Таблица штрафов за обособленные подразделения

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Таблица штрафов за обособленные подразделения». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Помимо регистрации, головная организация обязана уведомить территориальное отделение налоговой службы об открытии обособленного подразделения. Сделать это необходимо в любом случае, независимо от того, ведется через ОП деятельность или нет. Нарушение сроков и несоблюдение правила об обязательном уведомлении влечет штрафные санкции.

Принятие решения о закрытии

Всё начинается с того, что головная организация принимает решение о закрытии обособленного подразделения. Если это филиал или представительство, то требуется решение от собственников головной организации. В обществах с ограниченной ответственностью для этого следует провести общее собрание участников. Закон об ООО прямо этого не требует, однако проводить собрание нужно при открытии таких подразделений. Соответственно, и при закрытии лучше позаботиться о коллективном решении собственников компании.

Проголосовать за открытие обособленного подразделения должны как минимум 2/3 учредителей. Опять же, по части его ликвидации требований к числу проголосовавших нет. Поэтому будет достаточно простого большинства голосов.

А как закрыть ОП, не являющееся филиалом или представительством? Для этого решение собственников не нужно. То есть в ООО нет необходимости проводить собрание участников – достаточно будет решения руководителя основной организации.

После принятия решения оформляется распоряжение или приказ о прекращении деятельности обособленного подразделения. В нём следует указать, с какой даты оно перестаёт действовать, назначить лиц, ответственных за закрытие, и распределить между ними обязанности.

Ответственность за нарушение порядка регистрации обособленного подразделения

Открывая обособленное подразделение ООО может нарушить целый ряд законов и правил. Чтобы этого не произошло, проще всего пройти всю процедуру под контролем налогового консультанта или организации, оказывающей услуги бухгалтерского консалтинга.

Важно обратить внимание на следующие ключевые моменты:

  • Приказ об открытии обособленного подразделения по срокам должен максимально совпадать с арендой помещения и наймом руководителя, чтобы не возникло проблем с определением даты начала фактической деятельности.
  • Сообщение о создании обособленного подразделения подают только при создании простого ОП. На это отведен месяц. Размер штрафа, начисляемого если не успеть сообщить вовремя или забыть – 200 рублей.
  • Заявление об открытии обособленного подразделения для учета в ФНС передают не медленнее, чем за месяц с начала работы. НК за превышение срока предусмотрен штраф 10 000 рублей, а за ведение бизнеса без учета – 10% от доходов, но не меньше 40 000 рублей. Хотя к ОП подобные санкции, как правило, не применяют, ограничиваясь штрафом в 200 рублей, лучше сделать все вовремя. Начисленный штраф более двухсот рублей, можно опротестовать в суде. Прецеденты выигрыша подобных дел достаточно часты.
  • За несвоевременный учет в ФСС предусмотрен штраф 5 000 рублей, если заявление об открытии обособленного подразделения было подано менее чем через 90 календарных дней, далее штраф – 10 000 рублей.
  • Если компания на УСН открыла территориально обособленное подразделение, наделенное функциями филиала, то она автоматически утрачивает право на применение упрощенки. Если деятельность на ней велась, то следует доначислить налог на прибыль и НДС, предусмотренные ОСНО, с начала квартала, когда ОП начало деятельность. Самый проблемный НДС – его должны уплатить клиенты, которые уже получили услугу или купили товар без надбавки. В случае их отказа от доплаты, возместить ущерб придется компании за свой счет. Далее головная организация обязана применять ОСНО.
  • На ЕНВД обособленное подразделение претендовать не может, так как с 1 января 2021 года такой режим налогообложения упраздняется. Организации, которые его применяли ранее обязаны перейти на УСН или ОСНО. Если у ООО есть филиалы, то ей доступен только переход на ОСНО.

Как обособленные подразделения влияют на систему налогообложения

Одно из самых неприятных ограничений для компаний, применяющих упрощенную систему налогообложения, — невозможность открыть филиалы (в подпункте 1 п. 3 статьи 346.12 НК о других видах подразделений, включая представительства, речи не идет).

Если создать такое ОП в середине года, то упрощенец обязан начать применять общую систему. Однако некоторые организации напротив поворачивают этот пункт в свою пользу. Например, фирме на УСН предлагают выгодный контракт, но работать с ней клиент готов, только при наличии НДС. Тогда открывается филиал, фирма теряет право на применение УСН и переходит на ОСНО.

Важно! Создание обособленного подразделения должно быть реальным. Оно должно не только существовать на бумаге, но и иметь штат персонала, действующего руководителя, фактический адрес и вести деятельность.

Надо отметить, что если ФНС найдет признаки формальности действия, то существует высокий шанс признания маневра обманом. С целью получения налоговой выгоды, в том числе. Придется пересчитывать налоги, платить пени, пересдавать отчеты, да и клиент рад не будет.

Что касается ЕНВД, то и тут возникают некоторые вопросы. Открыла организация новый магазин, нужно ли вставать на учет, если он находится в том же городе, что и другие действующие торговые точки? Ответ находится в п. 2 ст. 346.28 НК РФ: если деятельность ведется в разных городских округах, муниципальных районах, на внутригородских территориях и при этом их обслуживают разные отделения ФНС, то встать на учет нужно в одной из инспекций (в той, которой подведомственно первое в заявлении место деятельности).

Если речь идет о разных муниципальных образованиях, то нужно подать заявление в каждом (только раз, а дальше действовать так, как описано выше). Также придется подать заявление ЕНВД-2, если организация начинает новый вид деятельности на вмененке.

Значение спора для налогоплательщиков

Нередки случаи, когда за не постановку на учёт обособленного подразделения взыскивается штраф на основании п. 2 ст. 116 НК РФ. Размер ответственности составляет 10% от доходов организации, полученных в связи с деятельностью этого обособленного подразделения (а фактически зачастую и от доходов организации в целом).

Так, недавно наши налоговые юристы представляли в споре с налоговой инспекцией интересы организации, привлекавшийся к ответственности за отсутствие сообщения в налоговую о создании обособленного подразделения. Организация привлекалась к ответственности на основании п. 2 ст. 116 НК РФ, и размер взыскиваемого штрафа составил более 5 млн. рублей.

Читайте также:  В России утвердили новые правила освидетельствования водителей на алкоголь

Одним из доводов, приводимых налоговыми юристами было указание на неправомерность применения в данной ситуации п. 2 ст. 116 НК РФ. Указанная норма устанавливает ответственность за ведение организацией деятельности без постановки на налоговый учёт.

В то же время фактически организация состоит на налоговом учёте, а статьей 23 НК РФ предусмотрена обязанность представления организациями в определенный налоговым законодательством срок сообщения о создании обособленного подразделения. Очевидно, что в данной ситуации непредставление сведений в налоговый орган образует состав иного налогового правонарушения.

До принятия Верховным судом РФ рассмотренного выше Определения в судебной практике отсутствовала единая позиция по вопросу определения меры ответственности, наступающей за несообщение налогоплательщиком в налоговый орган о создании обособленного подразделения.

В некоторых случаях суды указывали на привлечение организации к ответственности на основании ст. 126 НК РФ (см, например, Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 22.06.2016 № Ф09-6160/16, Определение Верховного суда РФ от 17.02.2016 № 309-КГ15-19568), некоторые руководствовались п. 2 ст. 116 НК РФ (см, например, Постановление Арбитражного суда Северо-кавказского округа от 21.07.2015 № Ф08-4287/2015, Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 12.12.2016 № Ф03-5024/2016), другие применяли п. 1 ст. 129.1 НК РФ (см., например, Постановление Арбитражного суда Московского округа от 30.10.2014 № Ф05-11191/14).

Верховный суд РФ сформировал единую позицию и внёс определённость в существующую судебную практику. Подход Верховного суда РФ значительно повышает шансы организации на изменение основания для привлечения к ответственности и существенное снижение суммы штрафа.

Оборудованность рабочего места

Оборудованным следует считать рабочее место, функционально приспособленное для осуществления вида деятельности, для которого оно создается, и пригодное для нахождения на этом месте работника.

Оборудование рабочего места может подтверждаться в т.ч. документами о материальной ответственности, содержащими указания на конкретное имущество, вверяемое работнику. Необходимое для работы имущество может быть передано под отчет работнику и по акту инвентаризации.

Если к оборудованию рабочих мест предъявляются специальные требования, без соблюдения которых ведение деятельности невозможно (запрещено), при отсутствии установленных законодательством документов наличие оборудованных стационарных рабочих мест само по себе не приводит к образованию обособленного подразделения организации.

Вместе с тем некоторые судебные инстанции продолжают настаивать на следующем: под оборудованием стационарных рабочих мест в обособленном подразделении подразумевается не только создание всех необходимых для исполнения трудовых обязанностей условий, но и само исполнение таких (трудовых) обязанностей (Постановления ФАС Северо-Кавказского округа от 20.06.2007 N Ф08-3590/2007-1449А по делу N А63-9693/2006-С4, Девятого арбитражного апелляционного суда от 08.10.2007 N 09АП-10255/07-АК по делу N А40-10267/07-141-57).

Неучтенных отделили от неплательщиков

Верховный суд (ВС) решил, что нельзя наказывать компании за несообщения об открытии обособленных подразделений (ОП), как за непостановку юрлиц на налоговый учет. Последнее карается штрафом в 10% дохода от такой деятельности.

По мнению ВС, нужно разграничивать эти два нарушения, иначе это может привести к «неограниченному усмотрению в процессе правоприменения» и «произволу в применении санкций».

Теперь непостановка на учет подразделения должна квалифицироваться как непредставление сведений налоговым органам — штраф за это составляет всего 200 руб. за каждый непредставленный документ.

26 июня ВС вынес решение по налоговому делу ООО «Мостостроительная компания “Тындатрансмост”». При выездной проверке налоговая инспекция обнаружила, что «Тындатрансмост» не поставил на учет два своих обособленных подразделения в Якутии и Амурской области. За это компанию привлекли к ответственности по п. 2 ст.

116 Налогового кодекса (ведение деятельности организацией без постановки на учет), выписав 7,7 млн руб. штрафа. Налогоплательщик не согласился с квалификацией нарушения, но арбитражные суды приняли сторону налоговиков.

«Тындатрансмост» добился передачи дела в ВС — и экономколлегия удовлетворила его иск, отменив решение ИФНС.

В определении ВС говорится о «недопустимости недостаточной разграниченности составов правонарушений» — это может «привести к неограниченному усмотрению в процессе правоприменения, к произволу в применении санкций».

ОП (за вычетом филиалов и представительств) ставится на учет на основании сообщения, которое юрлицо обязано направить в налоговые органы. Непредставление в установленный срок документов или сведений, включая несообщение о создании ОП, подчеркнул ВС, влечет ответственность по п. 1 ст. 126 Налогового кодекса (НК) (200 руб.

штрафа за каждый непредставленный документ). Коллегия отметила, что высокий штраф — 10% от доходов — по п. 2 ст. 116 НК связан с тем, что при непостановке юрлица на учет у налоговиков «отсутствует возможность идентифицировать налогоплательщика» и определить, сколько налогов он должен уплатить.

Но «Тындатрансмост» не допускал неуплаты налогов на деятельность его подразделений, а у инспекции не было оснований для применения ст. 116 и «изъятия части дохода, с которого обществом уплачены налоги».

Замглавы департамента налоговой безопасности «КСК групп» Павел Андрейкин считает подход арбитров «справедливым и объективным». Руководитель юридического отдела АКГ «МЭФ-Аудит» Александр Овеснов напоминает о письмах ФНС и Минфина 2013–2014 годов с той же позицией, что и у ВС — но налоговые органы не всегда им следовали.

«Инспекторы все равно нередко привлекали компании к ответственности за непостановку на учет, и ряд арбитражных судов поддерживал такой подход»,— подтверждает Павел Андрейкин. По его словам, это связывали с тем, что непостановка ОП на учет приводит к неравномерному распределению налогов между региональными бюджетами.

В ФНС “Ъ” сообщили: ранее «имелась неопределенность в рассматриваемом вопросе», теперь она устранена, а позиция ВС «доведена до нижестоящих налоговых органов». На поступлениях в бюджет это «не отразится», учитывая «незначительное число привлечений к ответственности по п. 2 ст. 116 НК».

Между тем, подчеркивает Александр Овеснов, штраф в10% от дохода может достигать существенных размеров: «В деле ООО “Кодак” инспекция пыталась взыскать 52,6 млн руб. штрафа, и ее решение было отменено судом лишь из-за недоказанности реального количества ОП, не состоящих на налоговом учете.

Но вопрос правомерности применения самой санкции даже не рассматривался. В связи с этим очень важно, что участники налоговых правоотношений наконец получили внятные и конкретные пояснения».

По мнению господина Андрейкина, подход ВС «позволит провести разграничительную черту между лицами, сознательно не осуществляющими уплату налогов, и добросовестными плательщиками, допускающими ошибки».

Если не сообщить об открытии

Помимо регистрации, головная организация обязана уведомить территориальное отделение налоговой службы об открытии обособленного подразделения. Сделать это необходимо в любом случае, независимо от того, ведется через ОП деятельность или нет. Нарушение сроков и несоблюдение правила об обязательном уведомлении влечет штрафные санкции.

Вот таблица всех возможных штрафов за несообщение об открытии. Какое взыскание назначат головной компании, зависит от решения проверяющих специалистов ИФНС.

Величина штрафа Норма Основание
10 000,00 рублей П. 1 ст. 116 НК РФ Нарушение срока подачи заявления о постановке на учет в отделение Федеральной налоговой инспекции
10% от доходов, полученных в течение всего времени деятельности ОП, но не меньше 40 000,00 рублей П. 2 ст. 116 НК РФ Ведение деятельности организацией или индивидуальным предпринимателем без постановки на учет в ИФНС
5000,00 рублей П. 1 ст. 129.1 НК РФ Несвоевременное сообщение в ИФНС обязательных сведений
200 рублей П. 1 ст. 126 НК РФ Непредоставление в ФНС обязательных документов в установленный срок
Читайте также:  Как вернуть деньги за лечение? Особенности налогового вычета

За непредоставление сведений об открытии ОП назначают штраф по п. 1 ст. 126 НК РФ в размере 200 рублей. Но есть случаи, когда контролеры принимали другую позицию и определяли максимальный штраф в размере 10% от недополученных в региональный бюджет доходов. Логика проста: отделение открылось, деятельность ведется в конкретном регионе, но налоги в региональный бюджет не попадают, так как ОП не поставили на учет в территориальном отделе Федеральной налоговой инспекции.

Нужно ли регистрировать обособленное подразделение

Сведения о филиалах и представительствах должны быть включены в ЕГРЮЛ (пп. «н» п.1 ст. 5 Закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» от 08.08.2001 № 129-ФЗ). Налоговая служба поставит их на учет автоматически на основании данных из реестра (п. 3 ст. 83 НК РФ).

О создании другого обособленного подразделения необходимо уведомить налоговиков, подав сообщение по форме № С-09-3-1, утвержденной Приказом ФНС РФ от 04.09.2020 № ЕД-7-14/632@. Сделать это нужно в течение одного месяца (пп. 3 п. 2 ст. 23 НК РФ). Прикладывать какие-либо подтверждающие документы не требуется (письмо ФНС РФ от 30.10.2018 № ГД-4-14/21195). За непредставление сообщения в установленные сроки организации грозит штраф в размере 200 рублей (п. 1 ст. 126 НК РФ), генеральному директору — 300–500 рублей (ч. 1 ст. 15.6 КоАП).

Обособленное подразделение следует поставить на налоговый учет по месту его нахождения. Из этого правила есть два исключения (п. 4 ст. 83 НК РФ, письмо ФНС РФ от 28.09.2011 № ПА-4-6/15886):

  • при создании нескольких обособленных подразделений в одном городе или муниципальном районе — их можно поставить на учет в одной ИФНС по месту нахождения любого из подразделений;
  • при наличии в городе обособленного подразделения — вновь открываемое другое подразделение можно поставить на учет в ту же инспекцию, в которой числится первое.

Штраф за несообщение об открытии обособленного подразделения

  • Свежие
  • Посещаемые

Организация была привлечена к ответственности на основании п. 2 ст. 116 НК РФ за то, что не представила в налоговый орган сведения о создании обособленных подразделений (двух вахтовых посёлков для работников).

За это был взыскан штраф, превышающий 7 млн. руб. Суды трёх инстанций выводы инспекции поддержали.

Однако организация продолжила борьбу и обратилась с кассационной жалобой в Судебную коллегия по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.

Верховный суд РФ встал на сторону организации, указав, что суды должным образом не разграничили между собой составы правонарушений, предусмотренных п. 2 ст. 116, ст. 122 и ст. 126 НК РФ. Это привело к неправильному выводу о законности решения налогового органа. В своих выводах Верховный суд РФ опирался на следующие обстоятельства:

  • Из взаимосвязанных положений подп. 2 п. 1 и подп. 3 п. 2 ст. 23 НК РФ следует, что законодатель различает обязанность налогоплательщика встать на учет в налоговых органах и обязанность представить сообщение в налоговую о создании обособленного подразделения на территории Российской Федерации. Поэтому если организация не представила сообщение в налоговую об открытии обособленного подразделения, такое нарушение подлежит квалификации на основании ст. 126 НК РФ. Этой нормой предусмотрена ответственность за непредставление налоговому органу сведений, необходимых для осуществления налогового контроля;
  • Предусмотренная в п. 2 ст. 116 НК РФ форма ответственности выражается в изъятии части дохода организации или индивидуального предпринимателя, полученного за время ведения деятельности без постановки на налоговый учёт. Такая ответственность сопряжена с отсутствием у налогового органа возможности идентифицировать налогоплательщика в рамках налогового контроля.Соответственно, инспекция не может определить, какие налоги и в каком размере должен уплатить налогоплательщик в связи с ведением сокрытой от налогообложения деятельности. Если же у налогового органа имеется возможность определить размер налоговой обязанности организации или индивидуального предпринимателя, соответствующее лицо подлежит привлечению к ответственности, предусмотренной ст. 122 НК РФ за неуплату (неполную уплату) налогов.

Нередки случаи, когда за не постановку на учёт обособленного подразделения взыскивается штраф на основании п. 2 ст. 116 НК РФ. Размер ответственности составляет 10% от доходов организации, полученных в связи с деятельностью этого обособленного подразделения (а фактически зачастую и от доходов организации в целом).

Так, недавно наши налоговые юристы представляли в споре с налоговой инспекцией интересы организации, привлекавшийся к ответственности за отсутствие сообщения в налоговую о создании обособленного подразделения. Организация привлекалась к ответственности на основании п. 2 ст.

116 НК РФ, и размер взыскиваемого штрафа составил более 5 млн. рублей. Одним из доводов, приводимых налоговыми юристами было указание на неправомерность применения в данной ситуации п. 2 ст. 116 НК РФ.

Регистрация обособленного подразделения в 2021 году

Фирма, которая создала обособленное подразделение, должна зарегистрировать его в налоговом органе. Таково требование п. 1 ст. 83 Налогового кодекса РФ. Однако в некоторых случаях его можно не выполнять.

Для начала давайте разберемся, что считается для организации обособленным подразделением. Для этого обратимся к п. 2 ст. 11 Налогового кодекса РФ. Здесь сказано, что это любое территориально обособленное от нее подразделение, по местонахождению которого оборудованы стационарные рабочие места. Причем рабочее место является стационарным, если оно создается на срок более одного месяца. Обратите внимание, что, если даже оборудовано только одно место, все равно оно считается подразделением.

При этом не важно, отражено ли создание филиала или представительства в учредительных или других организационно-распорядительных документах компании или нет. Также не имеет значения, какими полномочиями они наделены.

Под обособленным подразделением (ОП) понимается созданный структурный отдел предприятия. Такое подразделение всегда находится отдельно от основной организации — на другой территории. Особые структуры отличает не только отдаленное (другое) место расположения, но и вновь созданные стационарные рабочие места (минимум на месяц). ОП — это не новые юридические лица, у них нет надлежащей правоспособности.

В соответствии с п. 1 ст. 83 НК РФ в целях проведения налогового контроля организации и физические лица подлежат постановке на учет в налоговых органах соответственно:

– по месту нахождения организации;

– по месту нахождения ее обособленных подразделений;

– месту жительства физического лица;

– по месту нахождения принадлежащих вышеназванным лицам недвижимого имущества и транспортных средств;

– по иным основаниям, предусмотренным НК РФ.

Пунктом 2 указанной нормы установлено: организации, в состав которых входят обособленные подразделения, расположенные на территории РФ, подлежат постановке на учет в налоговых органах по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения.

Место нахождения обособленного подразделения организации определяется соответствующим адресом (см. письма Минфина России от 16.05.2017 № 03‑02‑07/1/30877, от 05.05.2017 № 03‑02‑07/1/27605, от 25.04.2017 № 03‑02‑07/1/24969).

Читайте также:  12.1. Право на обязательную долю в наследстве

Согласно п. 2 ст. 11 НК РФ обособленным подразделением организации признается любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места. Рабочее место при этом считается стационарным, если оно создается на срок более одного месяца.

Статьей 209 ТК РФ установлено, что рабочим местом является место, где работник должен находиться или куда ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя. Под оборудованием стационарного рабочего места подразумевается создание всех необходимых для исполнения трудовых обязанностей условий, а также само исполнение таких обязанностей.

ОП ставится на учет только тогда, как через него ведется финансово-хозяйственная деятельность. Делается это в течение одного месяца с момента открытия новой обособленной структуры (п. 4 ст. 83 НК РФ). Если деятельность в момент создания ОП не ведется, регистрировать отделение нет необходимости. Но в тот момент, как головное предприятие начнет проводить операции через ОП, его придется зарегистрировать в установленный срок.

Если не сообщить об открытии

Помимо регистрации, головная организация обязана уведомить территориальное отделение налоговой службы об открытии обособленного подразделения. Сделать это необходимо в любом случае, независимо от того, ведется через ОП деятельность или нет. Нарушение сроков и несоблюдение правила об обязательном уведомлении влечет штрафные санкции.

Вот таблица всех возможных штрафов за несообщение об открытии. Какое взыскание назначат головной компании, зависит от решения проверяющих специалистов ИФНС.

Величина штрафа Норма Основание
10 000,00 рублей П. 1 ст. 116 НК РФ Нарушение срока подачи заявления о постановке на учет в отделение Федеральной налоговой инспекции
10% от доходов, полученных в течение всего времени деятельности ОП, но не меньше 40 000,00 рублей П. 2 ст. 116 НК РФ Ведение деятельности организацией или индивидуальным предпринимателем без постановки на учет в ИФНС
5000,00 рублей П. 1 ст. 129.1 НК РФ Несвоевременное сообщение в ИФНС обязательных сведений
200 рублей П. 1 ст. 126 НК РФ Непредоставление в ФНС обязательных документов в установленный срок

За непредоставление сведений об открытии ОП назначают штраф по п. 1 ст. 126 НК РФ в размере 200 рублей. Но есть случаи, когда контролеры принимали другую позицию и определяли максимальный штраф в размере 10% от недополученных в региональный бюджет доходов. Логика проста: отделение открылось, деятельность ведется в конкретном регионе, но налоги в региональный бюджет не попадают, так как ОП не поставили на учет в территориальном отделе Федеральной налоговой инспекции.

Ответственность за нарушение сроков регистрации

  1. Если организация нарушит срок постановки на налоговый учет обособленного подразделения, ей грозит штраф по ст. 116 Налогового кодекса РФ.

При опоздании на срок не более 90 дней штраф составит 5000 руб.

Если же фирма подаст заявление о постановке на учет более чем через 90 дней после положенного срока, штраф будет равен 10 000 руб.

За нарушение срока регистрации подразделения с должностных лиц — руководителя и главного бухгалтера — в соответствии со ст. 15.3 КоАП РФ взыскивается штраф в размере от 500 до 1000 руб.

  1. Если фирма не зарегистрировала новое подразделение, которое ведет деятельность и получает прибыль, ее оштрафуют по ст. 117 Налогового кодекса РФ.

За ведение деятельности подразделения без постановки на учет штраф взыскивается в размере 10 процентов от доходов, полученных пока филиал не был зарегистрирован, но не менее 20 000 руб.

Если подразделение не зарегистрировано более 90 дней, штраф равен 20 процентам доходов, полученных за время, пока новое отделение не состояло на налоговом учете.

За то, что филиал вел деятельность без регистрации в налоговом органе, должностных лиц — руководителя и главного бухгалтера — оштрафуют по ст. 15.3 КоАП РФ на сумму от 2000 до 3000 руб.

Несообщение в ИФНС об открытии обособленного подразделения

О создании обособленного подразделения организация обязана сообщить не только в налоговый орган, но и в орган контроля за уплатой страховых взносов по месту своего нахождения. Эта обязанность предусмотрена п. 2 ч. 3 ст. 28 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования», далее – Закон № 212-ФЗ (см. также письмо Минздравсоцразвития РФ от 09.09.2010 № 2891-19). В настоящее время форма сообщения о создании обособленного подразделения, подаваемого в орган контроля за уплатой страховых взносов по месту нахождения организации, не утверждена, поэтому организация может уведомить фонды в произвольной форме. За несоблюдение этого требования организация может быть привлечена к ответственности по ст. 48 Закона № 212-ФЗ (в виде взыскания штрафа в размере 200 руб. за каждый непредставленный документ), а ее должностные лица – по ч. 3 ст. 15.33 КоАП РФ (в виде штрафа в размере от 300 до 500 руб.).

Кроме того, организациям, имеющим обособленные подразделения, следует учитывать особенности уплаты налогов и предоставления отчетности. Так, например:

  • при наличии обособленного подразделения уплата налога на прибыль (в том числе авансовых платежей) осуществляется в соответствии со ст. 288 НК РФ;
  • налоговые агенты, имеющие обособленные подразделения, обязаны перечислять исчисленные и удержанные суммы НДФЛ в бюджет как по месту своего нахождения, так и по месту нахождения каждого своего подразделения (п. 7 ст. 226 НК РФ);
  • налог на имущество исчисляется отдельно по имуществу каждого обособленного подразделения, имеющего отдельный баланс (п. 1 ст. 376 НК РФ), и т.п.

То есть в некоторых ситуациях уплачивать налоги и представлять отчетность организация должна по месту нахождения обособленного подразделения. В случае игнорирования данных обязанностей возможны негативные последствия в виде привлечения организации к ответственности по ст. 119 и 122 НК РФ и другим, должностных лиц организации – по ст. 15.5 КоАП РФ. Кроме того, у организации могут возникнуть обязанности по уплате соответствующих сумм пеней (с недоимки по налогам, которые должны были уплачиваться по месту нахождения обособленного подразделения, – ст. 46 НК РФ). Как следствие, налоговая инспекция на основании ст. 76 НК РФ может приостановить операции по расчетному счету обособленного подразделения (для обеспечения исполнения решения о взыскании налога, сбора, пеней и (или) штрафа и до момента предоставления соответствующих деклараций).


Похожие записи:


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *