Малый бизнес: сущность и современные проблемы развития
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Малый бизнес: сущность и современные проблемы развития». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Предпринимательством считается любая самостоятельная систематическая коммерческая активность. Это значит, что она изначально направлена на получение прибыли за продажу своих товаров, услуг, предоставление имущества в пользование и так далее. Независимо от того, как ведется работа, она должна быть зарегистрирована в установленном законом порядке.
Что это такое — малый бизнес: определение и черты
Вопреки распространенному мнению, к небольшому предпринимательству относятся не только ИП, но и маленькие компании, в штате которых находится около 50 человек. Главными особенностями такой формы можно назвать:
-
Небольшую территорию. Речь здесь идет не только о площади, занимаемой офисом фирмы, но и областью обслуживания клиентов.
-
Ограниченный список деятельности. Работать по такому принципу могут магазины, туристические агентства, небольшие производства, стоматологические или другие маленькие клиники, частные учебные заведения, специализирующиеся на курсах.
-
Минимальный набор проверок. Контролирующие органы предоставляют маленьким компаниям надзорные каникулы, а когда они заканчиваются — срок проведения проверяющих мероприятий не превышает 50-ти часов в год.
Сущность, концепция и функции малого бизнеса в экономике государства
Малый бизнес в Америке, по определению Министерства торговли США, — это производственный бизнес, в котором занято не более 100 рабочих и служащих и оптовые продажи которого не превышают 200 тысяч долларов в год. Если это не производственный бизнес, а торговля или другое, то годовой оборот не должен превышать 50 тысяч долларов.
Несмотря на то, что «лицо» любого развитого государства формируется крупными предприятиями и корпорациями, а наличие мощной экономической силы — большого капитала — во многом определяет уровень научно-технического и производственного потенциала, истинной основой жизни в странах с рыночной экономикой является малый бизнес как наиболее массовая, динамичная и гибкая форма деловой жизни.
Сектор малого бизнеса наиболее динамично осваивает новые виды продукции и рыночные «ниши», помогает приблизить производство товаров и услуг к потребителю, развивается в отраслях, непривлекательных для крупных предприятий. Важными особенностями малого бизнеса являются широкое использование небольших локальных источников сырья, способность ускорить развитие инвестиций и высокая оборачиваемость оборотных средств. Еще одной характерной чертой данного сектора является активная инновационная деятельность, способствующая ускорению развития различных секторов экономики. Малый бизнес создает конкурентную среду, предоставляет альтернативу на рынке труда и создает миллионы новых рабочих мест.
Присущая ей гибкость и высокая адаптивность к меняющейся рыночной конъюнктуре способствуют стабилизации макроэкономических процессов в стране и достижению оптимальной экономической структуры. Деловое предпринимательство
Таким образом, малый бизнес — это отрасль, которая во многом определяет темпы экономического роста, уровень занятости населения, структуру и качество валового национального продукта государства.
Анализ имеющихся публикаций показывает, что как в развитых рыночных экономиках, так и в постсоциалистических экономических комплексах реализуются определенные меры по содействию саморазвитию малого бизнеса, помощи ему в выходе на рынок, поиске источников финансирования, партнеров, цепочек поставок, снижении системных рисков и др.
В целом, в странах с развитой рыночной экономикой государство уделяет особое внимание поддержке малого бизнеса. Как показывает анализ США, Великобритании, Германии, Японии, а также постсоциалистических стран (Венгрии, Польши), — везде реализуются определенные меры по содействию саморазвитию малого бизнеса, помощи в выходе на рынок, поиску источников финансирования, партнеров, цепочек поставок, снижению системных рисков и др. Все это выражается в особой значимости малого и среднего бизнеса в экономике государства.
Малый бизнес играет достаточно большую роль в экономике любой страны. Она является неотъемлемой частью социально-экономической системы страны, обеспечивает стабильность рыночных отношений, привлекает большинство граждан в эту систему отношений, открывая собственный бизнес, обеспечивает высокую эффективность производства за счет глубокой специализации и кооперации производства, что положительно сказывается на экономическом росте национальной экономики.
Малый бизнес присутствует во всех сферах и секторах экономики. Сегодня, по сравнению с другими секторами экономики, преимущества малого бизнеса гораздо более выражены, чем недостатки. В этом и заключается особенность малого бизнеса — просыпаться в период общего экономического спада и решать многие экономические и социальные проблемы. Функционирование малого бизнеса показывает хорошую адаптацию к внешним условиям, укрепление рыночных отношений через его развитие. Благодаря гибкости и быстроте принятия решений малым предприятиям легче контролировать производственный процесс и быстро реорганизовываться в ответ на изменения рыночного спроса. По сравнению с крупными предприятиями, они характеризуются высокой оперативностью производства, высокой отзывчивостью на потребности клиентов, способностью быстро внедрять новые техники и технологии, более эффективно использовать производственные мощности. Развитие малого бизнеса приводит к насыщению рынка товарами и услугами, более эффективному использованию местных сырьевых ресурсов. Он является надежным источником доходов бюджета, доля просроченной задолженности субъектов малого бизнеса перед местным и федеральным бюджетами ниже, чем у других предприятий.
В настоящее время крупные предприятия больше заинтересованы в создании малых предприятий. Они заключают контракты с малыми предприятиями на осуществление определенных видов продукции, налаживают тесные связи с рынком, проводят различные научно-исследовательские работы.
В системах управления малыми организациями все элементы должны соответствовать современным требованиям эффективности, гибкости и простоты. Они должны выполнять задачу по обеспечению выживания этого бизнеса в среде с высокой конкуренцией.
Организационная структура должна предусматривать системы механизмов, связанных между собой и ведущих к обозначенной цели. Этому способствует эффективное использование ресурсов.
При создании предприятия малого бизнеса, учредителям необходимо понимать его структуру и схематичное распределение полномочий между руководящим составом. Чем эта структура более понятна, тем более эффективным будет функционирование отдельных звеньев и элементов.
На стадии разработки организационной структуры, полезно будет продумать следующие основополагающие факторы:
- Ключевые подразделения компании;
- Их взаимодействие между собой;
- Количественные и качественный состав каждого звена;
- Уровни подчинения элементов между собой.
Когда инвесторы изучают эти вопросы, целесообразным будет графическое представление данных, подвергаемых анализу – различные схемы, таблицы. Организовать малый бизнес будет настолько проще и эффективнее, насколько более логичны для производственного процесса окажутся связи между отдельными блоками, звеньями, элементами.
Для достижения подобного эффекта, от представителей руководства может потребоваться уникальный взгляд и оригинальность мышления. И желательно все это обосновывать наглядными современными примерами.
Малый бизнес (далее — МБ), или малое предпринимательство, представляет самый многочисленный слой мелких собственников, которые в силу своей массовости в значительной мере определяют социально-экономический и отчасти политический уровень развития страны.
Формирование и развитие рыночных отношений предполагает свободное и равноправное сосуществование и развитие различных форм собственности и различных секторов внутри каждой формы собственности. Рассматривая частный сектор экономики, можно говорить о трех группах предприятий, которые, по общепринятой терминологии, определяются как крупные, средние и малые предприятия в зависимости от их размеров. Собственников этих предприятий объединяет единый корпоративный интерес — сохранение, развитие и защита частной собственности, которым обусловлены общие черты в поведении во всех отношениях, связанных с собственностью. Вместе с тем предпринимательство в целом весьма неоднородно, каждая из этих групп имеет свои внутренние интересы, определяющие стратегию их экономического поведения, отношение к государству и проводимой им политике, к социально-экономическим, политическим и национальным проблемам.
Крупный бизнес в основном определяет экономическую и техническую мощь страны, так как именно крупные фирмы располагают большими материальными, финансовыми, трудовыми ресурсами, квалифицированными кадрами. Крупное производство в большей степени ориентируется на массовый, относительно однородный спрос, выпуск больших партий стандартной продукции. Данное производство эффективно за счет экономии на объеме выпуска (масштабах производства), в противном случае крупная компания по возможности не берется за выпуск неприбыльных товаров, что может вызвать глубокие пропорции.
Средние фирмы характеризуются меньшими объемами выпуска, но осуществляют свою деятельность только там, где сформировались особые и при этом достаточно долговременные потребности. Специализированная средняя фирма должна накопить познания в узкой области и идет на связанные с этим затраты, лишь будучи уверенной в том, что ее бизнес будет иметь перспективу. Средний бизнес в большей мере зависит в своей деятельности от внутренней экономической конъюнктуры и вынужден вести конкурентную борьбу внутри своей группы, а также с крупным отечественным и иностранным капиталом. Это и определяет заинтересованность среднего предпринимательства в защите на внутреннем рынке путем проведения протекционистской государственной экономической политики и формирования определенных правил рыночных отношений, что предопределяет более тесную связь среднего предпринимательства с национальными интересами.
Сектор МБ образует самую разветвленную сеть предприятий, действующих в основном на местных рынках и непосредственно связанных с массовым потребителем товаров и услуг. В совокупности с небольшими размерами малых предприятий, их технологической, производственной и управленческой гибкостью это позволяет чутко и своевременно реагировать на изменяющуюся конъюнктуру рынка.
Как уже было отмечено, в мировой практике не выработано единых критериев и показателей для определения размеров предприятия (фирмы). Во-первых, они существенно разнятся по странам и отраслям экономики. Во-вторых, при всех различиях общим является использование не только количественных, но и качественных критериев определения МБ. К числу первых наиболее часто относят среднесписочную численность работающих, годовой объем (объем продаж) и балансовую стоимость активов. Среди качественных показателей используются следующие: незначительная доля рынка компании в сфере ее деятельности; ее независимость; управление фирмой ее владельцами. В-третьих, следует признать невозможность и нецелесообразность единого определения МБ не только в силу существенных различий объективных условий развития экономики отдельных стран и отраслей, но в силу того, что подходы к такому определению различаются в зависимости от целей. Конкретные данные по отдельным странам и их сопоставление приведены в приложении 1.
В России ключевым является определение малых предприятий, которое дается в Федеральном законе от 14 июня 1995 г. № 88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации».
Опыт подавляющего большинства зарубежных стран показывает, что государственная политика в отношении МБ является важным самостоятельным системным направлением социально-экономической политики в целом в соответствии с основными национальными интересами. Она строится на принципе создания наибольшего благоприятствования развитию сектора МБ, особенно в тех направлениях деятельности, которые дают максимальный социально-экономический эффект в стране или регионе либо в совокупности стран (например, в Европейском Союзе).
Концепция поддержки малого и среднего предпринимательства включает в себя понимание национальных и общеевропейских интересов сообщества, на основании которых определены цели и важнейшие принципы политики в отношении малого и среднего предпринимательства, а также основные механизмы и организационные структуры по реализации этой политики на межгосударственном, государственном и региональных уровнях. Для различных стран ЕС существуют значительные различия в целях и принципах поддержки малого и среднего предпринимательства. При этом одни страны считают, что для развития предпринимательства нужно улучшать экономическую среду путем дерегулирования и либерализации деятельности малого и среднего предпринимательства, расширения приватизации, реформирования налоговой системы и законодательства о конкуренции.
Другие страны придерживаются того мнения, что разработка целевых программ и более совершенные схемы финансирования наряду с прогрессивными мерами поддержки МСП путем непосредственных субсидий, дотационных займов или налоговых льгот позволят ускорить экономическое развитие, увеличить занятость и обеспечить конкурентоспособность.
Исследование организационных структур и механизмов поддержки МБ в других странах позволяет выявить общие черты, которые имеются в каждой из них, несмотря на те или иные национальные особенности. Они могут быть использованы при формировании системы поддержки и развития сектора МБ в России. К их числу относятся:
- наличие специальных правовых актов, определяющих цели государственной политики и регулирующих весь комплекс вопросов поддержки предпринимательской деятельности, включая установление задач и функций органов управления и механизмов их реализации;
- разработка и реализация системы государственных программ финансового, технологического, информационного, кадрового содействия МБ;
- сочетание прямых и косвенных мер поддержки МБ;
- выделение ассигнований на реализацию программ поддержки МБ из бюджетов различных уровней; использование стимулирующих налоговых инструментов; создание специализированных финансовых, кредитных, страховых и инвестиционных институтов; применение разнообразных форм и методов финансирования;
- наличие развитой системы специализированных правительственных учреждений и организаций с государственным или смешанным капиталом, обеспечивающих скоординированное выполнение всего комплекса задач в области поддержки предпринимательства (Администрация малого бизнеса США, подчиненная непосредственно президенту; Агентство малых и средних предприятий в правительстве Японии; государственные корпорации финансирования малого бизнеса в Японии, Южной Корее, ЮАР и Чехии; специализированные кредитные учреждения с государственным капиталом в Германии; министерства среднего класса в Бельгии и Люксембурге и т. п.);
- рациональное распределение функций между центральными, региональными и местными органами государственной власти с делегированием широких полномочий на уровень административно-территориальных единиц и муниципалитетов при сохранении за центральными органами общих координационных функций;
- взаимодействие органов государственной власти различных уровней с союзами и объединениями, выражающими интересы предпринимателей, с целью обеспечения учета их позиций при принятии решений.
Что даёт статус субъекта малого бизнеса
Как мы уже говорили, государство создаёт для микро- и малого бизнеса особые льготные условия предпринимательской деятельности, преследуя следующие финансовые и социальные цели:
- обеспечить выход из тени и самозанятость лиц, оказывающих услуги населению, занятых мелким производством, работающим по типу фриланса;
- создать новые рабочие места и снизить за счет роста благосостояния населения социальную напряжённость в обществе;
- уменьшить расходы из бюджета на пособия по безработице, медицинскому страхованию и пенсионному обеспечению официально неустроенных лиц;
- развить новые виды деятельности, особенно в сфере инновационных производств, не требующих значительных затрат.
Проще всего этих целей можно добиться, сделав процедуру госрегистрации простой и быстрой, снизив административное давление на бизнес, уменьшив налоговую нагрузку. Кроме того, на деятельности начинающих предпринимателей хорошо сказывается целевое финансирование в виде безвозвратных субсидий.
Преимущества крупного бизнеса
- Масштабы производства в крупном бизнесе внушительны. Фирмам-гигантам удается удерживать этот показатель на высоком уровне за счет снижения издержек на единицу продукции. Для этого устаревшее оборудование незамедлительно меняют или перераспределяют ресурсы производства, что позволяет получать больше прибыли.
- Выгодность капиталовложений.
- Крупный бизнес обладает высокой конкурентоспособностью и мобильностью.
- Предприятия крупного бизнеса имеют представительства и филиалы в разных городах, штат сотрудников фирмы-гиганта исчисляется тысячами, что повышает престиж компании.
- Благодаря стабильно высокому доходу владельцы этой формы бизнеса могут себе позволить рекламировать свою продукцию на популярных телеканалах.
- Крупный бизнес способен оказывать существенное влияние на экономическое состояние не только одного региона, но и всей страны в целом благодаря своей высокой эффективности.
- В России крупные предприятия являются основными налогоплательщиками, и именно они обеспечивают стабильность экономической системы.
- Именно через крупный бизнес осуществляется внедрение новых технологий производства.
Сторонние проверки малых предприятий
Активно развивающиеся малые предприятия могут периодически попадать в поле зрения контролирующих и правоохранительных органов, в чьи обязанности входит выявление «серых» схем предпринимательской деятельности и фактов сокрытия доходов в целях занижения сумм налогов, подлежащих уплате в бюджет.
В таких случаях востребован профессиональный анализ финансово-хозяйственной деятельности малого предприятия, проводимый контрольно-ревизионными подразделениями Министерства финансов или иных контролирующих органов.
Есть правила, по которым осуществляются соответствующие проверки.
Наиболее эффективными считаются внезапные проверки, позволяющие вскрыть двойной бухгалтерский учет, отсутствие необходимых лицензий и разрешений, факты выплаты заработной платы «в конвертах» и прочие махинации нечистых на руку предпринимателей.
Перспективы развития малого бизнеса в России
Как уже упоминалось выше, серьезной проблемой для развития малого бизнеса является отсутствие ряда правовых систем, особенно на федеральном уровне, учитывающих интересы малого бизнеса. Существует проблема с налоговым законодательством — налоговая система должна стимулировать рост производства. Малый бизнес выделяется в отдельный объект налогообложения. Проблемы налогообложения субъектов малого бизнеса актуальны во многих странах, в том числе и в России.
В последнее десятилетие в Российской Федерации много говорили о чрезвычайной важности малого бизнеса для развития экономики, формирования «среднего класса» и обеспечения политической и социальной стабильности в обществе. Параллельно в эти годы было принято множество законов и других нормативных актов, направленных на поддержку малого бизнеса. Но это вряд ли улучшило положение представителей малого бизнеса в России. И главная причина этого — невыносимые налоги.
Но, несмотря на это, малый бизнес имеет много преимуществ, поэтому он медленно развивается, есть много необходимых условий: Россия имеет выгодное географическое положение и квалифицированные кадры, а также свободные земли для развития, свободные мощности. Малые предприятия оказываются лучше приспособленными к условиям развития во время кризиса, чем средние и крупные предприятия, потому что они ближе к рынку и быстрее реагируют на все изменения. Они могут быстро заполнить пробелы в потребительском секторе, способны быстро окупаться, что также важно для становления их бизнеса.
В заключение: Несмотря ни на что, малый бизнес в нашей стране развивается и будет развиваться, даже если этот путь иногда бывает трудным. Будущее малого бизнеса в России, несомненно, существует, и каким оно будет, во многом зависит от государства.
Структура управления компанией
Компании, в которых все сотрудники напрямую подчиняются генеральному директору (он же, как правило, является владельцем или совладельцем этого бизнеса) очевидно, принадлежат к микроуровню бизнеса. Предельная численность работников, которых один такой управленец может держать в прямом и непосредственном подчинении, как правило, не превышает 15-25 человек.
Компании, в которых между высшими руководителями и рядовыми сотрудниками располагается только одно управленческое звено, скорее всего, относятся к малому бизнесу. Конечно, наверное, есть исключения из этого правила, обусловленные все той же отраслевой спецификой. Но что-то они так сразу в голову не приходят. Тем более, что предельная численность сотрудников в компании с одним управленческим звеном не может превышать 150 человек (при условии сохранения эффективности этого управления). А 150 человек — это никак не крупный бизнес.
Компании с 2-4 управленческими звеньями можно считать средними. Здесь уже нельзя с уверенностью сказать, что 4 звена -это «СРЕДНЕ-крупная», а два -»СРЕДНЕ-мелкая». Высока отраслевая и индивидуальная специфика -одни начальники пришли из военизированных структур и любят выстраивать управленческие пирамиды в четыре этажа из 500 сотрудников, другие начитались модных книжек и пять тысяч человек пытаются „укатать“ в двухзвенную структуру. Но, полагаю, в смысле „Закона Парето“ на больших выборках это правило вполне может работать.
Конечно, в период обострения моды на «плоские» управленческие пирамиды были попытки и в очень крупных компаниях выстроить структуру управления в 3-4 звена. Но, они, насколько мне известно, быстро заканчивались фиаско, и количество управленческих звеньев вновь возрастало до 5-7 уровней, что является оптимумом (но отнюдь далеко не максимумом) для действительно крупных компаний.
Благополучие каждой компании зависит от множества факторов, но если говорить о размерах предприятия, то есть некоторая база, которой следует придерживаться, чтобы добиться максимального результата при минимальной трате ресурсов.
Для маленькой организации крайне важными являются сотрудники, в том числе занимающие руководящие должности и четкий заранее заготовленный план развития. Если следовать ему и наблюдать за эффективной работой каждого работника, можно достичь очень важных побед и свершений.
Среднему предпринимательству необходимо научиться быстро реагировать на изменяющиеся условия. Таким образом, можно избавиться от одного из главных недостатков. Не меньший успех можно достичь при эффективном менеджменте. Именно руководящий состав может способствовать быстрой адаптации.
Крупному бизнесу для длительной работы необходима четкая стратегия, которая сможет нормально функционировать через год, пять и даже десять лет, то есть всегда следует думать о перспективе. Это позволит выживать в самый сложный экономический кризис, выходя из него без больших потерь.
Еще один возможный подход разделения компаний на крупные, средние и малые — по доле рынка, которую они занимают. Например — компании, чья рыночная доля превышает 5% будем считать крупными; те, чья доля на рынке менее 0,5% — малыми, и компании с рыночной долей от 0,5 до 5% — средними. Опять-таки можно выделить три группы: «СРЕДНЕ-малые» — 0,5-1%, „СРЕДНИЕ“ — 1-2,4%, „СРЕДНЕ-крупные“ — 2,5-5% рынка.
Такой подход позволит нам решить проблему несопоставимости различных отраслей по совокупному объему продаж и числу занятых. Ведь мы оперируем относительными показателями. И наша исследовательская компания с оборотом в 10-12 миллионов долларов в год — «СРЕДНЕ-малая» по критерию оборота становится „крупной“ по критерию рыночной доли в 5-6%.
Но здесь возникает другая проблема — различные рынки имеют различную степень концентрации. На одних (соки, пиво, мобильная связь и т.д.) три-пять крупнейших игроков уже контролируют 75-85% оборота. На других (книгоиздание, пельмени, мороженое и т.п.) на долю сотен, если не тысяч мелких игроков все еще приходится около 50% рынка. Но мы ведь и не ищем один универсальный на все времена критерий для классификации.
Благополучие каждой компании зависит от множества факторов, но если говорить о размерах предприятия, то есть некоторая база, которой следует придерживаться, чтобы добиться максимального результата при минимальной трате ресурсов.
Для маленькой организации крайне важными являются сотрудники, в том числе занимающие руководящие должности и четкий заранее заготовленный план развития. Если следовать ему и наблюдать за эффективной работой каждого работника, можно достичь очень важных побед и свершений.
Среднему предпринимательству необходимо научиться быстро реагировать на изменяющиеся условия. Таким образом, можно избавиться от одного из главных недостатков. Не меньший успех можно достичь при эффективном менеджменте. Именно руководящий состав может способствовать быстрой адаптации.
Крупному бизнесу для длительной работы необходима четкая стратегия, которая сможет нормально функционировать через год, пять и даже десять лет, то есть всегда следует думать о перспективе. Это позволит выживать в самый сложный экономический кризис, выходя из него без больших потерь.