Имущественные налоги в 2023 году: как взаимодействовать с налоговиками

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Имущественные налоги в 2023 году: как взаимодействовать с налоговиками». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


С 1 января 2021 года для организаций ввели единые сроки уплаты транспортного и земельного налогов (п.п. 68 и 77 ст. 2 Федерального закона от 29.09.2019 № 325-ФЗ). Сейчас эти налоги уплачиваются всеми организациями в срок не позднее 1 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом, а авансовые платежи по ним – не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом (п. 1 ст. 363 НК РФ, п. 1 ст. 397 НК РФ).

Единые сроки уплаты налогов

Причем регионам и муниципальным образованиям в настоящее время предоставлено право освободить организации от уплаты имущественных налогов путем принятия соответствующего закона (постановления, решения, указа и т.д.). Если на местном уровне авансовые платежи были отменены, то организации их не уплачивают, а платят только сам транспортный/земельный налог по итогам налогового периода.

Единые сроки уплаты налога на имущество организаций и авансовых платежей по нему вводятся с 1 января 2022 года (новая редакция п. 1 ст. 383 НК РФ). Подобно земельному и транспортному налогам, налог на имущество организаций станет уплачиваться не позднее 1 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом. Авансовые платежи по нему необходимо будет уплачивать также не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом.

При этом, как и в случае с другими имущественными налогами организаций, региональные власти вправе освободить компании от исчисления и уплаты авансовых платежей по налогу на имущество организаций. Это право за законодательными органами субъектов РФ сохраняется и в 2022 году (п. 6 ст. 382 НК РФ).

Единый налоговый счет

С 1 января 2023 года каждому налогоплательщику (организации) будет открыт единый налоговый счет. Он предназначен:

  • для поступления денежных средств, признаваемых единым налоговым платежом;

  • для выполнения обязательств организации перед бюджетом.

На едином налоговом счете будет формироваться сальдо – разница между внесенным ЕНП и совокупной обязанностью налогоплательщика. Сальдо может быть:

  • положительным (ЕНП больше совокупной обязанности);

  • отрицательным (ЕНП меньше совокупной обязанности). Это тревожный знак, который говорит о задолженности организации перед бюджетом;

  • нулевым (ЕНП равен совокупной обязанности).

Изменения, касающиеся страховых взносов, прежде всего обусловлены объединением 1 января 2023 года ФСС и ПФ РФ в единый Фонд пенсионного и социального страхования – Социальный фонд России, СФР (Федеральный закон от 14.07.2022 № 236-ФЗ). Часть 20 его ст. 18 предусматривает, что нормативные акты Пенсионного фонда и ФСС продолжат свое действие до момента издания нового акта СФР в соответствующей сфере.

  1. Вводится процедура беззаявительной регистрации страхователей (в том числе организаций), при которой никакие заявления подавать не нужно. Регистрация будет осуществляться в течение трех рабочих дней на основании данных, которые СФР получит от налогового органа в рамках межведомственного обмена и на основании сданной в фонд отчетности по кадрам (пп. «б» п. 5 Закона № 237-ФЗ[3]).

  2. Организации и предприниматели, которые выплачивают вознаграждения физическим лицам, будут исчислять взносы на обязательное пенсионное, медицинское и социальное страхование, исходя из единой базы по общим тарифам:

    • с выплат, не превышающих единую предельную величину базы, – по тарифу 30%;

    • с выплат, превышающих единую предельную величину базы, – по тарифу 15,1%.

Ставки земельного налога

Налоговая ставка не может превышать 0,3% от кадастровой стоимости участков:

  • занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры ЖКХ и приобретенных для жилищного строительства, кроме участков, используемых в предпринимательской деятельности (исключение действует с налогового периода 2021 года);
  • приобретенных для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества. С налогового периода 2021 года ставка распространяется на участки этой группы в случае, если они не используются в предпринимательской деятельности;
  • с налогового периода 2021 года — земельные участки общего назначения, предназначенные для ведения гражданами садоводства и огородничества либо предназначенные для размещения иного имущества общего пользования.

Ставка налога для остальных участков не должна превышать 1,5% от кадастровой стоимости.

Квартальная отчетность по налогу на имущество отменена

Закон внес три изменения в порядок исчисления налога на имущество.

1. Отменена обязанность сдачи квартальных расчетов по налогу на имущество. Таким образом, организациям придется готовить лишь годовую декларацию по итогам налогового периода. Форма декларации, а также порядок и формат ее представления утверждены Приказом ФНС РФ от 14.08.2021 № СА-7-21/405@.

2. Появилась возможность подачи с 01.01.2021 единой налоговой декларации. Ею вправе воспользоваться налогоплательщики — владельцы недвижимости:

  • облагаемой исключительно по среднегодовой стоимости;
  • расположенной на территории одного субъекта РФ, но зарегистрированной в разных инспекциях.

Право подачи единой декларации предоставляется после отправки уведомления в региональное УФНС. Обладатели такого имущества смогут отчитываться по нему в одном налоговом органе по своему выбору.

Претенденты на единую налоговую декларацию должны представить уведомление в УФНС по субъекту, где находится имущество организации, до завершения отчетной кампании за I квартал, то есть не позднее 02.03.2021.

Возможность подачи единой декларации не применяется, если региональным законодательством предусмотрены отчисления налога в местные бюджеты.

Продление сроков уплаты авансов, кто не в Перечне пострадавших отраслей

Многих интересует вопрос, в какой орган целесообразно обращаться за возможностью издания нормативного акта о продлении в 2020 году сроков уплаты авансовых платежей по транспортному налогу и налогу на имущество для организаций, не указанных в Перечне. Например, это:

  • субъекты МСП, не входящие в пострадавшие отрасли, определенные Правительством РФ;
  • иные организации.

Полномочиями продлять в 2020 году установленные законодательством субъектов РФ сроки уплаты авансовых платежей по этим налогам имеют законодательные (представительные) органы регионов и их высшие исполнительные органы госвласти.

То же самое касается продления в 2020 году сроков уплаты авансовых платежей по земельному налогу. Такие полномочия есть:

  • у представительных органов муниципальных образований (законодательных/представительных органов Москвы, Питера и Севастополя);
  • высших исполнительных органов госвласти субъектов РФ.

Как заплатить земельный налог физическим лицам

Для физлиц и ИП действует единый порядок уплаты земельного налога (п. 4 ст. 397 НК РФ). Они уплачивают налоги на основании полученных из ИФНС уведомлений. При этом фискальный орган не может прислать уведомление за срок, превысивший 3 налоговых периода.

Читайте также:  Государственные выплаты по уходу за инвалидами и престарелыми

В случае неполучения уведомления в срок граждане, владеющие землей, должны подать соответствующие сведения о находящемся в их собственности (постоянном пользовании) земельном участке в территориальную ИФНС. Эта обязанность для налогоплательщиков установлена в п. 2.1 ст. 23 Налогового кодекса.

Контроль за уплатой земельного налога осуществляет ИФНС по месту нахождения земельного участка. Если участок расположен на территории нескольких ИФНС, то обязанность осуществлять контроль за начислением и уплатой земельного налога ложится на каждую из них.

Если земельный участок был получен физлицом по наследству, то налог начисляется со дня вступления в наследство. За участки, выделенные под застройку, на протяжении первых 3 лет при расчете земельного налога используется повышающий коэффициент 2. Он применяется до сдачи построенного жилищного объекта в эксплуатацию, а затем излишне уплаченные суммы земельного налога (поскольку по факту получения прав собственности на объект недвижимости до истечения 3-летнего срока должен начать применяться коэффициент 1) возвращаются налогоплательщику.

Если земельный участок перешел в собственность налогоплательщика до 15-го числа, то для расчета налога этот неполный месяц учитывается как полный. А если после 15-го числа — то налог начинает начисляться со следующего месяца. Аналогичные правила действуют при выбытии участка из собственности: если это событие произошло до 15-го числа месяца, то данный месяц при расчете налога не учитывается, а если после 15-го — месяц в расчете участвует.

Срок уплаты налога для физлиц был установлен до 1 декабря следующего года. Например, за 2021 год налог на землю нужно уплатить не позднее 01.12.2021. Аналогичный порядок и срок уплаты действует и для ИП.

Порядок и сроки уплаты

Для физических лиц расчетом суммы налога занимаются сотрудники ФНС. После произведения данной операции гражданину по почте должно прийти уведомление, в котором содержится информация о сроках и сумме уплате налога.

Если уведомление не пришло, человеку следует в самостоятельном порядке обратиться в ближайшее налоговое отделение и уточнить информацию по данному вопросу.

В противном случае гражданин может получить пени за просрочку или быть привлеченным к налоговой ответственности.

Гражданин может проверить правильность расчетов налоговой инспекции, предварительно уточнив кадастровую стоимость объекта налогообложения и налоговую ставку, действующую в данном регионе. Налоговое уведомление должно прийти не позднее, чем за месяц до крайнего срока платежа. Взыскать налог сотрудники ФНС имеют право не более чем за 3 прошедших года. Если последний возможный день уплаты налога выпадает на выходной или праздник, крайним сроком уплаты налога будет ближайший к этой дате рабочий день.

Крайним сроком уплаты имущественного налога для физических лиц является 1 декабря года, который является налоговым периодом.

Юридические лица должны самостоятельно рассчитывать сумму налога. Не позднее 1 марта года, следующего после окончания налогового периода, ЮЛ обязаны перечислить денежные средства по имущественному налогу, а также подать отчётную документацию по итогам года.

Для данной категории граждан также предусмотрены ежеквартальные авансовые выплаты по имущественному налогу, которые составляют 1/4 часть от общей суммы налога.

Как правило, ставки по налогу определяется властями региона. Однако они не могут превышать максимального установленного Федеральными законами значения.

Уплата налога может быть произведена одним из следующих способов:

  • в кассе любого банка;
  • через платежные терминалы;
  • через банкоматы;
  • с помощью мобильного банка;
  • на сайте налоговой службы через личный кабинет налогоплательщика.

Кто подает декларацию по налогу на имущество? Информация здесь.

Есть ли льготы пенсионерам на имущество физических лиц? Подробности в этой статье.

У владельцев земельных участков и транспортных средств появится новая обязанность

Земельный налог:

  • начиная с 01.01.2022 компании обязаны сообщать инспекторам о налогооблагаемых участках, не учтенных ИФНС при исчислении налога. К сообщению необходимо приложить документы, подтверждающие владение участком, и направить сообщение однократно, в срок до 31 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом. Если организация это требование не выполнит, ей могут выписать штраф в размере 20 процентов от неуплаченной суммы налога (ст. 129.1 НК РФ);
  • ограничено применение льготной ставки в размере 0,3 процента. С 01.01.2022 в отношении земельных участков жилищного фонда эта ставка не может применяться к участкам для ИЖС, используемым в предпринимательской деятельности;
  • норма, устанавливающая для физлиц дату начала исчисления налога со дня открытия наследства, с 01.01.2022 распространится и на юрлица;
  • исключена возможность установления дифференцированных ставок в зависимости от видов территориальных зон, в границах которых расположен участок;
  • установлен порядок выявления участков, не используемых для сельхозназначения. С 01.07.2022 орган, осуществляющий государственный земельный надзор, обязан в течение 10 дней со дня выдачи предписания об устранении выявленного нарушения требований земельного законодательства представлять в налоговый орган по субъекту РФ сведения о неиспользовании участка по назначению. При установлении ответственным органом факта устранения названного нарушения либо при отмене предписания сведения об этом также в течение 10 дней представляются в налоговый орган по субъекту РФ;
  • c 01.01.2022 муниципалитеты исключены из процедуры установления сроков уплаты земельного налога организациями. Таким образом, представительные органы муниципальных образований лишатся права устанавливать сроки уплаты земельного налога;
  • установлен срок уплаты земельного налога — не позднее 1 марта следующего года, а авансовые платежи — не позднее последнего числа месяца, следующего за отчетным периодом. Изменения применяются начиная с уплаты налога за 2022 год.

Транспортный налог

Для владельцев транспортных средств, согласно п. «а» п. 3 ст. 1 закона, с 01.01.2022 установлена обязанность информировать ИФНС об их наличии. Это та же норма, которая регулирует уведомление и о наличии земельных участков, рассмотренное выше. Сообщать о ТС необходимо в случае, если:

  • они являются объектами налогообложения;
  • не подпадают под льготу;
  • по ТС ни разу не получено сообщение об исчисленной сумме налога.

Кроме того, к уведомлению нужно приложить копии документов, подтверждающих регистрацию ТС. Достаточно сделать это один раз в срок до 31 декабря следующего за истекшим налоговым периодом года. Документы можно отправить в любую удобную ИФНС.

Причина новшеств — в отмене деклараций. За 2022 год инспекторы уже сами будут присылать сообщения об исчисленном налоге. Поэтому если в 2022 году организация приобретет транспорт и в 2022 году не получит от инспекции сообщения о налоге, то нужно будет до 31 декабря 2022 года уведомить налоговиков о приобретении.

Предусмотренные ранее для физлиц санкции в соответствии с пп. «а» п. 49 ст. 1 закона распространяются и на юридические лица. Так что начиная с 01.01.2022 компания за непредставление сообщения будет наказана штрафом в размере 20 процентов от неоплаченной суммы налога.

Читайте также:  Как бесплатно заменить электросчетчик

Перечень организаций, которым предоставляются льготы по уплате налога на имущество, установлен статьей 381 НК РФ. Согласно ей от уплаты налога освобождаются:

  1. организации и учреждения уголовно-исполнительной системы — в отношении имущества, используемого для осуществления возложенных на них функций;
  2. религиозные организации — в отношении имущества, используемого ими для осуществления религиозной деятельности;
  3. общероссийские общественные организации инвалидов:
      среди членов которых инвалиды и их законные представители составляют не менее 80%, — в отношении имущества, используемого ими для осуществления их уставной деятельности;
  4. уставный капитал которых полностью состоит из вкладов указанных организаций, если среднесписочная численность инвалидов среди их работников составляет не менее 50%, а их доля в фонде оплаты труда — не менее 25%, — в отношении имущества, используемого ими для производства и (или) реализации товаров (за исключением подакцизных и некоторых иных), работ и услуг (за исключением брокерских и иных посреднических услуг);
  5. учреждения, единственными собственниками имущества которых являются указанные организации инвалидов, — в отношении имущества, используемого ими для достижения образовательных, культурных, лечебно-оздоровительных, физкультурно-спортивных, научных, информационных и иных целей социальной защиты и реабилитации инвалидов, а также для оказания правовой и иной помощи инвалидам, детям-инвалидам и их родителям;
  6. организации, основным видом деятельности которых является производство фармацевтической продукции, — в отношении имущества, используемого ими для производства ветеринарных иммунобиологических препаратов;
  7. организации:
      в отношении федеральных автомобильных дорог общего пользования и сооружений, являющихся их неотъемлемой технологической частью. Перечень имущества, относящегося к указанным объектам, утверждается Правительством Российской Федерации;
  8. в отношении имущества, учитываемого на балансе организации — резидента особой экономической зоны, созданного или приобретенного для использования на территории ОЭЗ при ведении деятельности в рамках заключенного соглашения (в течение 10 лет с месяца, следующего за месяцем постановки на учет указанного имущества);
  9. признаваемые управляющими компаниями инновационного ;
  10. получившие статус участников проекта «Сколково» по осуществлению исследований, разработок и коммерциализации их результатов;
  11. имущество:
      специализированных протезно-ортопедических предприятий;
  12. коллегий адвокатов, адвокатских бюро и юридических консультаций;
  13. государственных научных центров;
  14. и другие — полный список см. в статье 381 НК РФ.

Обратите внимание!

С 1 января 2021 года субъекты РФ наделены правом устанавливать на своей территории льготу в отношении движимого имущества, принятого с 1 января 2013 года на учет в качестве основных средств.

Исключение составляют движимые объекты, принятые на учет при:

  • реорганизации или ликвидации;
  • передаче друг другу взаимозависимыми лицами.

Однако эти исключения не применяются в отношении железнодорожного подвижного состава, произведенного с января 2013 года. Изменения внесены в пункт 25 статьи 381 НК РФ.

Кодекс также дополнен статьей 381.1 НК РФ, которая установила: если регион не воспользуется этим правом, то с 2021 года эта льгота на его территории действовать больше не будет. Льгота, установленная п. 24 ст. 381 НК РФ (в части имущества, расположенного в российском секторе дня Каспийского моря) также будет применяться с 1 января 2021 года только при принятии субъектом соответствующего закона.

Изменения предусмотрены Федеральным законом от 30.11.2016 N 401-ФЗ.

Ставки транспортного налога по регионам в 2018–2019 годах: таблица, нюансы

Ставки по данному налогу каждый субъект определяет самостоятельно. В целях наиболее справедливого налогообложения транспорта региональные власти наделены правом устанавливать дифференцированные ставки по таким критериям, как мощность двигателя, вместимость, категория транспортного средства и год его выпуска, срок эксплуатации.

НК РФ устанавливает налоговую ставку по транспортному налогу, которая, будучи увеличенной в 10 раз, является максимальным пределом для соответствующих ставок регионов. По легковушкам с мощностью двигателя до 150 лошадиных сил налоговая ставка может быть снижена до 0.

Поскольку транспортный налог призван компенсировать вред окружающей среде и дорогам от использования автомобилей, логично предположить, что ставки налога должны зависеть от экологического класса машины. Подробнее о соответствующей инициативе чиновников читайте в статье «Транспортный налог заменят экологическим?».

Ставки по налогу одинаковы как для физлиц, так и для ИП и юридических лиц и зависят только от непосредственных характеристик транспортного средства. Например, для легковых автомобилей ставка изменяется в соответствии с мощностью двигателя.

В Москве для легковушек выделены 8 категорий:

  • до 100 лошадиных сил включительно;
  • от 101 до 125 лошадиных сил;
  • от 126 до 150 лошадиных сил;
  • от 151 до 175 лошадиных сил;
  • от 176 до 200 лошадиных сил;
  • от 201 до 225 лошадиных сил;
  • от 226 до 250 лошадиных сил;
  • свыше 250 лошадиных сил и далее.

Узнать ставку транспортного налога в интересующем вас регионе можно из этой статьи.

Транспортный налог в 2021 году

Основные изменения, касающиеся налогообложения, затрагивают владеющие транспортом организации и регламентируются принятым в апреле 2019-го года ФЗ номер 63. Для них есть некоторые новости. Так, уже с первого января 2021-го полностью упраздняются налоговые декларации, то есть их подача отменяется, что заметно упрощает уплату.

Полезно знать! Так как по закону организациями документация подавалась до первого февраля текущего года (за отчётный предшествовавший годовой период), то фактически декларации уже можно не подавать никогда, так как поправки в законодательстве вступят в силу ранее крайней даты.

В числе существенных нововведений – отмена налоговых деклараций по земельному налогу и изменение сроков его уплаты.

1. Федеральный закон от 15 апреля 2019 г. № 63-ФЗ.

Статья 398 НК РФ с 1 января 2021 г. утрачивает силу, освобождая налогоплательщиков от подачи налоговой декларации по земельному налогу. Соответственно, декларации за 2020 г. представлять не потребуется. С 1 января 2021 г. налоговые органы будут принимать декларации, в том числе уточненные, только за налоговые периоды, предшествующие 2020 г., а также уточненные декларации, если первоначально налоговые декларации были представлены в этом году в случае реорганизации организации1.

С нового года налоговые органы будут направлять организациям-налогоплательщикам сообщения об исчисленных суммах земельного налога. В случае неполучения такого сообщения налогоплательщик будет обязан передать в налоговый орган информацию о наличии каждого из принадлежащих ему земельных участков до 31 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом (п. 2.2 ст. 23 НК РФ).

2. Федеральный закон от 23 ноября 2020 г. № 374-ФЗ.

  • Изменены сроки уплаты земельного налога. Законодательные органы муниципальных образований больше не будут устанавливать эти сроки (п. 2 ст. 387 НК РФ). Налогоплательщики-организации должны будут уплачивать налог не позднее 1 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом. Авансовые платежи по земельному налогу нужно будет уплачивать не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом (п. 1 ст. 397 НК РФ).
  • Изменен порядок рассмотрения уведомления о выбранном для получения налогового вычета земельном участке (п. 6.1 ст. 391 НК РФ). Теперь такое уведомление рассматривается налоговым органом в течение 30 дней со дня его получения (с правом продления этого срока еще на 30 дней).
  • Внесены изменения в п. 1.1 ст. 391 НК РФ относительно учета сведений об изменяемой кадастровой стоимости участков. Изменение кадастровой стоимости, произошедшее в течение налогового периода, более не будет учитываться при определении налоговой базы в текущем и предыдущих налоговых периодах, за исключением случаев, при которых учет подобных изменений будет предусмотрен п. 1.1 ст. 391 НК РФ и законодательством РФ.
  • В случае когда кадастровая стоимость земельного участка будет изменена вследствие установления его рыночной стоимости, сведения об измененной кадастровой стоимости, внесенные в ЕГРН, будут учитываться при определении налоговой базы по земельному налогу начиная с даты начала применения для целей налогообложения сведений об изменяемой кадастровой стоимости (п. 1.1 ст. 391 НК РФ).
Читайте также:  Какие социальные выплаты будут проиндексированы в 2023 году

Из важного – отменены налоговые декларации по транспортному налогу и изменены сроки его уплаты. Также предусмотрены особенности прекращения уплаты налога в связи с уничтожением транспортного средства.

1. Федеральный закон от 15 апреля 2019 г. № 63-ФЗ.

  • Статья 363.1 НК РФ с 1 января 2021 г. утрачивает силу, освобождая налогоплательщиков от подачи налоговой декларации по транспортному налогу. Налог они будут уплачивать на основании собственных расчетов.
  • Налоговые органы начнут направлять налогоплательщикам-организациям сообщения об исчисленных суммах налога. В случае несогласия с расчетом налога налогоплательщик вправе в течение 10 дней со дня получения сообщения представить в налоговый орган пояснения или документы, подтверждающие правильность исчисления, полноту и своевременность уплаты налога. Срок рассмотрения таких пояснений составляет 1 месяц (с правом его продления еще на 1 месяц). По его истечении налогоплательщику направляется уточненное сообщение об исчисленной сумме налога (в течение 10 дней после составления такого сообщения) либо требование об уплате налога, если по результатам рассмотрения пояснений выявлена недоимка (п. 4–6 ст. 363 НК РФ).

2. Федеральный закон от 29 сентября 2019 г. № 325-ФЗ.

Законодательные органы субъектов РФ больше не станут определять сроки уплаты транспортного налога (абз. 2 ст. 356 НК РФ). Налогоплательщики-организации должны будут уплачивать налог не позднее 1 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом. Авансовые платежи по транспортному налогу нужно будет вносить не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом (п. 1 ст. 363 НК РФ).

3. Федеральный закон от 23 ноября 2020 г. № 374-ФЗ.

В случае уничтожения транспортного средства исчисление налога прекращается с 1-го числа месяца, в котором ТС было утрачено. Только для этого налогоплательщику нужно будет подать соответствующее заявление. К нему можно приложить документы, подтверждающие факт уничтожения ТС. Заявление должно быть рассмотрено в течение 30 дней. Затем налогоплательщику будет направлено уведомление о прекращении исчисления налога или сообщение об отсутствии основания для этого.

Законодатель обновил условия налогообложения при изменении кадастровой стоимости объекта налогообложения в течение налогового периода и уточнил особенности заполнения налоговой декларации.

1. Федеральный закон от 23 ноября 2020 г. № 374-ФЗ.

  • Изменение кадастровой стоимости объекта налогообложения в течение налогового периода будет учитываться при определении налоговой базы в текущем и предыдущих налоговых периодах только в случае, если это будет прямо предусмотрено п. 15 ст. 378.2 НК РФ и законодательством РФ, регулирующим проведение государственной кадастровой оценки.
  • Если кадастровая стоимость объекта налогообложения будет изменена по причине установления его рыночной стоимости, сведения об измененной кадастровой стоимости, внесенные в ЕГРН, будут учитываться при определении налоговой базы начиная с даты начала применения для целей налогообложения сведений об изменяемой кадастровой стоимости (п. 15 ст. 378.2 НК РФ).
  • В налоговой декларации должны быть отражены сведения о среднегодовой стоимости объектов движимого имущества, учтенных на балансе организации в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета (п. 1 ст. 386 НК РФ).
  • Согласно п. 1.1 ст. 386 НК РФ налогоплательщик, состоящий на учете в нескольких налоговых органах по месту нахождения принадлежащих ему объектов недвижимого имущества, налоговая база по которым определяется как их среднегодовая стоимость, на территории субъекта РФ, вправе представлять налоговую декларацию в отношении таких объектов в один из указанных налоговых органов по своему выбору, уведомив об этом налоговый орган по субъекту РФ. Это уведомление подлежит рассмотрению в течение 30 дней со дня его получения (с правом продления данного срока еще на 30 дней). При наличии оснований, препятствующих применению предусмотренного п. 1.1 ст. 386 НК РФ порядка представления налоговой декларации, налоговый орган должен будет сообщить об этом налогоплательщику.

На фоне нововведений, коснувшихся земельного и транспортного налогов, изменения в части налога на имущество организаций выглядят скромно. В то же время тенденции в судебной практике показывают, что именно этот налог чаще становится причиной споров.

Подавляющее большинство споров по налогу на имущество организаций по-прежнему сконцентрировано вокруг утративших силу еще 1 января 2019 г. положений п. 25 ст. 381 НК РФ. Они предусматривали освобождение от налога для движимого имущества, принятого с 1 января 2013 г. на учет в качестве объектов основных средств. После упразднения этой нормы движимое имущество и вовсе было исключено из перечня облагаемых налогом объектов, однако это не поспособствовало решению вопроса о том, как отграничить для целей налогообложения движимое имущество от недвижимого.

Теоретически серьезных проблем при таком разграничении возникать не должно. Разумному налогоплательщику следовало бы напрямую обратиться к ст. 130 ГК РФ, руководствуясь положениями п. 1 ст. 11 НК РФ о том, что институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства, используемые в НК РФ, должны применяться в том значении, в каком они используются в этих отраслях. В ст. 130 ГК РФ установлено следующее: к недвижимым вещам относится все, что прочно связано с землей, т.е. объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.


Похожие записи:


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *