Об условиях негосударственного пенсионного обеспечения

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Об условиях негосударственного пенсионного обеспечения». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Государственная пенсия российских граждан состоит из двух частей — страховой и накопительной. До 2014 года работодатели перечисляли в пенсионный фонд РФ (ПФР) 6% от заработка на формирование накопительной пенсии работников. Все, у кого есть накопленные до 2014 года средства на пенсионном счете, имеют возможность направить ее в негосударственной пенсионный фонд. НПФ инвестирует эти средства и, в случае получения инвестиционного дохода, у клиентов растут пенсионные накопления, которые впоследствии увеличат пенсию.

Граждане или предприятия могут самостоятельно делать взносы в НПФ, которые фонд также инвестирует, и в результате человек по выходе на пенсию будет получать не только государственную пенсию, но и дополнительную — добровольную негосударственную.

Получить накопительную часть пенсии из НПФ можно не только в виде самой пенсии, но и единовременной или срочной выплаты по достижении пенсионных оснований — возраста, стажа и так далее.

Специфика деятельности

Законодательное понятие НПФ предполагает, что фонд может заниматься исключительно управлением средств населения в рамках обязательного пенсионного страхования или негосударственного обеспечения будущих и действующих пенсионеров. Никакого другого вида экономической деятельности фондов законодатель не допускает.

Работа управляющих организаций заключается в привлечении средств со стороны работающих граждан и их дальнейшее инвестирование. Средства могут вкладываться в реализацию проектов, ценные бумаги и облигации, в некоторых случаях – размещаться на депозит.

Активы, полученные в результате такого инвестирования, расходуются на вознаграждение самой управляющей организации, а также на увеличение будущего пособия вкладчиков фонда.

История создания негосударственных пенсионных фондов

Зарождение системы добровольного пенсионного страхования в России приходится на 60-80 годы XIX века. К началу XX века в России успешно действовали более 200 эмеритальных, пенсионных и страховых касс. Их членами состояла большая часть государственных и военнослужащих.

Все крупные промышленные предприятия имели свои отдельные эмеритальные кассы или создавали объединенные. Расчеты страховых тарифов и актуарные расчеты пенсионных схем базировались на четкой земской и отраслевой статистике, рассчитывались таблицы смертности и инвалидности. Так в 1908 году в эмеритальной кассе инженеров путей сообщения были сделаны актуарные расчеты до 2062 года.

Следует отметить, что эмеритальные кассы являлись прототипами современных накопительных планов. Расходы кассы зависели как от объема текущих собранных и накопленных средств (фондов), так и от ряда институциональных обстоятельств: количества участников с достаточной для получения пенсии выслугой лет, распределения пенсионеров по должностям, чинам или окладам и т.п.

Эмеритальные кассы обеспечивали выплаты пособий и пенсий своим участникам, как правило, четырех видов:

— пенсии по выслуге лет;

— пенсии по инвалидности;

— вдовьи и сиротские пенсии;

-пособия по увольнению и/или сокращению штатов до выслуги установленного числа лет.

Срок выслуги лет устанавливался не менее 15 и выплаты пенсии назначались лишь при оставлении службы. В случае потери трудоспособности, назначались пенсии по инвалидности, если участник состоял в кассе не менее 5 лет.

Во многих кассах практиковались выдачи процентных и беспроцентных ссуд своим участникам и различные вспомоществования, как то: рождение ребенка, свадьба дочери, смерть членов семьи.

Страховые кассы, в отличие от эмеритальных, основывались только на страховых принципах. К уставам таких касс прилагались таблицы размеров выплат, которые рассчитывались по правилам теории страхования жизни с учетом условий назначения пенсий, таблиц смертности и инвалидности, норм роста капитала.

Советская система институтов социального обеспечения строилась, исходя из принципа, выдвинутого коммунистами в начале XX века – страхование без взносов. Необходимые финансовые средства черпались или исключительно из выплат, осуществляющихся предприятиями, или/и из государственного бюджета. В такой системе социальное страхование утратило основное качество – связь между личной ответственностью (в виде обязательной уплаты страховых взносов) и правом на получение пособий и пенсий.

В условиях отказа от экономико-правовых отношений, предусматривающих зарабатывание прав на социальное страхование с помощью уплаты фиксированных индивидуальных страховых взносов, населению отводилась роль получателя пособий по социальному обеспечению.

В постсоветской России создание негосударственных пенсионных фондов инициировал Указ Президента РФ от 16 сентября 1992 года №1077 «О негосударственных пенсионных фондах». Указом были установлены основные (рамочные) принципы создания и деятельности НПФ и определено, что частные фонды функционируют независимо от системы государственного пенсионного обеспечения, а выплаты осуществляют наряду с государственными пенсиями. В Указе было определено, что НПФ и их органы не вправе заниматься коммерческой деятельностью. Размещение активов фондов согласно Указу осуществляют специализированные компании по управлению активами НПФ, взаимоотношения которых с фондами строятся на основании договора об управлении активами НПФ. Указом предусматривалось создание Инспекции негосударственных пенсионных фондов при Министерстве социальной защиты населения Российской Федерации, на которую возлагались регистрация и лицензирование деятельности НПФ. Реализация данного Указа и деятельность первых НПФ явились фактически началом реформирования пенсионной системы Российской Федерации.

Дальнейшему развитию и упорядочению деятельности НПФ способствовало принятие 07 мая 1998 года Федерального закона №75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах». В законе был четко определен статус НПФ, как «особой организационно-правовой формы некоммерческой организации социального обеспечения, исключительным видом деятельности которой является негосударственное пенсионное обеспечение участников фонда».

Законом определялись порядок создания и реорганизации НПФ, основные функции НПФ.

К аккумуляции пенсионных взносов и выплате дополнительных пенсий, определенных в Указе, закон предписывал НПФ функции учета и инвестирования пенсионных резервов. Важной чертой закона явилось усиление законодателем гарантий выполнения фондами своих обязательств перед вкладчиками и участниками. Целый ряд положений закона определял и факторы повышения надежности и устойчивости пенсионных фондов.

К 2000 году сформировалась инфраструктура организаций, специализирующихся на работе с НПФ: управляющие компании, аудиторские фирмы, специализированные депозитарии, независимые актуарии, банки, фирмы, обеспечивающие разработку программного обеспечения.

За восемь лет существования реально сложился институт негосударственного пенсионного обеспечения, насчитывающий 256 НПФ, в которых на постоянной основе работало свыше трех тысяч специалистов.

По принципу организации работы с вкладчиками выделялись три группы фондов:

1. Фонды, в которых пенсионные взносы осуществляются преимущественно предприятиями и организациями-работодателями (закрытые или корпоративные (отраслевые));

2. Фонды, ориентированные на работу как с юридическими, так и с физическими лицами (смешанные НПФ);

Читайте также:  Размер детских по справке малоимущей в 2024 году в Пермском крае

3. Фонды, ориентированные на работу с жителями отдельной территории. Взносы в такие фонды осуществляются физическими лицами (открытые фонды).

Характерные представители НПФ первой группы: «ГАЗФОНД», «ЛУКОЙЛ-ГАРАНТ», «БЛАГОСОСТОЯНИЕ», «Сургутнефтегаз», «Электроэнергетики»; второй: — «Профессиональный независимый», «Сберегательного банка»; третьей: — «Муниципальный пенсионный фонд» (г. Москва), «Ханты-Мансийский» (ХМАО).

21 июня 2000 года в соответствии с решением конференции представителей НПФ была создана Национальная ассоциация негосударственных пенсионных фондов (НАПФ), представителями которой выступили крупнейшие НПФ России. Предметом деятельности НАПФ являлось объединение негосударственных пенсионных фондов для обеспечения благоприятных условий их деятельности, защита прав и законных интересов вкладчиков и участников, установление правил и стандартов деятельности.

Высокие результаты, достигнутые негосударственными пенсионными фондами, способствовали законодательному определению роли и места НПФ в реформировании пенсионной системы страны 2002 года. В соответствии с Федеральным законом от 15 декабря №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» негосударственные пенсионные фонды получили право формировать пенсионные накопления на финансирование накопительной части трудовой пенсии, а также осуществлять выплату указанной части трудовой пенсии застрахованным лицам, при условии, что эти лица выберут соответствующие НПФ в качестве страховщика.

Негосударственное пенсионное обеспечение является дополнительным по отношению к государственному и может осуществляться в форме дополнительных профессиональных пенсионных систем отдельных предприятий, отраслей экономики либо территорий, а также в форме личного пенсионного страхования граждан, осуществляющих накопление средств на дополнительное пенсионное обеспечение.

Дополнительная профессиональная пенсионная система должна отвечать следующим требованиям:

1) обеспечивать выплату пенсий, а не единовременных сумм, и согласовываться с государственной пенсионной системой в отношении видов пенсий и условий их назначения;

2) иметь как установленные выплаты, так и установленные взносы, являться солидарной либо накопительной или использовать одновременно оба эти принципа;

3) финансироваться как за счет взносов работодателя, так с участием работников;

4) иметь финансовое покрытие в форме накопленных активов и будущих поступлений взносов — актуарный баланс.

Самой распространенной в Российской Федерации формой негосударственного пенсионного обеспечения на данный момент является негосударственный пенсионный фонд (НПФ).

Для обеспечения надежности негосударственных пенсионных фондов законодательством определен ряд требований к их деятельности:

Особый статус НПФ

НПФ — некоммерческая организация социального обеспечения. Деятельность фонда подлежит обязательному лицензированию уполномоченным федеральным органом. Фонд несет ответственность по обязательствам всем принадлежащим ему имуществом.

Структура имущества НПФ

Имущество НПФ подразделяется на имущество для обеспечения уставной деятельности, а также пенсионные резервы и пенсионные накопления.

Пенсионные резервы фонда формируются исключительно для исполнения обязательств по негосударственному пенсионному обеспечению. Пенсионные накопления фонд формирует для обеспечения своей платежеспособности по обязательствам перед застрахованными лицами.

На средства пенсионных резервов и пенсионных накоплений не может быть обращено взыскание по долгам фонда, вкладчиков, страхователей,

управляющей компании, специализированного депозитария и иных третьих лиц. В целях обеспечения защиты прав вкладчиков и участников законодательством установлен минимальный размер имущества, предназначенного для обеспечения уставной деятельности и минимальный размер совокупного вклада учредителей (30 миллионов рублей).

Меры по обеспечению открытости и прозрачности НПФ

Фонд не реже, чем 1 раз в год информирует вкладчиков и участников о состоянии их пенсионных счетов и публикует отчет о своей деятельности в периодической печати. Информация, относящаяся к конфиденциальным сведениям Фонда, четко определена.

Специальные меры по обеспечению сохранности пенсионных резервов и пенсионных накоплений

Фонд осуществляет раздельный учет имущества, предназначенного для обеспечения уставной деятельности Фонда, имущества, составляющего пенсионные резервы, и имущества, составляющего средства пенсионных накоплений. Обеспечена прозрачность процесса размещение средств пенсионных резервов и пенсионных накоплений для органов государственного, вневедомственного надзора и контроля, специализированного депозитария. Обеспечено профессиональное управление инвестиционным процессом. Законодательством установлены принципы распределения дохода, полученного от размещения средств пенсионных резервов и пенсионных накоплений: не более 15% дохода направляется на формирование имущества, предназначенного для обеспечения уставной деятельности НПФ.

Страхование рисков

Для обеспечения устойчивости исполнения НПФ обязательств по выплате негосударственных пенсий формируется страховой резерв фонда, нормативный размер которого определяется уполномоченным Федеральным органом.

Функции НПФ:

* разрабатывает условия негосударственного пенсионного обеспечения участников;

* заключает пенсионные договоры;

* аккумулирует пенсионные взносы;

* ведет пенсионные счета, информирует вкладчиков и участников о их состоянии;

* заключает договоры с управляющим фонда;

* формирует и размещает самостоятельно или через управляющего собственные средства, включая пенсионные резервы;

* ведет бухгалтерский учет и осуществляет актуарные расчеты;

* производит выплаты негосударственных пенсий;

* осуществляет контроль за своевременным и полным поступлением средств в фонд и исполнением своих обязательств перед участниками;

* предоставляет информацию о своей деятельности.

Вкладчики НПФ имеют право:

1) требовать от фонда исполнения обязательств фонда по пенсионному договору в полном объеме;

2) представлять перед фондом свои интересы и интересы своих участников, обжаловать действия фонда;

3) требовать от фонда перевода выкупных сумм в другой фонд в соответствии с правилами фонда и пенсионным договором.

Вкладчики НПФ вносят взносы только денежными средствами в порядке и размерах, которые предусмотрены правилами фонда и пенсионным договором.

НПФ обязан:

1) осуществлять учет своих обязательств перед вкладчиками и участниками в форме ведения пенсионных счетов и учет пенсионных резервов, предоставлять вкладчикам и участникам информацию о состоянии солидарных или именных пенсионных счетов;

2) выплачивать участникам негосударственные пенсии в соответствии с условиями пенсионных договоров;

3) переводить по поручению вкладчика или участника выкупную сумму в другой фонд в соответствии с условиями пенсионного договора;

4) не принимать в одностороннем порядке решения, нарушающие права вкладчиков или участников.

НПФ осуществляет размещение пенсионных резервов через управляющего, который обеспечивает возврат переданных ему фондом пенсионных резервов по договорам доверительного управления и другим договорам в соответствии с законодательством, кроме случаев размещения пенсионных резервов в государственные ценные бумаги, ценные бумаги субъектов РФ, банковские депозиты и др.

В целях соблюдения требований законодательства сформирована система внутреннего, государственного и вневедомственного контроля.

Система внутреннего контроля

Совет Фонда

Высший орган управления НПФ. Устанавливает принципы и порядок деятельности НПФ, утверждает внутренние нормативные документы, бюджет.

Попечительский совет

Осуществляет контроль за соблюдением интересов и прав вкладчиков и участников НПФ. В Попечительский совет включаются представители вкладчиков и участников.

Ревизионная комиссия

Осуществляет ревизию финансовой деятельности НПФ, проверяет учет поступления пенсионных взносов, использования полученных средств и правильности выплат негосударственных пенсий.

Система вневедомственного контроля

Специализированный депозитарий

Осуществляет ежедневный контроль за составом и структурой пенсионных резервов НПФ.

Независимый аудитор

Осуществляет аудиторскую проверку финансово-хозяйственной деятельности НПФ.

Независимый актуарий

Проводит актуарное оценивание деятельности НПФ по негосударственному пенсионному обеспечению.

Негосударственные пенсионные фонды

В России в настоящее время существует государственный пенсионный фонд (ПФРФ) и негосударственные пенсионные фонды (НПФ).

Читайте также:  Программы господдержки для вашего бизнеса

Пенсионный фонд Российской Федерации — это государственный внебюджетный целевой фонд, формируемый за счет взносов предприятий, предпринимателей и организаций, который по умолчанию, в том числе, формирует накопительную часть пенсий российских граждан.

Негосударственный пенсионный фонд (НПФ) — это организация, исключительной деятельностью которой является негосударственное пенсионное обеспечение, в том числе досрочное негосударственное пенсионное обеспечение, и обязательное пенсионное страхование. Эта деятельность осуществляется Фондом на основании лицензии на деятельность по пенсионному обеспечению и пенсионному страхованию.

Негосударственные пенсионные фонды, осуществляющие эффективное инвестирование пенсионных накоплений и резервов, позволяют гражданам по достижении пенсионного возраста значительно увеличить размер собственной пенсии Романова Е.В. Право социального обеспечения [Текст]:// Е.В. Романова // М.: Питер — 2011 г. -с. 45..

В рамках деятельности негосударственных пенсионных фондов негосударственные пенсионные фонды формируют пенсионные резервы. Согласно действующему законодательству, частные пенсионные фонды могут размещать свои пенсионные резервы самостоятельно или через управляющие компании. НПФ имеют право самостоятельно размещать средства в государственные и муниципальные ценные бумаги, ценные бумаги субъектов РФ, банковские вклады или недвижимость.

Отношения между НПФ и управляющими компаниями строятся на основе договоров доверительного управления и иных договоров, в зависимости от схемы деятельности НПФ на финансовом рынке. Управляющие компании обязаны иметь лицензию на все виды деятельности, по которым они осуществляют операции с пенсионными фондами.
Виды негосударственных пенсионных фондов

Негосударственные пенсионные фонды

Существует три типа негосударственных пенсионных фондов: корпоративные, профессиональные и открытые.

Корпоративный фонд учреждается одним или несколькими юридическими лицами — работодателями, к которым могут присоединиться другие работодатели — плательщики взносов.

Работодатель-плательщик не является учредителем профессионального пенсионного фонда, но пользуется многими правами и обязанностями в отношении заботы о своих сотрудниках в таком НПФ. Этот работодатель должен заключить договор об участии с советом корпоративного пенсионного фонда.

Участниками корпоративного НПФ могут быть только физические лица, состоящие в трудовых отношениях с работодателем-учредителем и работодателем-плательщиком данного фонда () Галанов В.П. Организация органов социального обеспечения в Российской Федерации. — М.: Кнорус, 2009. — 160с..

Профессиональный фонд может быть создан объединением юридических лиц — работодателей, объединениями физических лиц, в том числе профсоюзами (объединениями профсоюзов), или физическими лицами, связанными с характером их профессиональной деятельности.

Участниками такого фонда могут быть только физические лица, связанные по роду своей деятельности (профессии), как это определено в уставе НПФ.

Открытый фонд учреждается одним или несколькими юридическими лицами и доступен для всех юридических и физических лиц в качестве вкладчиков.

НПФ и Пенсионный фонд: отличия

Ежемесячно 22% от зарплаты работника работодатель перечисляет в пенсионный фонд, из них страховая часть составляет 16% отчислений, а накопительная – 6%. Страховая часть отражается в виде страховых прав (баллов) и фактически используется для выплаты пенсий пенсионерам. Накопительная часть – это реальные сбережения человека, которые пенсионный фонд вправе инвестировать, а позднее вместе с полученным доходом вернуть на счет физического лица. Решение о направлении накопительной части пенсии в какую — либо организацию (в государственный ПФ или НПФ) принимается каждым работающим гражданином РФ самостоятельно, по своей воле. Принуждение к выбору пенсионного фонда по требованию работодателя или иных лиц незаконно.

Перевод пенсионных накоплений из Государственного пенсионного фонда в НПФ позволяет получить большую пенсию, так как госфонд инвестирует сбережения участников только в ценные бумаги, что не приносит большой прибыли. Его клиентам необходимо определить управляющую компанию, после чего – инвестиционный портфель, который она готова предложить.

При переходе в НПФ определяться с управляющими компаниями нет необходимости – фонд самостоятельно делает свой выбор, при этом может быть определено сразу несколько частных управляющих компаний.

Крупные НПФ готовы предложить различные варианты пенсионных программ, что дает возможность участнику фонда выбрать подходящие для него сроки накопления, периодичность пополнения и получения выплат (пенсионные программы страхования описаны в Правилах каждой НПФ). Важно отметить, что инвестиции не могут составлять более 50% от имеющихся резервов фонда, а при инвестициях с высоким риском – не более 10% капитала.

Как перейти из одного НПФ в другой, сроки, необходимые документы

Если доходность выбранного НПФ перестала удовлетворять или его деятельность вызывает сомнения, можно перевести свои пенсионные отчисления в другой пенсионный фонд. Процедура смены организации по обязательному государственному пенсионному страхованию регламентирована законодательством РФ.

Для смены пенсионного фонда нужно написать заявление в пенсионный фонд, где на данный момент размещены накопления. Рекомендуется менять свой НПФ не чаще, чем один раз в пять лет с целью сохранения инвестиционного дохода. Если обстоятельства не позволяют ждать, можно оформить заявление на досрочный переход – в такой ситуации пенсионные накопления будут переданы на следующий год с удержанием части инвестиционной прибыли.

При смене НПФ необходимо изучить деятельность выбранной организации:

  • Узнать опыт НПФ на рынке,
  • Выяснить репутацию компании,
  • Изучить значения доходности от инвестирования пенсионных взносов.

Вышеуказанную информацию можно также получить на странице Банка России. Переводить деньги в фонды, не имеющие рейтинга, нецелесообразно и рискованно.

Размещение пенсионных накоплений в одном из крупнейших пенсионных фондов позволяет быть уверенным в сохранности своих сбережений благодаря стабильной работе и надежности выбранного учреждения, а грамотная инвестиционная политика фонда позволяет приумножить сбережения и уберечь их от обесценивания.

Отвечая на вопрос: что такое нпф, нужно сказать, что каждый фонд, находящийся на территории России, имеет строго определенную структуру. Его верховным отделом руководства является совет. Он состоит из всех создателей и директоров фонда.

Помимо этого обязательно работу компании контролирует попечительский совет, в который входят официальные делегаты вкладчиков. Именно они безвозмездно занимаются защитой интересов будущих пенсионеров.

По истечению каждого года деятельности, НПФ обязан предоставить всю имеющуюся отчётность на проверку независимым экспертам. После чего она публикуются на официальном сайте организации вместе с решением экспертов.

Обратите внимание, что помимо всех выше перечисленных проверок, все НПФ обязаны постоянно проходить актуарную оценку, которая определяет жизнеспособность организации и возможность выполнения ею возложенных на нее обязательств по пенсионному страхованию и формированию будущей пенсии граждан.

Благодаря этому, можно сказать, что НПФ ‒ это организации, которые в состояние полноценно вести свою деятельность и предоставлять вкладчикам качественный спектр услуг.

Работа любого негосударственного пенсионного фонда, действующего на территории Российской Федерации, основана на следующих принципах:

  1. Исходя из того, что данная организация является некоммерческой, исключается возможность получать финансовую выгоду для учредителей данного фонда.
  2. Денежные средства, имеющиеся в распоряжении фонда, будут безопасно инвестированы. Кроме того, такие организации не могут осуществлять кредитование сторонних организаций. НПФ имеют право на инвестирование в облигации и другие ценные бумаги на фондовом рынке.
  3. Денежные средства фонда, относящиеся к пенсионным сбережениям, не имеют право конфисковать никакие третьи лица, в том числе государство. Это является гарантом сбережения пенсионных накоплений вкладчиков в любых форс-мажорных ситуациях.
Читайте также:  Капитал семья в Ульяновске в 2024 году условиях

Законодательство РФ и устав фондов формируют управленческую структуру НПФ. Руководящим органом, отвечающим за управление, является его совет. В его состав входят лица, представляющие учредителей фонда и его совет директоров. В некоторых организациях к управлению деятельностью фонда также допущены представители вкладчиков.

Кроме этого, создается попечительский совет, отвечающий за защиту интересов всех вкладчиков фонда и осуществляющий контроль деятельности организации. Состав совета состоит из представителей вкладчиков, которые уполномочены принимать решения при определении стратегии развития и деятельности фонда.

Что такое рейтинг НПФ?

НПФ имеют собственные рейтинги и оцениваются российскими рейтинговыми агентствами, как и банки. Такой рейтинг является обоснованной и методически изложенной оценкой надежности пенсионного фонда. По оценке можно судить о возможности НПФ своевременно и полностью исполнять обязательства перед вкладчиками.

В России существуют 2 аккредитованных Центробанком рейтинговых агентства:

  1. АКРА
  2. Эксперт РА

На основании финансовой отчетности и других данных они могут присвоить НПФ соответствующий рейтинг. Существует несколько категорий и подкатегорий рейтингов. Рассмотрим основные из них в таблице.

Категория рейтинга Подкатегория рейтинга Описание
ААА ruAAA Максимальный уровень финансовой надежности
АА ruAA+ Высокий уровень надежности
ruAA
ruAA-
А ruA+ Умеренно высокий уровень надежности
ruA
ruA-
ВВВ ruBBB+ Умеренный уровень финансовой надежности
ruBBB
ruBBB-
ВВ ruBB+ Умеренно низкий уровень финансовой надежности
ruBB
ruBB-
В ruB+ Низкий уровень
ruB
ruB-
ССС ruCCC Очень низкий уровень надежности
СС ruCC Очень низкий уровень с повышенной вероятностью невыполнения обязательств в ближайшей перспективе
С ruC Очень низкий уровень с очень высокой вероятностью невыполнения обязательств в ближайшей перспективе
RD ruRD Объект рейтингования находится под надзором ЦБ
D ruD Объект рейтингования находится в состоянии дефолта

Выбрать подходящий вариант среди многочисленного количества НПФ поможет ряд критериев:

  • Возраст фонда. Статистика показывает, что чем старше Фонд, тем он надежнее.
  • Организация-учредитель. Если создателем Фонда выступает крупная и надежная организация, то к нему будет больше доверия. Например, НПФ Сбербанка занимает лидирующее место по количеству вкладчиков, потому что люди доверяют его учредителю.
  • Уровень доходности фонда. Это можно проследить на официальном сайте НПФ или на сайте ЦБ РФ в официальных документах.
  • Рейтинг от рейтинговых агентств и текущий прогноз. Чем выше рейтинг и лучше прогноз, тем надежнее будет НПФ.
  • Сервис и обслуживание. Если у организации удобный личный кабинет, бесплатная горячая линия по России, понятный сайт, то клиенту будет гораздо проще.

Как работают организации

Деятельность НПФ представляет собой ответственность за накопления участника, что отражается на его индивидуальном счёте. Оборот полученных и приумноженных фондом средств регулируется системой ОПС (обязательное пенсионное страхование).

При достижении гражданином возраста 56,5 (Ж) / 61,5 (М) лет (на 2021 год) негосударственная компания назначает, а вместе с тем выплачивает ему пенсию. Размер последней зависит от доходности фонда.

Посредством НПФ также можно формировать дополнительную пенсию. Если участника устраивает результат деятельности фонда, то он может заключить ещё один договор для накопления средств. Подобные отношения относятся к НПО – негосударственному пенсионному обеспечению. В этом случае гражданин самостоятельно выделяет средства под управление фонду.

Для формирования дополнительной пенсии совсем не обязательно заключать договор с НПФ в котором находятся основные накопления. Гражданин может выбрать любой фонд, где в полной мере реализована система НПО.

У ОПС и НПО есть свои плюсы и минусы, которые следует учитывать при заключении договора с тем или иным фондом. В первую очередь – это доходность.

В случае с ОПС организация имеет право инвестировать средства только в проверенные и надёжные финансовые инструменты. Тогда как при НПО допускаются риски, что чревато как более высокими доходами, так и уходом в минус. Такие вложения не застрахованы государством.

В ЕНПФ объяснили, что такое добровольные пенсионные взносы и кто может снять их досрочно

Как пояснили в фонде, добровольные пенсионные взносы (ДПВ) — это деньги, которые вносятся вкладчиками по своей инициативе в ЕНПФ.

Их могут вносить как физические лица в свою пользу, так и физические и юридические лица в пользу третьего лица.

«При этом размер и периодичность уплаты ДПВ устанавливаются физическим или юридическим лицом самостоятельно», — уточнили в ЕНПФ.

Одним из преимуществ является то, что при уплате ДПВ физическим лицом в свою пользу за счет своего дохода налоговым законодательством предусмотрен налоговый вычет на сумму уплаченных ДПВ.

«Кроме того, с 1 января 2021 года ДПВ, уплачиваемые налоговым агентом (работодателем) за счет собственных средств в пользу работника, относятся на вычет при исчислении корпоративного подоходного налога. В то же время суммы уплаченных работодателем ДПВ в пользу работника не учитываются при налогообложении дохода работника», — сообщили в фонде.

С 1 мая текущего года основанием для открытия индивидуального пенсионного счета для учета ДПВ является в том числе поступивший в ЕНПФ первый добровольный пенсионный взнос.

«Таким образом, вкладчику (получателю) нет необходимости посещать офис фонда, идентификация физического лица, в пользу которого производятся ДПВ, будет осуществляться по персональным данным (ФИО, ИИН, дате рождения), указанным в электронном формате платежного поручения при перечислении ДПВ, а все необходимые сведения — о реквизитах действующего документа, удостоверяющего личность физического лица, о месте постоянного проживания и другие — будут получены ЕНПФ из соответствующих информационных систем государственных органов», — пояснили в ЕНПФ.

Согласно пункту 1 статьи 33 Закона Республики Казахстан «О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан», право на пенсионные выплаты из ЕНПФ за счет ДПВ возникает у следующих лиц, имеющих пенсионные накопления:

  • достигшие 50-летнего возраста;
  • инвалиды;
  • выезжающие или выехавшие на постоянное место жительства за пределы Республики Казахстан иностранцы и лица без гражданства, представившие документы, определенные законодательством Республики Казахстан, подтверждающие намерение или факт выезда;
  • имеющие пенсионные накопления в пределах сумм добровольных пенсионных взносов и начисленного на них инвестиционного дохода, находящиеся в едином накопительном пенсионном фонде и (или) добровольном накопительном пенсионном фонде не менее пяти лет.

Действие указанной статьи вступило в силу с 1 мая 2021 года.


Похожие записи:


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *