Для чего был создан фонд перераспределения с/х земель?

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Для чего был создан фонд перераспределения с/х земель?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Земельная реформа в 90-х годах, а именно реорганизация колхозов и совхозов, приватизация их земель, формирование коллективно-долевой собственности, привела к появлению земельных излишков, которые стали следующим источником пополнения фонда перераспределения.

Пополнение фонда в результате земельной реформы

Земельная реформа происходила на основании ряда законодательных актов:

  • Земельный Кодекс РСФСР, принятый в 1991г.;
  • Указ Президента РФ № 323 «О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР (27 декабря 1991г.);
  • Постановление Правительства РФ № 86 «О порядке реорганизации колхозов и совхозов» (29 декабря 1991г.);
  • Постановление Правительства РФ № 708 «О порядке приватизации и реорганизации предприятий и организаций агропромышленного комплекса» (04 сентября 1992г.).

Положения данных актов предусматривали осуществление реорганизации и приватизации в срок до 01.01.1993 года путем реализации следующих шагов:

  • формирование комиссий районного и внутрихозяйственного уровня по вопросам приватизации и реорганизации (во всех районах, колхозах и совхозах);
  • выбор коллективным хозяйством параметров реформы: форма собственности на землю, порядок направления заявления на предоставление земельного ресурса в выбранную форму собственности, на выкуп/в аренду участков земли с превышением нормы бесплатного предоставления.

Норма являлась среднерайонной, расчет ее осуществлялся делением общей площади земель в границах всех предприятий района сельскохозяйственного характера (за исключениями, установленными законом) на совокупное количество лиц, трудящихся в сельском хозяйстве, в том числе, пенсионеров и служащих социальной сферы. Совместно с применением такой средней нормы администрации районов были уполномочены использовать дифференциацию норм бесплатного предоставления угодий в собственность в зависимости от плотности населения зон районов.

Несмотря на разницу в плотности населения различных зон, дифференциация в большинстве случаев не применялась. Общая же площадь угодий, составляющих объем совместной долевой собственности, исчислялась перемножением среднерайонной нормы по бесплатному предоставлению и количества лиц, владеющих правом на земельную долю. Таким образом, распределение земельных долей в разных хозяйствах оказалось неравномерным: где-то размер доли получился меньшим, чем среднерайонная норма, в иных хозяйствах он оказался равен ей, а в третьих сложились излишки. Эти излишки отражали разницу между реальной площадью земли предприятия и определенной расчетно через применение среднерайонной нормы и стали очередным поступлением в фонд перераспределения земель.

Комментарий к Статье 80 Земельного кодекса РФ

Комментируемая статья предусматривает создание фонда перераспределения земель, при этом указывая как цели его создания, так и источники формирования фонда. Следует отметить, что понятие фонда перераспределения земель было введено с принятием Указа Президента РФ от 27 декабря 1991 г. N 323 «О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР» , согласно которому в такие фонды включались земельные участки, остающиеся после бесплатной передачи земель работникам сельскохозяйственных предприятий. Согласно п. 10 Положения о реорганизации колхозов, совхозов и приватизации государственных сельскохозяйственных предприятий, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 4 сентября 1992 г. N 708 , при определении земельной доли (пая) земельные участки, включенные в фонд перераспределения земель, не учитывались.
———————————
Ведомости СНД и ВС РСФСР. 1992. N 1. Ст. 53.

РГ. 1992. 24 сент. N 211.

Читайте также:  Минимальный размер пенсий в Москве увеличат с 1 января 2023 года

В соответствии с п. 11 ст. 3 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» со дня введения в действие ЗК РФ в фонд перераспределения земель включаются все земли, находившиеся на день введения в действие ЗК РФ в образованных в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. N 323 «О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР» фондах перераспределения земель.

Предпосылками для создания фондов перераспределения земель стала земельная реформа, проведенная в начале 90-х годов. Тогда власти поставили задачу создать фермерские хозяйства.

Для этого необходимо было найти источники предоставления участков частным лицам, которые изъявили желание заниматься сельскохозяйственной деятельностью, но у них нет прав на долю по причине того, что они не были членами сельскохозяйственных предприятий.

В фонд входили земли, которые не были предоставлены в аренду, собственность, владение, а также территории совхозов, колхозов, иных землепользователей, которые использовались нерационально.

Основной целью, по которой была инициирована реформа, являлось создание крестьянско-фермерского уклада на основе массового, всеобщего выхода собственников из коллективной собственности на приватизированные участки с выделением этих земель в натуре.

Фонд перераспределения земель или земельных участков пополнялся за счет угодий, которые перестали быть собственностью в связи с условиями, предусмотренными в ст. 39 и ст. 40 Земельного кодекса, принятого в 1991 года. В частности, в них говорится:

  • о добровольном отказе от земли;
  • истечении соответствующего периода;
  • прекращения функционирования организации;
  • эксплуатации надела не по целевому назначению;
  • нерациональном пользовании;
  • периодической неуплате сбора в течение 2 лет и долга до конца следующего года;
  • неиспользовании угодий в течение года;
  • отчуждении в пользу местных властей.

Вскоре, в 1993 году, данные основания утратили силу.

Понятие и состав земель сельскохозяйственного назначения

Землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей (ст. 77 ЗК РФ). Они в основном используются сельскохозяйственными предприятиями, организациями и гражданами, занимающимися производством товарной сельскохозяйственной продукции.

В составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от воздействия негативных (вредных) природных, антропогенных и техногенных явлений, водными объектами, а также зданиями, строениями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции.

Правовой режим земель, используемых для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества

Земельные участки для ведения личного подсобного хозяйства передаются по желанию граждан им в собственность местными органами самоуправления (местными администрациями), в ведении которых находятся сельскохозяйственные земли. Личное подсобное хозяйство — форма непредпринимательской деятельности по производству сельскохозяйственной продукции. В настоящее время действует Федеральный закон от 7 июля 2003 г. № 112-ФЗ «О личном подсобном хозяйстве».

Личное подсобное хозяйство ведется гражданами или гражданином и совместно проживающими с ним и (или) совместно осуществляющими с ним ведение личного подсобного хозяйства членами его семьи в целях удовлетворения личных потребностей на земельном участке, предоставленном и (или) приобретенном для личного подсобного хозяйства.

Фонд перераспределения земель или земельных участков пополнялся за счет угодий, которые перестали быть собственностью в связи с условиями, предусмотренными в ст. 39 и ст. 40 Земельного кодекса, принятого в 1991 года. В частности, в них говорится:

  • о добровольном отказе от земли;
  • истечении соответствующего периода;
  • прекращения функционирования организации;
  • эксплуатации надела не по целевому назначению;
  • нерациональном пользовании;
  • периодической неуплате сбора в течение 2 лет и долга до конца следующего года;
  • неиспользовании угодий в течение года;
  • отчуждении в пользу местных властей.

Вскоре, в 1993 году, данные основания утратили силу.

Земли, входящие в фонд

Чтобы понять, какие земли входят в состав фонда перераспределения земель, необходимо обратиться к статье 103 Земельного кодекса РФ.

Читайте также:  Самостоятельная продажа автомобиля

В соответствии с этим документом земельные участки фонда не относятся к землям запаса, которые, в свою очередь, являются собственностью муниципальной и государственной собственности. Они не предоставляются гражданам и юридическим лицам.

В госфонд переходят следующие земли сельскохозяйственного назначения:

  • от которых на добровольной основе отказались их хозяева — это требование обозначено в статье 53 Земельного кодекса РФ;
  • если не имеется наследников — п. 2 ст. 2 Земельного кодекса РФ;
  • принудительно изъятые — ст. 45 и 54 Земельного кодекса РФ.

В фонд передаются все указанные земельные участки, а также выявленные в результате инвентаризации земель. Положение о порядке проведения инвентаризации предполагает, что этой процедуре подлежат территории всех категорий, которые не используются в сельском хозяйстве.

В процессе инвентаризации выявляются:

  • документы, соответствующие участкам и подтверждающие права собственников на земельные наделы;
  • используемые не по целевому назначению или неиспользуемые земли;
  • отработанные и нарушенные земли, которые подлежат рекультивации;
  • земли лесфонда, не покрытые лесом, но и редкими кустарниками, не очень ценными лесными породами, которые находятся за границами особо охраняемых территорий.

Цели создания фонда перераспределения земель

Целью создания фонда по перераспределению земельных территорий является организация государственных территорий исключительно сельскохозяйственного предназначения. Ключевым фактором в процессе учреждения такого фонда являлся показатель целевого назначения земель.

При наличии оснований для изъятия территорий и включения их в активы распределительного фонда все участки не теряют своего особого целевого назначения, так как продолжают использоваться для удовлетворения потребностей сельского хозяйства и фермерства после определения точного владельца, собственника или арендатора.

Государственный фонд перераспределения земель был создан с целью рационального распределения, а также грамотного разделения между гражданами и юридическими лицами всех земельных активов соответствующего фонда. Главной задачей распределительного фонда является такое распоряжение сельскохозяйственными территориями, которое будет гарантировать соблюдение правил целевого использования.

Перераспределение важно для последующего осуществления хозяйственной деятельности, проведения любых фермерских работ, а также расширения сельскохозяйственной деятельности, для организации подсобных личных хозяйств, садоводства и огородничества.

Когда происходит эта процедура и на каких основаниях

Процедура перераспределения земель может проводиться, когда:

  1. Нужно привести границы ЗУ в соответствие с утвержденным проектом межевания для уточнения границ долевых владений.
  2. При слиянии и разделении участков с изменением площади.
  3. Требуется исключить вклинивания ЗУ друг в друга, изломанности границ, при наличии чересполосицы. Без изменения площадей участков.
  4. Когда государственные и муниципальные земли переданы во владение граждан для ведения ЛПХ, огородничества, садоводства, дачного хозяйства, если площадь не превышает допустимых норм (о землях сельхозназначения для ведения садоводства мы писали тут, а о землях для дачного строительства и хозяйства написано здесь).
  5. Земли перераспределяются для зонирования по видам сельхоз работ: под пастбища, луга и под полевые работы – в пределах владения одного собственника – юридического лица или муниципалитета.
  6. Участки попали в распоряжение Фонда из-за отсутствия владельца или по причине изъятия и допускают передачи во владение физических и юридических лиц.

Основанием для проведения процедуры служит составление и подписание всеми участниками совместного владения – соглашения о перераспределении. А также – правообладателями смежных территорий – муниципалитета, физического или юридического лица. В документе должны быть указаны сведения:

  1. об участниках процедуры;
  2. основания возникновения права земельной собственности у участников;
  3. технические параметры участков;
  4. условия возникновения прав собственности на вновь возникающие ЗУ.
  • Скачать бланк соглашения о перераспределении земель
  • Скачать образец соглашения о перераспределении земель

Предпосылками для создания фондов перераспределения земель стала земельная реформа, проведенная в начале 90-х годов. Тогда власти поставили задачу создать фермерские хозяйства.

Для этого необходимо было найти источники предоставления участков частным лицам, которые изъявили желание заниматься сельскохозяйственной деятельностью, но у них нет прав на долю по причине того, что они не были членами сельскохозяйственных предприятий.

В фонд входили земли, которые не были предоставлены в аренду, собственность, владение, а также территории совхозов, колхозов, иных землепользователей, которые использовались нерационально.

Основной целью, по которой была инициирована реформа, являлось создание крестьянско-фермерского уклада на основе массового, всеобщего выхода собственников из коллективной собственности на приватизированные участки с выделением этих земель в натуре.

Читайте также:  Что такое пенсионные накопления и как их получить в 2023 году

Как используются земли фонда

Территории, попавшие в ходе пересмотра и реорганизации в фонд перераспределения земель, используются в самых разных целях.

Прежде всего, они предназначены для решения следующих задач:

  • для предварительного создания и дальнейшего расширения фермерских и крестьянских хозяйств;
  • для ведения сельскохозяйственных работ — садоводство, огородничество;
  • для дальнейшей достройки личных подсобных хозяйств;
  • для выпаса скота или сенокоса;
  • для размещения некоммерческих структур, главная сфера деятельности которых заключается в проведении сельскохозяйственных работ.

Земли, временно находящиеся в распоряжении фонда передаются юридическим и физическим лицам при наличии следующих оснований:

  • заключение договора аренды;
  • в рамках федеральных и муниципальных законов.

Субъекты эксплуатации земель

Формирование фонда перераспределения угодий и его дальнейшее использование подразумевает определение круга лиц, участвующих в эксплуатации земельных наделов в соответствии с нуждами.

Согласно ст. 78 ЗК РФ, к числу субъектов для использования сельскохозяйственных площадей относятся:

  • физические и юридические лица;
  • фермерские хозяйства, садоводческие и животноводческие общества;
  • нуждающиеся в пастбищах и выгулах;
  • товарищества на вере;
  • предприятия унитарного типа, коммерческие организации;
  • организации некоммерческого толка, включая религиозные фонды;
  • научные и производственные объединения;
  • сельскохозяйственные учебные заведения;
  • общины, ведущие промысловую деятельность (коренные народы крайнего Севера).

Вышеперечисленные субъекты входят в число основных претендентов на использование фонда перераспределения угодий под сельское хозяйство. Однако, перечень не является окончательным и может быть дополнен рядом субъектов, осуществляющих хозяйственную и прочую деятельность, связанную с задействованием угодий.

Виды разрешенного использования

Территории сельхозназначения используют для следующих целей:

  • организация личного хозяйства;
  • ведение крестьянско-фермерского хозяйства;
  • строительства дачного дома;
  • садоводческие посадки;
  • ведение рыбного хозяйства;
  • организация научно-исследовательской деятельности;
  • ведение охотничьего хозяйства;
  • животноводство и выпас скота.

Чтобы расширить территории наделов для нужд отрасли, создается фонд перераспределения земель. Он формируется при следующих условиях:

  • собственник официально отказался от земельного участка;
  • нет права наследования земли;
  • территория была изъята принудительно в соответствии с законом.

Правила перераспределения земельных участков

Передел осуществляется согласно общим правилам, оговоренным ст. 11.2 ЗК РФ. Специальные нормы применяются в случае, если в процедуре перераспределения задействованы искусственно созданные земли либо в результате перераспределения создаются многоконтурные участки.

Передел осуществляется в процессе землеустройства. С точки зрения заказчика эти работы направлены на установление границ участков на местности, описание их местоположения. В глобальном масштабе землеустроительные мероприятия призваны обеспечить организацию рационального землепользования и охраны земель.

Регламентация землеустройства, помимо ст. 68, 69 ЗК РФ обеспечивается профильным законом №78 «О землеустройстве», множеством правительственных и ведомственных подзаконных актов. Установление границ участка, образованного в результате перераспределения в натуре, выполняется по координатам характерных точек. Сведения о них содержаться в госкадастре недвижимости.

Участки, образованные в результате перераспределения, должны соответствовать общим требованиям, оговоренным ст. 11.9 ЗК РФ. Они касаются:

  • непревышения граничного размера объектов, могущих передаваться в частное владение (устанавливается муниципальными градостроительными регламентами);
  • непересечение границ муниципальных образований, населенных пунктов, лесничеств, территориальных зон;
  • неущемление прав собственников недвижимости, расположенных на исходных участках, а также иных правообладателей;
  • границ и расположения вновь образуемого участка, недопустимости чересполосицы, вкрапливания или иных недостатков, препятствующих рациональному землепользованию.


Похожие записи:


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *