Что такое отчет ПЭК, как он выглядит, как заполнять и куда сдавать
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Что такое отчет ПЭК, как он выглядит, как заполнять и куда сдавать». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Эту экологическую отчетность необходимо сдавать организациям, которые эксплуатируют объекты III категории НВОС. Документация представляется в соответствии со ст. 18 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ “Об отходах производства и потребления”.
Предоставляемые сведения
Данные о выполнении условий решения о предоставлении водного объекта в пользование |
Куда предоставляется
Орган государственной власти субъектов РФ, осуществляющий государственное управление в области ООС |
НПА
Региональное законодательство |
Срок сдачи
|
Кто предоставляет
Хозяйствующие субъекты, которым предоставлено право пользования водным объектом в целях забора (изъятия) водных ресурсов и (или) сброса сточных, в том числе дренажных, вод |
Как предоставляется
На бумажном носителе лично или по почте письмом с объявленной ценностью с уведомлением о вручении. Возможно предоставление скан-копии отчета на электронную почту ведомства, подписанного ЭЦП |
Предоставляемые сведения
Декларация о количестве выпущенных в обращение на территории РФ товаров, упаковки товаров, включенных в перечень товаров, упаковки товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, реализованных для внутреннего потребления на территории РФ |
Куда предоставляется
|
НПА
|
Срок сдачи
до 1 апреля |
Кто предоставляет
Производители и импортеры товаров |
Как предоставляется
В электронном виде через ЛК природопользователя с использованием ЭЦП |
Форма отчета по ПЭК с комментариями
В отчете ПЭК необходимо указывать такие данные:
-
адрес места нахождения, код объекта, категория объекта;
-
наличие источников выбросов иих характеристики;
-
сведения оприменяемых технологиях;
-
сведения особственных либо опривлекаемых лабораториях, их адреса иаттестаты аккредитации;
-
перечень загрязняющих веществ длявоздуха;
-
результаты контроля выбросов загрязняющих веществ наисточниках;
-
результаты наблюдений зазагрязнением воздуха, если они есть;
-
результаты учета объемов забора воды изводного объекта исбросов сточных вод;
-
результаты наблюдений заводными объектами;
-
результаты проверок очистных сооружений, если они есть.
Утверждение программы
ПЭК является документом, в котором разработан и распланирован комплекс мер, обеспечивающий проверку соответствия работы учреждения, нормативам РФ. Программа должна разрабатываться учреждением и ИП на основании федеральных Законов РФ № 458-ФЗ и N 219-ФЗ, с учетом последних изменений от 28.12.2017 года. Утверждается Программа приказом руководителя учреждения или частным предпринимателем.
Особый контроль Ростехнадзор осуществляет, при разработке проектных и разрешительных документов по работе с отходами. Необходимо обеспечить проектирование норм выделения и ограничения вывоза отходов (ПНООЛР), оформить паспорта вредных отходов (отдельно по каждому виду), получить лицензию на работу с отходами, а также разработать мероприятия ПЭК, охватывающие весь цикл поэтапной деятельности с отходами.
Основные разделы, входящие в план ПЭК зависят от специфики учреждения и состоят из:
- Перечня сотрудников, отвечающих за ПЭК, или реквизитов учреждения, с которым подписано соглашение на составление программы ПЭК.
- Технических документов, регламентирующих работу с отходами (составляется отвечающими за ПЭК):
- Инструкция в местах образования и временной сохранности отходов.
- Процесс утилизации каждого вида отходов – с отображением класса вредности, свойств, процедуры создания, сохранности, и утилизации или переработки.
- Инструкции для сотрудников.
- Плана и формы наблюдения за исполнением предписаний, а также накопления отходов согласно проекту ПНООЛР.
- Периодичности инструктажа работающих с отходами.
- Ответственности за нарушение инструкций.
Кроме этого, необходимо отобразить методы анализа производства по определению соответствия учреждения требованиям экологии (замеры и исследования лаборатории, изучение передового опыта).
Порядок и сроки предоставления отчета о ПЭК
Согласно приказа Минприроды России от 28.02.2018 N 74 отчет об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля представляется ежегодно до 25 марта года, следующего за отчетным.
Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность на объектах I категории, а также на объектах II и III категории, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, представляют Отчет в территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по месту осуществления деятельности. Т.е. предприятия, находящиеся в Москве и Московской области, подают отчет в Департамент Росприроднадзора по Центральному федеральному округу.
Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность на объектах II и III категории, подлежащих региональному государственному экологическому надзору, представляют Отчет в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий региональный государственный экологический надзор, по месту осуществления деятельности. Т.е. предприятия, находящиеся в Москве, подают отчет в Департамент природопользования и охраны окружающей среды города Москвы, предприятия, находящиеся в Московской области – в Министерство экологии и природопользования Московской области.
Отчет оформляется в двух экземплярах, один экземпляр которого хранится на предприятии, а второй экземпляр вместе с электронной версией отчета на магнитном носителе представляется непосредственно в соответствующий орган или направляется в его адрес почтовым отправлением с описью вложения и с уведомлением о вручении. Отчет может быть направлен в виде электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью.
С 1 января 2019 года ПЭК осуществляют все предприятия I-III категорий НВОС. Требования к программе ПЭК сформулированы в Приложении 1 к приказу Минприроды России от 28.02.2018 г. № 74. Кроме программы, применяют Положение о производственном экологическом контроле – нормативный акт, который устанавливает основные правила осуществления ПЭК.
Когда на производстве изменяются технологии, оборудование, источник сырья, на 10% и более увеличивается мощность или объемы производства, требуется провести новые замеры выбросов и внести необходимые корректировки в программу ПЭК.
Документ приводят в соответствие новым условиям в срок до 60 дней. При отсутствии существенных изменений в производстве и законодательной базе единожды разработанной программой пользуются несколько лет подряд.
Природоохранные мероприятия должны соответствовать программе: загрязняющие выбросы контролируют по методикам, указанным в программе ПЭК.
На объектах I категории стационарные источники выбросов оборудуют автоматическими системами контроля.
Основные задачи ПЭК:
- Предупреждение повышенного негативного влияния на окружающую среду, оперативное устранение нарушений.
- Исполнение организацией норм законодательства в сфере природопользования.
Проведение предусмотренных программой ПЭК мероприятий фиксируют в журнале.
2-ТП (водхоз) является годовой формой отчётности федерального статистического наблюдения, которая обязательна к предоставлению всеми юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями:
- осуществляющими сброс (отведение) сточных вод;
- осуществляющими забор (изъятие) из водных объектов 50 м3 воды в сутки и более (кроме сельскохозяйственных объектов);
- получающими воду из систем водоснабжения (от поставщиков-респондентов) объёмом 300 м3 и более в сутки для любых видов использования воды, кроме производства сельскохозяйственной продукции;
- получающими воду из систем водоснабжения (от поставщиков-респондентов), осуществляющие забор (изъятие) воды из водных объектов объёмом 150 м3 и более в сутки для производства сельскохозяйственной продукции;
- имеющими системы оборотного водоснабжения общей мощностью 5000 м3 и более в сутки независимо от объёма забираемой воды.
Сроки и порядок предоставления отчётности
Отчёт по форме 2-ТП (водхоз) предоставляется в территориальный орган Росводресурсов в срок до 22 января года, следующего за отчётным.
Перечень исходных данных для отчёта:
- реквизиты для заключения договора;
- копия лицензии на водопользование;
- данные о заборе и сбросе воды помесячно за отёчный период.
За данное нарушение также предусмотрена ответственность в соответствии с ч.1 и 2 ст.13.19 КоАП РФ, которая влечёт за собой наложение административного штрафа:
- на должностных лиц в размере от 10000 руб. до 20000 руб.;
- на юридических лиц — от 20000 руб. до 70000 руб.
За повторное нарушение предусмотрена более строгая ответственность:
- на должностных лиц в размере от 30000 руб. до 50000 руб.;
- на юридических лиц — от 100000 руб. до 150000 руб.
Представление экологической отчётности
В таблице приведены формы отчётов по статистической экологической отчётности, экосбору и плате за НВОС, а также правила их представления.
Таблица по основным формам «экологической» отчётности
Наименование отчета | Периодичность и сроки сдачи | Куда представлять | В каком виде отчитываться |
Декларация о плате за НВОС (утв. приказом Минприроды от 10.12.20 № 1043) | Раз в год, не позднее 10-го марта года, следующего за отчётным (за 2021 год нужно отчитаться не позднее 10 марта 2022 года) | В территориальный орган РПН по местонахождению объекта.
Если объекты находятся в разных регионах — отдельную декларацию в каждый из органов РПН |
Если плата за НВОС за предыдущий отчётный период:
|
Декларация о воздействии на окружающую среду (для объектов II категории; утв. приказом Минприроды от 11.10.18 № 509) | В общем случае раз в 7 лет не позднее дня истечения срока действия одного из документов:
|
В Росприроднадзор | На бумаге или через интернет |
Декларация о количестве выпущенных в обращение на территории РФ за предыдущий календарный год готовых товаров, в том числе упаковки, подлежащих утилизации (утв. постановлением Правительства РФ от 24.12.15 № 1417) | Раз в год, до 1 апреля года, следующего за отчетным (за 2021 год нужно отчитаться до 1 апреля 2022 года включительно) | Производителям — в территориальный орган РПН по своему местонахождению. Импортерам — в центральный аппарат РПН (г. Москва). Тем, кто одновременно являются производителями и импортерами — в центральный аппарат РПН (г. Москва) |
В общем случае —через интернет. При отсутствии технической возможности подключения к интернету, можно сдать на бумаге, приложив флешку или диск с электронной версией отчёта в формате xml |
Отчет о выполнении норматива утилизации отходов от использования товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств (утв. постановлением Правительства РФ от 03.12.20 № 2010) | Раз в год, до 1 апреля года, следующего за отчётным (за 2021 год нужно отчитаться до 1 апреля 2022 года включительно) | ||
Расчёт суммы экологического сбора (утв. приказом Росприроднадзора от 22.08.16 № 488) | Раз в год, до 15 апреля года, следующего за отчётным (за 2021 год нужно отчитаться до 15 апреля 2022 года включительно) | ||
Форма № 2-ТП (отходы) (утв. приказом Росстата от 09.10.20 № 627) |
Раз в год, не позднее 1 февраля года, следующего за отчётным (за 2021 год нужно отчитаться не позднее 1 февраля 2022 года) | В территориальный орган РПН по местонахождению респондента. Если есть обособленные подразделения, заполняется и сдается отдельно по каждому из них |
На бумаге или через интернет |
Форма № 2-ТП (воздух) (утв. приказом Росстата от 08.11.18 № 661) |
Раз в год не позднее 22 января года, следующего за отчётным (за 2021 год нужно отчитаться не позднее 24 января 2022 года) | В территориальный орган РПН по местонахождению респондента | На бумаге или через интернет |
Форма № 2-ТП (рекультивация) (утв. приказом Росстата 29.12.12 № 676) |
Раз в год, не позднее 1 февраля года, следующего за отчётным (за 2021 год нужно отчитаться не позднее 1 февраля 2022 года) | В территориальный орган РПН по местонахождению респондента | На бумаге или через интернет |
Отчет о результатах ПЭК (форма утв. приказом Минприроды от 14.06.2018 № 261) | Раз в год, до 25 марта года, следующего за отчётным (за 2021 год нужно отчитаться не позднее 25 марта 2022 года) | Если деятельность ведётся:
|
На бумаге (с приложением экземпляра на магнитном носителе) или через интернет |
В чем преимущества календаря
Календарь отчетности существенно облегчает работу бухгалтеров, кадровиков и других специалистов организации. Очевидные преимущества:
- все отчеты со сроками сдачи собраны в одном месте;
- в календаре отмечены даты основных платежей в бюджет;
- учтены все переносы из-за праздников и выходных, по решению правительства и региональных властей;
- в календарь встроены удобные фильтры для детализации пользовательских запросов;
- дни отчетности выделены ярким цветом, а в самом календаре определены периоды сдачи отчетов.
ПРОИЗВОДСТЕННЫЙ КОНТРОЛЬ В ОБЛАСТИ ОБРАЩЕНИЯ С ОТХОДАМИ ПРОИЗВОДСТВА
Производственный контроль в области обращения с отходами производства и потребления включает в себя:
- проверку порядка и правил обращения с отходами;
- анализ существующего производства, с целью выявления возможностей и способов уменьшения количества и степени опасности образующихся отходов;
- учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам, а также размещенных отходов;
- составление и утверждение паспортов опасных отходов;
- определение массы размещаемых отходов в соответствии с выданными разрешениями;
- мониторинг состояния окружающей среды в местах хранения (накопления) отходов;
- проверку выполнения планов мероприятий по внедрению малоотходных технологических процессов, технологий использования и обезвреживания отходов, достижению лимитов размещения отходов.
- проверку наличия согласованных с территориальными природоохранными органами нормативных документов, регламентирующих образование и размещение отходов производства и потребления:
- проекта нормативов образования и лимитов размещения отходов производства и потребления;
- лимитов на размещение отходов;
- договоров на сдачу цветных металлов, отработанных аккумуляторов, на утилизацию ртутьсодержащих ламп с организациями, имеющими соответствующие лицензии;
- документов (акты, журналы, отчеты, накладные), подтверждающих движение отходов – образование, хранение, утилизацию, или передачу сторонним организациям.
2.1. Производственный экологический контроль осуществляется на территории предприятия с целью обеспечения экологической безопасности, получения достоверной информации о состоянии окружающей среды, с целью обеспечения исполнения требований законодательства и нормативов в области охраны окружающей среды.
2.2. Задачами производственного экологического контроля являются:
— контроль качества выполнения природоохранных программ, планов мероприятий по охране окружающей среды, графиков контроля источников выбросов, объектов переработки, размещения отходов;
— контроль соблюдения законодательства в области охраны окружающей среды на территории завода;
— контроль соблюдения установленных нормативов допустимого воздействия на окружающую среду;
— разработка природоохранных мероприятий с привлечением заинтересованных подразделений завода и оформление планов по охране окружающей природной среды;
— контроль выполнения мероприятий по охране окружающей природной среды;
— контроль выполнения требований действующего природоохранного законодательства, норм и правил, инструкций, предписаний по вопросам охраны окружающей природной среды;
— периодическое проведение анализа результатов природоохранной деятельности на заводе, принятие мер к устранению выявленных нарушений;
— осуществление координации и контроля природоохранной деятельности в подразделениях предприятия, приведение технической документации и технических процессов в соответствие с нормами и требованиями;
— проведение анализа технологических процессов на заводе на соответствие современным природоохранным требованиям и представление соответствующих предложений руководителю предприятия;
— осуществление руководства и обеспечение работой бригад при проведении инструментального контроля состояния окружающей среды на предприятии, при проведении инвентаризации источников выбросов, при систематическом и выборочном отборе и анализе проб атмосферного воздуха;
— подготовка руководству предприятия предложений по снижению вредного воздействия на природу на основании данных инструментальных замеров и контроля за выбросами загрязняющих веществ в атмосферу, состояния окружающей природной среды в районе предприятия;
– иные задачи, вытекающие из необходимости обеспечения экологической безопасности на территории предприятия, определенные действующим законодательством.
7.1. Производственный контроль в области обращения с отходами производства и потребления регламентируется:
– Федеральным Законом Российской Федерации от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»;
– Федеральным Законом Российской Федерации от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»;
– Федеральным Законом Российской Федерации от 30.03.1995 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»;
– другими нормативными правовыми актами.
7.2. Производственный контроль в области обращения с отходами включает в себя:
– проверку порядка и правил обращения с отходами;
– анализ существующего производства, с целью выявления возможностей и способов уменьшения количества и степени опасности образующихся отходов;
– учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам, а также размещенных отходов;
– составление и утверждение Паспортов опасных отходов;
– определение массы размещаемых отходов в соответствии с выданными разрешениями;
– мониторинг состояния окружающей среды в местах хранения (накопления) отходов;
– проверку выполнения планов мероприятий по внедрению малоотходных технологических процессов, технологий использования и обезвреживания отходов, достижению лимитов размещения отходов.
– проверку наличия согласованных с территориальными природоохранными органами нормативных документов, регламентирующих образование и размещение отходов производства и потребления:
проекта нормативов образования и лимитов размещения отходов производства и потребления;
лимитов на размещение отходов;
договоров на сдачу цветных металлов, отработанных аккумуляторов, на утилизацию ртутьсодержащих ламп с организациями, имеющими соответствующие лицензии;
документов (акты, журналы, отчеты, накладные), подтверждающих движение отходов – образование, хранение, утилизацию, или передачу сторонним организациям.
Нормативная база обеспечения охраны окружающей среды
В роли основного нормативного документа, который устанавливает принципы государственной политики в анализируемой области, с 2002 года выступает федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ, посвященный вопросам охраны окружающей среды. Рассматриваемый закон многократно пересматривался и дополнялся для того, чтобы обеспечить использование наиболее действенных и современных методик и инструментов защиты экологии. В последний раз изменения в текст этого документа были внесены в 2019 году в связи с принятием федеральных законов №№ 450 и 453.
В 2021 году одним из основных требований к работе промышленных предприятий в сфере минимизации отрицательного влияния на окружающую среду становится выполнение непрерывного производственного экологического контроля (ПЭК). Список задач в рамках этой работы должен быть определены специальным планом. Правила составления этого документа зафиксированы в особом приказе Минприроды от 28 февраля 2018 года N 74. Кроме этого, при организации этой работы компаниям необходимо учитывать положения следующих нормативных документов:
- приказ Минприроды от 16 октября 2018 года N 522, который определяет список важнейших методических рекомендаций, подлежащих учету в ходе заполнения отчетной документации о выполнении ПЭК;
- национальный стандарт ГОСТ Р 56061-2014, который устанавливает правила выполнения производственного экологического контроля и определяет правила составления программы мероприятий по этому направлению;
- приказ Минприроды от 14.06.2018 N 261, устанавливающий формы отчетной документации по результатам выполнения ПЭК.
Приведенные нормативные документы устанавливают для производственных предприятий обширный ряд обязанностей по оформлению документации, связанной с характером их воздействия на окружающую среду. Проанализируем правила их составления более предметно.
Категоризация объектов, оказывающих отрицательное влияние на экологию
Производственный контроль в области экологии — это систематическая работа производственных организаций, которая нацелена на обеспечение рационального характера использования природных ресурсов. Ее важными задачами становятся также минимизация отрицательного влияния компаний на экологию и соблюдение актуальных нормативов в сфере природоохраны.
При организации такой деятельности, конечно, необходимо учитывать характер работы предприятия и генерируемого им влияния. Чтобы обеспечить дифференциацию требований по этому признаку, для объектов, которые становятся причиной негативного действия на экологию, в российском законодательстве введено понятие категорий. Правила определения принадлежности к каждой из них приведены в статье 4.2 федерального закона № 7-ФЗ:
- I – предприятия, имеющие наибольший уровень такого воздействия и обязаны применять самые действенные доступные способы и технологии для его минимизации;
- II – предприятия с умеренным отрицательным воздействием на окружающую среду;
- III – компании с незначительным уровнем воздействия;
- IV – организации с минимальным уровнем воздействия на экологию.
Конкретный список критериев, применяемых для отнесения к каждой категории, определен отдельным постановлением Правительства РФ от 28 сентября 2015 г. N 1029. В него входят следующие параметры: характер производственной деятельности, объем вредных выбросов в атмосферу, объем выбросов сточных вод, мощность предприятия и другие.
В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:
ГОСТ Р 8.589 Государственная система обеспечения единства измерений. Контроль загрязнения окружающей природной среды. Метрологическое обеспечение. Основные положения
ГОСТ Р 56061 Производственный экологический контроль. Требования к программе производственного экологического контроля
ГОСТ Р 56059 Производственный экологический мониторинг. Общие положения
Примечание — При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю «Национальные стандарты», который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя «Национальные стандарты» на текущий год. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого стандарта с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого стандарта с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку.