Трасологическая экспертиза при дорожно-транспортном происшествии

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Трасологическая экспертиза при дорожно-транспортном происшествии». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Трасологическая экспертиза при ДТП назначается для того, чтобы восстановить картину, предшествующую аварии. Она позволяет разобраться в происшествии и отражает последовательность всех ее стадий – с самого начала и до конца. Назначить проверку можно на любой стадии производства по делу о происшествии, но более правильно ее проводить на стадии предварительного расследования. Именно на этой стадии определение виновного водителя позволит правильно разрешить дело.

Вопросы, которые ставятся перед экспертом трасологической экспертизы, должны быть занесены в определение о назначении. Вопросы формируются и составляются так, чтобы эксперт благодаря им смог правильно и наиболее полно сформировать картину ДТП и предоставить информацию, которая позволит правильно и точно разрешить дело об административном правонарушении.

Вопросы, которые ставятся перед экспертом-трасологом, не могут выходить за рамки его специальных познаний.

Потерпевший и обвиняемый в деле об рассматриваемом административном правонарушении также могут участвовать в деятельности эксперта путем составления для него вопросов, на которые они хотели бы получить ответы в заключении эксперта.

Существует целый перечень типовых вопросов, которые задаются эксперту при трасологической экспертизе. Условно вопросы можно разделить на несколько групп, каждая из которых зависит от исследуемого объекта, целей и задач.

1 группа – вопросы, связанные с определением групповой принадлежности транспортных средств. Примерный список:

  • какому виду транспорта принадлежат следы, которые оставили на месте ДТП?
  • какая модель шин оставила следы, который был изъят с места ДТП?
  • соответствуют ли оставленные следы указанному виду транспортного средства?
  • исходя из выявленных форм, размеров и расположения следов на транспортных средствах возможно ли было соударение автомобилей?

2 группа – используется для того, чтобы можно было установить во время трасологической экспертизы целую картину по имеющимся частям. Примерный перечень:

  • действительно ли объекты деталей, которые были обнаружены на месте ДТП частями определенного транспортного средства?
  • являлись ли одним целым частицы краски, стекол, пластмассы, которые были обнаружены на месте аварии и на транспортных средствах, до момента ДТП?
  • перестраивалось ли какое-нибудь из транспортных средств в момент столкновения, исходя из найденных следов?

3 группа – применяется с той целью, чтобы установить конкретное транспортное средство

  • принадлежат ли обнаруженные следы указанному транспортному средству?
  • следы, найденные на месте ДТП, принадлежат одному или нескольким транспортным средствам?
  • найденный след оставлен именно этим автомобилем или другим?

4 группа – вопросы, которые помогают определить место ДТП

Примерный список:

  • в каком ряду произошло ДТП?
  • на какой полосе движения произошло ДТП?
  • ДТП произошло на обочине или на проезжей части дороги?
  • как располагались транспортные средства относительно границ проезжей части во время столкновения?

5 группа – вопросы трасологической экспертизы, направленные на установление процесса столкновения?

  • под каким углом произошло столкновение?
  • какое из ТС в момент столкновения двигалось с большей скоростью?
  • в момент ДТП транспортное средство стояло или находилось в движении?
  • в каком направлении двигались ТС перед самим столкновением?

Вопросы, которые ставятся перед экспертом-трасологом

При трасологической экспертизе существует диапазон вопросов, которые можно разделить на несколько групп.

  1. По принадлежности следов от транспортных средств:
    • Какому автомобилю принадлежат следы, которые остались на месте аварии?
    • Какая шина оставила эти следы на дороге во время аварии?
    • Соответствуют ли следы, снятые на месте аварии, типу автомобилей, участвовавших в ДТП?
    • Соответствуют ли следы и признаки удара с ситуацией, описываемой участниками ДТП?
    • Какие действия были совершены зачинщиком аварии?
  2. Восстановление целостности картины по частям:
    • К каким машинам относятся осколки деталей на месте аварии?
    • Относятся ли эти осколки к машинам участников аварии?
    • Перестраивалась ли какая-нибудь машина на другую линию?
  3. Выявление следов и виновности конкретного автомобиля:
    • Какие следы, обнаруженные на дороге или иных объектов по близости, принадлежат данному автомобилю?
    • Скорость данного автомобиля в момент столкновения с другим?
  4. Выявление конкретного места ДТП:
    • На какой полосе произошло столкновение?
    • В каком ряду стояли машины?
    • Как располагались автомобили во время столкновения?
Читайте также:  Какие вопросы и дела рассматривает мировой суд — ответы юриста

Что такое трасологическая экспертиза

Важно разобраться, что это такое. В общем смысле трасология в переводе означает «наука о следах». Это один из подходов криминалистики, основанный на изучении закономерностей образования следов, отражающих механизм преступления, и их исследовании с целью выяснения важных для расследования обстоятельств.

Данная экспертиза может назначаться следственными, судебными органами или по ходатайству участников происшествия и заинтересованных лиц на любой стадии рассмотрения дела. Однако оптимальный вариант – проведение проверки в ходе дознания (предварительного расследования). Именно на этой стадии требуется установить виновника аварии.

После ДТП транспортно-трасологическое исследование проводится в рамках автотехнической экспертизы и предполагает изучение следов ТС, по которым выясняется направление движения, тип, марка ТС или его шин.

Это позволяет восстановить картину происшествия и выяснить его причины.

Объектом изучения становятся отделившиеся в ходе аварии детали, части/цы (осколки стёкол, пластика, элементов внешней и внутренней отделки, частицы краски и так далее). А также биологические следы, оставленные водителями, пешеходами, пассажирами и прочими участниками ДТП.

Проведение трасологической экспертизы

Трасологическое исследование включает несколько этапов:

  1. Подготовительный, в ходе которого собираются материалы и документы.
  2. Ознакомление с имеющейся документацией.
  3. Работа на месте ДТП (фотосъемка, нахождение и замеры следов, поиск оставшихся частиц и материалов). Сразу стоит отметить, что трасологическая экспертиза после ДТП по фотографии (только по одному фото) не проводится. Все решается комплексно.
  4. Осмотр ТС.
  5. Детальный осмотр частей и агрегатов с частичной разборкой или без.
  6. Воссоздание картины произошедшего (компьютерное моделирование).
  7. Подготовка и передача заказчику заключения.

Что нужно для исследования?

Ходатайство о трасологической экспертизе при ДТП может получить практически каждый участник аварии, имеющий для её проведения определённые основания. Действия независимых экспертов сопоставляют разрозненные факты, которые могут иметь непосредственную связь с происшествием, ввиду чего сотрудникам транспортно-трасологического отдела необходимо предоставить всю, имеющую отношение к аварии информацию. Чем больше будет фактов и сведений, тем быстрее и точнее будет смоделирована схема дорожного происшествия, посредством которой устанавливается точная траектория движения участников произошедшего.

Результат проводимого исследования будет напрямую зависеть от полноты предоставленного пакета документов, среди которых должны быть заключения сотрудников ГИБДД и иные материалы дела.

Сроки проведения трасологической экспертизы при ДТП будут максимально короткими, если у экспертов будут в наличии:

  • схема ситуации, которая была составлена непосредственно участниками аварии или сотрудниками полиции;
  • протокол, который составят сотрудники ГИБДД;
  • фотоматериалы, сделанные экспертами непосредственно на месте аварии;
  • транспортные средства, принимавшие непосредственное участие в аварии (для исследования имеющихся повреждений);
  • любые видеоролики или фотографии, сохранённые в регистраторах технических средств;
  • протокол, свидетельствующий о проверке автомобилей в отношении их технического состояния;
  • справка из полиции, подтверждающая происшествие.

Конечно же, всего перечня необходимых аргументов и справок у участников дорожного происшествия может не быть, поэтому приведённый список не является обязательным, он носит более рекомендательный характер, ведь ситуации на дороге случаются совершенно разные, в зависимости от тяжести произошедшего экспертам может попросту понадобиться больше материалов.

Проведение трасологической экспертизы

Трасологическое исследование включает несколько этапов:

  1. Подготовительный, в ходе которого собираются материалы и документы.
  2. Ознакомление с имеющейся документацией.
  3. Работа на месте ДТП (фотосъемка, нахождение и замеры следов, поиск оставшихся частиц и материалов). Сразу стоит отметить, что трасологическая экспертиза после ДТП по фотографии (только по одному фото) не проводится. Все решается комплексно.
  4. Осмотр ТС.
  5. Детальный осмотр частей и агрегатов с частичной разборкой или без.
  6. Воссоздание картины произошедшего (компьютерное моделирование).
  7. Подготовка и передача заказчику заключения.
  • идентификационные;
  • диагностические;
  • классификационные;
  • ситуационные.

Идентификационные – установление групповой принадлежности, индивидуального тождества по отображенным в следах свойствам и признакам, целое по частям.

Диагностические – реконструкционные (наличие следов, механизм их образования, свойства объектов, наличие навыков, пригодность следов для идентификации; реконструкция объектов по частям).

Классификационные – отнесение представленных объектов к определенному общепринятому классу.

Ситуационные – комплексное изучение следов и механизма их образования, направленное на реконструкцию события.

К трасологической экспертизе относятся:

  • экспертиза следов зубов человека;
  • экспертиза следов ног и обуви;
  • экспертиза следов транспортных средств;
  • экспертиза повреждений одежды;
  • экспертиза следов орудий взлома и инструментов;
  • экспертиза замков и предохранительных устройств;
  • экспертиза пломб, запорно-пломбировочных устройств (зпу), закруток;
  • экспертиза установления целого по частям;
  • экспертиза изделий массового производства;
  • экспертиза монет;
  • экспертиза узлов и петель;
  • экспертиза по установлению уничтоженных (измененных) рельефных знаков;
  • экспертиза следов ног (лап) животных;
  • экспертиза пробирных клейм на изделиях из драгоценных металлов и их сплавов (ювелирные изделия).
  • идентификация конкретного человека (животного) по следам зубов;
  • получение информации о индивидуальных признаках человека (пол, возраст и др.);
  • реконструирование отдельных обстоятельств событий (количество людей принимавших пищу и др.).
Читайте также:  Особенности получения ВНЖ в РФ для граждан Украины, что дает новый закон

Требования к материалам, направляемым на экспертизу

Сравнительным материалом для проведения экспертизы служат слепки, изготовленные с зубов конкретного лица. Во всех случаях должны быть представлены не менее трех следов надкуса (полученных при сближенных, но несомкнутых челюстях) и трех следов откуса (полученных при сомкнутых челюстях), слепки зубов верхнего и нижнего ряда, следы зубов на предмете, аналогичном объекту экспертизы. Слепки изготавливаются зубным врачом (техником).

Вопросы, решаемые при проведении экспертизы следов зубов человека

  • Не образованы ли следы на объектах или повреждения на теле от воздействия зубов?
  • Зубами животного или человека образованы следы?
  • Каковы особенности строения зубов человека, оставившего следы?
  • Какими зубами (коренными, резцами, клыками) оставлены следы?
  • Оставлены ли следы зубов зубами конкретного человека (животного)?

Вопросы для эксперта при проведении трасологической экспертизы ДТП

  1. Каков механизм образования представленного следа?
  2. В какой последовательности были образованы данные следы?
  3. Оставлены ли эти следы одним объектом либо разными?
  4. С помощью какого орудия были оставлены исследуемые следы?
  5. Как были расположены объекты относительно друг друга во время нанесения следов?
  6. Обувью какого размера был оставлен след?
  7. Какими особенностями походки обладает человек, который оставил след?
  8. Какими зубами оставлены исследуемые следы?
  9. Присутствуют ли на изучаемом замке признаки взлома?
  10. Какова степень пригодности замка для открывания и закрывания?
  11. В каком направлении двигался автотранспорт, который оставил представленный след?
  12. Какими колесами автомобиля (передними или задними) оставлены данные следы?
  13. Легковым или грузовым автомобилем были оставлены данные следы?
  14. Автомобилю какой марки и модели может принадлежать данный след?

Выезд эксперта в любое удобное для Вас время и место

Полноценный и качественный осмотр ТС

Фиксация всех повреждений

Подготовка экспертного заключения трасологической экспертизы при ДТП по всем правилам, для использования в суде

Подготовка заключения об утрате товарной стоимости

Закажите бесплатную консультацию и предварительный расчет ЗАКАЗАТЬ КОНСУЛЬТАЦИЮ

С чем сталкиваются клиенты
до обращения к нам:

Почему Вам стоит обратиться
именно к нам:

Необъективная оценка

Обоснуем свою оценку с учетом
потребности клиента

Бюрократия

Соберем все документы

Хамское обращение с клиентами,
не берут трубки и прочее

Заставим страховую
компанию работать

Отказ в выплатах

Заберем деньги даже
у страховщика-банкрота

Основные вопросы транспортно-трасологической экспертизы

Основные вопросы, которые ставятся перед экспертами, можно разделить на две группы:

  1. Диагностические:
    • Могло ли повреждение возникнуть при описанном ДТП? Соответствует ли характер повреждений обстоятельствам ДТП?
    • С какой скоростью двигались ТС непосредственно перед столкновением?
    • Где располагается место столкновения транспортных средств?
    • Двигался ли указанный автомобиль в момент столкновения?
  2. Идентификационные:
    • Оставлены ли следы указанным автомобилем?
    • Принадлежит ли деталь указанному ТС?

Из обстоятельств ДТП могут вытекать другие вопросы.

Экспертиза проводится в следующих случаях:

  • На основании определения суда. В этом случае вопросы фиксируются в определении суда, уточнения возможны либо при допросе эксперта, либо путем назначения дополнительной экспертизы. Эксперт дает подписку по ст. 308 УК РФ об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного экспертного заключения.
  • По прямому договору с заказчиком экспертизы (во внесудебном порядке).

Вопросы, решаемые трасологической экспертизой

Трасология – наука, предметом изучения которой являются следы. Экспертизу назначают в различных случаях, когда необходимо понять, указывают ли оставленные следы на месте преступления на преступника или, наоборот, говорят о стечении обстоятельств, которые привели к происшествию.

Исследование разделяют по количеству участников мероприятия:

  • единоличное;
  • комплексное;
  • комиссионное.

Возможно назначение повторной и дополнительной процедуры для того, чтобы классифицировать объекты, сравнить их или определить ситуацию, которая повлекла преступление.

Объекты трасологии:

  • доказательства вещественного характера;
  • материальная обстановка места происшествия;
  • процессуальные документы (протоколы осмотра места преступления, осмотр жертвы);
  • справочные материалы, образцы для идентификации (база дактилоскопии).

Перечень вопросов, которые раскрывает трасология, обширен. Классификация подвидов исследования поможет разобраться детальнее.

Порядок проведения судебной трасологической экспертизы

  • В ответ на запрос суда мы подготовим информационное письмо о возможности выполнить экспертизу.
  • При получении определения о назначении экспертизы представитель экспертной организации получает материалы дела в суде. Эксперт знакомится с ними, определяет степень достаточности материалов, при необходимости запрашивает недостающие.
  • Производство экспертизы. Эксперт получает материалы и проводит необходимые исследования, согласно методике проведения трасологической экспертизы.
  • Результат судебной экспертизы оформляется в виде Заключения эксперта и передается в суд.
  • По вызову суда эксперт выезжает для судебного допроса, в рамках которого дает пояснения по проведенной судебной экспертизе.
Читайте также:  Льготы на проезд в электричках в 2023 году

Стоимость трасологического исследования

Если кто-то из участников неприятного дорожного происшествия решил, что ему необходима трасологическая экспертиза при ДТП, цена в этом вопросе сыграет не самую последнюю роль.

Следует сразу быть готовым к тому, что такое исследование будет стоить достаточно дорого, хотя нет конкретной суммы, которую пришлось бы заплатить за любую аварию, стоимость варьируется в зависимости от сложности ситуации и полноты пакета необходимых материалов. Если ко всему прочему необходима не простая, а судебная трасологическая экспертиза при ДТП, иными словами, исследование придётся проводить за считаные дни или недели, чтобы эксперты смогли успеть вынести заключение до конкретного судебного разбирательства, сжатые сроки и сложность работы потребуют дополнительных финансовых вложений. На сегодняшний день за экспертизу, заключение которой впоследствии будет предоставлено в суд, придётся заплатить около 15 тыс. рублей (цена в разных регионах страны немного варьируется).

Однако в случае, когда эксперты не ограничены по времени и могут изучать повреждения столько, сколько им нужно, вместе с тем им не приходится самостоятельно искать дополнительные материалы по этому делу, за выдачу заключения заявителю придётся заплатить меньше, вероятнее всего, стоимость процедуры потребует 7–8 тыс. р. Правда, стоит быть готовым к тому, что результат исследования будет готов спустя месяц.

Стоимость трасологической экспертизы зависит от срочности и сложности происшествия, от региона проведения, репутации и известности экспертного учреждения или эксперта. Самая дешевая стоимость экспертизы равняется примерно 3 – 5 тысячам рублей, но это, если авария «простая» и вызов не срочный. Сложное дорожно-транспортное происшествие, например, если в него были вовлечены несколько участников, либо имеются пострадавшие, или причинен значительный ущерб, то цена такой экспертизы возрастает в разы и минимальная цена на нее начинается примерно с 10 тысяч рублей.

Оплату стоимости трасологической экспертизы может взять на себя один из участников ДТП на добровольной основе. Также участник дела, направлявший ходатайство о проведении экспертизы, может включить ее стоимость в сумму трат, которые указываются в ходатайстве, а также указать на то, чтобы она была оплачена той стороной, которая проиграет, то есть будет признана виновной.

В ситуации, когда ни одна из сторон, участвующая в делопроизводстве не согласна брать на себя затраты по оплате услуг эксперта, а провести экспертизу необходимо, то вопрос о том, кто ее будет оплачивать решает суд и устанавливает доли.

Основания для проведения экспертизы

Проведение данной экспертизы позволяет специалистам подробно изучить место ДТП, определить причины происшествия и обстоятельства, которые этому поспособствовали. Далеко не каждая авария подразумевает эту процедуру, но в некоторых случаях без неё невозможно правильно определить виновника. Автотехническая экспертиза ДТП может потребоваться в следующих ситуациях.

  • Когда участникам дорожно-транспортного происшествия или сотрудникам ГИБДД не удаётся правильно определить его виновника. Такое происходит довольно часто, когда один из участников не признаёт свою вину или каждый считает, что он является пострадавшим. Проведённая экспертиза поможет правильно определить, кто именно должен понести наказание.
  • Трасологическая экспертиза потребуется человеку, обвиняемому в действиях, которых он не совершал. В этом случае помощь экспертов поможет доказать незаконность и необоснованность данных обвинений, чтобы восстановить справедливость.
  • Отдельного внимания заслуживают трасологические экспертизы, проводимые страховыми компаниями. Часто можно столкнуться с ситуацией, когда подобные процедуры приводят к выводу, что полученные автомобилем повреждения не могли появиться из-за произошедшей аварии, а значит, никакая компенсация выплачиваться не будет. Независимая трасологическая экспертиза в данном случае сможет избавить от несправедливости и получить серьёзные доказательства своей правоты, с которыми сотрудникам страховой компании придётся считаться.

Заключение, полученное от специалистов, поможет решить все проблемы со страховщиками ещё до суда. Если это все же произошло, то данное заключение станет серьёзным аргументом в пользу автовладельца, так как сторонним экспертам поверят больше, чем специалистам, которые являются сотрудниками фирмы, обслуживающей одну из сторон. Важно понимать, что трасологическая экспертиза после ДТП – это не только изучение следов на месте происшествия, но и определение виновника аварии – того человека, который должен понести за неё ответственность. Поэтому пострадавшей стороне стоит вовремя позаботиться о доказательствах, если виновник не признаёт за собой никаких нарушений.


Похожие записи:


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *