Что делать, если вы попали в ДТП, когда ехали на такси? Рекомендации
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Что делать, если вы попали в ДТП, когда ехали на такси? Рекомендации». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Если вы оформили Европротокол, вы направляете его в свою страховую службу в течение пяти рабочих дней. Потерпевший направляет агенту список документов, который мы указали выше. Со всех документов необходимо снять копии, чтобы в случае разногласий с агентами, направить данные бумаги вместе с претензией их управляющему.
Что делать при ДТП без пострадавших
Водители могут не обращаться в инспекцию, а самостоятельно зарегистрировать обстоятельства дорожного происшествия. Для этого можно использовать фото и видео-съемку, делать схематические рисунки подробностей аварии (место, шоссе, особенности шоссейного покрытия, дорожные знаки, направление движения автомобилей или их расположение и другое). Нарисованную схему подписывают все участники происшествия.
Необходимо зафиксировать дефекты машины. В схеме аварии укажите сведения из водительских прав, страховок или грин карты. Далее водители должны убрать авто с проезжей части. Однако передвигать транспортные средства можно только после записи всех подробностей ДТП. Если вы сделаете это перед регистрацией всех подробностей дела, страховые агенты могут не принять бланк извещения об аварии и потребуют справку из ГАИ. Получение документа может затянуться, потому что инспекторы будут рассматривать дело заново, в связи с новыми подробностями происшествия.
Если участники ДТП не имеют претензий друг к другу, они могут доехать в ближайшее отделение полиции и зафиксировать факт аварии там. Или решить проблему на месте, предварительно написав расписки о данных обязательствах друг другу. После аварии невиновный водитель может обратиться в свою страховую компанию за получением компенсации в течение пяти дней. Агентам лично или почтовым письмом вместе со списком прикрепленных бумаг необходимо предоставить:
- извещение об аварии;
- заявление о страховой компенсации;
- паспорт владельца авто;
- полис ОСАГО;
- банковский счет;
- документы об оплате услуг экспертов, эвакуатора;
- водительское удостоверение.
Опытные водители советуют перед отправкой бумаг агентам пройти независимую экспертизу. Это поможет вам проконтролировать, чтобы автосервисы, которые сотрудничают с вашей страховой службой, намерено не занизили сумму ущерба.
Что делать после оформления ДТП
Если документы не были оформлены у сотрудников полиции, по требованию страховых служб, водители должны предоставить свое транспортное средство для экспертизы в течение двух недель после ДТП. Если виновный в происшествии имеет полис ОСАГО, его агенты компенсируют убытки пострадавшим. Законодательно установлен максимум в 400 000 рублей каждому потерпевшему. При наличии травм, максимальная компенсация составляет полмиллиона рублей. Однако виновник происшествия самостоятельно оплачивает ремонт своего автомобиля.
Если виновник не известил страховых агентов об аварии, он возмещает им все денежные средства, потраченные службой на компенсацию ущерба пострадавшей стороне. Такая процедура правоправна, если автор аварии в течение пяти дней после ДТП не известил агентов о случившемся. Процедура регресса возможна также, если владелец не представил свою машину на экспертизу в течение пяти дней после просьбы агентов и начал ее ремонт, не дождавшись двух недель после аварии. Однако прежде агенты должны отстоять свое право на возврат потраченной суммы в суде.
Если зачинщик аварии не имеет полиса, он должен выплатить компенсацию самостоятельно после письменной претензии пострадавшего. Если он игнорирует просьбы, пострадавший может обратиться с исковым заявлением в суд, спустя месяц после получения претензии ответчиком. Заявление на компенсацию подкрепляется заключением экспертов о полученном ущербе, справкой из медучреждения при получении травм, извещением о ДТП, информацией аварийного комиссара, копией расписки, если стороны давали друг другу письменные обязательства после происшествия. Исковая давность для таких дел — три года с момента получения последней претензией ответчиком.
Куда обращаться при отказе в возмещении вреда
Нередко страховые конторы отказывают в предоставлении компенсации пострадавшему клиенту такси. Спорные моменты можно решить только в судебном порядке. Иск следует подавать на перевозчика либо агрегатора.
В суд придется обратиться и в том случае, если водитель работал в такси нелегально либо авто не было застраховано. При таких обстоятельствах ответчиком будет выступать таксист, виновный в ДТП.
В указанных ситуациях иск направляется в суд по месту проживания пассажира, пострадавшего в поездке. В пакет документов обязательно включается протокол ГИБДД, а также медицинское заключение, прочие справки о состоянии здоровья, распечатка сообщений из системы заказа такси. Дополнительно можно пригласить очевидцев и приложить фото, видеоматериалы, относящиеся к происшествию.
Помимо основного требования о начислении компенсации, дополнительно можно запросить возмещение морального вреда. Также с ответчика допустимо взыскать средства, потраченные на адвоката.
Пассажир, пострадавший в ДТП в момент поездки на такси, имеет право на материальное возмещение вреда. Выплата предоставляется страховой конторой виновной стороны. Запрос на компенсацию направляется страховщику в течение 15 дней с момента аварии. При отказе в выплате, либо если таксист работал нелегально или же машина не была застрахована по ОСАГО, следует действовать через суд. Иск направляется в органы по месту проживания пострадавшего пассажира. Дополнительно последний может взыскать моральный вред. При этом лучше всего заручиться поддержкой адвоката, хотя в целом судебная практика по таким делам считается положительной.
Риски пассажиров, которые пользуются услугами перевозчиков, не заключивших договор обаятельного страхования
Существует на сегодняшний день довольно много видов транспорта, которыми пользуются перевозчики, не заключившие договор со страховой компанией. При этом пассажиры такого транспорта довольно сильно рискуют, поскольку если во время ДТП они получат какой-либо вред, то велика вероятность того, что они вовсе не получат какую-либо компенсацию. Это обусловлено тем, что в результате происшествия выплаты будут полностью лежать на перевозчике. Размер денежных компенсаций является довольно значительным и может превышать несколько десятков миллионов за одну аварию, в которой пострадало несколько людей. В этом случае перевозчик может просто не обладать необходимыми денежными средствами, поэтому выплаты будут ежемесячными и очень маленькими. Поэтому каждый человек, перед тем как купить билет на определенный транспорт, должен убедиться, что у перевозчика заключен договор со страховой компанией, поскольку получить деньги у страховой организации намного проще, а также весь процесс не займет много времени.
Именно поэтому на сегодняшний момент специальные государственные органы занимаются контролем всех перевозчиков, поскольку если они не застраховывают свое транспортное средство и пассажиров, то они будут оштрафованы, причем размер штрафа является существенным.
Обязательная автостраховка
Введенная государством система страхования ответственности автовладельцев существует больше десяти лет. Именно поэтому большинство граждан четкое знает, когда нужно обращаться за выплатой по этой страховке. Возмещение ущерба имуществу или вреда здоровью ложится на плечи виновника аварии, а вернее на его страховщика. Выплату по этой страховке в части возмещения за травмы может получить любой гражданин, не являющийся виновником ДТП.
Кстати, существующая судебная практика показывает, что если пострадавший пассажир ехал не в машине виновника дорожного происшествия, то он может получить выплату сразу по двум полисам ОСАГО : своего водителя и автомобилиста, виноватого в аварии. Конечно, на первый взгляд это несколько странно. Однако не стоит забывать, что автотранспортное средство является источником повышенной опасности. Соответственно, его владелец должен возмещать вред здоровью своих пассажиров даже если дорожное происшествие произошло вследствие действий другого водителя (судебная практика).
Кто платит комиссару при ДТП в 2022 году?
Аварийный комиссар – специалист, который, выезжает к месту происшествия и оказывает помощь в оформлении необходимых документов. Эксперт может быть штатным сотрудником СК или независимым предпринимателем.
Содействие комиссара заключается в следующем:
- Оказание психологической поддержки участникам ДТП.
- Вызов Госавтоинспекции, скорой помощи, эвакуатора и т.д.
- Проведение фото- и видеосъемки места происшествия.
- Помощь в принятии решения: что лучше – оформить европротокол или вызвать ГИБДД.
- Консультационные услуги по вариантам взаимодействия с другими участниками аварии, инспекторами ГИБДД.
- Проведение опроса очевидцев.
- Оказание профессиональной поддержки в случае судебного разбирательства.
Застрахованы ли пассажиры Яндекс.Такси
Пассажиры не получали компенсации за ДТП вплоть до начала 2017 года. Тогда агрегатор ввел систему обязательного страхования. Ранее люди имели право только на медицинскую помощь, но теперь за полученные травмы можно получить сумму вплоть до 2 млн рублей.
Страховка в Яндекс.Такси работает одинаково. Она не зависит от виновника дорожно-транспортного происшествия. Услуга подключается автоматически после того, как человек сел в автомобиль, а водитель нажал на кнопку «В путь». Страхование действует до конца поездки, пока заказ не будет завершен.
Все люди, находящиеся в транспортном средстве, учитываются и имеют право на возмещение ущерба при получении травм, нанесших ущерб здоровью и понесших угрозу жизни. Учитывается максимальное количество посадочных мест. Если людей в машине оказалось больше, чем предусмотрено конструкцией автомобиля, то водитель получит штраф. Это станет обременительным обстоятельством при рассмотрении заявки на компенсацию.
Агрегатор не уточняет список компаний, с которыми сотрудничает, но пассажир получит информацию об этом, если произойдет авария. При этом страховка от Яндекса не будет действовать, если заказ был произведен напрямую без агрегатора.
Сумма страхования в Яндекс.Такси при ДТП не может превышать 2 млн рублей. При травме или инвалидности пассажир, или его родственники получат сумму от 500 тысяч рублей. В случае смерти физического лица действует фиксированная сумма выплаты в 2 млн рублей.
Требования для получения выплаты
После того, как инспекторы ГИБДД выявили виновника аварии и составили необходимые протоколы, отдав пострадавшему или его родственникам постановление административном правонарушении, справку о ДТП, клиент страховой компании (или его родственники) должен обратиться к СК и предоставить следующие документы:
- заявление о требовании страховой выплаты;
- справку о наличии сопутствующих аварии травм, инвалидности или свидетельство о смерти;
- копия постановления из ГИБДД;
- копия паспорта;
- решение суда (при наличии).
Предоставить пакет документов пострадавший может, явившись в офис страховой компании или отправив его по почте. Страховщик может запросить дополнительные документы для уточнения обстоятельств. Некоторые компании не удовлетворены копиями документов, поэтому желательно иметь при себе оригиналы представленных бумаг.
Обратиться в СК нужно не позднее чем через 30 дней с момента аварии. Если постановление полиции не было оформлено за данный срок, то писать заявление о страховом возмещении можно без данного документа.
После предоставления указанных документов страховая компания начинает рассматривать заявление. Максимальный срок – 15 дней, чаще всего варьируется от 5 до 10 дней в зависимости от загруженности СК и индивидуальности случая. При одобрении выплаты деньги будут переведены на расчетный счет, указанный в заявлении.
Заявка на страховую компенсацию не будет одобрена, если:
- Пострадавший намеренно отказался от лечения и не следовал врачебным рекомендациям.
- Пострадавший занимался самолечением.
- Повреждения не являются острыми, а только усугубив щимися в результате хронического заболевания.
Правила страхования действуют на всех участников ДТП.
Получить компенсацию станет проще, если человек при аварии получил незначительные повреждения. К ним относятся:
- ушибы легкой степени тяжести;
- раны поверхностной степени тяжести;
- ожоги легкой степени тяжести.
Для страховой выплаты будет достаточно заполненного заявления на требование компенсации и копии первой страницы паспорта. Все требования СК необходимо соблюдать, иначе выплаты могут затянуться или быть не одобренными вообще.
Кто же тогда виноват?
В правовой доктрине закреплено правило: вред возмещается виновным и непосредственным причинителем вреда. Но обязанность возмещения вреда может быть возложена и на лицо, которое непосредственным причинителем вреда не является. Автомобильные перевозки пассажиров – именно такой случай.
Согласно закону, вождение автомобиля – деятельность, которая создает повышенную опасность для окружающих. Сам автомобиль является «источником повышенной опасности». Вред, причиненный источником повышенной опасности, возмещается владельцем этого источника без учета его вины. Под владельцем источника повышенной опасности закон понимает не только собственника, но и иное лицо, которое на законном основании владеет таким источником. И тут всплывает упоминавшаяся ранее особенность схемы: мы помним, что договор между водителем и таксопарком – это договор аренды. Так вот: водитель как арендатор автомобиля по предложенной агрегатором схеме, и есть то единственное лицо, которое должно по букве закона отвечать перед пассажиром.
Поскольку отношения между водителем и агрегатором закреплены договором аренды, а не трудовым договором, формальных оснований для ответственности таксопарка не имеется.
О правовом регулировании агрегаторства в пассажирских перевозках
Антон Меркушев, адвокатпри участии Елены Гращенковой, правозащитника в сфере легкового такси
Бизнес пассажирских перевозок пережил серьезную трансформацию, когда на смену обычным, традиционным таксопаркам пришли онлайн-сервисы такси. Это отвечало потребностям развивающегося общества: с одной стороны, традиционный таксопарк — не очень удобное, затратное, сложное в управлении предприятие; с другой стороны – мобильный, удобный, быстрый заказ, огромный пул свободных автомобилей, доступных по нажатию кнопки.
Идея агрегации такси – это идея обратного аукциона, где исполнитель борется за заказ. Однако интересы бизнеса – в их практическом выражении – оказали сильное и своеобразное влияние на формирование этого свободного, казалось бы, института.
Подключение страховки
Клиенту сервиса дополнительно подключать услугу страхования не нужно. Действие страховки начинается в тот момент, когда водитель машины активирует режим таксометра «В пути», и длится до момента прибытия пассажира по требуемому адресу. Страхователем становится любое лицо, которое пребывает в салоне, независимо от его возраста либо других особенностей. Страховка распространяется на всех людей, которые осуществляют поездку в автомобиле, если их количество не превышает допустимого. Сумма компенсации при ДТП рассчитывается для каждого из них индивидуально.
Знаете ли вы? В 2019 г. компанией Uber было презентовано первое в мире такси, передвигающееся по воздуху. Оно рассчитано на перевозку четырёх пассажиров и четырёх больших чемоданов.
Основные особенности бесконтактных аварий состоят в следующем:
- сложность установление вины одного из участников;
- частые случаи оставления места аварии виновным водителем;
- отсутствие свидетелей происшествия;
- возмещение понесенного ущерба страховщиком лица, который создал помеху движению;
- опускание сотрудниками ГИБДД мелких нюансов при оформлении бесконтактного ДТП, которые в дальнейшем не позволяют восстановить точную картину произошедшего и установить виновного.
Вопрос | Ответ |
---|---|
Что подразумевает под собой понятие «бесконтактное ДТП»? | Отсутствие непосредственного физического контакта между ТС виновного и потерпевшего. |
Как действовать при участие в бесконтактном виде аварии? | Первое, что следует сделать – вызвать ГИБДД для установления виновного в произошедшем. |
Кто несет обязательство по покрытию ущерба? | Ущерб обязана оплатить компания страховщика гражданина, создавшего аварийную ситуацию. |
Что делать, если виновный не имеет ОСАГО? | В представленной ситуации следует обращаться в РСА или в суд. |
Обязательно ли, чтобы столкновение произошло с автомобилем третьего лица? | Нет, столкновение может произойти как с автомобилем, так и с имуществом коммунальной, частной, государственной собственности (столбы, ограждения, деревья и т.п.) |
Стоит ли заключать со страховой соглашение о выплате по ОСАГО?
Страховые компании стараются сэкономить на каждом страховом случае. Поэтому на этапе подачи заявления о возмещении ущерба по ОСАГО вам могут предложить заключить некое соглашение. Оно может называться по-разному.
Но суть его в том, что страховщик предлагает вам выплату деньгами и устанавливает конкретную сумму. Почти всегда ниже. Например, если ущерб оценивается в 70 тысяч рублей, вам предложат 50 тысяч, а то и в 2 раза ниже. Получив деньги по соглашению, вы не сможете требовать со страховой никаких доплат сверх этой суммы. Например, если ремонт вдруг окажется дороже (в 99% случаев так и происходит).
Подписывать это соглашение или лучше отказаться от него? Тут каждый решает сам для себя. Если вам срочно нужны деньги по ОСАГО – можно заключить соглашение. В иных случаях лучше дождаться оценки повреждений или направления на ремонт на СТОА.
Но что, если вы уже подписали такое соглашение. Можно ли его как-то оспорить? Оспорить можно, но для этого придётся соблюсти обязательный досудебный порядок. Вначале, конечно, подавать в страховую заявление о расторжении соглашения. Далее, в случае отказа страховой обращаться к финупу, и только потом идти в суд. Но при этом доказать, что сделка была совершена под влиянием заблуждения в 2022 году крайне трудно. Без этого ни омбудсмен, ни суд не встанут на вашу сторону в споре со СК.
Страховая выплатила мало, а ремонт обойдётся дороже – что делать?
Такие ситуации встречаются повсеместно. Получив направление на ремонт и пригнав машину в автомастерскую, потерпевшему в ДТП вдруг заявляют в сервисе, что насчитанных страховой денег не хватает на восстановление автомобиля.
С чем это связано? Об этом мы рассказали в самом начале статьи. При ремонте не учитывается износ машины, поэтому сервисы используют только новые детали. Но рыночные цены на новые запчасти и технологии сильно отличаются от тех, что прописаны в справочниках РСА – а страховые считают как раз по методикам. Из-за этого недостаточно денег на ремонт.
Один из вариантов доплатить, а затем взыскать указанную сумму с виновника аварии. О том, как это правильно сделать, мы рассказывали выше. Вначале досудебный этап, а если последует отказ – то в судебном порядке.
Что делать, если вы получили травму во время поездки в общественном транспорте?
Травму в салоне трамвая, автобуса, троллейбуса или при выходе/входе из транспортного средства можно получить по разным причинам. И иногда по вине самого пассажира при несоблюдении им правил пользования транспортом. К примеру, человек просто не держался за поручни и упал, или попытался войти или выйти не в ту дверь и его прищемило.
С правилами пользования общественным транспортом можно ознакомиться в салоне любого транспорта по перевозке людей.
Другая ситуация, когда вина водителя очевидна. Например, пассажир упал и ударился головой, повредил ногу, руку, получил ушиб или ссадину, потому что водитель автобуса резко затормозил. В этом случае водитель нарушил правила перевозки пассажиров (абзац 15, п.2 №472 от 11.12.2000 г). Падение в салоне общественного транспорта рассматривается как один из видов ДТП (дорожно-транспортное происшествие), выделяемое под названием «Падение пассажира».