Разработка проекта СЗЗ для кладбища
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Разработка проекта СЗЗ для кладбища». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Сейчас трудно себе представить, но много веков христианская Европа (включая Россию) жила бок-о-бок со смертью. Однако именно так и была устроена жизнь человека, которую контролировала церковь — под ее стенами начиналась человеческая жизнь с церемонией крещения, здесь же проходили и важные события, такие как причастие, брак и исповедь. И здесь же, в Церкви, все заканчивалось — покойных хоронили в освященной земле рядом с церковью, иногда в отдельных фамильных склепах или криптах, но чаще в общих могилах. По прошествии времени кости оттуда перемещались в оссуарии: специальные сосуды или даже отдельные помещения для хранения костей.
Вводные понятия об установлении санитарно-защитной зоны
В том же СанПин и разъясняющих его письмах раскрываются особенности надобности установления сан.-защитной зоны. Кратко рассмотрим их.
Во-первых, в СанПине предприятия и объекты делятся на V классов и делятся по степени негативного воздействия. Неизбежно устанавливают СЗЗ те, кто принадлежит к I, II и III классам опасности. Во-вторых, те объекты/сооружения, которые не перечислены во внушительном списке 7‐го раздела СанПин. В-третьих, действующие объекты с уже согласованной СЗЗ обязаны вновь разрабатывать проект, когда у них происходит реконструкция, меняется технология работы, наращивается производство. Наконец, в-четвертых, установление СЗЗ понадобится, если на объект поступила жалоба от живущих поблизости жителей домов; после чего Роспотребнадзор замерил, к примеру, шум или выбросы, и результаты показали превышение нормативов.
В свою очередь, установление СЗЗ не требуется в следующих случаях:
- Предприятия с численностью в штате до 15 человек. При доказательстве натурными исследованиями соблюдения нормативных значений влияния выбросов и измерений уровней физических влияний на воздух в пределах надзорных мероприятий. Или в рамках производственного контроля.
- Предприятия, которые относятся к IV и V классам, входящих в классификацию СанПиНа. Для них в СанПиНе установлена ориентировочная граница, которую необходимо подтвердить натурными исследованиями без разработки проекта. В случае подтверждения непревышения ПДК и ПДУ в рамках натурных исследований, проект не разрабатывается.
Категории СЗЗ кладбищ
Законодательство вводит пять категорий некрополей, классифицируемых по признакам площади и наличия крематория, для каждой из которых предусмотрен свой класс санитарно-защитной зоны. Именно он определяет, сколько метров займет санитарная зона кладбища.
Класс I — это объекты, представляющие наибольшую опасность. К ним закон относит некрополи, на территории которых расположены большие крематории, а также кладбища площадью в 40 гектар и больше. Рекомендуемая ширина СЗЗ для таких мест равняется 1 километру.
Класс II — в него попадают кладбища с площадью в 20–40 гектар, а также любые некрополи с небольшими крематориями (не более одной печи с одной камерой). Для них ширина СЗЗ должна быть не меньше 500 метров.
Класс III — это кладбища с площадью 10-20 Га. Такие некрополи чаще всего можно встретить в небольших городах. Для них закон устанавливает зону шириной в 300 метров.
Класс IV — включает небольшие погосты с территорией до 10 гектар, чаще всего расположенные в поселках городского типа. Ширина СЗЗ у этого типа составляет 100 м.
Класс V — чаще всего это совсем небольшие деревенские места захоронений, а также мемориальные объекты и колумбарии. Охранная зона кладбища в сельской местности равняется всего 50 метров.
267. Отходы животноводческих комплексов (далее — навоз) и птицеводческих комплексов (далее — помет) должны транспортироваться, обрабатываться и обеззараживаться отдельно от хозяйственно-бытовых стоков населенных пунктов.
268. Транспортирование жидкого навоза необходимо осуществлять способом, исключающим загрязнение среды обитания человека.
269. На животноводческом или птицеводческом комплексе хозяйствующим субъектом, эксплуатирующим животноводческий или птицеводческий комплекс, должно осуществляться обеззараживание навоза (помета), обеспечивающее отсутствие в навозе (помете) возбудителей инфекционных и паразитарных заболеваний.
При возникновении эпизоотий хозяйствующему субъекту, эксплуатирующему животноводческий или птицеводческий комплекс, необходимо обеспечить обеззараживание жидкого навоза или помета и сточной жидкости химическим способом.
270. При размещении твердой фракции навоза или помета в пределах водосборных площадей хозяйствующим субъектом, эксплуатирующим животноводческий или птицеводческий комплекс, должны предусматриваться водонепроницаемые площадки с твердым покрытием, имеющие уклон в сторону водоотводящих канав. Выделяющаяся из навоза или помета жидкость вместе с атмосферными осадками должна собираться и направляться в жижесборник для обеззараживания.
271. На объектах животноводства и птицеводства, размещенных в пределах водосборных площадей, хозяйствующим субъектом, эксплуатирующим животноводческий или птицеводческий комплекс, должен быть организован и проводиться производственный контроль в соответствии с программой (планом) производственного контроля, предусматривающей контроль за состоянием грунтовых и поверхностных водных объектов.
Виды негативного воздействия от кладбища
Предварительно определяются, а затем закрепляются в проекте СЗЗ следующие виды НВОС (негативного воздействия на окружающую среду) от мест погребения:
- Физические воздействия – источниками могут быть специальный автотранспорт и автомобили, подъезжающие и покидающие стоянку, мусороуборочные и работы по изготовлению надгробий, строительные и ремонтные мероприятия. Специалисты выполняют расчеты по уровню шума и вибрации, их распространению по местам жилой застройки. Выявляется влияние источников шума и вибрации на психоэмоциональное состояние людей живущих поблизости.
- Биологическое воздействие – возможные источники: котельные на территории кладбища, склад песка и мастерские по изготовлению надгробий и механической обработке камня, дымовая труба крематория, стоянки спецтранспорта и другие. Определяется наличие растений, животных микроорганизмов, чья жизнедеятельность пагубно влияет на окружающую среду.
- Химическое воздействие – встречается очень редко. Тем не менее специалисты должны проверить наличие источников опасных выбросов на территории кладбища и проверить их воздействие на человека и природу.
Основные факторы негативного воздействия в местах захоронения являются наличие крематория и высокий уровень грунтовых вод, степень их сезонного колебания. Прочие источники оказывают не столь выраженное НВОС.
Целевое строительство зданий и сооружений, размещение других объектов на участке, отведенном для городского кладбища, должно реализовываться в рамках действующего законодательства (Градостроительный кодекс РФ и другие). При их проектировании важно максимально учитывать и постараться сохранить существующую естественную многолетнюю растительность. Например, расстояние от ближайшего дерева до могилы должно быть не меньше пяти метров. На стадии проектирования для этого, в числе других видов изысканий, выполняется подеревная съемка.
Кладбище относится к группе объектов, для которых должно обеспечиваться устройство специальной допустимой барьерной полосы. В систематизации Санитарных правил и норм (2.2.1/2.1.1.1200-03) оно выступает потенциально опасным с точки зрения вредного воздействия на окружающую среду прилегающих территорий.
О размерах санитарно-защитной зоны кладбища Ревды
Аркадий Юрков, житель улицы Первомайской
Игорь Никонов — 100 метров. Андрей Семенов — 200 метров. В статье Юлии Бабушкиной (газета «Информационная неделя» №35 от 9 сентября) — 130 метров. Это санитарно-защитные зоны, которые, по версиям руководителей нашего города, должны отделять действующее кладбище от жилой застройки…
Никакого уважения ни к себе, ни к жителям города, ни к закону. Куда хочу, туда и ворочу. Хотя бы договорились между собой. И только один разумный человек — главный государственный санитарный врач по Ревде и Дегтярску Александр Ульянов — заявил, что санитарно-защитная зона должна быть не менее 500 метров. И это закон.
Весной 2010 года негде будет хоронить умерших ревдинцев? Доработались чиновники! Где же вы были 5-10 лет назад, зная, что эта проблема всплывет? Соколовы, Каблиновы уже ушли от власти в городе, и ничего хорошего от их пребывания у руля не приходит на ум. Но есть и нынешние руководители. Это и Владимир Южанин, и Василий Белоусов, и ряд других. О чем думали они, идя во власть на вторые сроки? Им надо четыре-пять лет для того, чтобы оформить новое кладбище. Почему не два года? Они говорят, что нет денег. Где же вы были, когда деньги лились как из рога изобилия. Неужели так далеко от власти?
Для нового малого кладбища администрации нужно 5,8 гектара земли. Почему не 2-3 гектара? Это надо здорово поработать и не пенять на других. Как, например, Игорь Никонов, который заявил, что он потерял четыре года зря, когда у власти была Анна Каблинова. Но Соколова и Каблиновой у власти в городе уже нет, а Вы, Игорь Геннадьевич, все тут — и будьте добры ответить перед законом, который Вы нарушаете.
Самое простое дело — сделать новое малое кладбище и, как они пишут, забыть об этой проблеме на четыре-пять лет. Правильно — именно забыть. Менялись администрации, мэры, и все об этой проблеме исправно забывали.
Жители улицы Первомайской требуют установить сплошное ограждение, посадить зеленые насаждения, сделать водоотводную канаву не для того, чтобы проводить работы вне поля зрения жителей, а для того, чтобы оградить существующее захоронения и не проводить никаких работ! Без проекта не обойтись, говорите вы, чиновники. Но как же вы без проекта нарушили санитарную зону? Не знали? Изменились требования законодательства? Однако незнание закона не освобождает от ответственности.
Статус особо охраняемых природных территорий регулируется Федеральным законом от 14.03.1995 № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» (далее – закон № 33-ФЗ). При этом необходимо различать:
1) сами особо охраняемые природные территории;
2) охранные зоны таких особо охраняемых природных территорий.
В соответствии со ст. 105 ЗК РФ к ЗОУИТ относятся только охранные зоны особо охраняемых природных территорий (вероятно, по логике законодателя, в данном случае ЗОУИТ является территория, устанавливаемая в связи с существованием определённого объекта, но не сама территория такого объекта, что не отменяет необходимость соблюдения специального режима в границах самого объекта). Правовой режим самих особо охраняемых природных территорий устанавливается путём т. н. зонирования (п. 14 ст. 2 закона № 33-ФЗ в ред. законов № 342-ФЗ и № 505-ФЗ):
- основные (а также при необходимости вспомогательные) виды разрешённого использования земельных участков, расположенных в границах особо охраняемых природных территорий, определяются положением об особо охраняемой природной территории; в случае зонирования особо охраняемой природной территории основные и вспомогательные виды разрешённого использования земельных участков предусматриваются положением об особо охраняемой природной территории применительно к каждой функциональной зоне особо охраняемой природной территории;
- в случаях, если разрешённое использование земельных участков в границах особо охраняемой природной территории допускает строительство на них, в положении об особо охраняемой природной территории устанавливаются предельные (максимальные и (или) минимальные) параметры разрешённого строительства, реконструкции объектов;
- положения об особо охраняемых природных территориях, которые утверждены до 01.09.2018, должны быть приведены в соответствие с требованиями закона до 01.07.2020;
- до установления в положении об особо охраняемой природной территории видов разрешённого использования земельных участков, предельных параметров разрешённого строительства, реконструкции объектов капитального строительства, но не позднее 01.07.2020 указанные виды разрешённого использования, параметры определяются органом исполнительной власти, органом местного самоуправления, в ведении которых находится особо охраняемая природная территория (п. 6 ст. 26 закона № 342-ФЗ);
- в случае включения населённых пунктов в состав особо охраняемых природных территорий в соответствии со ст. 3.1 закона № 33-ФЗ виды разрешённого использования и предельные параметры разрешённого строительства, реконструкции объектов капитального строительства устанавливаются ПЗЗ.
Такое определение ограничений в границах особо охраняемых природных территорий путём установления видов разрешённого использования и предельных параметров не следует путать с градостроительным зонированием (в силу п. 6 ст. 36 ГрК РФ градостроительные регламенты не устанавливаются для земель особо охраняемых природных территорий). В данном случае речь идёт просто о способе установления ограничений деятельности в границах особо охраняемой природной территории.
Негативные влияния кладбища
В соответствии с характером влияния могут проводиться различные расчетные мероприятия для определения санитарной зоны кладбища.
С целью определения степени химического воздействия необходимо опередить источник загрязнения, оценить степень рассеивания выбросов, рассчитать количество отходов, которые образовываются на территории, а также рассчитать объем сточных вод.
Для определения физических факторов необходимо осуществить замеры уровня шума, вибрации, различных полей и излучений. Оценить их распространение по жилым территориям. Немаловажным фактором является психоэмоциональное воздействие на состояние человека в связи с таким близким соседством.
Оценка биологического воздействия производиться путем определения степени негативного воздействия микроорганизмов, растений и животных на воздух.
Санитарно-защитные зоны: что надо сделать до 2020
В редакции по состоянию на 28 декабря 2018 г.
Ко мне все чаще обращаются граждане, у которых земельный участок оказался расположен в санитарно-защитной зоне какого-либо объекта (кладбища, очистных сооружений, предприятия и т.п.). Как правило люди узнают об этом когда хотят начать строительство или оформить уже построенный дом.
Актуальность вопроса будет только возрастать, поэтому скажу несколько слов о том, какие возможны последствия, в частности, для строительства в санитарно-защитной зоне и можно ли что-то сделать, если Ваш земельный участок расположен в санитарно-защитной зоне.
В настоящее время порядок установления, изменения и прекращения существования санитарно-защитных зон, а также особые условия использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон, определены в Правилах установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон (утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 3 марта 2018 г. № 222).
В соответствии с п. 3 вышеназванных Правил решение об установлении, изменении или о прекращении существования санитарно-защитной зоны принимают в зависимости от класса опасности объектов Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) или ее территориальные органы.
В том же СанПин и разъясняющих его письмах раскрываются особенности надобности установления сан.-защитной зоны. Кратко рассмотрим их.
Во-первых, в СанПине предприятия и объекты делятся на V классов и делятся по степени негативного воздействия. Неизбежно устанавливают СЗЗ те, кто принадлежит к I, II и III классам опасности. Во-вторых, те объекты/сооружения, которые не перечислены во внушительном списке 7‐го раздела СанПин. В-третьих, действующие объекты с уже согласованной СЗЗ обязаны вновь разрабатывать проект, когда у них происходит реконструкция, меняется технология работы, наращивается производство. Наконец, в-четвертых, установление СЗЗ понадобится, если на объект поступила жалоба от живущих поблизости жителей домов; после чего Роспотребнадзор замерил, к примеру, шум или выбросы, и результаты показали превышение нормативов.
В свою очередь, установление СЗЗ не требуется в следующих случаях:
- Предприятия с численностью в штате до 15 человек. При доказательстве натурными исследованиями соблюдения нормативных значений влияния выбросов и измерений уровней физических влияний на воздух в пределах надзорных мероприятий. Или в рамках производственного контроля.
- Предприятия, которые относятся к IV и V классам, входящих в классификацию СанПиНа. Для них в СанПиНе установлена ориентировочная граница, которую необходимо подтвердить натурными исследованиями без разработки проекта. В случае подтверждения непревышения ПДК и ПДУ в рамках натурных исследований, проект не разрабатывается.
Итак, из детального рассмотрения требований СанПин по поводу необходимости разработки СЗЗ, получаем, что таким объектам общественного пользования, как кладбища, не нужна сан. зона, если тип кладбища относится к IV или V классу опасности. Если же места погребения относятся, согласно классификации СанПин, к I-III классам опасности; или же от жителей домов поблизости поступают жалобы на работу кладбища по поводу загрязнения воздуха, воды или осуществления шума, значит, требуется разработка и установление санитарно-защитной зоны.
Обратите внимание, что одних жалоб населения недостаточно для начала процесса разработки СЗЗ. Данную процедуру предписывает Роспотребнадзор, куда недовольные жители и обращаются.
Рассмотрим типы кладбищ и крематориев, встречающиеся в СанПине:
Класс I — ориентировочный размер СЗЗ 1000 метров.
Крематории, при количестве печей более одной.
Класс II — ориентировочный размер СЗЗ 500 метров.
1) Кладбища смешанного и традиционного захоронения площадью от 20 до 40 га. Причем, размещать кладбища площадью более 40 га запрещено в принципе.
2) Крематории без подготовительных и обрядовых процессов с одной однокамерной печью.
Обратим внимание, что данные типы кладбищ и крематориев по классу опасности находятся в одном перечне с полигонами твердых бытовых отходов и полигонами токсичных отходов.
Класс III — ориентировочный размер СЗЗ 300 метров.
Кладбища смешанного и традиционного захоронения площадью от 10 до 20 га.
Класс IV — ориентировочный размер СЗЗ 100 метров.
Кладбища смешанного и традиционного захоронения площадью 10 и менее га.
Класс V — ориентировочный размер СЗЗ 50 метров.
Закрытые кладбища и мемориальные комплексы, кладбища с погребением после кремации, колумбарии, сельские кладбища.
В проекте ориентировочной СЗЗ для кладбищ определяются следующее виды НВОС (при их наличии):
- химическое воздействие (Определяются источники выбросов на территории объектов; объем выбросов и их рассеивание в атмосферном воздухе; фоновое загрязнение территории объекта с учетом и без учета его вклада в загрязнение атмосферы. Рассчитывается объем образования отходов; выявляется их способ утилизации и размещения. Определяется расчет объемов сточных вод в канализацию и водные объекты (реки, озера).
- биологическое воздействие (Определяется наличие и степень пагубного влияния патогенных микроорганизмов, растений и животных на воздух).
- физическое воздействие (Рассчитывается уровень шума и уровень вибрации, электромагнитных полей и ионизирующих излучений, электромагнитное излучение; их распространение по площади жилой застройки; психо-эмоциональное влияние на людей, проживающих вблизи местности кладбища и другие физические факторы).
В практике нашей компании мы встречались только с кладбищами, которые оказывают химические и физические влияния.
К источникам выбросов на территории кладбища могут относиться:
- работа специального автотранспорта на контейнерной площадке для сбора ТБО;
- парковка;
- котельная в административном здании на территории кладбища;
- стоянка специальной техники;
- ремонтная зона;
- склад песка;
- помещение по изготовлению надгробий (пересыпка цемента, песка, щебня);
- помещение по механической обработки камня;
- дымовая труба крематория (если есть крематорий);
- другие источники.
Возможные источники шума на территории кладбища:
- работа специального автотранспорта на площадке;
- работа двигателей автомобилей на автостоянке;
- мусороуборочные работы на контейнерной площадке;
- работа в помещении по изготовлению надгробий;
- осуществление ремонтных, строительных работ;
- другие источники.
В случае, когда ориентировочная граница СЗЗ кладбища накладывается на территорию близлежащих жилых домов или другие селитебные территории, возможно ее сократить до размера меньшего чем тот, что определен в СанПин. Для этого в рамках проекта расчетной СЗЗ проводятся расчеты, которые показывают, что санитарные нормы качества атмосферного воздуха на границе расчетной СЗЗ и территории ближайшей жилой застройки выдержаны; параметры звука и звукового давления на границе расчетной СЗЗ и территориях ближайших жилых домов не превышают нормативных требований СН 2.2.4/2.1.8.562-96.
Полученные расчеты подтверждаются измерениями аккредитованной лаборатории согласно плану, предложенным в проекте. Далее предлагаемый размер СЗЗ согласовывается с главным санитарным врачом.
Еще сократить СЗЗ для кладбища возможно, когда изменился класс опасности (к примеру, сократилась площадь кладбища); сменился профиль деятельности объекта.
-
Обратите внимание что именно краски для бетона отличаются с точки зрения вн…
-
А я вот все равно предпочел купить самостоятельно крем для своей девушки и …
-
Лучше будет если вы дадите деньги сами своей девушке и дадите ей возможност…
-
Ой, так страшно брать в аренду эту дорогущую технику. Все время переживаешь…
-
Посмотрите, вот здесь предлагают услуги спецтехники Вы найдете то, что име…
-
Вам нужен автоукран? или какая техника вам нужна? Просто выбор зависит от м…
Итак, из детального рассмотрения требований СанПин по поводу необходимости разработки СЗЗ, получаем, что таким объектам общественного пользования, как кладбища, не нужна сан. зона, если тип кладбища относится к IV или V классу опасности. Если же места погребения относятся, согласно классификации СанПин, к I-III классам опасности; или же от жителей домов поблизости поступают жалобы на работу кладбища по поводу загрязнения воздуха, воды или осуществления шума, значит, требуется разработка и установление санитарно-защитной зоны.
X. Требования к обращению с отходами
Производство химических реактивов. 6. Производство пластических масс из эфиров целлюлозы. 7. Производство корунда. 8. Производство бария и его соединений. 9. Производство ультрамарина. 10. Производство кормовых дрожжей и фурфурола из древесины и сельскохозяйственных отходов методом гидролиза. 11. Производство никотина. 12. Производство синтетической камфары изомеризационным способом. 13.
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации с выводами судов первой и апелляционной инстанции не согласна.
Исключение — если открытый водоем является источником питьевой воды и возле него установлена зона санитарной охраны. На таких территориях жилищное строительство запрещается или ограничивается.
Такие существенные нарушения норм процессуального права допущены судами первой и апелляционной инстанций.
В границах водоохранных зон устанавливаются прибрежные защитные полосы, в которых действуют дополнительные ограничения. Их ширина устанавливается в зависимости от уклона берега. Самая большая ширина прибрежной защитной полосы — у рек, озер и водохранилищ, имеющих особо ценное рыбохозяйственное значение. Она составляет 200 м.
Размещение мест захоронения различного типа, в зависимости от вероисповедания и обычаев, целесообразно производить на обособленных специализированных участках кладбища.
Сокращение границ СЗЗ для кладбища
В случае, когда ориентировочная граница СЗЗ кладбища накладывается на территорию близлежащих жилых домов или другие селитебные территории, возможно ее сократить до размера меньшего чем тот, что определен в СанПин. Для этого в рамках проекта расчетной СЗЗ проводятся расчеты, которые показывают, что санитарные нормы качества атмосферного воздуха на границе расчетной СЗЗ и территории ближайшей жилой застройки выдержаны; параметры звука и звукового давления на границе расчетной СЗЗ и территориях ближайших жилых домов не превышают нормативных требований СН 2.2.4/2.1.8.562-96.
Полученные расчеты подтверждаются измерениями аккредитованной лаборатории согласно плану, предложенным в проекте. Далее предлагаемый размер СЗЗ согласовывается с главным санитарным врачом.
Еще сократить СЗЗ для кладбища возможно, когда изменился класс опасности (к примеру, сократилась площадь кладбища); сменился профиль деятельности объекта.
С уважением к усопшим
Эксперт тематической площадки ОНФ «Жилье и городская среда» Павел Склянчук замечает: существование старых кладбищ в черте городов обусловлено историческим процессом расширения городских границ — кладбища делали на окраине, а потом вокруг оказывалась жилая застройка. По идее, говорит он, есть способы кладбище не просто закрыть, а даже застроить.
— В советское время была практика перезахоронений с кладбищ, расположенных рядом с монастырями, — говорит он. — Теоретически провести эксгумацию и закрыть кладбище муниципалитет вправе. Единой процедуры на федеральном уровне не предусмотрено. С принятием закона о комплексном развитии территории такие ситуации нельзя исключать, главное здесь, чтобы это сопровождалось уважением к усопшим и их родственникам, в целом к религиозным традициям.
Правила землепользования и застройки (стр. 8)
В городах, имеющих крематор ий, на кладби щах, в случаях необход имости, должны предусматриваться места для захорон ения урн в спе циальных нишах в огр аде кладбища из расчета 1-1 ,2 кв. м на од ну урну, а для захоронения урн в земле — 2 кв. м.
3. Захоронение трупов умерших в семейных склепах нежелательно. В отдельных случаях, ког да по местным тради циям допускается устройство семейных склепов, захоронение умерших должно произво диться в металлических (оцинкованных) , гермет ично запаянных гробах.
2.4. Устройство братских могил, как правило, не разрешается. В исключительных случаях захоронение в братских могилах может быть допущено по согласованию с местными органами санитарно-эпидемиологической службы при соблюдении следующих правил:
а) расстояние между гробами в братских могилах должно быть не менее 0,5 м;
б) при захоронении в два ряда верхний ряд должен отстоять от нижнего не менее чем на 0,5 м;
в) гробы верхнего ряда должны быть расположены над промежутками между гробами нижнего ряда;
г) глубина братских могил при захоронении в два ряда должна быть не менее 2,5 м и дно могилы выше уровня стояния грунтовых вод — не менее чем на 0,5 м.
2.5. Захоронение производится при предъявлении соответствующего документа из местного ЗАГСа.
2.6. Перевозка или переноска умерших к местам захоронения совершается, как правило, в гробах.
Примеч ан ие: при захоронении трупов умерших в сидячем положении переноска их к месту погребения совершается на спе циальных носилках, а перевозка трупов вдали от предпол агаем ых мест погребения — в гробах.
Процесс погребения умерших в лечебных учреждениях или поступивших в патолого-анатомическое отделение для вскрытия (в том числе погибших в результате несчастных случаев) совершается, как правило, непосредственно из патолого-анатомического отделения, без завоза тела умершего домой.
Примечания: 1. В случае смерти, последовавшей в лечебном учреждении, труп умершего из патолого-анатомического отделен ия может по желанию родственников завоз иться (не более чем на одни сутки) домой для прощания с покойным. В этих случаях труп должен быть предварительно забальзамирован (формалин, спирт и другие в ещества, пр игодные для этой ц ел и) и охлажден. Охлаждение, по возможности, целесообр азно продолжить и в домашних условиях.
2. Перевоз трупа ум ершего должен производиться в гробу, на дно которого необходимо положить ве щества, хорошо вп итываю щие влагу (сухие опилки, мелкая деревянная стружка, торф и др.).
3. Запрещается завозить трупы умерш их домой, если причиной смерти явил ись особо о пасные инфек ции (чума, холера, натуральная оспа, сибирска я язва) , а также когда условия за прещения устанавливаются патолого-анатомами (сильное разлож ение трупа, смерть, последовавшая в р езультате тра нспортных аварий и др.).
4. Порядок погр ебения умерш их от особо опасных инфекц ий о пределяется специальными прав илами Мини стерства здравоохранения СССР.
2.8. Захоронение умерших производится не ранее, чем через 24 часа после наступления смерти.
Примечан ие: Захоронение умерших допускается и в более ран ние сроки, если труп подвергся патолого-аиатомическому вскрытию или судебно-медицинскому исследованию.
2.9. Перевозка трупов умерших к месту погребения (в случаях, когда смерть последовала не по месту жительства покойного) разрешается любыми транспортными средствами (железнодорожный, авиационный, автомобильный и др.) по получении специального разрешения на перевоз от соответствующего транспортного ведомства.
Для оформления перевозки трупа умершего с места, где последовала смерть к месту погребения в другом районе или городе страны, необходимо получить справку-разрешение на перевоз от местной санитарно-эпидемиологической стан ции (по месту смерти) по предъявлении заключения лечебного учреж дения о причине смерти.
2.10. Перед перевозкой труп должен быть забальзамирован для длительного хране ния. От момента наступления смерти до погребения в этих случаях должно пройти не более пяти суток.
2.11. При перевозке умершего железнодорожным или ав иационным транспортом тру п должен быть помещен в оцинкованный, герметично запаянный гроб, изнутри заполненный ве ществом, впитываю щим влагу. М еталлический гроб помешается в деревянный, плотно сколоченный ящик для транспортирования в багажном отделении.
2.12. При перевозке трупов умерших от особо опасных инфекций не ра зрешается открывать гроб для прощания.
2.13. Для ускорения процессов разложения и минерализации захоронение трупов умерших целесообра зно прои зводить в деревян ных гробах, за исключением случаев, связанных с перевозкой и пере захоро нением трупов и останков умерших.
2.14. Перезахоронение останков умерших допускается не ранее одного года с момента погребения в песчаных грунтах и не ранее трех лет в сырых грунтах, где процессы разложения и минерализации замедлены. Эксгумацию (извлечение) останков из могилы желательно производить в зимнее (холодное) время года, днем, в присутствии представителей органов коммунального хозяйства, милиции и местного учреждения санитарно-эпидемиологической службы.
Разрешение на извлечение останков из могилы и перенос их на другое место захоронения оформляется исполкомами местных Совето в депутатов трудящихся.
Районная санитарно-эпидемиологическая станция дает заключение о возможности эксгумации останков по предъявлении соответствующих документов, разрешаю щих эксгумацию и перевоз останков на другое место захоронения, и справки лечебного учреждения о причине смерти эксгумируемого.
Перевоз останков осуществляется с соблюдением требований, изложенных в пп. 2.9 и 2.11 настоящих правил.
Примеч ание. Исключение из вышеуказанных прав ил допускается в особых случаях, в частности, когда эксгума ция останков производится по требованию следственных органов и прокуратуры и др.
2.15. Могила после извлечения останков должна быть немедленно засыпана и поверхность почвы спланирована.
2.16. Извлечение останков умершего и з братской могилы для перезахоронения не ра зрешается. Исключение может быть допущено лишь в случаях извлечения для перезахоронения останков всех захороненных в братской могиле по согласованию с местным и учреж дениями санитарно-эпидемиологической службы.
2.17. Территория кладбища (проезды, дорожки, другие места общественного пользования) должна регулярно поливаться в летнее время, посыпаться песком зимой, регулярно убираться (очищаться от мусора и опавших листьев), а зеленые насаждения поддерживаться в хорошем состоянии.
Мог илы должны содержаться в порядке (исправление провалов почвы, подсыпка грунта, озеленение и т. п.).
2.18. Использование закрытого кладбища или отдельного участка на действующем кладбище для вторичного погребения может быть допущено не ранее, чем чер ез 20 лет посл е последнего захоронения (кладбищенский период).
Примеча ние. В отдельных случаях, если кладбище размещено в благоприятных почвенных условиях, этот срок по согласованию с местными учреждения ми санитарно-эпидемиологической службы может быть уменьшен до 15 лет.
Вопрос об использовании закрытого кладбища для вторичного погребения должен быть согласован с местными учреждениями санитарно-эпидемиологической службы.
Сокращение границ СЗЗ для кладбища
В случае, когда ориентировочная граница СЗЗ кладбища накладывается на территорию близлежащих жилых домов или другие селитебные территории, возможно ее сократить до размера меньшего чем тот, что определен в СанПин. Для этого в рамках проекта расчетной СЗЗ проводятся расчеты, которые показывают, что санитарные нормы качества атмосферного воздуха на границе расчетной СЗЗ и территории ближайшей жилой застройки выдержаны; параметры звука и звукового давления на границе расчетной СЗЗ и территориях ближайших жилых домов не превышают нормативных требований СН 2.2.4/2.1.8.562-96.
Полученные расчеты подтверждаются измерениями аккредитованной лаборатории согласно плану, предложенным в проекте. Далее предлагаемый размер СЗЗ согласовывается с главным санитарным врачом.
Еще сократить СЗЗ для кладбища возможно, когда изменился класс опасности (к примеру, сократилась площадь кладбища); сменился профиль деятельности объекта.
Проект СЗЗ (Проект санитарно-защитной зоны)
Согласно СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 вокруг объектов и производств, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека устанавливается специальная территория с особым режимом использования (далее — санитарно-защитная зона (СЗЗ), размер которой обеспечивает уменьшение воздействия загрязнения на атмосферный воздух (химического, биологического, физического) до значений, установленных гигиеническими нормативами, а для предприятий I и II класса опасности — как до значений, установленных гигиеническими нормативами, так и до величин приемлемого риска для здоровья населения.
По своему функциональному назначению санитарно-защитная зона является защитным барьером, обеспечивающим уровень безопасности населения при эксплуатации объекта в штатном режиме.
ЗАКОН
ФЗ №7-ФЗ Об охране окружающей среды
ФЗ № 96-ФЗ Об охране атмосферного воздуха
ФЗ № 52-ФЗ О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения
СанПин 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов»
Граница санитарно-защитной зоны устанавливается один раз и бессрочно, при условии, что на предприятии не происходит существенных изменений производственного (технологического) процесса, появления или ликвидации большого количества источников выброса вредных веществ в атмосферный воздух или источников шума, новых технологий, нового сырья или вида топлива и т.д.
Временное сокращение объема производства не является основанием к пересмотру принятого размера СЗЗ.