Новые требования к программе ПЭК
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Новые требования к программе ПЭК». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Эту экологическую отчетность необходимо сдавать организациям, которые эксплуатируют объекты III категории НВОС. Документация представляется в соответствии со ст. 18 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ “Об отходах производства и потребления”.
Отчет ПЭК — требования
ПЭК, или программа экологического контроля, представляет собой очень важный элемент в ведении природоохранной деятельности в рамках каждого предприятия. Данная программа выступает в виде комплекса мер, реализация которых позволяет выполнять все действия для охраны окружающего мира и тем самым соблюдать все требования на законодательном уровне по контролю за влиянием на экологию.
Данные требования распространяются только на те субъекты хозяйствования и предприятия, которые в рамках своей деятельности относятся к объектам негативного воздействия 1-3 категорий.
На них распространяются следующие обязательства:
-
разработка и утверждение ПЭК;
-
осуществление проведения ПЭК путем назначения ответственных лиц, внедрения мероприятий контроля за количеством выбросов, ведения учета всех данных, реализации мероприятий по обращению с образовавшимися отходами;
-
составление соответствующих документов для фиксации всех данных учета и их последующее хранение для подачи отчетности и предоставления во время проверок надзорными органами;
-
подача отчетности в контрольные управления для подтверждения соблюдения экологического законодательства.
Новые требования к отчету по производственному экологическому контролю за 2021 год
Начну с самого понятия. ПЭК — это комплекс природоохранных мероприятий, выполнять который обязано любое предприятие (будь то юридическое лицо или ИП), относящееся к объектам НВОС I, II, III категории. Эти мероприятия нужны для контроля за степенью негативного воздействия, которое оказывает предприятие на окружающую среду в результате производственной деятельности. Помимо этого, правильно выполненный комплекс мероприятий помогает предотвратить возникновение аварийных и чрезвычайных ситуаций на территории предприятия, которые, в свою очередь, могут повлечь за собой нанесение вреда окружающей среде или здоровью населения.
Итак, отчет по производственному экологическому контролю необходимо сдавать в территориальный орган Росприроднадзора в срок до 25 марта. Разберу принципы подачи отчета на примере Самарской области. Для большинства регионов нашей страны порядок действий будет примерно такой же:
– для объектов федерального уровня надзора — в Межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Самарской и Ульяновской областям; – для объектов регионального надзора — в Министерство лесного хозяйства охраны, окружающей среды и природопользования Самарской области.
Обращаю Ваше внимание, что у объектов федерального надзора есть возможность подачи ПЭК в электронном виде через «Личный кабинет природопользователя». Но для этого необходимо заверить отчет ЭЦП. Если ее нет, ПЭК необходимо продублировать в Росприроднадзор и на бумажном носителе.
Отчет ПЭК — требования
Производственный контроль в области охраны окружающей среды — важный элемент природоохранной деятельности предприятия. Осуществление производственного экологического контроля это комплекс мер, которые предпринимаются предприятием для обеспечения выполнения мероприятий, связанных с охраной окружающей среды с целью соблюдения требований в области охраны окружающей среды.
Требования по осуществлению производственного экологического контроля касаются только предприятий, являющихся объектами негативного воздействия на окружающую среду (ОНВОС) 1, 2, 3 категорий.
Предприятия, осуществляющие свою хозяйственную и (или) иную деятельность на ОНВОС 1, 2, 3 категорий обязаны:
- разработать и утвердить программу производственного экологического контроля (пункт 2 статьи 67 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»,
- осуществлять проведение производственного экологического контроля, а именно: назначать лиц, ответственных за проведение производственного экологического контроля, осуществлять проведение контроля за выбросами в атмосферный воздух, осуществлять ведение учета образовавшихся, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов,
- осуществлять документирование информации и хранение данных, полученных по результатам осуществления производственного экологического контроля,
- предоставлять отчетность об организации и о результатах осуществления производственного экологического отчета.
Таблица 2.4. Результаты наблюдений за загрязнением атмосферного воздуха
N
п/п |
Пункт наблюдения | Наименование загрязняющего вещества | Количество полных месяцев, охваченных фактическими наблюдениями | Периодичность отбора проб атмосферного воздуха | Количество случаев нарушений периодичности отбора проб за год (с указанием дат нарушений) | Среднегодовая концентрация загрязняющего вещества, мг/м3 | Максимальная концентрация загрязняющего вещества, мг/м3 | ПДКм.р., мг/м3 | ПДК с.с, мг/м3 | Процент случаев превышения ПДК | Примечание | |||
Номер | Адрес | Координаты | >10 ПДК | |||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 |
Отчет по форме «Расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» с 2023 года подается в новый социальный фонд СФР по старый правилам. Ранее отчет подавали в Фонд социального страхования РФ (ФСС России).
Форма отчета утверждена Приказом ФСС от 14.03.2022 № 80.
Сроки подачи отчета 4-ФСС:
- На бумаге – не позднее 20-го числа календарного месяца, следующего за отчетным периодом.
- В электронном виде – не позднее 25-го числа календарного месяца, следующего за отчетным периодом (I квартал, полугодие, девять месяцев, год)
За отчетный 2022 год отчет необходимо подать в срок не позднее 20.01.2023 в бумажном виде или не позднее 25.01.2023 в электронном.
Цели и задачи производственного контроля
Ключевая цель ПЭК прописана в 67 статье федерального закона «Об охране окружающей среды» № 7-ФЗ от 10.01.2002 года. Это обеспечение исполнения правовых актов, касающихся грамотного отношения к экосистеме участниками производственного процесса в ходе своей работы. Речь идет о природоохранных мерах, продуманной эксплуатации и возобновлении ресурсов природы, постоянной обработке оперативных сведений о влиянии на экологическую обстановку, своевременном информировании уполномоченных лиц о фактах нарушения правовых норм в области природоохранной активности и т.д. Среди главных задач ПЭК можно выделить:
- регулярную проверку соблюдения норм права в области использования ресурсов природы и охраны среды от негативного влияния, оказываемого функционированием конкретного корпоративного объекта;
- постоянный мониторинг соблюдения норм допустимого влияния на природу, которые прописаны в официальных документах: законах, договорах, лицензиях, соглашениях и т.д.;
- осуществление предупреждающих мероприятий, которые предотвращают нанесение ущерба экосистеме;
- наблюдение за деятельностью должностных лиц, отвечающих за проведение ПЭК;
- обеспечение бесперебойной и качественной работы оборудования, которое призвано минимизировать вредное воздействие на природу;
- предоставление уполномоченным гос.контролёрам как оперативной важной информации, так и периодической отчетности в положенные сроки.
Отчет ПЭК — требования
Производственный контроль в области охраны окружающей среды — важный элемент природоохранной деятельности предприятия. Осуществление производственного экологического контроля это комплекс мер, которые предпринимаются предприятием для обеспечения выполнения мероприятий, связанных с охраной окружающей среды с целью соблюдения требований в области охраны окружающей среды.
Требования по осуществлению производственного экологического контроля касаются только предприятий, являющихся объектами негативного воздействия на окружающую среду (ОНВОС) 1, 2, 3 категорий.
Предприятия, осуществляющие свою хозяйственную и (или) иную деятельность на ОНВОС 1, 2, 3 категорий обязаны:
- разработать и утвердить программу производственного экологического контроля (пункт 2 статьи 67 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»,
- осуществлять проведение производственного экологического контроля, а именно: назначать лиц, ответственных за проведение производственного экологического контроля, осуществлять проведение контроля за выбросами в атмосферный воздух, осуществлять ведение учета образовавшихся, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов,
- осуществлять документирование информации и хранение данных, полученных по результатам осуществления производственного экологического контроля,
- предоставлять отчетность об организации и о результатах осуществления производственного экологического отчета.
Общие сведения об организации и результатах производственного экологического контроля
Первый раздел состоит из 3-х таблиц. Первая таблица самая простая. По сути в данной таблице вносится только информация о юридическом лице и объекте негативного воздействия на окружающею среду. Графы 1 – 6 таблицы относятся к юридическому лицу (наименование, адрес, ФИО руководителя, телефон, факс, адрес электронной почты, наименование подразделения, ФИО, телефон, электронная почта ответственного за осуществление производственного экологического контроля, ИНН, ОГРН). Графы 7 – 10 относятся непосредственно к объекту НВОС, отчет по которому мы заполняем. В данные графы вносится: наименование объекта НВОС, адрес местонахождения, код объекта, категория объекта. Информация об объекте лучше брать из свидетельства выданного при постановке объекта на учет или на сайте ПТО УНВОС.
Особого смысла говорить по первой таблице нет, поэтому переходим к обсуждению следующей.
Следующая таблица отчета 1.2, содержит информацию о применяемых на предприятии технологиях и о их соответствии НДТ (наилучшие доступные технологии).
Порядок и сроки предоставления отчета о ПЭК
Согласно приказа Минприроды России от 28.02.2018 N 74 отчет об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля представляется ежегодно до 25 марта года, следующего за отчетным.
Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность на объектах I категории, а также на объектах II и III категории, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, представляют Отчет в территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по месту осуществления деятельности. Т.е. предприятия, находящиеся в Москве и Московской области, подают отчет в Департамент Росприроднадзора по Центральному федеральному округу.
Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность на объектах II и III категории, подлежащих региональному государственному экологическому надзору, представляют Отчет в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий региональный государственный экологический надзор, по месту осуществления деятельности. Т.е. предприятия, находящиеся в Москве, подают отчет в Департамент природопользования и охраны окружающей среды города Москвы, предприятия, находящиеся в Московской области – в Министерство экологии и природопользования Московской области.
Отчет оформляется в двух экземплярах, один экземпляр которого хранится на предприятии, а второй экземпляр вместе с электронной версией отчета на магнитном носителе представляется непосредственно в соответствующий орган или направляется в его адрес почтовым отправлением с описью вложения и с уведомлением о вручении. Отчет может быть направлен в виде электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью.
Результаты производственного контроля в области охраны атмосферного воздуха
Таблица 2.1 обязательно заполняется лишь в том случае, если программой ПЭК предусматривается контроль стационарных источников выбросов.
Во второй графе перечисляются все загрязняющие вещества в соответствии перечнем № 1316-р (раздел I «Для атмосферного воздуха»).
Особое внимание рекомендуем также обратить на заполнение таблицы 2.2. В графах 2–5 уточняем информацию согласно плану-графику контроля стационарных источников выбросов из программы ПЭК. В следующей, шестой графе перечисляются загрязняющие вещества согласно вышеупомянутому разделу I Перечня № 1316-р.
Далее указываем предельно допустимые, либо временно согласованные выбросы ЗВ. Восьмая графа предназначается для указания фактических выбросов ЗВ, согласно результатам лабораторных исследований. Далее отметим, что в графе 9 указывается информация о превышении установленных предельно допустимых или же временно согласованных выбросов ЗВ.
В графу 11 вносим общее число случаев превышения предельно допустимых и временно согласованных выбросов по всем источникам выбросов и загрязняющим веществам объекта. Специалисты рекомендуют заполнять ежегодно по результатам отчетности.
Вопросы по заполнению таблиц отчета по ПЭК
Вопрос: При заполнении некоторых таблиц отчёта по ПЭК возникли вопросы:
1) вносить ли вещества в таблицу 2.1., если у некоторых стоит периодичность 1 раз в 5 лет;
2) в таблицу 2.3. вносить ли вещества, если их не замеряет лаборатория, а в план-графике они указаны и их периодичность 1 раз в квартал (нп., пропиональдегид);
3) в таблице 2.4. откуда брать координаты и в каком виде их правильно вносить, а также кол-во полных месяцев и как периодичность прописывать, если по план-графику замеры ежеквартально стоят, а сделаны за 2 и 3 кварталы только? ПДК брать из проекта ПДВ? Если стоит ед-ца измерения мг/дм3 в протоколах по замерам воздуха СЗЗ, а в таблицах мг/м3, то как правильно перевести или какие использовать единицы измерения?
Кем и когда разрабатываются
ПЭК осуществляется специальной службой, организованной в структуре предприятия. Она возглавляется главным инженером.
Программу ПЭК составляют каждый год, утверждает ее директор.
Пример производственного экологического контроля на предприятии, а точнее, соответствующей программы, может содержать следующие блоки:
- инвентаризация выбросов загрязняющих веществ в воздух и их источников;
- инвентаризация сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду и их источников;
- инвентаризация отходов производства и потребления и объектов их размещения;
- подразделения или должностные лица, отвечающие за осуществление ПЭК;
- собственные или привлекаемые испытательные лаборатории (центры), аккредитованные в соответствии с законодательством РФ;
- периодичность и методы осуществления процедуры, места отбора проб и методики измерений.
При оформлении плана ПЭК необходимо отобразить:
- Информацию об учреждении с отображением структурных подразделений, производственных и админ-зданий, гаражей, с размещенным транспортом, амбаров, складов и т. д.
- Отходы, образуемые в учреждении.
- Территории, на которых сохраняются отходы до их утилизации или вывозу.
- Обязанности и зоны наблюдения инженером-экологом учреждения.
- План проверок всех зданий в учреждении.
- Предпринимаемые учреждением меры для недопущения аварий и ликвидация последствий аварий, в случае их состава.
- Ответственность учреждения за сверхнормативные выбросы отходов, данные о прочих природоохранных документах (планы СЗЗ, ПДВ, измерения выбросов на границах с жилыми массивами и т. д.).
Ориентировочные изменения, которые начнут действовать с 1.01.2022 года:
- Существенных корректировок в программе ПЭК не планируется. К нормативам, на базе которых разрабатывается ПЭК, относятся:
- ГОСТ Р 56062-2014.
- ГОСТ Р 56061-2014.
- К более значительным изменениям подвергнутся объекты 1-й категории, которые являются наиболее опасными по загрязнению экологии. К ним относятся:
- Металлургические предприятия.
- Текстильные учреждения.
- Кожевенное производство
- Энергетические объекты
- Мясокомбинаты
- Предприятия химической отрасли и т. д.
Для них вводятся новые нормативы, требующие оснащения автоматическими измерительными приборами, определяющими количество выбрасываемых отходов.
Требования к программе
Росприроднадзор, своим письмом № ВС-03-01-32/14309 с 01.01.2015 года отменил процедуру согласования составленного плана ПЭК с федеральными исполкомами власти РФ.
При этом, необходимо помнить, что ст. 26 ФЗ № 89 регламентирует, что учреждения, работающие с выбросами, формируют контрольное подразделение, являющееся частью производственного процесса за соблюдением экологии.
Кроме того, ст. 67 ФЗ № 7 обязывает учреждения и ИП, которые работают с выбросами на объектах I, II и III категорий, создавать план ПЭК и отчитываются перед соответствующими службами РФ об итогах выполнения ПЭК.
Согласно Положению о ФС, осуществляющей надзор в области природопользования, принятого Правительством РФ № 400, в п. 5.5.8 говорится, что отчетность об итогах выполнения ПЭК принимает Росприроднадзор.
Основные правила к разработке плана ПЭК, наблюдению за выбросами, сбросами отходов, документов, отображающих информацию об итогах выполнения ПЭК, определены ст. 67 ФЗ № 7.