Льготы и выплаты сиротам после 18 лет
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Льготы и выплаты сиротам после 18 лет». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Льготы в этой сфере распространяются на детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Они имеют право на: посещение государственного детского сада бесплатно; обучение на подготовительном отделении вуза за счёт бюджета, но только если они обучаются на отделении впервые; зачисление в вуз в преимущественном порядке и на бюджет — по квоте; второе среднее профессиональное образование за счет бюджета при очной форме обучения; выплаты во время обучения: ежемесячную государственную социальную стипендию и ежегодное пособие на покупку учебной литературы и письменных принадлежностей.
Особенности оформления и получения льгот
Главная проблема в сфере социальной защиты детей-сирот сейчас – это трудности с обеспечением их бесплатным жильем от государства. Полномочия в этом вопросе переданы на уровень регионов, как результат – в некоторых субъектах РФ очереди превысили 5 тысяч человек (Приморский край, Краснодарский край, Саратовская область, и др.). Наиболее сложная ситуация в Приморском крае, где в 2018 году в очереди состояли более 6500 тысяч человек. Основная причина очередей – недостаток финансирования выделения жилья сиротам. В 2015-2017 годах ежегодно выделялось порядка 6,9 миллиардов рублей, в 2018 году выделено 7,1 млрд рублей. По оценке Счетной палаты РФ, на приобретение жилья сиротам из федерального бюджета выделяется около 20% от необходимых сумм, а регионы не могут найти недостающие деньги.
Множество проблем возникает не только с выделением жилья, но и с постановкой в очередь. Чаще всего заявитель обращается, когда его возраст уже больше 23 лет. В таком случае юристы рекомендуют обращаться в суд и пытаться доказать, что заявление не было подано в установленный период по уважительной причине. Однако вероятность положительного исхода очень низкая.
У многих возникают трудности из-за того, что они имеют постоянную регистрацию у родственников. Так, если в квартире или доме, где прописан сирота, на него приходится больше жилплощади, чем полагается нормами региона, при обращении за собственным жильем будет вынесен отказ. Необоснованный отказ можно получить, если, например, у супруга (супруги) заявителя имеется в собственности жилье. В таком случае нужно получить письменный отказ, который затем опротестовать.
Иногда приходится отказываться от предлагаемого жилья, например, государство выделяет только дом в деревне далеко от места проживания сироты. Согласно закону устанавливается право выбора места проживания, однако, отказавшись от предложенного варианта, следующее предложение может последовать не скоро.
Гарантии в трудовой сфере для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
Гарантии по труду, предоставляемые детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, определены в Трудовом Кодексе РФ (п. п. 1, 2 ч. 1 ст. 81), Федеральном Законе № 159-ФЗ (ст. 9), Законе № 1032-1 от 19 апреля 1991 г. (ст. 34.1) и в Законе № 61 (ст. 14):
- Гарантия проведения профессиональной ориентации и диагностики профпригодности органами службы занятости для детей в возрасте от 14 до 18 лет с учетом состояния здоровья;
- Если ребенок зарегистрирован в службе занятости, ищет работу впервые и проходит профессиональное обучение по направлению службы занятости, во время обучения ему гарантированно выплачивается пособие по безработице и стипендия. Пособие выплачивается в течение полугода, размер пособия соответствует среднему уровню заработной платы в данном субъекте РФ. Стипендия при обучении ребенка по направлению службы занятости выплачивается в таком же размере;
- Если ребенок-сирота попадает под сокращение штатов или увольнение в связи с ликвидацией предприятия, ему гарантировано профессиональное обучение с последующим трудоустройством за счет работодателей или из правопреемников;
- В Москве образовательные учреждения, в которых проходили обучение дети-сироты или дети, оставшиеся без попечения родителей, обязаны оказать своим выпускникам содействие в трудоустройстве.
Меры государственной поддержки для детей, оставшихся без попечения родителей, делятся на: материальные (обеспечение государством бесплатного проживания в учреждениях интернатного типа, одеждой, питанием, предметами обучения, определенными средствами для устройства жизни и жильем после выпуска из социального госучреждения, обеспечение бесплатным проездом во всех видах транспорта) и нематериальные (право на образование, жилищные права детей сирот, право на медицинское обслуживание, право на трудоустройство). Права детей сирот, которые находятся под опекой (или попечительством), делятся на: Личные права детей сирот:
- право на уважение собственного достоинства;
- право на защиту от злоупотреблений опекуном (попечителем);
- право на воспитание в семье опекуна (попечителя) и совместное с ним проживание (после достижения подопечным 16-тилетнего возраста допускается раздельное проживание с опекуном по разрешению органов опеки и попечительства);
- право на общение с родителями и родственниками;
- право на выражение своего мнения при решении вопросов, касающихся его интересов, в том числе, право быть заслушанным в ходе административного или судебного разбирательства;
- право на обеспечение необходимых условий для проживания, воспитания, образования и разностороннего развития за счет средств, выделяемых государством.
Имущественные права детей сирот:
- право на социальные выплаты, пенсии, алименты и пособия;
- право на сохранение права собственности на закрепленное за ним жилье;
- право на доходы, получаемые подопечным из средств федерального фонда, а также на имущество, полученное в дар или по наследству;
- право на внеочередное получение жилья по окончании проживания у опекунов (попечителей) в случаях отсутствия раннее закрепленного за ним жилого помещения.
Право детей сирот на трудовую деятельность
В сфере труда дети сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, обладают следующими правами:
- право на получение пособия по безработице в период 6 месяцев в размере, равном среднему уровню заработной платы в конкретном регионе, при этом вышеназванные лица должны искать работу впервые, быть зарегистрированными в органах службы занятости и иметь статус безработного;
- право на необходимое дополнительное профессиональное обучение с последующим трудоустройством за счет средств работодателя в случаях ликвидации организации, в которой работали лица из числа детей сирот и оставшихся без попечения родителей.
Детям-сиротам доступны некоторые привилегии при устройстве на работу, медицинском обслуживании, оплате коммунальных услуг и других областях.
Послабление при устройстве на работу состоит в том, что такие граждане получают в течении первых шести месяцев повышенное пособие по безработице – как правило, это размер средней зарплаты по региону. Кроме этого, при увольнении из-за того, что организация ликвидировалась, либо из-за сокращения, сирота имеет право потребовать от организации получения профессионального обучения за счет предприятия и дальнейшего устройства на работу.
На региональном уровне сироты вправе получить послабления на оплату коммунальных услуг, включая электричество, воду, газ и плату за квартиру. Также установлены особые нормы, исходя из которых сирота вправе не уплачивать задолженности по коммунальным услугам родителей и задолженности за время, в которое лицо не проживало на месте. Опекуны вправе получить компенсацию по расходам за коммунальные услуги.
Основные характеристики Постановления
Чтобы зафиксировать обязательства, которые берёт на себя государство, был принят ФЗ №159. Нормативно-правовой акт был принят в 1996 году.
Однако этот пункт вступил в силу не сразу. Он начал действовать с 1 января 1998 года. Внесенные коррективы касались ряда гарантий в образовании и в сфере трудовых правоотношений.
Особое внимание эксперты советуют обратить на статью 12 вышеуказанной нормы. В соответствии с ней, предоставление льгот, устанавливаемых президентом, правительством их региональными властями, должно осуществляться в строгом соответствии с ФЗ №159.
Действующее законодательство продолжают корректировать в соответствии с требованиями современных реалий. Очередные изменения внесли в июле 2016 года.
Закон не лишил муниципалитет права предоставлять дополнительные льготы или компенсации. Однако их ведение должно основываться на наличие денежных средств в бюджете.
Имущественные права детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
Правовое положение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, определяется в СК РФ (гл. 11, 19, 20), а также в Федеральном законе «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
В соответствии со ст. 148, 154 СК РФ дети, находящиеся в семье усыновителя, под опекой (попечительством), в приемной семье, детских специальных учреждениях обладают такими же правами, следующими из смысла гл. 11 СК РФ, какие предусмотрены для всех детей, воспитывающихся в кровных семьях, описанных в гл. 6 настоящего пособия.
Семейный кодекс РФ выделяет имущественные права детей, подчеркивая тем самым имущественную самостоятельность несовершеннолетнего в семейных отношениях.
В течение последних лет продолжается реализация широкого комплекса мер, направленных на защиту и поддержку детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Государственная политика в отношении детей была направлена на: максимально возможное в рамках имеющихся ресурсов сохранение базовых гарантий обеспечения жизнедеятельности и развития детей, минимизацию потерь в уровне жизни; сохранение доступа детей к системам образования и здравоохранения; развитие различных форм материальной поддержки семей с детьми; гуманизацию обращения с детьми на основе уважения прав ребенка; создание новых механизмов профилактики и социальной реабилитации детей в условиях возникновения новых социальных рисков; законодательное обеспечение прав детей.
[3]
В русле этих направлений государственной политики определялись и внедрялись в жизнь особые стратегии, ориентированные на разные категории детей, в том числе и детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В Федеральном Законе от 21 декабря 1996 г. №159 — ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дается понятие дополнительные гарантии по социальной поддержке — это законодательно закрепленные дополнительные меры по социальной защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, во время получения ими очного профессионального образования.
Закон устанавливает целый ряд дополнительных гарантий для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, это:
— дополнительные гарантии права на образование (ст. 6);
— дополнительные гарантии права на медицинское обслуживание (ст. 7);
— дополнительные гарантии прав на имущество и жилое помещение (ст. 8);
— дополнительные гарантии права на труд (ст. 9);
Рассмотрим их поподробнее.
Серьезно увеличены расходы на образование, здравоохранение и поддержку малообеспеченных
В конце прошлой недели депутаты Московской городской думы обсудили проект бюджета столицы. Как и в прошлые годы, основным приоритетом Москвы остается развитие социальной сферы — колоссальные средства выделены на медицину, образование и заботу о нуждающихся.
Ожидается, что от грядущих перемен выиграют все — и москвичи, получающие услуги, и врачи с учителями, которых ждет повышение заработной платы. Расходы социальной направленности в структуре расходной части бюджета Москвы составляют 53,3%. На 2020 год они запланированы с ростом в 23,5% при общем росте расходной части на 19%.
В 2020 году намечено финансирование таких социальных программ, как столичное образование — прирост 25,8%, социальная поддержка жителей города — 18,4%, столичное здравоохранение — 30,4%.
— На ближайшие три года бюджет составлен таким образом, что традиционно остается социальным, программным и инвестиционным. Как и прежде, 90% расходов пойдет на реализацию городских программ развития и выполнение всех социальных обязательств перед москвичами, — заявил председатель городской Думы Алексей Шапошников.
Городские расходы на здравоохранение в ближайший год вырастут на 30 процентов — к такому решению пришли члены профильной комиссии Мосгордумы. При этом депутаты обратили особое внимание на развитие стационарной медицинской помощи и первичного звена здравоохранения.
В соответствии с проектом Закона «О бюджете города Москвы на 2020 год и плановый период 2021–2022 годов» из бюджета города и средств бюджета Московского городского фонда обязательного медицинского страхования в 2020–2022 годах на здравоохранение будет направлено 2 трлн 164 млрд рублей, в том числе в 2020 году — 701,2 млрд рублей.
— Рост консолидированного бюджета отрасли на 2020 год составит 30%. Это позволит финансировать не только все текущие расходы, но и мощно развивать здравоохранение Москвы. Основные приоритеты в области оказания стационарной помощи — оснащение оборудованием. На эти цели в бюджете предусмотрено 50 млрд рублей.
Запланировано строительство 12 крупных медицинских объектов. Среди них — неонатальный корпус, новые инфекционные больницы, онкологический центр.
Это позволит нам поднять на новый уровень в том числе высокотехнологичную помощь, подключая самые инновационные методики, — говорит глава Департамента здравоохранения города Москвы Алексей Хрипун.
Особое внимание в городе планируется обратить на развитие первичного звена — отремонтировать более 130 поликлиник и построить еще более 30 новых. Все эти поликлиники будут обеспечены новейшим оборудованием. Важная статья расходов — лекарства, в том числе специфические, необходимые онкологическим больным. в 2020 году более 15 млрд дополнительно выделяется на проведение химиотерапии.
По наиболее востребованным профилям количество операций выросло в несколько раз. Например, эндопротезирование крупных суставов — в 23 раза, малоинвазивные операции по поводу катаракты — в 12 раз, стентирование коронарных артерий — в 5 раз. Средства бюджета Москвы на ВМП, предусмотренные в 2020 году, увеличены на треть в сравнении с 2019 г. и составят 10,9 млрд рублей.
Не менее важная статья расходов — образование: депутаты нового созыва намерены сохранять тренд, который наметился еще несколько лет назад. По сравнению с 2018 годом расходы города на образование выросли на 25 процентов, и сокращать их не планируется.
За период с 2018 года построено 89 новых зданий школ, из них в дополнение к имеющимся — 80, что позволило создать около 50 000 новых мест.
Список льгот, представленный выше, не является полным. Дополнительная гарантия сиротам и детям, оставшимся без попечительства родителей, разрабатывается в каждом конкретном российском регионе, учитывая его социально-экономические и климатические условия. К примеру, предусматривается финансовая поддержка при организации отдыха и оздоровления данной категории граждан.
При наличии медицинских показаний сироты и дети, оставшиеся без родителей, получают право на бесплатную путевку в детский лагерь или санаторий, а также на оплату проезда к месту лечения (отдыха). Если путевка приобретается самостоятельно опекунами (попечителями), патронатными воспитателями или приемными родителями, они могут рассчитывать на компенсацию понесенных расходов, предоставив в местные службы опеки и попечительства подтверждающие документы.
Полное гос. обеспечение
Детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающимся в федеральных государственных образовательных учреждениях, наряду с полным государственным обеспечением выплачиваются стипендия, размер которой увеличивается не менее чем на пятьдесят процентов по сравнению с размером стипендии, установленной для обучающихся в данном образовательном учреждении, ежегодное пособие на приобретение учебной литературы и письменных принадлежностей в размере трехмесячной стипендии, а также сто процентов заработной платы, начисленной в период производственного обучения и производственной практики. Размер и порядок увеличения стипендии, выплаты пособия на приобретение учебной литературы и письменных принадлежностей, а также заработной платы, начисленной в период производственного обучения и производственной практики, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающимся в образовательных учреждениях, находящихся в ведении органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, и в муниципальных образовательных учреждениях, устанавливаются законами субъектов Российской Федерации и (или) нормативными правовыми актами органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации. 9. При предоставлении обучающимся — детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, академического отпуска по медицинским показаниям за ними сохраняется на весь период полное государственное обеспечение, им выплачивается стипендия. Образовательное учреждение содействует организации их лечения.
Список льгот, представленный выше, не является полным. Дополнительная гарантия сиротам и детям, оставшимся без попечительства родителей, разрабатывается в каждом конкретном российском регионе, учитывая его социально-экономические и климатические условия. К примеру, предусматривается финансовая поддержка при организации отдыха и оздоровления данной категории граждан.
При наличии медицинских показаний сироты и дети, оставшиеся без родителей, получают право на бесплатную путевку в детский лагерь или санаторий, а также на оплату проезда к месту лечения (отдыха). Если путевка приобретается самостоятельно опекунами (попечителями), патронатными воспитателями или приемными родителями, они могут рассчитывать на компенсацию понесенных расходов, предоставив в местные службы опеки и попечительства подтверждающие документы.
Ребенок имеет право на получение только в том случае, если один из его родителей был официально трудоустроен. Если работают (работали) оба родителя, то выбирается тот, у кого зарплата больше. Это позволит получить большую сумму.
Также существует . Она актуальна в том случае, если родители сироты нигде официально не были трудоустроены. Ее размер устанавливается региональным правительством.
ВАЖНО: при лишении родительских прав родителей у них появляется обязательство по оплате алиментов ребенку.
При отказе платить их возможно возбуждение исполнительного производства.Тогда деньги будут списываться со счетов должника в принудительном порядке.
В период отсутствия у родителей работы и во время их нахождения на бирже труда выплаты производятся из регионального бюджета.
Как оформить льготу на жилье
Социальная защита детей-сирот хорошо развита в России, но если сирота хочет купить или получить жилье, то он должен самостоятельно заняться оформлением поддержки. Для этого надо обратиться в органы опеки. Подготавливаются следующие документы:
- справка о том, что гражданин окончил учебу или службу в армии;
- справка, подтверждающая, что не зарегистрировано на сироту какое-либо жилье;
- если у заявителя имеются родственники, то нужно подтверждение того, что невозможно проживать с ними совместно на одной территории по тем или иным причинам;
- паспорт заявителя;
- справка о составе семьи;
- справка, подтверждающая, что гражданин действительно обладает официальным статусом сироты;
- если имеется супруга, то подготавливается свидетельство о браке;
- при наличии детей передаются копии их свидетельств о рождении;
- правильно составленное заявление в администрацию, на основании которого осуществляется постановка в очередь на получение жилого помещения.
Рассматривается документация в течение 30 дней с момента передачи. После этого становится сирота в очередь. На основании государственной поддержки выделяется квартира по договору соцнайма.
Одновременно с получением жилья сирота может рассчитывать на освобождение от уплаты коммунальных услуг на 5 лет. Срок предоставления квартиры может значительно отличаться в разных городах. Обычно процедура занимает около года, но все зависит от состояния фонда жилья муниципалитета.
Гарантии в области здравоохранения для детей, оставшихся без попечения родителей и детей сирот
Гарантии в здравоохранении предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, в соответствии с Приказом ФСБ РФ № 73 от 16 февраля 2012 г., ст. 11 Закона № 61, ст. 7 Закона № 159-ФЗ и Ответами на вопросы граждан, связанными с обеспечением прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (ответы № 30 и 31):
1. Гарантии на бесплатное получение медицинской помощи в медицинских учреждениях государственной и муниципальной системы здравоохранения за счет федерального бюджета в соответствии с порядком, установленным законодательством:
- Проведение диспансеризации;
- Проведение регулярных медицинских осмотров;
- Проведение оздоровления;
- Высокотехнологичная медицинская помощь;
- Лечение за границей РФ
Помощь в процессе поиска работы
На основании ФЗ № 159 назначаются разные социальные меры поддержки для детей, которые по разным причинам остались без поддержки родителей. К ним относится и помощь в процессе нахождения работы. К основным льготам относится:
- выпускники разных вузов могут рассчитывать на получение бесплатной одежды, обуви и оборудования для дальнейшей работы;
- в зависимости от региона назначается единовременное пособие, предназначенное для обеспечения жизни в процессе поиска работы;
- с подростками в возрасте от 14 до 18 лет проводятся специальные работы, связанные с профориентацией, что позволяет узнать, какими способностями и умениями обладают дети, а также где в будущем они хотели бы работать;
- на основании медицинских показаний проводится диагностика профессиональной пригодности;
- если становится сирота на учет на бирже труда, то в течение 6 месяцев поиска работы назначается пособие по безработице даже при условии, если ранее гражданин не трудился официально;
- если фирма, в которой работает сирота, ликвидируется, то за счет средств работодателя проводится профессиональное обучение.
Воспользоваться вышеуказанными мерами поддержки можно при трудоустройстве в государственные или коммерческие организации. Если не предоставляются по разным причинам льготы ребенку-сироте, то составляется жалоба в местную администрацию или прокуратуру.