О реабилитирующих основаниях прекращения уголовного дела: что это, последствия
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «О реабилитирующих основаниях прекращения уголовного дела: что это, последствия». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Одним из возможных решений по уголовному делу является его прекращение, в том числе в судебных стадиях уголовного судопроизводства. Основания прекращения уголовного дела делятся на реабилитирующие и нереабилитирующие.
Прекращение уголовного дела за отсутствием состава преступления
По данному основанию уголовное дело прекращается в тех случаях, когда само деяние, по поводу которого возбуждено уголовное дело, имеет место, но оно не является преступным, т.е. отсутствует какой-либо признак преступления (относящийся к объекту, объективной стороне, субъекту или субъективной стороне). Это может произойти, когда расследуемое деяние не является преступлением, т.е. не предусмотрено Уголовным кодексом РФ, т.е. совершены без вины в случае:
- добровольного отказа от преступления;
- необходимой обороны;
- причинения вреда при задержании лица, совершившего преступление;
- крайней необходимости;
- физического или психического принуждения;
- обоснованного риска;
- исполнения приказа или распоряжения.
Кроме того, согласно ч. 3 ст. 27 УПК РФ уголовное преследование по данному основанию прекращается в отношении лица, не достигшего к моменту совершения преступления возраста с которого наступает уголовная ответственность (ст. 20 УК РФ), а также несовершеннолетнего, хотя и достигшего возраста, с которого начинается уголовная ответственность, но вследствие отставания в психическом развитии (не связанным с психическим расстройством), не мог в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) и руководить ими в момент совершения деяния, имеющего признаки преступления. Кроме того, по рассматриваемому основанию уголовное преследование прекращается в отношении лица, совершившего деяние, предусмотренное уголовным кодексом РФ, признанного невменяемым (ст. 21 УК РФ).
Органы прокуратуры районов и городов Приморского края:
Критерий классификации оснований прекращения уголовного дела (преследования) связан с наличием или отсутствием у обвиняемого (подозреваемого), дело или преследование в отношении которого прекращено, права на реабилитацию со стороны государства.
Соответственно, нереабилитирующими являются основания прекращения уголовного дела (преследования), не предоставляющие ему такого права.
К ним относятся: прекращение уголовного дела в связи с истечением срока давности уголовного преследования согласно пункту 3 части 1 статьи 24 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту УПК РФ).
Сроки давности закреплены в части 1 статьи 78 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее — УК РФ), с учетом тяжести совершенного преступления, при этом следует отметить, что при освобождении от уголовной ответственности несовершеннолетних сроки давности, предусмотренные настоящей статьей, сокращаются наполовину.
Однако существуют исключения, так по уголовным делам в отношении лиц, совершивших преступление, наказуемое смертной казнью или пожизненным лишением свободы, сроки давности в ходе предварительного расследования не применяются, поскольку это относится к компетенции суда. Кроме того, сроки давности не применяются к лицам, совершившим преступления против мира и безопасности человечества (статьи 353, 356—358 УК РФ).
Прекращение уголовного дела в связи со смертью подозреваемого или обвиняемого (пункт 4 части 1 статьи 24 УПК РФ). По данному основанию уголовное дело прекращается в обязательном порядке, кроме случаев, когда производство по уголовному делу необходимо для реабилитации умершего.
Прекращение уголовного дела в связи с отсутствием заявления потерпевшего, если уголовное дело может быть возбуждено не иначе как по его заявлению (пункт 5 части 1 статьи 24 УПК РФ). Наличие заявления потерпевшего или его законного представителя по данной категории обязательно.
Исключение составляют случаи, описанные в части 4 статьи 20 УПК РФ (в случаях, если преступление совершено в отношении лица, которое в силу зависимого или беспомощного состояния либо по иным причинам не может защищать свои права и законные интересы.
К иным причинам относится также случай совершения преступления лицом, данные о котором не известны).
Прекращение уголовного дела в связи с примирением сторон (статья 25 УПК РФ).
Суд, а также следователь с согласия руководителя следственного органа или дознаватель с согласия прокурора вправе на основании заявления потерпевшего или его законного представителя прекратить уголовное дело в отношении лица, подозреваемого или обвиняемого в совершении преступления небольшой или средней тяжести, если это лицо примирилось с потерпевшим и загладило причиненный ему вред.
Прекращение уголовного преследования в связи с деятельным раскаянием (статья 28 УПК РФ).
Суд, а также следователь с согласия руководителя следственного органа или дознаватель с согласия прокурора вправе прекратить уголовное преследование в отношении лица, подозреваемого или обвиняемого в совершении преступления небольшой или средней тяжести, в случаях, предусмотренных частью 1 статьи 75 УК РФ (лицо, впервые совершившее преступление небольшой или средней тяжести, может быть освобождено от уголовной ответственности, если после совершения преступления добровольно явилось с повинной, способствовало раскрытию и расследованию преступления, возместило причиненный ущерб или иным образом загладило вред, причиненный в результате преступления, и вследствие деятельного раскаяния перестало быть общественно опасным).
Прекращение уголовного преследования по делам, связанным с нарушением законодательства о налогах и сборах (статья 28.1 УПК РФ).
Уголовное преследование в отношении лица, подозреваемого или обвиняемого в совершении преступления, предусмотренного статьями 198 — 199.
1 УК РФ, прекращается также в случае, если до окончания предварительного следствия ущерб, причиненный бюджетной системе РФ в результате преступления, возмещен в полном объеме.
- Прекращение уголовного преследования по нереабилитирующему основанию хоть и предполагает освобождение лица от уголовной ответственности и наказания, но расценивается правоприменительной практикой как основанная на материалах расследования констатация того, что лицо совершило преступление и фактически признало себя виновным.
- Кроме того, прекращение уголовного преследования по данному основанию имеет негативные последствия, такие как возмещение гражданского иска, необходимость возмещения вреда, причиненного преступлением.
- Одним из важных последствий прекращения уголовного дела по нереабилитирующему основанию выступает учет лица, освобожденного от уголовной ответственности, как лица, совершившего преступление.
Отказ в возбуждении уголовного дела: основания
В законодательстве прописаны конкретные основания, которые позволят вынести решение об отказе. Если имеется хотя бы одно из них, тогда возбуждать УД не станут. Разберемся в распространенных причинах, а также рассмотрим их особенности.
Как только гражданин получит постановление, ему следует тщательно изучить документ.
Особое внимание нужно обратить на причину решения. Она прописывается в конце документа, а также даются ссылки на статьи из УПК. При этом дознаватель или следователь должны обосновать ответ, делается это в начальной части документа.
В уголовном праве Российской Федерации отказ возбудить дело расценивается как завершительное решение.
Начать дело могут уполномоченный орган или лицо, также они имеют право ничего не предпринимать. Отказывать будут только в той ситуации, когда есть законные причины для подобного ответа. Нужно написать, кто подает заявление, и какое отношение он имеет к делу. Выделяется дата направления документа и суть вопроса. Указываются сведения о постановлении, а также выражается требование ознакомить с материалами проверки.
Что подразумевает право реабилитироваться
- В пункте 34 статьи 5 Кодекса сказано, что реабилитация в полном смысле слова – восстановление в установленном законом порядке нарушенных свобод и прав лица, незаконно или необоснованного подвергнутого преследованию со стороны правоохранительных органов или суда, а также возмещение вреда, причиненного лицу уголовным преследованием.
- Регулируя на законодательном уровне возмещение причиненного в период уголовного преследования и судебного разбирательства морального и материального вреда, государство старается со своей стороны в максимальном объеме компенсировать понесенный лицом ущерб.
- Первая часть статьи 133 Кодекса перечисляет права и законные интересы преследуемого лица, подлежащие реабилитации по любым реабилитирующим основаниям УПК. К ним относятся:
- Право получить возмещение за понесенный имущественный ущерб.
- Право восстановиться в качестве субъекта трудовых отношений.
- Восстановление жилищных прав.
- Восстановление пенсионных прав.
- Право получить возмещение за нанесенный моральный вред.
- Восстановление иных видов прав.
Добиться прекращения уголовного дела по реабилитирующим основаниям помогла настойчивость
18 июля 2019 г. уголовное дело в отношении моего доверителя – бывшего начальника отдела технического надзора МКУ «Единая служба заказчика», который обвинялся в халатности при приемке работ по муниципальному контракту (ч. 1 ст. 293 УК РФ), – было прекращено в связи отсутствием состава преступления.
О возбуждении дела чиновник узнал через месяц после вынесения постановления – в декабре 2016 г. До этого процессуальная проверка длилась еще полгода, и следствие не планировало инициировать уголовное преследование.
Ситуация изменилась к концу отчетного периода, когда прокурору города необходимо было закрывать показатели (количество выявленных правонарушений), ведь поводом к возбуждению дела послужила «37-я» – как называют работники прокуратуры постановление о направлении материалов проверки в следственный орган в порядке п. 2 ч. 2 ст. 37 УПК РФ для решения вопроса об уголовном преследовании. Такие постановления – главный показатель успешности работы прокурора по надзору за соблюдением органами и должностными лицами федерального, регионального и муниципального законодательства. Если постановление уже направлено, возбуждение уголовного дела становится принципиальным вопросом. В случае отказа возбуждать дело прокурор, подписавший постановление в порядке п. 2 ч. 2 ст. 37 УПК, нередко подвергается дисциплинарному взысканию.
При этом суть указанной нормы сводится к тому, что следователь уже не должен определять, есть ли состав преступления в событиях, описанных прокурором, поскольку звучит она так: «прокурор выносит мотивированное постановление о направлении соответствующих материалов в следственный орган или орган дознания для решения вопроса об уголовном преследовании по фактам выявленных прокурором нарушений уголовного законодательства».
То есть следователю остается решить вопрос о наличии оснований для уголовного преследования. Однако далеко не всегда материалы прокурорских проверок отвечают требованиям, предъявляемым УПК к вопросам обоснованности и законности.
Вот и моему доверителю вменялось ненадлежащее исполнение должностных обязанностей при подписании актов выполненных работ по уборке снега в г. Краснодаре, повлекшее безосновательное выбытие из бюджета свыше 3 млн руб.
Прокурор, а затем и следствие, «под копирку» составившее обвинительное заключение с постановления прокурора в порядке п. 2 ч. 2 ст.
37 УПК, полагали, что оплаченные работы не были выполнены, а обвиняемый ненадлежаще исполнил свои должностные обязанности при их приемке, что якобы подтверждалось тем, что он не присутствовал в момент уборки снега на каждой из улиц города, а в первичной документации имелись недочеты: отсутствовали путевые листы на водителей субподрядных организаций. При этом материал прокурорской проверки, по результатам которой было возбуждено дело, основывался на отчете органа муниципального финансового контроля – Контрольно-счетной палаты города.
Стоит отметить, что такие отчеты зачастую имеют недостатки, поскольку сотрудники счетных палат нацелены на повышение показателей своей работы, которыми являются выявленные нарушения при использовании бюджетных средств, при этом они не предупреждаются об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения.
В итоге получается перекидывание «горячего пирожка с показателями работы»: Контрольно-счетная палата заинтересована в повышении своих показателей, а прокурор – своих. Следствие в конфликтах с прокурором полагается на последнего – в конце концов, ему участвовать в суде.
Крайним в этом «празднике показателей» и АППГ, как сокращенно называется главный отчет и мерило качества работы российской правоохранительной системы, остался мой доверитель.
В отчете Контрольно-счетной палаты содержались выводы, которые были интерпретированы прокуратурой в обвинительном ключе без их проверки на достоверность и соответствие бюджетному законодательству: вывод о приемке фактически не выполненных работ не был подтвержден ничем, кроме домыслов – даже экспертиза в ходе следствия не проводилась. Акты о приемке работ, которые инспектор органа финансового контроля указал в отчете, направленном в прокуратуру, обвиняемым не подписывались и вообще не составлялись.
Уголовное дело было направлено в суд в течение двух месяцев.
Ознакомившись с его материалами (уже после направления дела в первую инстанцию), в первую очередь я подумал о том, что если в этом деле и есть халатность, то как минимум у инспектора счетной палаты.
Как бывший сотрудник прокуратуры, понимаю, что постоянно ищу этот состав преступления, так что винить прокурора за проявление «служебного инстинкта» нельзя, по справедливости – он правильный.
Данное дело примечательно еще и тем, что с момента его поступления в суд мною были приобщены два вступивших в силу судебных акта (арбитражного суда и суда общей юрисдикции), которыми были установлены полнота исполнения муниципального контракта и, следовательно, отсутствие ущерба муниципалитету, а также надлежащее выполнение подсудимым должностных обязанностей. Второе было установлено по результатам трудового спора, разрешенного судом, который пришлось инициировать параллельно с уголовным делом для справедливого рассмотрения вопроса о наличии в действиях доверителя факта ненадлежащего исполнения трудовых обязанностей.
Выводы, содержащиеся в указанных судебных актах, опровергали выводы отчета органа финансового контроля, а также следствия о наличии ущерба в действиях доверителя и его халатном отношении к служебным обязанностям при подписании актов выполненных работ.
Я был уверен, что при наличии судебного акта, установившего отсутствие ущерба муниципалитету, судья «пойдет по пути наименьшего сопротивления системе» и удовлетворит ходатайство о возвращении уголовного дела, не доводя его до необходимости постановки приговора. Тем более, что в ходе арбитражного разбирательства была проведена судебная экспертиза, которая и установила соответствие фактических объемов работ отраженным в актах об их приемке.
Однако ни судебные акты, имеющие преюдициальное значение, ни выявленные адвокатом ошибки в обвинительном заключении, выраженные в ссылках на отсутствующие в деле доказательства, не убедили суд вернуть дело прокурору.
Более того, судья Ленинского районного суда г. Краснодара вынес постановление о прекращении производства по делу вопреки требованиям ч. 2 ст. 27 УПК, применив к подсудимому, в отсутствие его согласия, акт об амнистии.
Даже в 2017 г. подобное решение выглядело не чем иным, как попыткой избавиться от уголовного дела, единственной перспективой которого был оправдательный приговор.
Поэтому неудивительно, что постановление районного суда было отменено в апелляции, которую одновременно подали сторона защиты и прокурор, а Краснодарским краевым судом в адрес районного судьи, применившего амнистию в отсутствие согласия моего доверителя, было вынесено еще и частное определение.
Сразу после поступления дела в суд из апелляции стороной защиты неоднократно заявлялось одно и то же ходатайство – о возращении дела прокурору. Я понимал, что суду гораздо легче вернуть дело, чем выносить оправдательный приговор, а о другом решении и мыслей быть не могло.
Ощущение, что дело «рассыпается», подкреплялось от заседания к заседанию: свидетели, включая привлеченных стороной обвинения, подтверждали позицию защиты о надлежащем выполнении подсудимым своих трудовых обязанностей.
Допрошенный в качестве свидетеля следователь пояснил, что в обвинительном заключении ссылался на акты выполненных работ, указанные в отчете Контрольно-счетной палаты, а их отсутствие в материалах дела объяснил технической ошибкой.
- В свою очередь, инспектор Контрольно-счетной палаты, явки которого в суд мы добивались три месяца, вовсе опроверг выводы гособвинения, сделанные на основе подготовленного им же отчета, указав, что данный документ указывает лишь на возможные нарушения и не соответствует требованиям, предъявляемым к экспертным заключениям, а выводы, содержащиеся в нем, – не более чем мнение сотрудника органа финансового контроля.
- Кстати, акты, указанные в обвинительном заключении, в материалах дела действительно отсутствовали, но инспектор счетной палаты была убеждена, что они имели место быть, раз она на них ссылалась.
- В итоге, «крайним» в цепочке тех, по чьей вине неподготовленное уголовное дело попало в суд, остался прокурор, которому судья пытался помочь разрешить эту ситуацию, отказывая стороне защиты в возвращении дела.
Мотивами к отказу в удовлетворении ходатайств были поспешность их заявления и установление факта ущерба отчетом Контрольно-счетной палаты. Отсутствие в деле доказательств, на которые имелась ссылка в обвинительном заключении, суд игнорировал.
- Спустя полтора года после направления прокурором уголовного дела в суд по его же инициативе была назначена судебная экспертиза, которая не смогла подтвердить наличие ущерба бюджету муниципального образования, и прокурор самостоятельно заявил ходатайство о возвращении дела, которое было сразу удовлетворено.
- После возвращения дела в следствие защите потребовалось еще полгода, чтобы добиться его прекращения, обжалуя бездействие следователя по принятию обоснованного процессуального решения.
- На данный момент прокурором моему подзащитному принесены извинения в связи с незаконным уголовным преследованием и разъяснено право на реабилитацию, которым он пока не воспользовался.
- В целом данное дело показывает, что добиться прекращения уголовного преследования по реабилитирующим основаниям можно, но при этом «оппонента» нужно «брать измором», день за днем накапливая «критическую массу» недостатков и нарушений, допущенных в ходе рассмотрения дела.
- Имя этому оппоненту – не суд, не прокурор, а «аналогичный период прошлого года» – система, которая по-прежнему является основным мерилом оценки работы прокурора, координирущего, как известно, работу всей правоохранительной системы.
Сроки прекращения административного дела
При наличии оснований прекращения административного дела суд выносит соответствующее определение. Определение суда, которым завершается производство по делу без рассмотрения его по существу, выносится в совещательной комнате по правилам, установленным для принятия решений. Определение суда о прекращении административного дела объявляется незамедлительно с момента вынесения.
Административное дело прекращается с момента вступления в законную силу определения суда. На определение суда о прекращении административного дела может быть подана частная жалоба. Общий срок для подачи жалобы составляет 15 дней со дня вручения копии определения. Таким образом, минимальный срок прекращения административного дела составляет 15 дней. В случае направления заинтересованным лицом частной жалобы на определение, дело будет считаться прекращенным после рассмотрения поданной жалобы.
ВАЖНО:
Важные аспекты имущественного возмещения
При осуществлении возмещения по реабилитирующим основаниям необходимо знать важные моменты:
- В отношении обращения в суд с требованием о реабилитации применяется общий давностный трехлетний срок, который можно восстановить по установленным гражданским законодательством уважительным причинам.
- Обращение в суд должно происходить по месту проживания реабилитируемого или по местонахождению государственного органа, вынесшего постановление.
- Расчет компенсации зарплаты, пособий или пенсий проводится за период, определенный судом.
- Компенсационные выплаты производятся из государственной казны.
- Защита прав реабилитируемых лиц происходит в упрощенном порядке, с активным содействием суда.
- Компенсационная сумма рассчитывается судом, учитывая статистические данные об индексе роста цен потребителей по месту жительства или работы реабилитируемого в момент начала преследования уголовного характера.
Особенности прекращения уголовных дел по нереабилитирующим основаниям
наличие в отношении подозреваемого или обвиняемого вступившего в законную силу приговора по тому же обвинению либо определения суда или постановления судьи о прекращении уголовного дела по тому же обвинению.
Вместе с тем, прекращение уголовного преследования по нереабилитирующему основанию хоть и предполагает освобождение лица от уголовной ответственности и наказания, но расценивается правоприменительной практикой как основанная на материалах расследования констатация того, что лицо совершило преступление и фактически признало себя виновным.
Статьей27 УПК РФ предусмотрены следующие основания, по которым может быть прекращено уголовное преследование в отношении подозреваемого или обвиняемого: Но одним из важных последствий прекращения уголовного дела по нереабилитирующему основанию выступает учет лица, освобожденного от уголовной ответственности, как лица, совершившего преступление. На практике, люди, не обладая специальными познаниями, не разграничивают вышеуказанные последствия.
Прекращение уголовного дела по реабилитирующим основаниям возмещение вреда
наличие вотношении подозреваемого или обвиняемоговступившего в законную силу приговора по тому же обвинению либо определениясуда или постановления судьи о прекращении уголовного дела по тому жеобвинению.
Вместе с тем, прекращение уголовного преследования по нереабилитирующему основанию хоть и предполагает освобождение лица отуголовной ответственности и наказания, но расценивается правоприменительнойпрактикой как основанная на материалах расследования констатация того, что лицосовершило преступление и фактически признало себя виновным.
Статьей27 УПК РФ предусмотрены следующиеоснования, по которым может быть прекращено уголовное преследование в отношенииподозреваемого или обвиняемого: Но одним изважных последствий прекращения уголовного дела по нереабилитирующему основаниювыступает учет лица, освобожденного от уголовной ответственности, как лица, совершившего преступление. На практике, люди, не обладая специальными познаниями, не разграничивают вышеуказанные последствия.
Какие правовые последствия ждут гражданина в случае прекращения уголовного дела или отказа в его возбуждении по нереабилитирующим основаниям?
Во-первых, при получении справки о судимости в ней будет указано, что гражданин ранее привлекался к уголовной ответственности и по какому основанию это дело было прекращено. С такой справкой, например, нельзя будет устроиться на работу в образовательные учреждения (ст. 331, 351.1 Трудового кодекса РФ), а также в правоохранительные органы.
Во-вторых, гражданин должен будет возместить материальный ущерб, причиненный преступлением.
В-третьих, он должен будет выплатить потерпевшему по его иску компенсацию морального вреда, если преступление было совершено против здоровья или жизни, личности потерпевшего.
И самое печальное, при вынесении постановлений об отказе в возбуждении уголовного дела, особенно в связи со смертью, истечением сроков давности уголовного преследования органами дознания и следствия искусственно повышаются показатели раскрываемости преступлений, таких как незаконный оборот оружия и боеприпасов, наркотиков!
Одним словом, берегите себя! Будьте юридически подкованы, не поддавайтесь на незаконные уговоры, когда вас не в чем обвинить!
Что такое «право на реабилитацию»
П. 34 ст. 5 УПК РФ содержит полное определение понятия «реабилитация».
Под ним понимают порядок восстановления прав и свобод лица, которое незаконно или же необоснованно было подвергнутого уголовному преследованию, + возмещения причиненного этому субъекту вреда.
В ч.1 ст. 133 УПК РФ перечисляются те права и интересы, которые подлежат реабилитации:
- Право на возмещение понесенного имущественного ущерб.
- Право гражданина на устранение понесенного им морального вреда.
- Право на восстановление субъекта в трудовых отношениях.
- Восстановление в пенсионных правах.
- Восстановление в жилищных правах.
- Восстановление в иных видах прав.
Грубо говоря, государство «извиняется» перед вами за причиненный в ходе уголовного разбирательства и преследования вред.
Процедура прекращения уголовного дела на основании выявленных реабилитирующих оснований выполняется в правильной последовательности действий. Для ее подтверждения издается соответствующий акт, благодаря которому неправомерно обвиненные граждане могут воспользоваться своим правом на реабилитацию и получение возмещения понесенного ущерба.
Решение относительно начала процесса реабилитации принимает представитель правоохранительных органов, представленный следователем или дознавателем, а также прокурором или судьей.
Процесс начинается с выпуска постановления или вынесения оправдательного приговора. Как только эти документы приобретают юридическую силу, гражданину в течение 7 дней направляется извещения.
В нем содержатся правила, позволяющие получить компенсацию. Обычно для этого приходится обращаться в суд, но процесс выполняется в течение трех лет, представленных сроком исковой давности. Если требуется компенсация морального вреда, то прокурор публично извиняется перед оправданным лицом, а также нередко назначается денежная выплата.
Основания и последствия прекращения уголовного преследования по нереабилитирующим основаниям
Статьей27 УПК РФ предусмотрены следующиеоснования, по которым может быть прекращено уголовное преследование в отношенииподозреваемого или обвиняемого:
— непричастностьподозреваемого к совершению преступления;
— в связи сотсутствием события преступления;
— отсутствиемв деянии состава преступления. Это так называемые основания прекращенияуголовного преследования, носящие характер реабилитирующих оснований.
Припрекращении уголовного преследования по данным основаниям следователь, дознаватель в постановлении признают за лицом, в отношении которого прекращеноуголовное преследование, право на реабилитацию. Одновременно реабилитированномунаправляется извещение с разъяснением порядка возмещения вреда, связанного суголовным преследованием.
Реабилитациялица, прежде всего, предполагает возмещение имущественного вреда, которыйвключает в себя возмещение: заработка, пенсии, пособия, других средств, которыхон лишился в результате уголовного преследования; штрафов и издержек, взысканных во исполнение приговора суда; сумм, выплаченных за оказаниеюридической помощи, иных расходов.
Помимореабилитирующих оснований, законодатель закрепил такое понятие, как прекращениеуголовного преследования по нереабилитирующему основанию:
— в связи с истечением сроков давностиуголовного преследования;
— смертьподозреваемого или обвиняемого;
— вследствиеакта амнистии;
— наличие вотношении подозреваемого или обвиняемоговступившего в законную силу приговора по тому же обвинению либо определениясуда или постановления судьи о прекращении уголовного дела по тому жеобвинению.
На практике, люди, не обладая специальными познаниями, не разграничивают вышеуказанные последствия.
Вместе с тем, прекращение уголовного преследования по нереабилитирующему основанию хоть и предполагает освобождение лица отуголовной ответственности и наказания, но расценивается правоприменительнойпрактикой как основанная на материалах расследования констатация того, что лицосовершило преступление и фактически признало себя виновным.
Кроме того, прекращение уголовного преследования по данному основанию имеет такиенегативные последствия, как возмещение гражданского иска, заглаживание вреда ит. д.
Но одним изважных последствий прекращения уголовного дела по нереабилитирующему основаниювыступает учет лица, освобожденного от уголовной ответственности, как лица, совершившего преступление.
Так, в п. 40Положения о едином порядке регистрации уголовных дел и учета преступленийустановлено, что учету подлежат все лица, в отношении которых вынесенопостановление о прекращении уголовного дела или уголовного преследования понереабилитирующим основаниям. Таким образом, в один ряд ставятся лица, привлеченные к уголовнойответственности приговором суда, так и освобожденные от наказания в связи с прекращением уголовногопреследования по нереабилитирующим основаниям.
Прекращениеуголовного дела или уголовного преследования по нереабилитирующему основаниюможет также являться препятствием дляповторного прекращения уголовного дела или уголовного преследования в отношении этого же лица понереабилитирующему основанию. Кроме того, лицо может быть уволено с работы илипереведено на менее ответственную в случае, если его деяние содержит составдисциплинарного проступка.
В связи с чем, лица, в отношении которых осуществляется уголовное преследование, должны иметьв виду, что прекращение уголовного преследования по нереабилитирующемуоснованию возможно лишь в случае их согласия на такое прекращение. Причем, согласие на прекращение уголовного дела(преследования) предполагаетдобровольное признание себя виновным в совершении преступления.
Процедура возмещения вреда
Процесс истребования от государства реабилитационного права имеет свои особенности. Процедура выглядит следующим образом:
- Пострадавший человек обязан направить требование в суд соответствующей инстанции. Это орган, который рассматривал дело или судебная инстанция, к компетенции которой относятся преступления, вмененные человеку.
- В иске требуется перечислить потери пострадавшего. Кроме того, человек обязан указать основание. Естественно, последнее должно относиться к реабилитирующим. К иску прилагается документ, подтверждающий право. Им может быть оправдывающий судебный вердикт или постановления органа дознания.
- Суду отведен месяц на рассмотрение искового требования. Ответчиком по подобным делам выступает Министерство финансов РФ.
- Судья во время процесса уточняет суммы компенсации. Еще в его обязанности входит отслеживание процессуальных норм. К примеру, пострадавший не должен нарушать сроков давности и обратиться с требованием в течение трех лет.
- Судья выносит постановление. После обретения силы документ направляется в соответствующие инстанции.
Материальный урон, нанесенный необоснованным подозрением или обвинением, человеку выплачивается из госбюджета. Отдельно рассматривается вопрос о наказании следователей, инициировавших преследование. Этим занимаются органы прокуратуры.
Суммы компенсации формируются с учетом инфляции. Данные судья истребует из органов статистики. Во время процесса он оказывает пострадавшему человеку всяческое содействие. В случае необходимости судья может обязать следствие дать опровержение информации о причастности гражданина к уголовному деянию через СМИ.
Особенности прекращения расследования
В параграфах УПК описываются фактические условия, при которых расследования прекращаются окончательно. Каждая сторона старается привести расследование к тому исходу, который наиболее выгоден для неё. Следствие доказывает вину, сторона приводит доказательства в пользу закрытия дела. Система правосудия создана, чтобы каждый мог достичь справедливости. Изменение законодательства преследует такие же цели. При использовании данного метода подозреваемые избегают необоснованных преследований, наказаний при отсутствии соответствующих условий.
Обратите внимание! Органы дознания и следствия принимают на себя основную ответственность, связанную с процессом.
Работа по базе доказательств ведётся сотрудниками правоохранительных органов. Ведь им известно точно, как классифицируются основания при прекращении дел. Главное – строго следовать нормам, описанным в законодательстве. Учитывается обстановка и все обстоятельства, в том числе те, что дают право закрыть дело, на той или иной стадии.
Институт надзора работает, чтобы предотвратить злоупотребление правами и обязанностями. В прокуратуру за сутки поступает любое решение, принятое следователем по тому или иному делу. Работники государственных органов тщательно проверяют, соответствуют ли документы текущему законодательству. Участвует в этом процессе и статистик. Отдельные эпизоды проступка также требуют соблюдения конкретной процедуры.
Прекращение уголовного преследования по реабилитирующим основаниям должно быть осуществлено согласно соответствующему решению. Оно подтверждается специальным актом, позволяющим гражданину воспользоваться рассматриваемым правом и возместить понесённый ущерб.
Принять решение о реабилитации может лишь сотрудник правоохранительных органов (следователь, дознаватель, прокурор или судья).
Ввиду специфического субъекта, от которого исходит решение о реабилитации, предусматриваются отдельные виды процессуальных документов, позволяющие подтвердить такую возможность:
- выносимое в процессе следствия постановление о прекращении преследования или применения мер воздействия;
- оправдательный приговор.
Реабилитирующие основания прекращения уголовного дела
Уголовное преследование не всегда заканчивается приговором. Существует целый ряд обстоятельств, позволяющих законно избежать ответственности. Реабилитирующие основания описаны в 18-й главе УПК. Таковые дают правовую возможность для прекращения уголовного дела.
Разберем, что законодатель причислил к обстоятельствам, позволяющим прекратить преследование, как они применяются, что происходит с подозреваемым дальше. Также рассмотрим полагается ли человеку компенсация за напрасные переживания и неправомерное ограничение свободы.
Основные термины, применяемые для описания процессов, разобраны в пятой статье УПК. Под 34-м пунктом в тексте дано определение реабилитации. Под таковой понимается комплекс мероприятий, состоящих в:
- восстановлении прав граждан, незаконно или неправомерно подвергнутых преследованию;
- возмещении материального и морального вреда за государственный счет.
Здесь следует понять, что не прекращение дела не каждый раз приводит к компенсации.
Законодатель делит основания на два больших блока. Одни приводят к восстановлению потерь незаконно заподозренного в преступлении человека. Но есть и нереабилитирующие основания. Если именно таковые стали причиной для прекращения уголовного дела, то никаких компенсационных мероприятий не проводится.
О том, как компенсируется ущерб, причиненный гражданину в результате уголовного преследования, говорится в статье 133 УПК. В первой ее части перечислены интересы, подлежащие реабилитации. К ним относятся:
- имущественные потери;
- моральный ущерб;
- восстановление нарушенных трудовых отношений;
- обеспечение утраченной пенсии;
- возвращение жилищного права и др.
То есть государство берет на себя обязательство вернуть жизнь человека в то состояние, которое у него было до начала несправедливого уголовного преследования. Если, к примеру, осужденный уплатил штраф, то деньги возмещают. За арест или задержание определяется материальная компенсация. Если пострадала репутация подозреваемого, то в СМИ печатается опровержение.