Инструкция для работодателей: представление сведений в службу занятости
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Инструкция для работодателей: представление сведений в службу занятости». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Представление отчетности в Службу занятости населения предусмотрено 25-ой статьей «Содействие работодателей в обеспечении занятости населения» федерального закона от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации».
Какую отчетность ждет служба занятости от работодателя
Согласно законодательству, работодатели обязаны предоставлять службе занятости следующую информацию:
- о принятии решения о ликвидации организации либо прекращении деятельности индивидуальным предпринимателем, сокращении численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя и возможном расторжении трудовых договоров,
- о введении режима неполного рабочего дня (смены), неполной рабочей недели, а также при приостановке производства,
- сведения о применении в отношении работодателя процедур о банкротстве,
- информацию о наличии свободных рабочих мест и вакантных должностей, созданных или выделенных рабочих местах для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой,
- информацию по профессиональной реабилитации и содействию занятости инвалидов,
- информации о потребности предприятия в работниках и об условиях их привлечения, о наличии свободных рабочих мест и вакантных должностей,
- уведомление о приеме на работу сотрудника, направленного на предприятие центром занятости или же уведомление об отказе в приеме на работу сотрудника, отправленного центром занятости, с указанием даты собеседования и причины отказа.
Как подавать сведения о вакансиях
Важно знать, что отчет о потребностях в работниках сдается по всем вакансиям, а не только по вакансиям для инвалидов. Причем, если небольшие предприятия еще могут отправить информацию непосредственно в центр занятости населения, то предприятия с численностью работников 25 и выше обязаны в 2022 году размещать данную информацию на ЕЦП «Работа в России». Это требование также распространяется на предприятия с госучастием и все органы власти государства.
Чтобы передать сведения на портал, сначала необходимо создать на нем личный кабинет. В разделе «Помощь и поддержка» размещена инструкция по регистрации. Для передачи отчётов через портал необходимо в личном кабинете заполнить и отправить нужные формы. Информация о вакансии поступает в открытый доступ.
Когда сдавать отчет в ЦЗН и в каком случае
Отчеты в центр занятости в 2022 году можно отправлять несколькими способами:
- можно прийти в ЦЗН физически и вручить сотруднику отчет лично или через представителя;
- отправить почтой России;
- через интернет;
- через портал «Работа в России».
Последним способом могут воспользоваться только те компании, у которых численность работников 25 человек и более или в уставном капитале которых государство имеет свою долю.
Обратите внимание! С 2023 года отправить отчет можно будет через госуслуги. |
Перечень отчетов и сроки их сдачи
А теперь вспомним основной список документации для службы занятости. В 2022 году он не изменился, но сроки немного изменились.
Отчет | Сроки |
---|---|
О ликвидации фирмы или приостановлении деятельности бизнесмена как в добровольном, так и в принудительном порядке | Юрлицо:
ИП максимум за 2 недели. |
О сокращении рабочего, неполного дня, смены, недели | На протяжении 3 суток с момента принятия решения |
Письменная информация о состоятельности/несостоятельности (банкротство) компании и о местах для инвалидов, в том числе квотируемых.
Письменная информация о вакансиях |
Каждый месяц |
При устройстве человека, который пришел с ЦЗ.
Если человек, пришедший с ЦЗ, отказался от вакансии. |
На протяжении 5 суток с момента приема на работу |
Как сдавать отчет по форме 1-Т (условия труда) в 2023 году
Отчет по форме «1-Т (условия труда)» юридические лица сдают ежегодно. В этом отчете компании указывают сведения о состоянии условий труда и компенсациях за вредную и опасную работу.
Индивидуальные предприниматели и субъекты малого бизнеса по форме «1-Т (условия труда)» не отчитываются. Также не сдают этот отчет организации, которые не относятся к следующим отраслям:
- сельское и лесное хозяйство, охота, рыбная ловля и разведение рыб;
- добыча полезных ископаемых;
- обрабатывающие производства;
- обеспечение электроэнергией, газом, паром, кондиционирование воздуха;
- водоснабжение, водоотведение, сбор и утилизация отходов, ликвидация загрязнений;
- строительство;
- транспортировка и хранение;
- информация и связь.
Срок сдачи. Сдать форму за год нужно в территориальное отделение Росстата до 21 января года, следующего за отчетным. Поскольку в 2023 году 21 января выпадает на субботу, по правилам статистической отчетности, подать отчет нужно не позднее понедельника 23 января включительно. С 00:00 часов 24 января 2023 года наступает период привлечения к административной ответственности.
Форма сдачи. Сдавать форму необходимо следующим образом. Код формы отчета по ОКУД — 0606004. Бланк формы и указания по его заполнению утверждены приказом Росстата от 30.07.2021 № 457 в редакции от 29 июля 2022 года № 532 (по состоянию на дату написания статьи в ноябре 2022 года).
Напоминаем, что, если у организации есть обособленные подразделения, отчет сдают по каждому такому подразделению, и в целом по юридическому лицу без таких подразделений. При этом обособленными подразделениями являются любые территориально обособленные от головного предприятия подразделения, в которых оборудованы стационарные рабочие места.
Предоставляемые сведения
Декларация о составе и свойствах сточных вод |
Куда предоставляется
Организация водопроводно-канализационного хозяйства |
НПА
|
Срок сдачи
до 1 ноября |
Кто предоставляет
Абоненты, среднесуточный объем сбрасываемых сточных вод которых за период с 1 июля предшествующего календарного года по 30 июня текущего календарного года в среднем составляет 30 м3 в сутки и > суммарно по всем канализационным выпускам с одного объекта |
Как предоставляется
На бумажном носителе лично или по почте письмом с объявленной ценностью с уведомлением о вручении. Возможно предоставление скан-копии отчета на электронную почту ведомства, подписанного ЭЦП |
Большинство услуг центров занятости станут электронными
Этот показатель заносится в строку 02 при условии, что «льготники» работают на предприятии в режиме полной занятости (п. 3.2 Порядка № 271).
Пример 3
В течение 2018 года показатель СКШР, имеющих дополнительные гарантии по трудоустройству на предприятии, составлял: за январь – 3; за февраль – 3; за март – 4; за апрель – 4; за май – 3; за июнь – 3; за июль – 3; за август – 4; за сентябрь – 4; за октябрь – 4; за ноябрь – 4; за декабрь – 4.
Делаем расчет:
(3 + 3 + 4 + 4 + 3 + 3 + 3 + 4 + 4 +
+ 4 + 4 + 4) : 12 = 3,58 (≈ 4).
То есть показатель среднеучетного количества работников, имеющих дополнительные гарантии, по предприятию составил 4 человека.
Данный показатель рассчитывается по формуле строка 01 х 5 %. Результаты округляются по правилам, установленным в п. 3.3 Порядка № 271. В нашем случае средняя численность работников на предприятии за 2018 год – 115; работников льготных категорий – 4. Рассчитываем квоту для предприятия:
115 х 5 % : 100 = 5,75 (≈ 6).
То есть предприятие из нашего примера не выполнило установленную квоту: у него в штате числится 4 работника льготных категорий, а должно быть 6 таких работников.
Обязанность ежемесячно сообщать в центр занятости об имеющихся вакантных местах, выделенных для инвалидов согласно квоты, сведения об этих рабочих местах, о выполнении квоты для приема на работу инвалидов, прописана в ст. 25 Закона РФ от 19.04.1991 № 1032-1, а также в ст. 24 Закона от 24.11.1995 №181-ФЗ. Порядок предоставления определен Административным регламентом Федеральной службы по труду и занятости.
Когда в штатном расписании появляются свободные места, сведения о них необходимо подавать всем работодателям независимо от формы собственности и статуса.
Под вакансией понимается свободная должность, по которой не заключен трудовой договор. Должность, которую занимает работник, находящимся в отпуске по уходу за ребенком, не является вакантной, по ней информация не предоставляется. Порядок подачи устанавливается региональным законодательством.
Отчет по инвалидам в центр занятости должны подавать работодатели, общая численность работников которой больше 35 человек.
Информацию о выделении рабочих мест для граждан, особо нуждающихся в социальной защите, в соответствии с установленной квотой предоставляют работодатели со среднесписочной численностью свыше 100 человек.
Кроме того, в некоторых субъектах РФ локальными нормативными актами установлены собственные формы. Например, отчет по охране труда в центр занятости, а также отчет о кадровом составе в центр занятости подают работодатели, зарегистрированные на территории Краснодарского края.
Федеральным законом от 19.04.1991 г. №1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» на работодателей возложена обязанность по предоставлению в ЦЗН ежемесячных отчетов о местах для работы инвалидов, которые были обустроены или вновь созданы в рамках установленной квоты. Также они обязаны отсчитываться о нормативных актах, действующих на локальном уровне и подтверждающих информацию о таких рабочих местах.
На федеральном уровне законодательно не определено, в какой форме должен представляться отчет о квотировании мест для работы лиц с ограниченными возможностями. При этом на уровне субъектов Российской Федерации действуют региональные законы, которые регулируют указанные вопросы более подробно.
Работодатель может получить на сайте ЦЗН информацию о том, как составить и куда необходимо подать отчет. В Москве, например, функционирует специально созданный для данной цели Центр квотирования. Допустима также отправка отчета в электронном формате на официальном сайте Центра занятости.
Что поменяется в рамках реформы центров занятости
Один из наиболее успешных в плане реализации программы модернизации центров занятости населения регион — Пермский край. Власти этого региона считают, что реформирование ЦЗН — актуальный проект по изменению принципов работы службы занятости. В центре внимания в обновленных центрах занятости — заявитель, его особенности, запросы и, соответственно, технологии работы с учетом принципа адресности. Благодаря проекту в регионе удалось обеспечить перевод в цифровой вид получение заявителями услуг службы занятости, а также обмен данными между работодателями и службой занятости.
Руководитель Министерства социального развития Пермского края Павел Фокин говорит, что на эти цели предусмотрена федеральная финансовая поддержка, которая помогает регионам решать поставленные задачи благодаря национальному проекту «Демография».
В Пермском крае было принято решение об изменении организационной формы центров занятости — создание одного юридического лица с разветвленной территориальной сетью для обеспечения единых подходов, принципов, задач, технологий работы и возможностью равного доступа к услугам ЦЗН жителей и работодателей региона, независимо от места их проживания или работы. Кроме того, новый подход позволил централизовать необходимые процессы на уровне флагманского центра занятости. В итоге высвободилось время на местах для качественной отработки запросов соискателей.
Особенность Пермского края — здесь потенциальных работодателей куда больше, чем соискателей. Так что приоритетным направлением деятельности службы занятости стала работа по закрытию кадровой потребности региона, выстраиванию новых отношений с работодателями, которые не доверяли службе и сомневались в ее эффективности.
Отчет о вакантных рабочих местах
Согласно п. 3 ст. 25 Закона о занятости, сообщать о вакансиях в центр занятости необходимо ежемесячно. При этом понятие «вакансия» в трудовом законодательстве отсутствует. Здесь следует ориентироваться на судебную практику, которая определяет ее как должность, по которой с соискателем заключается бессрочный трудовой договор. Таким образом, случай, когда компания ищет человека на место сотрудника, который находится в отпуске или временно переведен на другую работу, вакансией не считается.
Информацию о вакансиях следует подавать по форме «Сведения о потребности в работниках, наличии свободных рабочих мест (вакантных должностей)», которую можно найти в Приложении № 11 к Приказу Минтруда России от 26.02.2015 N 125н «Об утверждении форм бланков личного дела получателя государственных услуг в области содействия занятости населения». Помимо сведений о работодателе, в бланке нужно указать следующее:
— наименование должности;
— условия и характер работы;
— размер заработной платы;
— режим работы;
— квалификационные требования;
— льготы и гарантии.
После получения отчета ЦЗН может предложить кандидата, и в случае успешного прохождения им собеседования необходимо отправить в Центр направление соискателя с указанием даты приема на работу. Если же ему было отказано в трудоустройстве, то в направлении ЦЗН нужно указать причину, которая должна быть связана с его профессиональными навыками (ст. 64 ТК РФ).
Что такое квотирование рабочих мест
Под квотированием рабочих мест понимается выделение определенного количества мест для работы граждан, принадлежащих к слабо защищенным категориям. Они нуждаются в предоставлении социальной защиты со стороны государства.
Согласно ФЗ от 24.11.1995 г. №181-ФЗ О социальной защите инвалидов в Российской Федерации на предприятиях, где количество сотрудников более 100 человек, возлагается обязанность по предоставлению мест для работы лиц с ограниченными возможностями. Такие места могут быть вновь созданными или же выделенными из имеющихся мест.
Размер квоты устанавливается на уровне региона, однако утверждены минимальное и максимальное значения: не меньше, чем 2%, и не больше, чем 4% от общей численности сотрудников.
Если количество работающих на предприятии меньше 100 человек, но больше 35, региональным законом может быть определена квота мест для работы лиц с инвалидностью, однако ее размер не должен превышать 3% от общего числа сотрудников.
При определении размера квоты не учитывается численность служащих, которые осуществляют трудовые функции во вредных или опасных для здоровья условиях. В отношении иных граждан, нуждающихся в соцзащите, квоты устанавливаются также на уровне субъектов РФ соответствующими законами.
Что нужно знать про квоты на иностранных работников на 2022 год
Работодатель за выполнение обязанностей по квотированию приобретает и дополнительные права, в основном, информационные:
- Центр занятости и/или Центр квотирования должен предоставлять работодателям любую необходимую информацию, касающуюся льготных категорий;
- требование к соответствию занимаемой должности распространяется и на работников по квоте – недостаточно квалифицированный или не справляющийся с обязанностями «льготник» может быть не принят или уволен так же, как и обычный сотрудник (причины отказа нужно аргументировать).
- Описание услуги
- Правовая основа
Подать жалобу Получить в электронном виде
- Описание услуги
- Правовая основа
Внимание: региональные законодательства могут связывать нормативы резервирования вакансий для инвалидов и для молодежи. Например, таковое правило заложено в законе города Москвы № 90. Скачать для просмотра и печати:
- Определение обязанности предприятия (организации) по исполнению законодательных требований. Для этого изучаются общероссийские и региональные нормативные акты (перечень зависит от места регистрации хозяйствующего субъекта).
- Расчет норма квотирования. Отталкиваться следует от численности штата (а не номинального количества сотрудников).
- Создание и утверждение локальных документов.
- Оформление учета в органах занятости.
- Возложение обязанностей по взаимодействию с Центром занятости на сотрудника. Предоставление отчетности и выполнение взятых обязательств.
Подсказка: задача по реализации норм законов № 181-ФЗ и № 1032-1 возникает после того, как численность сотрудников достигает 35 человек.
Вопрос по квотированию рабочих мест
Конкретные сроки и формы представления отчетности о выполнении квот по инвалидам устанавливают территориальные органы власти. Так, например, в Московской области распоряжением Мособлтруда от 16 мая 2021 г. № РВ-24 утверждены форма № 1 и форма № 2, которые работодатели должны ежемесячно представлять в центр занятости населения по местонахождению организации до 10-го числа месяца, следующего за отчетным месяцем.
Полномочия по осуществлению надзора и контроля за приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты с правом проведения проверок возложены на органы власти субъектов РФ в области содействия занятости населения (п. 6 ч. 1 ст. 7.1-1 Закона от 19 апреля 1991 г. № 1032-1). Государственный стандарт функции надзора и контроля за приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты с правом проведения проверок утвержден приказом Минтруда России от 30 апреля 2021 г. № 181н. При этом в целом проверки проходят по тем же правилам, что плановые и внеплановые проверки, которые проводит трудовая инспекция.
Правила и отчетность по выделению квоты на инвалидов в организации
Форма собственности предприятия и его род деятельности не влияют на обязанность обеспечивать вакантные места для лиц с инвалидностью. Единственным критерием этого служит количество реально работающих сотрудников, имеющееся в организации на первое число отчетного периода. Как правило, таковое должно превышать 100 человек ( ст. 21, 24 ФЗ № 181 ).
Итоговая цифра будет указывать на обязательное количество мест, что не препятствует работодателю увеличить его по собственной воле. Квота на инвалидов на предприятии включает в себя рабочие места, на которых уже трудятся лица, имеющие инвалидность. Если таковое превышает обязательные нормы, разница (в процентах) будет являться той величиной, на которую работодатель вправе уменьшить количество рабочих мест для других квотируемых категорий.