Естли я водител попал в авто аварию ипасажир поличили тежолую увечий
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Естли я водител попал в авто аварию ипасажир поличили тежолую увечий». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
В 2015 году Правительство приняло постановление №150, которым изменен порядок расчета компенсации вреда при ДТП. Согласно документу, сумма выплаты высчитывается путем умножения страховой суммы на нормативы в процентах. Эти нормативы также указаны в Постановлении.
Критерии причинения тяжкого вреда здоровью при ДТП
Некоторые из них обозначены в ст. 111 УК РФ. В ней, в частности, упоминается о потери речи, зрения либо слуха. Сказанное также касается утраты органа в организме или его основных функций. К тяжким телесным повреждениям также относятся прерывание беременности или получение стойкого психического расстройства.
Более подробно список травм приведен в Приказе № 194н. Все их перечислять нет необходимости. Поэтому остановимся только на основных из них.
Внешние увечья:
- раны головы;
- утрата зрения на один или оба глаза;
- частичная глухота;
- потеря конечности;
- обезображивание лица.
Однако зачастую тяжелые травмы невидны невооруженным глазом. Не менее опасны те, которые возникли изнутри. Об их наличии соответствуют крики пострадавшего, потеря им сознания.
Повреждения внутренних органов:
- переломы черепа, его костей;
- внутричерепные травмы;
- проникающие ранения шеи, щитовидной железы;
- переломы в шейном отделе позвоночника;
- проникающие раны грудной клетки, живота;
- многочисленные переломы ребер;
- разрыв крупных кровеносных артерий;
- обильная кровопотеря;
- острая сердечная недостаточность.
Почему не все перевозчики связываются со страховыми компаниями?
Даже не смотря на то, что существуют определенные карательные меры в отношении перевозчиков, которые не желают связываться со страховыми организациями, все равно в стране есть огромное количество перевозчиков, которые не застраховывают свою обязанность перед пассажирами. В первую очередь это обусловлено тем, что государственные органы, в обязанности которых входит контролировать данный момент, не справляются с поставленными задачами. Также пассажиры на сегодняшний момент являются достаточно малограмотными, поэтому даже не знают о том, что следует покупать билеты только на те транспортные пассажирские средства для перевозки, у которых заключён контракт со страховыми компаниями.
В результате аварии с участием КАМАЗа и пассажирского автобуса в Новой Москве 18 человек погибли и 45 были госпитализированы. Могут ли пострадавшие и их родственники рассчитывать на страховые выплаты, и как вообще действовать в случае травмы, полученной в общественном транспорте – в материале сайт.
Порядок получения страховых выплат регламентируется вступившим в силу 1 января 2013 года законом «Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика». Каждый пассажир метро, автобуса, троллейбуса, трамвая и маршрутки автоматически страхуется на время поездки.
Есть ли разница между страхованием пассажиров автобуса и маршрутки и на какие выплаты они могут рассчитывать?
Особенности страхования в общественном транспорте
Количество перевозчиков, которые застраховали своих пассажиров, составляет 500 тысяч. Максимальная сумма страховки, предусмотренная законом, составляет 2 миллиона рублей.
Компенсации предусмотрены как за тяжелые травмы и гибель пассажира (в этом случае страховые выплаты получают его близкие), так и за вред здоровью средней тяжести и даже обычные ссадины и синяки.
Действие закона распространяется на все виды общественного транспорта – автобусы, троллейбусы, маршрутки, трамваи. Если пассажир пострадал в результате аварии, он может претендовать на страховое возмещение. Причем, если компания, осуществляющая перевозки, не страховала своих пассажиров, компенсацию платить ей все равно придется – из собственного бюджета. Отказ от выплат компенсации чреват потерей лицензии на перевозки.
Кроме того, за отсутствие страхового полиса перевозчикам грозят штрафы. Юридических лиц могут оштрафовать на сумму от 0,5 до 1 миллиона рублей, а должностных – от 40 до 50 тысяч рублей. Перевозчик должен в обязательном порядке проинформировать пассажиров о том, с какой страховой компанией у него заключен договор. Объявление, в котором обязательно должен быть указан номер договора и реквизиты компании, может быть размещено как в салоне автобуса, так и на официальном сайте компании.
В метрополитене порядок страхования ответственности несколько иной. Московское метро не платит обязательные страховые взносы, поэтому за травмы пассажиров будет платить из собственной прибыли. Правда, это касается только травм, полученных в вагонах метро. Если пассажир получил травму на эскалаторе (а львиная доля травм в метро – это падения на эскалаторах), то компенсацию он получит только в случае вины метрополитена в происшествии. Пассажир, нарушивший правила поведения на эскалаторе, рассчитывать на выплату компенсации не может.
Пассажиры такси получат выплаты только по полису ОСАГО, так как такси не подпадают под действие закона. Максимальная сумма компенсации в этом случае – 400 тысяч рублей.
Обязательная автостраховка
Введенная государством система страхования ответственности автовладельцев существует больше десяти лет. Именно поэтому большинство граждан четкое знает, когда нужно обращаться за выплатой по этой страховке. Возмещение ущерба имуществу или вреда здоровью ложится на плечи виновника аварии, а вернее на его страховщика. Выплату по этой страховке в части возмещения за травмы может получить любой гражданин, не являющийся виновником ДТП.
Кстати, существующая судебная практика показывает, что если пострадавший пассажир ехал не в машине виновника дорожного происшествия, то он может получить выплату сразу по двум полисам ОСАГО : своего водителя и автомобилиста, виноватого в аварии. Конечно, на первый взгляд это несколько странно. Однако не стоит забывать, что автотранспортное средство является источником повышенной опасности. Соответственно, его владелец должен возмещать вред здоровью своих пассажиров даже если дорожное происшествие произошло вследствие действий другого водителя (судебная практика).
За какие последствия понесет ответственность виновник
Создавший ситуацию, приведшую к аварии, должен отвечать за те последствия, которые произошли непосредственно от участия в ДТП. Поэтому важна экспертиза по каждому случаю, которая устанавливает, какое именно заболевание или травма возникли из-за происшествия.
Рассмотрим примеры. Если в аварии тяжело был ранен человек и несмотря на все попытки врачей спасти его, умер при операции, виновный будет отвечать, как за причинение смерти в аварии.
Другой вариант. Пострадавший после аварии, хотя и находился в тяжёлом состоянии, был жив. Но неправильное лечение привело к смерти. Виновник ДТП в этом случае будет отвечать только за тяжкие телесные повреждения.
Еще одна ситуация, когда у человека из-за происшествия обострилось хроническое заболевание. Здесь виновник должен ответить, соответственно, возместить расходы только на то лечение, которое потребовалось для восстановления здоровья, как оно было до аварии, но не обязан оплачивать лечение хронической болезни, которая может продолжаться всю жизнь.
Что делать, если вы получили травму во время поездки в общественном транспорте?
Травму в салоне трамвая, автобуса, троллейбуса или при выходе/входе из транспортного средства можно получить по разным причинам. И иногда по вине самого пассажира при несоблюдении им правил пользования транспортом. К примеру, человек просто не держался за поручни и упал, или попытался войти или выйти не в ту дверь и его прищемило.
С правилами пользования общественным транспортом можно ознакомиться в салоне любого транспорта по перевозке людей.
Другая ситуация, когда вина водителя очевидна. Например, пассажир упал и ударился головой, повредил ногу, руку, получил ушиб или ссадину, потому что водитель автобуса резко затормозил. В этом случае водитель нарушил правила перевозки пассажиров (абзац 15, п.2 №472 от 11.12.2000 г). Падение в салоне общественного транспорта рассматривается как один из видов ДТП (дорожно-транспортное происшествие), выделяемое под названием «Падение пассажира».
Наказание при средней тяжести
Минимальный размер административного штрафа при ДТП с пострадавшими, получившими средней тяжести ущерб здоровью, установлен в 10 тысяч рублей. Поэтому если в ходе следствия и судебного разбирательства, виновник аварии установлен, то, как минимум, ему придется заплатить эту сумму. Максимальный размер штрафа установлен в 25 тысяч рублей. Окончательная сумма определяется в ходе следствия. Например, на размер административного штрафа влияет степень травм пострадавшего и степень виновности водителя.
В случае если во время аварии пострадали несколько человек, то по каждому из них устанавливается отдельная мера ответственности. Уже из совокупности всех наказаний судом устанавливается одно, то, которое и понесет виновный. Например, если один из потерпевших получил при ДТР легкий ущерб здоровью, а другой — средний, то виновнику может быть предписано возместить ущерб в размере совокупной суммы по обеим статьям Административного кодекса РФ.
При причинении средней тяжести ущерба здоровью при ДТП, виновному может быть установлено наказание и в виде лишения прав на управление транспортными средствами на срок от полутора до двух лет.
ОСГОП – что такое и чем поможет?
Не всякая травма подлежит компенсации, но важно понимать: любой пассажир автобуса, троллейбуса, трамвая считается застрахованным с той минуты, когда переступил порог салона транспорта.
В соответствии с федеральным законом, российский общественный транспорт подчиняется системе ОСГОП (обязательное страхование гражданской ответственности перевозчика). Любой перевозчик обязуется страховать свою ответственность за дорожно-транспортные происшествия в страховой службе, а каждый пользующийся транспортными услугами человек вправе надеяться на выплаты в случае ущерба его здоровью. К системе страхования не относятся такси, электропоезда и метро – они подчиняются иным законодательным актам.
Полиция и скорая помощь
Если в аварии обнаружились погибшие, раненые, то очевидцы или участники в обязательном порядке вызывают специальные службы – полицию, скорую помощь. Полицейские фиксируют факт происшествия, возбуждают дело, медработники же помогают тем, кто пострадал.
ПДД предписывают всем водителям вызывать специальные службы под страхом административной или уголовной ответственности – она зависит от масштаба вреда, нанесенного участникам дорожного движения.
К примеру, ночью рейсовый автобус на подмосковной трассе попал в ДТП, будучи пустым. Водитель не смог вызвать полицию или скорую, так как его смартфон был разбит, а сам он нуждался в помощи. Проезжавший мимо водитель мотоцикла заметил аварию и осознавал, что человеку скорее всего нужно помочь, однако не счел необходимым затормозить и позвонить в экстренные службы. В таком случае мотоциклиста по закону оштрафуют – полицейские определят его личность и отыщут его. Представим, что водитель упал в обморок, или его травмы оказались серьезными для жизни: за бездействие мотоциклиста вообще могли бы посадить за решетку.
Тот, кто пострадал, не обязательно должен дожидаться врачей или полицейских – он вправе добраться до ближайшей поликлиники сам. При попадании в дорожное происшествие вам нужно оперативно обратиться в медучреждение, чтобы зафиксировать телесный вред. Это сыграет вам на руку в случае возникновения спорной ситуации с перевозчиком: будет куда проще доказать, что травмы вы получили в результате ДТП, а не при других обстоятельствах. Чем большее время пройдет между аварией и обращением, тем труднее будет установить связь между произошедшим и травмой.
Сотрудники полиции навестят пострадавшего в стационаре либо дома, с целью уточнить обстоятельства для корректной квалификации правонарушения. Что делать, если почему-то полиция еще не приехала? Наберите по телефону ГИБДД сами и сообщите о себе: сотрудники обязаны зафиксировать, что пассажир пострадал в дорожной аварии – вам это пригодится для получения медицинского заключения и выплат.
Объяснения пострадавшего оформляют в протокол об административном правонарушении. Протокол работники ГИБДД забирают, чтобы приложить к материалам дела. Внизу протокола пострадавший ставит подпись, но предварительно перепроверяет данные. Там должно быть прописано, что вы пострадали именно в аварии – это необходимо вам для получения компенсации. Удостоверьтесь, что в бумагах верно указаны место, время происшествия, государственные номера, если вы их запомнили.
Придётся ли платить за простой?
Здесь можно сразу и коротко ответить: да, придется!
Попав в ДТП на трамвайных путях или под линией троллейбусов, вы тем самым остановите движение на них. И хорошо, если движение встанет только в одну сторону, тогда и сумма простоя будет меньше.
Поэтому, находясь на месте ДТП, учтите, что у водителя есть обязанность освободить проезжую часть если машина мешает движению другого транспорта. Хотя трамвайные пути – это не проезжая часть, но освободить их всё же не помешает.
При этом, стоит помнить о том, что смысл убирать машину есть только тогда, когда не проехать встречному трамваю. Так как тот трамвай, с которым вы попали в ДТП, не сможет освободить трамвайные пути и не поедет дальше по маршруту, пока не приедут сотрудники ГИБДД.
В случае с троллейбусами нужно смотреть по обстановке, если троллейбусы смогут объехать поврежденные авто, тогда повезло, если нет, тогда встанут и они.
Может ли другой водитель стать виновным, если был не пристёгнут?
Только по этой причине, к сожалению, нет. Дело в том, что сам факт нарушения Правил по части неисполнения обязанности пристегнуть ремень безопасности в принципе не может стать причиной ДТП. А обязанность по возмещению вреда вследствие аварии ложится именно на того, чьё нарушение привело к этой аварии, а не просто считается совокупность всех нарушений.
Например, первый водитель не уступил второму дорогу на нерегулируемом перекрёстке или проехал на красный сигнал светофора. В этом случае при прочих равных 100% вины ляжет на первого участника.
А тот факт, что другой был не пристёгнут, хотя и сможет сыграть с ним плохую шутку при разбирательствах в последствиях ДТП, но ни в коем случае не переложит вину на него.
Здесь нужно различать разновидности происшествий в контексте обсуждаемой нами темы (именно их мы будем разбирать отдельно ниже).
- Водитель, по вине которого произошло ДТП, и был не пристёгнут ремнём безопасности – здесь всё очевидно: сам виноват, сам и отвечай!
- Первый участник аварии признан виновником, но второй ехал без ремня, при этом, вреда здоровью никакого нет.
- Первый водитель виновен в происшествии, но второй управлял непристёгнутым, вследствие чего он пострадал (то есть вред не только автомобилям, но и здоровью).
- Первый виноват, на втором аналогично не было ремня, из-за чего вред здоровью оказался сильнее, нежели был бы, если бы тот ехал с надетым ремнём.
- И отдельные случаи, когда пострадали непристёгнутые пассажиры в результате виновных действий, повлекших ДТП, одного или второго водителя.
Кто будет виноват в 2023 году?
Итак, первый случай не достоин нашего внимания. Представим ситуацию, когда вы, к примеру, нарушили правила обгона и совершили ДТП из-за этого, при этом не пристегнулись. В результате такой аварии вы получили дополнительные ушибы и/или синяки, и вред за эти увечья возмещать будет некому, кроме вас. Потому что виновник – вы. Утешительно будет лишь то, что наказания конкретно за вред здоровью вам не будет, потому что вред, причинённый самому себе не является отдельным событием правонарушения или преступления.
Другая ситуация, если речь идёт о ДТП с пешеходом по его же вине. Здесь, увы и ах, законодательство 2023 года работает немного наоборот:
- пешеход обязан компенсировать ущерб автомобилю,
- а владелец машины обязан возместить вред здоровью пассажира (но не имуществу – одежде, мобильнику и другим предметам).
Страховка за травму в общественном транспорте
Итак, если автобус двигался по дороге и в нем пострадал человек, то это – ДТП. В таком случае пассажир должен сообщить о случившемся водителю, который обязан вызвать ГАИ и карету скорой помощи для фиксирования факта происшествия и получения травмы. Если водитель отказывается сделать это, то он будет привлечен к административной ответственности, как покинувший место происшествия. За такое деяние предусмотрены штраф в 30 МРЗП или лишение прав на два года либо административный арест до 15 суток (статья 137 Кодекса об административной ответственности).
Размер выплат определяется в соответствии с таблицей выплат по возмещению вреда, причиненного жизни или здоровью пассажира по договору обязательного страхования гражданской ответственности перевозчика, с которым можно ознакомиться здесь.
В повседневной жизни возникают случаи, когда после резкого торможения автобуса пассажир падает и повреждает руку, ногу и т. д. Пассажиры часто не знают, что это уже дорожно-транспортное происшествие (ДТП).
Языком документа: Б илет – документ строгой отчетности, удостоверяющий право пассажира на пользование автобусом за плату и подтверждающий заключение публичного договора перевозки между пассажиром и перевозчиком (абз. 8 п. 6 Правил перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом, утвержденных постановлением КМ от 4.11.2003 г. № 482). С 27.11.2015 г. у пассажиров, получивших травму во время поездки на общественном транспорте, будет законное основание требовать компенсацию, а точнее страховые выплаты.
Выплата по полису страхования от несчастного случая
В дополнение к страховому возмещению по полису ОСГОП пассажир междугороднего автобуса вправе получить выплату по страховке от несчастного случая, если такая у него имеется. Размер возмещения и условия его получения исключительно от условий и правил страховой защиты той компании, где купил полис пострадавший пассажир.
Соответственно, пассажир вправе получить деньги и по полису ОСГОП, и по полису страхования от НС.
Размер возмещения по страховке от несчастного случая зависит от условий договора и страховой суммы. Чем выше последняя, тем крупнее выплата. При этом страховые компании, как правило, указывают в договоре один из следующих вариантов возмещения:
- выплата в зависимости от количества дней нетрудоспособности;
- возмещение вреда здоровью по таблице выплат.
Сложно однозначно ответить на вопрос, какой из этих вариантов выгодней, так как все зависит от характера полученных пассажиром травм.
Куда обращаться при получении травмы
Чтобы получить положенные выплаты, следует сразу после оформления ДТП обратиться в страховую компанию со следующими документами:
- документ, подтверждающий личность пострадавшего;
- заявление о возмещении ущерба;
- справка Ф-12, которая выдается в ГИБДД;
- медицинский документ, в котором зафиксированы полученные в результате ДТП травмы.
В некоторых случаях потерпевшему следует обратиться за возмещением в РСА. Данная организация занимается компенсационными выплатами на возмещение при следующих обстоятельствах:
- У страховщика отсутствует лицензия.
- У виновника ДТП не имеется действующего полиса.
- Виновник аварии не установлен.
В не зависимости от обстоятельств, пострадавший имеет право на компенсационные выплаты. Их размер определяется согласно единой таблице травм, которая применяется при рассмотрении стандартных страховых случаев. Для получения компенсации в РСА необходимо представить медицинские документы.