ОСАГО: если виноват сам что делать
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «ОСАГО: если виноват сам что делать». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Правильные действия водителей, попавших в эту категорию, крайне важны. Поскольку не все спровоцировавшие ДТП ясно представляют, что делать со страховой виновнику аварии, некоторые из них могут не сообщить о происшествии. Поставить в известность свою страховую компанию – обязанность виновника ДТП. Это требование установлено статьей 11 об ОСАГО. В противном случае страховщик может либо отказать в выплате, либо взыскать через суд сумму своих затрат с виновника.
Правила самостоятельного оформления документов при ДТП
В середине 2018 года вступили в силу два правила, существенно упростившие оформление документов при аварии. Во-первых, в 2 раза была увеличена сумма возмещения: до 100 тыс. рублей во всех регионах страны, кроме Москвы и Санкт-Петербурга, где при мирном урегулировании всех разногласий сторон владелец разбитой машины получает от 100 до 400 тыс. рублей.
Второе изменение процедуры оформления коснулось возможности зафиксировать ДТП его участниками с помощью Извещения о дорожно-транспортном происшествии, известного как Европротокол. Заполнение этого документа разрешается только в случае мелких аварий при следующих условиях:
- участников ДТП двое;
- пострадавших среди водителей, пассажиров и других граждан нет;
- у обоих участников есть полисы ОСАГО;
- стороны единогласно определили виновника и согласились, что стоимость причиненного ущерба не превышает 100 тыс. рублей.
Вносить информацию в «Извещение о ДТП» необходимо разборчивым, одинаковым почерком, предпочтительно шариковой ручкой с синими чернилами. Исправления, дополнительные отметки и зачеркивания недопустимы. Все графы должны быть заполнены, если написать в какой-либо графе нечего, поставьте прочерк или напишите слово «нет», если речь идет о пострадавших в ДТП. Европротокол с датой и временем аварии должен быть оформлен в двух идентичных экземплярах для каждого участника и подписан обеими сторонами.
Чтобы страховая компания приняла документ в качестве основания для оплаты ремонта, необходимо, чтобы «Извещение о ДТП» содержало следующие сведения:
- Точный адрес места происшествия с указанием названий шоссе, улицы, номеров близлежащих домов и любых построек, позволяющих определить положение на карте;
- Количество участников аварии с повреждениями (один или два);
- Список свидетелей (если есть) их адреса и номера телефонов;
- Подробности аварии и рисунок-схему расположения автомобилей в момент происшествия;
- Фотографии и видеозапись, в том числе и с видеорегистратора, указывающие на виновность одной из сторон;
- Информацию об автомобилях и личные данные владельцев.
После оформления ДТП по упрощенной системе участникам необходимо известить страховую компанию, в которой был приобретен полис ОСАГО, о наступившем страховом случае, посетив офис лично или с помощью заказного письма с описью вложения и уведомлением о вручении, отправленного на почтовый адрес компании.
Если в заполнении документов участвовали сотрудники Госавтоинспекции, то для получения денежного возмещения пострадавшему водителю необходимо оформить специальную справку о ДТП в территориальном отделе ГИБДД. При этом у виновника аварии нет обязательств, связанных с уведомлением страховой компании, кроме тех случаев, когда нарушитель имеет полис КАСКО и претендует на соответствующую компенсацию.
Согласно действующим правилам, Извещение о ДТП (или Европротокол) должен быть доставлен или отправлен в страховую компанию в течение 5 (пять) рабочих дней с момента подписания. Для случаев, где предусмотрена выплата по страховому случаю, это срок подачи документов составляет 15 (пятнадцать) рабочих дней с момента ДТП.
Попал в ДТП, я виновник – что делать со страховкой КАСКО и ОСАГО
Если ДТП произошло по Вашей вине, полисы КАСКО и ОСАГО имеются, то следует:
С 1 по 12 пункты стратегия поведения такая же, как для водителей, с полисом ОСАГО, но без полиса КАСКО.
- Потребовать от инспекторов бумаги, необходимые для получения страховки:
- Справку по форме 154 (документ должен иметь угловой штамп органа внутренних дел, подпись сотрудника этого учреждения, номер документа ОСАГО, данные о страховой фирме, выдавшей полис другому участнику ДТП).
- Дубликат протокола об админнарушении.
- Дубликат постановления об админнарушении.
- Обратится в представительство КАСКО не позднее срока, указанного в правилах, имеющихся при полисе.
- Заявление на выплату КАСКО писать на фирменном бланке организации. После заверки документа, сделать дубликат.
- Выяснить полный перечень документов, необходимых для получения КАСКО.
- Записать номер страхового дела для облегчения отслеживания изменений по процессу.
- Получить квитанцию с указанием даты встречи с представителем страховой компании для демонстрации пострадавшего авто.
- Встретиться с представителем компании и предоставить ему возможность осмотреть автомобиль, попавший в ДТП.
- Лично передать документы представителю КАСКО. Перед передачей бумаг с каждой нужно сделать копию. На всех дубликатах требовать роспись сотрудника фирмы о получении бумаг от клиента. Отправляйте бумаги в КАСКО по почте с помощью услуги заказанного письма с уведомлением. Обязательно сделайте опись.
- Со страховой посредством переписки. Отправляя ответ, используйте возможность заказного письма с описью содержимого и уведомлением о получении.
- Если компенсационная страховая выплата явно несоразмерна ущербу, обратится в суд, предварительно сделав независимую экспертизу.
- Далее стратегия поведения как в пунктах 14-20 для водителей, с полисом ОСАГО, но без полиса КАСКО.
Что делать при ДТП, если ты виноват
Ни в коем случае нельзя покидать место ДТП. Во-первых, это просто некрасиво по отношению к другому участнику, а во-вторых, такие действия могут обернуться еще большими проблемами.
Дело в том, что в большинстве случаев скрывшихся водителей находят сотрудники ГИБДД и привлекают к ответственности по статье 12.27 Кодекса об административных правонарушениях РФ. Наказание, предусмотренное данное нормой закона, достаточно строго и предусматривает лишение права управлять машиной на срок до 1,5 лет или даже арест на 15 дней. Помимо этого, нарушителю в конечном итоге придется оплачивать ремонт автомобиля потерпевшего за свой счет.
Конечно, поскольку у второго участника скорее всего оформлен полис ОСАГО, он обратится за возмещением в страховую компанию и она даже произведет выплату. Но на этом, увы, все не закончится. После урегулирования отношений с пострадавшим, страховщик потребует от виновника вернуть ему все затраченные средства.
Для избежания лишних трат и разбирательств со страховой, необходимо официально зафиксировать происшествие. Для этого нужно:
- Остановить автомобиль;
- Установить специальный знак и включить аварийку;
- Убедиться, что нет раненых, а если есть, то оказать им помощь;
- Вызвать инспектора ГАИ или оформить аварию по Европротоколу.
Если водитель согласен в своей виновности, а ущерб, причиненный потерпевшему, не превышает 50 000 руб., участники могут зафиксировать ДТП без вызова сотрудников ГИБДД. Для этого необходимо заполнить извещение о ДТП и можно разъезжаться.
Обратите внимание, оформление по Европротоколу невозможно, если в аварии:
- Есть раненые;
- В ДТП пострадали 3 и более машин;
- Повреждено другое имущество, помимо автомобилей;
- Один из участников не имеет страхового полиса автогражданки.
Порядок действий при ДТП по ОСАГО
Многие водители по причине паники и стрессовой ситуации после ДТП, забывают, куда обращаться для надлежащего оформления происшествия и получения возмещения по ОСАГО.
Не стоит поддаваться эмоциям, а тем более, оставлять место аварии. Современные технологии позволяют легко установить регистрационные данные скрывшегося автомобиля. Если сохранять спокойствие и придерживаться правильной последовательности действий, негативные итоги окажутся минимальными.
При ДТП водителю необходимо:
- оставить машину без изменений. Включается аварийная сигнализация, и выставляются соответствующие знаки, согласно п. 7.2 ПДД. Место происшествия оставляется в неприкосновенности;
- уведомить о случившемся представителей ГИБДД. Если повреждения незначительны, а пострадавшие отсутствуют, авария по взаимной договоренности оформляется Европротоколом без обращения к дорожной полиции. При наличии травмированных следует вызвать медиков или организовать доставку раненых в медицинское учреждение самому, если требуется оказание экстренной помощи;
- если положение столкнувшихся авто препятствует движению – освободить проезжую часть, предварительно зафиксировав обстоятельства аварии на фото или видео и составив схему ДТП;
- внимательно осмотреть пострадавшие автомобили, выполнив фото полученных повреждений;
- обменяться контактными данными с остальными участниками ДТП и свидетелями;
- узнать у пострадавшего его номер полиса ОСАГО и КАСКО (при наличии), сообщить реквизиты своего страхового договора;
- подготовить извещение об аварии для страховщика, заручившись подписями других участников ДТП, для последующего обращения в СК;
- после прибытия сотрудников ГИБДД принять участие в оформлении ДТП. Детально изучить оформленную документацию. Не подписывать бумаги, искажающие реальную картину произошедшего. Неправильно составленный протокол оспаривается в течение десяти дней от даты происшествия;
- потребовать предоставления собственных экземпляров документов по результатам оформления аварии – справки, протокола, административного постановления о факте правонарушения;
- обратиться к страховщику, известив о наступлении страхового случая.
Порядок выплаты компенсации
Внимание! Для того чтобы судебный орган принял решения по существу, заинтересованное лицо подготавливает следующий перечень документов:
- протокол осмотра места ДТП;
- процессуальные документы, составленные в процессе рассмотрения дела инспекторами ГИБДД;
- страховой полис ОСАГО;
- при наличии объяснения свидетелей.
После удовлетворения судом требований на виновника возлагается обязанность по возмещению ущерба.
Процесс выплаты контролируется судебными приставами следующим образом:
- на основании исполнительного листа пристав возбуждает исполнительное производство. После этого виновник получает право добровольно перечислить сумму потерпевшему;
- когда виновник добровольно обязанность не исполняет, то пристав накладывает арест на банковские счета лица, с которых впоследствии списываются средства до полного погашения задолженности.
Нюансы действий водителя после оформления ДТП
Нюансов в правильном алгоритме действий для каждого случая оформления ДТП множество, а порой даже сами представители страховых компаний могут давать противоречивые консультации. Учесть и перечислить все невозможно, но самые основные будут такими:
- обязательно заполнять оборотную сторону извещения при Европротоколе разборчиво, лучше – печатными буквами и без исправлений или ошибок, потому что при неверном заполнении могут отказать в выплате;
- ни потерпевший, ни виновник не должны сами браться за ремонт машин, пока с даты аварии не пройдет 15 дней, исключая выходные и праздники, — этот срок нужен, чтобы страховщики могли осмотреть авто;
- после того как бланки извещения подписаны и разъединены, никаких исправлений в них вносить нельзя;
- если потерпевший взял у страховщика направление на ремонт машины, ему нельзя самому выбирать станцию техобслуживания, нельзя контролировать ход ремонта;
- если потерпевший получает денежную компенсацию по ОСАГО, ему не стоит начинать чинить авто, пока он не получит выплаты, поскольку если ее задержат и придется обращаться в суд, может потребоваться еще один техосмотр.
И, кроме того, виновнику ДТП надо помнить, что исковая давность по этим делам – 3 года, в течение которых ему необходимо хранить все материалы после оформления ДТП.
Куда обращаться, если у тебя есть КАСКО и ОСАГО
С какими организациями придется контактировать для того, чтобы грамотно оформить все процессы получить компенсационные выплаты от страховщика?
В зависимости от стадии процедуры, оформление ДТП как страхового случая требует от участника взаимодействия с несколькими инстанциями:
- Госавтоинспекция – непосредственно после происшествия.
- Страховщик – для предоставления необходимого пакета документации, оповещения о страховом случае и подачи заявления, приложенного к пакету документов.
- Специалист, проводящий оценку – для выяснения суммы, требуемой для восстановления ТС или выплаты в денежном эквиваленте.
Самым важным звеном в принятии решения о сумме компенсационной выплаты является страховая организация. Но стоит учитывать тот факт, что страховщик принимает решение, опираясь на сведения, которые будут предоставлены работником ГИБДД и специалистом-оценщиком.
Если держатель полиса в результате происшествия стал его виновником, то пробовать получить компенсацию посредством полиса ОСАГО бесполезно, так как в этой ситуации работает только полис КАСКО. Трудности с выбором организации, к которой планирует обращаться держатель полиса, могут возникнуть в той ситуации, когда он не является виновной стороной в аварии и имеет возможность получения компенсационных выплат как по КАСКО, так и по ОСАГО.
Суть в том, что законодательство регламентирует процессы обращения к страховым организациям касательно выплат компенсаций, и, если держатель полисов решит одновременно подать документы к обоим страховщикам, такая процедура будет классифицироваться как мошенническая.
Владельцу ТС стоит делать выбор между страховыми компаниями, опираясь на следующие факторы:
- Обращение по полису КАСКО даст возможность отремонтировать автомобиль, независимо от того, какая сумма потребуется для полного восстановления. Однако стоит иметь в виду то, что впоследствии оформление полиса обойдется ощутимо дороже, так как в истории держателя полиса будет содержаться заметка об обращении по страховому случаю.
- Восстановление ТС посредством полиса ОСАГО ограничивает сумму возможного ремонта до 400 000 рублей, но повышение цены на последующую покупку полиса не будет таким ощутимым.
- Если ТС само по себе дорогое, то полис ОСАГО, вероятнее всего, не сможет покрыть необходимых расходов, требуемых для полного восстановления автомобиля. Следовательно, в этой ситуации логичнее обращаться к страховщику, который предоставил вам полис КАСКО.
Можно сделать вывод, что применение полиса КАСКО, если в наличии есть еще и полис ОСАГО, невыгодно. Помимо этого, если держатель полиса не оказывается виновной стороной, а сумма нанесенного урона относительно мала, можно поступить следующим образом:
- Оформление происшествия согласно Европротоколу.
- Обращения к страховщику, предоставившему полис ОСАГО.
Что делать, если у виновника ДТП нет страховки?
В зависимости от причиненного ущерба в ДТП при отсутствии полиса ОСАГО у виновного лица различается принцип дальнейших действий.
- Причинен вред здоровью и жизни.
Возмещение ущерба происходит независимо от наличия или отсутствия полиса ОСАГО у виновника аварии. Выплата производится Российским союзом автостраховщиков. Для этого потерпевший или его представитель обращается в РСА с заявлением о компенсации с доказательствами нанесенного вреда жизни и здоровью. Затем сумма компенсации взыскивается РСА с виновника ДТП в соответствии с п. 1 ст. 20 Закона № 40-ФЗ.
- Причинен только вред имуществу (поврежден автомобиль).
Согласно п. 1 ст. 1064 ГК обязанность полного возмещения ущерба лежит на виновнике аварии. Поэтому потерпевшее лицо должно оценить размер ущерба в материальном исчислении, для чего обратиться в экспертную организацию. Затем обсудить условия возмещения с виновником и подписать соглашение, в рамках которого закрепить сумму и договоренности по погашению долга. При отказе виновного лица возмещать ущерб или несогласии с указанной суммой вопрос решается в судебном порядке.
Если ваш вариант второй и участник аварии не имеет страховки ОСАГО, то принцип взыскания ущерба заключается в:
- попытке договориться на месте о возмещении примерной суммы, которая потребуется на восстановление внешнего вида автомобиля;
- досудебном разбирательстве с заключением соглашения и добровольной выплате суммы, определенной экспертизой;
- взыскании ущерба в судебном порядке.
Сравнение цен в Росгосстрахе с другими популярными компаниями (Мосгаз, АльфаСтрахование, ВТБ Страхование)
Согласно закону «об ОСАГО» Стоимость страхового полиса «ОСАГО» одинакова во всех страховых компаниях. На практике, Страховые компании имеют возможность действовать в рамках коридора базовой ставки – 3432-4118 руб.
Что касается КАСКО, то каждая компания старается не разглашать данные о страховых полисах, во избежание оттока клиентов. Следовательно, чтобы сравнить цены на КАСКО или узнать точную стоимость ОСАГО вам необходимо ввести реальные данные про ваш автомобиль, ФИО, адрес электронной почты, часто, паспортные данные в онлайн-калькулятор каждой из страховых компаний и получить расчёт на почту.
Есть ещё другой вариант – прийти в офис компании, но, в этом случае вы потратите время не только на дорогу, но и на вежливое выслушивание потока всевозможных спецпредложений от менеджеров.
Также можно воспользоваться любым онлайн-калькулятором, не требующим персональных данных. В этом случае вы сможете узнать приблизительную стоимость КАСКО и точну стоимость ОСАГО перед покупкой автомобиля.
Возмещение ущерба потерпевшему, если виновник ДТП без страховки: судебная практика
При обращении пострадавшего в судебный орган для возмещения убытков по факту дорожно-транспортного происшествия, когда у виновника не оформлена страховка, судьи обычно принимают сторону заявителя. Но часто в ходе разбирательств сумма претензии меняется.
Ответчик (виновник ДТП без страховки) может ходатайствовать о проведении судебной экспертизы, которая оценит стоимость ремонта поврежденного авто. Вполне возможно, она будет меньше. Суд непременно примет этот акт как доказательство реальной суммы ущерба, как было обозначено в решении Соломбальского РС (г. Архангельск) 12.10.2017 по делу №2-680 12/2017. Тогда и решение будет вынесено о выплате компенсации в соответствующем размере.
Объем исковых требований сократится, если суд выяснит, что истец заявил слишком большую сумму ущерба. Тогда претензия будет квалифицирована как попытка необоснованного обогащения за счет виновника аварии. Пример – решение Советского РС (г. Астрахань) по делу № 2-1733/2017 от 05.06.2017.
Чем руководствуются судьи, оценивая ущерб пострадавших в ДТП? Вот эти нормативы:
- Постановление КС РФ № 6-П от 10.03.2017 «По делу о проверке конституционности ст. 15, п. 1 ст. 1064, ст. 1072 и ст. 1079 п. 1 Гражданского кодекса РФ в связи с жалобами гр. А. С. Аринушенко, Г. С. Бересневой и др.». Суд заключил, что факт необоснованного обогащения владельца поврежденного имущества не выявлен, несмотря на то, что после ремонта из-за замены деталей и узлов автомобиля на новые стоимость транспортного средства стала выше, чем была до аварии.
- Постановление Пленума ВС РФ № 25 от 23.06.2015 года «О применении судами некоторых положений раздела I ч. первой Гражданского кодекса Российской Федерации».
Как действовать, если страховка поддельная
В случае, если полис «автогражданки» у виновника столкновения поддельный, страховая компания причиненный им ущерб оплачивать не будет. Возмещать убыток придется нарушителю, который ездит с недействующим полисом.
За такое нарушение автомобилиста могут наказать:
- лишить прав,
- привлечь к административной, в редких случаях — уголовной ответственности,
- наложить штраф.
Иногда страховщики выплачивают возмещение пострадавшим автомобилистам, несмотря на то, что у виновника дорожно-транспортного происшествия поддельный полис. Однако после осуществления выплаты нарушителям предъявляется регресс: страховщик через суд требует вернуть потраченную сумму.
Чаще вопрос решается следующим образом:
- Пострадавший автовладелец обращается в РСА, пишет заявление, где просит проверить подлинность полиса.
- Далее составляется досудебная претензия.
- Когда виновный в причинении ущерба человек отказывается платить, надо обращаться в судебные органы. В исковую сумму включаются все сопутствующие расходы.
- Если РСА подтверждает, что страховой полис не является подлинным, надо написать заявление о мошенничестве в полицию, приложив письмо из РСА.
Виновник ДТП тоже не застрахован
И уж совсем неординарная ситуация, когда у обоих участников столкновения нет полиса. Это самый сложный вариант, решаемый только в суде. В подобном случае невиновной стороне нужно обратиться с иском в районный суд:
- если транспортному средству при аварии нанесли значительный ущерб;
- виновник отказывается возмещать нанесенный ущерб или не признает себя виноватой стороной.
Если повреждения имеют незначительный характер, то проще договориться мирно, чем решать разногласия посредством судебных тяжб. Если оба участника столкновения не имеют страховок, то действовать надо так:
- Вызываем госавтоинспектора.
- Проводим экспертизу независимого характера.
- Если виноватый согласен с результатами, то определяется размер возмещения.
- Если пострадавшему достаточно предлагаемой компенсации, то проблема легко решается посредством договоренностей.
Отсутствие полиса у обоих участников столкновения не считается категоричным препятствием для возмещения нанесенного ущерба.
Нужна ли независимая экспертиза ущерба автомобиля
Когда водитель автомобиля садится за руль, не застраховав свою ответственность, а потом попадает в аварию, то получает горький опыт, который должен научить его на будущее.
Обращение к независимому эксперту после ДТП – это тоже своего рода защита от недобросовестных страховщиков и работников автосервисов.
Сумму ущерба, полученного в результате аварии необходимо выяснять не только из заключений предъявленных страховщиком. Практически в 100% случаев, независимый эксперт дает оценку, которая резко и более выгодно отличается от той, что дала страховая компания.
Независимую экспертизу следует делать всегда. Это единственный шанс на справедливость. Не жалейте денег, они во многих случаях окупятся.
Действия при аварии без ОСАГО
Число аварий на российских дорогах стремительно растет. Сегодня страхование ТС является делом обязательным. Но не у всех водителей есть страховой полис. Как быть в ситуации, когда ОСАГО нет, а в ДТП не виноват:
- Нервозность недопустима, поэтому сохраняем полное спокойствие.
- Нужно остановить машину, включить аварийки и расставить аварийные знаки.
- Проверяем наличие пострадавших, если они есть, то следует срочно вызвать скорую.
- Теперь вызываем ГИБДД. Пока сотрудники Госавтоинспекции едут на место, рекомендуется снять на телефон видео с расположением автомобилей, сфотографировать номера авто и пр.
- Осмотритесь вокруг, найдите очевидцев и опросите их о том, что они видели. Запишите их телефоны. Лучше сделать это как можно быстрее, поскольку при отсутствии ОСАГО споры обычно решаются в судебном порядке.
Важно оставить автомобили на тех местах, где они остановились. Также следует проследить, чтобы никто не трогал фрагменты частей от автомобилей, разлетевшихся по автотрассе. Если сильных повреждений авто нет, то можно договориться друг с другом прямо на дороге. Если же возникли разногласия и ущерб значительный, то придется дожидаться сотрудников Госавтоинспекции.