями ситуация намного лучше, чем в России. В Португалии пенсионеры в среднем получают 540 евро (48,2 тыс. руб.) или 54% от утраченного заработка.

Проблемная Греция так и вовсе характеризуется одними из самых высоких выплат по старости в Европе — в зависимости от вида занятости в среднем греки получают 580−810 евро (51,8−72,4 тыс. руб.). На выплату пенсий в стране уходит до 10% ВВП, чем, кстати, очень недовольны в МВФ.

Ну, а если говорить о самых развитых странах Европы, в Германии в 2020 мужчины в среднем получали 1404 евро, женщины — 1388 евро, кроме того, пенсии в западной части страны немного выше, чем в восточной.

Во Франции после вычета всех налогов пожилые граждане в среднем получают 1400 евро в месяц (125 тыс. руб.).

Экономист, исполнительный директор компании Trade OneTwoThree Владимир Рожанковский считает, что прежде чем сравнивать российские пенсии с европейскими, нужно разобраться, куда делась накопительная часть пенсий, которая в Европе составляет основную долю выплат по старости.

— Во всех странах Европы и в США социальные пенсии, как правило, невелики. Но откуда берется социальная пенсия? Ее платят, когда человек не наработал достаточное количество лет в своей карьере и, соответственно, не может собрать ощутимое количество денег, которые откладываются в пенсионном фонде. Полная пенсия состоит из социальной составляющей и инвестиционной, и поэтому размер ее намного выше.

Но с нашим Пенсионным фондом творится полное безобразие. Если называть вещи своими именами, он попросту разбазарен. Средства, которые граждане откладывали из своих зарплат, должны были приносить инвестиционный доход. Однако этого не произошло. Получается, что сегодня государство социально дотирует пенсионеров за счет работающих граждан.

Куда средства делись — никто так и не ответил на этот вопрос. Полагаю, в будущем нас ждет очень обстоятельное и глубокое расследование. Оно покажет, куда исчезли триллионы рублей накоплений, которые граждане в течение жизни перечисляли в ПФР.

«СП»: — Вы имеете в виду накопительную часть пенсии?

— Давайте разбираться. Еще с 2002 года пенсии у нас делятся на две части — страховую и накопительную. Все эти годы работодатели отчисляли с зарплат 22%. 16% шли на выплаты текущим пенсионерам, а 6% должны были быть инвестированы и обеспечить более высокую пенсию гражданина в будущем. В 2014 году эта накопительная часть пенсий была «заморожена». Теперь все отчисления идут на выплаты пенсионерам. Хотя именно вторая часть пенсий, инвестиционная, должна была служить для повышения базовой планки выплат.

Большинство пенсий в России сегодня — социальные, и нет смысла сравнивать их с полными выплатами в западных странах. В тех же Штатах социальная пенсия находится на уровне тысячи долларов, с их уровнем жизни это почти ничто. Нужно сравнивать яблоки с яблоками, а апельсины с апельсинами.

Страховая часть пенсии априори всегда будет невысокой. Но на Западе ее получают, только если гражданин не сумел в течение жизни заработать инвестиционную составляющую. У нас же эта инвестиционная составляющая просто исчезла, и вот в чем основная трагедия нынешних пенсионеров.

Они работали, работодатели переводили за них средства в ПФР, и, казалось бы, эти средства при выходе на пенсию должны были плюсоваться с социальной составляющей. В результате должно было в среднем получиться может быть и не 45 тысяч, о которых говорят россияне, но вполне адекватная сумма в районе 30 тысяч рублей. Но этого не произошло. Зачем же работодатели столько времени перечисляли эти социальные налоги? Зачем нужен был сыр-бор, чтобы люди сами определяли, в какой пенсионный фонд им делать отчисления?

Все это накрылось медным тазом. Поэтому давайте говорить не о том, почему наша пенсия настолько ниже европейской, а о том, куда вообще девалась инвестиционная часть наших пенсий.

«СП»: — Значит, если бы накопительная часть пенсии не пропала, россияне могли бы рассчитывать на более высокий коэффициент замещения и среднюю пенсию в районе 30 тысяч рублей?

— Да, думаю, средняя цифра должна была быть такой. Но что касается нынешнего коэффициента замещения, это тоже профанация. Сегодня пенсии по 17 тысяч рублей получают люди, которые работали еще при Советском Союзе. Можно достаточно четко просчитать эквиваленты зарплат. Те, кто сегодня получает среднюю пенсию, должны были получать зарплату в районе 60−70 рублей. Но в Союзе такие зарплаты получали только низкоквалифицированные работники, люди без высшего образования. В среднем же зарплата была 120−150 рублей. Значит, сегодняшние пенсионеры даже при 30% должны получать в два раза больше, если переводить советские рубли на нынешние.

«СП»: — По официальной версии накопительная часть пенсий не пропала, а «заморожена»…

— Это красивая мина при плохой игре. На самом деле, они «морозят» пустоту. Средства, которые были размещены в коммерческих инвестиционных программах, исчезли. Их нет. Сегодня у нас в чистом виде действует заместительная схема — работающие россияне платят за тех, кто уже вышел на пенсию. Но это совсем не та система, которая создавалась.

Нам обещали, что каждый россиянин будет свой пассивный доход формировать в коммерческом пенсионном плане, и этот план, как везде в мире, будет зарабатывать ему инвестиционный доход. К моменту выхода на пенсию эти средства открываются, освобождаются от уплаты налогов и так далее.

Где эти деньги, никто так внятно не объяснил. То ли они были просто разворованы, то ли неправильно проинвестированы и в итоге пропали. Последнее тоже меня бы не удивило, потому что в нашем финансовом секторе последние пять лет буйным цветом цветет профанация и непрофессионализм. Может быть, деньги были вложены в провальные акции, может, в инфраструктурные проекты, хотя во всем мире для инвестиционного пенсионного дохода используются только высоколиквидные биржевые инструменты. А мы этими деньгами, может, профинансировали Олимпиаду или еще что-то.

Затраты на медицину и лекарства

Для пенсионера в любой стране, в том числе и в Литве, значительную часть затрат составляют расходы на лекарственные препараты и лечение. Для граждан пенсионного возраста действует система льгот, позволяющая приобретать лекарства и получать медицинские услуги по более низким ценам.

Наличие льгот является существенным подспорьем для литовского пенсионера, так как стоимость лекарственных средств существенно выше, чем в России. При этом граждане обладают возможностью приобретения лекарств, которые отсутствуют у нас в стране и производятся в странах запада.

Что касается медицинского обслуживания, то к услугам литовских пенсионеров имеются государственные и частные медицинские центры. Все учреждения оснащены современным медицинским оборудованием, прием ведут высококвалифицированные специалисты. Уровень медицины в Литве соответствует европейским показателям.

Льготы для пенсионеров в Латвии

Жертвы блокады Ленинграда, живущие сейчас исключительно за счет государственной выплаты, могут рассчитывать на материальную помощь для покупок в аптеках и зубопротезирования. Малоимущие ежегодно получают 2-х месячное бесплатное питание. Политрепрессированные получают возможность бесплатного использования общественного транспорта.

Читайте также:  Подсудность дел о признании сделки недействительной

В Риге местное правление назначило такие льготы:

  • малоимущие (заработок менее 127 евро) получают дотации;
  • инвалидам пенсионного возраста выплачивают около 2000 на оборудование своей квартиры;
  • люди, достигшие 100-летнего возраста, гарантированно получат одноразовую помощь — 150 евро.

Начиная с 1 января 2021 овдовевший супруг может получать половину пособия своей второй половинки. Денежная помощь должна быть назначена за опыт, возраст или степень инвалидности.

Минимальная пенсия в России в 2023 году: официальная таблица по регионам

Предусмотрено, что ежемесячная пенсия неработающего пенсионера в 2023 году не может быть ниже прожиточного минимума.Поэтому – величина ПМП, установленная в конкретном субъекте РФ, является фактически минимальной пенсией для всех проживающих в этом регионе пенсионеров. Ежегодно прожиточный минимум для пенсионеров увеличивают, а новые значения ПМП устанавливают с 1 января. Увеличение ПМП с 1 января 2023 года и, как следствие, минимальной пенсии составило не менее 3,3%.

Если же сумма пенсии и других назначенных пенсионеру социальных выплат не достигает минимально установленной величины, тогда назначается ежемесячная доплата до уровня ПМП. Сумма этой доплаты определяется как разница между ежемесячным доходом пенсионера и региональным ПМП. Назначение такой надбавки происходит в автоматическом режиме, то без необходимости личного обращения и подачи заявления.

Обратите внимание: доплата может быть федеральной (ФСД) или региональной (РСД). Социальный фонд России обобщил данные по всем регионам с учетом федеральных и региональных выплат и утвердил официальную таблицу минимальных размеров пенсий по всем регионам в 2023 году.

№ пп Наименование субъекта Российской Федерации 2023 СД
Величина прожиточного минимума пенсионера в субъекте Российской Федерации (установленная или предполагаемая) (руб.)
1 2 3 4
В целом по Российской Федерации 12 363 Х
Центральный федеральный округ
1 Белгородская область 10 385 ФСД
2 Брянская область 11 854 ФСД
3 Владимирская область 11 992 ФСД
4 Воронежская область 11 261 ФСД
5 Ивановская область 11 497 ФСД
6 Калужская область 11 868 ФСД
7 Костромская область 11 502 ФСД
8 Курская область 11 036 ФСД
9 Липецкая область 10 665 ФСД
10 Орловская область 11 497 ФСД
11 Рязанская область 11 015 ФСД
12 Смоленская область 11 992 ФСД
13 Тамбовская область 11 763 ФСД
14 Тверская область 11 992 ФСД
15 Тульская область 12 239 ФСД
16 Ярославская область 11 868 ФСД
17 Москва 16 257 РСД
18 Московская область 14 858 РСД
Северо-Западный федеральный округ
19 Республика Карелия 15 374 РСД
20 Республика Коми 15 158 РСД
21 Архангельская область 14 341 РСД
22 Ненецкий а.о. 23 063 РСД
23 Вологодская область 12 486 РСД
24 Калининградская область 12 733 РСД
25 г. Санкт-Петербург 12 981 РСД
26 Ленинградская область 12 733 РСД
27 Мурманская область 20 188 РСД
28 Новгородская область 12 116 ФСД
29 Псковская область 12 239 ФСД
Северо-Кавказский федеральный округ
30 Республика Дагестан 11 250 ФСД
31 Республика Ингушетия 11 621 ФСД
32 Кабардино-Балкарская Республика 13 228 РСД
33 Карачаево-Черкесская Республика 11 374 ФСД
34 Республика Северная Осетия-Алания 11 127 ФСД
35 Чеченская Республика 11 868 ФСД
36 Ставропольский край 11 127 ФСД
Южный федеральный округ
37 Республика Адыгея 10 632 ФСД
38 Республика Калмыкия 11 744 ФСД
39 Краснодарский край 11 868 ФСД
40 Астраханская область 11 992 ФСД
41 Волгоградская область 10 660 ФСД
42 Ростовская область 11 621 ФСД
43 Республика Крым 11 992 ФСД
44 г. Севастополь 12 486 РСД
Приволжский федеральный округ
45 Республика Башкортостан 11 990 ФСД
46 Республика Марий Эл 10 879 ФСД
47 Республика Мордовия 11 021 ФСД
48 Республика Татарстан 10 508 ФСД
49 Удмуртская Республика 11 003 ФСД
50 Чувашская Республика 10 632 ФСД
51 Кировская область 11 358 ФСД
52 Нижегородская область 11 621 ФСД
53 Оренбургская область 10 755 ФСД
54 Пензенская область 10 660 ФСД
55 Пермский край 11 374 ФСД
56 Самарская область 11 621 ФСД
57 Саратовская область 10 385 ФСД
58 Ульяновская область 11 003 ФСД
Уральский федеральный округ
59 Курганская область 11 621 ФСД
60 Свердловская область 12 116 ФСД
61 Тюменская область 12 363 ФСД
62 Челябинская область 11 808 ФСД
63 Ханты-Мансийский а.о.-Югра 16 951 РСД
64 Ямало-Ненецкий а.о. 17 994 РСД
Сибирский федеральный округ
65 Республика Алтай 11 621 ФСД
66 Республика Тыва 12 486 РСД
67 Республика Хакасия 12 610 РСД
68 Алтайский край 12 065 ФСД
69 Красноярский край 13 722 РСД
70 Иркутская область 13 105 РСД
71 Кемеровская область 11 250 ФСД
72 Новосибирская область 12 666 РСД
73 Омская область 11 348 ФСД
74 Томская область 12 441 РСД
Дальневосточный федеральный округ
75 Республика Бурятия 13 475 РСД
76 Республика Саха (Якутия) 18 667 РСД
1 зона: 21 840
2 зона: 18 294
77 Приморский край 14 711 РСД
78 Хабаровский край 16 486 РСД
79 Амурская область 14 660 РСД
80 Забайкальский край 14 464 РСД
81 Камчатский край 22 694 РСД
82 Магаданская область 21 511 РСД
83 Сахалинская область 16 813 РСД
84 Еврейская авт.обл. 17 148 РСД
85 Чукотский а.о. 30 906 РСД
86 г.Байконур 12 363 ФСД
87 Донецкая Народная Республика 9 643 ФСД
88 Луганская Народная Республика 9 643 ФСД
89 Запорожская область 10 014 ФСД
90 Херсонская область 10 014 ФСД

Минимальная пенсия: актуальные новости

В проекте бюджета на 2023 год утвержден минимальный объем пенсии – 2093 гривен. На протяжении года планируется повышение этой суммы – в июле и декабре. Рост пенсионных выплат мог бы быть значительным – всего 36 гривен, но конечное значение будет иметь ход военной операции.

Минимальная пенсионная выплата с июля месяца будет равна 2027 гривен, с декабря – 2093 гривен. Размер минимальных пенсий к концу следующего года составит 3328 грн., если на увеличение прожиточного минимума найдется финансирование, и он увеличится до фактического уровня.

На рост прожиточного минимума повлияет также пересмотр выплат тем пенсионерам, которые начали их получать до 2021 года. В этом случае понадобится провести индексацию. Такие действия повлекут за собой дополнительные затраты.

Новая модель выплат: кто получит пенсионные компенсации в Литве

Учеба в Литве преимущественно платная, если речь идет о ВУЗах. Это заставляет задуматься о статье расходов заранее. Иностранцам целесообразно рассчитывать только на гранты, получить которые крайне сложно. Именно поэтому при поступлении в университет первоначально следует настраиваться на довольно крупные расходы на обучение.

Работа в Литве в 2021 году доступна как коренным жителям, так и мигрантам, но уровень безработицы довольно высок. Для получения хорошего места необходимо обладать определенным набором качеств, востребованным образованием. Заработок в стране в среднем составляет около 700€. В столице этот показатель может равняться 900€, а на окраинах – около 600€.

Читаем также:
ВНЖ в Литве
Минимальная зарплата в Литве

НДС в Литве на абсолютное большинство товаров составляет 21%. Кроме него, есть иные обязательные платежи в бюджет государства.

Налогообложение предполагает систему, включающую следующие виды отчислений для физлиц:

  • подоходный;
  • в социальный фонд;
  • страховые перечисления;
  • в гарантийный фонд;
  • на землю (при наличии);
  • на недвижимость.
Читайте также:  Прожиточный минимум пенсионера в Ярославской области

Налоги в Литве в большинстве случаев имеют дифференцированные ставки.

Для граждан средства на оплату медицины из государственного бюджета не выделяются. Эта обязанность ложится на плечи самых пациентов. Именно поэтому на вопрос, медицина бесплатна или нет в Литве, ответ отрицательный.

Еще одной проблемой является большая очередь и запись на несколько недель вперед к узким специалистам. В Литве практикуется система семейных врачей, которые могут проконсультировать быстрее, но по конкретному вопросу медик примет не сразу.

Литовское гражданство получить непросто. Кроме того, нелегко освоиться в стране и стать ее частью. Для этого существует ряд организаций, которые помогают распространению и поддержке культуры, объединению русских в Литве. Деятельность таки объединений набирает обороты несмотря на напряженную обстановку в отношении наших государств.

Нередко жителям РФ кажется, что в остальных странах уровень заработка и других показателей гораздо выше, чем на родине. Так ли это, можно выяснить при помощи сравнительной таблицы.

Параметр Прибалтика Россия
Средний заработок €700 (60 тыс. рублей). За вычетом налога – €450 (39 тыс. руб.) 35 тыс. руб. Без налога – 31 тыс. руб.
Средний размер пенсии €300 (26 тыс. руб.) За вычетом налога – 19 тыс. руб. 14 тыс. руб.
Средние затраты на услуги ЖКХ €200-250 (17-21,5 тыс. руб.) 5 тыс. руб.
Средняя покупательская способность 75% 79%

Плюсы и минусы жизни в Литве можно оценить исключительно после знакомства со страной. Все критерии индивидуальны, так как многое зависит от прохождения адаптации и привыкания к укладу жизни.

Пенсионный возраст в Литве

Во сколько лет уходят на пенсию в Литве? В 2019 году возраст выхода на пенсию составляет 62 года, 6 месяцев. Но до 2025 года руководство страны намеревается повысить возраст выхода на пенсионное обеспечение до 65 лет. Для получения пенсионных выплат литовец должен иметь минимум 15 лет официального трудового стажа в организации, которая регулярно делала отчисления в Пенсионный фонд страны. При этом стоит иметь в виду, что официальное трудоустройство во времена Советского Союза и после его распада в расчет приниматься не будет.

Пенсионный возраст в Литве для женщин начинается с 62 лет и 3 месяцев. Пенсионный возраст в Литве для мужчин стартует с возраста 63 года 7 месяцев.

На основе норм действующего законодательства возраст выхода на пенсию в Литве может уменьшаться для следующих категорий граждан:

  1. Граждане с группой инвалидности, слепые, лилипуты, карлики с официальным периодом трудоустройства не менее 20 лет.
  2. Жители станы, занятые на опасном производстве с трудовым стажем минимум 20 лет.
  3. Женщины, вырастившие в многодетной семье ребенка-инвалида или более 5 детей без отклонений по здоровью. Претендовать на получение пенсионного пособия матери могут при наличии 20-летнего трудового стажа.
  4. Граждане с группой инвалидности от рождения и литовцы, работающие в условиях большой физической нагрузки, могут выходить на пенсию, имея 30 лет официального стажа.
  5. Лица, являющиеся ликвидаторами аварийной ситуации на АЭС в Чернобыле, при наличии трудового стажа 15 лет.
  6. Репрессированные литовцы смогут получать пенсию, если их выслуга больше 15 лет.

Для данных категорий граждан возраст ухода на пенсию законодательством определяется индивидуально. При отсутствии необходимой выслуги лет пенсионер может рассчитывать на пособие по старости в 150 евро.

Структура пенсионных накоплений

Граждане Литвы, ровно как Латвии и Эстонии, могут увеличить размер своих пенсионных выплат различными способами. Структура пенсионных фондов данного государства неравномерно распределена между тремя основными составляющими:

  • Государственный фонд. Используется для накопления основной части пенсии за счет отчислений, которые осуществляет работодатель на протяжении всего периода работы гражданина.
  • Закрытый фонд. Он предназначен для инвестирования средств самими гражданами Литвы, однако, существенно отличается от привычных частных фондов. Основным различием представляется тот факт, что надежность фонда и сохранность внесенных средств гарантирует государство, а общий доход при удачном варианте инвестирования, составляет около 20% ежегодно.
  • Частные фонды. Подобные фонды являются наиболее распространенным типом. Условия инвестирования существенно варьируются, в зависимости от конкретной компании.

Таким образом, гражданин может существенно увеличить сумму выплат даже при условии получения минимального размера пенсии. Для этого ему потребуется внести средства в один из фондов самостоятельно, что позволит получать ежегодный доход, зависящий от условий конкретного фонда.

Если иностранный гражданин, легально проживающий на территории Литвы, желает получать пособие, ему целесообразно обращаться исключительно в частные пенсионные фонды, которые будут выплачивать ему пенсию при условии наличия достаточного объема отчислений.

Смотрите видео: Как происходили пенсионные реформы в Литве.

С нового года стоимость полиса для тех, кто покупает его самостоятельно, повысится с 4056 леев. до 12 636 леев.

При покупке до 31 марта будут применяться скидки:

  • собственники сельскохозяйственных угодий смогут купить полис за 1014 леев;
  • физические лица, занимающиеся розничной торговлей – за 1622 лея;
  • учредители индивидуальных предприятий, патентообладатели, арендаторы, арендодатели, граждане, не занятые и не застрахованные государством, иностранцы с правом на временное проживание в Молдове — за 2028 леев;
  • медиаторы, нотариусы, адвокаты, судебные исполнители, судебные эксперты, работающие в бюро судебных экспертиз, переводчики, самозанятые – за 4056 леев.

График повышения пенсий в 2023 году

Изменения для пенсионеров и получателей социальных выплат от ПФР будут происходить по следующей схеме:

  • С 1 января 2023 года состоится повышение страховых пенсий неработающим пенсионерам. Выплаты увеличат за счет индексации стоимости пенсионного коэффициента и размера фиксированной части пенсии.Помимо этого, будет произведена корректировка размеров социальной доплаты к пенсиям за счет установления в регионах новых значений прожиточного минимума для пенсионеров.
  • С 1 февраля 2023 г. произведут индексацию социальных выплат ПФР. Увеличатся ЕДВ для федеральных льготников, пособие на погребение пенсионера, а также денежный эквивалент набора соцуслуг.
  • С 1 апреля пройдет плановое повышение социального и государственного обеспечения. Кроме того, будут пересчитаны размеры социальных надбавок военным пенсионерам — за иждивенцев, как достигшим возраста 80 лет, как ветеранам боевых действий и по другим основаниям.
  • С 1 августа 2023 года пересчитают страховые пенсии работающим пенсионерам. Надбавка будет назначена за счет учета пенсионных коэффициентов, заработанных за предшествующий год.
  • С 1 октября 2023 года повысят пенсии военным пенсионерам, в том числе приравненным к ним категориям — пенсионерам ФСИН, МВД, Росгвардии, МЧС и другим ведомств. Выплаты увеличатся за счет индексации денежного довольствия в соответствии с прогнозной инфляцией.

Кому начисляется минимальная пенсия?

Людям, не имеющим стажа вообще или работавшим слишком мало времени, назначают минимальное пенсионное пособие. Если оно меньше прожиточного минимума пенсионера в регионе, из бюджета выплачиваются доплаты. Таким образом, показатель прожиточного минимума по месту жительства гражданина определяет тот уровень, ниже которого не может опуститься минимальная пенсия.

Для всех категорий населения ПМ статистически привязан к так называемому среднедушевому прожиточному минимуму. Для работающих россиян это 109%, для детей — 97%, а для людей, вышедших на пенсию, — 86%.

Величину дополнительной выплаты для компенсации разницы между прожиточным минимумом и пенсией определяет региональное законодательство. При подсчёте учитываются все источники поступления денег: страховая пенсия; субсидии на электричество и ЖКУ; ЕДВ для определённых категорий граждан; компенсация стоимости лекарственных средств, проезда, санаторного лечения.

Пенсионный возраст в Литве

Показатель Значение Период
Возраст выхода на пенсию мужчин 64.33 2022
Возраст выхода на пенсию женщин 63.67 2022


Похожие записи:


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *