Банкротство автономной некоммерческой организации
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Банкротство автономной некоммерческой организации». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Общественные организации – это объединение граждан, в основе которого лежит общность нематериальных интересов. К ним относятся профессиональные и творческие союзы, политические партии, добровольные общества, религиозные объединения.
Можно ли признать банкротство общественных некоммерческих организаций?
По п.1 Гражданского Кодекса РФ, не могут быть признаны банкротом политические партии и религиозные общества.
Таким образом, некоммерческие организации – это фирмы, которые направлены на достижение образовательных, научных, управленческих и других целей. По действующему законодательству в их отношении тоже может быть возбуждено дело о банкротстве, имеющее свои нюансы, связанные с организационно-правовой формой фирм. Порой трудно разграничить особенности банкротства коммерческих и некоммерческих организаций.
Процедуры банкротства НКО
1) Наблюдение
В течение 7 месяцев некоммерческая организация продолжает работать, но за её работой наблюдает назначенный судом временный управляющий, к обязанностям которого относится:
- охрана имущества НКО;
- анализ финансового состояния НКО;
- ведение реестра требований кредиторов НКО;
- выявление кредиторов некоммерческой организации и проведение первого собрания кредиторов с целью получения от них требований и сроков погашения задолженности.
2) Финансовое оздоровление
На этом этапе применяются меры по поиску средств и восстановлению платежеспособности некоммерческой организации.
Во время оздоровления в банкротстве НКО:
- взыскиваются долги перед некоммерческой организацией;
- вся убыточная деятельность прекращает свою работу;
- продается ненужное имущество;
- корректируется работа некоммерческой организации с целью улучшения её финансового состояния.
Данный этап достаточно долгий (около двух лет), так как необходимо время, чтобы восстановить работу компании и улучшить её финансовое положение. Решения руководитель может принимать только с согласия административного управляющего.
Если НКО рассчитывается с долгами, то это влияет на дальнейших ход банкротства. А именно – процесс банкротства сворачивается и НКО продолжает свою деятельность.
В противном случае кредиторами на собрании, организованном управляющим, принимается одно из следующих решений по дальнейшим действиям:
1. обращение в суд с целью перехода к стадии внешнего управления;
2. обращение в суд с целью начала конкурсного производства и ликвидации.
3) Внешнее управление при банкротстве НКО
Если у НКО есть средства, чтобы погасить задолженность, то назначается внешнее управление, которое длится 1,5 года (допускается увеличение срока судом ещё на полгода и более).
Компанией управляет назначенный судом внешний управляющий, который обладает следующими полномочиями:
- полностью управляет НКО;
- следит за реализацией плана внешнего управления;
- организует отсрочку исполнения требований кредиторов;
- проводит инвентаризацию имущества;
- ведет реестр заявленных требований кредиторов.
Закон о коммерческих организациях применим ко всем некоммерческим структурам, которые создаются на территории Российской Федерации. В соответствии со ст. 9.2 Федерального закона № 7 устанавливаются особенности правового положения бюджетных учреждений. Законодательство устанавливает и порядок присоединения бюджетных организаций.
Согласно Постановлению Правительства РФ № 539 от 26 июля 2010 года принимается решение и проводятся мероприятия по ликвидации бюджетной организации. Согласно нормам из раздела V данного порядка, решение по ликвидации федерального предприятия может приниматься федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции и полномочия учредителя по отношению к данной организации.
В принятом решении должна указываться следующая информация:
- название учреждения с указанием его типа;
- название федерального органа исполнительной власти, который осуществляет полномочия и функции учредителя;
- название федерального органа исполнительной власти, который ответственен за осуществление процедуры ликвидации;
- название правопреемника казенного учреждения, в том числе по обязательствам, которые могут наступать по судебным решениям.
Готовится проект правового акта федерального органа исполнительной власти, который осуществляет функции учредителя. Данный проект касается ликвидации федерального учреждения, которое находится в ведении федерального агентства или федеральной службы, находящихся в ведомстве указанного федерального органа. Только на основе подготовленного проекта возможна передача имущества предприятия.
Есть возможность ликвидации федерального казенного учреждения, осуществляющего функции по государственному управлению. Информация о структуре, к которой данные функции перешли, появляется по завершении процедуры ликвидации.
Если на данное учреждение возложены публичные обязательства перед гражданами, появляется соответствующая информация. Указывается, какой орган будет отвечать по обязательствам, в том числе финансовым.
Порядок и основания для признания банкротом некоммерческой организации
Состояние банкротства НКО характеризуется неспособностью отвечать по своим финансовым обязательствам перед кредиторами в размере более ста тысяч рублей в течение более чем три месяца. Если же такое состояние наступило, тогда необходимо действовать следующим образом.
Банкротство некоммерческой организации проводится по определенному сценарию, которой учитывает социальные задачи НКО и правовой статус. В любом случае все мероприятия направлены на реализацию имущества организации, на поиск дополнительных финансовых схем, чтобы удовлетворить кредитные требования. Если доход, полученный от продажи имущества, не покрывает обязательства перед кредиторами, инициируется банкротство НКО с долгами.
Все, что вы хотели знать о банкротстве НКО: пошаговая инструкция банкротства некоммерческой организации
Итак, банкротство некоммерческой общественной организации ориентировано сегодня на защиту кредиторов. Государство не просто признает НКО банкротом, но делает все, чтобы должник рассчитался в соответствии со своими обязательствами.
Процедуры банкротства НКО
1) Наблюдение
В течение 7 месяцев некоммерческая организация продолжает работать, но за её работой наблюдает назначенный судом временный управляющий, к обязанностям которого относится:
- охрана имущества НКО;
- анализ финансового состояния НКО;
- ведение реестра требований кредиторов НКО;
- выявление кредиторов некоммерческой организации и проведение первого собрания кредиторов с целью получения от них требований и сроков погашения задолженности.
2) Финансовое оздоровление
На этом этапе применяются меры по поиску средств и восстановлению платежеспособности некоммерческой организации.
Во время оздоровления в банкротстве НКО:
- взыскиваются долги перед некоммерческой организацией;
- вся убыточная деятельность прекращает свою работу;
- продается ненужное имущество;
- корректируется работа некоммерческой организации с целью улучшения её финансового состояния.
Данный этап достаточно долгий (около двух лет), так как необходимо время, чтобы восстановить работу компании и улучшить её финансовое положение. Решения руководитель может принимать только с согласия административного управляющего.
Если НКО рассчитывается с долгами, то это влияет на дальнейших ход банкротства. А именно – процесс банкротства сворачивается и НКО продолжает свою деятельность.
В противном случае кредиторами на собрании, организованном управляющим, принимается одно из следующих решений по дальнейшим действиям:
1. обращение в суд с целью перехода к стадии внешнего управления;
2. обращение в суд с целью начала конкурсного производства и ликвидации.
3) Внешнее управление при банкротстве НКО
Если у НКО есть средства, чтобы погасить задолженность, то назначается внешнее управление, которое длится 1,5 года (допускается увеличение срока судом ещё на полгода и более).
Компанией управляет назначенный судом внешний управляющий, который обладает следующими полномочиями:
- полностью управляет НКО;
- следит за реализацией плана внешнего управления;
- организует отсрочку исполнения требований кредиторов;
- проводит инвентаризацию имущества;
- ведет реестр заявленных требований кредиторов.
Законодательное обоснование
Понятие некоммерческой компании изложено в статье 65 ГК РФ. Это субъект, деятельность которого не направлена на извлечение прибыли. Там же прописаны особенности функционирования таких учреждений. Банкротами такие субъекты могут признаваться только в судебном порядке. Однако есть исключения для казенных учреждений. О своем банкротстве не могут объявить следующие субъекты:
- Образования религиозного характера.
- Политические партии.
Процедура банкротства регламентируется ФЗ №127 «О несостоятельности» от 26.10.2002 года. Этот закон актуален только для тех некоммерческих субъектов, которые имеют право объявить о своей несостоятельности. В 30 статье ФЗ №127 указано, что руководители НКО могут принимать законные меры для предупреждения банкротства. Признание несостоятельности отчасти регламентируется этими актами:
- Арбитражным Кодексом, утвержденным 14.06.2002 года.
- Правительственным Постановлением №29 «О банкротстве» от 15 декабря 2004 года.
Нужно учитывать, что рассматриваемые акты не касаются образований политического и религиозного характера.
Банкротство градообразующих предприятий местная власть должна предотвратить всеми силами. Должна быть создана специальная комиссия, которая предотвратить ликвидацию.
Если до завершения ликвидации кредитор подаст исковое заявление, должника можно будет привлечь к субсидиарной ответственности. Если кредитор не подал заявление во время ликвидации, он рискует остаться без удовлетворения своих требований, что необходимо иметь в виду.
Банкротство предприятий и учреждений в России
Банкротство предприятий и учреждений в Российской Федерации регламентируются законами о банкротстве. До недавнего времени банкротом можно было признать любое юридическое лицо, предприятие или учреждение любой формы собственности, кроме казенных.
8 мая 2010 года был принят «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений».
Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему
— обращайтесь к консультанту:
ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ
.
Это быстро и БЕСПЛАТНО
!
По этому закону проводится реформа бюджетных учреждений, главной особенностью которой является предоставление им права заниматься коммерческой деятельностью, и получаемую от неё прибыль использовать по своему усмотрению.
Это расширяет права учреждений, даёт им большую финансовую свободу и способствует развитию и улучшению качества оказываемых населению услуг.
Как и в других случаях, заявление о признании жилищно-строительного кооператива банкротом рассматривается в арбитражном суде. В соответствии с Законом «О банкротстве» ЖСК считается застройщиком, а потому после проведения процедуры банкротства обязан передать дольщикам право собственности на квартиры в возводимом доме либо выплатить денежную компенсацию, равную вложенным средствам. Поэтому банкротство ЖСК не имеет последствий для пайщиков, ставивших под угрозу их материальное положение.
Общие принципы банкротства ЖСК такие же, как для юридических лиц. Но после этапа наблюдения пайщики могут подать заявления с перечислением своих требований:
- определение права собственности на недвижимость;
- демонтаж зданий и сооружений, возведенных незаконно;
- признание сделок с объектами недвижимости незаконными.
Конкурсное производство
Конкурсное производство относят к «ликвидационным» процессам и влечет за собой прекращение деятельности юридического лица. Данная стадия открывается с признания юрид. лица — должника банкротом. Конкурсное производство вводится сроком на один год, с продлением не более чем на 6-ть месяцев. Управление делами должника передается к конкурсному управляющему. Рассматриваемый процесс включает в себя следующие мероприятия:
- инвентаризация и оценка имущества банкрота;
- оформление конкурсным управляющим пакета предложений, представляемый собранию кредиторов (срок, порядок и условия продажи имущества должника);
- продажа активов должника на открытых торгах;
- расчет с кредиторами с учетом очередности их требований;
- предоставление судебному органу документов, которые подтверждают продажу имущества и исполнение требований кредиторов.
В конце ликвидационной процедуры, арбитражный суд выносит вердикт об окончании конкурсного производства, которое считается основанием для внесения в ЕГРЮЛ записи о ликвидации должника.
ВНИМАНИЕ!
В связи с последними изменениями в законодательстве, информация в статье могла устареть! Наш юрист бесплатно Вас проконсультирует —
напишите в форме ниже.
Как осуществляется банкротство некоммерческой организации с долгами
Обновлено 14.09.2019
2019-09-05T21:40:00+03:00
Гражданский Кодекс РФ в первой части определяет, что юридическое лицо по решению суда может быть признано несостоятельным. Не распространяется данный факт на:
- учреждения;
- политические партии;
- религиозные объединения;
- казенные предприятия.
По закону вопрос о том, возможно ли банкротство некоммерческой организации, не стоит. Ответ однозначен: возможно. Но банкротство НКО имеет свои особенности.
НКО – это организация, которая не ставит своей целью получение прибыли и распределение ее между участниками.
Банкротство некоммерческих организаций имеет свои особенности, и связаны они с тем, что НКО выполняют особенные социальные роли и при введении процедур банкротства нужно учитывать их правовой статус.
Законодательство Российской Федерации довольно четко объясняет, как происходит банкротство любой коммерческой организации, однако с организациями некоммерческого плана дела обстоят несколько сложнее. Существует ряд некоммерческих организаций, которые вообще не могут пройти процедуру банкротства.
К ним относят:
- партии политической направленности;
- организации, ориентированные на религиозную деятельность;
- учреждения, находящиеся под управлением государства и некоторые другие.
Несмотря на то, что не все некоммерческие организации допускаются до процедуры банкротства, для части из них она все же возможна. В этом случае банкротство будет иметь ряд своих особенностей.
Понятие некоммерческой компании изложено в статье 65 ГК РФ. Это субъект, деятельность которого не направлена на извлечение прибыли. Там же прописаны особенности функционирования таких учреждений. Банкротами такие субъекты могут признаваться только в судебном порядке. Однако есть исключения для казенных учреждений. О своем банкротстве не могут объявить следующие субъекты:
- Образования религиозного характера.
- Политические партии.
Закон о коммерческих организациях применим ко всем некоммерческим структурам, которые создаются на территории Российской Федерации. В соответствии со ст. 9.2 Федерального закона № 7 устанавливаются особенности правового положения бюджетных учреждений. Законодательство устанавливает и порядок присоединения бюджетных организаций.
Согласно Постановлению Правительства РФ № 539 от 26 июля 2010 года принимается решение и проводятся мероприятия по ликвидации бюджетной организации. Согласно нормам из раздела V данного порядка, решение по ликвидации федерального предприятия может приниматься федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции и полномочия учредителя по отношению к данной организации.
В принятом решении должна указываться следующая информация:
- название учреждения с указанием его типа;
- название федерального органа исполнительной власти, который осуществляет полномочия и функции учредителя;
- название федерального органа исполнительной власти, который ответственен за осуществление процедуры ликвидации;
- название правопреемника казенного учреждения, в том числе по обязательствам, которые могут наступать по судебным решениям.
Готовится проект правового акта федерального органа исполнительной власти, который осуществляет функции учредителя. Данный проект касается ликвидации федерального учреждения, которое находится в ведении федерального агентства или федеральной службы, находящихся в ведомстве указанного федерального органа. Только на основе подготовленного проекта возможна передача имущества предприятия.
Есть возможность ликвидации федерального казенного учреждения, осуществляющего функции по государственному управлению. Информация о структуре, к которой данные функции перешли, появляется по завершении процедуры ликвидации.
Если на данное учреждение возложены публичные обязательства перед гражданами, появляется соответствующая информация. Указывается, какой орган будет отвечать по обязательствам, в том числе финансовым.
Как быть и что нужно знать работникам при банкротстве организации
В последнюю очередь прекращению подлежат отношения с исключительными категориями работников:
- Беременные, а также осуществляющие уход за детьми в положенном отпуске.
- Несовершеннолетние служащие.
- Матери и отцы, занимающиеся воспитанием детей без второго родителя.
- Инвалиды.
Необходимые уведомления Все сотрудники должны быть оповещены о планируемом увольнении не менее, чем за 2 месяца до даты прекращения трудовой деятельности. Исключение составляют следующие группы:
- Сезонные работники – уведомляются не позднее, чем за 1 неделю до даты расторжения отношений.
- Служащие с краткосрочными трудовыми контрактами предупреждаются за три дня.
Руководитель издает приказ о сокращении штата в связи с ликвидацией предприятия, копии документа выдаются на руки всему персоналу.
Эта статья является комментарием к:
С полным перечнем можно ознакомиться в статье 50, пункте 3 Гражданского кодекса РФ. При этом время от времени принимаются поправки, которые дополняют или сокращают список некоммерческих организаций.
В 2020 году правительством уже принималась подобная мера. Это был острый период пандемии, когда предприятия закрывались, бизнес простаивал, а люди массово теряли работу и привычный уровень дохода.
Само понятие банкротства вошло в обиход от итальянского “banca rotta” («сломанная скамья»). В Средние века банком называли скамью ростовщика, на которых тот заключал свои сделки. В случае разорения ростовщик ломал свою скамью, что было равносильно объявлению себя банкротом.
Мораторий на банкротство по постановлению правительства РФ в 2022 году означает, что кредиторы до окончания срока ограничения не смогут инициировать дела о несостоятельности. Но у должников такое право остается.
То же самое касается и финансирования, которое, как и ранее, производится из бюджета. Однако деление на эти формы изменяет роль государства в «жизни» этих предприятий, что позволяет развиваться им более стабильно.
Порядок инициирования банкротства
Если у субъекта имеются непокрытые задолженности, ликвидировать его можно только через банкротство. Для признания несостоятельности размер долгов должен превышать 100000 рублей. Для инициирования банкротства необходимо составить иск. Сделать это может как руководитель субъекта, так и его кредитор. Подавать заявление нужно в арбитражный суд, расположенный по адресу НКО. Иск сопровождается этими документами:
- Бумаги, подтверждающие невозможность оплатить долг.
- Учредительные бумаги.
- Бухгалтерский баланс за крайний отчетный период.
- Список кредиторов и перечень долгов с указанием их размеров.
Иск рассматривается представителями суда. В зависимости от обстоятельств, могут выноситься эти решения:
- Отказ.
- Назначение финансового оздоровления.
- Достижение мирового соглашения.
- Признание субъекта банкротом.
Суд также может закрыть дело о несостоятельности. Для того чтобы получить положительное решение, нужно предоставить все документы, подтверждающие невозможность уплаты долгов.
Взыскание налоговых долгов с учредителей ликвидируемого НКО
Обязанность по уплате налогов и сборов (пеней, штрафов) ликвидируемой НКО исполняется ликвидационной комиссией за счет ее денежных средств, в том числе полученных от реализации ее имущества (п.1 ст.49 НК РФ). При недостаточности имущества и денежных средств НКО обязанность по уплате налогов и сборов (пеней и штрафов) возлагается на ее учредителей (п.2 ст.49 НК РФ).
Как отметили высшие судьи, поскольку в законодательстве РФ о налогах и сборах не предусмотрено иное, возложение налоговой ответственности возможно только в том случае, когда в соответствии с гражданским законодательством учредители (участники) ликвидируемого юридического лица несут субсидиарную ответственность по его долгам (п.12 Постановления ВАС РФ от 30.07.2013 г. №57).
Последствия ликвидации АНО в сравнении с другими видами некоммерческих предприятий
По общему правилу, руководящий состав автономных некоммерческих предприятий не может быть привлечен к ответственности. Вместе с тем, конкретный перечень взысканий можно изучить в руководящих документах, которые регламентируют порядок существования того или иного типа предприятия:
- Для общественных и религиозных объединений, фондов, некоммерческих партнерств и потребительских кооперативов. Члены и участники не отвечают по обязательствам предприятия (притязаниям кредиторов);
- Для частных учреждений предусматривается ответственность по обязательствам, которые стали следствие ведения предприятием финансов-хозяйственной деятельности. Если для погашения кредиторской задолженности недостаточно средств в активе юридического лица, на возвращение долгов могут привлекаться средства учредителей или их имущество;
- АНО независимы от финансового состояния своих участников;
- Ассоциации или союзы не отвечают по финансовым обязательствам своих учредителей, но участники несут субсидиарную ответственность по долгам своих предприятий. Уровень взысканий определяется учредительным договором;
- По товариществам собственников недвижимости также не предусматривается наступление ответственности по обязательствам организации.
Ликвидация АНО – установленный законодателем порядок исключения организации из списка юридических лиц. Основной причиной для принятия такого решения является стратегический просчет руководства. Вместе с тем не стоит воспринимать закрытие в качестве спасительного круга при наступлении кредиторов. Ликвидация всегда сопровождается тотальной налоговой проверкой. По этой причине руководителям коммерческих (некоммерческих) проектов всегда стоит думать о своей репутации при ликвидации предприятия и стараться сдать организацию налоговой без последствий.