Привлечение к административной ответственности: порядок привлечения, основания
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Привлечение к административной ответственности: порядок привлечения, основания». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
В каждом отдельном случае, при решении вопроса о правомерности привлечения нарушителя к административной ответственности, следует проверять соблюдение порядка в части соблюдения сроков, предписанных статьей 4.5.
Особый порядок привлечения к административной ответственности прокуроров
Но неприкосновенность этих депутатов не распространяется на действия, не связанные с осуществлением ими депутатских полномочий. Закон РФ «О статусе судей в Российской Федерации»[20], закрепляя неприкосновенность судей, в части 4 ст. 16 этого Закона устанавливает следующее.
МОСКВА, 17 декабря. /ТАСС/. Совет Федерации одобрил поправки в законодательство о порядке привлечения сотрудников Следственного комитета (СК) РФ к административной ответственности.
В случае проведения административного расследования протокол об административном правонарушении составляется по окончании расследования в установленные сроки.
Начало процедуры привлечения к административной ответственности по КоАП РФ
Основанием для привлечения к административной ответственности является совершение административного правонарушения. Ответственность состоит в применении к субъектам, совершившим административное правонарушение, административных наказаний.
Федеральные законы закрепляют особые правила привлечения к административной ответственности депутатов законодательных органов государственной власти, судей, прокуроров, военнослужащих и некоторых других категорий должностных лиц.
В случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие.
Основная рубрика публикации в соответствии с рубрикатором ГРНТИ. Авторы, зарегистрированные в системе Science Index, имеют возможность уточнять тематические рубрики своих публикаций.
Рассмотрение дела об административном правонарушении
Государственный орган или суд информирует участников процесса о дате и времени слушания. Если человек по какой-либо причине не явился в суд, он должен подать ходатайство об отсрочке. Это должно быть сделано в письменном виде до даты слушания.
Лицо, признанное административным, не обязано доказывать свою невиновность по закону. Это должно было быть сделано офицером на стадии предварительной проверки. Неопределенные сомнения в виновности административного работника могут быть истолкованы в его пользу.
Но в любом случае, не будет неразумным, если они предложат свои доказательства, а также объяснения. Права сторон в процессе перечислены в статье 25.1 КоАП РФ.
Любой гражданин или организация имеют право оспаривать. Основанием для этого являются статьи 25.12 и 25.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Итогом рассмотрения дела является решение. И административное наказание. Однако до вступления в силу этих документов никто не считается виновным. Более того, он составляет 10 дней. Осужденные могут использовать это время для подачи жалобы.
Таким образом, процедура привлечения к административной ответственности выглядит следующим образом
- Возбуждение производства: осуществление гарантий, оформление протокола об административном правонарушении, возбуждение дела и вынесение постановления о проведении расследования, вынесение постановления на месте.
- Подготовка дела (отправка материалов в компетентные органы, проверка материалов).
- Слушание дела после уведомления о дате и времени слушания.
- Решение.
- Обжалование решения о привлечении к административной ответственности.
ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ СТОРОН
- Заказчик имеет право:
- Получать полную и достоверную информацию о ходе оказания юридических услуг.
- Отказаться от услуг Исполнителя по подготовке документа, уведомив об этом Исполнителя, не позднее 1 (одного) дня после оплаты услуг и при условии уплаты вознаграждения за фактически оказанные услуги. Если на момент получения от Заказчика заявления об отказе от услуг Исполнитель подготовил документ (Результат оказания услуг), Заказчик не вправе отказаться от услуг.
- Отказаться от услуг Исполнителя по проведению устной консультации, уведомив об этом Исполнителя, не позднее 1 (одного) дня до даты консультации.
- Заказчик обязан:
- Принять условия настоящей публичной оферты и строго выполнять все требования, изложенные в настоящей Оферте.
- Оплатить стоимость юридических услуг в сроки, установленные в настоящей Оферте.
- Предоставить Исполнителю полную и достоверную информацию для оказания услуг, а также необходимые копии документов при заполнении Онлайн-заказа юридических услуг, а также по запросу Исполнителя.
- Без промедления принять от Исполнителя оказанные услуги в соответствии с настоящей Офертой.
- Исполнитель имеет право:
- Запрашивать у Заказчика дополнительные сведения и документы, необходимые для оказания юридических услуг.
- Не преступать к оказанию юридических услуг в случаях:
- неоплаты Заказчиком стоимости юридических услуг Исполнителю в полном объеме в соответствии с пп. 5.2 — 5.4 настоящей Оферты;
- если Заказчик не представил или не в полном объёме представил сведения и документы, необходимые для оказания услуг.
- Приостанавливать срок оказания Юридических услуг соразмерно времени, в течение которого Заказчиком будут представлены дополнительные сведения и документы в соответствии с п. 6.2.3. настоящей Оферты. При этом срок оказания юридических услуг продлевается на время предоставления Заказчиком дополнительной, необходимой Исполнителю информации (документов, сведений).
- В любой момент изменять Прайс-лист и условия настоящей Оферты в одностороннем порядке без предварительного согласования с Заказчиком, обеспечивая при этом публикацию измененных условий на официальном Веб-сайте Исполнителя.
- При невозможности оказания услуг расторгнуть в одностороннем порядке в любой момент настоящий Договор, уведомив об этом Заказчика по электронной почте. Договор считается расторгнутым с момента направления Исполнителем уведомления о расторжении. В данном случае Исполнитель возвращает Заказчику полученные в счет оплаты услуг денежные средства в течение 3 (трех) рабочих дней с момента предоставления Заказчиком полных банковских реквизитов. Заказчик не вправе требовать в данном случае компенсации убытков.
- Исполнитель обязан:
- Приступить к оказанию услуг после выполнения Заказчиком своих обязательств в соответствии с п. 4.4. настоящей Оферты;
- Предоставить Заказчику Результат оказания услуг в установленный срок.
- Оказать юридические услуги надлежащего качества, соответствующие требованиям законодательства РФ, как лично, так и с привлечением третьих лиц.
- В случае возникновения непредвиденных задержек при оказании юридических услуг, в том числе по обстоятельствам от него не зависящих, информировать Заказчика любым доступным путем о причинах возникновения задержек не позднее 3 (трёх) дней с момента их возникновения, а также высказывать свои предложения Заказчику по их возможному устранению и срокам оказания юридических услуг.
- Не распространять полученную от Заказчика информацию, затрагивающую интересы Заказчика, в ходе исполнения своих обязательств в соответствии с настоящей офертой, согласно действующему законодательству.
- Исполнитель не несет обязательств по наличию и качеству доступа Заказчика в сеть «Интернет», наличию и качеству соответствующего оборудования и необходимого программного обеспечения для доступа в сеть «Интернет». Исполнитель не несет ответственность за любые сбои или иные проблемы компьютерных систем, серверов или провайдеров, компьютерного или телефонного оборудования, программного обеспечения, сбоев электронной почты или скриптов (программ) по каким-либо причинам, которые могут привести к задержкам при оказании Услуг Заказчику.
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ СТОРОН
- Стороны несут ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по настоящему Договору в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
- Исполнитель ни при каких обстоятельствах не несет никакой ответственности по настоящему Договору за:
- какие-либо действия/бездействие, являющиеся прямым или косвенным результатом действий/бездействия каких-либо третьих сторон;
- какие-либо косвенные убытки и/или упущенную выгоду Заказчика и/или третьих сторон вне зависимости от того, мог Исполнитель предвидеть возможность таких убытков или нет;
- использование (невозможность использования) и какие бы то ни было последствия использования (невозможности использования) Заказчиком заказанных документов или шаблонов документов.
- Совокупная ответственность Исполнителя по настоящему Договору, по любому иску или претензии в отношении настоящего Договора или его исполнения, ограничивается суммой платежа, уплаченного Исполнителю Заказчиком по настоящему Договору.
- Исполнитель, надлежащим образом исполнивший свои обязательства, не несет ответственность за решения, принимаемые судом, иными государственными органами и должностными лицами, и не может нести ответственности за результат.
Процедура привлечения прокуроров к административной ответственности
Прокуроры, осуществляющие надзор и контроль за соблюдением закона в правоохранительных органах и государственных органах, несут ответственность за свои действия или бездействие в соответствии с законодательством. Процедура привлечения прокуроров к административной ответственности регулируется законом «О прокуратуре» и другими нормативно-правовыми актами.
В случае выявления прокурорского проступка, административная ответственность может быть применена следующими органами:
- Генеральная прокуратура Российской Федерации;
- Территориальные прокуратуры;
- Административные комиссии;
- Суды.
Процедура привлечения прокуроров к административной ответственности обычно включает следующие этапы:
- Предварительное расследование прокурорского проступка.
- Заявление или жалоба на действия прокурора.
- Формирование комиссии по рассмотрению заявлений или жалоб.
- Проведение проверки и рассмотрение материалов заявления или жалобы.
- Вынесение решения о привлечении прокурора к административной ответственности.
После привлечения прокурора к административной ответственности могут быть применены следующие меры:
- Предупреждение или выговор;
- Штраф, который взыскивается с прокурора;
- Депортация в случае, если прокурор является иностранным гражданином;
- Лишение занимаемой должности;
- Отстранение от должности на определенный срок;
- Прекращение полномочий либо увольнение прокурора.
Процедура привлечения прокуроров к административной ответственности имеет некоторые особенности в зависимости от конкретной ситуации и типа прокурорского проступка. Важно соблюдать все требования закона и участвовать в процессе расследования и рассмотрения жалоб с целью наказания прокурора за его преступления или недостатки в работе.
Кто привлекается к ответственности?
Начнем с дисциплинарной ответственности. Субъектом дисциплинарного проступка может быть только физическое лицо, работающее в конкретной организации.
Дисциплинарная ответственность наступает за нарушение трудовой дисциплины в рамках действующего законодательства о труде и возлагается на любого сотрудника в организации, в частности на руководителя общества или главного бухгалтера.
Согласно Трудовому кодексу РФ, руководитель организации – это физическое лицо, которое в соответствии с Трудовым кодексом РФ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, учредительными документами юридического лица (организации) и локальными нормативными актами осуществляет руководство этой организацией, в том числе выполняет функции ее единоличного исполнительного органа.
Если рассматривать ответственность обычного служащего и руководителя организации, то будет не лишним добавить, что руководитель организации и главный бухгалтер являются наемными рабочими, с которыми должен заключаться трудовой договор, но как должностные лица, они несут дополнительную ответственность:
- уголовную ответственность за преступления в сфере экономической деятельности;
- административную ответственность за правонарушения в области финансов, налогов и сборов, рынка ценных бумаг, в соответствии с Кодексом об административных правонарушениях РФ;
- материальную ответственность за прямой действительный ущерб, причиненный организации.
Нужно добавить, что дисциплинарное взыскание могут назначить только строго определенные лица. Если речь идет об обычном сотруднике компании, не являющемся должностным лицом, дисциплинарное взыскание применяет к нему либо руководитель общества, либо руководитель структурного подразделения к которому данный этот работник относится.
Дисциплинарное взыскание к руководителю вправе применять только высший орган управления, который принял его на работу. Как правило, в коммерческих организациях таким органом является общее собрание участников или общее собрание акционеров. До применения дисциплинарного взыскания работодатель или вышестоящий орган должен затребовать от работника письменное объяснение.
Если по истечении двух рабочих дней указанное объяснение работником не предоставлено, то составляется соответствующий акт. Поскольку работодатель является таким же работником организации как и обычный служащий, непредставление работником объяснения не является препятствием для применения дисциплинарного взыскания.
Приказ (распоряжение) работодателя о применении дисциплинарного взыскания объявляется работнику под роспись в течение трех рабочих дней со дня его издания, не считая времени отсутствия работника на работе. Если работник отказывается ознакомиться с указанным приказом (распоряжением) под роспись, то составляется соответствующий акт. Работник обязательно должен быть ознакомлен с дисциплинарным взысканием под роспись.
Итак, к дисциплинарной ответственности привлекаются следующие лица:
- руководитель организации;
- главный бухгалтер;
- начальники структурных подразделений;
- работники компании, не являющие должностными лицами.
Перейдем к административной ответственности. Кодекс об административных правонарушениях РФ уточняет, что административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое установлена административная ответственность.
Административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей, а также юридическое лицо.
Административная ответственность распространяется на несколько областей правоотношений, в частности в области налогов и сборов, трудовых отношений, незаконного порядка увольнения, экологии, предпринимательской деятельности и т.д.
Так как мы разбираем область корпоративных споров, остановимся лишь на некоторых из этих областей. Административная ответственность в области нарушения законодательства о труде. Статья 5.27. Кодекса об административных правонарушениях РФ указывает на то, что в качестве объекта административного правонарушения являются трудовые права граждан, а также право на безопасные условия труда.
Данные нарушения проявляются в нарушении со стороны работодателя законодательства о труде, относительно невыплаты или задержки в выплате заработной платы, неправомерных переводах работников на другую работу, незаконном увольнении, не предоставлении ежегодных отпусков работникам, нарушении порядка проведения инструктажа работников и т.д.
Субъектом административного правонарушения являются должностные лица организации. Нарушение законодательства о труде и об охране труда влечет наложение административного штрафа на руководителя и должностных лиц в размере от одной тысячи до пяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, – от одной тысячи до пяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц – от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Нарушение законодательства о труде и об охране труда должностным лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, влечет дисквалификацию на срок от одного года до трех лет. Следует отметить, что дисквалификация практически всегда предусмотрена, когда аналогичное правонарушение совершается лицом, уже привлеченным к административной ответственности.
Лицо, которому назначено административное наказание, считается подвергнутым данному наказанию в течение одного года со дня окончания исполнения постановления о назначении наказания. Административная ответственность в области предпринимательской деятельности.
Под предпринимательской деятельностью подразумевается самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на получение прибыли от пользования имуществом, продажи товара, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.
Нарушения в области предпринимательской деятельности проявляются в осуществлении предпринимательской деятельности лица без государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя или без государственной регистрации в качестве юридического лица, незаконной продаже товаров (иных вещей), свободная реализация которых запрещена или ограничена законодательством, фиктивном или преднамеренном банкротстве, нарушении правил продажи отдельных видов товаров, нарушения законодательства о рекламе, осуществлении дисквалифицированным лицом в течение срока дисквалификации деятельности по управлению юридическим лицом, нарушении законодательства о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и т.д.
Рассмотрим некоторые их вышеуказанных правонарушений подробнее.
Например, осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации и осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна).
Объективной стороной такого административного правонарушения является осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации в качестве:
- индивидуального предпринимателя;
- юридического лица.
Объективная сторона состоит в том, что виновный осуществляет предпринимательскую деятельность без лицензии, несмотря на то, что необходимость получения определенной лицензии предусмотрена Законом о лицензировании.
Субъектами анализируемых правонарушений являются:
- граждане;
- индивидуальные предприниматели;
- юридические лица, в том числе некоммерческие организации, осуществляемые предпринимательскую деятельность.
В качестве меры наказания осуществления предпринимательской деятельности без государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя или без государственной регистрации в качестве юридического лица влечет наложение административного штрафа в размере от пятисот до двух тысяч рублей, а при осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна), влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой; на должностных лиц – от четырех тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой; на юридических лиц – от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой.
Осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), влечет наложение административного штрафа на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на должностных лиц – от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц – от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Совершенно ясно, что предпринимательская деятельность часто связана с убытками и рисками и предполагает извлечение прибыли за счет вложения определенных инвестиций (капитал, рабочая сила, опыт и т.д.).
Штрафы и иные меры наказаний на практике малоэффективны, так как Гражданским кодексом РФ предусмотрено, что лицо, которое в силу закона или учредительных документов юридического лица выступает от его имени, должно действовать в интересах представляемого им юридического лица добросовестно и разумно.
Оно обязано по требованию учредителей (участников) юридического лица, если иное не предусмотрено законом или договором, возместить убытки, причиненные им юридическому лицу.
Наложение штрафов в таком случае будет нерациональным решением проблемы, а административная ответственность руководителя слишком мягким наказанием. Административная ответственность в области финансов, налогов и сборов, рынка ценных бумаг.
Объектом данного административного правонарушения является порядок работы с денежной наличностью. Объективная сторона анализируемого правонарушения состоит в нарушении порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, выразившееся в осуществлении расчетов наличными деньгами с другими организациями сверх установленных размеров, неоприходовании (неполном оприходовании) в кассу денежной наличности, несоблюдении порядка хранения свободных денежных средств, а равно в накоплении в кассе наличных денег сверх установленных лимитов.
Лимиты организации устанавливаются по согласованию с обслуживающим организацию банком. Субъектами данного правонарушения могут быть:
- должностные лица;
- индивидуальные предприниматели;
- юридические лица.
Мерой наказания является наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц – от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Штрафы налагают налоговые органы. Привлечение к дисциплинарной ответственности не исключает одновременного применения административного взыскания и наоборот.
Кодекс об административных правонарушениях РФ регламентирует, что за совершение административных правонарушений могут устанавливаться и применяться следующие административные наказания:
- предупреждение;
- административный штраф;
- конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения;
- лишение специального права, предоставленного физическому лицу;
- административный арест;
- административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства;
- дисквалификация;
- административное приостановление деятельности;
- обязательные работы.
Из вышеперечисленного перечня наказаний к юридическому лицу применимы следующие наказания: предупреждение, административный штраф, конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения, приостановление деятельности.
За совершение дисциплинарного проступка, то есть неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей, работодатель имеет право применить следующие дисциплинарные взыскания:
- 1) замечание;
- 2) выговор;
- 3) увольнение по соответствующим основаниям.
Что касается увольнения работника, необходимо конкретизировать основания, предусмотренные Трудовым кодексом РФ:
- неоднократное неисполнение работником без уважительных причин трудовых обязанностей, если он имеет дисциплинарное взыскание;
- однократное грубое нарушение работником трудовых обязанностей в виде прогула, появления работника на работе в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения;
- разглашения охраняемой законом тайны (государственной, коммерческой, служебной, совершения по месту работы хищения (в том числе мелкого) чужого имущества, растраты;
- принятие необоснованного решения руководителем организации (филиала, представительства), его заместителями и главным бухгалтером, повлекшего за собой нарушение сохранности имущества, неправомерное его использование или иной ущерб имуществу организации;
- однократного грубого нарушения руководителем организации (филиала, представительства), его заместителями своих трудовых обязанностей;
- повторное в течение одного года грубое нарушение устава образовательного учреждения;
- совершения виновных действий работником, непосредственно обслуживающим денежные или товарные ценности, если эти действия дают основание для утраты доверия к нему со стороны работодателя;
- совершения работником, выполняющим воспитательные функции, аморального проступка, несовместимого с продолжением данной работы.
Нарушение законодательства
Нарушение законодательства юридическими лицами может привести к привлечению их к административной ответственности. Основаниями для привлечения к административной ответственности могут быть различные деяния, совершаемые организациями в процессе их деятельности.
Одним из основных оснований для привлечения юридических лиц к административной ответственности является совершение ими административных правонарушений в сфере налогообложения. Например, несвоевременное и неполное уплаты налогов, нарушение установленных порядка и сроков представления налоговой декларации.
Важно отметить, что административная ответственность юридических лиц может возникнуть не только в сфере налогообложения, но и в других сферах и областях деятельности. Например, организация может быть привлечена к административной ответственности за нарушение нормативного регулирования в области охраны труда, экологии, торговли и т.д.
Составы административных правонарушений, за которые может быть привлечено юридическое лицо, установлены в соответствующем нормативном акте. В зависимости от характера нарушения, предусмотрены различные виды административных правонарушений.
Привлечение юридического лица к административной ответственности может осуществляться компетентными органами государственной власти. В случае выявления нарушений, органы государственной власти могут принимать решение о привлечении юридического лица к административной ответственности.
Порядок привлечения юридического лица к административной ответственности определяется российским законодательством. В соответствии с ним, административные наказания могут быть назначены в размере, установленном законом, в зависимости от характера и степени тяжести совершенного нарушения.
Особенности привлечения юридического лица к административной ответственности заключаются в том, что такая ответственность возникает в связи с совершением юридическим лицом административного правонарушения. В отличие от уголовной ответственности, административная ответственность не всегда требует установления вины и применения субъектам административного права тех же мер уголовного наказания.
В случае привлечения юридического лица к административной ответственности, применяются наказания, предусмотренные для данного вида административного правонарушения. Например, это могут быть штрафы, административные аресты, прекращение деятельности организации и т.д.
Взыскание административных наказаний с юридического лица может осуществляться в порядке, установленном законодательством. Например, органы государственной власти могут взыскивать штрафы или применять иные меры принудительного исполнения.
Таким образом, нарушение законодательства юридическими лицами может привести к их привлечению к административной ответственности. При этом, основания и порядок привлечения к административной ответственности определяются российским законодательством и зависят от характера совершенного нарушения.
Несоблюдение требований договоров
Несоблюдение требований договоров является одной из основных причин привлечения юридических лиц к административной ответственности. В соответствии со статьей § 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ), юридические лица могут быть привлечены к ответственности за нарушение требований договоров.
Под нарушением требований договоров понимается неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, установленных в договорах, заключенных между юридическим лицом и другими участниками гражданского оборота.
Для привлечения юридического лица к административной ответственности по данному основанию должны быть соблюдены следующие условия:
- Существование действующего договора, в рамках которого установлены обязательства для юридического лица.
- Несоблюдение или ненадлежащее исполнение обязательств, установленных в договоре.
- Применение мер административного воздействия со стороны компетентных органов государственной власти.
Кроме того, следует отметить, что применение административной ответственности в отношении юридических лиц за нарушение требований договоров имеет свои особенности:
- Юридическое лицо может быть привлечено к ответственности независимо от того, было ли нарушение совершено по его вине или непосредственно его руководителя, работников или иных лиц.
- Штрафы, назначаемые юридическим лицам за нарушение требований договоров, могут быть значительно выше, чем штрафы для физических лиц.
- При рассмотрении дел об административных правонарушениях, связанных с нарушением требований договоров, применяются общие правила и процедуры, предусмотренные КоАП РФ.
Таким образом, несоблюдение требований договоров является одной из основных оснований для привлечения юридических лиц к административной ответственности. Практика показывает, что данное основание применяется в значительном количестве случаев и имеет важное значение для обеспечения добросовестности и законности в сфере гражданского оборота.
Виды административной ответственности
Административная ответственность может быть применена посредством различных мер, которые могут как отягчать, так и смягчать наказание.
Отягчающие обстоятельства могут включать в себя:
- повторное совершение административного правонарушения;
- совершение административного правонарушения с использованием хулиганских действий;
- сопротивление представителям правоохранительных органов;
- совершение административного правонарушения в особо крупном размере;
- другие обстоятельства, предусмотренные законодательством.
Смягчающие обстоятельства могут включать в себя:
- добровольное признание вины;
- возмещение вреда, причиненного правонарушением;
- содействие в расследовании дела о правонарушении;
- прочие обстоятельства, предусмотренные законодательством.
Применение мер административной ответственности и регулирование отягчающих и смягчающих обстоятельств регулируется законодательством о привлечении к административной ответственности.
Порядок привлечения к административной ответственности включает в себя следующие этапы:
- Обеспечительные меры к возбуждению дела о правонарушении, такие как задержание лица или обыск вещей.
- Установление факта совершения административного правонарушения, осуществляемое правоохранительными органами.
- Вынесение постановления о привлечении к административной ответственности.
- Исполнение наказания или назначение административного взыскания.
Таким образом, виды административной ответственности могут быть различными, а их применение и порядок привлечения регулируется соответствующим законодательством.
Что такое привлечение к административной ответственности?
Привлечение к административной ответственности возможно в отношении правонарушений, перечисленных в КоАП по решению:
1) суда (мировых судей);
2) комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав;
3) федеральных органов исполнительной власти, их структурных подразделений, территориальных органов и структурных подразделений территориальных органов, а также иных государственных органов в соответствии с задачами и функциями, возложенными на них федеральными законами либо нормативными правовыми актами Президента РФ;
4) Банка России в соответствии с задачами и функциями, возложенными на него федеральными законами;
5) органов и учреждений уголовно-исполнительной системы;
6) органов исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющими региональный государственный надзор либо переданные им полномочия в области федерального государственного надзора, указанными в главе 23 КоАП;
7) государственных учреждений, подведомственных федеральным органам исполнительной власти, уполномоченных в соответствии с федеральными законами на осуществление федерального государственного лесного надзора (лесной охраны), федерального государственного пожарного надзора, государственного портового контроля, государственного надзора в области использования и охраны особо охраняемых природных территорий федерального значения, а также государственных учреждений, подведомственных органам исполнительной власти субъектов РФ, уполномоченным в соответствии с федеральными законами на осуществление федерального государственного лесного надзора (лесной охраны), государственного надзора в области использования и охраны особо охраняемых природных территорий регионального значения.
Дела об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов РФ, рассматриваются в пределах полномочий, установленных этими законами:
1) мировыми судьями;
2) комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав;
3) уполномоченными органами и учреждениями органов исполнительной власти субъектов РФ;
4) административными комиссиями, иными коллегиальными органами, создаваемыми в соответствии с законами субъектов РФ;
5) государственными учреждениями, подведомственными соответственно органам исполнительной власти субъектов РФ, уполномоченным в соответствии с федеральными законами на осуществление федерального государственного лесного надзора (лесной охраны), государственного надзора в области использования и охраны особо охраняемых природных территорий на особо охраняемых природных территориях регионального значения.
Подсудность и подведомственность дел об административных правонарушениях установлены главой 23.1 КоАП РФ.
При назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Обстоятельствами, смягчающими административную ответственность, признаются:
1) раскаяние лица, совершившего административное правонарушение;
2) добровольное прекращение противоправного поведения лицом, совершившим административное правонарушение;
3) добровольное сообщение лицом, совершившим административное правонарушение, в орган, уполномоченный осуществлять производство по делу об административном правонарушении, о совершенном административном правонарушении;
4) оказание лицом, совершившим административное правонарушение, содействия органу, уполномоченному осуществлять производство по делу об административном правонарушении, в установлении обстоятельств, подлежащих установлению по делу об административном правонарушении;
5) предотвращение лицом, совершившим административное правонарушение, вредных последствий административного правонарушения;
6) добровольное возмещение лицом, совершившим административное правонарушение, причиненного ущерба или добровольное устранение причиненного вреда;
7) добровольное исполнение до вынесения постановления по делу об административном правонарушении лицом, совершившим административное правонарушение, предписания об устранении допущенного нарушения, выданного ему органом, осуществляющим государственный контроль (надзор);
8) совершение административного правонарушения в состоянии сильного душевного волнения (аффекта) либо при стечении тяжелых личных или семейных обстоятельств;
9) совершение административного правонарушения несовершеннолетним;
10) совершение административного правонарушения беременной женщиной или женщиной, имеющей малолетнего ребенка.
Обстоятельствами, отягчающими административную ответственность, признаются:
1) продолжение противоправного поведения, несмотря на требование уполномоченных на то лиц прекратить его;
2) повторное совершение однородного административного правонарушения, то есть совершение административного правонарушения в период, когда лицо считается подвергнутым административному наказанию в соответствии со статьей 4.6 КоАП за совершение однородного административного правонарушения;
3) вовлечение несовершеннолетнего в совершение административного правонарушения;
4) совершение административного правонарушения группой лиц;
5) совершение административного правонарушения в условиях стихийного бедствия или при других чрезвычайных обстоятельствах;
6) совершение административного правонарушения в состоянии опьянения либо отказ от прохождения медицинского освидетельствования на состояние опьянения при наличии достаточных оснований полагать, что лицо, совершившее административное правонарушение, находится в состоянии опьянения.
Административная ответственность – ответственность физических и юридических лиц за совершение административного правонарушения; одна из форм юридической ответственности, менее строгая, чем уголовная ответственность. (Большой юридический словарь. — М.: Инфра — М. А. Я. Сухарев, В. Е. Крутских, А.Я. Сухарева. 2003.).
Административная ответственность — вид ответственности, заключающийся в применении административного взыскания к физическому лицу, совершившему административное правонарушение, а также к юридическому лицу, признанному виновным и подлежащему административной ответственности в соответствии с национальным законодательством… (извлечение из Постановления N 47-13 Межпарламентской Ассамблеи государств — участников СНГ «О Глоссарии терминов и понятий, используемых государствами — участниками СНГ в пограничной сфере» (Принято в г. Санкт-Петербурге 13.04.2018)).
Административная ответственность (в юридической литературе) — комплекс неблагоприятных для лица правовых последствий в виде предусмотренных административно-правовой нормой мер административного наказания, применяемых уполномоченным органом, должностным лицом или судьей в связи с совершением этим лицом административного правонарушения.